Научная статья на тему 'Воздействие косвенных налогов на экономику'

Воздействие косвенных налогов на экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2660
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Косвенные налоги / макроэкономические показатели / налог / налоговое воздействие / налоговый механизм / налоговая нагрузка / прямые налоги / факторы экономического роста / фискальная политика / экономика / Indirect taxes / macroeconomic indicators / tax / tax impact / tax mechanism / tax burden / direct taxes / factors of economic growth / fiscal policy / economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирина Александровна Кацюба, Римма Алексеевна Петухова

В статье определена роль налогов в регулировании процессов на макроэкономическом уровне. Рассматривается механизм воздействия прямых и косвенных налогов на экономику. На базе данных официальной статистики анализируются взаимосвязи косвенных налогов и основных макроэкономических показателей Российской Федерации. Акцентируется внимание на налоговой нагрузке и корреляции между макроэкономическими показателями и косвенными налогами. Указаны проблемы, препятствующие оценке результатов механизма воздействия косвенных налогов на экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF INDIRECT TAXES ON THE ECONOMY

The article defines the role of taxes in regulating processes at the macroeconomic level. The mechanism of influence of direct and indirect taxes on the economy is considered. The relationship between indirect taxes and the main macroeconomic indicators of the Russian Federation is analyzed based on official statistics. The article focuses on the tax burden and the correlation between macroeconomic indicators and indirect taxes. The problems hindering the assessment of the results of the mechanism of influence of indirect taxes on the economy are indicated.

Текст научной работы на тему «Воздействие косвенных налогов на экономику»

Кацюба И.А., Петухова Р.А. ВОЗДЕЙСТВИЕ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ НА ЭКОНОМИКУ

Аннотация. В статье определена роль налогов в регулировании процессов на макроэкономическом уровне. Рассматривается механизм воздействия прямых и косвенных налогов на экономику. На базе данных официальной статистики анализируются взаимосвязи косвенных налогов и основных макроэкономических показателей Российской Федерации. Акцентируется внимание на налоговой нагрузке и корреляции между макроэкономическими показателями и косвенными налогами. Указаны проблемы, препятствующие оценке результатов механизма воздействия косвенных налогов на экономику.

Ключевые слова. Косвенные налоги, макроэкономические показатели, налог, налоговое воздействие, налоговый механизм, налоговая нагрузка, прямые налоги, факторы экономического роста, фискальная политика, экономика.

Katsyuba I.A., Petukhova R.A. IMPACT OF INDIRECT TAXES ON THE ECONOMY

Abstract. The article defines the role of taxes in regulating processes at the macroeconomic level. The mechanism of influence of direct and indirect taxes on the economy is considered. The relationship between indirect taxes and the main macroeconomic indicators of the Russian Federation is analyzed based on official statistics. The article focuses on the tax burden and the correlation between macroeconomic indicators and indirect taxes. The problems hindering the assessment of the results of the mechanism of influence of indirect taxes on the economy are indicated.

Keyword. Indirect taxes, macroeconomic indicators, tax, tax impact, tax mechanism, tax burden, direct taxes, factors of economic growth, fiscal policy, economy.

Введение

Налоги являются одним из основных регуляторов экономики. Проявление регулирующей функции налогов выражается в возможности государства влиять на различные процессы и параметры, такие как: производственные и инвестиционные - путем стимулирования развития (либо сдерживания) определенных отраслей; динамику потребления и сбережения - посредством установления различных ставок косвенных налогов; уровень личных доходов - посредством установления дифференцированных ставок налогов, предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков [1, с. 31]; международные интеграционные процессы - путем установления различных ставок таможенных пошлин и льгот по их уплате.

В совокупности происходящие процессы налогового регулирования в динамике оказывают воздействие на такие макроэкономические показатели как: уровень совокупного спроса и предложения;

ГРНТИ 06.73.15

© Кацюба И.А., Петухова Р.А., 2020

Ирина Александровна Кацюба - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Римма Алексеевна Петухова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Петухова Р.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 302-45-83. Е-mail: petuhova_r@mail.ru. Статья поступила в редакцию 13.08.2020.

