Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОГО СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ НЕГО'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОГО СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ НЕГО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гитинова Патимат Шуапандиевна, Гагиева Долатхан Алиевна, Борлакова Зубайда Аубекировна

В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы учебного стресса и стрессоустойчивости у студентов медицинских вузов. Показана роль стрессоустойчивости, с которой часто сталкиваются студенты с различными трудностями, обучаясь в вузе Автор отмечает, что небольшое воздействие стрессового фактора может способствовать стимуляции жизненных сил человека, что в определенной мере даже необходимо в жизни любого активного человека. Новые условия жизни могут различным образом сказаться на психическом и физиологическом здоровье человека. Рассмотрены психологический, эмоциональный, физиологический, эмоциональный, профессиональный и другие виды стресса. Подчеркнуто, что учебная деятельность всегда связана с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками, необходимостью достигать поставленных целей, преодолевать трудности, особенно в период сдачи экзаменационной сессии. факторы приводят к эмоциональным воздействиям и плохо сказываются на обучении. Даны рекомендации по преодолению стресса. Автор видит задачу преподавателя в умении распознавать симптомы стресса и вовремя предотвращать его развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гитинова Патимат Шуапандиевна, Гагиева Долатхан Алиевна, Борлакова Зубайда Аубекировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF ACADEMIC STRESS AND STRESS TOLERANCE IN MEDICAL STUDENTS AND WAYS OUT OF IT

Theoretical aspects of the problem of academic stress and stress resistance among medical students are discussed in the article. It shows the role of stress resistance, which is often faced by students with various difficulties while studying at the university. The author points out that a small exposure to a stress factor can help stimulate the vitality of a person, which to a certain extent is even necessary in the life of any active person. New conditions of life can affect person's mental and physiological health in different ways. Psychological, emotional, physiological, emotional, professional and other kinds of stress are considered. It is emphasized that learning activities are always associated with emotional and intellectual stress, the need to achieve goals, to overcome difficulties, especially in the period of examination session. Recommendations on coping with stress are given. The author sees the task of the teacher to be able to recognize the symptoms of stress and prevent its development in time.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОГО СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ НЕГО»

Педагогика

УДК 378

кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены и экологии человека Гитинова Патимат Шуапандиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой «Нормальная физиология» Гагиева Долатхан Алиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); ассистент кафедры «Оториноларингология и хирургия головы и шеи» Борлакова Зубайда Аубекировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОГО СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ НЕГО

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы учебного стресса и стрессоустойчивости у студентов медицинских вузов. Показана роль стрессоустойчивости, с которой часто сталкиваются студенты с различными трудностями, обучаясь в вузе Автор отмечает, что небольшое воздействие стрессового фактора может способствовать стимуляции жизненных сил человека, что в определенной мере даже необходимо в жизни любого активного человека. Новые условия жизни могут различным образом сказаться на психическом и физиологическом здоровье человека. Рассмотрены психологический, эмоциональный, физиологический, эмоциональный, профессиональный и другие виды стресса. Подчеркнуто, что учебная деятельность всегда связана с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками, необходимостью достигать поставленных целей, преодолевать трудности, особенно в период сдачи экзаменационной сессии. факторы приводят к эмоциональным воздействиям и плохо сказываются на обучении. Даны рекомендации по преодолению стресса. Автор видит задачу преподавателя в умении распознавать симптомы стресса и вовремя предотвращать его развитие.

Ключевые слова: учебный стресс, стрессоустойчивость, студент, медицинский вуз, преподаватель, учебный процесс.

Annotation. Theoretical aspects of the problem of academic stress and stress resistance among medical students are discussed in the article. It shows the role of stress resistance, which is often faced by students with various difficulties while studying at the university. The author points out that a small exposure to a stress factor can help stimulate the vitality of a person, which to a certain extent is even necessary in the life of any active person. New conditions of life can affect person's mental and physiological health in different ways. Psychological, emotional, physiological, emotional, professional and other kinds of stress are considered. It is emphasized that learning activities are always associated with emotional and intellectual stress, the need to achieve goals, to overcome difficulties, especially in the period of examination session. Recommendations on coping with stress are given. The author sees the task of the teacher to be able to recognize the symptoms of stress and prevent its development in time.

