ОК5 ОК6 ОК7 ОПК2 ОПК3
□ студенты И преподаватели В работодатели
Рис.1 Коэф фициент значимости основных компетенций с точки зрения участников и потребителей образовательного процесса по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); овладение навыками составления бюджетной и финансовой отчётности, распределения ресурсов с учётом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации (ОПК-5). Вероятно в силу нечёткости формулировки первой и неосознание роли второй для будущего менеджера.
Формирование и развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций, согласно ФГОС ВО, стимулирующих познавательную активность обучающихся, способствующих развитию учебно-профессиональной мотивации студентов, обеспечивающих условия самоопределения и самореализации обучающихся, происходит в течение всего процесса обучения, при изучении каждого курса (или модуля), особенно дисциплин гуманитарного цикла. Образовательные стандарты по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» наряду с профессиональным циклом, предусматривают изучение гуманитарного блока дисциплин, которому отводится более 23% от трудоемкости студента во время всего процесса учебно-профессионального обучения; что подчеркивает важную роль дисциплин гуманитарного цикла в формировании общекультурных и
общепрофессиональных компетенций будущего профессионала экономико-управленческого профиля. Перед преподавателями гуманитарного цикла дисциплин встает задача поиска компе-тентностно-ориентированных технологий обучения, активных и интерактивных методов обучения, стимулирующих познавательную активность обучающихся, способствующих развитию учебно-профессиональной мотивации студентов, обеспечивающих условия самоопределения и самореализации студентов, создания механизмов гарантии качества обучения, формирования как общепрофессиональных, так и общекультурных компетенций студентов, столь важных не только по их мнению, но и с точки зрения преподавателей и работодателей. [2] К таким технологиям можно отнести технологию проектного обучения, развивающую умение работать в коллективе, принимать скоординированные решения, способствующую выявлению индивидуальных способностей [2, с. 158]; знаково-контекстного обучения, деловые и ролевые игры, решение проблемных практических задач. Значительную роль в организации образовательного процесса на кафедре гуманитарных дисциплин играет постоянно обновляющийся лингвистический портал, работа с которым учит студентов самоорганизации и самообразованию.
Библиографический список
1. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Москва, 2004.
2. Селиверстова С.Ю. Анализ предпочтений абитуриентов в контексте формирования учебно-профессиональной мотивации к обучению в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1.
3. Самылов П.В. Новые подходы к формированию профессионального потенциала менеджеров в области публичного администрирования. Вестник Российского университета дружбы народов. 2008; 2.
References
1. Proekt federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya. Moskva, 2004.
2. Seliverstova S.Yu. Analiz predpochtenij abiturientov v kontekste formirovaniya uchebno-professional'noj motivacii k obucheniyu v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1.
3. Samylov P.V. Novye podhody k formirovaniyu professional'nogo potencíala menedzherov v oblasti publichnogo administrirovaniya. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. 2008; 2.
Статья поступила в редакцию 29.12.14
УДК 37.026.9:378.
Shalimova L.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities, Russian State Social University
(Dedovsk, Russia), Е-mail: shalimova-istra@mail.ru
COMMUNICATIVE AND CREATIVE STRATEGY OF COLORS IN ADVERTISING. The article deals with a strategy to use color as another means of communication and creativity in advertising. Color is an integral part of culture, it is an art form. The main
attention in the paper is given to the author's vision to the spiritual world and to a consumer in the positioning of goods, ideas and
services. The article clarifies what an advertising image, a corporate identity, a trademark and a symbol are. The author studies physical analogy, "Purkinoje effect", a variety of associations and meanings, possession of market instruments at the level of economic integration, political target setting, sacralization of the capabilities of natural elements, in the mythological space within the advertising and creative strategy. The purpose of the paper is to study political technologies on the base during the development phase of the brand, trademark, to identify human color preferences. The author gives description of the marked features of formation of meaningful advertising image. The author emphasizes the development of skills of communication devices of a particular society.
