Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВИДА ВСКАРМЛИВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ВИДА ВСКАРМЛИВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical development was comparatively assessed in 1238 children of the first year of life who were differently fed. The children living in both the town of Kirov and rural areas of the Kirov Region who were on artificial feeding showed higher weight and height values, but they developed less harmonically than those of the same age who were fed with breast milk.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВИДА ВСКАРМЛИВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

ганов пищеварения — 1,8 раза чаще (р > 0,05), болезни уха и сосцевидного отростка — 4,17 раза чаще.

Среди выпускников общеобразовательной школы наблюдается увеличение числа психических расстройств в 13,6 раза (р < 0,001), болезней глаз и их придатков в 6,4 раза (р < 0,001), болезней органов пищеварения в 2,9 раза (р < 0,001) и болезней эндокринной системы в 3,05 раза (р < 0,001).

Существенно больше, в 1,16 раза (р < 0,05) болезней системы кровообращения наблюдается в гимназии, чем в общеобразовательной школе, и болезней костно-мы-шечной системы в 3,93 раза выше в гимназии (р < 0,001).

К концу школьного обучения распространенность всех болезней в гимназии и школе составляет соответственно 244,2 и 908,1, т. е. в общеобразовательной школе эта величина больше в 3,7 раза, чем в гимназии, следовательно, состояние здоровья учащихся в общеобразовательной школе значительно ухудшилось.

Выводы. 1. На протяжении последних 5 лет более чем в 2,2 раза снизилась доля практически здоровых детей, поступающих в школу.

2. В выпускных классах общеобразовательной школы распространенность различных видов патологических состояний наблюдается в 2 раза чаще, чем среди гимназистов того же возраста, особого внимания требует 13-кратный подъем уровня психических заболеваний.

Учитывая социально-экономический статус учащихся общеобразовательных школ, необходимо усиление го-

сударственной поддержки этих учреждений при проведении медико-профилактических мероприятий.

J1 итература

1. Антропова М. В., Манке Г. Г., Бородки на Г. В. и др. // Гиг. и сан. - 1997. - № I. - С. 24-26.

2. Кучма В. Р. // Там же. - 2000. - № 1. - С. 36-37.

3. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М„ 2000. - С. 19-25.

4. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Звездина И. В. и др. // Гиг. и сан. - 2002. - № 3. - С. 52-53.

Поступила 20.09.02

Summary. Gymnasiums and general educational schools have most widely spread in Kazan now. By the end of schooling, the difference in the prevalence of all diseases in the gymnasium and school is 244.22 and 908.11, respectively, i.e. this figure is 3.7 times higher in the general educational school than that in the gymnasium. In the school-leaving forms of a general educational school, the prevalence of different abnormalities is twice higher than in those of gymnasium. Thus, there has been a 2.2-fold decrease in the proportion of apparently healthy children in the past 5 years. In the school-leaving pupils of a general educational school, the prevalence of abnormalities is twice higher than that in gymnasium pupils of the same age and a 13-fold rise in the prevalence of mental disease exacts a very careful attention.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2003 УДК 613.953.1:572.511-053.2

В. А. Беляков, А. В. Кашин, И. В. Попова

ВЛИЯНИЕ ВИДА ВСКАРМЛИВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Кировская государственная медицинская академия

Рациональное питание является одним из решающих условий обеспечения гармоничного роста и развития детей раннего возраста 11—4|. В связи с этим представляло определенный интерес оценить состояние физического развития детей, находящихся на различных видах вскармливания. Под нашим наблюдением в течение первого года жизни находилось 1238 детей (627 девочек и 611 мальчиков), проживающих в г. Кирове и сельских районах Кировской области. Все дети относились к 1-й и 2-й группам здоровья. При сборе материала соблюдали все необходимые условия для составления выборок: однородность детского состава, использование одних и тех же инструментов и проведение обследования одной группой. У наблюдаемых детей оценивали антропометрические показатели физического развития (массу, длину тела, окружности груди и головы) с определением соматических типов телосложения и гармоничности развития. Статистическую обработку материала осуществляли на IBM по специально разработанным прикладным программам MS Excel.

