Научная статья на тему 'Анализ налоговой политики в Республике Болгарии за период 2007–2011 годы'

Анализ налоговой политики в Республике Болгарии за период 2007–2011 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / КОРПОРАТИВНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВВП / БОЛГАРИЯ / INDIRECT TAXES / INCOME TAX / TAX POLICY / GROSS DOMESTIC PRODUCT / FISCAL POLICY / BULGARIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василева Василева Петя

Актуальность. Роль налоговой политики в современной экономике сложно переоценить: именно от неё зависит, останутся ли ресурсы в руках экономических агентов или централизуются в государстве. Большую долю доходов республиканского бюджета Болгарии составляют налоговые доходы. При этом Болгария находится в десятке стран мира с самым низким налоговым бременем. Налоговая политика болгарского правительства ориентируется на сохранение стабильности экономики в условиях кризиса, стимулирование бизнеса и инвестиционной активности через: облегчение налогового бремени бизнеса и достижение минимального уровня налогообложения в рамках Европейского союза; упрощение налоговой системы и детализацию налогового законодательства с целью повышения её прозрачности, элиминирование внутренних противоречий и несовершенств в практике налогообложения и контроля; сохранение налоговых ставок на прямые налоги в комбинации с более низкими страховыми взносами работодателей в поддержку экономического роста и занятости; сохранение более высокой доли обложения косвенными налогами в сравнении с прямыми налогами. Таким образом, интересен опыт проведения Республикой Болгарией экспансивной фискальной политики, включающей уменьшение налогов для стимулирования спроса в экономике и, соответственно, производства. Методы. В работе используются такие методы эмпирического и теоретического уровней научного познания, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Результаты. Статья представляет собой аналитический обзор налоговой политики в Республике Болгарии за период 2007–2011 годы. Автором в наглядной форме представлена информация по следующим налогам и взносам: корпоративному налогу, налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость, акцизам, таможенным пошлинам и сборам, взносам на социальное и медицинское страхование и пр. Перспективы. Результаты исследования могут использоваться для проведения сравнительного анализа налоговой политики за период 2007–2011 годы по ряду государств, а также в процессе анализа зарубежного опыта проведения экспансивной фискальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TAX POLICY IN BULGARIAFOR THE PERIOD 2007–2011

Introduction. Revenues in the national budget of Bulgaria are primarily from taxes. They have more weight because they depend on whether the resources remain in the hands of economic agents or are centralized at the state. Expansionary fiscal policy works on tax cuts to stimulate demand in the economy, respectively, to stimulate production. Bulgaria is among the ten countries in the world with the least tax burden. The tax policy of the Bulgarian government in its essential elements is oriented towards preserving economic stability in times of crisis, to stimulate business and investment activity by: tax relief to businesses and achievement of minimum levels of taxation in the European Union; simplifying the tax system and refining the legislation to tax more transparent and understandable to taxpayers and eliminating of internal contradictions and imperfections in the practice of taxation and control; keeping the rates of direct taxes combined with lower security burden on employers to support economic growth and employment; retaining a higher share in the taxation of indirect taxes than direct taxes. So, the article studies the experience of expansive fiscal policy in Bulgaria, including tax cuts to stimulate demand in the economy and consequently production. Methods. Several methods of empirical and theoretical levels of scientific knowledge, such as observation, comparison, analysis and synthesis, are used in the article. Results. The article presents an analytical review of the tax policy in Bulgaria for the period 2007–2011. Author in visual form provides information on the following taxes and fees: corporate tax, individual income tax, value added tax, excise taxes, customs duties and fees, social and health insurance contributions, etc. Discussion. The results can be used for comparative analysis of tax policy for the period 2007–2011 and for the analysis of foreign experience of expansionary fiscal policy.

