Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ И ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКОВ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ И ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This study is a part of a comprehensive research conducted at 10 schools of different education types (general educational school, specialized gymnasiums, language schools, colleges, lyceums) that are situated in Sofia. A relationship between the factors that characterize school and the training environment, and the health status of pupils was established by using currently available statistical methods. The findings show that the discrepancy between the school and training environment and the sanitary requirements and standards affect both the general and school age-specific morbidity rates in pupils. Knowing the factors, which characterize school in accordance with the claimed educational goals, and schooling factors enables one to arrange all schools.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ И ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКОВ»

Summary. Physical development was comparatively assessed in 1238 children of the first year of life who were differently fed. The children living in both the town of Kirov and rural

areas of the Kirov Region who were on artificial feeding showed higher weight and height values, but they developed less harmonically than those of the same age who were fed with breast milk.

О СТ. ШПАНГЕНБЕРГ. Б. БОЕВА. 2003 УДК «13.955:371.7

Ст. Шпангенберг, Б. Боева

ВОЗДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ И ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКОВ

Национальный центр гигиены медицинской экологии и питания, София

Настоящая работа является частью комплексного научного исследования, проведенного в период 1993—2001 гг., среди учеников старших классов (VIII, XI, XII) десяти школ на территории г. София. Целью изучения является оценка школ по состоянию здоровья и гигиены, включающая также изучение условий учебной среды и учебной нагрузки во время обучения и их влияния на психофизическое состояние учащихся и их здоровье.

Комплексная оценка школы по состоянию здоровья и гигиены включает в себя исключительно большой набор показателей, таких как учебная среда, учебная нагрузка, недельные программы, режим обучения, обучение как целое (суммарная учебная нагрузка), психофизическое состояние и здоровье учащихся, питание, спортивная деятельность, медицинское обслуживание и т. п., также оценку коллектива научных работников различных специальностей — педиатров, гигиенистов, психологов, биохимиков, педагогов, архитекторов, статистиков и т. д.

Проведение такой оценки по отдельным, а тем более по большинству школ ввиду их многообразия по статусу, виду, декларированным целям обучения является непосильной задачей для современной гигиенической науки. Проведение научных исследований в школах сопровождается некоторыми трудностями, связанными прежде всего с ограничениями времени проведения исследований (до начала и после окончания учебных занятий, чтобы не препятствовать нормальным учебным занятиям в соответствии с постановочными и методологическими требованиями данного типа исследований о сменности обучения, сезонности — при оценке параметров микроклимата учебной среды, суммарной учебной нагрузки и т. д.), трудоемкостью большинства психофизиологических методов исследования с соблюдением технологической дисциплины и требований их проведения на реальных рабочих местах учащихся, т. е. в классах, отдаленностью учебных заведений, их необязательным характером для учеников и, не на последнем месте, с их финансовым обеспечением.

Вот почему на базе полученных результатов проведенных исследований с помощью современных статистических методов анализа и оценки мы поставили себе целью установить те показатели, которые в наибольшей степени влияют на качество учебной среды и обучение в школе и оказывают непосредственное или косвенное воздействие на статус здоровья учеников.

Гипотеза исследования строится на суждении, что оптимизация учебной среды и процесса обучения в целом будет иметь положительное воздействие на психофизическое состояние и здоровье учащихся и повысит качество и эффективность обучения.

Результаты исследования позволят провести как индивидуальную, так и групповую оценку наблюдаемых школ с учетом достигнутых успехов и недостатков обучения и предоставят возможность выделить те школы, которые в наибольшей степени соответствуют современным требованиям обучения и могут послужить примером создания модели современной школы.