уровень ВВП; объем выпуска; оборот розничной продукции; объем экспорта и импорта; объем инвестиций в основной капитал; индекс потребительских цен. В итоге, результаты налогового воздействия отражаются на экономическом росте, определяющем развитие государства и его макроэкономическое состояние. К факторам экономического роста относятся: факторы предложения (количество, качество используемых природных и трудовых ресурсов, объем основного капитала и качество технологий), факторы спроса и распределения [2, с. 399].

Воздействию налогов на экономику посвящено значительное количество публикаций российских и зарубежных авторов, большая часть которых носит теоретический характер. В этой связи представляется актуальным проведение комплексного исследования налогового механизма как в развитие теории, так и анализа результатов воздействия определенной группы налогов на макроэкономические показатели применительно к конкретной налоговой системе и характерным для нее условиям налогообложения.

Механизм налогового воздействия на экономику

Основным постулатом экономической теории является общее правило: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая расходы бюджета в период спада, и сдерживает его в периоды подъема. При этом необходимо проведение такой фискальной политики, которая сглаживала бы колебания экономического цикла. В этой связи, в период подъема экономики устанавливаются более высокие ставки налогов вследствие роста доходов, что влечет снижение потребительского спроса. В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется путем установления низких налогов.

Автоматическая фискальная политика основана на применении встроенных стабилизаторов и обеспечивает самостоятельное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством как прямых (в форме применения прогрессивной шкалы налогообложения, системы социальных пособий), так и косвенных налогов (в первую очередь, НДС). Применение дискреционных (активных) методов фискальной политики характерно в периоды мировых экономических кризисов и основано на сознательном государственном вмешательстве в налоговую систему путем принятия точечных мер и изменений бюджетных расходов с целью воздействия на макроэкономические показатели.

При прогнозировании будущих результатов фискальной политики необходимо учитывать существующие в экономике мультипликативные эффекты, суть которых заключается в увеличении государственных расходов и (или) инвестиций, способствующих увеличению национального дохода, причем в большем размере, относительно первоначального роста расходов и инвестиций. По сравнению с мультипликатором государственных расходов, налоговый мультипликатор оказывает значительно меньшее воздействие на совокупный спрос в сторону уменьшения.

Общеизвестно, что рост налогов ведет к сокращению такого макроэкономического показателя, как ВНП, и наоборот, снижение налогов приводит к росту ВНП. При этом следует учитывать, что изменение показателей происходит не единовременно, а через определенный временной период (временной лаг); это, так называемый, вторичный эффект. Снижая косвенные налоги, государство способствует росту доходов и расходов потребителей товаров (работ, услуг) и увеличивает спрос. Рост инвестиций регулируется государством посредством принятия стимулирующих налоговых мер в виде льгот и освобождений, снижения ставок, предоставления инвестиционных вычетов и т.п.

Следует также отметить, что при проведении нейтральной фискальной политики (финансовый нейтралитет) налоги и государственные расходы не оказывают влияния на совокупный спрос, который при этом не стимулируется и не сдерживается посредством налоговых инструментов. Такая ситуация приводит к сбалансированности государственного бюджета.

Считается, что чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги. В целом ряде стран важнейшей формой доходов бюджетов выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. В России в 2018 г. при общем уровне налоговой нагрузки 32,72% ВВП косвенные налоги (НДС и акцизы) составили в совокупности 7,32% ВВП, основные прямые налоги с организаций и физических лиц (налог на прибыль организаций и НДФЛ) - 7,47% ВВП [3]. Если учесть, что на долю таможенных пошлин, которые учитываются Минфином РФ при расчете налоговых доходов и относятся многими экономистами к косвенным налогам, в 2018 г. приходилось 3,57% ВВП, то можно сделать вывод, что в России на современном этапе преобладает косвенное налогообложение.

Отечественными исследователями определены особенности, присущие косвенным налогам: переложение на конечного потребителя; взимание независимо от платежеспособности носителя налога; включение в цену реализуемых товаров, работ и услуг. Зарубежные исследователи в конце прошлого столетия выделяли также такую характеристику косвенных налогов, как регрессивность, указывая на то, что доля потребительских расходов уменьшается с ростом доходов [4, с. 404; 5, с. 57]. В частности, при уплате НДС наиболее обременительной является налоговая нагрузка на малообеспеченных граждан с низкими доходами. В данном контексте можно сказать, что фактически происходит нарушение принципа равного налогового бремени.

