ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ УЗБЕКСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА И ЖАНРА ЭСТРАДЫ НА СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
МОЛОДЕЖИ Мадримов Б.Х. Email: Madrimov1177@scientifictext.ru
Мадримов Бахрам Худойназарович - кандидат педагогических наук, профессор, кафедра музыки, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: как известно, сегодня певческий жанр музыки осуществляется по 3 направлениям, а именно, в форме традиционного исполнительства, академического и эстрадного пения. Традиционное пение формировалось и развивалось издавна, и это одна из областей, которая улучшалась и совершенствовалась, отражая дух времени. Искусство традиционного пения развивается на основе произведений и жанров народной музыки. Из истории узбекского пения известно, что традиции и способы исполнения также расширились и обогатились в процессе исполнения. Народное пение передавалось из поколения в поколение устным путем по традиции «устоз-шогирд» (мастер-ученик). Эта традиция считается школой «устоз-шогирд» исполнительского образования. Ключевые слова: педагогика, образование, эстрада, метод, мастер-ученик, процесс обучения.
IMPACT OF UZBEK NATIONAL SINGING ART AND POP GENRE ON THE CONSCIOUSNESS OF MODERN YOUTH Madrimov B.Kh.
Madrimov Bahram Khudoinazarovich - Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF MUSIC, FACULTY OF ART HISTORY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: аs you know, today the singing genre of music is carried out in 3 directions, namely, in the form of traditional performance, academic and pop singing. Traditional singing has been shaped and developed for a long time, and this is one area that has improved and improved, reflecting the spirit of the times. The art of traditional singing develops on the basis of works and genres of folk music. It is known from the history of Uzbek singing that the traditions and methods of performance have also expanded and enriched in the process of performance. Folk singing was passed down from generation to generation orally according to the tradition of "ustoz-shogird" (master-student). This tradition is considered to be the ustoz-shogird school of performing education.
Keywords: pedagogy, education, stage, method, master student, learning process.
УДК 781
Осуществляемые в республике широкомасштабные реформы направлены на обеспечение приоритетности духовных факторов во всех сферах общественной жизни. В результате того, что в этом воплощающем в себе идеи национальной независимости процессе, социальные отношения молодежи основываются на национальных ценностях, и особое значение придается укреплению основ свободного мышления, с одной стороны, в сознании молодежи формируются характерные для общественного прогресса социально-политические, экономические, духовные, образовательные, эстетические взгляды, с другой стороны, между подрастающей молодежью формируются новые гармоничные отношения. А это
требует развития взглядов и отношений к музыкальному искусству на основе национальных и общечеловеческих, нравственных ценностей.
В прошлом каждый вокалист, намеревавшийся овладеть традиционным пением, конечно же, становился учеником талантливого педагога и пытался овладеть секретами исполнения, пением у учителя. У этой практики были свои правила. Самым важным из этих правил является то, что к этой профессии обращались учащиеся, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, проявляющие интерес к данному виду творческой деятельности. Одаренный ученик преодолевал любые трудности в этой области и пытался освоить профессию. Важно то, что ученик приучался исполнять песню под руководством своего учителя, четко воспринимая и понимая ее содержание, музыкально-художественную ценность, гармонию слова и музыки. Макомы и народные песни были своеобразной школой исполнения. Большие песни, лапары, былины, макомные произведения сыграли важную роль в расширении диапазона голоса исполнителя, его обработки и шлифовки, увеличении динамики. Таким образом, ученик овладевал искусством пения фундаментальных песен на стихи Навои, Физули, Саккоки и других выдающихся поэтов, а также таких эпосов, как «Гороглы», «Авазхан», «Ошик Гариб и Шохсанам». Даже сегодня для каждого, кто пытается овладеть искусством пения, очень важно учиться у профессиональных преподавателей. Президент нашей страны уделив особое внимание тому, что усвоение уроков «устоз-шогирд», традиций учителей приобретают особое значение именно педагогическим путем, Президент Ш.М. Мирзиёев принял постановления о мерах по дальнейшему развитию макомного и эпического поэтического искусства. Стоит отметить, что создание школы эпической поэзии в Термезе и специальной школы в Бухаре, специализирующейся на исполнении искусства макома, является большим вниманием к дальнейшему развитию национального певческого искусства. Другой пример - фестиваль Маком в Шахрсабзе.
В наши дни среди исполнителей популярен и эстрадный жанр пения. Известные певцы, любители с большой радостью и мастерством исполняют этот жанр. Существует огромное количество эстрадных песен, постигшие гармонии в содержании, музыкально-художественной структуре, сочетание слов и мелодии. Свидетельством тому является исполнение эстрадных песен такими народными артистами Узбекистана, как Юлдуз Усманова, Озодбек Назарбеков, Гулсанамам Мамазоитова, ансамбль "Ялла" и др. Однако стоит отметить, что песни в репертуаре некоторых эстрадных исполнителей не соответствуют духу времени. Особенно в песнях, которые исполняют эстрадные любители, нет ни логики, ни содержания. Повторяя одну и ту же фразу снова и снова, эти певцы создают целую песню. Авторами текстов и музыки песни в их исполнении, они также являются сами. Многим из нашей молодежи, к сожалению, нравится именно такая песня. Как это можно объяснить? В ответ можно сказать, что наша молодежь радуется, обращая внимание не на слова, музыкально-художественную структуру таких песен, а на их музыкальность и игривость. А между тем, исполнение и понимание эстрадных песен, как и национальных песен, обладающие, как упоминалось выше, высоким содержательно-художественным уровнем, имеют свои положительные стороны.
