Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ МАЛЫХ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ МАЛЫХ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.Ю. Шевченко, Л.Г. Климацкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper gives a brief analysis of the prevalence and trends of childhood morbidity in small towns of the Krasnoyarsk Territory. Morbidity in small towns is shown to be greater than the average territorial rate. The increase in overall morbidity in children is affected by the schooling environment where a child stay 6-8 hours daily and that ensures no conditions for keeping and promoting the child’s health at school at the present stage. Monitoring of material resources yields a special territorial program whose major task is to increase the sanitary-and-epidemiological well-being at general educational establishments.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ МАЛЫХ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

Гигиена детей и подростков

С И. Ю. ШЕВЧЕНКО, Л. Г. КЛИМАЦКАЯ, 2008 УДК 613.955:312.6(571.51) .2001-2006.

И. Ю. Шевченко, Л. Г. Климацкая

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ МАЛЫХ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Красноярская государственная медицинская академия

Разработка и осуществление профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков входят в число первоочередных задач гигиены [12, 13]. Результаты широкомасштабных исследований, проводимых во всех регионах нашей страны, подтверждают негативные тенденции в состоянии здоровья детей школьного возраста, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых школьников с одновременным увеличением почти вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность [1—3]. По обобщенным данным научных исследований последних лет установлено, что в организованных детских коллективах стабильно сохраняется высокий уровень общей заболеваемости детей. Около 53% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию школы не превышает 20—25% [7—10]. Характерными чертами современного общеобразовательного учреждения являются значительные по объему и интенсивности учебные нагрузки, которые предъявляют высокие требования к организму школьников. Важную роль при этом играет содержание и особенно продолжительность учебного процесса, который в современных школах нередко составляет 6—8 ч [14]. Форма и содержание учебного процесса непосредственно зависят от материальной базы общеобразовательного учреждения. Отсутствие достаточного количества необходимого демонстрационного материала, наглядных пособий приводит к монотонности урока и преждевременному утомлению учащихся, отсутствие достаточного количества ученической мебели приводит к напряжению зрения и нарушениям опорно-двигательного аппарата, частое понижение температуры воздуха в учебных помещениях влечет возникновение и распространение заболеваний органов дыхания, мочеполовой сферы. Поэтому на сегодняшний день учебно-вос-питательный процесс нельзя исключать из факторов риска, формирующих пред- и патологические состояния у детей и подростков [10, 13].

Материальная база общеобразовательных учреждений малых городов формируется значительно более сложно, чем в крупных городах, где всегда лучше развита экономика. В Российской Федерации 70% всех городов — малые города с числом жителей до 50 тыс. [11]. В Красноярском крае 11 малых городов, расположенных в разных климатогео-графических зонах, в которых функционируют 292 образовательных школы с числом учащихся более 146 тыс. [4].

Целью настоящей работы являлись изучение санитарно-гигиенических условий обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях малых городов Красноярского края и их воздействие на здоровье учащихся.

Материалы и методы

Исследование проведено в шести малых городах — Лесосибирске, Игарке, Енисейске, Ачинске, Канске и Минусинске. Ретроспективный анализ факторов внутришкольной среды в 116 школах произведен по материалам санитарно-эпидемиологической службы Красноярского края за 2001 — 2006 гг. Анализ распространенности, динамики и структуры заболеваемости детей, результатов медицинских осмотров детей и подростков-школьников проведен по данным краевой медицинской статистической отчетности (формы 12, 31) за тот же период. Результаты исследования статистически обработаны на персональном компьютере с применением пакета прикладных программ Statistica 5.5 for Windows. Анализ состояния здоровья детей осуществляли сплошным методом, были рассчитаны интенсивные и экстенсивные показатели. Распространенность общей заболеваемости выражали показателями на 1000 детей, средние величины — средним выборочным и ошибкой среднего (Л/ ± т). Статистическую значимость различий показателей определяли по /-критерию Стьюдента. Для оценки силы связей между показателями использованы величины коэффициентов корреляции Спирмена (г) и уровень их статистической значимости; различия считались статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты и обсуждение