Key words: academic stress, stress tolerance, student, medical school, teacher, learning process.

Введение. Характерное психическое состояние, развивающееся в неблагоприятных, экстремальных условиях называется стрессом. Ускоренный темп жизни, большое количество информации, малоподвижный образ жизни, снижение двигательной активности приводят к повышенной утомляемости, что в последствии может вызывать стрессорное состояние организма. Особое значение стрессоустойчивость имеет для такой категории лиц как студенты. Обучаясь в вузе, они часто сталкиваются с различными трудностями. Большое количество объемных заданий, огромные масштабы информации, которые необходимо запомнить и впоследствии воспроизвести, могут одолеть только люди с определенной стрессоустойчивостью. Характер и уровень стресса сильно различаются от человека к человеку.

Стресс является частью нашей жизни, оказывает определенное влияние на организм, а, следовательно, необходимо научиться управлять разными стрессовыми состояниями. Часто антистрессорные методы человек, испытывающий стресс, применяет необоснованно, что приводит к малой эффективности либо вовсе к бесполезности.

При этом студентам приходиться самостоятельно планировать свое учебное время так, чтобы чередовать учебный процесс и отдых. Современным студентам нередко приходится работать, а совмещать эти действия, работу и учебу, не всегда легко. Все эти факторы могут послужить причиной психологических срывов. Способствует этому также ежедневные волнения из- за нехватки времени, недостаточное количество отдыха и неправильное питание. Стресс, с которым сталкиваются студенты, также может сказаться на качестве усвоения материала.

Одним из сложных жизненных этапов является обучение в вузе. Новые условия жизни могут различным образом сказаться на психическом и физиологическом здоровье человека. Если студент часто бывает в состоянии напряжения, то это может отрицательно сказаться на обучении и отразится на академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Кроме того, постоянные стрессы пагубно действуют на организм, приводя к заболеваниям различных органов. Усиленная работа мозга, провоцирует активизацию и перенапряжение многих систем. Чаще всего страдает нервная, гуморальная, сердечно-сосудистая системы.

Изложение основного материала статьи. Термин «стресс» обширно применяется во многих областях наук. На сегодняшний день данное слово мы слышим довольно часто. Стресс - это прежде всего напряжение организма, которое вызвано эмоциональными или физическими нагрузками, в ответ на воздействие внешней среды. Стрессовая ситуация направлена на потребность организма адаптироваться к изменившимся условиям среды. Существует разные виды стресса, по-разному отражающиеся на здоровье человека. Отрицательный стресс называется дистрессом. При дистрессе наступает состояние страдания, человек не может адаптироваться к изменившимся условиям среды и возникшему стрессу и может проявлять дезадаптивное поведение. Положительный стресс или эустресс, наоборот, помогает организму быстрее адаптироваться к изменившимся условиям среды. Незначительные стрессы, которые мы испытываем в течении дня, не несут для нашего организма угрозы, а напротив, стимулируют человека найти выход из сложившейся ситуации.

Впервые понятие «стресс» рассмотрел канадский ученый Г. Селье. Проводя исследования, он обратил внимание, что любое требование, предъявляемое живому организму, влечет за собой проявление его специфического эффекта.

Стресс может проявляться в самых разнообразных сферах человеческой жизни.

Влияние стресса на организм человека может привести к печальным последствиям, а именно к болезням различного рода. Но существует и положительный стресс. Его влияние не наносит вреда здоровью, а наоборот приводит к оптимизации жизненных сил организма, что приводит к ускоренной адаптации и быстрому решению проблемы.

Положительный стресс также называют эустрессом. При воздействии эустресса у человека возникают положительные силы и оптимизм. Психологическое и эмоциональное состояние при этом не испытывает угнетающего действия, а наоборот быстро приходит в равновесие.

Существует также и другой вид стресса, его называют дистрессом. Она приводит к разрушению эмоционального и психического равновесия, а такж угнетающе действует на организм человека, приводит к различного рода болезням. Если такой стресс действует кратковременно, то в таком случае организм не сильно страдает, так как у организма имеются свои механизмы защиты и ресурсы борьбы. Но в случае долговременного воздействия дистресса, его последствия могут быть различны, возможно даже вплоть до депрессии, когда необходимо прибегать к помощи специалистов.