Проведенные исследования позволили установить, что у детей, находившихся на искусственном вскармливании с рождения и проживающих в г. Кирове, масса тела увеличилась за год в среднем в 3,5 раза (с 3301 ± 537,8 г при рождении до 11 339 ± 1304 г в возрасте 1 года). Анализ поквартального прироста массы тела установил ее максимальное увеличение в 1,78 раза (с 3301 ± 537,8 до 5866 ± 909,1 г) в первые 3 мес жизни с последующим более медленным нарастанием: во II квартал — в 1,47 раза, в III — в 1,1 раза, в IV — в 1,2 раза. У детей, которым прекратили грудное вскармливание в возрасте 3—6 мес, прибавки массы тела были следующие: за год масса увеличилась в среднем в 3,3 раза (при рождении 3324 ± 420,7 г, в возрасте 1 года II 225 ± 1011 г). В I квартал масса тела увеличилась в 1,77 раза, во II — в 1,44 раза, в III — в 1,1 раза, в IV — в 1,1 раза. У детей, пере-

веденных на искусственное вскармливание в сроки от 6 до 9 мес, масса тела увеличилась в среднем в 3 раза (с 3392 ± 392,7 г при рождении до 10 256 + 1035,0 г к 1 году). Ежеквартальные приросты массы колебались в следующих пределах: за I квартал масса увеличилась в 1,77 раза, за II — 1,34 раза, за III — в 1,15 раза, за IV — в 1,1 раза. Дети, продолжавшие получать грудное молоко более 9 мес, имели следующие показатели нарастания массы тела: за год она увеличилась в среднем в 3 раза (с 3447 ± 488 до 10 339 ± 1186 г): за I квартал в 1,78 раза, за II в 1,35 раза, за III в 1,16 раза, за IV в 1,07 раза.

У детей сельской местности, находившихся на искусственном вскармливании, масса тела за 12 мес увеличилась в среднем в 3,2 раза (при рождении 3247 ± 489,4 г, в возрасте 1 год 10 419 ± 1246 г): в I квартал в 1,82 раза, во II в 1,35 раза, в 111 и IV в 1,2 и 1,1 раза соответственно. У детей, переведенных на искусственное вскармливание в сроки 3—6 мес жизни, масса тела в течение года увеличилась в среднем в 3,1 раза (с 3322 ± 462,8 г при рождении до 10 412 ± 1156 г в возрасте I года). Прирост по кварталам составил: I — в 1,83 раза, II — в 1,34 раза. III

— в 1,17 раза, IV — в 1,09 раза. Дети, переставшие получать материнское молоко в возрасте 6—9 мес, имели следующие поквартальные прибавки массы тела: за I квартал 2924 г (в 1,87 раза), за II - 2039 г (в 1,33 раза), за III

- 1252 г (в 1,15 раза), за IV - 982 (в 1,1 раза). В течение года масса тела у них увеличилась в среднем в 3,2 раза (с 3275 ± 489,2 до 10 472 ± 853,2 г). У детей, продолжавших находиться на грудном вскармливании после 9 мес жизни, масса тела за 12 мес увеличилась в среднем в 3 раза (с 3478 ± 418 до 10 473 ± 826 г). По кварталам соответственно в 1,82, 1,28, 1,17 и 1,1 раза.

Таким образом, установлено, что у детей, переведенных на искусственное вскармливание в более ранние сроки, к концу первого года жизни масса тела была больше, чем у детей, продолжавших получать материнское молоко.

