Научная статья на тему 'Воздействие цветовых визуализаций на покупательское решение при продвижении товаров и услуг в сети интернет'

Воздействие цветовых визуализаций на покупательское решение при продвижении товаров и услуг в сети интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
314
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / типы личности / психология восприятия / маркетинг / психология цвета / motivation / personality types / psychology of perception / marketing / psychology of color

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сабурова Марина Михайловна, Конченное Владислав Михайлович

Развитие прогрессивных технологий в сети интернет даёт толчок развитию экономических, психологических и маркетинговых наук. В данной статье рассмотрено объединение таких понятий, как личность и визуальные составляющие интернет-контента. Обозначена связь между цветами и типами личности человека и их связи с покупательской активностью. Приведены практические примеры, которые будут полезны специалистам в области маркетинга и рекламы, занимающимся продвижением в сети интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of color visualization on the purchasing decision when promoting goods and services on the Internet

The development ofprogressive technologies on the Internet gives impetus to the development of economic, psychological and marketing sciences. This article discusses the integration of such concepts as personality and visual components of Internet content. The connection between the colors and types of a person’s personality and their connection with consumer activity is indicated. There are practical examples that will be useful to experts in the field of marketing and advertising, engaged in promotion on the Internet.

Текст научной работы на тему «Воздействие цветовых визуализаций на покупательское решение при продвижении товаров и услуг в сети интернет»

2. Korablev A. Yu., Bulatov R. B. Mashinnoye obutcheniye v biznese [Machine learning in busi-ness]ANI: ekonomikaiupravleniye [Economics and management] 2018, №2 (23), pp. 68-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7mashinnoe-obuchenie-v-biznese (accessed: 20.05.2019).

3. Sokolov I. A., Drozhzhinov V. I., Raikov A. N., Kupriyanovskiy V. P., Hamiot D. E. Iskusstvenniy intellect kak strategitcheskiy element ekonomitcheskogo razvitiya strany i sovershewnstvovaniya eye gosudarstvennogo upravleniya. Tchast 1. Opyt Velikobritaniyi I SShA [Artificial intelligence as a strategic element of economic development of the country and perfecting its state management. Part 1. The experience of Great Britain and the USA]// International Journal of Open Information Technologies. 2017, №9, pp. 57-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ iskusstvennyy-intellekt-kak-strategicheskiy-instrument-ekonomicheskogo-razvitiya-strany-i-sovershenstvovaniya-ee-gosudarstvennogo (accessed: 20.05.2019).

4. Tsvetkova L. A. Tekhnologii iskustvennogo intellekta kak factor tsifrovizatsii economik Rossiyi i mira [Technologies of artificial intelligenceas a factor of digitalasation of Russian and world economy] Ekonomika nauki [The economy of science] 2017, №2, pp. 126-144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-iskusstvennogo-intellekta-kak-faktor-tsifrovizatsii-ekonomiki-rossii-i-mira (accessed: 20.05.2019).

5. http://www.profinance.ru/chart/BRENT/ (accessed: 20.05.2019).

Лобин Михаил Александрович, студент гр. ИСТбд-22 факультета информационных систем и технологий.

Филиппова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории.

Поступила 27.06.2019 г.

УДК 339.138

M. М. САБУРОВА, В. М. КОНЧЕНКОВ

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТОВЫХ ВИЗУАЛИЗАЦИЙ НА ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Развитие прогрессивных технологий в сети интернет даёт толчок развитию экономических, психологических и маркетинговых наук. В данной статье рассмотрено объединение таких понятий, как личность и визуальные составляющие интернет-контента. Обозначена связь между цветами и типами личности человека и их связи с покупательской активностью. Приведены практические примеры, которые будут полезны специалистам в области маркетинга и рекламы, занимающимся продвижением в сети интернет.

Ключевые слова: мотивация, типы личности, психология восприятия, маркетинг, психология цвета.

Исторически цвет придавал определённое значение любому объекту и субъекту, оказывал влияние на восприятие человеком действительности, его мышление и на поступки. Многие полагают, что цвет - это определённый выбор потребителя, который не имеет под собой никакой психологической подоплёки. На самом деле существует большое количество книг о цвете и психологических особенностях цветовосприятия.

© Сабурова M. М., Конченков В. М., 2019

Разные люди, сообщества и даже народности имеют свои определённые ассоциации с различными цветами в силу природных, социальных и ряда других факторов.

