Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАЗАХСТАНА НА ЭТНОПОЛИТИКУ РЕСПУБЛИКИ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)'

ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАЗАХСТАНА НА ЭТНОПОЛИТИКУ РЕСПУБЛИКИ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
835
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ КАЗАХСТАНА / "ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ" / ИНСТРУМЕНТ ВЛАСТИ / ЭТНОПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧНЫЕ ОБЩЕСТВА / АССАМБЛЕЯ НАРОДА КАЗАХСТАНА / ЕВРАЗИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / ИСЛАМ / ХРИСТИАНСТВО / ДУМК / РПЦ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сченснович В. Н.

На нынешнем этапе актуальна тема влияния СМИ на этнополитику. Исследователи показывают: многонациональному государству, каким является Казахстан, приходится учитывать, что СМИ сегодня часто становятся главным источником информации для населения. Иначе деструктивные оппозиционные силы, обостряя существующие межнациональные конфликты, могут привести к распаду государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАЗАХСТАНА НА ЭТНОПОЛИТИКУ РЕСПУБЛИКИ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)»

Сченснович В.Н.*

ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ КАЗАХСТАНА

НА ЭТНОПОЛИТИКУ РЕСПУБЛИКИ

(Аналитический обзор)

DOI: 10.31249/rimm/202L0L03

Аннотация. На нынешнем этапе актуальна тема влияния СМИ на этнополитику. Исследователи показывают: многонациональному государству, каким является Казахстан, приходится учитывать, что СМИ сегодня часто становятся главным источником информации для населения. Иначе деструктивные оппозиционные силы, обостряя существующие межнациональные конфликты, могут привести к распаду государства.

Ключевые слова: СМИ Казахстана; «четвертая власть»; инструмент власти; этнополитика; региональная идентичность; полиэтнич-ные общества; Ассамблея народа Казахстана; Евразия; интеграция; этноконфессиональное согласие; ислам; христианство; ДУМК; РПЦ.

Введение

В результате трансформации казахстанской политической системы с начала 1990-х годов до настоящего момента положение СМИ изменилось. После приобретения независимости произошли перемены в медиасистеме республики. Казахстанские СМИ стремились к воплощению в жизнь идей либертарианской теории массовых коммуникаций, которая отводит свободным СМИ роль инструмента контроля и критики властей. Однако в казахстанской медиасреде случилась подмена понятий. Доступ к инструменту власти, коим являются СМИ, стали путать с самой властью. Концепция «СМИ - четвертая власть» рассматривает их как отдельную политическую силу, приравнивая ее к трем общепризнанным ветвям власти. СМИ признаются полноправными участниками политического управления, выполняющими специфическую функцию.

*

Сченснович В.Н., научный сотрудник, отдел Азии и Африки, ИНИОН РАН, e-mail: vl-lyuba9@yandex.ru

Государственная информационная политика

Казахстана

Процесс формирования массмедиа Казахстана, по мысли Ю. Балакиной [1], не был стихийным или однозначно предопределенным, а обусловливался целенаправленной государственной информационной политикой. Как подчеркивает автор статьи, важнейшую роль в структуре современной медиаполитической системы Казахстана играют общеказахстанские СМИ благодаря их возможностям в оперативном информировании населения государства. Несмотря на дифференциацию казахстанского общества и его полиэт-ничность, медиаполитическая система эффективно достигает своей цели. Это происходит благодаря мобилизации различных информационных потоков, ориентированных на различные социальные и этнические группы. Наиболее популярные СМИ в Казахстане входят в медиаполитическую систему, одной из основных целей которой является формирование общественного мнения. СМИ обладают сегодня всеми ресурсами для оказания как негативного, так и позитивного влияния на этнополитические процессы, протекающие в мире, в том числе и в Республике Казахстан. Посредством СМИ правительство и законодательные органы получают информацию об имеющихся проблемах и назревающих конфликтах. Несмотря на позитивную роль в оказании влияния на этнополитические процессы, СМИ также могут играть роль провоцирующую, усугубляющую конфликт.