Текст научной работы на тему «Анализ налоговой политики в Республике Болгарии за период 2007–2011 годы»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 336.221(497.2) П. П. ВАСИЛЕВА

P P. VASILEVA

АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ ЗА ПЕРИОД 2007-2011 ГОДЫ

ANALYSIS OF TAX POLICY IN BULGARIA FOR THE PERIOD 2007-2011

<XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX><X><XX>

АННОТАЦИЯ

Актуальность. Роль налоговой политики в современной экономике сложно переоценить: именно от неё зависит, останутся ли ресурсы в руках экономических агентов или централизуются в государстве. Большую долю доходов республиканского бюджета Болгарии составляют налоговые доходы. При этом Болгария находится в десятке стран мира с самым низким налоговым бременем. Налоговая политика болгарского правительства ориентируется на сохранение стабильности экономики в условиях кризиса, стимулирование бизнеса и инвестиционной активности через:

- облегчение налогового бремени бизнеса и достижение минимального уровня налогообложения в рамках Европейского союза;

- упрощение налоговой системы и детализацию налогового законодательства с целью повышения её прозрачности, элиминирование внутренних противоречий и несовершенств в практике налогообложения и контроля;

- сохранение налоговых ставок на прямые налоги в комбинации с более низкими страховыми взносами работодателей в поддержку экономического роста и занятости;

- сохранение более высокой доли обложения косвенными налогами в сравнении с прямыми налогами.

Таким образом, интересен опыт проведения Республикой Болгарией экспансивной фискальной политики, включающей уменьшение налогов для стимулирования спроса в экономике и, соответственно, производства.

Методы. В работе используются такие методы эмпирического и теоретического уровней научного познания, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

Результаты. Статья представляет собой аналитический обзор налоговой политики в Республике Болгарии за период 2007-2011 годы. Автором в наглядной форме представлена информация по следующим налогам и взносам: корпоративному налогу, налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость, акцизам, таможенным пошлинам и сборам, взносам на социальное и медицинское страхование и пр.

Перспективы. Результаты исследования могут использоваться для проведения сравнительного анализа налоговой политики за период 2007-2011 годы по ряду государств, а также в процессе анализа зарубежного опыта проведения экспансивной фискальной политики.

Ключевые слова: косвенные налоги; корпоративный налог; налоговая политика; фискальная политика; ВВП; Болгария.

ABSTRACT

Introduction. Revenues in the national budget of Bulgaria are primarily from taxes. They have more weight because they depend on whether the resources remain in the hands of economic agents or are centralized at the state. Expansionary fiscal policy works on tax cuts to stimulate demand in the economy, respectively, to stimulate production. Bulgaria is among the ten countries in the world with the least tax burden.

The tax policy of the Bulgarian government in its essential elements is oriented towards preserving economic stability in times of crisis, to stimulate business and investment activity by:

- tax relief to businesses and achievement of minimum levels of taxation in the European Union;

- simplifying the tax system and refining the legislation to tax more transparent and understandable to taxpayers and eliminating of internal contradictions and imperfections in the practice of taxation and control;

- keeping the rates of direct taxes combined with lower security burden on employers to support economic growth and employment;

- retaining a higher share in the taxation of indirect taxes than direct taxes.

So, the article studies the experience of expansive fiscal policy in Bulgaria, including tax cuts to stimulate demand in the economy and consequently production.

Methods. Several methods of empirical and theoretical levels of scientific knowledge, such as observation, comparison, analysis and synthesis, are used in the article.

Results. The article presents an analytical review of the tax policy in Bulgaria for the period 2007-2011. Author in visual form provides information on the following taxes and fees: corporate tax, individual income tax, value added tax, excise taxes, customs duties and fees, social and health insurance contributions, etc.

Discussion. The results can be used for comparative analysis of tax policy for the period 2007-2011 and for the analysis of foreign experience of expansionary fiscal policy.

Keywords: indirect taxes; income tax; tax policy; Gross Domestic Product; fiscal policy; Bulgaria.

