Сченснович В.Н.*
ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ КАЗАХСТАНА
НА ЭТНОПОЛИТИКУ РЕСПУБЛИКИ
(Аналитический обзор)
DOI: 10.31249/rimm/202L0L03
Аннотация. На нынешнем этапе актуальна тема влияния СМИ на этнополитику. Исследователи показывают: многонациональному государству, каким является Казахстан, приходится учитывать, что СМИ сегодня часто становятся главным источником информации для населения. Иначе деструктивные оппозиционные силы, обостряя существующие межнациональные конфликты, могут привести к распаду государства.
Ключевые слова: СМИ Казахстана; «четвертая власть»; инструмент власти; этнополитика; региональная идентичность; полиэтнич-ные общества; Ассамблея народа Казахстана; Евразия; интеграция; этноконфессиональное согласие; ислам; христианство; ДУМК; РПЦ.
Введение
В результате трансформации казахстанской политической системы с начала 1990-х годов до настоящего момента положение СМИ изменилось. После приобретения независимости произошли перемены в медиасистеме республики. Казахстанские СМИ стремились к воплощению в жизнь идей либертарианской теории массовых коммуникаций, которая отводит свободным СМИ роль инструмента контроля и критики властей. Однако в казахстанской медиасреде случилась подмена понятий. Доступ к инструменту власти, коим являются СМИ, стали путать с самой властью. Концепция «СМИ - четвертая власть» рассматривает их как отдельную политическую силу, приравнивая ее к трем общепризнанным ветвям власти. СМИ признаются полноправными участниками политического управления, выполняющими специфическую функцию.
*
Сченснович В.Н., научный сотрудник, отдел Азии и Африки, ИНИОН РАН, e-mail: vl-lyuba9@yandex.ru
Государственная информационная политика
Казахстана
Процесс формирования массмедиа Казахстана, по мысли Ю. Балакиной [1], не был стихийным или однозначно предопределенным, а обусловливался целенаправленной государственной информационной политикой. Как подчеркивает автор статьи, важнейшую роль в структуре современной медиаполитической системы Казахстана играют общеказахстанские СМИ благодаря их возможностям в оперативном информировании населения государства. Несмотря на дифференциацию казахстанского общества и его полиэт-ничность, медиаполитическая система эффективно достигает своей цели. Это происходит благодаря мобилизации различных информационных потоков, ориентированных на различные социальные и этнические группы. Наиболее популярные СМИ в Казахстане входят в медиаполитическую систему, одной из основных целей которой является формирование общественного мнения. СМИ обладают сегодня всеми ресурсами для оказания как негативного, так и позитивного влияния на этнополитические процессы, протекающие в мире, в том числе и в Республике Казахстан. Посредством СМИ правительство и законодательные органы получают информацию об имеющихся проблемах и назревающих конфликтах. Несмотря на позитивную роль в оказании влияния на этнополитические процессы, СМИ также могут играть роль провоцирующую, усугубляющую конфликт.
В переходный период происходит процесс национального возрождения всех этносов, проживавших в Казахстане. Ранее существовавшая советская политика, направленная на ликвидацию национальных традиций, особенностей, обычаев, потерпела крах. Ей на смену пришло бурное развитие и возрождение национальных языков, традиций, культуры. И в этом процессе роль СМИ, отмечает исследователь, поистине неоценима. Кровавые межэтнические конфликты, приведшие к тяжелым последствиям в судьбах многонациональных стран, могут служить тому доказательством.
Воздействие СМИ
на этнополитические процессы
СМИ все чаще используют в качестве политических инструментов воздействия на этнополитические процессы. Одной из уже существующих проблем развития СМИ является оказание влия-
ния, причем не всегда позитивного, на весь спектр социально-политических процессов в конкретном обществе. Даже такая авторитетная в современном демократическом мире организация как ОБСЕ подтверждает необходимость своего рода контроля над деятельностью СМИ в области межэтнических отношений. Особенно это важно в мультиэтнических обществах, стремящихся к демократии. Современный независимый Казахстан является одним из таких обществ. Политика, направленная на упреждение деструктивного воздействия СМИ на межэтнические отношения, в Республике Казахстан со стороны государства и общественности приветствуется принципами ОБСЕ - признанной демократическим мировым сообществом организации.