В переходный период происходит процесс национального возрождения всех этносов, проживавших в Казахстане. Ранее существовавшая советская политика, направленная на ликвидацию национальных традиций, особенностей, обычаев, потерпела крах. Ей на смену пришло бурное развитие и возрождение национальных языков, традиций, культуры. И в этом процессе роль СМИ, отмечает исследователь, поистине неоценима. Кровавые межэтнические конфликты, приведшие к тяжелым последствиям в судьбах многонациональных стран, могут служить тому доказательством.

Воздействие СМИ

на этнополитические процессы

СМИ все чаще используют в качестве политических инструментов воздействия на этнополитические процессы. Одной из уже существующих проблем развития СМИ является оказание влия-

ния, причем не всегда позитивного, на весь спектр социально-политических процессов в конкретном обществе. Даже такая авторитетная в современном демократическом мире организация как ОБСЕ подтверждает необходимость своего рода контроля над деятельностью СМИ в области межэтнических отношений. Особенно это важно в мультиэтнических обществах, стремящихся к демократии. Современный независимый Казахстан является одним из таких обществ. Политика, направленная на упреждение деструктивного воздействия СМИ на межэтнические отношения, в Республике Казахстан со стороны государства и общественности приветствуется принципами ОБСЕ - признанной демократическим мировым сообществом организации.

По наблюдению Ю. Балакиной, в условиях перехода к демократии в полиэтничных обществах именно СМИ обладают возможностями, способствующими устранению различных противоречий, в том числе и на этнической основе. Обретая другой статус в процессе своего преобразования в так называемую «четвертую власть», СМИ осознают свои иные место и роль, особенно в области межэтнических отношений. Роль СМИ в таких процессах может иметь и обратный характер, т.е. быть негативной. Это происходит тогда, когда СМИ, их роль, влияние и ресурсы направлены не на объединение, а на разобщение и дезинтеграцию переходного полиэтнического общества. Современные лидеры этнических конфликтов активно прибегают к СМИ в плане отстаивания собственных интересов.

Для современных информационных процессов в Казахстане, по наблюдению автора статьи, характерны три главные тенденции:

1) дистанцирование СМИ от государственной опеки, их самостоятельное развитие, уход государства от прямого вмешательства в деятельность массмедиа, становление отношений: «общество - СМИ»;

2) легализация информационного пространства, становление правовой основы деятельности СМИ, разрешение всех проблем только в судебном порядке;

3) коммерциализация большинства СМИ, их устремленность на получение прибыли любым путем, становление рынка рекламы в стране.

В современном мире, стремящемся к демократии и свободе слова, СМИ становятся наиболее распространенным и часто единственным источником получения информации. Кроме того, их сегодняшние возможности придают им особый статус и влияние,

способность воздействовать на политические процессы, в том числе и на этнополитические. Одним из позитивных элементов в деятельности СМИ является распространение информации о сущности и последствиях этнических конфликтов широкому кругу населения. СМИ могут осуществлять превентивную функцию по неприятию межэтнических конфликтов. В противоположном случае, когда СМИ распространяют заведомо ложную или необъективную информацию о причинах или перспективах межэтнических разногласий, они могут оказать крайне негативное влияние, еще больше разобщая общество, уже находящееся на грани кризиса, подчеркивает исследователь.

Этнополитика государства

После провозглашения независимости Казахстана в республике усилился интерес к национальной культуре, традициям, истории и языку у титульного этноса и представителей всех этнических меньшинств. Почти все национальные культурные объединения были образованы, замечает Ю. Балакина, в период «всплеска» этнического самосознания - с 1992 по 1994 г., хотя некоторые объединения по этническому принципу были основаны до 1991 г., что объясняется высокой степенью этнической идентичности и готовностью к созданию объединений у ряда этносов. Этно-политика, указывает автор, - это составная часть политики государства, политических партий, организаций и объединений, указывающая стратегический курс в национальном вопросе, в развитии межэтнических отношений.