Key words: character, distinctive color, sign, respondent, brief, constant, service, brand, branding, design, associations, shape, character of advertising, myth, positioning, informative, emotional.
Л.А. Шалимова, канд. филос. наук, доц. каф. гуманитарных наук филиала Российского государственного социального
университета, г. Дедовск, E-mail: shalimova-istra@mail.ru
КОММУНИКАЦИОННО-КРЕАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЦВЕТА В РЕКЛАМЕ
В статье идёт речь о коммуникативно-креативной стратегии цвета в рекламной деятельности, являющейся неотъемлемой частью культуры как вида искусства. Основное внимание автора уделено концептуальной направленности мира духовного и потребительского при позиционировании товара, идеи, услуг. В статье затронуты понятия рекламного образа, фирменного стиля, товарного знака, символа, как некоего отличия. Рассмотрены физические аналогии, «Эффект Пуркиное», разнообразные ассоциации и смыслы, владение рыночным инструментарием на уровне экономической интеграции, политической целевой установкой, сакрализуя в себе возможности управления природными стихиями, в мифологических пространственных рамках рекламно-креативной стратегии. Целью статьи является изучение политтехнологий на базовом этапе разработки бренда, товарного знака для выявления цветовых предпочтений человека. Автором отмечены особенности формирования рекламного образа, наполненного смыслами. Данная проблема мало изучена в области цветового восприятия, как и её элементы, представленные базовыми установками И.В. Гете, М. Люшера, Пуркинье. В то же время, автор подчёркивает освоение практических навыков коммуникационного устройства того или иного социума.
Ключевые слова: символ, отличительный цвет, знак, респондент, бриф, константа, услуга, бренд, брендинг, дизайн, ассоциации, форма, герой рекламы, мифологема, позиционирование, информативность, эмоциональность.
Рекламу можно рассматривать как бизнес, как форму коммуникации, как вид искусства. В частных целях, таких как научные, политические, экономические, социальные, личные, её можно сколь угодно делить на различные сферы деятельности, непосредственно связанные с рекламой. Но как свойственный человеческому сообществу феномен, сама реклама носит уникальный характер, а её отдельные аспекты в совокупности являются неотъемлемой частью культуры, коммуникации. При этом реклама делает общественную жизнь более разнообразной, насыщает её красками, поскольку она создаёт красивую историю товара, сказочный миф. Она вдыхает душу, образ в каждый товар. Рекламный образ - это король обыденности, он актуален в очень ограниченных временных и пространственных рамках. Герой рекламного образа - это товар, который сакрализуется, наделяется божественными возможностями управлять стихиями и человеком. Они находятся в компетенции одного из двух различных и не взаимоисключающих друг друга миров - мира духовного и мира потребительского; каждый из них весьма необходим для современного человека. [1.с.13]. Рекламные образы, такие как фирменный стиль, тип позиционирования товара или конкретная рекламная стратегия - должны быть представлены во всём многообразии рекламных сообщений. Тем самым достигается необходимая для рекламы частота экспликации образа. Далее, для позиционирования того или иного образа товара необходим товарный знак, представляющий рисунок, символ, знак, сочетание букв, цифр. При этом необходим и символ, наделённый отличительным знаком в цвете, шрифтовым оформлением для того, чтобы давать товарам имена, пробуждать желание их приобрести, облегчать опознание товара и его происхождение.
Исследователями позиционирования товаров, услуг, полит-технологий, идей, а также учёными маркетологами и экономистами давно отмечено, что товарный знак должен подчиняться группе прикладных требований, таких как запоминаемость, информативность, удобочитаемость, броскость, ощутимая эмоциональность. Очень условно символы можно разделить на три группы: интерпретированные начертания букв; схематизированные изображения продукции или профессии; условно ассоциативные жесты.