По наблюдению Ю. Балакиной, в условиях перехода к демократии в полиэтничных обществах именно СМИ обладают возможностями, способствующими устранению различных противоречий, в том числе и на этнической основе. Обретая другой статус в процессе своего преобразования в так называемую «четвертую власть», СМИ осознают свои иные место и роль, особенно в области межэтнических отношений. Роль СМИ в таких процессах может иметь и обратный характер, т.е. быть негативной. Это происходит тогда, когда СМИ, их роль, влияние и ресурсы направлены не на объединение, а на разобщение и дезинтеграцию переходного полиэтнического общества. Современные лидеры этнических конфликтов активно прибегают к СМИ в плане отстаивания собственных интересов.
Для современных информационных процессов в Казахстане, по наблюдению автора статьи, характерны три главные тенденции:
1) дистанцирование СМИ от государственной опеки, их самостоятельное развитие, уход государства от прямого вмешательства в деятельность массмедиа, становление отношений: «общество - СМИ»;
2) легализация информационного пространства, становление правовой основы деятельности СМИ, разрешение всех проблем только в судебном порядке;
3) коммерциализация большинства СМИ, их устремленность на получение прибыли любым путем, становление рынка рекламы в стране.
В современном мире, стремящемся к демократии и свободе слова, СМИ становятся наиболее распространенным и часто единственным источником получения информации. Кроме того, их сегодняшние возможности придают им особый статус и влияние,
способность воздействовать на политические процессы, в том числе и на этнополитические. Одним из позитивных элементов в деятельности СМИ является распространение информации о сущности и последствиях этнических конфликтов широкому кругу населения. СМИ могут осуществлять превентивную функцию по неприятию межэтнических конфликтов. В противоположном случае, когда СМИ распространяют заведомо ложную или необъективную информацию о причинах или перспективах межэтнических разногласий, они могут оказать крайне негативное влияние, еще больше разобщая общество, уже находящееся на грани кризиса, подчеркивает исследователь.
Этнополитика государства
После провозглашения независимости Казахстана в республике усилился интерес к национальной культуре, традициям, истории и языку у титульного этноса и представителей всех этнических меньшинств. Почти все национальные культурные объединения были образованы, замечает Ю. Балакина, в период «всплеска» этнического самосознания - с 1992 по 1994 г., хотя некоторые объединения по этническому принципу были основаны до 1991 г., что объясняется высокой степенью этнической идентичности и готовностью к созданию объединений у ряда этносов. Этно-политика, указывает автор, - это составная часть политики государства, политических партий, организаций и объединений, указывающая стратегический курс в национальном вопросе, в развитии межэтнических отношений.
По мысли исследователя, нельзя игнорировать тот факт, что ранее подавляемое чувство национальной гордости, принадлежности к конкретной этнической культуре, языку нашло свое отражение в небывалом всплеске национального чувства. Процесс национального возрождения является позитивным для новых суверенных государств. Однако, несмотря на позитивную оценку указанным процессам в области этнополитики в Казахстане, наблюдаются и негативные примеры в этнополитических процессах. Этнические конфликты в Югославии, РФ, Приднестровье, Косове, а сегодня и на Украине - вот далеко не исчерпывающий список кровавых конфликтов между бывшими дружественными этносами, столкнувшимися с ужасами войны, развязанной на этнической почве.
Ю. Балакина считает, что этнический фактор может повысить творческий потенциал нации. Чтобы этнический фактор стал конку-
рентоспособной, конструктивной силой, необходима демократия, так как только в режиме правового государства, в условиях открытости и цивилизованности межэтнических отношений он может способствовать развитию каждого этнического образования, формировать социальное единство и межэтническую близость.