В обширном понимании стресс это эмоциональное или физическое напряжение. Большое значение для организма имеет его интенсивность. При длительном воздействии она губительна и влечет за собой много неприятностей и сильно сказывается на здоровье. Практически ежедневно человек испытывает стресс. Причинами возникновения стресса может послужить любой фактор, значимый для человека.

Влияние стресса накапливается из морфологических и функциональных изменений и преобразуется в единый процесс.

Из вышеизложенного можно выявить, что стресс - это в первую очередь напряжение организма, вызванное эмоциональным или физическими нагрузками. Небольшое воздействие на организм стрессового фактора положительно сказывается на организм, не нанося ущерба, даже наоборот, приводит силы в мобилизацию. В случае, если стресс воздействует на организм длительное время, то он сказывается очень пагубно, приводя к проблемам различного рода, в первую очередь к проблемам, связанными со здоровьем. Всегда надо помнить, что жизненные силы и ресурсы организма всегда мобилизуются, невзирая на вид стресса. То есть они активизируются как в случае положительного, так и в случае отрицательного стресса. Немаловажным для характера стресса имеет его интенсивность, продолжительность и значимость для конкретного индивида.

В состоянии физиологического стресса выражены изменения в функциональных системах, а также ощущение дискомфорта физиологического характера (усталость, головные боли, рассеянность. Неприятные ощущения и дискомфорт затрагивает все сферы жизни человека. Из-за индивидуальных особенностей личности степень реакции на раздражитель могут различаться и зависеть не только от воздействия внешних воздействий окружающей среды, но и от отношения самого человека к данному стрессовому фактору.

Стрессовая ситуация может возникать даже при физиологическом дискомфорте, например, при наличии шума, некомфортных температур или же просто неудобного рабочего места, то есть она возникает из-за несоответствия условий жизни требованиям человека.

Психологический стресс является совокупностью психологических реакций и своеобразной формой ответа организма на раздражитель, степень которого зависит от специфики отношения человека к конкретной ситуации. Р. Лазарус вводит свое понятие о стрессе [2]. Он считает, что эмоциональный стресс имеет отношение к активизации познавательной деятельности с помощью которого человек определяет уровень угрозы и сопоставляет с трудностями, которые образовались, и, возможностью преодоления этих трудностей.

Психологический стресс является совокупностью психологических реакций и своеобразной формой ответа организма на раздражитель, степень которого зависит от специфики отношения человека к конкретной ситуации.

Профессор Л. В. Лялина исследовала в рамках профессионального стресса, такой вид стресса, как коммуникативный. Коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения, а именно в тот момент, когда у человека повышается раздражительность и снижается способность противостоять коммуникативной агрессии со стороны, а также обнаружить манипуляцию и противостоять ей [4].

Возникновение стресса главным образом зависит от восприятия угрозы и его возникновение в определенной ситуации может быть опосредовано субъективными причинами, которые связаны с индивидуальными особенностями личности. Исходя из вышесказанного, одним из основных характеристик личности является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость или по-другому индивидуальная чувствительность к стрессу - это совокупность личных качеств человека, которые позволяют переносить чрезмерные интеллектуальные, волевые, эмоциональные нагрузки. Все перечисленные нагрузки обусловлены особенностями профессиональной, или учебной деятельности.

Стрессоустойчивость - способность организма сохранять нормальную работоспособность во время воздействия стрессора. Способность к рациональному рассуждению и отсутствие склонности все усложнять, гарантирует высокую стрессоустойчивость. Индивиды с низкой стрессоустойчивостью, склонные к преувеличению стрессогенности ситуации [3].

Во время обучения в вузе ведущей деятельностью является учебная, сопровождающаяся частыми стрессовыми нагрузками. Предпосылкой к возникновению стресса является важность самой учебной ситуации и ее отдельных элементов.

Поступление в вуз - это большие перемены в жизни каждого человека, которые нередко являются причиной стресса. Считается, что именно этот этап наиболее трудный в плане адаптации. Поступивший на первый курс студент приобретает новый статус, адаптируется к новым взаимоотношениям, новой среде.

