Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ УЧАЩИХСЯ В 9-ЫХ КЛАССАХ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ УЧАЩИХСЯ В 9-ЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ 9-Х КЛАССОВ / ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ / ПОРОГ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Ярошинская Алевтина Павловна, Одинцов Александр Сергеевич

Одной из своевременных задач в средней образовательной школе считается формирование у подкосков навыков здорового образа жизни, повышение уровня функциональной и физической подготовки. Внеурочные занятия в спортивных секциях являются одним из эффективных направлений комплексного применения средств и методов физической культуры в формировании у детей устойчивого интереса к занятиям двигательной активностью. Актуальность проделанного изучения обоснованно сохраняющейся тенденцией высокого уровня хронических заболеваний в старших классах средних общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Ярошинская Алевтина Павловна, Одинцов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF EXTRA-COURSE FORMS OF MOTOR ACTIVITY LESSONS ON STUDENTS'FUNCTIONAL RESERVES IN 9TH GRADES

One of the timely tasks in a secondary educational school is the formation of healthy lifestyle skills in braces, increasing the level of functional and physical fitness. Extracurricular activities in sports sections are one of the effective directions of the complex use of means and methods of physical culture in the formation of a steady interest in physical activity among children. The relevance of the study done is a reasonably continuing trend of a high level of chronic diseases in the senior classes of secondary schools.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ УЧАЩИХСЯ В 9-ЫХ КЛАССАХ»

Спорт. Медицина. - 2020. - № 3 (20). - С. 104.

2. Москвичев М.А. Наставление по физической подготовке (НФП - 2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.А. Москвичев, Н.Н. Маргацкий, Ф.М. Зезюлин. - Москва : Фонд С. Столярова, 2002. - 136 с.

REFERENCES

1. Koshkin, E.V., Solonitsyn, R.A., Smimov, A.A., Kruchinina K.S. (2020), "Modeling of a throwing simulator device for the training process of martial artists", Person. Sport. Medicine, Vol. 20, No 3, pp. 104.

2. Moskvichev, M., Marcacci, end Zazulin, F. (2002), "The manual on physical training (NFP -2001) employees criminally-Executive system", With Fund. Stolyarova, Moscow.

Контактная информация: nohrin.mihail2013@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2022

УДК 373.5

ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ УЧАЩИХСЯ В 9-ЫХ

КЛАССАХ

Мария Олеговна Одинцова, старший преподаватель, Астраханский Государственный медицинский университет, Астрахань; Ирина Евгеньевна Янкевич, доцент, Алевтина Павловна Ярошинская, доктор биологических наук, профессор, Астраханский государственный университет, Астрахань; Александр Сергеевич Одинцов, спортсмен-инструктор прыжки на батуте, Центр спортивной подготовки Сборных команд России, Москва

Аннотация

Одной из своевременных задач в средней образовательной школе считается формирование у подкосков навыков здорового образа жизни, повышение уровня функциональной и физической подготовки. Внеурочные занятия в спортивных секциях являются одним из эффективных направлений комплексного применения средств и методов физической культуры в формировании у детей устойчивого интереса к занятиям двигательной активностью. Актуальность проделанного изучения обоснованно сохраняющейся тенденцией высокого уровня хронических заболеваний в старших классах средних общеобразовательных школ.

Ключевые слова: учащиеся 9-х классов, внеурочные занятия спортом, физическая подготовленность, функциональные резервы, порог стрессоустойчивости.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p300-303

IMPACT OF EXTRA-COURSE FORMS OF MOTOR ACTIVITY LESSONS ON STUDENTS' FUNCTIONAL RESERVES IN 9TH GRADES

Maria Olegovna Odintsova, the senior teacher, Astrakhan State Medical University, Irina Evgenievna Yankevich, the docent, Alevtina Pavlovna Yaroshinskaya, the doctor of biological sciences, professor, Astrakhan State University; Alexander Sergeevich Odintsov, the athlete-instructor in trampoline diving, Center for Sports Training of Russian National Teams, Moscow

Abstract

One of the timely tasks in a secondary educational school is the formation of healthy lifestyle skills in braces, increasing the level of functional and physical fitness. Extracurricular activities in sports sections are one of the effective directions of the complex use of means and methods of physical culture in the formation of a steady interest in physical activity among children. The relevance of the study done is a reasonably continuing trend of a high level of chronic diseases in the senior classes of secondary schools.

Keywords: 9th grade students, extracurricular sports, physical fitness, functional reserves, stress resistance threshold.

