Научная статья на тему 'ОПЫТ АДАПТАЦИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СТУДЕНЧЕСКОГО СТРЕССА'

ОПЫТ АДАПТАЦИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СТУДЕНЧЕСКОГО СТРЕССА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
617
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / стрессоры / реакция на стресс / студенты / психодиагностика / психометрика. / stress / stressor / reaction to a stress / students / psychodiagnostics / psychometrics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куфтяк Е. В., Бехтер А. А., Кирпань С. A.

В статье представлены данные адаптации методики «Опросник студенческого стресса», позволяющей измерять степень выраженности стрессоров и реакции на стрессоры. Исследование проведено на выборке студентов (N=435) высших учебных заведений. Полученные в ходе исследования психометрические данные во многом согласуются с результатами исследований автора опросника и свидетельствуют об успешной адаптации методики на российской выборке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куфтяк Е. В., Бехтер А. А., Кирпань С. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF THE STUDENT STRESS INVENTORY

The article presents the adaptation process of the «Student-life Stress Inventory», which allows to measure of overall level of stress, stressors, and reactions to stressors. The study was conducted on a sample of students (N=435) of higher educational institutions. The psychometric data obtained during the study are largely consistent with the results of the author of the original Inventory and indicate a successful adaptation of the methodology in the Russian sample.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ АДАПТАЦИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СТУДЕНЧЕСКОГО СТРЕССА»

УДК 159.9.072

ОПЫТ АДАПТАЦИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СТУДЕНЧЕСКОГО СТРЕССА

Куфтяк Е.В.

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы»,

Москва, Россия E-mail: elena.kuftyak@inbox.ru Бехтер А. А.

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск, Россия

Е-mail: behter2004@mail.ru Кирпань СА.

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы»,

Москва, Россия Е-mail: svetok1997@mail.ru

Аннотация. В статье представлены данные адаптации методики «Опросник студенческого стресса», позволяющей измерять степень выраженности стрессоров и реакции на стрессоры. Исследование проведено на выборке студентов (N=435) высших учебных заведений. Полученные в ходе исследования психометрические данные во многом согласуются с результатами исследований автора опросника и свидетельствуют об успешной адаптации методики на российской выборке.

Ключевые слова: стресс, стрессоры, реакция на стресс, студенты, психодиагностика, психометрика.

ADAPTATION OF THE STUDENT STRESS INVENTORY

Kuftyak E.V.

The Russian Presidential Academy of Natuonal Economy and Public Administration, Moscow,

Russia

E-mail: elena.kuftyak@inbox.ru Bekhetr A.A.

Pacific National University, Khabarovsk, Russian Е-mail: behter2004@mail.ru Kirpan S.A.

The Russian Presidential Academy of Natuonal Economy and Public Administration,

Moscow, Russia Е-mail: svetok1997@mail.ru

Abstract. The article presents the adaptation process of the «Student-life Stress Inventory», which allows to measure of overall level of stress, stressors, and reactions to stressors. The study was conducted on a sample of students (N=435) of higher educational institutions. The psychometric data obtained during the study are largely consistent with the results of the author of the original Inventory and indicate a successful adaptation of the methodology in the Russian sample.

Keywords: stress, stressor, reaction to a stress, students, psychodiagnostics, psychometrics.

На современном этапе развития общества и образования особую актуальность приобретают вопросы становления будущих профессионалов. Начальная ступень становления профессионала связана с получением образования. Учебная деятельность в вузе - один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности [2, 7]. Результаты эмпирических исследований указывают на распространенность нарушений «стрессовой этиологии» у студентов [2]. Стресс является многомерным феноменом, который можно рассматривать как реакцию (Г. Селье Г.), состояние (В.А. Бодров) и процесс (Р. Лазарус) [4]. Известно, что стресс способствует развитию как психических, так и соматических нарушений. С этих позиций стресс является неспецифическим ответом

РАЗДЕЛ 3. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: СТРЕССОГЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ

организма на возросшие требование к нему в виде внезапных трудных ситуаций, ситуации напряжения или опасности.

Влияние стресса на процесс обучения важно в сфере образования, поскольку он потенциально препятствует обучению учащихся. Уже в школе учащиеся выпускных классов испытывают больший уровень стресса, по сравнению с учащимися не выпускных классов [8].

Установлен спектр факторов возникновения учебного стресса у студентов: чрезмерная учебная нагрузка, плохие отметки, недостаточная подготовка к занятиям, неумение правильно организовать свой режим дня, дефицит времени, разочарование в будущей профессии, совмещение работы и учебы, материальные трудности, страх перед будущим [7].