По мысли исследователя, нельзя игнорировать тот факт, что ранее подавляемое чувство национальной гордости, принадлежности к конкретной этнической культуре, языку нашло свое отражение в небывалом всплеске национального чувства. Процесс национального возрождения является позитивным для новых суверенных государств. Однако, несмотря на позитивную оценку указанным процессам в области этнополитики в Казахстане, наблюдаются и негативные примеры в этнополитических процессах. Этнические конфликты в Югославии, РФ, Приднестровье, Косове, а сегодня и на Украине - вот далеко не исчерпывающий список кровавых конфликтов между бывшими дружественными этносами, столкнувшимися с ужасами войны, развязанной на этнической почве.

Ю. Балакина считает, что этнический фактор может повысить творческий потенциал нации. Чтобы этнический фактор стал конку-

рентоспособной, конструктивной силой, необходима демократия, так как только в режиме правового государства, в условиях открытости и цивилизованности межэтнических отношений он может способствовать развитию каждого этнического образования, формировать социальное единство и межэтническую близость.

Региональная идентичность

Анализируя государственную стратегию Республики Казахстан по формированию модели общественного согласия и национального единства, В. А. Малиновский [3] отмечает, что казахстанская идентичность основана на положениях Конституции РК 1995 г., закрепивших приоритет равенства прав и свобод человека вне зависимости от его этнической и религиозной принадлежности. Провозглашенные в Конституции РК 1995 г. и Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан (1996) ценности получили развитие в Доктрине национального единства Казахстана (2010). Ряд представленных в данном документе выводов имеют стратегический характер и рассчитаны на неограниченный срок действия. В числе таковых: содержание термина «государственная идентичность» в качестве главного условия развития для любого общества и для любого народа; базовые аспекты суверенитета, составляющие его основу, - территория, пределы которой четко определены и утверждены с сопредельными государствами согласно международным требованиям государственной границей; межнациональное согласие, единство народа Казахстана; гражданство Республики Казахстан и др.

Этническим центром казахов является Казахстан. Сегодня, оставаясь национальным государством, Республика Казахстан выражает интересы всего населения, независимо от этнической принадлежности. Определение Казахстана как национального государства учитывает стратегическую тенденцию в развитии государственной идентичности - становление в перспективе государства-нации. Указом Президента РК от 28 декабря 2015 г. была утверждена Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства. Если объектом Концепции 1996 г. выступала большей частью именно идентичность Республики Казахстан в качестве государства, то Концепции 2015 г. - социально-политическая общность - народ Казахстана в новом качестве единой нации во всем ее внутреннем многообразии. Фундамент казахстанской идентичности и единства - общенациональные ценности,

основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии; казахстанская идентичность и единство базируются на том, что каждый гражданин, вне зависимости от этнического происхождения, связывает свою судьбу и будущее с Казахстаном. Единое прошлое, совместное настоящее и общая ответственность за будущее объединяют общество в одно целое.

Как отмечает С. Садыков [6], пресса Республики Казахстан стремится консолидировать современное казахстанское общество. В новых независимых государствах стоит задача национальной консолидации мультиэтничного населения в единое сообщество, объединенное высоким уровнем идентичности. Необходимо формирование единого народа как гражданского сообщества вокруг казахского этноса. В этих условиях огромное значение имеет позиция государства, которое стремится примирить казахскую элиту с русскоязычной элитой. Оно стремится не допустить конфронтации между ними, чтобы конфликт ценностей не перерос в конфликт интересов и опасные для общества акции. В республике имеется объективная потребность для существования как титульной этнокультурной концепции нации, так и гражданской. С точки зрения журналистов, для сохранения стабильности общества и государства необходимо укрепление и гражданской национальной идентичности, и этнокультурной идентичности казахов. Поэтому важно при разработке общенациональной идеи включить в нее идею гражданской нации. Это положительным образом скажется на идентичности всех казахстанцев, независимо от их этнической принадлежности.

Журналисты подчеркивают, что формирование единого казахстанского народа вокруг государствообразующего этноса -казахов - предполагает их особое место в структуре гражданской нации. Речь идет о таком включении этнокультурной концепции, которая была бы совместима с гражданской концепцией. Необходимо иметь в виду, что характер формируемого в Казахстане единого народа имеет этнические и исторические корни, связанные в первую очередь с казахами, и этот аспект должен найти свое место в общенациональной идее. И на этом пути, считают публицисты, Казахстан обретет национальную идею, которая станет общей для всех казахстанцев. Достижение консенсуса в этом вопросе, без которого невозможно государственное строительство, означает для Казахстана консолидацию общества в единую нацию. Материалы, которые регулярно появляются в прессе Казахстана, способствуют, с одной

стороны, самоидентификации различных этносов, а с другой - самоидентификации их как единого казахстанского народа.

