УДК 159.9.072
ОПЫТ АДАПТАЦИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СТУДЕНЧЕСКОГО СТРЕССА
Куфтяк Е.В.
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы»,
Москва, Россия E-mail: elena.kuftyak@inbox.ru Бехтер А. А.
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск, Россия
Е-mail: behter2004@mail.ru Кирпань СА.
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы»,
Москва, Россия Е-mail: svetok1997@mail.ru
Аннотация. В статье представлены данные адаптации методики «Опросник студенческого стресса», позволяющей измерять степень выраженности стрессоров и реакции на стрессоры. Исследование проведено на выборке студентов (N=435) высших учебных заведений. Полученные в ходе исследования психометрические данные во многом согласуются с результатами исследований автора опросника и свидетельствуют об успешной адаптации методики на российской выборке.
Ключевые слова: стресс, стрессоры, реакция на стресс, студенты, психодиагностика, психометрика.
ADAPTATION OF THE STUDENT STRESS INVENTORY
Kuftyak E.V.
The Russian Presidential Academy of Natuonal Economy and Public Administration, Moscow,
Russia
E-mail: elena.kuftyak@inbox.ru Bekhetr A.A.
Pacific National University, Khabarovsk, Russian Е-mail: behter2004@mail.ru Kirpan S.A.
The Russian Presidential Academy of Natuonal Economy and Public Administration,
Moscow, Russia Е-mail: svetok1997@mail.ru
Abstract. The article presents the adaptation process of the «Student-life Stress Inventory», which allows to measure of overall level of stress, stressors, and reactions to stressors. The study was conducted on a sample of students (N=435) of higher educational institutions. The psychometric data obtained during the study are largely consistent with the results of the author of the original Inventory and indicate a successful adaptation of the methodology in the Russian sample.
Keywords: stress, stressor, reaction to a stress, students, psychodiagnostics, psychometrics.
На современном этапе развития общества и образования особую актуальность приобретают вопросы становления будущих профессионалов. Начальная ступень становления профессионала связана с получением образования. Учебная деятельность в вузе - один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности [2, 7]. Результаты эмпирических исследований указывают на распространенность нарушений «стрессовой этиологии» у студентов [2]. Стресс является многомерным феноменом, который можно рассматривать как реакцию (Г. Селье Г.), состояние (В.А. Бодров) и процесс (Р. Лазарус) [4]. Известно, что стресс способствует развитию как психических, так и соматических нарушений. С этих позиций стресс является неспецифическим ответом
РАЗДЕЛ 3. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: СТРЕССОГЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ
организма на возросшие требование к нему в виде внезапных трудных ситуаций, ситуации напряжения или опасности.
Влияние стресса на процесс обучения важно в сфере образования, поскольку он потенциально препятствует обучению учащихся. Уже в школе учащиеся выпускных классов испытывают больший уровень стресса, по сравнению с учащимися не выпускных классов [8].
Установлен спектр факторов возникновения учебного стресса у студентов: чрезмерная учебная нагрузка, плохие отметки, недостаточная подготовка к занятиям, неумение правильно организовать свой режим дня, дефицит времени, разочарование в будущей профессии, совмещение работы и учебы, материальные трудности, страх перед будущим [7].
Так, получение профессионального образования (например, медицинского) может быть стрессовым опытом для студентов и может негативно повлиять на их эмоциональное благополучие и успеваемость [6]. Кроме того, более высокий воспринимаемый стресс значимо коррелирует с более низкой результативностью. В другом исследовании было показано, что стресс вызывает высокий процент отсева студентов [4]. Хотя в ряде исследований обнаружена ограниченная связь между стрессом и академической успеваемостью, общепринятое мнение заключается в том, что стресс действительно оказывает неблагоприятное воздействие на успешность обучения [6]. По данным исследователей, беспокойство о будущем, принятие решений о карьере, сбор необходимой суммы для оплаты обучения являются основными источниками стресса у учеников выпускных классов [7].