В заключение можно сказать, что в наше время необходимо, чтобы узбекское национальное певческое искусство и искусство эстрадного пения были рядом [1-30]. Но было бы целесообразно привлечь специалистов к обеспечению содержательности эстрадных песен, гармонии слова и музыки.
Список литературы /References
1. Мадримов Б.Х. Бухарский шашмаком - феномен в культуре Центральной Азии // Наука, техника и образование. 74:10 (2020). С. 111-113.
2. Норова Ш.У.Повышение профессиональной компетентности путем подготовки молодежи к хоровой деятельности // Наука, техника и образование. 74:10 (2020). С. 114.
3. Дустов С.Д. Влияние самостоятельной работы на музыкально-эстетическое воспитание // Academy, 62:11 (2020). C.44-46.
4. Ruziev D.Y. Ways оf Working оп Musical Compositions // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2021. Т. 3. № 01. С. 436-440.
5. Каюмов И.Ф. Психологические истоки музыки // Academy. 62:11 (2020). C. 56-58.
6. Кушаев И.А., Ахтамов И.И. Педагогические основы традиционной профессиональной музыки (на примере искусства дастана) // Academy, 62:11 (2020). C. 59-62.
7. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 33-36.
8. Норова Ш.У. Взаимозависимость социальной среды и образовательного процесса и их влияние на личность студента // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 44-47.
9. Миршаев У.М. Музыкально-эстетическое воспитание и современные требования к учителю музыки // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 48-51.
10. Ражабов Т.И., Ибодов У.Р. Обеспечение национального наследия в обучении песням бухарского детского фольклора на уроках музыки // Вестник науки и образования. 99:212 (2020). C. 55-58.
11.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 58-61.
12. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017. № 2. С. 138-139.
13. Норова Ш.У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // Academy. 56:5 (2020). С. 55-57.
14. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.
15. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.
16. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
17. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. С. 434-437.
18. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.
19. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020, pp. 7125-7130.
20. Ramazonova U..Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020. С. 87-88.
21. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal. 2019. С. 118-122.
22. Rajabov A. The development of music and instrumental performance in Central Asia // International Journal of Applied Research. 6 (5), 2020. С. 95-97.
23. Шамсиев Ш.И. Формы организации музыкального общения // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020. Часть 2. С. 67-70.
24. Мухамедов Т.Д. Способы направления студентов на информационные технологии // Вестник науки и образования. №21 (97), 2020. Часть 2. С. 70-73.
25. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020. Часть 2. С. 74-77.
26. Гулов С.Н. Музыки и её воздействие на психическую деятельность человека // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020. Часть 2. С. 85-88.
27. Ражабов А.Ш. Дирижирование, хор и управление им // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020. Часть 2. С. 108-111.
28. Ramazanova U.Kh., Rakhmatova M.O. Social norms, sanctions and personality // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020. Часть 2. С. 111-114.
57
29.Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020. Часть 2. С. 115-118.
30. Rahmatova M.O., Tosheva D. Theory and methods of musical educational of children // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020. Часть 2. С. 52-53.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В АНСАМБЛЕ Рузиев Д.Ю. Email: Ruziev1177@scientifictext.ru
Рузиев Даврон Юлдашевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: проектирование процесса обучения музыкальным произведениям в ансамбле -это форма профессиональной деятельности педагога, характеризующаяся технологической структурой учебного процесса, набором методов и средств, обеспечивающих его результат. Продукт проектирования - это результаты процесса обучения музыкальным произведениям в ансамбле. Содержание музыкальной деятельности и разработка средств, с помощью которых педагог преподает студентам музыкальные произведения в деятельности ансамбля, и их овладение студентами достигаются в результате решения поставленной педагогической задачи.
Ключевые слова: проектирование, ансамбль, музыкальное произведение, формы, методы и средство, индивидуальные особенности.
DESIGNING THE PROCESS OF TEACHING MUSICAL WORKS
IN AN ENSEMBLE Ruziev D.Yu.
Ruziev Davron Yuldashevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, FACULTY OF ART HISTORY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: designing the process of teaching musical compositions in an ensemble is a form of the teacher's professional activity, characterized by the technological structure of the educational process, a set of methods and means that ensure its result. Product design is the result of the process of teaching musical compositions in an ensemble. The content of musical activity and the development of means by which the teacher teaches students musical works in the ensemble's activities, and their mastery by the students are achieved as a result of solving the assigned pedagogical problem.
Keywords: design, ensemble, musical composition, forms, methods and means, individual characteristics.
УДК 781
Проектирование - сложная форма педагогической деятельности. При ее реализации необходимо учитывать важные закономерности учебного процесса в ансамбле. Соответственно, при построении процесса обучения музыке в ансамбле необходимо: вклад избранных музыкальных произведений в развитие общества и музыки; зависимость музыкальных результатов, усвоенных студентами в ходе ансамблевых занятий; соответствие выбранных музыкальных произведений для исполнения ансамблем индивидуальным особенностям, умениям и способностям студентов; необходимо учитывать, что цель,
58