Эффективные налоговые ставки и 10 %-ный вой доклад Европейской комиссии о налоговых корпоративный налог превращают Болгарию в тенденциях в странах — членах сообщества, привлекательное место для развития бизнеса. остаётся страной с самым низким в Европей-Значительную часть налоговых поступлений ском союзе налогом на доходы — 10 %, что в 4 республиканского бюджета составляют косвен- раза ниже среднего уровня (38 % для Евросою-ные налоги, в частности, налог на добавленную за и 43 % для еврозоны).

стоимость (НДС). В Болгарии ставка НДС — Корпоративный налог в Болгарии также 20 % (по туристическим услугам в сфере груп- самый низкий в ЕС. Между тем растет количе-повых и индивидуальных размещений — 9 %)1, ство голосов «против» плоской шкалы налога. что ниже средней по Европейскому союзу (ЕС) В Болгарии налоговое бремя ложится на плечи на 1 процентный пункт. Средний уровень НДС «маленького» человека: каждый потребитель в ЕС резко повысился с 2008 года. В 2012 году платит этот вид налога, и в отличие от фирмы стандартная ставка НДС варьируется от 15 % он не может его себе вернуть. Корпоративный в Люксембурге и 17 % на Кипре до 27 % в Вен- налог в Болгарии и на Кипре — по 10 % при грии и 25 % в Дании и Швеции. Правительство среднем уровне 23,5 % в Европейском союзе. Республики Болгарии разрабатывает меры по Разразившийся в 2008 г. мировой экономи-редуцированию ставки НДС, которые должны ческий кризис коснулся и экономики Болгарии. способствовать экономическому росту в следу- Большие потери от кризиса понесли кредитный ющие два года. рынок, реальный сектор и, не в последнюю оче-

Республика Болгария, как показывает годо- редь, рынок труда. Кроме них непосредственно

1 Вступила в силу с 1 апреля 2011 года.

18000

16000

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

0

и 31.12.2008 И 31.12.2009 ч 31.12.2010 Н 31.12.2011

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

Рис. 1. Доходы, поступившие в республиканский бюджет за период с 31.12.2008 по 31.12.2011,

млн левов

от кризиса пострадали и домашние хозяйства, которые были вынуждены ограничить свои расходы. В условиях кризиса Болгария не может сохранить высокий рост ВВП, что приводит к сокращению притока иностранных инвестиций и, соответственно, к росту дефицита бюджета.

Размер налоговых поступлений в республиканский бюджет на 31 декабря 2011 г. составлял 14 466,6 млн левов. Как видно из рис. 1, отмечается тенденция сокращения объёма доходов государственного бюджета. Налоговые доходы на 31 декабря 2011 г. по отношению к этому же периоду за 2010 г. уменьшились почти на 5,44 % в результате наступившего экономического кризиса.

Поступления от косвенных налогов, формирующих большую часть государственных доходов, в сравнении с 2010 г. увеличились на 670,6 млн левов. Доходы от НДС (основного бюджетообразующего налога) составили 6611,7 млн левов. В сравнении с 2010 г. они увеличились на

179,2 млн левов. Размер доходов от акцизов на 31 декабря 2011 г. составил 3860,1 млн левов. По сравнению с этим же периодом 2010 г. доходы от акцизов возросли на 7,57 %. Поступления от пошлин на декабрь 2011 г. составляли 131,3 млн левов. В сравнении с 2010 г. собранных пошлин на 12,1 млн левов больше, что в основном является результатом увеличения объёма импорта машин и аппаратов, пластмассовых изделий и изделий из алюминия. Размер доходов в группе прямых налогов на декабрь 2011 г. — 3658,1 млн левов. В сравнении с предыдущим годом поступления возросли на 292,1 млн левов.

Неналоговые доходы на 31 декабря 2011 г. составили 1665,8 млн левов, что на 57,8 млн левов меньше, чем в 2010 г.