При анализе длины тела были получены следующие результаты. Дети — жители города, переведенные на искусственное вскармливание в течение первых 3 мес жизни, имели увеличение длины тела за первый год жизни в среднем на 24,3 см (с 52,4 ± 2,78 до 76,7 ± 3,46 см). Поквартальный прирост тела составил: за I квартал — 10,7 см, за II — 4,3 см, за III — 3,4 см, за IV — 5,9 см. Дети, прекратившие получать грудное молоко в возрасте 3—6 мес, имели прирост длины тела за год в среднем на 23,6 см (с 52,3 ± 2,05 до 75,9 ± 3,19 см). По кварталам соответственно 8,4, 6,9, 4,0, 4,3 см. Дети, переведенные на искусственное вскармливание в возрасте 6—9 мес, имели увеличение длины тела в течение первого года жизни в среднем на 22,7 см (при рождении 52,4 ± 25,5 см, в 1 год 75,1 ± 3,2 см). Прирост длины тела по кварталам составил: за 1 квартал 9,2 см, за II 5,6 см, за III 5,3 см, за IV 2,5 см. Прирост длины тела у детей, получавших грудное молоко свыше 9 мес, за первый год жизни составил в среднем 22,3 см (при рождении 52,3 ± 2,51 см. к концу первого года 74,6 ± 3,75 см). За I квартал рост детей увеличился на 7,8 см, за II — на 5,1 см. за III — на 5,4 см, за IV — на 4 см.

Дети сельской местности, прекратившие получать грудное вскармливание в первые 3 мес, имели прирост длины тела к I году в среднем на 24,7 см (за I квартал на 7,8 см, за II на 5,9 см, за III на 4,3 см, за IV на 6,7 см), т. е. наблюдалось увеличение длины тела с 52,9 ± 2,47 до 77,6 ± 3,39 см. Дети, переведенные на искусственное вскармливание в возрасте 3—6 мес, имели увеличение роста в среднем на 23,1 см (при рождении 52,4 ± 2,47 см, в 12 мес 75,5 ± 3,83 см). Поквартальный прирост длины тела составил соответственно 8,8, 6,5, 3.8, 4 см. Прирост длины тела у детей, отнятых от груди в период 6—9 мес, составил в среднем 23,2 см (с 52,9 ± 2,35 до 76,1 ± 3,84 см; по кварталам — 9, 5,6, 4,4, 3,8 см соответственно). Аналогичные результаты прироста длины тела были получены во всех районах Кировской области.

Дети, находившиеся на грудном вскармливании в возрасте 9—12 мес, имели увеличение длины тела в среднем с 53,0 ± 2,37 см при рождении до 76,1 ± 3,25 см в возрасте 1 года. Поквартальные приросты длины тела составили 9,3, 4,6, 5,2, 3,8 см.

Таким образом, в районах области годовой прирост длины тела у детей, переведенных в ранние сроки на искусственное вскармливание, оказался выше, чем у детей, получавших грудное молоко до 9—12 мес.

Проведенный анализ установил, что прирост длины тела зависит от вида вскармливания, а именно: чем раньше ребенок был отлучен от груди матери, тем выше прирост длины тела за год жизни.

Окружность груди у детей, проживающих в городе и получавших грудное молоко до 3 мес, к концу первого года жизни увеличилась в среднем в 1,59 раза (при рождении 32,2 ± 2,23 см, в 1 год 51,3 ± 2,6 см). У детей, прекративших получать грудное молоко в возрасте 3—6 мес, окружность груди к году увеличилась в 1,47 раза (с 33,5 ± 2,71 до 49,3 ± 3,46 см). У детей, продолжавших получать грудное молоко более 6 мес, окружность груди увеличилась в 1,46 раза (с 33,8 ± 2,99 до 49,5 ± 2,45 см). У детей сельской местности при определении окружности груди получены данные, аналогичные таковым жителей города. Окружность груди у детей, переведенных на искусственное вскармливание в первые 3 мес жизни, увеличилась к концу года в 1,48 раза (от 33,8 ± 1,65 до 49,9 ± 2,54 см); у получавших грудное молоко в возрасте 3—6 мес — в 1,45 раза, а у отлученных от груди матери в более поздние сроки — в 1,44 раза (34,1 ± 2,28 см, к концу первого года жизни 49,2 ±2,11 см).