По мнению К.В. Судакова именно период сдачи экзаменов оказывает самое травмирующее воздействие на студентов [6].

К одним из факторов, которые приводят студентов к перенапряжению вегетативной нервной системы, можно отнести абсолютно разные факторы, обеспечивающие нормальное функционирование организма, а именно:

- неспособность распределять свое рабочее время и время на отдых;

- дефицит сна;

- высокие нагрузки в учебе;

- неудовлетворённость результатами подготовки;

- отставание по предметам;

- невыполнение или выполнение неправильно задания;

- отсутствие на занятиях без причин;

- задолженности по лабораторным, практическим, курсовым, проектным работам;

- апатия к отдельным предметам или направлению в целом;

- неблагоприятная психологическая атмосфера в группе;

- некомфортные условия для подготовки;

- неправильное и несбалансированное питание;

- выгорание из-за выбранной профессии.

Вышеперечисленные факторы приводят к эмоциональным воздействиям и плохо сказываются на обучении. На сегодняшний день имеются фактические доказательства негативного влияния стресса на здоровье человека.

К сожалению, существует множество вредных и опасных последствий, применяющихся при попытке избавиться от стресса. Часто это алкогольные напитки и запрещенные вещества. Но студенту всегда надо помнить, что это лишь временное избавление от стресса, а чаще даже пагубное, которое может повлечь за собой гибель.

Экзаменационный стресс может возникать из-за следующих причин:

1) Плохое владение материалом или неуверенность в своих знаниях бывает истинная или ложная (истинная неуверенность вызвана отсутствием знаний и реальными пробелами в изучении того или иного предмета или всех предметов в целом. Ложная связана со страхом перед неизвестным);

2) Сложность в представлении предстоящего или преувеличение значимости экзамена, иногда навязанная окружающими.

Как упоминалось ранее, ваше сердцебиение участится, показатели артериального давления изменятся, а уровень мышечного и умственного напряжения также увеличится во время экзамена.

Физиологические показатели после прохождения теста не сразу возвращаются к значениям, соответствующим норме, требуется некоторое время, чтобы параметры стали такими же, как до стресса из за тестирования.

Возникшая в процессе обучения ситуация может провести у разных студентов к неодинаковым последствиям. Каждый индивид реагирует на стрессор по-разному. Также хочется подчеркнуть, что стресс испытываемый во время экзаменационной сессии не всегда вредоносный и отрицательно сказывается на здоровье человека. Положительно влияющий стресс или так называемый «эутостресс», наоборот стимулирует жизненные силы организма действовать в определенный период стрессовых ситуаций. Также нельзя не подчеркнуть, что для каждого индивида порог волнения, страха свой [1].

Адаптироваться к стрессовым условиям лучше получается у тех студентов, у которых высокая мотивация к достижению успеха и низкое желание получить неудовлетворительную отметку. Активные, добросовестные, нетерпеливые, беспокойные и ориентированные на успех люди больше подвержены стрессам, чем люди с низким уровнем амбиций, то есть не претендующие на высокое положение в обществе [5].

Одним из наиболее интеллектуально и эмоционально трудоемких и напряженных процессов в период обучения в вузе является учебная деятельность. Для большинства студентов учеба в вузе связана с регулярным стрессом. Особенно во время экзаменов накапливается стресс. Один и тот же испытуемый может привести к разным психофизиологическим и соматическим симптомам у учащихся, так как сила развивающейся реакции во многом зависит от личностной значимости воздействующих факторов. Некоторые экзаменационные процедуры студентов имеют травмирующее воздействие, вплоть до невропатии, но, наоборот, стресс, воздействующий на этот период, носит слабое мотивационное воздействие, приводящее к мобилизации жизненных сил организма.

Отрицательное влияние стресса на организм, а также на индивида в целом, свидетельствует о необходимости управления стрессовыми состояниями. Многие информированы и знают, какие методы существуют для преодоления стрессовых ситуаций, но такие методы не всегда применяются обоснованно и приводят иногда к низкой эффективности.

Основными способами борьбы с чрезмерным эмоциональным напряжением являются гармоничное развитие личности человека и формирование самостоятельного мировоззрения.