В результате проведенного исследования в малых городах Красноярского края был выявлен высокий уровень общей заболеваемости, который составляет 1761,7 ± 80,37 случая на 1000 детей. Заболеваемость (на 1000 детей), значимо превышающая среднекраевой уровень [5], имеет место в Игарке (2202,3, р < 0,001), Ачинске (2113,2, р < 0,001), Лесосибирске (1726,1, р < 0,05). В Канске уровень заболеваемости значимо не отличается от средне-краевого (1512,5 случая на 1000 детей, р > 0,05). В Минусинске и Енисейске заболеваемость детей не превышает среднекраевую, но имеет самые высокие темпы прироста (26,6%, р < 0,05 и 38,2%, р < 0,001) (табл. 1). В структуре общей заболевае-

[гиена и санитария 5/2008

Таблица 1

Заболеваемость детей в малых городах края (на 1000 детей)

Город Год

2001 2002 2003 2004 2005

Лесосибирск 1559,6 1725 1434,5 1394,5 1726,1

Игарка

Енисейск

Ачинск

Канск

Минусинск

1702

1065.7 1933,5 1113,4

1408.8

1545,8 1126,7 2229,7 1354,6 1339,3

1469,4 1330,6 2438

1393.2

1677.3

1870,4

1450.7

2272.8 852,6

1783,6

2202,3 1359,9 2113,2 1512,5 1404,9

мости ведущие места по основным классам болезней (на 1000 детей) занимают болезни органов дыхания (1216,3 ± 63,12), травмы и отравления (217,6 ± 17,53), инфекционные и паразитарные болезни (106,8 ± 16,77), болезни кожи и подкожной клетчатки (96,9 ± 4,21), болезни органов пищеварения (97,4 ± 7,29), болезни глаза и его придаточного аппарата (65,1 ± 7,85), болезни костно-мы-шечной системы (35,6 ± 7,47). Профилактические медицинские осмотры подростков-школьников малых городов выявили случаев (на 1000 осмотренных детей) понижения остроты зрения 20,2 ± 1,82 случая, сколиоза 4,1 ± 0,88, нарушения осанки 38,6 ± 2,5, понижения остроты слуха 0,34 ± 0,07. Понижение остроты зрения и остроты слуха, сколиоз выявляются в малых городах достоверно реже, чем у детей Красноярского края в целом (р > 0,05). Число случаев нарушения осанки превышает краевые значения, хотя различия недостоверны (р > 0,02). Наибольшее число случаев нарушения осанки выявлялось в 2002—2004 гг. (см. рисунок). Понижение остроты зрения у подростков-школьников наиболее выражено перед окончанием школы и составляет в этот период в Лесосибирске 12,82 ± 3,62, Игарке 5,81 ± 0,76, Енисейске 32,93 ± 4,78, Ачинске 19,44 ± 2,5, Канске 59,31 ± 8,62, Минусинске 11,6 ± 4,52 случая на 1000 осмотренных детей. Нарушения осанки чаще выявляются у школьников при переходе к предметному обучению, что, видимо, связано со снижением функционального уровня адаптации под воздействием неблагоприятного влиянием увеличения учебной нагрузки. Распространенность нарушения осанки у школьников Ле-сосибирска составляет 69,7 ± 8,22, Игарки 18,4 ± 4,67, Енисейска 34,2 ± 2,81, Ачинска 13,2+1,84, Канска 13,57 ± 1,82, Минусинска 42,95 ± 4,29 случая на 1000 осмотренных детей. Высокие значения распространенности "школьных" болезней в малых городах могут свидетельствовать о низком уровне санитарно-гигиенического состояния образовательных учреждений. Современная внутришколь-ная среда характеризуется значительным увеличением информационной нагрузки, воздействующей на ребенка. Появление многочисленных новых зрительно-напряженных предметов и программ, широкое применение электронных дисплеев в учебном процессе приводит к значительному увеличению нагрузок на зрительный анализатор и опорно-двигательный аппарат и как следствие — к зрительному и мышечному утомлению. Установлено, что между различными заболеваниями и санитарно-гигиеническими факторами, формирующи-