Казахстанские ученые считают, что понятия «казахстанское общество» и «казахстанский народ» хотя и однотипны, но с той разницей, что круг отражаемых явлений различен по времени, масштабам и объему. Поэтому они не полностью идентичны. «Казахстанское общество» возникло после объединения Казахстана с Россией (XX в.) и в какой-то мере отвлечено от межнациональных отношений, тогда как этнополитическая общность народов - «казахстанский народ» начала формироваться в ходе деформированного социализма, обновления общества и осуществления национальной политики. Попытки же отождествления этих понятий нередко ведут к подмене предмета анализа. В то же время понятия «казахстанское общество» и «казахстанский народ» не следует отрывать друг от друга. Понятие «казахстанский народ» предполагает, что речь идет о качественно новом общественном явлении, об интеграции в одну этнополитическую общность людей различных национальностей. Политический опыт суверенного Казахстана показывает, что при сохранении межнационального мира происходит активное функционирование этнополитических процессов.

В статье Э.М. Есполовой [2] рассмотрена модель межэтнического и межнационального согласия, инициированная и реализованная первым Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, которая доказала свою эффективность на протяжении всего периода развития независимого Казахстана и продолжает играть важнейшую роль в процессе модернизации страны. Представители различных этнокультурных общностей, проживающих в Казахстане, составляют единое государственно-политическое и культурно-историческое целое. Это и обеспечивает стабильность и создает основу экономического прогресса страны и роста благосостояния народа. Во внешней политике был избран путь многовекторности и евразийской интеграции. Проведение Саммита ОБСЕ в Астане в 2010 г., председательство в Организации Исламского сотрудничества в 2011 г., проведение съездов лидеров мировых и традиционных религий в Казахстане, инициирование региональных интеграционных объединений - демонстрируют приверженность Казахстана диалогу и сотрудничеству.

Созданная по инициативе Н. А. Назарбаева Ассамблея народов Казахстана (АНК) стала общественным институтом, сыгравшим в государстве ключевую роль в сохранении гражданского мира и общественного согласия. Создана прочная правовая база межэтнического и межконфессионального равенства. Она включа-

ет целую систему законов - о свободе вероисповедания, о языках, об общественных объединениях. Равенство всех граждан прописано в Основном законе страны. Политика Казахстана в межэтнической сфере основана на принципе «Единство в многообразии». Наиболее ярко это проявилось в языковой политике. Прежде всего, расширяется сеть школ с государственным языком обучения. Одновременно государство поддерживает развитие этнических языков и культур. В стране издаются 35 печатных изданий на 15 языках. В эфир телеканалов выходят передачи на 11 языках. Принцип «Единство в многообразии» означает, что облик современного независимого Казахстана формируют все 130 этносов, представители которых называют себя казахстанцами.

Закон о языке

Закон, придавший казахскому языку статус государственного, был принят в 1997 г. В законодательных актах первой половины 1990-х годов акцент ставился на политизации казахской этничности. Но этот этнократический подход вследствие оттока русскоязычного населения был заменен в Конституции Казахстана 1995 г. на политико-территориальный, где вместо этнического приоритет был отдан гражданскому началу. С этого времени субъектом республики стала признаваться казахстанская нация. Казахский язык находится в статусе государственного, а за русским, наряду с казахским, было узаконено право его использования в государственных организациях и в органах местного самоуправления.

Вопрос о языке находится в центре внимания общественности и СМИ. А для Казахстана с его специфическим этническим составом населения язык имеет не только особую значимость, но и является одним из главных факторов в укреплении национального суверенитета и государственности. Поэтому язык занимает в стратегии Ассамблеи народа Казахстана, в Доктрине национального единства приоритетное место.