В связи с увеличением выраженности учебного стресса у студентов в весенний семестр, рассмотрим наиболее эффективные рекомендации по управлению стрессовыми состояниями.

1. Аутогенная тренировка. Этот метод направлен на самовнушение, оно оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние и является одним из самых эффективных методов [7].

2. Методы релаксации. Данный метод способствует при стрессовой ситуации расслаблению. Отрицательные эмоции из-за страха и волнения, могут привести к различным мышечным напряжениям. При постоянном действии напряжения на организм, может возникнуть чувство «мышечного корсета». Напряженность мышц из-за стресса может привести к сильной активации мозга, что оказывает отрицательное влияние на организм в целом. В последствии формируется мышечный круг напряжений, избавиться от которого можно при полном и осознанном расслаблении мышц. Если данной метод практиковать часто, то можно достичь полного эмоционального равновесия.

3. При стрессовой ситуации эффективно помогают водные процедуры, например, баня или бассейн.

4. Очень эффективным считаются физические нагрузки. Пробежка на свежем воздухе положительно скажется на здоровье, а также поможет снять стресс.

5. Настрой на благоприятные или просто переключение на какой- либо другой объект, допустим просмотр фильма или хобби поможет снять эмоционально напряженное состояние.

В случае если необходимо быстро снять стресс, можно применить следующие методы.

1. Эмоциональный перенос. Данный метод помогает при эмоционально перенапряженном состоянии понести стресс на выполнение определенных действий, например, уборку дома, глажку и т.п.

2. Изменение масштаба события. Для того, чтобы снизить интенсивность стрессовой ситуации, необходимо осознанно подумать и взглянуть на проблему со стороны.

3. Дыхательные упражнения. Также являются очень действующим методом. Необходимо при таких упражнениях медленно и глубоко дышать при том закрыть глаза. При вдохе на 10-15 секунд задержать дыхание. Затем медленно выдохнуть. Также данное упражнение необходимо повторить 5-6 раз.

4. Существует еще одно упражнение, помогающее расслабиться. Отпустить все свои мыли и находиться в расслабленном состоянии, приблизительно 5 минут. Данное упражнение удобно делать лежа или сидя дома.

Выполняя вышеизложенные рекомендации и упражнения можно снять стресс в любой период напряженной ситуации, а также сопутствующие ему состояния.

В результате сила развития адаптивной реакции человека в принципе зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости агента. Поэтому разные люди по-разному реагируют на стрессоры при прохождении теста, что также может приводить к различным психофизическим и физическим симптомам. Для большинства студентов экзаменационные сессии оказывают травмирующее воздействие, иногда приводящее к нервному срыву. Таким образом, данная процедура может оказать пагубное воздействие на здоровье человека.

Выводы. Таким образом, причин возникновения стресса довольно много и все они неодинаковы. Стресс уже давно стал привычной и обыденной частью человеческой жизни. Чрезмерные проявления влекут за собой проблемы, чаще всего связанные со здоровьем, как психологическим, так и физиологическим. В связи с этим, наша задача - научиться распознавать симптомы стресса и вовремя предотвращать его развитие.

Литература:

1. Киселева, Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно- профессиональной подготовки: причины и последствия / Е.В. Киселева, С.П. Акутина // Молодой ученый. - 2017. - №6. - С. 417-419

2. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Под ред. Л. Леви. - М.: Медицина, 1970. - С. 178-209

3. Матюшкина, Е.Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения / Е.Я. Матюшкина // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Т.24. - №2. - С. 47-63

4. Психология и педагогика [Электронный учебник] / Под ред. Л.В. Лялиной. - Информационно-аналитический отдел БФ ЧГУ, 2010. - Режим доступа: http://wwwxhuvsu.ш/~batyrevo/e-book/psychology&pedagogy_Ыma_lv/abouthtm

5. Психология стресса и методы его профилактики: учебнометодическое пособие / Авт.-сост. - ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.