Важнейшая роль в разработке товарного знака принадлежит цвету. Цветокоррекцию используют в основном на базовом этапе разработки брендов, выявляя главные предпочтения аудитории, на основе которых пишется бриф для дизайнеров. На деле данная методика выглядит несколько иначе, чем тогда, когда перед компанией стоит задача по цветокоррекции или она
проводит тестирование по психотесту Люшера для той или иной лояльно настроенной аудитории, к обозначаемому товару. Так, с помощью этого теста выявляются основной психотип целевой аудитории и его цветовые предпочтения. На основе полученных данных и корректируется облик бренда. Если же марка разрабатывается с нуля, то на основе результатов психотеста создается бриф для дизайнеров и сообщается о предпочитаемых цветах аудитории, оттенках, которые для неё неприемлемы. На основе брифа разрабатывается до двадцати вариантов визуального бренда, которые снова тестируются на фокус-группе. В этом случае, респонденты просто называют те варианты, которые им нравятся. На этой основе делается окончательный выбор. Из сказанного следует, что зная психологический типаж целевой аудитории товара, можно использовать цвет как инструмент, влияющий на неосознанную мотивацию при совершении покупки. [2, с. 134]. При этом основная роль брендинга та же, что и роль личного клейма ремесленника, феноменом рекламы выступает фирменный стиль. Фирменный стиль, сам по себе, является набором цветовых, графических, типографских, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров, всей исходящей от фирмы информации, её внутреннего и внешнего оформления. Целостный фирменный стиль, как правило, формируется после регистрации товарного знака или параллельно с этим процессом. В данном процессе рассматриваются все его реалии. Таким образом, если «товарный знак» выступает как категория юридическая, то «фирменный стиль» - рекламная. Феномен рекламы - это фирменный стиль, набор цветовых, графических, типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, её внутреннего и внешнего оформления. Именно фирменный стиль и формирует рекламный образ, но только при качественной разработке и необходимой частоте экспликации он формирует качественно новую сущность - бренд, его стилевые особенности, связанные с ассоциациями и смыслами в рекламе. Например, в фирменном стиле происходит процесс наполнения товарного знака определёнными ассоциациями и смыслами, а так же в нём представлены зарегистрированные элементы фирменного стиля. В структуре любого бренда можно усмотреть четыре измерения: функциональное, ментальное, духовное и социальное, потому что бренд является рыночным инструментом воздействия на сознание потребителей и на покупательский выбор. Основными элементами фирменного стиля являются: товарный знак, шрифтовая надпись (логотип), блок,
лозунг (слоган), цвет (цвета), комплект шрифтов, другие фирменные константы. [3.с. 27] Устойчивость некоторых ассоциаций позволяет нам определять цвета как знаковые, сигнальные выражения определённых общих качеств, свойств, которые мы, такие разные, переносим на то, что видим. Данная тематика, непосредственно касается и художника (дизайнера), какую бы конструкторскую, проектную или графическую задачу он не решал. В системе дизайна упаковки цвет - один из самых важнейших и, несомненно, могущественных и активных элементов композиции. Он способен изменять наше представление о форме предмета, его качестве, вкусе, принадлежности, вносить живость и одухотворённость в упаковку. Помимо «чистого» значения каждого цвета существует его предметное значение. При выборе цветового решения в рекламе нельзя забывать о соответствии цвета объекту рекламы, потому что цвет всегда связан с формой [4, с. 249]. Описать цвет словами трудно, потому что «вербальное» и визуальное не всегда равны. При этом любая «цветная» терминология, которая существует в каждом языке, оказывается неадекватной реальному цвету. Любой цвет очень активно воздействует на человека и вызывает, во-первых, физические аналогии (мокрый, сухой, чистый, грязный, теплый, холодный); во-вторых - весовые и пространственные аналогии (тяжёлый, лёгкий, близкий, далёкий); в-третьих - музыкальные ассоциации; в-четвертых - органолептические ассоциации.