Роль Ассамблеи народа Казахстана

С.Н. Мамытова [4] показывает роль Ассамблеи народа Казахстана в реализации государственной программы модернизации общественного сознания, в совершенствовании казахстанской модели межэтнического взаимодействия путем привлечения научно-

экспертного сообщества и организации кафедр АНК в высших учебных заведениях.

Огромное влияние на процесс духовного возрождения и единения нации в Казахстане оказывает его полиэтничный состав. За несколько веков накоплен богатый опыт гармоничных межэтнических отношений, выработаны механизмы эффективного взаимодействия и взаимообогащения. Это помогло преодолеть проблемы, возникшие в период становления независимости. После распада СССР произошло крушение прежней, коммунистической, системы ценностей, и часть казахстанского общества оказалась в состоянии растерянности и неприятия прошлого. Именно наличие прочно сложившихся традиций межэтнической толерантности и глубокие исторические корни дружбы и согласия народов позволили преодолеть нараставший кризис духовности и единства нации. Особую значимость приобретает исторический опыт вбирания лучшего из инонационального на современном этапе, когда республика прилагает усилия, чтобы интегрироваться в мировое культурное пространство, освоить новейшие зарубежные достижения. Вместе с тем под воздействием массированного внедрения в общественное сознание шаблонов западной «массовой культуры» среди части населения, особенно молодежи, наблюдается негативное отношение к национальным традициям и культурно-историческому наследию предков. В связи с этим в Казахстане началась реализация государственной программы модернизации общественного сознания «Рухани жацгыру».

Важную роль в сохранении и развитии этнического своеобразия, возрождении духовности и единении играет Ассамблея народа Казахстана. Она выступает инициатором многих мероприятий, ориентированных на изучение и популяризацию богатого историко-культурного наследия народа Казахстана. Созданные при АНК научно-экспертные группы с 2009 г. проводят научные исследования межэтнических отношений, мониторинги общественного мнения, и на их основе дают рекомендации по повышению эффективности государственной этнополитики. Крупными центрами для проведения научных исследований становятся высшие учебные заведения, на базе которых создаются кафедры АНК. Результаты научных исследований, проводимых учеными-экспертами, активно внедряются в образовательный и воспитательный процесс вузов. Однако, замечает автор статьи, не все проблемы в сфере межэтнических отношений решены. Еще не полно-

стью задействован потенциал депутатов АНК, ученых-экспертов, этнокультурных и молодежных объединений.

Казахстанская модель

этноконфессионального согласия

В. Овчинников [5] исследует тенденции и особенности создания и функционирования модели этноконфессионального согласия в Казахстане. Разработка особой модели была обусловлена угрозой социополитической стабильности, изменением этнорелигиозной структуры населения в постсоветское время, многонациональным и многоконфессиональным характером государства.

После распада СССР в Казахстане, как и в большинстве бывших союзных республик, усилился интерес граждан к религии. Перед новым независимым государством стояли задачи укрепления национального и духовного единства граждан, недопущения «политизации религии» в процессе возрождения ислама. Методом проб и ошибок у государства и общества формировалось представление о модели государственно-конфессиональных отношений, о механизмах возрождения ислама и религиозных традиций при сохранении курса на коренные общественно-политические преобразования и строительство светского государства. Несовершенство законодательства, отсутствие механизмов контроля государства на стадии построения новой модели межконфессионального согласия привели к нерегулируемому росту религиозных объединений, получавших поддержку из-за рубежа, притоку иностранных миссионеров и создали основу для вовлечения граждан, особенно молодежи, в деструктивные религиозные движения.

Мусульманская община Казахстана неоднородна, и принадлежность разных этнических групп к одной конфессии не привела к нейтрализации межэтнических противоречий. Помимо казахов, мусульманскую общину представляют 17 этнических групп: узбеки, татары, уйгуры, таджики, курды, дунгане, чеченцы, ингуши и др. В этой ситуации государственная власть понимала, что ей необходимо заручиться поддержкой традиционных христианских религиозных организаций. В первую очередь обеспечить лояльность русского населения, а также замедлить миграцию русских из Казахстана. Это должно было стать основой для построения устойчивой модели межконфессионального и межнационального

согласия. Как правило, казахи являлись представителями мусульманской общины, русские - православной.