ВВЕДЕНИЕ

Прогрессивная концепция образовательного кластера «Физическая культура» представляет собой педагогическую систему всевозможных форм занятий двигательной активностью, целью которых являются формирование индивидуально ориентированной физической культуры учащихся, укрепление их здоровья и гармоничное физическое развитие [3]. При этом занятия избранным видом спорта обеспечивают реализацию задачи повышения спортивного мастерства, повышение функциональных резервов организма, совершенствование коммуникативных функций [8]. Внеурочные занятия видами спорта позволяют учащимся школ не только реализовать свои двигательные способности, но и в должной мере получить опыт социализации в обществе [1, 5]. Актуальной проблемой в настоящее время является недостаточный уровень физической подготовки и физического развития учащихся [6]. Сохраняется тенденция роста числа хронических заболеваний среди учащихся СОШ [7]. Снижается объем недельной двигательной активности школьников. Проведение уроков физической культуры в СОШ планируется по факту наличия спортивных сооружений, многие из которых не соответствуют современным требованиям [4]. В этой связи нами было проведена оценка влияния регулярной двигательной активности на уровень функциональной и физической подготовленности учеников в старших классах [2,3]. Принимая во внимание высокое нервное напряжение, обусловленное подготовкой школьников к ОГЭ, в ходе работы был определен уровень стрессоустойчивости и социальной коммуникации исследуемого контингента.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось на базе средней образовательной школы г. Астрахань №64, №55, №9 с сентября 2021 года по май 2022 г. В исследовании участвовали 43 девушки, учащиеся 9-х классов. В исследовании были использованы официальные данные медицинских осмотров, протоколы сдачи контрольных нормативов и норм комплекса ГТО, результаты анкетирования. Целью экспериментальной части исследования явилось изучение влияния занятий в спортивных секциях на показатели функциональных резервов и уровень физической подготовленности на фоне психоэмоционального напряжения у учащихся 9-х классов. В начале исследования учащиеся были распределены на 2 группы, первая группа (n - 21) - это школьники, занимающиеся в школьных и городских спортивных секциях (игровые виды спорта - 7 человек, чир спорт - 3 человек, гимнастика - 3 человека); вторую группу (n2 - 22) составили их сверстники, которые занимались физической культурой в рамках школьной программы по 3 академических часа в неделю.. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартных пакетов (Microsoft USA). Достоверность различий исследуемых показателей устанавливали с помощью общепринятых методов математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Наибольший интерес представляет изучение влияния занятий физической активностью на организм учащихся в период нервно-эмоционального напряжения, а также изучение факторов риска срыва адаптационно-регуляторных систем, характерных для периода высокой учебной нагрузки. Высокий уровень функциональной и физической подготовленности школьников, занимающихся спортом, является значимым фактором повышения регуляторно-адаптационных параметров основных систем организма.

Уровень физической подготовленности учащихся 9-х классов (девушки) представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Уровень физической подготовленности учащихся 9-х классов (девушки)

Показатели Группы и период исследования

Сентяб рь2021 Р Май 2022 Р

(П1 - 21) (П2 - 22) (П1 - 21) (П2 - 22)

Без 30 метров (с) 5,4±0,41 5,2±0,53 0,034 5,0±0,33 4,9±0,44 0,047

Бег 2000 метров (мин) 10,00±0,87 10,9±0,93 0,041 10,8±0,79 11,2±0,75 0,044

Прыжки на скакалки 30 сек 90,2±4,0 87,5±5,8 0,034 80,1±3,7 79,8±4,1 00,049

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) 179,4±0,22 170,6±0,34 0,047 170,1±0,23 167,3±0,38 00,048

Челночный бег 4х9 8,82±0,54 9,53±0,33 0,038 9,05±0,29 10,22±0,31 0,049

Из данных, приведенных в таблице 1, следует, что по уровню физической подготовленности учащиеся, занимающиеся в спортивных секциях, достоверно превосходят своих сверстников в развитии физических качеств (кроме собственно силовых показателей). Существенное преобладание развития выносливости, скоростно-силовых качеств и координационных способностей наблюдалось на протяжении всего педагогического эксперимента, при этом необходимо отметить, что во втором полугодии в связи с подготовкой к ОГЭ в группе (п - 21) наблюдалось значительное (до 50,7±9,8%) сокращение внеурочных занятий в спортивных секциях.

Таблица 2 - Кардиореспираторные показатели у школьников по результатам функциональной пробы на велоэргометре мощностью до 100 вт. в течение 5 мин.

