Научная статья на тему 'Воздействие информационно-телекоммуникационной сети интернет на деструктивное поведение несовершеннолетних (проблемный аспект)'

Воздействие информационно-телекоммуникационной сети интернет на деструктивное поведение несовершеннолетних (проблемный аспект) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние / интернет зависимость / факторы риска / социальные сети / онлайн активность / minors / Internet addiction / risk factors / social networks / online activity

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аджиева З.И., Юрченко Н.И., Аджиев А.М., Байрамкулов А.З.

В данной статье рассматривается влияние информационно-телекоммуникационной сети Интернет на поведение несовершеннолетних. Выделены особенности поведения в онлайн пространстве. Цели исследования изучить факторы влияющие на ухудшение психологического состояния подростков, чтобы предложить меры их предотвращения. Предметом исследования является роль сети Интернет в развитии подросткового девиатного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the Internet information and telecommunications network on the destructive behavior of minors (problematic aspect)

This article examines the influence of the Internet information and telecommunications network on the behavior of minors. Features of behavior in the online space are highlighted. The objectives of the study are to study the factors influencing the deterioration of the psychological state of adolescents in order to propose measures to prevent them. The subject of the study is the role of the Internet in the development of adolescent deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Воздействие информационно-телекоммуникационной сети интернет на деструктивное поведение несовершеннолетних (проблемный аспект)»

Аджиева З.И.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры государственные и административно-правовые дисциплины, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».

Юрченко Н.И.

Старший преподаватель кафедры всеобщей истории. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.

Аджиев А.М.

Аспирант.

Байрамкулов А.З.

Студент, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».

Воздействие информационно-телекоммуникационной сети интернет на деструктивное поведение несовершеннолетних (проблемный аспект)*

Развитие информационно-телекоммуникационной сети Интернет оказывает серьезное влияние на поведение несовершеннолетних. С одной стороны, Интернет может служить полезным инструментом для обучения, развития и общения, с другой стороны, он может повышать риски для негативных последствий, таких как доступ к агрессивным и порнографическим материалам, возникновение зависимости от социальных сетей и игр, вовлечение в противоправную деятельность.

Интернет стал важной частью нашей повседневной жизни, и дети, и взрослые знакомятся с вездесущей природой Интернета. Различные формы цифровых технологий окружают детей дома, в школе или в общественных местах, и они все чаще используют интернет в раннем возрасте [1].

В последнее время интернет зависимость стало серьезной социальной проблемой во многих странах. С середины 1990-х интернет-зависимость была признана новым типом зависимости, которая имеет признаки и симптомы, сходные с признаками других устоявшихся зависимостей [3]. В настоящее время во многих странах почти обязательно, чтобы родители покупали домашние компьютеры или другие цифровые устройства и под-

© Аджиева З.И., Юрченко Н.И., Аджиев А.М., Байрамкулов А.З., 2023.

ключали интернет, чтобы предоставить своим детям возможности, необходимые для участия в учебе [2 ]. Однако дети часто используют цифровые устройства и для других видов деятельности, таких как общение в социальных сетях и видеоигры. Таким образом, увеличивающееся количество времени, которое дети проводят с цифровыми устройствами, поднимает вопросы о влиянии этих занятий на их психологическое благополучие.

Социальные сети также могут приводить к нарушению норм поведения и формированию негативных жизненных ценностей. Например, некоторые дети и подростки могут становиться зависимыми от социальных сетей, проводить много времени в Интернете, забывая о своих обязательствах и связях в реальном мире. Кроме того, они могут быть подвержены манипуляции со стороны негативных влияний в сети, которые могут убедить их в своих несуществующих качествах и лживых информациях.

Подростковый возраст - это период быстрого психологического созревания и восприимчивости ко многим факторам. И это закономерно, что подростки особенно уязвимы к негативным последствиям для здоровья от чрезмерного использования интернета. Подростки, которые часами проводят время в социальных сетях, могут значительно чаще иметь другие черты, связанные с деструктивным поведением. Агрессивное поведение в детстве и подростковом возрасте является фактором риска проявления насилия во взрослом возрасте. Понимание факторов риска развития агрессивного поведения является одной из важных предпосылок к разработке стратегий первичной профилактики подросткового насилия. Для предотвращения развития агрессивного поведения и насилия во взрослом возрасте необходимо наращивать усилия в области первичной профилактики деструктивного поведения подростков. Это может включать проведение психологических тренингов по управлению своим поведением и эмоциями, обучение навыкам межличностного общения и конструктивному разрешению конфликтов, а также пропаганду здорового образа жизни и привитие базовых норм поведения. Кроме того, в области интернета и социальных сетей необходимы особые меры регулирования, включающие обучение правилам безопасности в интернете, фильтрацию нежелательного контента и ограничение времени использования интернета для подростков. Все эти меры могут помочь предотвратить появление агрессивного поведения и насилия в будущем.