До появления в свет теории архетипов К. Г. Юнга, генетики Г. И. Менделя новорожденных дети воспринимались как белый лист, поскольку, считалось, что единственный фактор, который способствует развитию человека как личности — это социум. Г. И. Мендель доказал, что на человека влияют как внешние (фенотипы), так и внутренние факторы (генотипы). В своих

исследованиях К. Г. Юнг отмечал, что в мозговых центрах человека уже заложено бессознательное начало, которое впоследствии найдёт своё выражение в мыслях, моделях поведениях и снах. Соответственно все ассоциации, которые связаны у человека с различными цветами, являются архетипами, т. е. определёнными психологическими установками.

В эпоху цифровых технологий на смену газетам, листовкам и другим физическим носителям рекламы приходит интернет. В данном поле действий цвет оказывает тоже самое воздействие на человеческое восприятие, как и в реальном мире.

В интернет-рекламе используют различные цветовые сочетания, которые, за редким исключением, могут привлечь потенциального покупателя. Для большего понимания закономерностей человеческого потребления и определения инструментов привлечения внимания потребителей к товару рассмотрим типологию личности человека в трудах 3. Фрейда и его последователя В. К. Толкачева.

В конце XX века психолог В. К. Толкачев описал типы характера, связанные с различными отверстиями на теле (глаза, уши, рот и нос). В. К. Толкачев утверждал, что это стало возможным благодаря его учителю — академику В. А. Ганзену [1], книга которого послужила основой для системного взгляда на чувствительные отверстия. В. К. Толкачев создал целостную систему, включающую восемь характеров людей, которые отличаются как внешними признаками, например, широкий нос и вкусовые предпочтения, так и имеющимися психологическими различиями, например, характерная доминация над другим человеком [2].

Название объявления * А Статус показа - Результаты Охват Частота Цена за результат

ГВ1 Изображение |ш "Акад.новая41.]ред {80Ь60с3762М2(»з<16!Г(Ш.. 4 5 601 1,0В 9,34 $

Изображение ЩШ яАхад.новая40.|ред {са7е3580е07а£1Ь5316а378.._ 6 3131 1,13 7,741

Изображение ЕШ "Акад.новая42.]ред (9бТ7ЬеЬе8242с1сСМ4644сс11... 6 11286 1.13 4,041

Щ Изображение "Акад.новая43.]ред {Г&П ЬаЭ&8423Ьз4а5э70н1Ь... - 2 303 1,12 -

КЗ Изображение Д^ "АКАД44.)ред (27701454а7<М1е78ав668а(ИЫ1Б_.. 12 14 517 1,08 5,38 $

_1 и Изображение "АКАД45.)ред (58Э1с760с)с0563ВШЬ04е82305Ь... 3 4 723 1,09 3,33$

Рис. 2. Статистика изображений, используемых в интернет-рекламе школы рисования «АПММ^»

Рассмотрим первые четыре типа, поскольку они наиболее привычны и легки в понимании: зрительный, слуховой, оральный, обонятельный. Для большего понимания того, каким образом связаны цвет и тип личности, и как применили данные знания на практике, приведём пример изображения, используемого в рекламе московской школой рисования «АйМаМа» (рис. 1).

Использование этого изображения в интернет-рекламе показало отличные результаты в части привлечения клиентов школы, основная аудитория которой — люди с зрительным вектором, которых больше всего привлекает зелёный цвета и его оттенки (рис. 2).

Рис. 1. Акад. новая44 без штрихов и клякс

Рис. 3. Акад. новая43. Рисунок льва с разными красками и обилием красного цвета

Больше всего потребителей привлекали изображения, выполненные с использованием оттенков синего, голубого и зелёного цветов. Кроме того, аудитория лучше реагировала на изображения с увлечённо рисующими людьми, а не на те, которые содержали результаты художественных трудов (рис.3). В данном случае люди с превалирующем зрительным типом личности представляют себя на месте человека, занятого рисованием.

Изображение под названием «Акад. новая43» показало неудовлетворительный результат.

Оно содержит много белого цвета, который создаёт нейтральность по отношению к пользователю сайта. В данном случае степень привлечения внимания была небольшой, даже при изображении картины со львом в разных красках. На представленном рисунке изображение льва изобилует розовым, красным и фиолетовым цветом. Текстовая составляющая окаймлена голубым цветом, который не сочетается с картиной и фоном.

Изображение «Акад. новая41» показала меньшее число кликов (результатов) по сравнению с изображением «Акад. новая44», в котором нет штрихов и клякс вокруг.