Эта особенность косвенных налогов предопределяет мнение отечественных авторов об их «несправедливости» и «антисоциальности» [6, с. 34-35; 7, с. 136]. Однако проведенные зарубежными авторами эмпирические исследования демонстрируют неоднозначные результаты по этому вопросу и свидетельствуют о том, что в некоторых странах НДС является регрессивным налогом, в отдельных странах пропорциональными и даже прогрессивным [8, с. 108-110].

Распределение совокупного продукта производится под воздействием рыночных отношений, при этом государственное вмешательство происходит на стадии перераспределения посредством финансов и налогов, где основными инструментами механизма воздействия на макроэкономические показатели выступают налоговые стимулы и льготы. По общему правилу установление льгот по налогам приводит к налоговым расходам бюджета и влияет на макроэкономические параметры. В большинстве случаев показатель налоговых расходов оценивается в абсолютном значении как объем выпадающих доходов бюджета. В большинстве стран от уплаты НДС освобождается, прежде всего, реализация товаров и услуг, расходы на потребление которых составляют значительную долю бюджета наиболее бедных домохозяйств. Данная льгота позволяет в некоторой степени снизить эффект регрессивности, присущий НДС [4, с. 404].

Однако, при установлении налоговых льгот по НДС иногда наблюдается обратный эффект для бюджета. Большинство российских и зарубежных исследователей отмечают мнимый характер льготы в виде освобождения от уплаты НДС [9, с. 79; 10]. Предоставляя льготу для одних, бюджет возмещает потери за счет других налогоплательщиков, которые несут на себе бремя налога, включенного в себестоимость продукции. Таким образом, по НДС относительно эффективна льгота лишь для организаций, реализующих продукцию конечным потребителям.

В механизме налогового регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) действуют два основных активных элемента: налоги (НДС, акцизы) и таможенные пошлины, где особое место также отведено методу выбора и установления ставок таможенных пошлин. В процессе государственного регулирования ВЭД используются как стимулирующие меры в виде системы таможенных льгот, так и запретительные меры (в виде введения запретов и ограничений на ввоз (вывоз) товаров, повышенных ставок ввозных таможенных пошлин, введения специальных и особых пошлин и др.). Данные методы используются во всем мире для регулирования внешнеторгового оборота, показателей совокупного спроса и предложения, притока инвестиций в экономику и других макроэкономических показателей.

Результаты проведенного Международным Валютным Фондом исследования показывают, что в ряде случаев НДС может являться торговым барьером для экспортера. Это происходит в ситуации, когда компания несет двойное налоговое бремя, уплачивая налог в стране назначения и не получая при этом своевременного возмещения сумм налога по приобретенным ресурсам в стране, где была произведена продукция. Причиной этого является неэффективное администрирование со стороны налоговых органов. Сумма невозмещенного налога будет представлять собой налог на экспорт, отрицательно влияющий на рентабельность продаж, что в итоге может привести к снижению объема экспортных операций [11, с. 23].

Косвенным налогам приписывают свойство прямого индексирования по темпам инфляции. По мнению большинства российских и зарубежных авторов, введение или увеличение ставок косвенных налогов приводит к росту цен, поскольку данные налоги включаются в цену реализации товаров (работ, услуг). Однако проведенные исследования показывают, что НДС, в связи с переложением его на конечных потребителей, является лишь одним из ценообразующих факторов. При этом инфляционное давление НДС зависит от уровня эластичности спроса по цене на конкретное благо.

Анализ результатов зарубежных исследований, которые были проведены относительно взимания НДС по 35 странам, показывает отсутствие стабильной зависимости между ростом инфляции и введе-

нием или увеличением ставки этого налога. При этом единовременный рост инфляции был отмечен в 20% случаев (в 7 странах), увеличение долгосрочных темпов инфляции в 17% случаев (в 6 странах), в 63% стран изменение динамики инфляции не зафиксировано. Подобные результаты были получены и в результате проведенных в 1993 г. исследований МВФ [12, с. 24]. При повышении ставки НДС с 2007 года в Германии с 17% до 20%, темпы инфляции в 2007 г. оказались ниже ожидаемых, при этом наблюдался достаточно высокий уровень инфляции в 2006 г., что связано с наличием у потребителей рациональных ожиданий в связи с повышением ставки и эффектом «приближенного спроса» [13, с. 21].

