Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ПОКЛОНЕНИЯ В ПРОТЕСТАНТСКИХ БОГОСЛУЖЕНИЯХ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ПОКЛОНЕНИЯ В ПРОТЕСТАНТСКИХ БОГОСЛУЖЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1831
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА ПОКЛОНЕНИЯ / БОГОСЛУЖЕБНАЯ МУЗЫКА / РАННЯЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ДРЕВНЕИУДЕЙСКАЯ КУЛЬТОВАЯ МУЗЫКА / АНТИЧНАЯ КУЛЬТОВАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беломыцев Арсений Анатольевич

Предметом исследования является богослужебная музыка ранней христианской церкви в контексте интерпретации ряда ее особенностей в качестве исторических оснований, свидетельствующих о нравственной и стилевой нейтральности секулярной музыки как основы жанра современной музыки поклонения. Новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении древнеиудейских и греко-римских музыкальных традиций, выступивших генетическим фундаментом музыкального оформления богослужений ранней христианской церкви. В результате исследования установлено, что на определенном этапе становления христианской церкви использование инструментальной музыки пресекается: причинами этому послужили невозможность воссоздания былой грандиозности храмовой службы, морально-этические представления ранних христиан, а также стойкая ассоциации музыкальных инструментов с греко-римской культовой практикой. Положения, изложенные в статье, призваны обозначить теоретические основания для дальнейшего изучения музыкальной традиции раннего христианства в контексте ее связи с современной музыкой поклонения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE MUSICAL TRADITION OF EARLY CHRISTIANITY ON THE DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY WORSHIP MUSIC IN PROTESTANT WORSHIP SERVICES

The object of the study is the worship music of the early Christian church in the context of interpreting a number of its features as historical evidence of the moral and stylistic neutrality of secular music as the basis for the genre of contemporary worship music. The novelty of the study lies in the complex consideration of ancient Jewish and Greco-Roman musical traditions, which acted as the genetic basis of the musical design of worship services of the early Christian church. The results of this study indicate that at a certain stage in the formation of the Christian Church the use of instrumental music is suppressed: the reasons for this were the impossibility to recreate the former grandiosity of the Temple service, the moral and ethical concepts of early Christians, as well as the persistent association of musical instruments with the Greco-Roman cult practice. The statements presented in the article are intended to outline theoretical grounds for further study of the musical tradition of early Christianity in the context of its connection with contemporary worship music.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ПОКЛОНЕНИЯ В ПРОТЕСТАНТСКИХ БОГОСЛУЖЕНИЯХ»

Воздействие музыкальной традиции раннего христианства на формирование практики применения современной музыки поклонения в протестантских богослужениях

Беломыцев Арсений Анатольевич,

аспирант кафедры философии им. А.Ф. Шишкина

МГИМО МИД России

E-mail: ar.a.belomytsev@my.mgimo.ru.

Предметом исследования является богослужебная музыка ранней христианской церкви в контексте интерпретации ряда ее особенностей в качестве исторических оснований, свидетельствующих о нравственной и стилевой нейтральности секулярной музыки как основы жанра современной музыки поклонения. Новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении древнеиудейских и греко-римских музыкальных традиций, выступивших генетическим фундаментом музыкального оформления богослужений ранней христианской церкви. В результате исследования установлено, что на определенном этапе становления христианской церкви использование инструментальной музыки пресекается: причинами этому послужили невозможность воссоздания былой грандиозности храмовой службы, морально-этические представления ранних христиан, а также стойкая ассоциации музыкальных инструментов с греко-римской культовой практикой. Положения, изложенные в статье, призваны обозначить теоретические основания для дальнейшего изучения музыкальной традиции раннего христианства в контексте ее связи с современной музыкой поклонения.

Ключевые слова: современная музыка поклонения, богослужебная музыка, ранняя христианская церковь, древнеиудейская культовая музыка, античная культовая музыка.

На волне религиозного подъема в североамериканском протестантизме конца 1960-х - начала 1970-х годов появляется новое музыкальное явление, в дальнейшем получившее название «современная христианская музыка» (англ. «contemporary Christian music»). Жанр современной христианской музыки формируется на западном побережье Соединённых Штатов Америки (прежде всего, в Калифорнии) под влиянием миссионерской деятельности представителей Движения Иисуса, стремившихся выразить свое отношение к Богу с помощью современного, понятного широкому кругу верующих музыкального языка.