Во время кризиса налоги являются важным встроенным бюджетным стабилизатором. При прогрессивном подоходном налогообложении в случае уменьшения доходов населения эти доходы попадают на более низкие ступени шкалы и, соответственно, облагаются меньшим налогом. В этом смысле введение «плоского налога» в некоторых странах препятствует автоматической стабилизации их налоговых систем. Однако необходимо иметь в виду, что выход из кризиса и экономическое оживление — результат многих факторов, и фискальные переменные (налоги и государственные расходы) не являются единственными. В этом смысле только сокращение или увеличение налогов едва ли придет к преодолению кризиса и экономическому росту. Необходимо очень внимательно подходить к вопросу принятия решений о проводимой налоговой политике, так как он порождает некоторые проблемы, которые важно учитывать.

Во-первых, налоги могут использоваться для антицикличного регулирования, но на практике они являются громоздким инструментом управления спросом, потому что для проявления эффекта от налоговых перемен требуется определенный временной лаг. Изменение налоговой политики представляет собой медленный процесс, и требуется время, чтобы он привёл к измеримым результатам.

Во-вторых, проблема при использовании налоговых стимулов состоит в том, что изме-

Таблица 1

Действие автоматических стабилизаторов при низких и высоких размерах налогов

Влияние автоматических стабилизаторов Влияние на объём производства Влияние на инфляцию

Уровень размеров налогов Низкий Высокий Низкий Высокий

Увеличение спроса Стабилизирующий Стабилизирующий Стабилизирующий Дестабилизирующий

Увеличение предложения Стабилизирующий Дестабилизирующий Дестабилизирующий Дестабилизирующий

нения, осуществляемые таким путём, являются труднообратимыми. В частности, необходимое после кризиса консолидирование фискальной позиции труднее осуществить с помощью обратного повышения налогов. Однажды повышенные или пониженные налоговые ставки трудно вернуть к их предыдущему уровню.

В-третьих, необходимо иметь в виду, что влияние налоговых изменений на уровень потребления зависит от степени ликвидной ограниченности бенефициария налоговых уменьшений. Если люди не являются ограниченными в ликвидности, вероятнее всего, основная часть дополнительного дохода, полученного от уменьшения налогов, превратится в сбережения. Это требует подхода, при котором налоговые стимулы должны быть направлены на группы с низкими доходами.

Главную стабилизационную функцию фискальной политики выполняют автоматические стабилизаторы (см. табл. 1), в частности, налоги и система трансфертов, которые, в основном, используются в целях уменьшения воздействия экзогенных факторов на объём производства и занятость.

Введение «плоского налога» в размере 10 % явилось самой большой налоговой реформой в Болгарии после замены налога с оборота на НДС в 1994 г. Это решение имеет свои преимущества и недостатки и для домашних хозяйств, и для бизнеса, и с макроэкономической точки зрения. Налоговая политика последних нескольких лет характеризуется стремлением Министерства финансов Болгарии постепенно синхронизировать болгарское налоговое законодательство с европейским.

Объём налоговых доходов. В 2008 г. продолжилась тенденция увеличения объёма на-

логовых доходов. Поступления от налогов по консолидированному бюджету за 2008 г. составили 22 166,9 млн левов, что означало исполнение бюджета по налоговым поступлениям на

99,9 % (см. табл. 2).

В отличие от 2008 г. налоговая политика в 2009 г. была ориентирована на поощрение развития бизнеса и инвестиционной активности с целью преодоления глобального экономического кризиса, повышения собираемости налогов и уменьшения «теневого» сектора экономики и количества коррупционных схем. Поступления от налогов по консолидированному бюджету за 2009 г. составили 20 171,9 млн левов, что означает исполнение бюджета по налоговым поступлениям на 78,4 %. В номинальном выражении неисполнение бюджета за 2009 г. по налоговым поступлениям составило 5 556,3 млн левов. Объём налоговых поступлений в 2009 г. составлял 30,4 % ВВП (при 33,2 % ВВП в 2008 г.). В сравнении с 2008 г. налоговые доходы сократились на 9,0 %, при этом наиболее сильно снизились доходы от НДС. Относительная доля налоговых доходов в общей сумме доходов в 2009 г. — 80,6 %.