Региональная идентичность
Анализируя государственную стратегию Республики Казахстан по формированию модели общественного согласия и национального единства, В. А. Малиновский [3] отмечает, что казахстанская идентичность основана на положениях Конституции РК 1995 г., закрепивших приоритет равенства прав и свобод человека вне зависимости от его этнической и религиозной принадлежности. Провозглашенные в Конституции РК 1995 г. и Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан (1996) ценности получили развитие в Доктрине национального единства Казахстана (2010). Ряд представленных в данном документе выводов имеют стратегический характер и рассчитаны на неограниченный срок действия. В числе таковых: содержание термина «государственная идентичность» в качестве главного условия развития для любого общества и для любого народа; базовые аспекты суверенитета, составляющие его основу, - территория, пределы которой четко определены и утверждены с сопредельными государствами согласно международным требованиям государственной границей; межнациональное согласие, единство народа Казахстана; гражданство Республики Казахстан и др.
Этническим центром казахов является Казахстан. Сегодня, оставаясь национальным государством, Республика Казахстан выражает интересы всего населения, независимо от этнической принадлежности. Определение Казахстана как национального государства учитывает стратегическую тенденцию в развитии государственной идентичности - становление в перспективе государства-нации. Указом Президента РК от 28 декабря 2015 г. была утверждена Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства. Если объектом Концепции 1996 г. выступала большей частью именно идентичность Республики Казахстан в качестве государства, то Концепции 2015 г. - социально-политическая общность - народ Казахстана в новом качестве единой нации во всем ее внутреннем многообразии. Фундамент казахстанской идентичности и единства - общенациональные ценности,
основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии; казахстанская идентичность и единство базируются на том, что каждый гражданин, вне зависимости от этнического происхождения, связывает свою судьбу и будущее с Казахстаном. Единое прошлое, совместное настоящее и общая ответственность за будущее объединяют общество в одно целое.
Как отмечает С. Садыков [6], пресса Республики Казахстан стремится консолидировать современное казахстанское общество. В новых независимых государствах стоит задача национальной консолидации мультиэтничного населения в единое сообщество, объединенное высоким уровнем идентичности. Необходимо формирование единого народа как гражданского сообщества вокруг казахского этноса. В этих условиях огромное значение имеет позиция государства, которое стремится примирить казахскую элиту с русскоязычной элитой. Оно стремится не допустить конфронтации между ними, чтобы конфликт ценностей не перерос в конфликт интересов и опасные для общества акции. В республике имеется объективная потребность для существования как титульной этнокультурной концепции нации, так и гражданской. С точки зрения журналистов, для сохранения стабильности общества и государства необходимо укрепление и гражданской национальной идентичности, и этнокультурной идентичности казахов. Поэтому важно при разработке общенациональной идеи включить в нее идею гражданской нации. Это положительным образом скажется на идентичности всех казахстанцев, независимо от их этнической принадлежности.
Журналисты подчеркивают, что формирование единого казахстанского народа вокруг государствообразующего этноса -казахов - предполагает их особое место в структуре гражданской нации. Речь идет о таком включении этнокультурной концепции, которая была бы совместима с гражданской концепцией. Необходимо иметь в виду, что характер формируемого в Казахстане единого народа имеет этнические и исторические корни, связанные в первую очередь с казахами, и этот аспект должен найти свое место в общенациональной идее. И на этом пути, считают публицисты, Казахстан обретет национальную идею, которая станет общей для всех казахстанцев. Достижение консенсуса в этом вопросе, без которого невозможно государственное строительство, означает для Казахстана консолидацию общества в единую нацию. Материалы, которые регулярно появляются в прессе Казахстана, способствуют, с одной
стороны, самоидентификации различных этносов, а с другой - самоидентификации их как единого казахстанского народа.