Показатели Группы и период исследования

Сентяб рь2021 Р Май 2022 Р

(П1 - 21) (П2 - 22) (П1 - 21) (П2 - 22)

ЧСС (уд./мин.) 115±8,2 140,7±10,3 0,044 130±9,4 150,0±10,7 0,048

САД (мм. рт. ст.) 120±2,1 130±1,3 0,048 125±1,9 134,6±1,5 0,049

ДАД (мм. рт. ст) 66,1±0,5 70,2±0,6 0,048 67,7±0,8 72,5±0,8 0,049

ЖЭЛ мл. 5200±31,4 4100±24,9 0,036 5250±30,4 4150±25,3 0,043

При анализе показателей функциональных резервов у группы (П1 - 21) была обнаружена ассоциативная связь ЖЭЛ и уровня адаптационного потенциала сердечно- сосудистой системы г - 0,619, наиболее выраженные показатели фиксировались у школьниц, занимающиеся гимнастикой. При этом необходимо отметить, что в исследуемой группе ранее восстановление ЧСС на 4-й минуте на 28,6±3,1% происходило быстрее, чем в группе школьниц (п2 - 22). На основании проведенного теста С. Коухена и Г. Виллиансо-на по самооценке стрессоустойчивости было установлено, что школьницы, занимающиеся в спортивных секциях, реже испытывают повышенное нервное напряжение, связанное с беспокойством, повышенной тревожностью, опасениями, вызывающими сложности в социальной коммуникации; (п - 21) -2,5±0,2 балла, (п2 - 22) - 6,7±0,9 балла; р<0,035. Обработка результатов тестирования позволила выявить достоверную связь уровня спортивной квалификации и порога стрессоустойчивости г - 0,655. Суммируя данные проведенного исследования, можно сказать, что регулярные занятия в спортивных секциях не только оказывают положительное влияние на уровень физической подготовленности, но и достоверно повышают регуляторно-адаптационный потенциал кардиорепираторной системы, позволяют повысить психологическую устойчивость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные методы исследования позволяют объективно оценить результаты влияния регулярных занятий двигательной активностью на уровень физической подготовленности, функциональных резервов и стрессоустойчивости девушек обучающихся в 9 - ом классе. Комплексная оценка уровня физической подготовленности в течение учебного года позволила выявить, что снижение объема и интенсивности учебно -тренировочных занятий во втором полугодии, вызванное подготовкой к ОГЭ, несущественно сказалось на функциональном потенциале экспериментальной группы. Установ-

лена статистически достоверная корреляция уровня физической подготовленности и порога стрессоустойчивости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Gonzalez-Villora S. Decision making and skill development in youth football players. / S. Gonzalez-Villora, L.M. Garcia-Lopez, O.R. Contreras-Jordan. // International Journal of Medicine and Sciences of Physical Activity and Sport. - 2015. - № 59. - P. 467-487.

2. Доронцев А.В. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста. / А.В. Доронцев, А.А. Светлич-кина // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20., № 1. - С. 135-141.

3. Оценка профессионально-прикладной физической культуры студентов медицинского вуза. / А.В. Доронцев, Э.А. Аленуров, В.И. Шарагин, Э.Ш. Петина. // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 31-33.

4. Драндров Г.Л. Перспективные направления совершенствования технической подготовки юных футболистов. / Г.Л. Драндров, А.Н. Кудяшева, Н.Х. Кудяшев. // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27616 (дата обращения: 12.09.2020).

5. Казанкова О.С. Воспитание выносливости в процессе кроссфит тренировки. / О.С. Ка-занкова. // Научный альманах. - 2017. - № 5-2 (31). - С. 48-51.

6. Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries / V Yu. Karpov, V.Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, D.A. Ivanov // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - Vol. 10, No. 10. - С. 2723-2728.

7. Одинцова, М.О. Формирование физического самосовершенствования подростков на внеурочных занятиях по физической культуре / М.О. Одинцова, И. Е. Янкевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10(200). - С. 253-258.

8. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Н.Г. Пучко-ва, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 167-172.

REFERENCES

1. Gonzalez-Villora, S., Garcia-Lopez, L.M. and Contreras-Jordan, O.R. (2015), "Decision making and skill development in youth football players", International Journal of Medicine and Sciences of Physical Activity and Sport, No. 59, pp. 467-487.

2. Dorontsev, A.V., Alenurov, E.A., Sharagin, VI. and Petina, E.Sh. (2019), "Assessment of professionally-applied physical culture of students of a medical university", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 31-33.

3. Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. (2020), "Assessment of risk factors for the development of maladaptive reactions to physical activity of various orientations in middle-aged men", Human. Sport. Medicine, Vol. 20, No. 1, pp. 135-141.

4. Drandrov, G.L., Kudyasheva, A.N. and Kudyashev, N.H. (2018), "Perspective directions of improvement of technical training of young football players", Modern problems of science and education, No. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27616.

5. Karpov, V.Yu. Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Ivanov, D.A. (2019), "Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 2723-2728.

6. Kazankova, O.S. (2017), "The endurance education in the process of crossfit training", Scientific almanac, No. 5-2 (31), рр. 48-51

7. Odintsova, M. O and Yankevich I. E (2021), "Formation of physical self-improvement of adolescents at extracurricular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10(200), pp. 253-258.

8. Matveev, A.P., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R., Puchkova, N.G. and Sharagin, VI. (2017), "The development of power abilities of senior schoolchildren by means of athletic gymnastics in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 167-172.

Контактная информация: knopka55555@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.