Сделаем предположение об использовании цветов для привлечения аудитории других типов личности:

1. Оральный тип - большинство покупок совершают при общении с продавцом в ходе прямых продажах либо продаж по телефону. Для данного типа личности наиболее привлекательными будут жёлтые оттенки, поскольку жёлтый цвет способствует желанию употреблять пищу и. следовательно, использовать рот. Соответствен-

Рис. 4. Акад. новая41. Изображение со штрихами и кляксами

но, для изображения, ориентированного на данную целевую аудиторию, рекомендуется использовать светло-жёлтый фон и объекты в ярко-жёлтых красках (например, бананы и мёд).

2. Зрительный тип — большое значение придает дизайну, внешнему виду товара. Упаковка, его форма являются главенствующим фактором при выборе, что касается цены, то она имеет второстепенное значение. Для подобных типов личности наиболее удачным будет использование изображений с акцентом на эстетические мотивы. Основные цвета - зелёный и его оттенки, голубой. На приведённом выше изображении данные оттенки уже задействованы - на картине изображён зелёный лес, голубые горы, светлое небо, изумрудное озеро. Текст на картине окаймлён в светло-голубой оттенок.

3. Слуховой или звуковой тип — высока потребность в благоприятном звуковом климате. Люди такого типа нейтральны по отношению к цене и упаковке товара. В данном случае рекламную коммуникацию следует дополнить музыкальным сопровождением, фрагментами из песен прошлых лет или известных современных исполнителей. Основные цвета, на которые более всего реагируют люди такого типа - синий, голубой, сизый. Наибольшее воздействие на них будут оказывать изображения с образами неба, моря и т. д.

4. Кожный тип — качество товара играет значительную роль, важна польза от приобретаемой услуги или товара. Кожный вектор стремится к успеху и лидерству. Конкуренция - естественный стиль жизни людей такого типа. Основные цвета - хаки, оранжевый. Привлекательным для потребителей такого типа будет изображение

чаши с апельсинами, мандаринами, использование оранжевых цветов, стремящихся к красному оттенку, но не к кроваво-бордовому.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о наличии связи между именно типами личности потребителей и использованием различных цветов при продвижении товаров услуг в сети интернет.

СПИСОК источников

1. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.

2. Толкачев В. К. Роскошь системного самопознания: основы системно-векторного психоанализа. Научно-популярное издание. - Санкт-Петербург : Академия системного мышления В. К. Толкачева, 2008. -392 с.

3. Браэм Г. Психология цвета. — Изд-во Аст-рель, 2009. - 160 с.

4. Сабурова M. М., Конченков В. М. Создание привлекательного контента для разных типов потребителей // Вестник УлГТУ. - 2018. -№3(83). - С. 72-76 https://elibrary.ru/item.asp7id =36463143

5. Психология цвета: символические и культурные аспекты https://www.youtube.com/ watch?v HzWhT9y2cCg (дата обращения: 01.07.2019).

REFERENCES

1. Ganzen V. A. Sistemnye opisaniya v psihologii [System descriptions in psychology]. Leningrad, Izd-vo Leningr. un-ta, 1984, 176 p.

2. Tolkachev V. K. Roskosh' sistemnogo samo-poznaniya: osnovy sistemno-vektornogo psiho-analiza. Nauchno-populyarnoe izdanie [Luxury of system self-cognition: fundamentals of system-vector psycho-analysis. Popular science publication Sankt-Peterburg]: Akademiya sistemnogo myshleniya V. K. Tolkacheva [V. K. Tolkachev Academy of systems thinking], 2008, 392 p.

3. Braem G. Psihologiya cveta [Psychology of color] . Astrel publishing, 2009. 160 p.

4. Saburova M. M., Konchenkov V. M. Sozda-nie privlekatel'nogo kontenta dlya raznyh tipov potrebitelej [To create attractive content for different types of consumers] // Vestnik UlGTU [Bulletin of UlSTU]. 2018, no 3(83), pp. 72-76 https://elibrary.ru/item.asp7id =36463143

5 . Psihologiya cveta: simvolicheskie i kul'turnye aspekty [The psychology of color: the symbolic and cultural aspects] https://www.youtube.com/ watch?v HzWhT9y2cCg (accessed: 01.07.2019).

Сабурова Марина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг» Ульяновского государственного технического университета.

Конченков Владислав Михайлович, магистрант заочно-вечернего факультета Ульяновского государственного технического университета по направлению обучения «Управление маркетингом».

Поступила 23.07.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.