Казахстанские ученые считают, что понятия «казахстанское общество» и «казахстанский народ» хотя и однотипны, но с той разницей, что круг отражаемых явлений различен по времени, масштабам и объему. Поэтому они не полностью идентичны. «Казахстанское общество» возникло после объединения Казахстана с Россией (XX в.) и в какой-то мере отвлечено от межнациональных отношений, тогда как этнополитическая общность народов - «казахстанский народ» начала формироваться в ходе деформированного социализма, обновления общества и осуществления национальной политики. Попытки же отождествления этих понятий нередко ведут к подмене предмета анализа. В то же время понятия «казахстанское общество» и «казахстанский народ» не следует отрывать друг от друга. Понятие «казахстанский народ» предполагает, что речь идет о качественно новом общественном явлении, об интеграции в одну этнополитическую общность людей различных национальностей. Политический опыт суверенного Казахстана показывает, что при сохранении межнационального мира происходит активное функционирование этнополитических процессов.
В статье Э.М. Есполовой [2] рассмотрена модель межэтнического и межнационального согласия, инициированная и реализованная первым Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, которая доказала свою эффективность на протяжении всего периода развития независимого Казахстана и продолжает играть важнейшую роль в процессе модернизации страны. Представители различных этнокультурных общностей, проживающих в Казахстане, составляют единое государственно-политическое и культурно-историческое целое. Это и обеспечивает стабильность и создает основу экономического прогресса страны и роста благосостояния народа. Во внешней политике был избран путь многовекторности и евразийской интеграции. Проведение Саммита ОБСЕ в Астане в 2010 г., председательство в Организации Исламского сотрудничества в 2011 г., проведение съездов лидеров мировых и традиционных религий в Казахстане, инициирование региональных интеграционных объединений - демонстрируют приверженность Казахстана диалогу и сотрудничеству.
Созданная по инициативе Н. А. Назарбаева Ассамблея народов Казахстана (АНК) стала общественным институтом, сыгравшим в государстве ключевую роль в сохранении гражданского мира и общественного согласия. Создана прочная правовая база межэтнического и межконфессионального равенства. Она включа-
ет целую систему законов - о свободе вероисповедания, о языках, об общественных объединениях. Равенство всех граждан прописано в Основном законе страны. Политика Казахстана в межэтнической сфере основана на принципе «Единство в многообразии». Наиболее ярко это проявилось в языковой политике. Прежде всего, расширяется сеть школ с государственным языком обучения. Одновременно государство поддерживает развитие этнических языков и культур. В стране издаются 35 печатных изданий на 15 языках. В эфир телеканалов выходят передачи на 11 языках. Принцип «Единство в многообразии» означает, что облик современного независимого Казахстана формируют все 130 этносов, представители которых называют себя казахстанцами.
Закон о языке
Закон, придавший казахскому языку статус государственного, был принят в 1997 г. В законодательных актах первой половины 1990-х годов акцент ставился на политизации казахской этничности. Но этот этнократический подход вследствие оттока русскоязычного населения был заменен в Конституции Казахстана 1995 г. на политико-территориальный, где вместо этнического приоритет был отдан гражданскому началу. С этого времени субъектом республики стала признаваться казахстанская нация. Казахский язык находится в статусе государственного, а за русским, наряду с казахским, было узаконено право его использования в государственных организациях и в органах местного самоуправления.
Вопрос о языке находится в центре внимания общественности и СМИ. А для Казахстана с его специфическим этническим составом населения язык имеет не только особую значимость, но и является одним из главных факторов в укреплении национального суверенитета и государственности. Поэтому язык занимает в стратегии Ассамблеи народа Казахстана, в Доктрине национального единства приоритетное место.
Роль Ассамблеи народа Казахстана
С.Н. Мамытова [4] показывает роль Ассамблеи народа Казахстана в реализации государственной программы модернизации общественного сознания, в совершенствовании казахстанской модели межэтнического взаимодействия путем привлечения научно-
экспертного сообщества и организации кафедр АНК в высших учебных заведениях.