Несмотря на значительное отставание в исполнении бюджета по налоговым поступлениям в течение первых месяцев 2010 г., в дальнейшем показатели по основным группам налогов были стабилизированы. Поступления от налогов по консолидированному бюджету за 2010 г. составили 19 014,4 млн. левов, что означает исполнение бюджета по этому показателю на 98,9 %.

В 2011 г. налицо увеличение поступления налоговых доходов в государственный бюджет, которое достигло 20 687,7 млн левов, что больше, чем за 2010 г. (19 014,4 млн левов) и

2009 г. (20 171,9 млн левов). Только лишь в

2008 г. размер доходов был больше (22 166,9 млн левов), что стало возможным за счёт рекордных поступлений от налога на доходы физических лиц и взносов на социальное и медицинское страхование.

Корпоративный налог. В 2008 г. была сохранена 10 %-ная ставка при обложении корпоративным налогом. Поступления от корпоративного налога в консолидированный государственный бюджет (включая налоги на дивиденды, доходы и ликвидационные доли местных и иностранных юридических лиц) за 2008 г. составили 2228,5 млн левов (3,3 % от ВВП). При рассмотрении относительной доли в ВВП поступлений от корпоративного налога за два года, предшествующих 2008 г., выявляется тенденция увеличения поступлений: корпоративный налог за 2006 г. при ставке в размере 15 % составляет 2,7 % ВВП, за 2007 г. при 10 %-ной ставке — 3,2 % ВВП, а за 2008 г. при сохранении низкой ставки предыдущего года — 3,3 %.

Поступления от корпоративного налога в консолидированный государственный бюджет за 2009 г. составили 1762,3 млн левов (2,7 % от ВВП), или 67,3 % от плана за год. Это составляет

8,7 % от общего размера поступивших налоговых доходов по консолидированной фискальной программе. В сравнении с предыдущим годом размер доходов, собранных в 2009 г., был на

446,2 млн левов меньше (20,9 %) — это результат влияния мирового финансового и экономического кризиса, приведшего к существенному сокращению прибылей компаний.

Поступления за 2010 г. составили 1363,3 млн

левов (2 % ВВП), или 93,3 % от плана за год. Это составляет 7,1 % от общего размера поступивших налоговых доходов. В сравнении с предыдущим годом размер собранных доходов в 2010 г. на 409,0 млн левов меньше (23,2 %), что явилось следствием, с одной стороны, сокращения прибылей компаний в результате мирового финансового и экономического кризиса, а с другой — более низкого коэффициента для определения месячных авансовых взносов по Закону о корпоративном подоходном обложении в период с 1 января по 1 августа 2010 г.

В 2011 г. корпоративный налог увеличился по сравнению с 2010 г. и составил 1702,6 млн левов.

Налоги на доходы. В 2008 г. были внесены существенные изменения в Закон о налогах на доходы физических лиц: было введено пропорциональное налогообложение доходов физических лиц («плоский налог»), при этом налоговая ставка была установлена одинаковой для всех налогоплательщиков (10 % — по трудовым правоотношениям) и перестала зависеть от размера дохода. Ставка обложения доходов от хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей составила 15 %. Поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) за 2008 г. составили 1971,5 млн левов — 8,9 % общего объёма налоговых доходов;

3,0 % ВВП и 90 % от плана за год.