Наиболее очевидным недостатком сети интернет являются социальные сети, с их системой оценок в виде функций «лайк» и «поделиться». Эта схема вознаграждения очень чувствительна в подростковом возрасте и может частично объяснить, почему подростки больше увлекаются социальными сетями, чем взрослые. Эти особенности еще больше влияют на наше настроение. Будучи социальными существами, мы ценим взаимодействие и связи, которые определяют, как мы думаем о себе. Это во многом опре-

деляет наше повседневное поведение, которое сосредоточено вокруг социальных сетей. Один из основных проблемных аспектов связан с ростом деструктивного поведения несовершеннолетних в Интернете. Например, они могут участвовать в онлайн-буллинге, выкладывать в сеть непристойные и унизительные материалы о других людях, получать и передавать порнографические материалы, а также получать призывы к самоубийству.

Кроме того, дети и подростки могут прибегать к использованию Интернета для уклонения от контроля со стороны родителей и учителей, а также для поиска и приобретения незаконной информации и доступа к алкоголю, наркотикам и другим вредным веществам.

Подростки, зависимые от социальных сетей, в конечном итоге тратят часы каждый день на просмотр видео, фотографий и другого контента, размещенного в учетных записях, на которые они подписаны. Эта зависимость нарушает другие виды деятельности, такие как школьная работа, спорт, учеба и другие продуктивные рутины. В конечном итоге они тратят значительное количество времени каждый день, что приводит к плохим оценкам в школе. Некоторые активные пользователи социальных сетей признаются, что проверяют свою ленту до 100 раз в день, а иногда и в школьные часы. Некоторые дети также понимают, что тратят много времени на социальные сети, что негативно влияет на их настроение. Это также формирует в них пораженческий настрой.

Психологи уже давно отмечают негативное влияние социальных сетей на психическое здоровье детей [4]. Один вывод показывает, что дети, проводящие более трех часов в день в социальных сетях, в два раза чаще страдают от плохого психического здоровья. Их погружение в виртуальный мир задерживает их эмоциональное и социальное развитие. Воздействие на подростков гораздо сильнее.

Также известно, что использование социальных сетей приводит к снижению субъективного благополучия молодежи [5]. Чем больше они используют соцсети, тем больше они недовольны своей жизнью в целом. Также замечено, что подростки страдают от интернет депрессии после того, как проводят слишком много времени на сайтах социальных сетей. Некоторые также становятся беспокойными и капризными, поскольку видят, что жизнь их друзей лучше, чем их собственная, даже если они могут знать, что их представление идеализировано. Однако уязвимые подростки более склонны к этому, чем их уверенные в себе сверстники.

Экранные отношения также умаляют реальные отношения и социальные навыки у детей и подростков. Это происходит потому, что они растут, не научившись читать невербальные сигналы и мимику людей. Социальное взаимодействие имеет решающее значение для развития навыков, необходимых для понимания настроения и эмоций других людей. Следовательно, дети, ко-

торые растут, взаимодействуя в основном с социальными сетями, могут оказаться неэмпатичными, а также плохо общаться вербально и невербально.

В то время как некоторые подростки страдают от необходимости реагировать на посты своих друзей или отвечать на сообщения, другие боятся не быть в социальной петле, что называется FOMO (страх упустить что-то). Подростки одержимо проверяют свои медиа-каналы на наличие обновлений от друзей, так как они не хотят пропустить шутки, мероприятия, вечеринки и сплетни. Также известно, что FOMO приводит к депрессии и беспокойству, а также является основной причиной интенсивного использования подростками социальных сетей.

Одержимость собой и размещение бесконечных обновлений и селфи в социальных сетях усиливает нарциссизм у молодежи. Их настроение во многом зависит от того, насколько ценны их фотографии в социальных сетях, и они начинают беспокоиться, когда не получают ожидаемого внимания. Наличие собственных страниц делает детей более эгоцентричными. Тогда некоторые уязвимые дети будут жить с представлением, что все вращается вокруг них. Это предвестник дисфункциональных эмоциональных состояний в более позднем возрасте и отсутствия сочувствия к другим.