Для целей исследования использованы различные по своему характеру данные:

— прямой замер — показатели здоровья, микроклимата среды, освещенность рабочих мест, уровень шума и

т. д.;

— характерные оценки — минимальные замеренные стоимости показателей среды (освещенность рабочих мест, минимальные стоимости фактора I, относительная влажность, максимальные показатели состояния здоровья/самый высокий процент некоторых представленных заболеваний);

— качественные характеристики, имеющие количественный характер — количество буфетов, спортивных залов, специализированных кабинетов и т. д.;

— оценки ранга — показатели школы в целом, например документация (вид, система обучения, прием, число профилей и т. д.), меблировка и т. д.;

— общие экспертные оценки — тоже оценки ранга.

Оценки ранга различных показателей сопоставимы

по направлению и масштабу.

Эти показатели имеют иерархическую структуру, т. е. относятся к объектам, представляющим собой структуру группирующихся элементов (см. схему), которые обо-

Схема основных объектов исследования

соблены на 4 уровнях. Ниже описаны эти уровни и некоторые примерные переменные величины.

Индивид — параллельный класс — класс — школа:

— школа — школа в целом (статус школы, вид обучения, общее число учащихся, система обучения, сменность, радиус обслуживания и т. д.);

— класс — школа и степень обучения (подготовительные/заканчивающие), показатели заболеваемости и т. д.;

— параллельный класс — каждый параллельный класс, например, показатели микроклимата среды, освещенность рабочих мест и т. д.;

— индивид — индивидуальные показатели (показатели оценки сердечно-сосудистой реактивности, психологические показатели, показатели здоровья и т. д.).

Таким образом, по своей сущности данные делятся на несколько главных групп, а именно:

— здоровье — относящиеся к здоровью;

— среда — санитарно-гигиенические;

— школа — педагогические.

Для достижения целей исследования нами были использованы следующие статистические методы.

На этапе первичной обработки, гам, где показатели имеют числовые данные, использованы методы вариационного анализа, а там, где переменные величины относятся к категориям или речь идет о частотах — методы альтернативного анализа.

Для поиска связей и взаимодействий между различными группами показателей (здоровья, гигиены, педагогики) использованы корреляционный и дисперсионный анализы, а также х2-тест для поиска ассоциации. Эти связи необходимы как в качестве показателей, так и для правильного отбора факторов многомерных статистических моделей.

Оценка санитарно-гигиенических показателей школ и их соответствие нормам проводилась с помощью дисперсионного или соответственно непараметрического анализа. В качестве показателей микросреды использованы 3 различные по характеру стоимости, полученные при реальном замере (минимальная/максимальная, процент выше/ниже нормы и средняя). В различных моделях использована различная характеристика [1—8, II].

В качестве показателей оценки здоровья учеников нами использована заболеваемость по нозологическим единицам. Результаты по этим показателям представлены более подробно, так как они имеют ведущую роль в исследовании [9, 10].

Для определения групп школ со сходными показателями использован иерархический кластерный анализ. Представлены результаты пошагового объединения на каждом уровне (иерархическое дерево) (рис. 1). Такой анализ, а также сводный анализ представлены по каждой основной группе показателей. Избрано разделение на 3 группы, а окончательное разделение групп сообразовано с экспертной оценкой, что необходимо из-за неравномерного распределения числа школ в одной группе.

Для определения значимости переменных величин по отношению к полученным после кластерного анализа группам были использованы оценки модели дискрими-нантного анализа. Избранные самые значимые показатели не должны считаться окончательными из-за отсутствия вариаций самых важных факторов, без которых нельзя проводить учебный процесс.

Показатели заболеваемости по нозологическим единицам находятся на уровне класса, т. е. для подготовительной и заканчивающей степени образования в исследуемых школах. Вопреки сравнительно небольшому числу объектов и высоким стоимостям некоторых из этих показателей во всех школах установлены значимые связи между ними и некоторыми показателями, характеризующими учебную среду и школу.

Показателем такой связи являются высокие и значимые корреляционные коэффициенты ранга Спирмана. Такие зависимости были установлены нами между следующими показателями.

