Научная статья на тему 'Перспективное планирование как инструмент обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций Красноярского края'

Перспективное планирование как инструмент обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ЗДОРОВЬЮ / PROMISING PREVENTION PLANNING / RISK MANAGEMENT HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куркатов С.В., Михальская Е.В., Шевцова М.П.

Доказано, что перспективное планирование является эффективным механизмом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в общеобразовательных организаций. Положительная динамика изменений в санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательных организаций, существенно снижает риски нарушения осанки, сколиоза и миопии, увеличивая долю детей 1-й группы здоровья. Перспективное планирование позволяет увеличить долю организаций 1 2-й групп санитарно-эпидемиологического благополучия, тем самым снизив долю организаций 3-й группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куркатов С.В., Михальская Е.В., Шевцова М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective planning in ensuring sanitary and epidemiological welfare of educational institutions of Krasnoyarsk region

It is proved that forward planning is an effective mechanism for ensuring sanitary and epidemiological well-being in educational organizations. The positive dynamics of changes in the sanitary-epidemiological status of educational organizations, significantly reduces the risks of incorrect posture, scoliosis and myopia, increasing the proportion of children of the 1st group of health. Advance planning allows to increase the share of organizations 12 groups of sanitary and epidemiological welfare and reduce 3.

Текст научной работы на тему «Перспективное планирование как инструмент обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций Красноярского края»

•Ш, IM (277)

ЗНиСО

23

g УДК 614.7:727.1 (571.51)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

С.В. Куркатов1, Е.В. Михальская2, М.П. Шевцова2

1ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, г. Красноярск, Россия

^Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, г. Красноярск, Россия

Доказано, что перспективное планирование является эффективным механизмом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в общеобразовательных организаций. Положительная динамика изменений в санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательных организаций, существенно снижает риски нарушения осанки, сколиоза и миопии, увеличивая долю детей 1-й группы здоровья. Перспективное планирование позволяет увеличить долю организаций 1 — 2-й групп санитарно-эпидемиологического благополучия, тем самым снизив долю организаций 3-й группы.

Ключевые слова: перспективное планирование профилактических мероприятий; управление рисками здоровью.

S.V. Kurkatov, E.V. Mihal'skaja, M.P. Shevmva □ PERSPECTIVE PLANNING IN ENSURING SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WEL-FARE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF KRASNOYARSK REGION □ Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Krasnoyarsk, Russia; Krasnoyarsk region Regional Office of Rospotrebnadzor, Krasnoyarsk, Russia.

It is proved that forward planning is an effective mechanism for ensuring sanitary and epidemiological well-being in educational organizations. The positive dynamics of changes in the sanitary-epide-miological status of educational organizations, significantly reduces the risks of incorrect posture, scoliosis and myopia, increasing the proportion of children ofthe 1st group of health. Advance planning allows to increase the share of organizations 1— 2 groups of sanitary and epidemiological welfare and reduce 3.

Key words: promising prevention planning; risk management health.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в общеобразовательных организациях является одной из важных задач деятельности Роспотребнадзора [1-3]. Для его достижения в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее - Управление) были реализованы принципы перспективного, целевого, пролонгированного планирования, на основе рискориентированной модели. Основная задача планирования состояла в том, чтобы, насколько возможно в данных экономических условиях, обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие в общеобразовательных организациях.

Цель исследования - усиление роли Управления в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия и формировании благоприятной среды в общеобразовательных организациях Красноярского края.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- выделение приоритетных мероприятий, обеспечивающих снижение рисков воздействия школьной среды на здоровье учащихся, их объем и стоимость;

- координация планов бюджетного планирования, осуществляемого в администрациях муниципалитетов и края;

- оценка наличия экономической возможности и политической воли властных структур

для проведения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях;

- формирование готовности Министерства образования и науки края, отделов народного образования муниципалитетов и руководителей образовательных организаций реализовать планы мероприятий;

- оценка наличия организаций, способных реализовать мероприятия перспективного плана.

Материалы и методы. Планирование предусматривало выбор наилучших способов осуществления профилактических мер оздоровления на основе наиболее полного выявления требуемых изменений факторов образовательной среды, объемов и сроков выполнения работ, установления таких показателей их производства, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. Планированию предшествовали большая научно-практическая деятельность по обоснованию приоритетных мероприятий, по созданию банка данных состояния здоровья школьников и нарушений санитарного законодательства, целенаправленная работа с депутатским корпусом, Министерством образования и науки, правительством Красноярского края, а также с аппаратами управления отде-

24

ЗНиСО

лпрель 1М (277)

лов народного образования и руководителями образовательных организаций по их мотивации на реализацию приоритетных оздоровительных мероприятий.

В ходе исследования анализировалось исполнение заданий, плановых показателей, проводилось выявление фактических показателей, сравнение плана и факта с анализом отклонений, а также принятием мер по корректировке, применяя описательные, математические, са-нитарно-статистические методы; изучение, обобщение и анализ данных о проведенных мероприятиях, затраченных финансовых средствах, об улучшении материально-технической базы образовательных организаций, изменении состояния здоровья школьников и оценки уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций.