Селфи стали самой популярной вещью с появлением камерофонов. Делать селфи каждый час и публиковать их в социальных сетях тесно связано с нарциссизмом и может спровоцировать одержимость своей внешностью. Известно, что некоторые любители селфи делают опасные вещи, например взбираются на небоскребы, позируют с дикими животными или оружием или стоят близко к движущимся транспортным средствам, таким как поезда, чтобы сделать «крутое» селфи, что закончилось фатально. Рискованное поведение наблюдается и у подростков, так как они участвуют в массовых челленд-жах в социальных сетях, предполагающих участие в абсурдных или опасных действиях во время видеосъемки. В пример можно привести случившееся в середине января 2017 года на Крещение. В Карачаево-Черкесской Республике в одной из строек в парке культуры и отдыха «Зеленый остров» обнаружен труп 17-летней девушки. Перед смертью она сделал селфи в петле, готовая повеситься, и отправила фото в группу в соцсети. На суицид подростка сподвигла смертельная игра, в которую играют подростки в сети Интернет.

Платформы социальных сетей оказали негативное влияние на мозг молодежи. Это переводит их мозг в состояние, похожее на состояние ребенка, которого привлекают яркие цвета и жужжащие звуки, но при этом у него не хватает внимания. Неудивительно, что это происходит, поскольку для просмотра сайтов социальных сетей практически не требуется концентрации или мыслительного процесса [6].

Влияние социальных сетей на развитие ребенка часто проявляется в том, что дети, выросшие на поверхностных стимулах, лишены способности

глубоко взаимодействовать с другими и с самими собой. В конечном итоге они живут ради идеальных фотографий в профиле, упуская при этом реальный опыт мероприятия, который может быть.

Оскорбительный, откровенный и жестокий контент легко доступен в Интернете, что влияет на молодые умы. Этот контент может сформировать их сознание неправильным образом или вызвать у них психические расстройства, что впоследствии повлияет на другие сферы их жизни, от образования до личных отношений и т. д. В пример можно привести недавнее преступление в городе Карачаевске Карачаево-Черкесской Республики, вызвавшее огромный резонанс, где подросток убил соседскую девочку, перерезав ей горло. Есть сведения, что ребенок увлекался аниме. Мультфильмы и сериалы в этом жанре отличаются тем, что содержат темы смерти и насилия, и эти темы всегда лежат в основе всех сюжетов. В сюжетах шокирующее много сцен убийства, насилия, извращений. Герой таких «мульти-ков» обычно одинок, не понят, часто сам является жертвой насилия. Главный герой вместо отвращения вызывает сопереживание и даже сочувствие. Насилие для него норма жизни.

Использование подходов и инструментов для оценки факторов риска девиантного и противоправного поведения в большей степени опирается на данные, полученные из офлайн-жизни несовершеннолетних. Однако в настоящее время несовершеннолетние и молодые люди активно пользуются Интернетом, и наиболее популярными среди них являются различные социальные сети. Как офлайн-коммуникации, так и общение в социальных сетях могут таить в себе потенциальные риски для психологической безопасности пользователей. Зотова Ю. выделяет 4 вида таких рисков: 1) связанные с контентом риски, вызванные просмотром информации, вызывающей стресс; 2) коммуникационные риски, предполагающие вероятность столкновения пользователя с различными нежелательными коммуникациями (различные формы киберзапугивания, сексуальных домогательств и т. д.); 3) технологические риски, связанные с трудностями взаимодействия пользователя с веб-сайтами/приложениями социальных сетей, а также взломом облачных учетных записей пользователя; 4) риски, связанные с потребителем, включая интернет-мошенничество (поддельные интернет-магазины или благотворительные организации, фишинг и т. д.) [7].