К концу 1970-х годов возникает разновидность современной христианской музыки, предназначенная для исполнения на богослужениях,- «современная музыка поклонения», также известная как «музыка поклонения и прославления» (англ. «contemporary worship music», «praise and worship music»). Под влиянием идеологии харизматических направлений и в противовес традиционному богослужению формируется современный богослужебный стиль, в котором «современная музыка поклонения» занимает ключевую роль. Использование новой музыки на богослужениях вступает в противоречие со сложившейся традицией, приводя к так называемым «войнам поклонения» («worship wars»).

Сторонники использования современной мирской музыки на богослужениях апеллируют к ветхозаветному храмовому служению, а также литургии ранней христианской церкви, утверждая нравственную и стилевую нейтральность музыки (в том числе, инструментальной). В данной статье рассмотрены

311

исторические данные, свидетельствующие о влиянии религиозных и культурных традиций Средиземноморья на музыкальное сопровождение богослужений ранней христианской церкви.

С одной стороны, решающую роль в формировании музыки раннего христианства сыграла древнеиудейская культовая музыка, поскольку христиане из иудеев составляли (во всяком случае, на первых порах) подавляющее большинство ранних христиан [1]. Е.В. Герцман отмечает: «Подобно тому, как христианство зародилось в недрах иудаизма, так и христианская музыка начала свой путь от традиционных еврейских песнопений. Отсюда берут начало ее истоки» [2]. Т.Н. Ливанова пишет, что «раннехристианская музыка... унаследовала приемы псалмодии как особого рода речита-ции с мелодическими вступлением и заключением из ритуального древ-неиудейского пения» [3]. А.А. Симу-шов в статье «Гимны в Новом Завете» замечает: «Что же касается христианства, то, хотим мы того или нет, оно возникло и развивалось в иудейской среде, в лоне еврейской веры и, как следствие, заимствовало многие формы и образцы иудейского богослужения. В результате гимны, создаваемые первыми христианами, оказались во многом вдохновлены ветхозаветными примерами. Они, фактически, подражали им и следовали их канонам» [4]. Таким образом, исследователи сходятся на том, что раннехристианская музыка является прямой наследницей древнеиудейской культовой музыки.

С другой стороны, значительное влияние на музыкальное оформление литургии ранней христианской церкви оказала греко-римская музыкальная традиция - раннехристианские общины развивались в самом центре данной культурной традиции и не могли не впитать определенные свойства греко-римской музыки.

Далее рассмотрим влияние на музыку раннего христианства каждой культурной традиции в отдельности.

Влияние музыкальной традиции иудеев на музыку раннего христианства

Здесь прежде всего необходимо отметить, что христианство естественным образом перенимает синагогальную музыкальную традицию, а не храмовую. Э. Фергюсон отмечает подход Иоанна Златоуста и других представителей анти-охийской школы, объясняющей наличие ветхозаветной инструментальной практики и обосновывающей ее отсутствие ее в контексте Нового Завета: «Бог дозволил иудеям использовать инструментальную музыку, точно так же, как дозволил приносить в жертву животных, не потому, что желал этого, а в качестве переходной практики, чтобы привести народ от идолопоклонства к истинному духовному поклонению» [5].

Таким образом, использование инструментов, также, как и практика жертвоприношений, трактовалось Иоанном Златоустом как своеобразное промежуточное звено, «снисходительность Бога» к «детскому» этапу духовного становления: «Некоторые, принимая названия этих орудий в переносном смысле, говорят, что тимпан требует умерщвления нашей плоти, а псалтирь обращения к небу, потому что это последнее орудие приводится в движение сверху, а не снизу, как гусли. Но я сказал бы, что древние были руководимы этими орудиями по причине грубости души их и потому, что они недавно отстали от идолов. Подобно тому, как жертвоприношения, так и это Бог дозволил им из снисхождения к их немощи» [6].

Э. Фергюсон приводит перевод труда «Об исцелении языческих немощей» Феодорита Кирского: «Тому не из нужды в жертвах и не из жажды обонять благовоние заповедал им Бог приносить жертву, но, чтобы исцелить болящих. Также дозволил он инструментальную музыку не потому, что восторгался гармонией, но, чтобы постепенно покончить с идольским обольщением. Ибо если бы предложил Он им совершенные законы немедленно после из-

312

бавления из Египта, то впали бы они в непокорство и разнузданность, и поспешили бы вернуться к прежнему немощному состоянию» [5].