10

15 20

25

Американский колледж 11

Американский колледж 11

Американский колледж 8а

Американский колледж 86

127 СОУ колледж 12а

127 СОУ колледж 126

НГДЯК 8а

НГДЯК 86

31 СОУ 8а

31 СОУ 86

НПМГ 11а

НПМГ116

НПМГ 8а

НПМГ 86

НУКЛИЯ 8а

НУКЛИЯ 86

Первая АЯГ 11а

Первая АЯГ 116

91 НЯГ 11а

91 НЯГ 116

НГДЯК 12а

НГДЯК 126

18 СОУ 8а

18 СОУ 11а

91 НЯГ 8а

91 НЯГ 86

34 СОУ 11а

34 СОУ 116

34 СОУ 8а

34 СОУ 86

НУКЛИЯ 12а

НУКЛИЯ 126

Первая АЯГ 8а

Первая АЯГ 86

31 СОУ 11а

31 СОУ 12а

л л

35

36

33

34 ^

13

14

29

30

19

20

3

4 1 2

23

24

17

18 11 12

31

32

27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28

9 Л ю-1

7

8 5 6^

25 ,

26 -1

15Т1 16-1

21 -I

22 —

т~ г

л

,-Г

Рис. I. Пошаговое объединение школ по показателям здоровья (иерархическое дерево).

ЛЯГ— Английская языковая гимназия, НГДЯК — Национальная гимназия с изучением древних языков и культуры, НЯГ — Немецкая языковая гимназия, НПМГ — Национальная природо-математическая гимназия, НУКЛИЯ — Национальный учебный комплекс с изучением итальянского языка и культуры, СОУ — Средняя общеобразовательная школа.

Результаты анализа показывают, что между группой общенеаллергических заболеваний дыхательных органов и факторами учебной среды (температура воздуха в классах (г = -0,349), скорость движения воздуха (г = -0,447) и относительная влажность воздуха (г = 0,377)) установлена высокая корреляционная связь. Такая связь была установлена и в отношении типа отопления (г = -0,44), что прежде всего относится к острым заболеваниям дыхательных путей и гриппу (г= -0,391), неаллергическим заболеваниям дыхательных органов (г = -0,564), неинфекционным желудочно-кишечным заболеваниям (г = 0,360), заболеваниям кожи и подкожной ткани (/■=-0,344), заболеваниям органов чувств (>=-0,379), эндокринным заболеваниям и т. д.

Установленные обратные корреляционные связи между неаллергическими заболеваниями дыхательных органов, которые имеют самый высокий процент во всех исследуемых группах учеников, показателями микроклимата учебной среды и отоплением показывают, что отклонение этих показателей от норм существенно влияет на данную группу заболеваний, тем более что этиологически доказана роль перегревающего и охлаждающего микроклимата на эти заболевания.

Установленные высокие корреляционные связи между освещенностью рабочих мест и числом обследованных показывает, что освещенность является одним из

невралгических пунктов оценки учебной среды. Недостаточное освещение рабочих мест в школе приводит к повышению числа заболеваний сердечно-сосудистой системы (г = -0,423), эндокринных заболеваний (г = 0,576), заболеваний органов чувств (г = -0,310), т. е. тех групп заболеваний, которые провоцируются повышенным нервно-психическим напряжением, связанным с учебной нагрузкой в школе и недостаточным уровнем освещенности рабочих мест.

Результаты анализа показывают, что частота неаллергических заболеваний дыхагтельных органов (г = -0,520), аллергических заболеваний дыхательных органов (/-=-0,377), сердечно-сосудистых заболеваний (г = -0,487), заболеваний гениталий (г = 0,547) и других зависит также от меблировки основных учебных помещений. Чаще всего это связано с принудительной статической позой тела во время обучения, когда меблировка не отвечает антропометрическим данным учеников.

