Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Э.Р. Валеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gymnasiums and general educational schools have most widely spread in Kazan now. By the end of schooling, the difference in the prevalence of all diseases in the gymnasium and school is 244.22 and 908.11, respectively, i.e. this figure is 3.7 times higher in the general educational school than that in the gymnasium. In the school-leaving forms of a general educational school, the prevalence of different abnormalities is twice higher than in those of gymnasium. Thus, there has been a 2.2-fold decrease in the proportion of apparently healthy children in the past 5 years. In the school-leaving pupils of a general educational school, the prevalence of abnormalities is twice higher than that in gymnasium pupils of the same age and a 13-fold rise in the prevalence of mental disease exacts a very careful attention.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

СЭ. Р ВАЛЕЕВА. 2003

УДК 613.955:312.6-057.874

Э. Р. Валевва

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Казанский государственный медицинский университет

В настоящее время в системе школьного образования применяется широкий спектр видов обучения. В Казани наибольшее распространение получили гимназии и общеобразовательные школы.

Целью данного исследования явился сравнительный анализ распространенности отдельных видов патологий среди школьников при различных видах обучения.

Нами проведен анализ заболеваемости школьников гимназии № 6 и общеобразовательной школы № 127 Казани по результатам углубленных медицинских осмотров 12 685 школьников за 1995—2001 гг.

В медицинских осмотрах школьников 1, 5, 8—9, 10— 11-х классов, проводимых в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 60 (1995 г.) участвовали хирург-ортопед, отоларинголог. офтальмолог, невропатолог, гинеколог, логопед и стоматолог. В литературе особое значение придается оценке здоровья школьников в сенситивные периоды развития, которые приходятся на 1, 5, 9 и 11-й классы [3,4].

Данные обрабатывались на основании Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10).

Данные учреждения однотипны по наполняемости и санитарно-гигиенической характеристике, однако режим обучения в гимназии отличается от общеобразовательной школы сложностью учебной программы. За изученный период произошло снижение доли детей, отнесенных к I группе здоровья, как в общеобразовательной школе, так и в гимназии, соответственно в 2,2 раза (р < 0,001) и 2,6 раза (р < 0,01), тогда как процент детей, отнесенных к III группе, уменьшился в 1,7 раза (р < 0,05) только в гимназии, а в общеобразовательной школе сохранился на том же уровне.

Соответственно с 45,87 до 77% (р < 0,001) в гимназии и с 50,55 до 75,6% (р < 0,001) в школе № 127 выросла доля школьников во II группе здоровья (табл. I).

Среди гимназистов 5 классов болезней (болезни ко-стно-мышечной системы, глаз и их придатков, мочеполовой системы, органов пищеварения, системы кровообращения) формировали 69,5% всей заболеваемости в 1996 г. и 57,2% в 2001 г. В общеобразовательной школе эти классы болезней в 19% г. составили 73,35%, в 2001 г. их доля достоверно снизилась до 62,8%. Снижение произошло прежде всего за счет болезней системы кровообращения, кожи и подкожной клетчатки, мочеполовой системы и костно-мышечной системы (табл. 2).

Практический интерес имеет динамика показателей состояния здоровья детей на протяжении обучения.

Таблица 1 Распределение школьников по группам здоровья, %

Год Гимназия Школа

группа здоровья всего группа здоровья всего

1 1! III I 11 III

1996 40,17 45,87 13,75 100 30,68 50,55 10,76 100

1997 35,26 45,84 18,89 100 19,87 70,24 10,95 100

1998 28,28 55,54 16,17 100 18,94 71,36 9.7 100

1999 25,25 59,47 15,31 100 18,61 72,41 9.79 100

2000 23,74 63,07 13,17 100 12.73 76,40 10.85 100

2001 IS 77 8 100 13,5 75.6 10,9 100

В гимназию поступают дети из более благополучных в социальном отношении семей (1,2]. Однако, по нашим данным, среди них распространенность болезней выше, чем среди первоклассников из общеобразовательной школы (табл. 3). Среди первоклассников общеобразовательной школы болезни глаз и их придатков встречаются в 2,6 раза чаще, чем в гимназии (р > 0,05), болезни ор-

Таблица 2

Структура отдельных групп болезней среди школьников и гимназистов, %

Класс за- 1996 г. 2001 г.