Подобная ситуация наблюдалась и в России при повышении с 2019 года ставки НДС с 18 до 20%. Ожидаемый эффект повышения цены исчерпал себя уже в феврале 2019 г., когда темп роста цен вернулся к уровню 2018 г. По оценке Минэкономразвития России [14], рост цен по итогам 2019 года должен был составить 3,0-3,1% по сравнению с 4,3% в 2018 году. Фактический ИПЦ в 2019 году -3,04%, за первое полугодие 2020 года - 2,99% [15], что соответствует целевым значениям показателя.

В целях настоящего исследования далее будет проведен анализ взаимосвязи косвенных налогов (НДС, акцизов и таможенных пошлин), применяемых в налоговой и таможенной практике, и основных макроэкономических показателей Российской Федерации на современном этапе.

Взаимосвязь косвенных налогов и основных макроэкономических показателей РФ Основным критерием, характеризующим налоговое воздействие на макроэкономические показатели, выступает налоговая нагрузка. В экономической литературе существуют различные подходы к определению и порядку расчета налогового бремени (налоговой нагрузки). При этом, в большинстве случаев для определения налогового бремени базой на макроуровне считается ВВП, на микроуровне -добавленная стоимость.

Проведенный анализ налоговой нагрузки за период 2008-2019 гг. свидетельствует о ее снижении в период 2008-2016 гг., что является результатом проводимых в этот период в РФ налоговых преобразований, направленных на снижение данного показателя (табл. 1). Начиная с 2017 г. показатель налоговой нагрузки на экономику с учетом таможенных пошлин демонстрирует тенденцию к росту, что обусловлено ростом экономики в посткризисный период.

Таблица 1

Налоговая нагрузка по косвенным налогам за период 2008-2019 гг.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Доходы консолидированного бюджета, в том числе: 39,2 35,0 34,6 34,7 34,4 33,5 33,9 32,4 32,9 33,8 35,7 35,9

налоги и таможенные пошлины, в том числе: 36,1 31,0 30,9 30,4 24,2 23,0 23,6 21,6 21,4 23,1 25,4 25,1

налоговые доходы, в том числе: 27,7 24,5 24,7 24,3 18,2 17,4 17,7 18,3 19,0 21,0 22,6 23,0

НДС 5,2 5,3 5,4 5,4 5,2 4,8 5,0 5,1 5,3 5,6 5,8 6,4

акцизы 0,8 0,9 1,0 1,1 1,2 1,4 1,4 1,3 1,6 1,7 1,5 1,3

таможенные пошлины (ТПП) 8,4 6,5 6,2 6,2 6,0 5,6 5,9 3,3 2,4 2,1 2,9 2,1

Итого косвенные налоги и ТП 14,5 12,6 12,6 12,7 12,5 11,8 12,2 9,7 9,3 9,5 10,2 9,8

Составлено авторами по данным [15-19].

Общепринятым является утверждение, что снижение уровня налоговой нагрузки на экономику активизирует предпринимательскую и инвестиционную активность, стимулирует спрос, способствует экономическому росту, а повышение налоговой нагрузки ведет к ухудшению макроэкономических показателей и замедлению темпов экономического роста. Однако, в современной российской практике ожидается обратный эффект от повышения ставки НДС с 2019 года с 18% до 20%. Средства, изъятые в бюджет через повышение НДС до 20% (около 600 млрд рублей в год) «должны поступить

в экономику ближе ко второй половине года» в виде инвестиций и финансирования национальных проектов [20].

Наибольшее значение показателя налоговой нагрузки по косвенным налогам приходится на НДС. По данным Минфина России, в долгосрочном периоде прогнозируется рост налоговой нагрузки по НДС (увеличение на 1,4 пп ВВП в 2036 году по сравнению с уровнем 2018 года) за счет повышения основной ставки до 20%, а также в силу поступательного роста доли внутреннего спроса в структуре ВВП (снижения доли чистого экспорта) и повышения собираемости НДС. Распределение НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (увеличение на 0,8 пп ВВП), и обложение налогом на добавленную стоимость товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (увеличение на 0,6 пп ВВП), будет постепенно смещаться в пользу первого на фоне ожидаемых процессов импортозамещения [21].