Следует отметить, что переход на перспективное планирование устранения санитарно-эпидемиологических правонарушений активно поддерживался руководством правительства администрации и Министерства образования и науки края, которые в этом видели инструмент оптимального и своевременного распределения ресурсов, находящихся в распоряжении администрации края и муниципалитетов, последовательности и эффективности реализации полномочий, эффективной поддержки среднего и малого бизнеса Красноярья.

Результаты исследования. В 2009 г. руководителями общеобразовательных организаций на основе предписаний Управления было разработано 817 перспективных планов по устранению нарушений санитарных норм и правил и гигиенических нормативов со сроком исполнения 3 года. В дальнейшем ежегодно при подведении итогов готовности школ к новому учебному году осуществлялись: контроль исполнения, необходимость разработки или дополнение и корректировка планов, выявление причин, по которым не были выполнены мероприятия. Эти вопросы рассматривались руководством Управления по докладам глав администраций районов, результатам надзор-

ных мероприятий. Результаты обобщались и ^^ направлялись в Правительство Красноярского края. При необходимости формировались документы в судебные органы для принуждения ^р должностных лиц к устранению нарушений ^^ санитарно-эпидемиологического законодатель- |= ства. Характеристика основных показателей реализации перспективного планирования приведена в табл. 1. ¡И^

В 2009-2013 гг. в 1 110 общеобразователь- ^ ных учреждениях проведены текущие и капи- ^Е тальные ремонтные работы, реконструкции и ^г строительство систем горячего и холодного водоснабжения, отопления, электроснабжения, 1— канализования, искусственного освещения и вентиляции помещений; выполнены ремонты, строительство и благоустройство спортивных площадок, оборудование и благоустройство земельных участков, обеспечены требования санитарного законодательства к набору помещений; приобретены технологическое оборудование, инвентарь и мебель для пищеблоков, столовых и медицинских кабинетов, новые комплекты ученической мебели. Результаты укрепления материально-технической базы образовательных организаций приведены в табл. 2.

Таким образом, проводимая с 2009 г. совместная работа с органами власти и руководителями образовательных организаций в части разработки и реализации перспективных планов, направленных на улучшение материально-технической базы школ, позволила:

- увеличить количество организаций 1-2-й групп санитарно-эпидемиологического благополучия и уменьшить количество организаций, относящихся к 3-й группе, табл. 3;

- уменьшить количество общеобразовательных организаций, не имеющих централизованных водоснабжения, канализации, центрального отопления, нуждающихся в капитальном ремонте, табл. 2;

- уменьшить удельный вес общеобразовательных организаций с неблагоприятной внут-ришкольной средой, табл. 2.

Таблица 1. Основные показатели реализации перспективных планов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в общеобразовательных организациях

Красноярского края

Годы Количество общеобразовательных учреждений, абс. ед. Количество учреждений, имеющих перспективные планы, абс. ед. Количество мероприятий в перспективных планах, абс. ед. Финансирование из всех источников, тыс. руб. Полностью выполнено перспективных планов, %

2009 1 109 817 3 616 280 724,47 70,8

2010 1 109 1 005 3 185 1 235 187,66 87,5

2011 1 147 696 2 425 354 853,28 96,8

2012 1 123 714 1 123 730 177,73 98,1

2013 1 124 427 1 041 2 627 890,72 95,8

ШЛЪ N4 (277)

ЗНивО

25

Таблица 2. Результаты улучшения материально-технической базы общеобразовательных организаций Красноярского края

Показатели санитарно-технического состояния Годы

2008 2011 2012 2013

Не канализовано организаций, % 28,5 6,5 5,5 3,5

Отсутствует централизованное хозяйственно-питьевое водоснабжение, % 26,5 6,9 5,9 5,0

Отсутствует центральное отопление, % 13,3 4,5 4,2 1,85

Требуют капитального ремонта, % 20,2 12,5 6,1 6,07

Доля не отвечающих требованиям ГН исследований искуственного освещения, % 13,1 9,7 8,8 8,3

Доля уровней микроклимата, не отвечающих требованиям ГН, % 12,2 10,2 6,6 5,8

Доля не отвечающих требованиям ГН исследований питьевой воды, % 11,3 21,3 29,1 67 18,3 4,97 18,8

Доля мебели, не отвечающей росто-возрастным особенностям учащихся, % 31,5 25,3 10,1 6,3

Доля уровней электромагнитных излучений, не отвечающих требованиям ГН, % 15,1 0,9 0,5 0,4

Примечание. В числителе результаты микробиологических исследований, в знаменателе - санитарно-хими-ческих исследований

Улучшение материально-технической базы пищеблоков позволило увеличить охват школьников в целом горячим питанием до 87,2 %. Отмечается также положительная динамика этого показателя по учащимся начальных классов (1-4-го классов): в 2010 г. он фактически составлял - 92,5 %, в 2011 г. - 82,9 %, в 2012 г. -93,4 %, в 2013 г. - 94,9 %.