ми внутришкольную среду, существуют прочные факторные связи (5, 7]. При изучении внутренней среды образовательных школ, влияющей на заболеваемость детей в малых городах края, было установлено, что санитарно-техническими инженерными системами обеспечены в основном все общеобразовательные школы малых городов. Не имеют централизованной системы канализации только 4,4% школ, централизованной системы питьевого водоснабжения — 3,5%, требуют капитального ремонта — 4,6%, не имеют центрального отопления 2,8% школ, кроме того, за последние годы наблюдается положительная динамика показателей, свидетельствующих о снижении доли школ, не имеющих инженерных коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность образовательных учреждений, в 3,4—2,8 раза (р < 0,05). Несмотря на достаточное оборудование зданий общеобразовательных школ системами водоснабжения и канализации, сани-тарно-техническое благоустройство учебных и бытовых помещений для детей обеспечено только на 37,6%. Необходимое количество умывальников [14] в школьных кабинетах и мастерских установлено только в Ачинске и Минусинске (100%). В Лесосибирске умывальниками обеспечены 15,6% кабинетов, в Игарке — в 4,9%, Енисейске — 12,7%, Канске — 65%. Характерной особенностью школ малых городов является также недостаточная обеспеченность санитарно-техническими приборами школьных туалетных и умывальных. Школы Игарки обеспечены умывальниками и унитазами на 48,8%, Енисейска — на 27,3%, Ачинска — на 30,8%, Канска — на 40% от необходимого] 14]. В школах Енисейска, Канска и Минусинска для отделки помещений для занятий применяются отделочные материалы, не позволяющие проводить регулярную влажную уборку и дезинфекцию (табл. 2). Подобная санитарно-эпидемиологическая ситуация может способствовать еще более широкому распространению инфекционных и паразитарных заболеваний, которые в настоящее время занимают ведущее место в структуре заболеваемости детей.

Выявляемые на протяжении последних лет высокие показатели распространенности болезней костно-мышечной системы, болезней глаза и его придаточного аппарата, функциональных расстройств этих систем могут свидетельствовать о недостаточной обеспеченности общеобразовательных школ мебелью, соответствующей росту детей и функциональному назначению, недостаточной освещенности помещений [12]. Удельный вес измеренных уровней освещенности на рабочих местах учащихся, не соответствующих гигиеническим нормативам [14], составляет в школах малых городов 14,3 ± 2,48%, причем наиболее неблагоприятная ситуация в Ачинске, где удельный вес измеренных уровней освещенности, не соответствующих нормативам, составляет 24,1 ± 3,98% (р < 0,05). В Лесосибирске доля измеренных уровней освещенности ниже нормативных составляет 18,6 ± 3,8%, в Игарке - 8,7 ± 2,4%, в Енисейске - 22,8 ± 3,4%, в Канске — 9,1 ± 0,7%, в Минусинске — 7,6 ±1,5%. Удельный вес измерений освещенности, не соответствующих нормативу, устойчиво ежегодно снижается; в 2006 г. рабочих мест с заниженными

70 п 60 50-40-30-20-10 0

2001 ' 2002 ' 2003 ' 2004 ' 2005 ' 2006 '

- А - Нарушение осанки ♦ Пониженная освещенность

Взаимосвязь пониженной освещенности в классах и нарушения осанки у школьников при переходе к предметному обучению в школах малых городов Красноярского края за период 2001—2006 гг.

По оси абсцисс — интервал годовых показателей распространенности нарушения осанки у школьников и интервал годовых показателей удельного веса измерений освещенности ниже нормативного уровня; по оси ординат — показатели распространенности нарушения осанки у школьников (на 1000 детей) и показатели удельного веса измерений освещенности ниже нормативного уровня (в %).