Исследование экзаменационного стресса студентов достаточно подробно изучено с психофизиологической стороны. В результаты стресса у студентов чаще возникают вегетативные реакции, протекающие на соматическом уровне (нарушение желудочно-кишечного тракта, усиленное потение, снижение или набор веса, головные боли, обмороки и т.д.), которые усугубляются страхом, апатией и тревожностью. Экзаменационный стресс сопровождается у студентов пятью основными эмоциями / переживаниями: тревога, безнадежность, гнев, надежда и радость [2]. Экзамен рассматривается как информационный и коммуникативный стресс, связанный с изменениями самооценки студента, сопровождающийся выраженными психофизиологическими, когнитивными, эмоциональными и поведенческими реакциями [2]. Экзаменационный стресс как определенный вид стресса, возникает вследствие 1) индивидуальной, 2) оцениваемой, 3) довольно интенсивной деятельности и информационных нагрузок как в процессе подготовки, так во время сдачи экзамена и тесно связан с коммуникацией и изменением самооценки. Установлено, что разные формы проведения экзамена имеют несомненные преимущества и воспринимаются как менее стрессогенные в зависимости от специальности, возраста и курса обучения, изучаемого предмета. Так, для студентов 1-2 курсов не зависимо от специальности менее стрессогенным является экзамен в форме компьютерного тестирования. Для студентов старших курсов технических специальностей компьютерное тестирование остается наименее стрессогенной формой экзамена, в то время как для студентов гуманитарной направленности менее стрессогенным становится академический (устный) экзамен. Кучина З.Б. выявила, что уровень переживаемого стресса зависит от личностных характеристик студентов - самоэффективности и мотивации достижения успеха [2].
По мнению К.В. Краевой [1], что существует субъектный механизм преодоления стресса, циркулирующий на двух уровнях: базовый уровень в виде жизнестойкости и актуализированный уровень - личностными характеристиками (личностный адаптационный потенциал, управление эмоциями, саморегуляция, рефлексия прошлого опыта, осмысленность жизни, мотивация успеха, рациональность). Этот автор считает, что субъектность студента играет ключевую роль в преодолении экзаменационного стресса.
Выявлено, что при наличии тотально низких субъектных качеств, которые не предоставляют возможность пережить экзамен, студент избегает и уходит от проблемы.
Кросскультурное исследование академического стресса выявило различия в уровне переживаемого стресса студентами четырех стран - Китая, Японии, Кореи и Америки [8]. Обнаружено, что почти большинство (86,6 %) китайских студентов испытывают высокий уровень стресса, а среди американских студентов только две трети (67 %) подвержены данному уровню стрессу. По мнению исследователей, особенности традиционной китайской культуры и национальный китайский менталитет выступают важным фактором для определения будущей занятости и социального статуса студентов, оказывая на них доминирующее влияние.
Однако, многие авторы подчеркивают, что стресс, в том числе экзаменационный, имеет и позитивный эффект для субъекта [7], оказывая стимулирующее, мобилизующее, ресурсное влияние.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики стресса в учебной деятельности студентов, следует отметить, что данная тема изучалась у различных исследователей. Тем не менее, при изучении отечественной литературы и источников отмечается отсутствие разработанного диагностического инструментария для изучения стресса у студентов и их реакций на стрессоры.
К настоящему моменту в зарубежной литературе известен опросник «Student-life Stress Inventory» (SSI) Бернадетт Гадзилла, позволяющий оценить уровень стресса у студентов и реакции на стрессоры [5].
В зарубежных исследованиях опросник Бернадетт Гадзилла один из наиболее часто использующихся инструментов, показавший хорошие психометрические данные, подтвержденные в разных исследованиях. Румынские психологи в исследовании отметили надежность опросника SSI для исследования феномена стресса у студентов. Установлено, что нейротизм сильнее связан со стрессом, чем прокрастинация [4]. В другом исследовании студентов, обучающихся медицинским специальностям, с использованием опросника SSI было установлено, что студенты мужского пола восприимчивы к стрессу меньше, чем девушки-студенты. Автором высказано предположение о том, что существует множество факторов стресса, которые могут влиять на реакции, обучение и решение проблем [7].