На частоту неинфекционных желудочно-кишечных (г = 0,627) и хирургических ортопедических заболеваний, прежде всего школьного травматизма (г =0,431), заболеваний гениталий (г= 0,344) и других непосредственно влияет радиус обслуживания. Отдаленность школы от дома оказывает влияние (имеется отрицательная связь) на частоту неаллергических заболеваний дыхательных органов, заболеваний острым катаром верхних дыхательных путей, острыми вирусными инфекциями, гриппом и т. д., что в первую очередь относится к школам национального значения, обслуживающим всю страну.

Установлено, что на частоту заболеваний нервной системы, а также сердечно-сосудистой системы влияет общее число учащихся в школе (г = 0,358), параллельных классов (г = 0,351), классных комнат (г = 0,526), спортивных залов (г = 0,492), буфетов (г = 0,477), показатель площадь/ученик (г = -0,353) и другие, связанные с несоответствием проектированного и реально обслуживаемого объемов, т. е. качество обслуживания в школе.

Можно также отметить наличие очень высокой отрицательной корреляции между заболеваниями кожи и подкожной ткани и показателями площадь/ученик (г = -0,610), радиус обслуживания (г = -0,427), число спортивных залов (г = -0,445), специализированных кабинетов (г = -0,654) и буфетов (г = -0,350). Высокий отрицательный корреляционный эффект между заболеваниями кожи и подкожной ткани и данной группой показателей, отражающих несоответствие оптимальных и реальных параметров школьной среды, где создаются условия для более тесного контакта, вероятно, является причиной установленной связи, тем более что контакт находится в основе этиологии данной группы заболеваний.

Для уровня обшей инфекционной заболеваемости учеников в школе значение имеет среднее число учеников в параллельном классе (г = 0,477), общее число учащихся в школе (г = 0,390) и качество меблировки (г = -0,424).

Установленные другие корреляционные коэффициенты имюет более низкий уровень, поэтому не обсуждаются.

Результаты проведенных анализов показывают, что между группой обшенеаллергических заболеваний и некоторыми факторами, характеризующими школу, существует значимая зависимость, свидетельством чего являются полученные высокие корреляционные коэффициенты. К этой группе факторов относятся вид обучения (г= -0,519), плотность уроков (г = -0,446), тип обучения (г - -0,400), система обучения (г = -0,393), прием (г = -0,386) и успех (г = -0,348). Эта группа объединяет большинство неаллергических заболеваний дыхательных органов, а заболеваемость в данной нозологической группе является самой высокой; на практике данный факт показывает, что перечисленные факторы имеют определяющее значение для заболеваемости учащихся. На рис. 2 видно, что самая высокая заболеваемость среди учеников подготовительных параллельных классов языковых гимназий и средних общеобразовательных школ.

Рис. 2. Респираторные неаллергические заболевания учащихся.

По оси абсцисс: 1- НПМГ. 2- СОУ 34, 3- НЯГ 91. 4 - АЯГ I, 5 -СОУ 3), 6 - НУКЛИЯ. 7- СОУ 18. 8 - НГДЯК. 9 - Американский колледж, 10— СОУ 127 (колледж); а — 8-й класс, б — 11 —12-й классы; по оси ординат — число случаев заболеваний (в %). а — 8-й класс, 6 — 11-й и 12-й классы.

Сравнительно высокий уровень заболеваемости сохраняется и среди учеников, заканчивающих свое образование в указанных школах. Вероятно, что перечисленные факторы имеют определяющее значение почти для всех групп заболеваний.

На уровень неинфекционных желудочно-кишечных заболеваний существенное влияние оказывают прием (г = 0,441), успех (г = 0,339), частные уроки (г = 0,318) и общее количество часов (г= 0,328), о чем свидетельствуют полученные высокие корреляционные коэффициенты. И так как в данной нозологической группе преобладают случаи абдоминальных колик, желудочно-кишечного дискомфорта и т. д., логично предположить, что повышенное нервно-психическое напряжение во время приемных экзаменов, сильная мотивация достижения высокого успеха, завышенное общее количество часов и частных уроков, отнимающих все свободное время заканчивающих свое образование учеников, являются причиной повышенной заболеваемости некоторых групп учащихся, обучающихся по программам языковых школ.