Так, получение профессионального образования (например, медицинского) может быть стрессовым опытом для студентов и может негативно повлиять на их эмоциональное благополучие и успеваемость [6]. Кроме того, более высокий воспринимаемый стресс значимо коррелирует с более низкой результативностью. В другом исследовании было показано, что стресс вызывает высокий процент отсева студентов [4]. Хотя в ряде исследований обнаружена ограниченная связь между стрессом и академической успеваемостью, общепринятое мнение заключается в том, что стресс действительно оказывает неблагоприятное воздействие на успешность обучения [6]. По данным исследователей, беспокойство о будущем, принятие решений о карьере, сбор необходимой суммы для оплаты обучения являются основными источниками стресса у учеников выпускных классов [7].

Исследование экзаменационного стресса студентов достаточно подробно изучено с психофизиологической стороны. В результаты стресса у студентов чаще возникают вегетативные реакции, протекающие на соматическом уровне (нарушение желудочно-кишечного тракта, усиленное потение, снижение или набор веса, головные боли, обмороки и т.д.), которые усугубляются страхом, апатией и тревожностью. Экзаменационный стресс сопровождается у студентов пятью основными эмоциями / переживаниями: тревога, безнадежность, гнев, надежда и радость [2]. Экзамен рассматривается как информационный и коммуникативный стресс, связанный с изменениями самооценки студента, сопровождающийся выраженными психофизиологическими, когнитивными, эмоциональными и поведенческими реакциями [2]. Экзаменационный стресс как определенный вид стресса, возникает вследствие 1) индивидуальной, 2) оцениваемой, 3) довольно интенсивной деятельности и информационных нагрузок как в процессе подготовки, так во время сдачи экзамена и тесно связан с коммуникацией и изменением самооценки. Установлено, что разные формы проведения экзамена имеют несомненные преимущества и воспринимаются как менее стрессогенные в зависимости от специальности, возраста и курса обучения, изучаемого предмета. Так, для студентов 1-2 курсов не зависимо от специальности менее стрессогенным является экзамен в форме компьютерного тестирования. Для студентов старших курсов технических специальностей компьютерное тестирование остается наименее стрессогенной формой экзамена, в то время как для студентов гуманитарной направленности менее стрессогенным становится академический (устный) экзамен. Кучина З.Б. выявила, что уровень переживаемого стресса зависит от личностных характеристик студентов - самоэффективности и мотивации достижения успеха [2].

По мнению К.В. Краевой [1], что существует субъектный механизм преодоления стресса, циркулирующий на двух уровнях: базовый уровень в виде жизнестойкости и актуализированный уровень - личностными характеристиками (личностный адаптационный потенциал, управление эмоциями, саморегуляция, рефлексия прошлого опыта, осмысленность жизни, мотивация успеха, рациональность). Этот автор считает, что субъектность студента играет ключевую роль в преодолении экзаменационного стресса.

Выявлено, что при наличии тотально низких субъектных качеств, которые не предоставляют возможность пережить экзамен, студент избегает и уходит от проблемы.

Кросскультурное исследование академического стресса выявило различия в уровне переживаемого стресса студентами четырех стран - Китая, Японии, Кореи и Америки [8]. Обнаружено, что почти большинство (86,6 %) китайских студентов испытывают высокий уровень стресса, а среди американских студентов только две трети (67 %) подвержены данному уровню стрессу. По мнению исследователей, особенности традиционной китайской культуры и национальный китайский менталитет выступают важным фактором для определения будущей занятости и социального статуса студентов, оказывая на них доминирующее влияние.

Однако, многие авторы подчеркивают, что стресс, в том числе экзаменационный, имеет и позитивный эффект для субъекта [7], оказывая стимулирующее, мобилизующее, ресурсное влияние.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики стресса в учебной деятельности студентов, следует отметить, что данная тема изучалась у различных исследователей. Тем не менее, при изучении отечественной литературы и источников отмечается отсутствие разработанного диагностического инструментария для изучения стресса у студентов и их реакций на стрессоры.

К настоящему моменту в зарубежной литературе известен опросник «Student-life Stress Inventory» (SSI) Бернадетт Гадзилла, позволяющий оценить уровень стресса у студентов и реакции на стрессоры [5].