Огромное влияние на процесс духовного возрождения и единения нации в Казахстане оказывает его полиэтничный состав. За несколько веков накоплен богатый опыт гармоничных межэтнических отношений, выработаны механизмы эффективного взаимодействия и взаимообогащения. Это помогло преодолеть проблемы, возникшие в период становления независимости. После распада СССР произошло крушение прежней, коммунистической, системы ценностей, и часть казахстанского общества оказалась в состоянии растерянности и неприятия прошлого. Именно наличие прочно сложившихся традиций межэтнической толерантности и глубокие исторические корни дружбы и согласия народов позволили преодолеть нараставший кризис духовности и единства нации. Особую значимость приобретает исторический опыт вбирания лучшего из инонационального на современном этапе, когда республика прилагает усилия, чтобы интегрироваться в мировое культурное пространство, освоить новейшие зарубежные достижения. Вместе с тем под воздействием массированного внедрения в общественное сознание шаблонов западной «массовой культуры» среди части населения, особенно молодежи, наблюдается негативное отношение к национальным традициям и культурно-историческому наследию предков. В связи с этим в Казахстане началась реализация государственной программы модернизации общественного сознания «Рухани жацгыру».
Важную роль в сохранении и развитии этнического своеобразия, возрождении духовности и единении играет Ассамблея народа Казахстана. Она выступает инициатором многих мероприятий, ориентированных на изучение и популяризацию богатого историко-культурного наследия народа Казахстана. Созданные при АНК научно-экспертные группы с 2009 г. проводят научные исследования межэтнических отношений, мониторинги общественного мнения, и на их основе дают рекомендации по повышению эффективности государственной этнополитики. Крупными центрами для проведения научных исследований становятся высшие учебные заведения, на базе которых создаются кафедры АНК. Результаты научных исследований, проводимых учеными-экспертами, активно внедряются в образовательный и воспитательный процесс вузов. Однако, замечает автор статьи, не все проблемы в сфере межэтнических отношений решены. Еще не полно-
стью задействован потенциал депутатов АНК, ученых-экспертов, этнокультурных и молодежных объединений.
Казахстанская модель
этноконфессионального согласия
В. Овчинников [5] исследует тенденции и особенности создания и функционирования модели этноконфессионального согласия в Казахстане. Разработка особой модели была обусловлена угрозой социополитической стабильности, изменением этнорелигиозной структуры населения в постсоветское время, многонациональным и многоконфессиональным характером государства.
После распада СССР в Казахстане, как и в большинстве бывших союзных республик, усилился интерес граждан к религии. Перед новым независимым государством стояли задачи укрепления национального и духовного единства граждан, недопущения «политизации религии» в процессе возрождения ислама. Методом проб и ошибок у государства и общества формировалось представление о модели государственно-конфессиональных отношений, о механизмах возрождения ислама и религиозных традиций при сохранении курса на коренные общественно-политические преобразования и строительство светского государства. Несовершенство законодательства, отсутствие механизмов контроля государства на стадии построения новой модели межконфессионального согласия привели к нерегулируемому росту религиозных объединений, получавших поддержку из-за рубежа, притоку иностранных миссионеров и создали основу для вовлечения граждан, особенно молодежи, в деструктивные религиозные движения.
Мусульманская община Казахстана неоднородна, и принадлежность разных этнических групп к одной конфессии не привела к нейтрализации межэтнических противоречий. Помимо казахов, мусульманскую общину представляют 17 этнических групп: узбеки, татары, уйгуры, таджики, курды, дунгане, чеченцы, ингуши и др. В этой ситуации государственная власть понимала, что ей необходимо заручиться поддержкой традиционных христианских религиозных организаций. В первую очередь обеспечить лояльность русского населения, а также замедлить миграцию русских из Казахстана. Это должно было стать основой для построения устойчивой модели межконфессионального и межнационального
согласия. Как правило, казахи являлись представителями мусульманской общины, русские - православной.