уровнями освещенности, зарегистрировано в 2,5 раза меньше чем в 2001 г. (см. рисунок).

Понижение уровней освещенности на рабочих местах происходит чаще всего из-за несвоевременной замены вышедших из строя источников света. В школах малых городов выявляется до 12,3 ± 1,8% неработающих ламп (см. табл. 2). Нагрузка на зрительный анализатор учащихся увеличивается, если классные доски не оборудованы системами местного освещения — софитами. Не обеспечены софитами 58,3 ± 12,1% школ Минусинска, 42,9 ± 6,4% школ Игарки, 20,6 ± 4,3% школ Лесосибир-ска. Солнцезащитные устройства являются необходимой частью оборудования кабинетов общеобразовательных школ с юго-восточной и юго-западной ориентацией окон, так как полностью устраняют или снижают блесткость, вызывающую ослепление. Для всех школ малых городов края характерно недостаточное оснащение классных комнат солнцезащитными устройствами. В Канске отсутствуют солнцезащитные устройства в 60 ± 7,4% школ, в Минусинске — в 42,3 ± 4,8%, в Игарке — в 23,5 ± 2,1%, что может вызывать напряжение зрения и понижение его остроты.

Удельный вес измерений школьной мебели, которая не соответствует росту учеников, составляет в школах малых городов 17,4 ± 4,6%. Наибольший удельный вес измеренной мебели, которая не соответствовала длине тела ученика, в Игарке (27,5 ± 9,4%), Енисейске (16,4 ± 2,8%), Ачинске (15,9 ± 7,3%) (см. табл. 2). Положительная динамика снижения удельного веса расставленной без учета роста школьников мебели в малых городах отсутствует. Из-за недостатка ученической мебели производится рассаживание детей на табуреты и скамьи (в Лесосибирске 3,6 ± 0,02% случаев, в Игарке 2,2 ± 0,13%, в Енисейске 2,7 ± 0,05%, Минусинске 8,3 ± 2,7%). Проблемой современных школ малых городов является приобретение специальной мебели для кабинетов информатики: не хватает компьютерных столов, подставок для ног детей и подъемно-поворотных стульев. Оборудованы обычной ученической или бытовой мебелью из-за отсутствия специальной 83,3 ± 8,5% рабочих мест в Минусинске, 65 ±8,2% в Канске, 24,2 ± 4,8% в Енисейске.

Обеспеченность школ оборудованными в соответствии с современными требованиями медицинскими кабинетами составляет 46,6 ± 17,3%, в том числе средних школ 87,2 ± 4,9%. Для всех малых городов края характерно отсутствие медицинских помещений в составе начальных и основных общеобразовательных школ. Из всех средних школ только 64,8 ± 14,2% имеют в составе медицинских помещений кабинеты зубного врача, 24,3 ± 3,8% — процедурные кабинеты, 12,1 ± 0,8% — кабинеты психолога. Кабинеты врача, имеющие площадь 14 м2 и длину 7 м [4], необходимые для проверки остроты слуха и остроты зрения у школьников, оборудованы лишь в 28,3 ± 1,4% школ. Отсутствие или недостаточная площадь медицинских помещений приводит к ухудшению качества медицинских осмотров. В свою очередь отсутствие ранней диагностики "школьных" болезней приводит к их быстрому прогрессированию. Установлено, что коэффициенты корреляции между качеством медицинского обслуживания в образовательных школах и частотой возникновения миопии составляет 0,54, между качеством медицинского обслуживания и частотой прогрессирования сколиоза — 0,74 [7, 8].