Ранние христиане перенимают вокальную музыку, звучащую в современной им синагоге, относясь к отзвучавшей инструментальной музыке Храма как к пройденному, хотя и необходимому этапу, когда иудеи только учились «правильному» поклонению. Об этом пишет Иоанн Златоуст: «Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными орудиями, так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; и язык, когда поет; и слух, когда не внимает срамным песням и клеветам на ближнего; и сердце, когда не строит козней, но источает любовь; и ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; и руки, когда простираются не на хищение, любостяжение и побои, а на милостыню, и защиту обижаемых. Тогда человек делается благозвучною псалтирью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь. Те орудия были дозволены тогда иудеям, как по их немощи, так и для того, чтобы располагать их к любви и согласию, побуждать ум их исполнять с радостью то, что доставляет пользу, и таким услаждением души руководит их к большему усердию. Бог, зная их грубость, леность и беспечность, хотел таким мудрым распоряжением пробудить их от усыпления, облегчая труд продолжительной молитвы приятностью музыкального пения» [7].

Иоанну Златоусту вторит Феодорит Киррский: «Сии орудия употребляли древние левиты, в божественном храме песнословя Бога, не потому что звуком их услаждался Бог, но потому что угодно Ему было намерение, с каким совершалось сие» [8].

У Василия Великого мы также встречаем положительное отношение к пению псалмов на богослужении: «Дух Святый знал, что трудно вести род человеческий к добродетели и что, по склонности к удовольствию, мы не радеем о правом пути. Итак, что же Он делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. Так и мудрые врачи, давая пить горькое лекарство имеющим к нему отвращение, нередко обмазывают чашу медом. На сей-то случай и изобретены для нас сии стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом или вообще не возмужавшие нравами по-видимому только пели их, а в действительности обучали свои души. Едва ли кто из простолюдинов, особливо нерадивых, пойдет отсюда, удобно удержав в памяти апостольскую и пророческую заповедь, а стихи из псалмов и в домах поют, и на торжищах возглашают. И если бы кто, как зверь, рассвирепел от гнева, -как скоро усладится слух его псалмом, пойдет прочь, немедленно укротив в себе свирепость души сладкопением».

Таким образом, подобно тому, как христианская церковь возникла в среде иудаизма, христианская богослужебная музыка начала свой путь от культовых песнопений древних иудеев. Раннехристианская музыка испытала сильное религиозное и культурное влияние синагогального богослужения, которое становится основным со времен разрушения Второго Храма. Е.В. Герцман отмечает, что богослужение «стало намного скромнее: не было многочисленных певчих, распределенных по хорам, и инструментальных ансамблей... можно ли петь по-прежнему, когда храм Иеговы лежит в развалинах». Музыка христианского богослужения становится вокальной: «сладость» исполнения, присущая пению псалмов, объясняется Отцами Церкви как необходимое потворство человеческой слабости: пение без инструментов (ассоциируемых с практикой жертвоприношений)

313

рассматривается как средство, открывающее путь (пользуясь выражением Э. Фергюсона), к «рациональному молитвенному поклонению» [5]. Инструментальная музыка вытесняется: причиной этому послужила невозможность воссоздания былой грандиозности храмовой службы, а также морально-этические представления ранних христиан.

Влияние греко-римской музыкальной традиции на музыку раннего христианства

В Древней Греции и в Древнем Риме религия включала в себя определенную систему культовых действий - это находит свое выражение в сопровождающих религиозный культ магических действиях, в ритуалах и обрядах в честь богов и, наконец, в родившихся на основе культа мистериях, переросших в трагедию, которая на первых порах выступала в качестве особого рода общественного акта, а впоследствии превратилась в развитую художественную форму [9]. В древней Греции это проявилось как в эпических сказаниях (пение и пляски под аккомпанемент форминкса наряду с игрой на авлосе упоминается в «Илиаде» [10] и «Одиссее» [11]), читавшихся нараспев и первоначально имевших инструментальное сопровождение, так и в сформировавшейся впоследствии религиозной лирике, которая также имела музыкальное выражение.