Снижение нагрузки по таможенным пошлинам с 8,4% до 2,1% и повышение налоговой нагрузки по акцизам с 0,8% до 1,3% является результатом налогового маневра. В долгосрочном периоде ожидается снижение вывозных таможенных пошлин (до нулевого значения по нефти и нефтепродуктам) и доли акцизов до 1,2% ВВП к 2029 году с последующей стабилизацией на этом уровне до 2036 года [21]. Динамика поступления в консолидированный бюджет РФ НДС, акцизов и таможенных пошлин в сопоставлении с динамикой основных макроэкономических показателей в абсолютных стоимостных величинах составлена авторами по статистическим данным [15-19] и представлена на рисунке 1; в относительных величинах (темпы роста к предыдущему периоду) - на рисунке 2.

12

120

ю 10

^

л к

I 8

5

о ,

о

100

□ НДС I

□ Таможенные пошлины -ВРП

• Инвестиции в основной капитал • - Экспорт

] Акцизы •ВВП

■ Оборот розничной торговли Денежные доходы населения Импорт

80

60

40

20

б р

н трлн,

к

л

к

о По

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 С

Рис 1. Динамика косвенных налогов и макроэкономических показателей в абсолютных величинах

За анализируемый период совокупный годовой объем НДС, акцизов и таможенных пошлин, мобилизованных в консолидированный бюджет РФ, вырос в 1,8 раза (с 5 967 млрд руб. в 2008 году до 10 755 млрд руб. в 2019 году). Суммы НДС и акцизов растут на протяжении практически всего периода, мобилизация таможенных пошлин существенно сократилась в 2015-2017 гг., что обусловлено, в первую очередь, снижением ставок вывозных таможенных пошлин в рамках реализации «налогового маневра». При этом ВВП увеличился в 2,7 раза (с 41 277 млрд руб. в 2008 году до 110 046 млрд руб. в 2019 году). Остальные показатели, за исключением объема экспорта, демонстрируют устойчивый рост.

4

2

0

0

На протяжении анализируемого периода большинство показателей демонстрируют устойчивый рост. Исключение составляют 2015 и 2019 гг., что обусловлено кризисными явлениями в экономике, которые сопровождались сокращением потребления, инвестиционной активности, производства в промышленности, негативной динамикой цен на энергоресурсы и девальвацией рубля. По итогам 2017 года наблюдается положительная динамика практически по всем анализируемым показателям. Наиболее высокие темпы роста характерны для объемов ВЭД и, соответственно, таможенных пошлин в 2018 году.

ивввввши ВВП I I Оборот розничной торговли С I Продукция промышленности

и«««««™ Инвестиции в основной капитал те ее Л Экспорт Импорт

_ _ _ НДС •••••• Акцизы Таможенные пошлины

Рис 2. Динамика темпов роста косвенных налогов и макроэкономических показателей, %

Авторами на основе статистических данных [15-19] проведено исследование наличия, направления и уровня статистической взаимосвязи между косвенными налогами, поступившими в консолидированный бюджет РФ, и следующими показателями за период 2008-2019 гг.: ВВП; ВРП; оборот розничной торговли; продукция промышленности; инвестиции в основной капитал; индексы цен производителей промышленной продукции; ИПЦ, в том числе по товарным группам; денежные доходы населения; среднемесячная номинальная заработная плата; экспорт; импорт; курс доллара США. На предмет наличия взаимосвязи с уровнем косвенного налогообложения протестированы также реальная заработная плата, индексы физического объема оборота розничной торговли, объем инвестиций в сопоставимых ценах, уровень безработицы. Статистически значимых результатов получено не было. По остальным показателям выявлена и подтверждена статистически значимая корреляционная связь (табл. 2).