В образовательных школах всех малых городов Красноярского края присутствуют вредные факторы, формирующие небезопасное для здоровья де-

Таблица 2

Сашпарно-тсхннческое благоустройство школ малых городов Красноярского края, % (л = 116; М ± т)

Удельный вес школ с недостаточным сани-тарно-техническим обеспечением Удельный вес школ с нарушением в организации светового режима Удельный вес рабочих мест учащихся, недостаточно обеспеченных мебелью

Город умывальниками унитазами материалами для отделки неработающие лампы без софитов над доской без жалюзи мебель не подобрана по росту использованы табуреты и скамьи кет специальной мебели в кабинете информатики

Лесосибирск 55,6 ±2,8 4,8 ± 0,17 0,0 12,3 ± 1,8 20,6 ± 4,3 18,7 ± 2,9 12,3 ± 1,1 0,6 ± 0,02 8,2 ± 3,2

Игарка 4,9 ± 0,23 48,8 ± 2,9 0,0 9,7 ± 1,46 42,9 ± 6,4 23,5 ±2,1 27,5 ± 9,4 2,2 ± 0,13 13,4 ±1,6

Енисейск 48,5 ± 2,42 27,3 ± 1,7 21,2 ± 0,76 6,4 ± 0,83 4,9 ± 0,96 18,6 ± 7,8 16,4 ± 2,8 0,7 ± 0,05 24,2 ± 4,8

Ачинск 0,0 30,8 ± 2,2 0,0 2 ± 0,19 6,8 ± 0,82 11,5 ±1,5 15,9 ± 7,3 0,0 3,5 ± 0,7

Канск 65,0 ± 4,6 40,0 ± 9,7 30,0 ±7,5 5 ± 0,74 10 ± 4,9 60 ± 7,4 10 ±3,4 5 ± 0,21 65 ± 8,2

Минусинск 0,0 83,3 ± 4,8 83,3 ± 5,6 8,3 ± 1,65 58,3 ± 12,1 42,3 ± 4,8 12,7 ± 4,5 8,3 ± 2,7 В3,3 ± 8,45

[ена и санитария 5/2008

Таблица 3

Распределение образовательных школ (• %) малых городов Красноярского края (л = 116) по группам СЭБ (М ± т)

Город

Группа СЭБ

1 II III

Лесосибирск 32,6 ± 1.9 50,5 ± 4,7 16,9 ± 1,9

Игарка 37,6 ± 2,6 48,4 ± 3.1 14,0 ± 1,7

Енисейск 25,5 ± 1.7 68,6 ± 5.7 5,9 ± 0,3

Ачинск 22,8 ± 1,3 69,2 ± 7.3 8,0 ± 0,7

Канск 24,5 ± 1,6 71,1 ± 8,4 4,4 ± 0,9

Минусинск 28,7 ±2,4 65,4 ± 4,2 5,9 ± 1,4

тей и подростков качество внутренней среды; все они вносят определенный вклад в уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) учреждений. По среднемноголетним данным к I группе СЭБ отнесено 27,5 ± 1,2% общеобразовательных школ малых городов, что несколько превышает показатель по краю в целом (24,5 ± 3,7%), но различия не являются значимыми (р > 0,05). К II группе СЭБ отнесено 63,1 ± 4,2% школ, к III — 9,4 ± 0,7%; значимые различия со среднекраевыми показателями не установлены (р > 0,05). Наибольшее количество школ, отнесенных к I группе СЭБ, в Ачинске (37,6 ± 2,6), наименьшее — в Игарке (22,8 ± 1,3%), но значимые различия между городами отсутствуют (р > 0,05) (табл. 3).

Результаты корреляционного анализа полученных данных позволили установить прямые средние по силе связи между удельным весом измерений пониженной освещенности и распространенностью нарушения осанки (г = 0,62, р < 0,001). На рисунке приведен пример корреляции этих показателей со сдвигом по временному интервалу. График значений распространенности нарушений осанки почти полностью совпадает по форме с графиком динамики удельного веса рабочих мест с пониженной освещенностью. Прямые средние по силе связи выявлены между распространенностью миопии и удельным весом ученической мебели, не соответствующей росту сидящего ученика (г = 0,46, р < 0,001). Причем для малых городов, расположенных в южной и центральной части края, характерно наличие наибольшего числа связей более сильных, чем у городов северных территорий. Ослабление отрицательных связей в северных малых городах свидетельствует о влиянии на здоровье детей школьного возраста ряда других факторов внешней среды, характерных для высоких широт. Установлены средние по силе и сильные прямые связи между удельным весом школ, отнесенных к III группе СЭБ, и распространенностью болезней костно-мышечной системы у детей (г = 0,36 и г = 0,46, р < 0,001). Наибольшее число корреляционных зависимостей установлено в городах центральной и южной части края. Между удельным весом объектов III группы СЭБ и распространенностью других болезней достоверные связи не установлены (г = 0,14, г = 0,12 и менее, р > 0,05).