Исследования свидетельствуют о широком использовании музыкальных инструментов в сопровождении древнегреческого и древнеримского культа. С культом Аполлона была связана игра на форминксе и кифаре, с культом Диониса - ударные и духовые инструменты, причем наряду с пением под аккомпанемент музыкального сопровождения использовалась и собственно инструментальная музыка [12].

Христианство, обретая статус государственной религии Рима, старалось возвести непреодолимую стену между христианскими и языческими духовными ценностями. В это время скла-

дываются литургические чины, в связи с этим активно обсуждается вопрос о характере музыки, сопровождающей богослужение.

С особым ригоризмом Отцы Церкви выступали против использования инструментов на богослужении. Причиной этому послужило состояние греко-римской музыки, которая к началу нового тысячелетия деградировала в этическом плане и более не несла в себе характерного для музыкального мышления греков классического периода нравственного элемента, став выражением пустого стремления к виртуозности. Греко-римская музыка, ставшая к этому времени широко распространенной во всей Римской империи, все больше воспринималась современниками в качестве неизменной спутницы оргиастических празднеств, побуждающей к сладострастию и разврату.

Климент Александрийский пишет: «Кто часто отдается слушанию игры на флейтах, на струнных инструментах, кто участие принимает в хороводах, плясках, египетском битье в ладили и тому подобном неприличном и легкомысленном препровождении времени, тот скоро доходит и до больших неприличий и разнузданности, переходит к шуму цимбалов и тимпанов, начинает неистовствовать на инструментах мечтательного культа. {...} Предоставим поэтому дудки пастухам, флейты - людям суеверным, поспешающим за богослужение идольское; желаем мы полнейшего изгнания этих инструментов с наших трезвых общественных пиршеств; они приличны более скотам, чем людям; пусть пользуются ими люди глупые» [13]. Далее у Климента мы встречаем осуждение хроматической виртуозной музыки: «Искусство, выражающееся в переливах голоса по разным коленам, есть лживое искусство; влияет оно на развитие склонности к жизни бездеятельной и беспорядочной. Мелодиями же строгими и серьезными бесстыдство и дикое пьянство, напротив, предупреждаются в самом зародыше. Разнеживающие звуки музыки хроматической посему мы предоставим лю-

314

дям, устраивающим грязные кутежи, и гетерам, имеющим обязанность украшать себя всем цветным» [13].

Киприан Карфагенский следующим образом отзывается о греческой музыке: «Глазам он (т.е. дьявол) представляет соблазнительные образы и нетрудные забавы, чтобы посредством зрения подорвать целомудрие; завлекает ухо веселыми песнями, чтобы посредством слышания сладких звуков поколебать и ослабить христианскую силу [14]. Языческий культ (как эллинов, так и варваров) ассоциировался с игрой на инструментах. Кроме того, ранним христианам казались дикостью иступленные телодвижения языческого культа. Триединая хорея (синкретическое слияние танца, музыки и слова) являлись составной и неотъемлимой частью культа: «В религиозном обряде важнейшую роль выполнял танец, и это, в свою очередь, также вызывало впоследствии удивление и непонимание христиан» [15].

У Иоанна Златоуста мы встречаем противопоставление инструментов песнопениям христиан: «Там - флейты, цитры и свирели; здесь - ни одной неприличной песни, - а что? - гимны и псалмопения; там воспеваются демоны, здесь - Бог, Владыка всяческих. Смотри, сколько благодарности здесь, и сколько непризнательности и бесчувственности там. Скажи мне: Бог напитал тебя Своими благами, и напитавшись, надобно бы благодарить Его; а ты вводишь демонов? Ведь под свирель распеваются песни демонам» [16].

Таким образом, христианские общины Рима, окруженные в целом ориентированной на использование музыкальных инструментов античной культурой, принципиально отказываются от использования инструментов, тем самым дистанцируясь от греко-римской музыкальной традиции. При этом мелодии христианских гимнов оказываются в мелодическом отношении схожими с традиционными греческими гимно-диями. При сравнении пифийской оды Пиндара (относящейся к V веку до н.э.), гимна Мезомеда (II век н.э.) и самого

раннего сохранившегося христианского песнопения - гимна из Оксиринха мы обнаруживаем схожие черты: силла-бичность, некоторая чеканность в произнесении текста, строгость, движение по широким интервалам. Судя по имеющимся у нас данным, несмотря на отказ от инструментов, раннехристианская псалмодия сохраняла склад, характерный для греческой музыки V века до н.э.