болеваний гимназия школа гимназия школа

1 11 - - 1,2 ± 0,25 0.1 ± 0.18

III 1,5 ± 0,36 0,3 ± 0,16 2,2 ± 0,25 0,9 ± 0,25

IV 3,4 ± 0,54 1,3 ± 0,33 1,4 ± 0,23 2,3 ± 0,45

V 1,9 ± 0,41 1.3 ± 0,33 6.7 ± 0,45 0,3 ± 0,16

VII 15,8 ± 1,09 13,3 ± 0.96 13,1 ± 0,98 15,4 ± 0.74

VIII 5,3 ± 0,67 0,17 ± 0,12 0,7 ± 0,26 0.3 ± 0,16

IX 10.1 ± 0.92 12,5 ± 0.94 8,7 ± 0,58 9.0 ± 0,8

X 5,3 ± 0,67 4,7 ± 0,60 25,6 ± 0,39 1,9 ± 0,41

XI 12,6 ± 0,99 18,7 ± 1,11 11,5 ± 0,69 20,1 ± 1.19

XII 12,1 ± 0,97 4,9 ± 0,61 2.8 ± 0,34 0,4 ± 0,19

XIII 17,7 ± 1,14 23,6 ± 1,21 19,5 ± 0,88 17,9 ± 1,14

XIV 13,6 ± 1.02 4,1 ± 0,56 5,4 ± 0,50 4,7 ± 0,6

XVII — — 0,7 ± 0,21 0,1 ± 0,09

Итого... 100 100 100 100

Примечание. Здесь и в табл. 3: I — инфекционные болезни, II — новообразования. III — болезни крови, IV — болезни эндокринной системы, V — психические расстройства, VII — болезни глаз и их придатков, VIII — болезни уха и сосцевидного отростка, IX — болезни системы кровообращения, X — болезни органов дыхания, XI — болезни органов пищеварения, XII — болезни кожи и подкожной клетчатки, XIII — болезни костно-мышечной системы, XIV — болезни мочеполовой системы, XVII — врожденные аномалии.

Таблица 3

Распространенность отдельных патологических состояний в начале и в конце школьного обучения (на 1000 осмотренных детей; 2000 г.)

Класс гимназия школа

заболеваний 1-й класс 11-й класс 1-й класс 11-й класс

III _ 4,2 8,62 _

VI 16,53 4,2 8,62 12,82

V 33,05 75,63 8,62 102,56

VII 16,53 42,02 43,10 269,23

VIII 8,26 4,2 34,48 89,74

IX 82,65 134,45 43,10 115,38

X 16,53 12,61 17,24 38,46

XI 41,32 142,86 77,58 423,07

XII — — 8,62 12,89

XIII 49,59 100,84 — 25,64

XIV 24.79 42,02 8,62 76,92

XVII 41,32 12,61

Итого... 330,57 574,79 258,60 1166,71

ганов пищеварения — 1,8 раза чаще (р > 0,05), болезни уха и сосцевидного отростка — 4,17 раза чаще.

Среди выпускников общеобразовательной школы наблюдается увеличение числа психических расстройств в 13,6 раза (р < 0,001), болезней глаз и их придатков в 6,4 раза (р < 0,001), болезней органов пищеварения в 2,9 раза (р < 0,001) и болезней эндокринной системы в 3,05 раза (р < 0,001).

Существенно больше, в 1,16 раза (р < 0,05) болезней системы кровообращения наблюдается в гимназии, чем в общеобразовательной школе, и болезней костно-мы-шечной системы в 3,93 раза выше в гимназии (р < 0,001).

К концу школьного обучения распространенность всех болезней в гимназии и школе составляет соответственно 244,2 и 908,1, т. е. в общеобразовательной школе эта величина больше в 3,7 раза, чем в гимназии, следовательно, состояние здоровья учащихся в общеобразовательной школе значительно ухудшилось.

Выводы. 1. На протяжении последних 5 лет более чем в 2,2 раза снизилась доля практически здоровых детей, поступающих в школу.

2. В выпускных классах общеобразовательной школы распространенность различных видов патологических состояний наблюдается в 2 раза чаще, чем среди гимназистов того же возраста, особого внимания требует 13-кратный подъем уровня психических заболеваний.

Учитывая социально-экономический статус учащихся общеобразовательных школ, необходимо усиление го-

сударственной поддержки этих учреждений при проведении медико-профилактических мероприятий.

J1 итература

1. Антропова М. В., Манке Г. Г., Бородки на Г. В. и др. // Гиг. и сан. - 1997. - № I. - С. 24-26.

2. Кучма В. Р. // Там же. - 2000. - № 1. - С. 36-37.

3. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М„ 2000. - С. 19-25.

4. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Звездина И. В. и др. // Гиг. и сан. - 2002. - № 3. - С. 52-53.