На основе анализа материально-технического состояния общеобразовательных учреждений разработаны мероприятия краевой целевой программы "Обеспечение жизнедеятельности образова-

тельных учреждений на 2007—2009 годы", основными задачами которой является ремонт водопроводных и канализационных систем, приобретение мебели, медицинского и другого оборудования, приведение в соответствие с санитарно-гигиеническими нормативами уровней искусственной освещенности рабочих мест детей

Выводы. 1. В малых городах Красноярского края высокие значения распространенности заболеваемости у детей, превышающие среднекраевые уровни.

2. Выявлены корреляционные зависимости между уровнями освещенности рабочих мест учащихся и распространенностью нарушений осанки, использованием неправильно подобранной мебели и миопией, между удельным весом школ III группы СЭБ и распространенностью болезней костно-мышечной системы у детей.

3. Для сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста во время пребывания их в образовательном учреждении разработан комплексный подход к организации учебно-воспитательно-го процесса, который объединит совершенствование режима обучения и укрепление материально-технической базы школы.

JI итсратура

1. Баранов А. А., Щеплягина Л. А., Сухарева Л. М. // Рос. педиатр, журн. — 2000. — № 1. — С. 3—5.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. // Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. - М., 2003. — С. 18—27. Барсукова Н. К, Хромцов П. И. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса (Москва 12—14 мая 2004). - М., 2004. - Ч. 1. - С. 116—118. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование. М., 2002. — С. 9. Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Красноярском крае в 2006 году / Куркатов С. В., Дмитриева Г. М., Горяев Д. В. и др. — Красноярск, 2007. - С. 82.

Куркатов С. В. Отчет о НИР "Комплексное обследование санитарно-гигиенического состояния территории и здоровья населения г. Лесосибирска". — Красноярск, 2002. - С. 20-25. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001. — С. 166-175.

Кучма В. Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. — М„ 2002. — С. 113—114. Кучма В. Р. // Гиг. и сан. - 2004. - № 6. - С. 14-16. Кучма В. Р. // Образование и здоровое развитие учащихся: Материалы Всероссийского форума с международным участием. — М., 2005. — Ч. 1. — С. 47—49. Материалы Всероссийской переписи населения 2002 г. Доклад Правительству об основных итогах переписи населения 2002. — М., 2002. Милушкина О. Ю. // ЗНиСО. - 2003. - № 9. -С. 1-2.

Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. — М., 2004. — С. 94. Шим Н. И., Токарев С. А. // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием 15—17 мая 2006 г. Формирование здорового образа

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12. 13.

14.

жизни детей, подростков и молодежи. — М., 2006. - С. 218.

Поступила 08.08.07

Summary. The paper gives a brief analysis of the prevalence and trends of childhood morbidity in small towns of the Krasnoyarsk Territory. Morbidity in small towns is shown to be greater than the average territorial rate. The increase in

overall morbidity in children is aiTected by the schooling environment where a child stay 6-8 hours daily and that ensures no conditions for keeping and promoting the child's health at school at the present stage. Monitoring of material resources yields a special territorial program whose major task is to increase the sanitary-and-epidemiological well-being at general educational establishments.

С М. А. УШАКОВА, Е. Г. УШАКОВА, 2008 УДК 613.955/.956:312.6(470-25) .1994-2003.