В соответствии со шкалой Чеддока результаты корреляционного анализа указывают на наличие взаимосвязи высокого уровня между большинством макроэкономических показателей (ВВП; ВРП; оборот розничной торговли в стоимостном выражении; инвестиции в основной капитал; денежные доходы населения; среднемесячная номинальная заработная плата в стоимостном выражении; объемы экспортно-импортных операций) и уровнем косвенного налогообложения как в целом, так и в разрезе отдельных платежей. Подтверждается отсутствие значимой зависимости между индексом потребительских цен (инфляционными процессами) и динамикой косвенных налогов. Высокий уровень корреляции присутствует только между НДС и индексом цен производителей промышленной продукции. В части таможенных пошлин высокий уровень положительной взаимосвязи выявлен с динамикой объема внешнеэкономической деятельности, темпом роста оборота розничной торговли, инвестиций и отрицательная корреляция с ИПЦ на продовольственные товары.

Заключение

С точки зрения макроэкономического регулирования, роль прямых и косвенных налогов существенно различается. Прямые налоги, находясь в прямой зависимости от прибыли (дохода), резко реагируют на колебания экономического цикла и могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов. Косвенные налоги, напротив, более устойчивы к сменам фаз экономического цикла, тем самым обеспечивают гарантию налоговых поступлений в бюджетную систему в период спада экономики и оказывают влияние на факторы экономического роста. В условиях пандемии соу1^19 на фоне кризисных явлений (сокращения ВВП и промышленного производства, роста безработицы, снижения потребления и др.), сопровождающихся сокращением налоговых поступлений от прямых налогов, многими странами были приняты меры антикризисного налогового регулирования в части косвенных налогов.

Таблица 2

Корреляция между макроэкономическими показателями и косвенными налогами за период 2008-2019 гг.

Показатель Итого косвенные налоги НДС Акцизы Таможенные пошлины

По абсолютным показателям

ВВП 0,92 0,97 0,98 -0,14

ВРП 0,8 0,99 0,98 -0,26

Оборот розничной торговли 0,88 0,97 0,97 -0,2

Инвестиции в основной капитал 0,92 0,98 0,98 -0,1

Денежные доходы населения 0,79 0,97 0,97 -0,24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднемесячная номинальная зарплата 0,86 0,98 0,98 -0,25

Экспорт 0,9 0,97 0,91 -0,11

Импорт 0,91 0,99 0,98 -0,15

Курс доллара 0,53 0,85 0,85 -0,59

По относительным показателям (темп роста)

ВВП 0,86 0,73 0,71 0,66

Оборот розничной торговли 0,86 0,56 0,61 0,82

Продукция промышленности 0,8 0,79 0,64 0,57

Инвестиции в основной капитал 0,92 0,76 0,75 0,74

Индексы цен Ш1П 0,67 0,89 0,39 0,51

ИПЦ -0,69 -0,34 -0,35 -0,69

ИПЦ непродовольственные товары -0,44 -0,22 0,31 -0,66

ИПЦ продовольственные товары -0,62 -0,28 -0,11 -0,73

ИПЦ услуги -0,59 -0,38 -0,06 -0,6

Номинальная зарплата -0,44 -0,51 -0,31 -0,26

Экспорт в страны СНГ 0,87 0,82 0,61 0,72

Экспорт в другие страны 0,92 0,78 0,53 0,82

Импорт из стран СНГ 0,82 0,81 0,73 0,62

Импорт из других стран 0,84 0,77 0,79 0,62

В большинстве сран преобладают меры фискальной направленности: повышение ставок косвенных налогов, введение НДС на трансграничные операции и цифровые услуги, введение новых косвенных налогов («испанский налог на пластик») и др. Например, в Италии законодательно принято решение о повышении ставок НДС с 1 января 2021 г.: пониженной - с 10 до 12%, стандартной -с 22 до 25% с дальнейшим повышением до 26,5% с 1 января 2022 г. В Саудовской Аравии уже в мае 2020 г. стандартная ставка НДС была повышена с 5 до 15%. Одновременно в некоторых странах были предусмотрены и налоговые меры поддержки бизнеса: в Китае, например, снижение ставки НДС для малого бизнеса и инвестиций в экономику; в Канаде, Корее, Тайланде - отмена импортных пошлин на медицинские товары [22, с. 196].