Эндокринные заболевания, самыми частыми проявлениями которых являются разностепенные формы ожирения и зоба, коррелируют с приемом (г = -0,589), видом обучения (г =-0,791), системой обучения (г =-0,786), успехом (г= -0,412), общим количеством часов (г = -0,392), плотностью учебных часов (г = -0,370), режимом обучения (г= -0,387) и типом обучения (г = -0,326). Перечисленные показатели в большой степени отражают уровень учебной нагрузки в школе, а наличие отрицательных корреляционных связей с данной группой заболеваний доказывает этиологическую связь со школьными факторами, прежде всего у проблемных учащихся.

Установлены также и сравнительно высокие корреляционные коэффициенты между заболеваемостью и видом (г= -0,527), режимом (г= -0,645) и системой (г= -0,563) обучения. Уровень заболеваемости в данной нозологической группе базируется преимущественно на случаях ги-пер- и гипотонических реакций кровяного давления, зарегистрированных во время обучения в школе, прежде всего у учеников профилированных гимназий с двухсменным режимом обучения. Тем более что доказана негативная роль смены стереотипа обучения у учеников старших классов.

Значение для заболеваний органов чувств, кроме стереотипных показателей, имеют частные уроки (г = -0,372) и число изучаемых профилей (г = -0,358), т. е. показатели, отражающие дополнительную учебную нагрузку.

Вероятно, что сравнительно редко встречаемые среди учащихся этих возрастных групп заболевания, к которым относятся более тяжелые хронические заболевания, выделенные как "другие заболевания", имеют высокие корреляционные коэффициенты почти для всех основных факторов, характеризующих школу, что показывает

серьезное и внимательное отношение учеников с такими заболеваниями к выбору школы.

Выводы. 1. На состояние здоровья исследуемых учеников влияет существенно и в одинаковой степени как учебная нагрузка (вид обучения, общее количество часов, успех, прием, частные уроки и т. п.), так и качество учебной среды (факторы микроклимата учебной среды, освещенность рабочих мест, отопление, меблировка и т. д.), а также качество обслуживания в школе (питание, спортивная деятельность, здание и основные учебные помещения школы и т. д.), о чем свидетельствуют полученные высокие уровни корреляционных коэффициентов переменных показателей заболеваемости, учебной среды и школы.

2. Несоответствие гигиенических требований и норм показателей, характеризующих школу, учебную среду и обслуживание в школе, влияет как на общую, так и на специфическую для школьного возраста заболеваемость — на заболевания органов чувств, сердечно-сосудистой и нервной систем, желудочно-кишечные, а также на некоторые эндокринные заболевания. На них влияют факторы учебной среды и учебной нагрузки, о чем свидетельствуют полученные высокие корреляционные коэффициенты, что доказывает роль так называемых школьных факторов в этиологии этих заболеваний.

3. Учебная нагрузка существенно влияет на статус здоровья учеников, о чем свидетельствуют высокие корреляционные коэффициенты между заболеваемостью группы общенеаллергических заболеваний дыхательных органов и показателями, характеризующими уровень психоэмоционального напряжения в школе.

4. Высокое нервно-психическое напряжение в сочетании с нерациональным питанием является самой вероятной причиной более высокой заболеваемости желудочно-кишечного тракта некоторых групп учеников.

5. Состояние здоровья учеников имеет определяющее значение при выборе школы.

6. В результате кластерного анализа проведена оценка ранга школ. Знание факторов, характеризующих школу в соответствии с декларированными целями обучения, а также факторов учебной среды.

Л итература

1. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ. — М., 1982.

2. Бийглхол Р., Бонита Р. Основы эпидемиологии. — Женева, 1993.