В своем исследовании управления контентными рисками, которые студенты имеют в социальных сетях, Жданова С.Ю. и Доронина В. Ф. попытались выделить категории контентных рисков, с которыми могут столкнуться пользователи социальных сетей. С помощью контент-анализа авторы проанализировали ответы респондентов на вопросы анкеты и выделили 8 категорий риска (ложная информация, информация о насилии и причинении вреда себе и другим, сексуальный контент, пропаганда запрещенных

веществ, пропаганда идей и общественные движения; информация, изменяющая психическое состояние; информация, нарушающая морально-этические нормы; реклама) и их формальные характеристики. Результаты исследования показывают, что наиболее заметным контентом, встречающимся в социальных сетях, является контент, нарушающий морально-этические нормы, за которым следует информация, влияющая на психическое состояние (например, шокирующий контент), а также информация, связанная с насилием, агрессией и ложью информация [7].

Однако возникает вопрос: можно ли говорить о каких-либо нормах в Интернете, как эти нормы проявляются, как соотносятся с нормами в оф-лайн-реальности, каков способ их интериоризации, а также как эти нормы влияют на онлайн активности и поведения в сети?

Емелин В.А. и Тхостов А. отмечают, что функции Интернета можно разделить на две взаимосвязанные, но достаточно независимые области: информационную и коммуникативную. Переводя это на термины онлайн-поведения, можно предположить наличие двух его форм (онлайн-работа с информацией и коммуникации), с которыми можно связывать различные его виды, охватывающие более частные случаи проявления онлайн-активности [8].

Внимание исследователей, в частности, привлекает поведение человека при поиске в Интернете, которое может отражать его текущие потребности, а также когнитивные стили. Следует отметить вовлеченность в он-лайн-поведение (вероятно, в его конкретные проявления, а не вообще), на которое влияют психологические и социальные характеристики пользователя, его навыки и ожидания.

Исследователи часто рассматривают онлайн-поведение как форму социального поведения. Делаются попытки выделить ее стратегии. В первую очередь учитывается, особенно на начальных этапах исследования, интенсивность онлайн-поведения (сколько времени он проводит в сети), а в дальнейшем содержание онлайн-поведения (общение, поиск информации, услуги в различных контекстах) [9].

Для решения этих проблемных аспектов следует ограничивать доступ несовершеннолетних к нежелательным материалам и механизмам, а также обеспечивать обучение по безопасному пользованию Интернетом и формированию правильных ценностей. Родители и учителя должны уделять достаточное внимание контролю и инструктажу несовершеннолетних в отношении их действий и поведения в Интернете. Кроме того, следует поддерживать проекты и программы, направленные на предотвращение деструктивного поведения и обучение правильному использованию Интернета среди детей и подростков. Исследования, проводимые по всему миру, предоставляют важные доказательства роли интернет пространства в появлении агрессии у детей, и результаты могут значительно варьироваться.

Необходимы более тщательные исследования в этой области, ориентированные на решение, являющимся ключом к развитию общественного здравоохранения. Мы должны сосредоточить внимание на стратегии, которая блокирует негативную информацию в интернет сети, чтобы помочь молодым людям избежать поведения, ухудшающего их благополучие, так же мы считаем, что в школах и других учебных организациях, учителя и психологи должны присматриваться к ученикам повнимательнее, проводить беседы и оказывать им своевременную психологическую помощь, привлекая к этому процессу и родителей.

Библиографический список:

[1] Почти 70% российских детей от 3 до 6 лет пользуются интернетом // URL: https://rg.ru/2022/01/13/pochti-

70-rossijskih-detej-ot-3-do-6-let-polzuiutsia-internetom.html (Дата обращения: 11.04.2023)

[2] Интернет ресурс в качестве помощника в учебе для детей// // URL: https://eschool.pro/blog/post/internet-

resurs-v-kachestve-pomoshchnika-v-uchebe-dlya-detey (Дата обращения: 11.04.2023)

[3] Лысак И.В. Компьютерная и интернет-зависимость: эволюция подходов к исследованию проблемы /

И.В. Лысак // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 206-208.

[4] Как социальные сети влияют на поведение подростков // URL: https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/

kak-sotsialnye-seti-vliyayut-na-povedenie-podrostkov-/ (Дата обращения: 11.04.2023)

[5] Розанов В.А., Рахимкулова А.С. Психологическое благополучие пользователей социальных сетей — про-

блема или возможность раннего выявления негативных тенденций? // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2016. № 1 (36) // URL: http://mprj.ru (Дата обращения: 11.04.2023)

[6] Как соцсети влияют на мозг детей: одна функция в Сети полностью меняет поведение ребенка // URL:

https://www.kp.ru/daily/27449.3M702665/ (Дата обращения: 11.04.2023)

[7] Жданова С.Ю., Доронина В.Ф. Совладание с контентными рисками в социальных сетях у студентов //

Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2019. № 1. С. 36-43.