Опросник Б. Гадзилла основан на модели, состоящей из различных видов стрессоров и реакций на стрессоры, которые являются признанными исследователями [5]. Модель фокусируется на пяти типах стрессоров (фрустрация, конфликты, давление, изменения и самовнушение) и четырех видах реакций на стрессоры (физиологическая, эмоциональная, поведенческая и когнитивная оценка). Опросник состоит из 51 утверждения, оцениваемого по шкале Лайкерта от 1 до 5 баллов, где 1 - «никогда», а 5 - «постоянно». Утверждения касаются жизненного опыта студентов, как на территории кампуса, так и за его пределами.
Оригинальная вариант опросника включает шкалу «Стресс», состоящую из пяти субшкал: «Фрустрация», включающая в себя такие элементы, как ежедневные неприятности, неудачи, отсутствие источников; «Конфликт», включающая в себя элементы выбора между желательными и нежелательными сторонами; «Давление» включает в себя крайние сроки, перегрузки и межличностные отношения; «Изменения», включают переживание быстрых, неприятных и многочисленных изменений; «Навязывание себя», характеризующий конкуренцию, беспокойство, прокрастинацию. Шкала «Реакция на стрессоры» включает четыре субшкалы: «Физиологическая оценка» (включает такие элементы, как нервозность, головная боль, наличие расстройств ЖКТ, истощение); «Эмоциональная оценка» (включает страх, тревогу, гнев, чувство вины и депрессия); «Поведенческая оценка» (плач, злоупотребление собой и/или другими, курение, девиации в поведении); «Когнитивная оценка» (анализ ситуаций и стратегий, используемых для преодоления стресса). Шкалы «Стресс» и «Реакция на стресс» образуются суммой оценок по всем субшкалам.
Настоящее исследование посвящено созданию русскоязычной версии шкалы «Studentlife Stress Inventory» (SSI), названной нами «Опросник студенческого стресса», и ее
РАЗДЕЛ 3. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: СТРЕССОГЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ
адаптации на русскоязычной выборке. Варианты прямого и обратного переводов оригинальной англоязычной версии опросника были выполнены сотрудниками кафедры психологии и кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет».
Стимульный материал исследования был организован с помощью конструктора Google Формы. Исследование проводилось в октябре - декабре 2019 г. через Интернет посредством отправления испытуемым ссылки на указанный ресурс. Адаптация методики проходила на выборке студентов вузов Москвы, Самары, Нижнего Новгорода и других городов от 17 до 25 лет (М=19,03, SD=1,98) в количестве 435 человек: 353 девушки, 82 юноши.
Анализ внутренней надежности-согласованности для переведенной методики был проведен посредством вычисления коэффициента а Кронбаха для шкал и субшкал, измеряемых в методике. Для двух шкал опросника в целом были получены высокие значения надежности и внутренней согласованности вопросов альфа Кронбаха. Для шкалы стрессоры коэффициент внутренней согласованности составил а = 0,84 и для шкалы реакция на стрессоры - а = 0,87.
Далее мы высчитали коэффициент надежности отдельно для каждой субшкалы, измеряющей определенный параметр, связанный со стрессом.
По субшкале фрустрация (а = 0,73), измеряющей интенсивность негативных состояния, возникающего в ситуации невозможности удовлетворения жизненных потребностей, недостаточности ресурсов, несоответствия желаний имеющимся возможностям, получены достаточно хорошие результаты надежности и внутренней согласованности. По субшкале конфликт (а = 0,70), определяющей степень переживаемого разногласия в ситуации выбора, также получены хорошие показатели внутренней согласованности вопросов и надежности шкалы. По субшкале психологическое напряжение (а = 0,64), измеряющей уровень напряжения в связи с конкуренцией, загруженностью и межличностными отношениями, получены приемлемые коэффициенты внутренней согласованности вопросов и надежности шкалы. По субшкале изменения (а = 0,75), характеризующей подверженность быстрым и многочисленным переменам в жизни, были получены высокие результаты надежности и внутренней согласованности. По субшкале самовнушение (а = 0,61) определяющей степень личностной загруженности, включенности в разнообразные события, стремление быть первым, проявления беспокойства, получены приемлемые коэффициенты внутренней согласованности вопросов и надежности шкалы.