С помощью цвета в упаковке часто кодируют определённые категории продуктов: морепродукты упаковывают в зелёный или синий цвета; овощи - в зелёный, желтый, красный; мясные продукты - в красный. Красный цвет в упаковке традиционно пищевой; он может выражать уровни вкуса от сладкого «конфетного» до острого «кетчупного» и крепкого «табачного». Многое зависит от оттенка цвета и продукта, который стараются наделить определённым качеством. Например, зелёный цвет широко применяется в молочной промышленности, как некий сигнал биопродукта. Кадмий желтый, он - «вкусный», «хлебный», «яичный». Желто-лимонный - кислый, острый, солоноватый, химический. Это и есть живая вибрация света, бесконечно удивительная, как и коварная. Всякое неточное «попадание» цвета на упаковке легко изменит ощущение от приятного пищевого до химического «несъедобного». Цвета меняют не только ощущение вкуса, но и влияют на восприятие «качественности» товара. При этом есть смысл помнить о том, что цвета взаимно влияют друг на друга, создавая новые контрасты и изменяясь при этом. Любое неорганизованное многоцветие становится хаотично-беспорядочным и действует утомительно, а цветовая монотонность - безразлична и вяла. Присутствие золотого цвета в оформлении считается символом высокого качества, а вот явный «перебор», увлечение золотыми украшениями, орнаментами, шрифтами нередко делают товар самым дешёвым. Необходимо постоянно помнить ещё о таком важном факторе, как «эффект Пуркинье», когда при ослабленном освещении цвета красной половины спектра темнеют больше, чем цвета сине-фиолетовой половины. Поэтому соотношение цветов изменяется: зелёный становится светлее жёлтого, синий - светлее красного. [5.с. 366]
Воздействие цвета может быть непосредственным, выражаясь в различных ощущениях от прямого или косвенного зрительного восприятия цветов, благодаря свойству цвета зрительно увеличивать или уменьшать размеры помещений и предметов, создавая впечатление замкнутости или простора, важности или незначительности товара. Чистые цвета спектра в оформлении отделов ассоциируются с натуральностью, свежестью продукта, с их помощью можно подчеркнуть новизну изделия.
Наиболее сильным раздражителем является оранжевый цвет. Яркий, тёплый жёлтый цвет, пожалуй, лучше других подходит для шелфтокеров, сообщений о распродажах и новых товаров. На нём хорошо читается текст, а по воздействию он намного эффективнее привычного белого. В последнее время продавцы и маркетологи все больше обращают внимание на привлекающее свойство жёлтого цвета, что привело к появлению жёлтых ценников. Однако подобные ценники создают лишние, отвлека-
Библиографический список
ющие от товара акценты, а большое количество мелких жёлтых пятен может раздражать покупателей. Белый цвет - абсолютной чистоты и порядка, в цветовом оформлении интерьеров он играет ведущую роль. В качестве цвета порядка и аккуратности, белый цвет широко применяется для обозначения направлений движения, для различных указателей и дорожных знаков. [6, с. 48]
Аналогичное свойство имеют оттенки светло-серого цвета, к тому же их нейтральность позволяет покупателям сконцентрировать внимание на товарах. Яркие, «кричащие» цвета больше нравятся людям с низким достатком, в то время как большинство людей состоятельных, достигших успеха предпочитают сдержанные цвета. Но применение ярких цветов всё-таки даёт хорошие результаты в оформлении отдела замороженных продуктов и товаров для детей. Иногда наслаждение изысканным вкусом продуктов и напитков передается с помощью пастельных тонов. Наименьшее раздражающее воздействие свойственно холодным и нейтральным цветам - зелёному, голубому, серому и фиолетовому разных оттенков. Поэт и ученый, И.