[8] Емелин В.А., Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологические факторы развития и хронификации техно-

логических зависимостей // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 1 // URL: https://cyberpsy.ru/articles/hronifikaciya-tekhnologicheskih-zavisimoste/

[9] Фаблинова О.Н. Поведение в Интернете как объект изучения социальных наук // Социологический

альманах. 2015. № 6. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-v-internete-kak-obekt-izucheniya-sotsialnyh-nauk (Дата обращения: 11.04.2023)

Reference

[1] Almost 70% of Russian children from 3 to 6 years old use the Internet // URL: https://rg.ru/2022/01/13/pochti-

70-rossijskih-detej-ot-3-do-6-let-polzuiutsia-internetom.html (04.11.2023)

[2] Internet resource as a learning assistant for children // // URL: https://eschool.pro/blog/post/internet-resurs-v-

kachestve-pomoshchnika-v-uchebe-dlya-detey (04.11.2023)

[3] Lysak I.V. Computer and Internet addiction: the evolution of approaches to the study of the problem / I.V. Lysak

// World of science, culture, education. 2017. № 4 (65). Р. 206-208.

[4] How social networks influence the behavior of teenagers // URL: https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/

kak-sotsialnye-seti-vliyayut-na-povedenie-podrostkov-/ (11.04.2023)

[5] Rozanov V.A., Rakhimkulova A.S. Psychological well-being of social network users: a problem or an opportu-

nity for early detection of negative trends? // Medical psychology in Russia: electron. scientific magazine 2016. № 1 (36) // URL: http://mprj.ru (04.11.2023)

[6] How social networks affect children's brains: one function on the Internet completely changes a child's behavior

// URL: https://www.kp.ru/daily/27449.3/4702665/ (04.11.2023)

[7] Zhdanova S.Yu., Doronina V.F. Coping with content risks in social networks among students // Bulletin of the Perm

State Humanitarian-Pedagogical University. Series No. 1. Psychological and pedagogical sciences. 2019. № 1. P. 36-43.

[8] Emelin V.A., Tkhostov A.Sh., Rasskazova E.I. Psychological factors in the development and chronification of

technological dependencies // Psychological science and education psyedu.ru. 2013. Volume 5. № 1 // URL: https://cyberpsy.ru/articles/hronifikaciya-tekhnologicheskih-zavisimoste/

[9] Fablinova O.N. Behavior on the Internet as an object of study of social sciences // Sociological almanac. 2015. № 6.

// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-v-internete-kak-obekt-izucheniya-sotsialnyh-nauk (04.11.2023)

Аджиева З.И.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры государственные и административно-правовые дисциплины, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».

Юрченко Н.И.

Старший преподаватель кафедры всеобщей истории.

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.

Аджиев А.М.

Аспирант.

Байрамкулов А.З.

Студент, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».

Воздействие информационно-телекоммуникационной сети интернет на деструктивное поведение несовершеннолетних (проблемный аспект) Аннотация. В данной статье рассматривается влияние информационно-телекоммуникационной сети Интернет на поведение несовершеннолетних. Выделены особенности поведения в онлайн пространстве. Цели исследования изучить факторы влияющие на ухудшение психологического состояния подростков, чтобы предложить меры их предотвращения. Предметом исследования является роль сети Интернет в развитии подросткового девиатного поведения.

Ключевые слова: несовершеннолетние, интернет зависимость, факторы риска, социальные сети, онлайн активность.

Adzhieva Z.I.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Administrative Legal Disciplines, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «North Caucasus State Academy».

Yurchenko N.I.

Senior Lecturer, Department of General History.

Karachay-Cherkess State University named after U.D. Alieva.

Adzhiev A.M.

Graduate student.

Bayramkulov A.Z.

Student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «North Caucasus State Academy».

The impact of the Internet information and telecommunications network on the destructive behavior of minors (problematic aspect) Abstract. This article examines the influence of the Internet information and telecommunications network on the behavior of minors. Features of behavior in the online space are highlighted. The objectives of the study are to study the factors influencing the deterioration of the psychological state of adolescents in order to propose measures to prevent them. The subject of the study is the role of the Internet in the development of adolescent deviant behavior.

Key words: minors, Internet addiction, risk factors, social networks, online activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.