Особой чертой казахстанской модели этноконфессионального согласия стала система постоянного взаимодействия светского государства и религиозных организаций по всем важным вопросам общественно-политического развития. Функционирование модели этноконфессионального согласия Республики Казахстан регулируется Конституцией и рядом правовых актов, в которых предоставляются равные права всем религиозным объединениям и отмечается независимость государства и религиозных организаций в рамках правового поля. В 1993 г. в Конституцию было внесено положение, предусматривающее запрет деятельности общественных и религиозных организаций, провозглашающих или на практике реализующих религиозную нетерпимость, что было закреплено и в Конституции 1995 г. Реализации государственной национальной политики способствовало создание консультативно-совещательного органа при президенте Казахстана - Ассамблеи народов Казахстана (1995, с 2007 г. Ассамблея народа Казахстана). С 1996 г. в стране начал функционировать Совет по делам религии при президенте. Вопросы координации связей с религиозными организациями стали решаться в рамках Министерства информации и общественного согласия. Государство усилило поддержку официальных мусульманских религиозных объединений.
Русской православной церкви (РПЦ) в Казахстане было отведено особое место в создаваемой модели этноконфессионального согласия. Начался постоянный рост количества приходов РПЦ на территории Казахстана. По состоянию на 2012 г. в Казахстане действовало 271 религиозное объединение РПЦ, включая республиканское религиозное объединение - Митрополичий округ, а также девять епархий и 261 приход. На протяжении 2000-2018 гг. Православная церковь Казахстана неизменно позиционировала себя как надежного партнера государства.
Несмотря на последовательное построение светского государства, в Казахстане в 2000-2010 гг. наблюдался рост как традиционных, так и новых для региона религиозных организаций. Протестные события 2011 г. в стране показали необходимость модернизации механизма регулирования религиозной сферы. В процессе усиления роли государства в регулировании религиозной деятельности была сформирована новая правовая база, проведена перерегистрация религиозных объединений. В результате реформы была создана единая исламская организация, которая проповедует исламскую веру сун-
нитского направления с учетом исторических особенностей ислама на территории республики. Официальный ислам представляет Духовное управление мусульман Казахстана. С этого времени структуры РПЦ в Республике Казахстан официальная власть стала называть Православной церковью Казахстана.
Этническая структура общества обусловила его религиозную структуру. Основные типы религиозной самоидентификации граждан связаны с исламом и христианством. Традиционно самыми многочисленными среди них являются ислам ханафитского мазхаба и православное христианство. 81% граждан республики считают себя верующими, 19% - атеистами и агностиками. Несмотря на последовательные меры, предпринятые после 2011 г., ситуация в политической и религиозной сфере обострилась в 2015-2016 гг. В сложные внутренние межконфессиональные процессы стали вмешиваться другие государства. После попытки «государственного переворота» в Республике Казахстан в 2016 г. и повышения уровня террористической опасности последовали меры по «ужесточению» религиозного законодательства. Позиция государства была отражена в двух основных документах: Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 гг. и Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 гг. В 2016 г. президентским указом было создано Министерство по делам религий и гражданского общества.
Построение казахстанской модели этноконфессионального согласия сопровождалось переходами от «жестких» к более гибким механизмам и формам контроля в религиозной сфере. Перед руководством Казахстана стоит задача обеспечения развития государства и общества и формирования новой гражданско-национальной идентичности с опорой на традиционную культуру и религию, в первую очередь - на ценности ислама, искоренение радикальных сил, разрушающих межэтническое и межрелигиозное согласие. По официальным данным, в Казахстане примерно 75% населения считают себя верующими, межэтническую ситуацию позитивно оценивают 94,9% граждан, 94,5% ощущают себя представителями единого народа Казахстана. Государственная политика в сфере межэтнических отношений пользуется поддержкой 95,7% граждан, и уровень толерантности к представителям других этносов составляет 83,7%. Это позволяет исследователю сделать вывод о позитивных результатах национальной и конфессиональной государственной политики и успешности внедрения казахстанской модели этноконфессионального согласия.