Таблица 3. Распределение общеобразовательных организаций Красноярского края по группам СЭБ

Положительная динамика изменений в санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательных организаций существенно влияет на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. На начало 2009 г. общеобразовательные организации 3-й группы санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) с неудовлетворительным материально-техничес-

ким состоянием имелись в 13 административных территориях края (Сухобузимский, Емель-яновский, Манский, Большемуртинский, Мо-тыгинский, Эвенкийский, Богучанский, Ща-рыповский, Ужурский, Назаровский, Пиров-ский, Казачинский районы, Таймырский (Долгано-Ненецкий) районах) и 3 городах края (г.г. Красноярск, Дивногорск, Шарыпово). Особенно неблагополучная ситуация была в Сухобузимском районе, где школы 3-й группы СЭБ составляли 72,7 %, Эвенкийском - 66,7 %, Мотыгинском - 62,5 %, Таймырском (Долгано-Ненецком) - 47,4 %. На конец 2013 г. общеобразовательные организаций 3-й группы санитарно-эпидемиологического благополучия имеются только в 6 административных территориях края (Эвенкийский, Богучанский, Мо-тыгинский, Назаровский, Пировский, Таймырский районы) и в г. Красноярске. К 2014 г. достигнуто значительное снижение удельного веса школ 3-й группы СЭБ в Сухобузимском районе с 72,7 % до отсутствия, Эвенкийском районе - с 66,7 до 26,1 %, Мотыгинском районе - с 62,5 до 17,6 % от всех имеющихся школ.

Эффективность проведенных мероприятий подтверждают некоторые данные состояния здоровья школьников. При профилактических осмотрах учащихся установлено, что доля детей и подростков, отнесенных к 1-й группе здоровья, увеличилась с 11,5 % в 2008 г. до 14,2 % в 2013 г., а доля детей, отнесенных к четвертой и пятой группам, в последние 2 года

Годы Доля общеобразовательных организаций, относящихся к группам СЭБ, %

1-я группа 3-я группа

2008 13,6 8,1

2009 13,9 7,4

2010 15,6 4,8

2011 18,4 2,6

2012 18,2 2,4

2013 19,5 2,8

ЗНивО

Апрель N4 (277)

стабилизировалась и составляет 1,1 и 0,3 % соответственно. Частота сколиозов у детей при переходе к предметному обучению снизилась с 18,6 случаев на 1 000 осмотренных в 2008 г. до 15,8 случаев на 1 000 осмотренных в 2013 г.; нарушение осанки - с 56,9 до 43,4 случаев на 1 000 осмотренных школьников. Также имеет место снижение заболеваемости сколиозом у подростков перед окончанием школы (16-17 лет) с 26,3 случаев на 1 000 осмотренных в 2009 г. до 21,9 случаев на 1 000 осмотренных в 2013 г. Установлены средние по силе и сильные обратные связи между уровнями несоответствия искусственной освещенности рабочих поверхностей, обеспеченности мебелью школьников в соответствии с росто-возрастными особенностями, с одной стороны, и частотой нарушения осанки и сколиозов у детей, с другой.

Выводы. Анализируя работу по устранению нарушений санитарного законодательства, требующих значительных финансовых затрат в общеобразовательных организациях края, можно сделать вывод о том, что перспективное планирование является эффективным механизмом устранения нарушений санитарного законодательства и позволяет:

- органам власти - своевременно планировать финансовые и материальные ресурсы из различных источников (федеральный, субъек-товый, муниципальный, внебюджетный), при массовых закупках приобретать имущество по низким ценам; эффективно использовать выделяемые средства, направляя их на приоритетные мероприятия, управляя рисками для

здоровья детей; контролировать исполнение и получать квалифицированные оценки эффективности понесенных затрат, доводить до общества эффективное исполнение властных полномочий;

- органам, осуществляющим государственный санитарный надзор, - эффективно координировать деятельность органов власти по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, соуправлять рисками для здоровья, формируемые образовательной средой, осуществлять эффективные профилактические мероприятия, направленные на снижение и ликвидацию факторов образовательной среды, неблагоприятно воздействующих на здоровье обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. и др. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 6-11.

2. Онищенко Г.Г. Проблемы улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений / Гигиена и санитария. 2005. № 3. С. 40-43.

3. Онищенко Г.Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России // Гигиена и санитария. 2008. № 2. С. 72-77.

Контактная информация:

Куркатов Сергей Васильевич, тел.: +7 (391) 220-04-91, +7 (908) 212-56-43 e-mail: hygiene@krasgmu.ru Contact information: Kurkatov Sergey,

рЫзпе: +7 (391) 220-04-91, +7 (908) 212-56-43 e-mail: hygiene@krasgmu.ru

♦ ♦ ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.