Научная статья на тему 'Воздействие семейного и академического стресса на уровень депрессии и учебную эффективность студентов: аспекты исследования в психологии'

Воздействие семейного и академического стресса на уровень депрессии и учебную эффективность студентов: аспекты исследования в психологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академический стресс / депрессия / студенты университета / учебная эффективность / когнитивная оценка

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мальцев Владислав Антонович, Кучма Александр Сергеевич, Русанов Максим Алексеевич

Текущее исследование нацелено на анализ воздействия академического и семейного стресса на уровень депрессии у студентов, а также на последующее влияние на их учебную эффективность, основываясь на когнитивно-оценочной теории стресса Лазаруса. Результаты подтвердили, что как академический, так и семейный стресс способствуют развитию депрессивных состояний у студентов, оказывая отрицательное воздействие на их успеваемость и обучающиеся результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мальцев Владислав Антонович, Кучма Александр Сергеевич, Русанов Максим Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воздействие семейного и академического стресса на уровень депрессии и учебную эффективность студентов: аспекты исследования в психологии»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-26-30

Воздействие семейного и академического стресса на уровень депрессии и учебную эффективность студентов: аспекты исследования в психологии

Мальцев Владислав Антонович,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Кучма Александр Сергеевич,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Русанов Максим Алексеевич,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: текущее исследование нацелено на анализ воздействия академического и семейного стресса на уровень депрессии у студентов, а также на последующее влияние на их учебную эффективность, основываясь на когнитивно-оценочной теории стресса Лазаруса. Результаты подтвердили, что как академический, так и семейный стресс способствуют развитию депрессивных состояний у студентов, оказывая отрицательное воздействие на их успеваемость и обучающиеся результаты.

Ключевые слова: академический стресс, депрессия, студенты университета, учебная эффективность, когнитивная оценка.

Учебные заведения высшего образования считаются одним из основных столпов развития любой нации [1]. Будучи основным участником, успех учебных заведений высшего образования в значительной степени зависит от успехов его студентов. В настоящей конкурентной академической среде успех студентов в значительной степени зависит от нескольких факторов, таких как социальные

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

медиа, учебное качество, семейные и социальные связи и др. Африн и другие ученые [2] утверждали, что студенты постоянно испытывают давление из разных источников во время учебной жизни, что в конечном итоге вызывает стресс у студентов.

Стресс - это общий фактор, который в значительной степени снижает индивидуальный боевой дух [3]. Когда стресс становится хроническим или превышает определенный уровень, это влияет на психическое здоровье и может привести к депрессии. Депрессия - это заболевание, характеризующееся чувством грусти и неспособностью чувствовать радость [4].

Депрессия приводит к уменьшению энергии, трудности в мышлении, концентрации и принятии карьерных решений. Для студентов учебные достижения являются большой целью жизни и могут серьезно пострадать, если студенты поддадутся депрессии.

Африн и другие ученые [2] утверждали, что стресс заточает ум и рефлексы индивида, позволяя работникам лучше справляться в трудных ситуациях.

Тем не менее, текущая литература предоставляет различные результаты относительно взаимосвязи между стрессом и успехом. Поэтому в настоящей статье исследуется стресс среди студентов с семейных и академических точек зрения, используя теорию Лазаруса.

Идея теории когнитивной оценки была представлена в 1966 году психологом Ричардом Лазарусом в работе «Психологический стресс и процессы справ-ления». Согласно этой теории, оценка и справление - два концепта, центральных для любой теории психологического стресса, и они взаимосвязаны. В соответствии с теоретическим подходом, стресс представляет собой дисбаланс между требованиями, предъявляемыми к индивидуумам, и их ресурсами для эффективного справления с данными требованиями.

Согласно последней адаптации теории, стресс рассматривается как отношение между индивидуумом и его окружением. Люди оценивают окружающую среду как важную для своего благополучия и пытаются справиться с превышающими требованиями и вызовами.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Академические проблемы считаются наиболее распространенным источником стресса для студентов колледжей. Например, многие студенты утверждают, что академические проблемы, такие как постоянные учебные занятия, написание статей, экзамены и подготовка к ним, конкуренция на уровне оценок и необходимость усвоения большого объема знаний за короткий период времени - все это способствует академическому давлению. Воспринимаемый стресс означает состояние физического или психологического возбуждения в ответ на стрессоры. Когда студенты колледжа сталкиваются с избыточным или отрицательным стрессом, это влечет за собой физические и психологические последствия.