Заключение
СМИ оказывают значительное влияние на межэтнические отношения. В ресурсных возможностях средств массовой информации заинтересованы все стороны, и официальная власть, и различные политические силы, стремящиеся как к сотрудничеству, так и конфликтам с другими этносами, и с самим государством. На современном этапе значительно расширились возможности взаимодействия СМИ и политической власти при разрешении межэтнических проблем. Сегодня к политической практике ведения переговоров, встреч, дебатов по разрешению разногласий в межэтнических отношениях эффективно привлекают ресурсные возможности СМИ.
В условиях полиэтнического общества становится особенно важным сохранение мира и согласия, тем более это актуально для новых демократий постсоветского пространства. Воздействие СМИ на формирование мирных межэтнических отношений оказывает влияние на успешное проведение процесса демократизации, что актуально для многих постсоветских республик, в частности и для Казахстана. Путем использования СМИ можно как позитивно воздействовать на мирное сосуществование полиэтнического общества, так и обеспечить основу межэтническим конфликтам, которые разрушительны для государственных устоев.
Не только сами СМИ оказывают воздействие на формирование межэтнических отношений. Этнополитические процессы, официальная этнополитика влияют на содержательные аспекты СМИ. В этнически поляризованном обществе при проведении несправедливой этнической политики СМИ отражают в себе эти имеющиеся противоречия. При этом СМИ либо еще более обостряют данные проблемы, либо способствуют их результативному разрешению и предотвращению новых. Государство всегда находится в таком положении, когда необходимо соблюсти важнейшие ценности демократии, такие как свобода слова, и одновременно обеспечить гармонизацию этнополитических процессов в полиэтнических обществах. Таким образом, государство не может самоустраниться от деятельности СМИ, регулирование и контроль в данном процессе продиктованы вопросом сохранения межэтнического согласия и существования самого государства.
На современном этапе СМИ - активные участники политических процессов, в том числе и в сфере этнополитики. СМИ сегодня не просто информируют, но и обладают возможностями навязывать, формировать стереотипы и манипулировать сознанием людей, в том числе и в области межэтнических взаимодействий.
Таким откровенным манипулированием умонастроением населения могут заниматься оппозиционные, деструктивные внешние и внутренние политические силы. Они могут путем расшатывания межэтнического мира и согласия в многонациональных государствах прийти к достижению собственных политических целей вплоть до разрушения государственности как таковой.
Таким образом, подчеркивают исследователи, современные СМИ являются важнейшим политическим институтом, обладающим большими возможностями влияния на этнополитические, социальные и иные процессы в обществе. Являясь неотъемлемой частью культуры современного общества, СМИ стремятся распространить свое влияние на общественное мнение, тем самым формируя новые реалии и изменяя действительность. Кроме того, в полиэтнических обществах СМИ способны играть позитивную роль в процессе консолидации всего гражданского населения страны. Пропагандируя общность политических интересов, распространяя идеи мирного сосуществования, СМИ воздействуют на сохранение межэтнического согласия.
Литература
1. Балакина Ю.А. Политико-информационный аспект формирования региональной идентичности Республики Казахстан // Век информации (сетевое издание). Санкт-Петербург, 2018, Т. 2, № 4 (5). С. 55-80.
2. Есполова Э.М. Казахстанская модель межэтнического и межнационального согласия // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. Алматы, 2019. Т. 2, № 8. С. 56-60.
3. Малиновский В.А. Общественное согласие и национальное единство - основа формирования казахстанской идентичности // Юридический вестник. Астана, 2018. Т. 26, № 2. С. 56-60.
4. Мамытова С.Н. Роль Ассамблеи народа Казахстана в возрождении духовного наследия и единения нации // Казахи в евразийском пространстве: История, культура и социокультурные процессы: сб. науч. тр. по материалам II Международной науч.-практич. конф. Павлодарский гос. ун-т, 2019. С. 87-89.
5. Овчинников В.А. Казахстанская модель этноконфессионального согласия // Вестник Томского гос. ун-та. История. Этнодемография. 2019. С. 128-137.
6. Садыков С. Казахстанская журналистика: Национальная идея. conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/Sadykov-Sejdulla.pdf