М. А. Ушакова, Е. Г. Ушакова

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 15-18 ЛЕТ В МОСКВЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГОУ Московский городской педагогический университет

Сохранение здоровья подрастающего поколения является актуальной проблемой современной медицины и педагогики. Большинство исследований выявляют отрицательные тенденции в структуре здоровья детского населения и, в частности школьников [7, 12, 14]. В своей работе мы постарались сделать акцент на причинах выявляемых тенденций и определить наиболее перспективные направления изучения здоровья школьников исходя из полученных данных.

Материалы и методы

Для оценки состояния здоровья школьников и уточнения структуры заболеваемости и функциональных нарушений нами были обследованы более 3 тыс. детей — учащихся различных школ, проживающих в Центральном административном округе (ЦАО) Москвы. Школьники-подростки возраста 15—18 лет были осмотрены в ежегодном диспансерном обследовании в 171—174 поликлиниках ЦАО Москвы в период 1994—2003 гг. Проводились клиническое обследование, анализ данных инструментальной и лабораторной диагностики, учет заключений узких специалистов (хирург, ортопед, окулист, невропатолог, отоларинголог, стоматолог и др.). При анализе медицинской документации рассматривали как функциональные, так и органические клинические нарушения здоровья школьников.

Полученные данные статистически обработаны с применением метода корреляционного анализа, Х-квадрат анализа, расчеты проводили в программе Excel.

Результаты и обсуждение

В результате анализа медицинской документации была отмечена тенденция снижения функциональных возможностей организма ребенка в период обучения в школе. Если в первые годы наблюдения (1994—1996 гг.) здоровые подростки (1979— 1981 гг. рождения) составляли 30—35% обследуемых, то в 2003 г. среди подростков 1986—1988 гг. рождения лишь единицы сохраняли здоровье.

Чаще всего встречались школьники с отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата (ОДА) (24,7%), нарушениями со стороны органа зрения (03) (21,94%), желудочно-кишечного трак-

та (ЖКТ) (19,2%). Выявляли функциональные и органические изменения сердечно-сосудистой системы преимущественно в виде вегето-сосудистой дистонии (ВСД) и пролапса митрального клапана (ПМК) (19,12%); расстройства эндокринной системы (в 18,04%), болезни органов мочевыделения (7,14%), аллергические реакции (6,2%).

Ведущими в структуре поражения ОДА были нарушения свода стопы в виде различных форм плоскостопия (9,6%), функциональные изменения оси позвоночного столба с нарушением осанки (5,9%), структурные поражения ОДА в виде сколиотиче-ских (5,6%), кифотических (1%) и смешанных форм искривления позвоночника.

Нарушение зрения было представлено в основном близорукостью (13,7%) (чаще слабой степени — 9,6%), спазмом аккомодации (4,35%) и астигматизмом (2,3%). Реже встречались косоглазие (0,8%) и ослабление зрения (0,4%).

В процессе динамического обследования выявлена тенденция к росту частоты функциональных нарушений (увеличивалось число детей с отклонениями со стороны ОДА, зрения, изменениями иммунитета).

По мере наблюдения из года в год наблюдался рост числа подростков с изменениями со стороны ОДА в виде нарушения осанки, реже сколиоза и плоскостопия.

Десятилетие наблюдений выявило ухудшение зрения подростков вследствие увеличения частоты случаев миопии слабой степени и спазма аккомодации. В меньшей степени отмечено учащение разных форм астигматизма. Выявлено нарастание абсолютной частоты поражения ОЗ.

Иммунные расстройства нарастали за счет учащения случаев бронхиальной астмы, астмоидного бронхита, кожных аллергических изменений типа атопического дерматита и нейродермита.

С целью выявления взаимосвязей между полученными результатами был проведен корреляционный анализ, который выявил связи между развитием функциональных отклонений со стороны разных систем. Были определены достаточно сильные связи между частотой поражения ЖКТ и эн-докринопатиями и эндогенным ожирением, поражением кожи и частотой поражения глаз (в том числе с миопией), развитием миопии и поражением 03 в целом, а также с развитием ПМК, между эндогенным ожирением и эндокринопатиями, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.