Вопросом остается причина отказа ранних христиан от использования музыкальных инструментов. На ранних этапах своего становления христианство испытало мощное религиозное и культурное влияние синагогального богослужения, но окончательный разрыв с иудаизмом наступает уже достаточно скоро - в первой половине II века н.э. Возникает проблема, связанная с поиском причины столь бескомпромиссного противостояния ранних христиан использованию инструментов в богослужении.

В синагогальном богослужении после разрушения Иерусалимского Храма перестает звучать инструментальная музыка и используется лишь вокальная, сохраняя черты импровиза-ционности и одноголосности. Данный факт свидетельствует об пресечении традиции, что ставит под сомнение аргумент сторонников современной музыки поклонения, касающийся исторически обоснованного отношения к музыке как нейтральной в стилевом и нравственном отношении. Рассмотренные свидетельства позволяют утверждать, что на определенном этапе становления христианской церкви использование инструментальной музыки рассматривалось в качестве категорически неприемлемого (по меньшей мере, по причине устойчивой ассоциации с греко-римскими культовыми практиками).

Дальнейшая разработка и установление иных причин резкого ригоризма в отношении использования инструментальной музыки на богослужениях ранней христианской церкви является целью дальнейших исследований.

315

Литература

1. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. М.-Л: Гос. муз. изд-во, 1941. С. 348.

2. Герцман Е.В. Гимн у истоков Нового Завета. Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. - М.: Музыка, 1996. C. 341.

3. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки. Том 1. М.-Л.: 1940. С. 28.

4. Симушов А.А. Гимны в Новом Завете. [Электронный ресурс] URL: http://esxatos.com/files/ simushovshtmlURL: http://esxatos. com/files/simushovshtml (дата обращения 25.02.2022).

5. Фергюсон Э. Музыка а капелла на публичном богослужении церкви. [Электронный ресурс] URL: http://textarchive.ru/c-1519001 -pall. html (дата обращения 23.02.2022).

6. Св. Иоанн Златоуст. «Толкования на псалмы», Беседа 59 на псалом

149 [Электронный ресурс] URL: http://predanie.ru/lib/book/68209/ (дата обращения 25.12.2021).

7. Св. Иоанн Златоуст. «Толкования на псалмы», Беседа 60 на псалом

150 [Электронный ресурс] URL: http://predanie.ru/lib/book/68209/ (дата обращения 25.12.2021).

8. Феодорит Киррский «Толкование на сто пятьдесят псалмов» [Электронный ресурс] URL: http:// azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/ tolkovanie_na_sto_pjatdesat_ psalmov (дата обращения 25.12.2021).

9. Бычков Ю.Н. Религиозные аспекты музыкальной культуры Древнего мира // Два слова о музыке древности. Лекции для студентов музыкальных вузов. М., 2007. [Электронный ресурс] URL: http://yuri317. narod.ru/st/ramkdm.htm (дата обращения 12.01.2022).

10. "О|лро<;. lAiäöoq. I, 603; IX, 186. [Электронный ресурс] URL: http:// www.perseus.tufts.edu/hopper/text?d oc=Perseus%3Atext%3A1999.01.01

33%3Abook%3D1%3Acard%3D568 (дата обращения 07.01.2022).

11. "Ojipoi;. 06uaasia. XVII, 270. [Электронный ресурс] URL: http://www. perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=P erseus%3Atext%3A1999.01.0135%3 Abook%3D17%3Acard%3D247 (дата обращения 07.01.2022).

12. Кириллова А. Н., Беломы-цев А.А. Смысловые осцилляции музыкального сопровождения античного культа как основания элементов метамодернизма в творчестве современных оперных режиссёров // Культура и искусство. 2021. № 8. С. 11-19.

13. Климент Александрийский. Педагог. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_ Aleksandrijskij/pedagog/ (дата обращения 20.01.2022).

14. Киприан Карфагенский. О ревности и зависти. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Kiprian_Karfagenskij/o_revnosti_i_ zavisti/psalmov (дата обращения 20.12.2021).

15. Герцман Е.В. Языческие и христианские музыкальные древности. СПб.: 2006. С. 66.

16. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Колоссянам. [Электронный ресурс] URL: http://www.biblioteka3. ru/biblioteka/zlatoust/tom_11_1/txt41. html (дата обращения 13.02.2022).