Таким образом, показатели окружности груди были выше у детей, находившихся на искусственном вскармливании более длительное время.

Была проведена сравнительная оценка гармоничности развития и соматического типа телосложения в 2 группах детей.

В 1-ю группу вошли дети (292 ребенка), получавшие фудное вскармливание до 9—12 мес, во 2-ю — дети (282 ребенка), находившиеся на искусственном вскармливании с момента рождения и переведенные на него в первые 3 мес жизни. Подавляющее число детей 1-й группы (75,6% в г. Кирове и 66,6% в районах области) при рождении имели мезосоматический тип телосложения и гармоническое развитие (68,2 и 59,1% соответственно). Микросоматический тип при рождении был установлен у 15,4% городских и у 21,2% сельских детей; дисгармоническое развитие выявлено у 19,9% городских и у 31,8% сельских детей. Мак-росоматический тип телосложения при рождении зарегистрирован у 8,8% городских и у 12,2% сельских детей; резко дисгармоническое развитие — у 11,9% городских и у 9,1% сельских детей. К концу первого года жизни мезосоматический тип телосложения определялся у 85,3% городских и у 82,8% сельских детей. Это на 20% выше, чем в целом в популяции. Большинство детей этой группы также имели гармоническое развитие (84,1 и 86,4% соответственно). Незначительное количество детей, проживающих как в городской, так и в сельской местности, имели крайне низкие либо крайне высокие показатели типа телосложения и гармоничности развития. Макросоматиче-ский тип телосложения был выявлен только у 3,5% городских и 3,1% сельских детей, микросоматический тип телосложения — у 11,0 и 16,6% соответственно. Дисгармоническое развитие имели 13,3% городских и 12,2% сельских детей, резко дисгармоническое развитие было выявлено среди городских детей в 2,6% случаев, среди сельских в 1,5% случаев. Анализ физического развития детей в этой группе показал, что к концу первого года жизни количество детей, имеющих мезосоматический тип телосложения, увеличилось на 9,7% в городе и на 14% в районах области, также возросло число детей с гармоническим развитием (15,9 и 27,3% соответственно).

Дети 2-й группы, проживающие в городе, при рождении имели мезосоматический тип телосложения в 71,4% случаев, гармоническое развитие в 75% случаев, в сельской местности — соответственно в 65,7 и 62,1% случаев. Городские дети имели микросоматотип в 25,7% случаев, макросоматотип в 2,9% случаев, сельские — соответственно в 20 и в 5% случаев. Дисгармонически и резко дисгармонически развивались 20 и 14,2% городских детей, а сельских — 30 и 10% соответственно. К концу первого года жизни как в городе (35,1%), так и в районах области (35%) в этой группе увеличились количество детей, относящихся к макросоматическому типу, и доля детей с дисгармоническим развитием (37,1 и 38,6% соответственно). Среди городских детей уменьшилось на 18,5% число детей с мезосоматическим типом телосложения и на 11,5% с гармоническим развитием, а среди сельских — на 10 и 12,9% соответственно. Дети с микросоматическим типом и дисгармоническим развитием составляли незначительное количество.

Результаты проведенного исследования выявили непосредственное влияние вида вскармливания на физическое развитие детей первого года жизни.

Так, у детей, находившихся на искусственном вскармливании, в возрасте 1 года были более высокие антропометрические параметры и чаще отмечались нарушения гармоничности физического развития, чем у их сверстников, получавших грудное молоко.

Л итература

1. Ладодо К. С. // Педиатрия. - 1996. - № 4. - С. 5-8.

2. Ладодо К. С. // Рос. педиатр, журн. - 1998. - № 2. - С. 52-558.

3. Максимова Т. М. // Педиатрия. — 1994. — № 2. — С. 67-70.

4. Нетребенко О. К. Состояние здоровья и питания детей первых двух лет жизни в отдельных регионах России: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1997.