В. Гете при изучении восприятия цветов определил, что сфера эмоционального восприятия тяготеет к полихромии, рационального - к монохро-мии. Этот аспект важно учитывать для групп товаров, требующих решения при выборе, и применять один цвет в оформлении товарных витрин. Для витрин, рекомендуемое количество различных цветов - не более двух, но цветов и оттенков может быть больше, если сама группа товаров имеет близкие цвета, например белая посуда. На знаках и указателях, лучше всего использовать единую гамму, но содержащую не более пяти различных цветов [7, с. 164]. По общему мнению учёных, дизайнеров, художников удаётся выяснить и то, что любой цвет в чёрной обводке становится ярким, а уж яркие цвета и вовсе сияют. Чёрный - это цвет графики и чертежа, он вызывает ощущение идеальной точности. При оформлении товаров подчеркивается их важность, торжественность, весомость, что «оправдывает» высокую стоимость эксклюзивной продукции. Белый - чистый, светоносный, легкий, холодный, как и чёрный, сам по себе не столь значим, как в паре. Особенно ярко-белый подчёркивает «освежающие» характеристики продукта, отвечая таким понятиям, как чистота и стерильность. Необходимо признать, что именно в цвете организуется зрительский образ, составляющий суть основного элемента дизайна, на котором концентрируется всё внимание потребителя, на основе цветовых канонов коммуникационного свойства. Они содержат целостность, взаимосвязь и логичную соподчиненность таких компонентов, как пропорции, ритм, единство, контраст. Они зависят от симметричности, асимметричности, статичности и динамичности используемых цветов. «В этом смысле телевизионная реклама обладает уникальной возможностью создавать не только образы-символы, но и новые ценности массового сознания, используя при этом огромную притягательность. Да, она сказочно богата, в ней есть всё, что привлекает людей, начиная с самых простых и привычных картинок и заканчивая картиной мира - картиной вечного праздника, в котором заботы и тревоги быстро устраняются героями.
Упомянутые в статье авторы склоняются к мысли о том, что цвет может вызывать самые противоречивые чувства и мнения, ассоциации, поэтому знание специфики воздействия цвета позволяет корректнее решать задачи, связанные с оформлением упаковки. Сегодня о цвете упаковки говорят как о некоем сигнале, как о специфическом языке, который на вербальном уровне передаёт нам некоторую информацию о товаре.
В то же время, реклама и не только на телевидении требует креативных идей, образного воплощения, точной концепции, дизайнерского подхода, сочетающего красоту и практичность, создающего из хаоса гармонию для реализации рекламных целей и задач, для освоения практических навыков коммуникационного устройства социума. При этом реклама являет собой разнообразный коммуникативный ряд, развивает креативные средства общения между продавцом и покупателем, электоратом и политиком, между народами и отдельными этносами, странами.
1. Рудестем К. Групповая психология. Психокоррекционные группы. Теория и практика. Москва: Прогресс, 1993.
2. Шалимова Л.А. Природа феномена цвета в социуме человека. Москва: У Никитских ворот, 2009.
3. Викентьев В.П. Приемы рекламы. Санкт-Петербург: Шанск, 2003.
4. А. Джером Джулер, Бонни Л. Дрюниани. Креативные стратегии в рекламе. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
5. Шалимова Л.А. Универсалии цвета. Москва: У Никитских ворот, 2012.
6. Усов В.В., Васькин Е.В. Волшебный мир рекламы. Москва: Московский рабочий, 1982
7. Головлева Е.Л. Основы рекламы. Ростов на Дону: Феникс, 2004.
References
1. Rudestem K. Gruppovaya psihologiya. Psihokorrekcionnye gruppy. Teoriya ipraktika. Moskva: Progress, 1993.
2. Shalimova L.A. Priroda fenomena cveta vsociume cheloveka. Moskva: U Nikitskih vorot, 2009.
3. Vikent'ev V.P. Priemy reklamy. Sankt-Peterburg: Shansk, 2003.
4. A. Dzherom Dzhuler, Bonni L. Dryuniani. Kreativnye strategii vreklame. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