6. Судаков, К.В. Индивидуальность эмоционального стресса / К.В. Судаков // Журнал неврологии и психологии. -2005. - Т. 105. - №2. - С. 4-12

7. Церковский, А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2011. - №1. - Том 10. - С. 6-9

Педагогика

УДК 371

студентка Горбунова Валерия Романовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ СТУДЕНЧЕСКОГО

СПОРТА

Аннотация. В статье рассматривается роль образовательного пространства университета с точки зрения его потенциала для развития студенческого спорта. Студенческий спорт исследуется как неотъемлемая часть вузовского пространства. Обобщены результаты актуальных научных исследований в этой области. Предлагается определение понятия «студенческий спорт» как особой деятельности обучающихся, выражаемой в форме подготовки и участия в соревновательных мероприятиях в среде учебных команд. Выделяются основные составляющие в студенческом спорте в связи с трактовкой спорта в целом как части культуры общества. Потенциал образовательного пространства университета рассматривается как источник спортизации студенчества и формирования резерва для спортивных достижений.

Ключевые слова: студенческий спорт, образовательное пространство, спортизация студенчества, спорт в вузе, университет.

Annotation. The article examines the role of the university's educational space in terms of its potential for the development of student sports. Student sports are studied as an integral part of the university space. The results of current scientific research in this area are summarized. The definition of the concept of "student sports" as a special activity of students, expressed in the form of preparation and participation in competitive events in the environment of educational teams, is proposed. The main components in student sports are highlighted in connection with the interpretation of sports as a whole as part of the culture of society. The potential of the educational space of the university is considered as a source of sportization of students and the formation of a reserve for sporting achievements.

Key words: student sports, educational space, sportization of students, sports at the university, university.

Введение. В современных исследованиях всё чаще озвучивается идея о необходимости наращивания прогностического потенциала образовательного пространства университета через развитие студенческого спорта. Массовое развитие студенческого спорта и здорового образа жизни становятся ключевым элементом учебно-воспитательной работы. Повышается значение физической культуры в студенческой среде, в том числе поддерживаемое и на государственном уровне. Так, в 2013 г. в России была создана Общероссийская молодёжная общественная организация «Ассоциация студенческих спортивных клубов России». Сбережение и укрепление физического здоровья детей и молодежи названо одним из приоритетов государственной политики в области воспитания («Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 годы)»). Координаторами развития международного спортивного студенческого сообщества являются Международная федерация студенческого спорта (FISU) и Европейская ассоциация студенческого спорта (EUSA).

В настоящее время актуализируется вопрос повышения потенциала образовательного пространства университета в развитии студенческого спорта, привлечении большего количества обучающихся к здоровому и спортивному образу жизни, а также повышается интерес к самому феномену студенческого спорта.

Актуальность данной работы обусловлена важностью укрепления здоровья и развития физических качеств в студенческой среде, а также необходимости методического и научного обобщения исследований в этой области.

Изложение основного материала статьи. Студенческий спорт всё чаще является предметом современных исследований, получив широкое научно-теоретическое обоснование. Так, воспитательный потенциал студенческого спортивного клуба рассматривается в работе Р.О. Безъязычного, Е.Л. Башмановой [1]; Д.Ю. Нархов и Е.Н. Нархова [2] анализируют социальные проекты в сфере физической культуры как способа реализации государственной молодежной политики. Аспект творческого и воспитательного потенциала для развития физкультурно-образовательной среды в вузе выделяют Ю.Б. Никифоров, Ю.Ю. Гришин [3], И.Ф. Файзуллин [10].

Управление развитием студенческого спорта является важной научно-педагогической проблемой. Отдельный ракурс студенческого спорта как образовательного фактора в вузе отмечают М.Ф. Шарипов, В.К. Миловидов, И.Н. Селиверстова [11], в том числе в контексте социокультурной адаптации иностранных обучающихся российского вуза (работа К.А. Смышляева [8]). О проблеме спортизации в целом современного студенчества пишет А.Н. Туровский [9]. Особенно важной становится государственная политика России по формированию физической культуры студентов, современные детерминанты которой рассматриваются А.В. Сергеевым [7]. Исторический аспект анализируемой проблемы представлен в работе А.Ф. Пшеничникова и В.И. Григорьева «Императивы студенческого спорта России: между прошлым и будущим» [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В исследованиях выделяются следующие основные ракурсы изучения феномена студенческого спорта:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.