Поступило 14.10.02

Summary. Physical development was comparatively assessed in 1238 children of the first year of life who were differently fed. The children living in both the town of Kirov and rural

areas of the Kirov Region who were on artificial feeding showed higher weight and height values, but they developed less harmonically than those of the same age who were fed with breast milk.

О СТ. ШПАНГЕНБЕРГ. Б. БОЕВА. 2003 УДК «13.955:371.7

Ст. Шпангенберг, Б. Боева

ВОЗДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ И ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКОВ

Национальный центр гигиены медицинской экологии и питания, София

Настоящая работа является частью комплексного научного исследования, проведенного в период 1993—2001 гг., среди учеников старших классов (VIII, XI, XII) десяти школ на территории г. София. Целью изучения является оценка школ по состоянию здоровья и гигиены, включающая также изучение условий учебной среды и учебной нагрузки во время обучения и их влияния на психофизическое состояние учащихся и их здоровье.

Комплексная оценка школы по состоянию здоровья и гигиены включает в себя исключительно большой набор показателей, таких как учебная среда, учебная нагрузка, недельные программы, режим обучения, обучение как целое (суммарная учебная нагрузка), психофизическое состояние и здоровье учащихся, питание, спортивная деятельность, медицинское обслуживание и т. п., также оценку коллектива научных работников различных специальностей — педиатров, гигиенистов, психологов, биохимиков, педагогов, архитекторов, статистиков и т. д.

Проведение такой оценки по отдельным, а тем более по большинству школ ввиду их многообразия по статусу, виду, декларированным целям обучения является непосильной задачей для современной гигиенической науки. Проведение научных исследований в школах сопровождается некоторыми трудностями, связанными прежде всего с ограничениями времени проведения исследований (до начала и после окончания учебных занятий, чтобы не препятствовать нормальным учебным занятиям в соответствии с постановочными и методологическими требованиями данного типа исследований о сменности обучения, сезонности — при оценке параметров микроклимата учебной среды, суммарной учебной нагрузки и т. д.), трудоемкостью большинства психофизиологических методов исследования с соблюдением технологической дисциплины и требований их проведения на реальных рабочих местах учащихся, т. е. в классах, отдаленностью учебных заведений, их необязательным характером для учеников и, не на последнем месте, с их финансовым обеспечением.

Вот почему на базе полученных результатов проведенных исследований с помощью современных статистических методов анализа и оценки мы поставили себе целью установить те показатели, которые в наибольшей степени влияют на качество учебной среды и обучение в школе и оказывают непосредственное или косвенное воздействие на статус здоровья учеников.

Гипотеза исследования строится на суждении, что оптимизация учебной среды и процесса обучения в целом будет иметь положительное воздействие на психофизическое состояние и здоровье учащихся и повысит качество и эффективность обучения.

Результаты исследования позволят провести как индивидуальную, так и групповую оценку наблюдаемых школ с учетом достигнутых успехов и недостатков обучения и предоставят возможность выделить те школы, которые в наибольшей степени соответствуют современным требованиям обучения и могут послужить примером создания модели современной школы.

Для целей исследования использованы различные по своему характеру данные:

— прямой замер — показатели здоровья, микроклимата среды, освещенность рабочих мест, уровень шума и

т. д.;

— характерные оценки — минимальные замеренные стоимости показателей среды (освещенность рабочих мест, минимальные стоимости фактора I, относительная влажность, максимальные показатели состояния здоровья/самый высокий процент некоторых представленных заболеваний);

— качественные характеристики, имеющие количественный характер — количество буфетов, спортивных залов, специализированных кабинетов и т. д.;

— оценки ранга — показатели школы в целом, например документация (вид, система обучения, прием, число профилей и т. д.), меблировка и т. д.;

— общие экспертные оценки — тоже оценки ранга.

Оценки ранга различных показателей сопоставимы

по направлению и масштабу.

Эти показатели имеют иерархическую структуру, т. е. относятся к объектам, представляющим собой структуру группирующихся элементов (см. схему), которые обо-

Схема основных объектов исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.