Поступления за 2009 г. составили 2051,1 млн левов — 3,1 % ВВП и 10,2 % от общего размера налоговых доходов. Доходы от НДФЛ реально увеличились более чем на 4 % (79,7 млн левов) в сравнении с 2008 г., но из-за завышенных пла-

Таблица 2

Налоговые доходы за период 2008-2011 гг.2

Годы 2008 2009 2010 2011

Налоговые доходы (млн левов) 22 166,9 20 171,8 19 014,5 20 687,7

Корпоративный налог 2228,5 1762,3 1353,3 1702,6

Налог на доходы физических лиц 1971,4 2051,1 2031,2 2092,4

Налог на добавленную стоимость 7485,3 6432,5 6267,1 6480,0

Акцизы и дорожные сборы 4051,6 3844,5 3567,9 3800,0

Таможенные пошлины и сборы 221,0 121,6 119,2 100,0

Взносы на социальное и медицинское страхование 5392,6 5273,1 4969,8 5740,3

Прочие налоги 816,3 686,7 706,0 772,4

2 Официальный сайт Министерства финансов Республики Болгарии. иЯЬ: http://www.minfin.bg (дата обращения: 10.09.2012).

новых показателей на год исполнение по отношению к плану за 2009 г. составило 88,2 %.

В 2010 г. размер доходов от НДФЛ составил

2031,2 млн левов — 2,9 % ВВП; 100,2 % от плана за год и 10,7 % общего размера налоговых доходов. В сравнении с 2009 г. доходы от налога уменьшились на 19,9 млн левов, что является следствием более низких доходов по гражданским договорам и лиц свободных профессий и индивидуальных предпринимателей.

Доходы от личного подоходного налогообложения, которые включают в себя поступления от налога на доходы занятых по трудовым и нетрудовым правоотношениям, в 2011 г. увеличились и составили 2092,4 млн левов. Увеличение не очень значительное, тем не менее оно позволяет сформировать позитивные ожидания относительно показателей следующего года.

Налог на добавленную стоимость. Доходы от НДС представляют самую большую часть налоговых поступлений по консолидированному бюджету — 33,8 %. В конце 2008 г. они составляли 7485,3 млн левов, или 11,2 % ВВП. Сравнивая их с отчетными поступлениями от НДС на конец 2007 г., отмечаем рост на 13,4 %, или на 886,8 млн левов. Исполнение доходов от НДС — 91,4 % плана на 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конце 2009 г. доходы от НДС составили

6432.5 млн левов, 9,7 % ВВП и 31,9 % от общей суммы налоговых доходов. При сравнении их с отчетными поступлениями от НДС на конец 2008 г. можно отметить уменьшение на 14,1 %, или 1052,8 млн левов. Исполнение доходов от НДС — 69,0 % от плана на 2009 г. Основными факторами такого серьезного отставания стали резкое сокращение объёма импорта (почти на 33,3 % в сравнении с 2008 г.), неблагоприятная ценовая конъюнктура международных рынков, уменьшение внутреннего потребления и другие факторы, которые повлияли в основном на поступления от НДС на импорт.

В 2010 г. доходы от НДС продолжили уменьшаться: отмечается спад в размере 2,6 %, или

165.5 млн левов. Объём поступлений равнялся 6267,1 млн левов, 8,9 % ВВП и 33 % от налоговых доходов в консолидированный бюджет. Однако данная ситуация была предусмотрена, поэтому исполнение доходов от НДС составило 106,9 % от плана на 2010 г.

За 2011 г. размер доходов от НДС — 6480 млн

левов, повышение стало возможным в результате установления новых акцизных ставок на горючее (бензин, дизельное топливо) и табачные изделия, которые входят в налоговую основу НДС на эти товары. В бюджет поступило на

212,9 млн левов больше, чем в 2010 г.

Акцизы. Кассовое исполнение доходов от акцизов на импорт, производство и подакцизные товары, ввезенные из других стран — членов ЕС, в 2008 г. составило 4051,6 млн левов,

106,7 % по отношению к плану и 6,1 % ВВП. Акцизы формировали 18,3 % налоговых доходов консолидированного бюджета за год. По отношению к 2007 г. поступления от акцизов увеличились на 22,2 %, или на 736,2 млн левов.