Обычно полагается, что психическое здоровье улучшается в процессе взросления, и проявления депрессивных расстройств начинают снижаться между 18 и 25 годами. Однако уровни выраженной депрессии остаются наивысшими в период этой эволюции, и многие студенты университетов превышают клинические пороги для депрессии. Исследование Африн указывает на то, что 30% старшеклассников сталкиваются с депрессией в разной степени. Это свидетельствует о том, что значительная часть выпускников старшей школы сталкивается с депрессией или становится более уязвимой к ее проявлению при поступлении в университет. С продвижением студентов на более высокий уровень образования встают различные стрессовые факторы, такие как сложность учебных программ, трудности выполнения заданий с жесткими сроками, адаптация для студентов, переезжающих из других городов, и так далее. Важно отметить, что симптомы депрессии изменяются в течение учебных лет, и стресс, связанный с учебной средой университета, вероятно, оказывает влияние на различные аспекты депрессивного состояния у студентов. Стресс отрицательно влияет на ментальное спокойствие студентов, и 42,3% канадских университетских студентов свидетельствуют о разрушительных уровнях тревоги и стресса [5]. Кроме того, 58,1% студентов заявили, что учебные проекты для них слишком сложны для управления.

Существует два типа семейных факторов риска: твердые и мягкие. Твердые факторы встречаются в семьях с неустойчивой структурой, где родители практически не образованы, а также в семьях с низким уровнем экономического

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

благосостояния. Несколько исследований подтвердили, что студенты с твердыми факторами риска более подвержены депрессии. Во-первых, у студентов из разрушенных семей низкая уверенность в себе во всех аспектах жизни, и они слабо справляются с эмоциональными срывами по сравнению со студентами из полных и счастливых семей. Во-вторых, студенты университета, родившиеся в образованных семьях, менее подвержены депрессии, чем студенты, родившиеся в семьях с низким уровнем образования. В-третьих, студенты, принадлежащие к семьям низкого класса, склонны к более нестабильным психическим состояниям и более вероятно сталкиваются с депрессией по сравнению с семьями среднего или высокого класса.

Депрессию можно определить, как смесь физических, умственных процессов, которые могут проявиться в различных симптомах, такими как, например, нарушение режима сна, отсутствие концентрации, темные мысли и состояние угрызений совести. Исследования показывают, что связь между эмоциональной устойчивостью и академической успеваемостью у студентов университетов и финансовым положением напрямую приводит к плохим результатам на экзаменах. Точно так же студенты, страдающие от депрессии, получают более низкие оценки, но эта связь исчезает, если депрессия подлечивается.

В 2020 году было проведено исследование по поводу взаимосвязи стресса с успехами студентов в учебе, где приняло участие 220 студентов разных образовательных учреждений. Студентам был предоставлен опросник, основанный на пятибалльной шкале Лайкерта. Также ученые изучили корреляцию между стрессом, депрессией и академической успеваемостью.

Представленные результаты свидетельствуют о том, что подростковая депрессия является следствием академического и семейного стресса, что она приводит к плохим учебным результатам, и они имеют практические последствия для программ профилактики и вмешательства, направленных на защиту психического здоровья подростков в школьном контексте.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

В свете результатов настоящего исследования, внимание к симптомам депрессии среди студентов представляется важным. С целью предотвращения депрессии, соответствующие структуры должны стремиться улучшить учебную и социальную среду, минимизировать возможность возникновения негативных событий в их жизни, предоставлять адекватную социальную поддержку и развивать когнитивные и адаптивные навыки студентов с целью улучшения их психического благополучия.

Библиографический список

1. Factors affecting students in the selection of country for higher education: a

comparative analysis of international students in Germany and the UK / Abbas J, Al-turki U, Habib M, Aldraiweesh A, Al-Rahmi WM // Sustainability. (2021) 131:1-17.

2. Effect of stress on academic performance of students in different streams / Aafreen MM, Priya VV, Gayathri R // Drug Invent Today. (2018) 10:5.

3. Anxiety, depression, and stress prevalence among college students during the COVID-19 pandemic: a systematic review and meta-analysis / Wang C, Wen W, Zhang H, Ni J, Jiang J, Cheng Y, et al. J // Am Coll Health. (2021) 1-8.

4. Multi-dimensional approach to happiness and innovation / Aldieri L, Bruno B, Vinci CP. A. // Appl Econ. (2021) 53:1300-10.

5. Job satisfaction and mental health of temporary agency workers in Europe: a systematic review and research agenda / Hunefeld L, Gerstenberg S, Huffmeier J // Work Stress. (2020) 34:82-110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.