В зарубежных исследованиях опросник Бернадетт Гадзилла один из наиболее часто использующихся инструментов, показавший хорошие психометрические данные, подтвержденные в разных исследованиях. Румынские психологи в исследовании отметили надежность опросника SSI для исследования феномена стресса у студентов. Установлено, что нейротизм сильнее связан со стрессом, чем прокрастинация [4]. В другом исследовании студентов, обучающихся медицинским специальностям, с использованием опросника SSI было установлено, что студенты мужского пола восприимчивы к стрессу меньше, чем девушки-студенты. Автором высказано предположение о том, что существует множество факторов стресса, которые могут влиять на реакции, обучение и решение проблем [7].

Опросник Б. Гадзилла основан на модели, состоящей из различных видов стрессоров и реакций на стрессоры, которые являются признанными исследователями [5]. Модель фокусируется на пяти типах стрессоров (фрустрация, конфликты, давление, изменения и самовнушение) и четырех видах реакций на стрессоры (физиологическая, эмоциональная, поведенческая и когнитивная оценка). Опросник состоит из 51 утверждения, оцениваемого по шкале Лайкерта от 1 до 5 баллов, где 1 - «никогда», а 5 - «постоянно». Утверждения касаются жизненного опыта студентов, как на территории кампуса, так и за его пределами.

Оригинальная вариант опросника включает шкалу «Стресс», состоящую из пяти субшкал: «Фрустрация», включающая в себя такие элементы, как ежедневные неприятности, неудачи, отсутствие источников; «Конфликт», включающая в себя элементы выбора между желательными и нежелательными сторонами; «Давление» включает в себя крайние сроки, перегрузки и межличностные отношения; «Изменения», включают переживание быстрых, неприятных и многочисленных изменений; «Навязывание себя», характеризующий конкуренцию, беспокойство, прокрастинацию. Шкала «Реакция на стрессоры» включает четыре субшкалы: «Физиологическая оценка» (включает такие элементы, как нервозность, головная боль, наличие расстройств ЖКТ, истощение); «Эмоциональная оценка» (включает страх, тревогу, гнев, чувство вины и депрессия); «Поведенческая оценка» (плач, злоупотребление собой и/или другими, курение, девиации в поведении); «Когнитивная оценка» (анализ ситуаций и стратегий, используемых для преодоления стресса). Шкалы «Стресс» и «Реакция на стресс» образуются суммой оценок по всем субшкалам.

Настоящее исследование посвящено созданию русскоязычной версии шкалы «Studentlife Stress Inventory» (SSI), названной нами «Опросник студенческого стресса», и ее

РАЗДЕЛ 3. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: СТРЕССОГЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ

адаптации на русскоязычной выборке. Варианты прямого и обратного переводов оригинальной англоязычной версии опросника были выполнены сотрудниками кафедры психологии и кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет».

Стимульный материал исследования был организован с помощью конструктора Google Формы. Исследование проводилось в октябре - декабре 2019 г. через Интернет посредством отправления испытуемым ссылки на указанный ресурс. Адаптация методики проходила на выборке студентов вузов Москвы, Самары, Нижнего Новгорода и других городов от 17 до 25 лет (М=19,03, SD=1,98) в количестве 435 человек: 353 девушки, 82 юноши.

Анализ внутренней надежности-согласованности для переведенной методики был проведен посредством вычисления коэффициента а Кронбаха для шкал и субшкал, измеряемых в методике. Для двух шкал опросника в целом были получены высокие значения надежности и внутренней согласованности вопросов альфа Кронбаха. Для шкалы стрессоры коэффициент внутренней согласованности составил а = 0,84 и для шкалы реакция на стрессоры - а = 0,87.

Далее мы высчитали коэффициент надежности отдельно для каждой субшкалы, измеряющей определенный параметр, связанный со стрессом.

По субшкале фрустрация (а = 0,73), измеряющей интенсивность негативных состояния, возникающего в ситуации невозможности удовлетворения жизненных потребностей, недостаточности ресурсов, несоответствия желаний имеющимся возможностям, получены достаточно хорошие результаты надежности и внутренней согласованности. По субшкале конфликт (а = 0,70), определяющей степень переживаемого разногласия в ситуации выбора, также получены хорошие показатели внутренней согласованности вопросов и надежности шкалы. По субшкале психологическое напряжение (а = 0,64), измеряющей уровень напряжения в связи с конкуренцией, загруженностью и межличностными отношениями, получены приемлемые коэффициенты внутренней согласованности вопросов и надежности шкалы. По субшкале изменения (а = 0,75), характеризующей подверженность быстрым и многочисленным переменам в жизни, были получены высокие результаты надежности и внутренней согласованности. По субшкале самовнушение (а = 0,61) определяющей степень личностной загруженности, включенности в разнообразные события, стремление быть первым, проявления беспокойства, получены приемлемые коэффициенты внутренней согласованности вопросов и надежности шкалы.