Коэффициенты согласованности субшкал реакции на стресс были достаточно высокими: 0,79 - у субшкалы физиологические реакции, 0,68 - у субшкалы эмоциональные реакции на стресс, 0,73 - у субшкалы поведенческие реакция на стресс и 0,78 - у субшкалы когнитивные реакции на стресс. Напомним, что для шкал опросников наиболее характерны значения коэффициента Кронбаха в диапазоне 0.6 - 0.8.
В процессе апробации методики «Опросник студенческого стресса» были обнаружены различия между мужчинами и женщинами. Установлено, что девушки, по сравнению с юношами, чаще испытывают фрустрацию (p = 0,036), психологическое напряжение (p = 0,000) и самовнушение (p = 0,001), а также у них выше физиологические (p = 0,004) и эмоциональные (p = 0,000) реакции в результате переживаемого стресса. Полученные результаты согласуются с известными данными. Известно, что женщины более подвержены негативному влиянию критики со стороны и самобичеванию, чем мужчины, что связано с большей эмоциональностью женщин.
В статье представлены результаты первого этапа адаптации русскоязычного варианта методики «Опросник студенческого стресса» Б. Гадзилла. Актуальность данной работы объясняется объективным недостатком современных валидных и надежных психодиагностических инструментов для исследования студенческого стресса. К перспективе будущего исследования можно отнести проверку репрезентативности методики и критериальной валидности.
Список литературы
1. Краева К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационного стресса // Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. 2011. №4 (7). С.163-166.
2. Кучина З.Б. Психолого-акмеологические особенности совладающего поведения студентов вуза на экзаменах разного типа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2010. - 28 с.
3. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: Пер Се, 2005. - 352 с.
4. Clinciu A.I., Cazan A. M. Academic Adjustment Questionnaire for the university students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol.127. P.655-660.
5. Gadzella B.M. Student-Life Stress Inventory. Commerce, TX: Author, 1991.
6. Goff A.M. Stressors, Academic Performance and Learned Resourcefulness in Baccalaureate Nursing Students // International Journal of Nursing Education Scholarship. 2011. Vol. 8 (1). -DOI: 10.2202/1548-923X.2114
7. Seaward B.L. Managing Stress: principles and Strategies for Health and Wellbeing. Boston, MA, Jones and Barlett, 2011. - 586 р.
8. Zhao X., Zhu S., Ma G. Comparison study on basic rights between Chinese, Japanese, Korean and American high school students // China Youth Study. 2009. Vol. 6. P. 1-7.
УДК 316.6
СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСЫЩЕННОСТИ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ В ГРУППЕ МОЛОДЫХ ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСА 30
Ларионов И.В.
Государственный Академический Университет Гуманитарных наук, Москва, Россия
Email: ivlar16@gmail.com Дробышева Т.В.
ФГБНУ Институт психологии РАН, Москва, Россия Email: tdrobycheva@mail.ru
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению нового феномена в области социальной психологии - явления социально-психологической пресыщенности условиями проживания в мегаполисе. Данное состояние возникает в ответ на социальные стресс-факторы мегаполиса (навязанные коммуникации, чрезмерная насыщенность информацией, и т.п.) и выполняет функцию защитного механизма психики. Приведены данные о проявлениях и источниках изучаемого явления. Показана их связь с показателями благополучия - источниками удовлетворенности/неудовлетворенности условиями проживания в городе. Поставлен вопрос о трактовке социально-психологической пресыщенности как механизме поддержания жизнеспособности горожан в условиях их проживания в мегаполисе.
Ключевые слова: социально-психологическая пресыщенность, социальная психология городской среды, мегаполис, молодежь, благополучие, условия проживания в мегаполисе.
CORRELATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL SATIETY AND WELL-BEING IN THE
GROUP OF YOUNG CITY DWELLERS Larionov I.V.
The State Academic University for the Humanities, Moscow, Russia Email: ivlar16@gmail.com
30 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00461 а «Ценностно-аффективный компонент жизнеспособности разных групп горожан в условиях проживания в «кризисном городе» и «мегаполисе»