Особой чертой казахстанской модели этноконфессионального согласия стала система постоянного взаимодействия светского государства и религиозных организаций по всем важным вопросам общественно-политического развития. Функционирование модели этноконфессионального согласия Республики Казахстан регулируется Конституцией и рядом правовых актов, в которых предоставляются равные права всем религиозным объединениям и отмечается независимость государства и религиозных организаций в рамках правового поля. В 1993 г. в Конституцию было внесено положение, предусматривающее запрет деятельности общественных и религиозных организаций, провозглашающих или на практике реализующих религиозную нетерпимость, что было закреплено и в Конституции 1995 г. Реализации государственной национальной политики способствовало создание консультативно-совещательного органа при президенте Казахстана - Ассамблеи народов Казахстана (1995, с 2007 г. Ассамблея народа Казахстана). С 1996 г. в стране начал функционировать Совет по делам религии при президенте. Вопросы координации связей с религиозными организациями стали решаться в рамках Министерства информации и общественного согласия. Государство усилило поддержку официальных мусульманских религиозных объединений.

Русской православной церкви (РПЦ) в Казахстане было отведено особое место в создаваемой модели этноконфессионального согласия. Начался постоянный рост количества приходов РПЦ на территории Казахстана. По состоянию на 2012 г. в Казахстане действовало 271 религиозное объединение РПЦ, включая республиканское религиозное объединение - Митрополичий округ, а также девять епархий и 261 приход. На протяжении 2000-2018 гг. Православная церковь Казахстана неизменно позиционировала себя как надежного партнера государства.

Несмотря на последовательное построение светского государства, в Казахстане в 2000-2010 гг. наблюдался рост как традиционных, так и новых для региона религиозных организаций. Протестные события 2011 г. в стране показали необходимость модернизации механизма регулирования религиозной сферы. В процессе усиления роли государства в регулировании религиозной деятельности была сформирована новая правовая база, проведена перерегистрация религиозных объединений. В результате реформы была создана единая исламская организация, которая проповедует исламскую веру сун-

нитского направления с учетом исторических особенностей ислама на территории республики. Официальный ислам представляет Духовное управление мусульман Казахстана. С этого времени структуры РПЦ в Республике Казахстан официальная власть стала называть Православной церковью Казахстана.

Этническая структура общества обусловила его религиозную структуру. Основные типы религиозной самоидентификации граждан связаны с исламом и христианством. Традиционно самыми многочисленными среди них являются ислам ханафитского мазхаба и православное христианство. 81% граждан республики считают себя верующими, 19% - атеистами и агностиками. Несмотря на последовательные меры, предпринятые после 2011 г., ситуация в политической и религиозной сфере обострилась в 2015-2016 гг. В сложные внутренние межконфессиональные процессы стали вмешиваться другие государства. После попытки «государственного переворота» в Республике Казахстан в 2016 г. и повышения уровня террористической опасности последовали меры по «ужесточению» религиозного законодательства. Позиция государства была отражена в двух основных документах: Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 гг. и Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 гг. В 2016 г. президентским указом было создано Министерство по делам религий и гражданского общества.

Построение казахстанской модели этноконфессионального согласия сопровождалось переходами от «жестких» к более гибким механизмам и формам контроля в религиозной сфере. Перед руководством Казахстана стоит задача обеспечения развития государства и общества и формирования новой гражданско-национальной идентичности с опорой на традиционную культуру и религию, в первую очередь - на ценности ислама, искоренение радикальных сил, разрушающих межэтническое и межрелигиозное согласие. По официальным данным, в Казахстане примерно 75% населения считают себя верующими, межэтническую ситуацию позитивно оценивают 94,9% граждан, 94,5% ощущают себя представителями единого народа Казахстана. Государственная политика в сфере межэтнических отношений пользуется поддержкой 95,7% граждан, и уровень толерантности к представителям других этносов составляет 83,7%. Это позволяет исследователю сделать вывод о позитивных результатах национальной и конфессиональной государственной политики и успешности внедрения казахстанской модели этноконфессионального согласия.