В России в условиях пандемии в 2020 г. антикризисные налоговые меры затронули только прямые налоги и страховые взносы, что еще раз подтверждает выводы авторов о нейтральном характере кос-

венных налогов. Оценить экономические последствия пандемии Covid-19 и построить зависимость налогового воздействия косвенных налогов на мировую экономику этого периода станет возможно лишь по прошествии определенного периода времени.

Таким образом, экономические последствия от установления косвенных налогов очевидны и разнообразны и включают в себя не только эффекты на микро-, но и на макроуровне, заключающиеся в воздействии косвенных налогов на различные макроэкономические показатели, такие как уровень ВВП, объем выпуска, оборот розничной продукции, инвестиции в основной капитал, индекс потребительских цен, объем экспорта и импорта, что в совокупности влияет на экономический рост. Оценить результаты механизма воздействия косвенных налогов на экономику на практике представляется крайне сложным, т.к. требует построения многофакторной модели, учитывающей, помимо основных показателей, разнообразное количество дополнительных факторов в динамике. Результаты российских и зарубежных исследований, посвященные в основном выявлению взаимосвязи косвенных налогов с отдельными макроэкономическими показателями, демонстрируют неустойчивые и неоднозначные зависимости.

Полученные в результате исследования значения критериев корреляции между макроэкономическими показателями и косвенными налогами свидетельствуют лишь о наличии (отсутствии) связи между представленными данными. Для определения зависимости между макроэкономическими показателями и косвенными налогами, характера этой зависимости, степени влияния различных факторов на зависимую величину необходимо проведение дополнительных исследований с помощью регрессионного и факторного анализа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоги и налогообложение / под ред. М.В. Романовского, Н.Г. Ивановой. М.: Юрайт, 2016.

2. МакконнеллК.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992. Т. 1.

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: утв. Минфином России.

4. Musgrave P., Musgrave R. Public finance in theory and practice.Tata McGraw-Hill, 1989.

5. Tamaoka M. The Regressivity of a Value Added Tax: Tax Credit Method and Substraction Method - a Japanese Case // Fiscal Studies. 1994. Vol. 15 (2).

6. Вознесенский Э.А. Методологические аспекты анализа сущности финансов. М.: Финансы, 1974.

7. Сабанти Б.М. Теория финансовю М.: Менеджер, 1998.

8. BirdR., Gendron P.-P., Rotman J.L. VAT Revisited: a New Look at the Value Added Tax in Developing and Transitional Countries // USAID, 2005. Р. 45-46.

9. Kay A., Davis E. The VAT and Services // Value Added Taxation in Developing Countries, ed. by M. Gillis, C. Shoup, G. Sicat. World Bank, 1990.

10. СердюковА.Э., ВылковаЕ.С., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение. СПб.: Питер, 2008.

11. Keen M., SyedM. Domestic Taxes and International Trade: Some Evidence. International Monetary Fund, 2006.

12. Tait A. VAT Revenue, Inflation and the Foreign Trade Balance // Value Added Taxation in Developing Countries, ed. by M. Gillis, C. Shoup, G. Sicat. World Bank, 1990.

13. Carare А., Danninger S. Inflation Smoothing and the Modest Effect of VAT in Germany. International Monetary Fund, 2008.

14. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/pDkUcIRqmCl25epwSzzoCiAVJVayEWb7.pdf (дата обращения 05.07.2020).

15. Официальный сайт Росстата РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 05.07.2020).

16. Единый портал БС РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://budget.gov.ru/static-report/mdx-expert/index.html?reportId=baf8e081-40a6-49fe-b82d-d30a47e2fba1 (дата обращения 05.07.2020).

17. Официальный сайт ФТС РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.gov.ru (дата обращения 05.07.2020).

18. Официальный сайт ЕМИСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedstat.ru (дата обращения 05.07.2020).

19. Официальный сайт МСК СНГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cisstat.com (дата обращения 05.07.2020).

20. Силуанов: Повышение налогов ускорит экономику в ближайшие месяцы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/siluanov-povyshenie-nalogov-uskorit-ekonomiku-v-blizhayshie-mesya-cy-1028095346 (дата обращения 21.07.2020).

21. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf (дата обращения 05.07.2020).

22. Погорлецкий И.А. Историческая реконструкция влияния пандемий на развитие косвенного налогообложения // Journal of Applied Economic Research. 2020. Т. 19, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.