Доходы от акцизов в 2009 г. составили 3844,5 млн левов, 90,2 % от запланированных показателей и 5,8 % ВВП. Акцизы формировали

19.1 % налоговых доходов консолидированного бюджета за год. По отношению к 2008 г. наблюдалось отставание поступлений от акцизов на

5.1 %, или на 207,2 млн левов.

В 2010 г. поступления от акцизов составляли 3567,9 млн левов, что представляет собой

91,5 % по отношению к плану на 2010 г. и 5,1 % ВВП. Акцизы формировали 18,8 % налоговых доходов консолидированного бюджета. По отношению к 2009 г. наблюдалось отставание реальных поступлений от акцизов на 7,2 %, или на 276,6 млн левов, что в основном связано с увеличением на 55,5 % (233,2 млн левов) размера восстановленного в правах акциза.

В результате изменений в 2011 г. ожидалось, что в государственный бюджет должны поступить дополнительно около 65 млн левов доходов от акцизов. Кроме изменений в размерах ставок взяты во внимание и ожидаемые объёмы потребления групп подакцизных товаров, динамика импорта, эффект от усиления контроля и собираемости акцизов и т. д. Ожидалось, что в 2011 г. размер доходов от акцизов составит 3,8 млрд левов.

Таможенные пошлины. Доходы от таможенных пошлин в 2008 г. составляли 221 млн левов, 0,3 % ВВП. В сравнении с 2007 г. был отмечен рост на 27,9 млн левов, или на 14,5 %. В товарной структуре доходов от пошлин за 2008 г. четыре основные группы (сахар, автомобили, машины и электрические машины) имели долю около 53,2 %.

Поступления от пошлин за 2009 г. составляли 121,6 млн левов, 0,2 % ВВП и 56,6 % от годового плана. В сравнении с предыдущим годом размер собранных пошлин за 2009 г. уменьшился на 99,3 млн левов (45,0 %), что в основном было результатом уменьшившегося объёма ввоза сахара и сахарных изделий, транспортных средств, машин и аппаратов.

В 2010 г. доходы от пошлин составляли

119,2 млн левов, 0,2 % ВВП и 129,5 % от годового плана. Доли промышленных и сельскохозяйственных товаров в доходах от пошлин в 2010 г. составляли, соответственно, 63 % и 37 %. Средневзвешенная ставка пошлин на все товары таможенного тарифа равнялась 6,3 % в

2010 г. (6,9 % в 2009 г.). В сравнении с предыдущим годом в 2010 г. собранных таможенных пошлин было на 2,4 млн левов меньше (2,0 %), что в основном явилось результатом уменьшения объёма импорта некоторых групп товаров (транспортные средства, удобрения и изделия из чугуна, железа или стали).

Доходы от таможенных пошлин и сборов за 2011 г. находились под влиянием таких факторов, как: общий объём импорта; относительная доля импорта из третьих стран в общем объёме импорта, изменения в тарифных ставках в результате соглашений в рамках ЕС и Всемирной торговой организации (ВТО). Их размер за 2011 г. составил 100 млн левов, при этом 61 млн левов — это пошлины от про-

мышленных товаров и 39 млн левов — от сельскохозяйственных товаров.

Взносы на социальное и медицинское страхование. Поступления от взносов на социальное и медицинское страхование за 2008 г. составили 5392,6 млн левов.

По отношению к 2007 г. реализо- Подробнее ван рост на 10,3 %, или на 502,4 0 страховых взносах

во внебюджетные

млн левов, что стало возможным, ф0нды РФ на с. 120 с одной стороны, благодаря более высокому среднему по стране размеру дохода, на основе которого начисляются взносы на социальное и медицинское страхование (в 2008 г. на 102,39 левов больше, чем в 2007 г.), а с другой — благодаря более высоким порогам взносов на социальное и медицинское страхование по экономическим видам деятельности и основным квалификационным группам профессий за 2008 г.