THE IMPACT OF THE MUSICAL TRADITION OF EARLY CHRISTIANITY ON THE DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY WORSHIP MUSIC IN PROTESTANT WORSHIP SERVICES

Belomytsev A.A.

Moscow State Institute of International Relations (MGI-MO)

The object of the study is the worship music of the early Christian church in the context of interpreting a number of its features as historical evidence of the moral and stylistic neutrality of secular music as the basis for the genre of contemporary worship music. The novelty of the study lies in the complex consideration of ancient Jewish and Greco-Roman musical traditions, which

316

acted as the genetic basis of the musical design of worship services of the early Christian church. The results of this study indicate that at a certain stage in the formation of the Christian Church the use of instrumental music is suppressed: the reasons for this were the impossibility to recreate the former grandiosity of the Temple service, the moral and ethical concepts of early Christians, as well as the persistent association of musical instruments with the Greco-Roman cult practice. The statements presented in the article are intended to outline theoretical grounds for further study of the musical tradition of early Christianity in the context of its connection with contemporary worship music.

Keywords: contemporary worship music, liturgical music, early Christian church, ancient Jewish worship music, ancient worship music.

References

1. Gruber R.I. History of musical culture. M.-L: State. music publishing house, 1941. S. 348.

2. Gertsman E.V. Hymn at the origins of the New Testament. Conversations about the musical life of the early Christian communities. - M .: Music, 1996. C. 341.

3. Livanova T.N. History of Western European music. Volume 1. M.-L.: 1940. S. 28.

4. Simushov A.A. Hymns in the New Testament. [Electronic resource] URL: http://es-xatos.com/files/simushovshtmlURL: http:// esxatos.com/files/simushovshtml (accessed 02.25.2022).

5. Ferguson E. Music a cappella in the public worship of the church. [Electronic resource] URL: http://textarchive.ru/c-1519001-pall. html (accessed 02/23/2022).

6. St. John Chrysostom. "Interpretations on Psalms", Conversation 59 on Psalm 149 [Electronic resource] URL: http://predanie. ru/lib/book/68209/ (accessed 12/25/2021).

7. St. John Chrysostom. "Interpretations on Psalms", Conversation 60 on Psalm 150

[Electronic resource] URL: http://predanie. ru/lib/book/68209/ (accessed 12/25/2021).

8. Theodorit Kirrsky "An Interpretation of One Hundred and Fifty Psalms" [Electronic resource] URL: http://azbyka.ru/otechnik/Fe-odorit_Kirskij/tolkovanie_na_sto_pjatdesat_ psalmov (accessed 12/25/2021).

9. Bychkov Yu.N. Religious aspects of the musical culture of the Ancient World // Two words about the music of antiquity. Lectures for students of music universities. M., 2007. [Electronic resource] URL: http://yu-ri317.narod.ru/st/ramkdm.htm (accessed 12.01.2022).

10. "Ojiipo«;. lAiaöo?. I, 603; IX, 186. [Electronic resource] URL: http://www.perseus. tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atex-t%3A1999.01.0133%3Abook%3D1%3Ac-ard%3D568 (accessed 01/07/2022).

11. "Ojiipo?. OöÜCTCTEia. XVII, 270. [Electronic resource] URL: http://www.perseus.tufts. edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atex-t%3A1999.01.0135%3Abook%3D17%3Ac-ard%3D247 (Accessed 01/07/2022).

12. Kirillova A. N., Belomytsev A.A. Semantic oscillations of the musical accompaniment of the ancient cult as the basis for the elements of metamodernism in the work of modern opera directors // Culture and Art. 2021. No. 8. P. 11-19.

13. Clement of Alexandria. Teacher. [Electronic resource] URL: https://azbyka.ru/otech-nik/Kliment_Aleksandrijskij/pedagog/ (accessed 20.01.2022).

14. Cyprian of Carthage. About jealousy and envy. [Electronic resource] URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenski-j/o_revnosti_i_zavisti/psalmov (accessed 12/20/2021).

15. Gertsman E.V. Pagan and Christian musical antiquities. St. Petersburg: 2006. S. 66.

16. John Chrysostom. Conversations on the Epistle to the Colossians. [Electronic resource] URL: http://www.biblioteka3.ru/bib-lioteka/zlatoust/tom_11_1/txt41.html (accessed 13.02.2022).

317

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.