Заключение

СМИ оказывают значительное влияние на межэтнические отношения. В ресурсных возможностях средств массовой информации заинтересованы все стороны, и официальная власть, и различные политические силы, стремящиеся как к сотрудничеству, так и конфликтам с другими этносами, и с самим государством. На современном этапе значительно расширились возможности взаимодействия СМИ и политической власти при разрешении межэтнических проблем. Сегодня к политической практике ведения переговоров, встреч, дебатов по разрешению разногласий в межэтнических отношениях эффективно привлекают ресурсные возможности СМИ.

В условиях полиэтнического общества становится особенно важным сохранение мира и согласия, тем более это актуально для новых демократий постсоветского пространства. Воздействие СМИ на формирование мирных межэтнических отношений оказывает влияние на успешное проведение процесса демократизации, что актуально для многих постсоветских республик, в частности и для Казахстана. Путем использования СМИ можно как позитивно воздействовать на мирное сосуществование полиэтнического общества, так и обеспечить основу межэтническим конфликтам, которые разрушительны для государственных устоев.

Не только сами СМИ оказывают воздействие на формирование межэтнических отношений. Этнополитические процессы, официальная этнополитика влияют на содержательные аспекты СМИ. В этнически поляризованном обществе при проведении несправедливой этнической политики СМИ отражают в себе эти имеющиеся противоречия. При этом СМИ либо еще более обостряют данные проблемы, либо способствуют их результативному разрешению и предотвращению новых. Государство всегда находится в таком положении, когда необходимо соблюсти важнейшие ценности демократии, такие как свобода слова, и одновременно обеспечить гармонизацию этнополитических процессов в полиэтнических обществах. Таким образом, государство не может самоустраниться от деятельности СМИ, регулирование и контроль в данном процессе продиктованы вопросом сохранения межэтнического согласия и существования самого государства.

На современном этапе СМИ - активные участники политических процессов, в том числе и в сфере этнополитики. СМИ сегодня не просто информируют, но и обладают возможностями навязывать, формировать стереотипы и манипулировать сознанием людей, в том числе и в области межэтнических взаимодействий.

Таким откровенным манипулированием умонастроением населения могут заниматься оппозиционные, деструктивные внешние и внутренние политические силы. Они могут путем расшатывания межэтнического мира и согласия в многонациональных государствах прийти к достижению собственных политических целей вплоть до разрушения государственности как таковой.

Таким образом, подчеркивают исследователи, современные СМИ являются важнейшим политическим институтом, обладающим большими возможностями влияния на этнополитические, социальные и иные процессы в обществе. Являясь неотъемлемой частью культуры современного общества, СМИ стремятся распространить свое влияние на общественное мнение, тем самым формируя новые реалии и изменяя действительность. Кроме того, в полиэтнических обществах СМИ способны играть позитивную роль в процессе консолидации всего гражданского населения страны. Пропагандируя общность политических интересов, распространяя идеи мирного сосуществования, СМИ воздействуют на сохранение межэтнического согласия.

Литература

1. Балакина Ю.А. Политико-информационный аспект формирования региональной идентичности Республики Казахстан // Век информации (сетевое издание). Санкт-Петербург, 2018, Т. 2, № 4 (5). С. 55-80.

2. Есполова Э.М. Казахстанская модель межэтнического и межнационального согласия // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. Алматы, 2019. Т. 2, № 8. С. 56-60.

3. Малиновский В.А. Общественное согласие и национальное единство - основа формирования казахстанской идентичности // Юридический вестник. Астана, 2018. Т. 26, № 2. С. 56-60.

4. Мамытова С.Н. Роль Ассамблеи народа Казахстана в возрождении духовного наследия и единения нации // Казахи в евразийском пространстве: История, культура и социокультурные процессы: сб. науч. тр. по материалам II Международной науч.-практич. конф. Павлодарский гос. ун-т, 2019. С. 87-89.

5. Овчинников В.А. Казахстанская модель этноконфессионального согласия // Вестник Томского гос. ун-та. История. Этнодемография. 2019. С. 128-137.

6. Садыков С. Казахстанская журналистика: Национальная идея. conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/Sadykov-Sejdulla.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.