5. Shalimova L.A. Universalii cveta. Moskva: U Nikitskih vorot, 2012.
6. Usov V.V., Vas'kin E.V. Volshebnyjmir reklamy. Moskva: Moskovskij rabochij, 1982
7. Golovleva E.L. Osnovy reklamy. Rostov na Donu: Feniks, 2004.
Статья поступила в редакцию 11.12.14
УДК 378
Kulikova T.A., Cand. OfSciences (Pedagogy), seniorlecturer, SoftwareDevelopmentDepartment, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), Е-mail: t_a_kulikova@mail.ru
Poddubnaya N.A., Cand. OfSciences (Physicsand Mathematics), seniorlecturer, Software Development Department, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), Е-mail: nikita72@inbox.ru
INFORMATIONAND-COMMUNICATION TEACHING ENVIRONMENT AS A MEANS OF REALIZATION OF THE DIDACTIC POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES. The article considers a problem of constructing information and communication technologiesteaching environment focused on the independent work of students, using information and communication technologies. The authors select and give definitions to criteria for evaluating the effectiveness of ICT educational environment, in terms of personality-centered education. The paper explains how the functionality of the components of the structural scheme of the learning process based on the use of ICT teaching environment works. The research also shows that the practical implementation of ICT teaching and learning environment in an educational system inevitably leads to changes in types of learning activities and forms of interaction that happen between a teacher and students. The authors explain how such kinds of classroom work as the following are carried out: demonstration of visual materials, computer visualization of teaching materials, individualization and differentiation of the teaching process due to collecting tasks of unequal levels of complexity, etc.
Key words: ICT-based teaching environment, didactic potential of information and communication technologies, functionality of components of ICT tearning environment.
Т.А. Куликова, канд. пед. наук, доц. каф.информатики, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: t_a_kulikova@mail.ru
Н.А. Поддубная, канд. физ.- мат. наук, доц. каф. информатики, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: nikita72@inbox.ru
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассмотрена проблема построения информационно-коммуникационной обучающей среды, ориентированной на самостоятельную работу студентов, с использованием информационных и коммуникационных технологий. Выделены критерии оценки эффективности информационно-коммуникационной обучающей среды в условиях личностно ориентированного образования. Приведено функциональное назначение компонентов структурной схемы процесса обучения на основе использования информационно-коммуникационной обучающей среды. Показано, что практическая реализация информационно-коммуникационной обучающей среды в системе образования неизбежно приводит к изменениям видов учебной деятельности и форм взаимодействия, осуществляемого между преподавателем и студентами.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная обучающая среда, дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий, функциональное назначение компонентов информационно-коммуникационной обучающей среды, личностно ориентированный подход в образовании.
В условиях информатизации общества основой построения информационно-образовательных сред являются информационные и коммуникационные технологии.
Подчеркивая специфику образовательной среды, авторы используют различные термины: информационно-предметная среда (И.В. Роберт), информационно-обучающая среда (В.В. Ильин), информационно-коммуникационная образовательная среда (С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов), информационно-педагогическая среда (А.В. Хуторской), предметная обучающая среда (В.М. Монахов) и др.
Существуют различные подходы к определению информационно-образовательной среды. Так, например, по мнению Л.Н. Кечиева, Г.П. Путилова и С.Р. Тумковского, информационно-образовательной средой является совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.
И.В. Роберт, А.А. Кузнецов [1] под информационной образовательной средой понимают совокупность условий, обеспечивающих единые подходы к осуществлению информационной деятельности и информационноговзаимодействия при использовании распределенного информационного ресурса в области образования, науки и культуры.
Мы будем рассматривать информационно-коммуникационную обучающую среду (ИКОС), ориентированную на самостоятельную работу студентов (СРС).Под информационно-коммуникационной обучающей средой будем понимать совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между индивидуумами-участниками процесса обучения и интерактивными средствами обучения для реализации СРС на основе личностно ориентированного подхода и использования современных педагогических, информационных и коммуникационных технологий на различных этапах дидактического цикла [2].