3. Гоев В. Статистическая обработка информации социологических, маркетинговых и политических исследований SPSS. — София, 1996.

4. Климовр Г. П. Прикладная математическая статистика. — София, 1975.

5. Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. — М., 1967.

6. Сборник методов гигиенических исследований. Национальный центр гигиены, медицинской экологии и питания. — София, 2000. — Т. 2.

7. Современные эпидемиологические методы в гигиене труда // Эпидемиология в гигиене труда / Сост.: Н. Цанева, А. Носиков. — София, 1988.

8. Уилкс С. Математическая статистика. — М., 1967.

9. Шпангенберг Ст. и др. // Гиг. и здравоохр. — 1994.

- № 5. - С. 31-34.

10. Шпангенберг Ст. и др. // Там же. — 1999. — № 2.

- С. 33-38.

11. Electronic Statistics Textbook. - Tulsa, 2001. WEB: ht-tp: // www.statsoft.com/textbook/stathome.htrnl

Поступила 17.10.02

Summary. This study is a part of a comprehensive research conducted at 10 schools of different education types (general educational school, specialized gymnasiums, language schools, colleges, lyceums) that are situated in Sofia. A relationship between the factors that characterize school and the training environment, and the health status of pupils was established by using currently available statistical methods. The findings show that the discrepancy between the school and training environment and the sanitary requirements and standards affect both the general and school age-specific morbidity rates in pupils. Knowing the factors, which characterize school in accordance with the claimed educational goals, and schooling factors enables one to arrange all schools.

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2003 УДК 616-053.6(479.243)

С. М. Минасян, А. Г. Галстян, А. Б. Агасян, А. Т. Мелкумян, Г. Л. Григорян СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ НАГОРНОГО КАРАБАХА

Ереванский государственный университет; Арцахский государственный университет, Степанакерт; Городская детская больница, Степанакерт

Здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических, природных и социальных факторов, совокупность которых складывается в уникальную для каждого ребенка и подростка "интегральную среду развития", характеризующуюся доминированием общего вектора негативной или позитивной направленности |1, 3]. Оценивая действие факторов окружающей среды на детский и подростковый организм, следует учитывать, что ни один из них практически не является изолированным: все они действуют в комплексе и наслаиваются на факторы наследственные [7, 11].

Подрастающий организм требует для развития определенной средовой нагрузки, соответствующей его возрастному потенциалу, которая обеспечила бы полную реализацию генетической программы и оптимальные конечные результаты развития. С этой точки зрения, нарушениями уровня средовой нагрузки могут считаться антропогенные токсиканты внешней среды, дефициты питания, стрессовые ситуации, гипокинезия, отсутствие или недостаточность необходимой для развития психологической поддержки, обучения и воспитания, которые могут вызывать физические симптомы, возникающие не сразу, а по прошествии нескольких месяцев или даже

лет. Интенсивные процессы роста и дифференцировки в пубертатный период, с одной стороны, обусловливают высокую чувствительность подростков к любым изменениям средовых воздействий, а с другой — превращают процессы роста и дифференцировки и, следовательно, конечные результаты развития в одну из главных мишеней или индикаторов влияния среды, обладающих свойствами кумуляции эффекта [1].

В последнее время наблюдается повышенный интерес к состоянию здоровья подросткового контингента тех регионов, где условия обитания относительно неблагоприятны. Так эти проблемы позволяют ярче представить всю гамму взаимосвязанных процессов в растущем организме при относительно адекватных и неадекватных условиях обитания, хотя эти же проблемы имеют место и в регионах с относительно благоприятными условиями, однако выражены они в меньшей степени [14|. Нагорный Карабах — территориальный район, характеризующийся после военных событий 1991 — 1994 гг. наличием множества стрессогенных факторов, которые не могли не отразиться на здоровье подрастающего поколения. Цель данной работы — изучение отдельных показателей здоровья подростков этого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.