Коэффициенты согласованности субшкал реакции на стресс были достаточно высокими: 0,79 - у субшкалы физиологические реакции, 0,68 - у субшкалы эмоциональные реакции на стресс, 0,73 - у субшкалы поведенческие реакция на стресс и 0,78 - у субшкалы когнитивные реакции на стресс. Напомним, что для шкал опросников наиболее характерны значения коэффициента Кронбаха в диапазоне 0.6 - 0.8.

В процессе апробации методики «Опросник студенческого стресса» были обнаружены различия между мужчинами и женщинами. Установлено, что девушки, по сравнению с юношами, чаще испытывают фрустрацию (p = 0,036), психологическое напряжение (p = 0,000) и самовнушение (p = 0,001), а также у них выше физиологические (p = 0,004) и эмоциональные (p = 0,000) реакции в результате переживаемого стресса. Полученные результаты согласуются с известными данными. Известно, что женщины более подвержены негативному влиянию критики со стороны и самобичеванию, чем мужчины, что связано с большей эмоциональностью женщин.

В статье представлены результаты первого этапа адаптации русскоязычного варианта методики «Опросник студенческого стресса» Б. Гадзилла. Актуальность данной работы объясняется объективным недостатком современных валидных и надежных психодиагностических инструментов для исследования студенческого стресса. К перспективе будущего исследования можно отнести проверку репрезентативности методики и критериальной валидности.

Список литературы

1. Краева К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационного стресса // Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. 2011. №4 (7). С.163-166.

2. Кучина З.Б. Психолого-акмеологические особенности совладающего поведения студентов вуза на экзаменах разного типа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2010. - 28 с.

3. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: Пер Се, 2005. - 352 с.

4. Clinciu A.I., Cazan A. M. Academic Adjustment Questionnaire for the university students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol.127. P.655-660.

5. Gadzella B.M. Student-Life Stress Inventory. Commerce, TX: Author, 1991.

6. Goff A.M. Stressors, Academic Performance and Learned Resourcefulness in Baccalaureate Nursing Students // International Journal of Nursing Education Scholarship. 2011. Vol. 8 (1). -DOI: 10.2202/1548-923X.2114

7. Seaward B.L. Managing Stress: principles and Strategies for Health and Wellbeing. Boston, MA, Jones and Barlett, 2011. - 586 р.

8. Zhao X., Zhu S., Ma G. Comparison study on basic rights between Chinese, Japanese, Korean and American high school students // China Youth Study. 2009. Vol. 6. P. 1-7.

УДК 316.6

СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСЫЩЕННОСТИ И

БЛАГОПОЛУЧИЯ В ГРУППЕ МОЛОДЫХ ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСА 30

Ларионов И.В.

Государственный Академический Университет Гуманитарных наук, Москва, Россия

Email: ivlar16@gmail.com Дробышева Т.В.

ФГБНУ Институт психологии РАН, Москва, Россия Email: tdrobycheva@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению нового феномена в области социальной психологии - явления социально-психологической пресыщенности условиями проживания в мегаполисе. Данное состояние возникает в ответ на социальные стресс-факторы мегаполиса (навязанные коммуникации, чрезмерная насыщенность информацией, и т.п.) и выполняет функцию защитного механизма психики. Приведены данные о проявлениях и источниках изучаемого явления. Показана их связь с показателями благополучия - источниками удовлетворенности/неудовлетворенности условиями проживания в городе. Поставлен вопрос о трактовке социально-психологической пресыщенности как механизме поддержания жизнеспособности горожан в условиях их проживания в мегаполисе.

Ключевые слова: социально-психологическая пресыщенность, социальная психология городской среды, мегаполис, молодежь, благополучие, условия проживания в мегаполисе.

CORRELATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL SATIETY AND WELL-BEING IN THE

GROUP OF YOUNG CITY DWELLERS Larionov I.V.

The State Academic University for the Humanities, Moscow, Russia Email: ivlar16@gmail.com

30 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00461 а «Ценностно-аффективный компонент жизнеспособности разных групп горожан в условиях проживания в «кризисном городе» и «мегаполисе»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.