Поступления от взносов на социальное и медицинское страхование за 2009 г. составляли

5273,1 млн левов, 87,8 % от плана и 8,0 % ВВП. Данные показывают отставание доходов от страховых взносов на 119,6 млн левов по сравнению с предыдущим годом.

За 2010 г. поступления от взносов составили 4969,8 млн левов, 96,2 % от плана и 7,1 % ВВП. Данные показывают уменьшение объёма доходов от взносов на социальное страхование на

303,3 млн левов по отношению к предыдущему году, что является результатом более низкой

Рис. 2. Динамика консолидированных налоговых доходов за 2008-2011 гг. (млн левов)

собираемости доходов от страховых взносов на 406,4 млн левов по сравнению с 2009 г. Доходы от взносов на медицинское страхование за отчетный (налоговый) 2010 г. увеличились на 103,1 млн левов в сравнении с предыдущим годом, что является результатом как более низких поступлений в январе 2009 г, осуществленных на базе 6 %-ного взноса, так и изменения периода восстановления статуса медицинского страхования с 12 месяцев на 36 месяцев.

В 2011 г. поступления от взносов на социальное и медицинское страхование увеличились и даже превысили свой рекордный уровень 2008 г.: их размер составил 5740,3 млн левов, что на 770,5 млн левов больше, чем в 2010 г.

Прочие налоги. В прочие налоги включены в основном альтернативные налоги по Закону о корпоративном подоходном обложении и имущественные налоги по Закону о местных налогах и сборах. Доходы от прочих налогов по консолидированному бюджету за 2008 г. составляли 816,4 млн левов (1,2 % ВВП). Повышение является следствием более высоких доходов от альтернативных налогов по Закону о корпоративном подоходном обложении — 128,5 % от плана, переисполнения поступлений от налога на игорный бизнес, налога на транспортные средства и налога на представительские расходы. Прочие налоги по консолидированному

бюджету за 2009 г. составляли 686,7 млн левов (1,0 % ВВП), или 69,6 % от плана. После значительного спада за предшествующий год в 2010 г. доходы от прочих налогов по консолидированному бюджету составили 706,0 млн левов (1,0 % ВВП), или 98,0 % от плана. В 2011 г. продолжилось их увеличение, их размер составил 772,4 млн левов (см. рис. 2).

* * *

Подводя итог, отметим, что налоги оказывают влияние на потребление и сбережения, так как налоговые изменения непосредственно воздействуют на уровень, динамику и структуру располагаемого дохода. Увеличение государственных расходов вызывает возрастание ВВП, в то время как увеличение налогов имеет обратный эффект. А в условиях рыночной экономики экономический рост измеряется ростом ВВП, поэтому налоги, государство и рыночная экономика находятся в неразрывной связи.

Налоговая политика — сердцевина фискальной политики государства и важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций. Политику в области налогов следует рассматривать не только в качестве ключевого элемента фискальной политики, но и как важный рычаг поощрения прямых иностранных инвестиций, экономического роста и занятости.

ЧИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

В Болгарии действует Программа правительства о европейском развитии страны на период 2009-2013 гг., которая разработана с целью преодоления последствий глобального финансового и экономического кризиса и восстановления болгарской экономики. Правительство определило семь основных приоритетов в своём управлении. Первый и основной приоритет направлен на повышение доходов болгарских граждан, рост и модернизацию болгарской экономики. В рамках этого приоритета намеченными мерами являются сохранение макроэкономической стабильности, улучшение бизнес-среды и конкурентоспособности экономики, поощрение инвестиций и предпринимательства, благоприятная для развития бизнеса налоговая и социальная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.