Поступила 20.09.02

Summary. Gymnasiums and general educational schools have most widely spread in Kazan now. By the end of schooling, the difference in the prevalence of all diseases in the gymnasium and school is 244.22 and 908.11, respectively, i.e. this figure is 3.7 times higher in the general educational school than that in the gymnasium. In the school-leaving forms of a general educational school, the prevalence of different abnormalities is twice higher than in those of gymnasium. Thus, there has been a 2.2-fold decrease in the proportion of apparently healthy children in the past 5 years. In the school-leaving pupils of a general educational school, the prevalence of abnormalities is twice higher than that in gymnasium pupils of the same age and a 13-fold rise in the prevalence of mental disease exacts a very careful attention.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2003 УДК 613.953.1:572.511-053.2

В. А. Беляков, А. В. Кашин, И. В. Попова

ВЛИЯНИЕ ВИДА ВСКАРМЛИВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Кировская государственная медицинская академия

Рациональное питание является одним из решающих условий обеспечения гармоничного роста и развития детей раннего возраста 11—4|. В связи с этим представляло определенный интерес оценить состояние физического развития детей, находящихся на различных видах вскармливания. Под нашим наблюдением в течение первого года жизни находилось 1238 детей (627 девочек и 611 мальчиков), проживающих в г. Кирове и сельских районах Кировской области. Все дети относились к 1-й и 2-й группам здоровья. При сборе материала соблюдали все необходимые условия для составления выборок: однородность детского состава, использование одних и тех же инструментов и проведение обследования одной группой. У наблюдаемых детей оценивали антропометрические показатели физического развития (массу, длину тела, окружности груди и головы) с определением соматических типов телосложения и гармоничности развития. Статистическую обработку материала осуществляли на IBM по специально разработанным прикладным программам MS Excel.

Проведенные исследования позволили установить, что у детей, находившихся на искусственном вскармливании с рождения и проживающих в г. Кирове, масса тела увеличилась за год в среднем в 3,5 раза (с 3301 ± 537,8 г при рождении до 11 339 ± 1304 г в возрасте 1 года). Анализ поквартального прироста массы тела установил ее максимальное увеличение в 1,78 раза (с 3301 ± 537,8 до 5866 ± 909,1 г) в первые 3 мес жизни с последующим более медленным нарастанием: во II квартал — в 1,47 раза, в III — в 1,1 раза, в IV — в 1,2 раза. У детей, которым прекратили грудное вскармливание в возрасте 3—6 мес, прибавки массы тела были следующие: за год масса увеличилась в среднем в 3,3 раза (при рождении 3324 ± 420,7 г, в возрасте 1 года II 225 ± 1011 г). В I квартал масса тела увеличилась в 1,77 раза, во II — в 1,44 раза, в III — в 1,1 раза, в IV — в 1,1 раза. У детей, пере-

веденных на искусственное вскармливание в сроки от 6 до 9 мес, масса тела увеличилась в среднем в 3 раза (с 3392 ± 392,7 г при рождении до 10 256 + 1035,0 г к 1 году). Ежеквартальные приросты массы колебались в следующих пределах: за I квартал масса увеличилась в 1,77 раза, за II — 1,34 раза, за III — в 1,15 раза, за IV — в 1,1 раза. Дети, продолжавшие получать грудное молоко более 9 мес, имели следующие показатели нарастания массы тела: за год она увеличилась в среднем в 3 раза (с 3447 ± 488 до 10 339 ± 1186 г): за I квартал в 1,78 раза, за II в 1,35 раза, за III в 1,16 раза, за IV в 1,07 раза.

У детей сельской местности, находившихся на искусственном вскармливании, масса тела за 12 мес увеличилась в среднем в 3,2 раза (при рождении 3247 ± 489,4 г, в возрасте 1 год 10 419 ± 1246 г): в I квартал в 1,82 раза, во II в 1,35 раза, в 111 и IV в 1,2 и 1,1 раза соответственно. У детей, переведенных на искусственное вскармливание в сроки 3—6 мес жизни, масса тела в течение года увеличилась в среднем в 3,1 раза (с 3322 ± 462,8 г при рождении до 10 412 ± 1156 г в возрасте I года). Прирост по кварталам составил: I — в 1,83 раза, II — в 1,34 раза. III

— в 1,17 раза, IV — в 1,09 раза. Дети, переставшие получать материнское молоко в возрасте 6—9 мес, имели следующие поквартальные прибавки массы тела: за I квартал 2924 г (в 1,87 раза), за II - 2039 г (в 1,33 раза), за III

- 1252 г (в 1,15 раза), за IV - 982 (в 1,1 раза). В течение года масса тела у них увеличилась в среднем в 3,2 раза (с 3275 ± 489,2 до 10 472 ± 853,2 г). У детей, продолжавших находиться на грудном вскармливании после 9 мес жизни, масса тела за 12 мес увеличилась в среднем в 3 раза (с 3478 ± 418 до 10 473 ± 826 г). По кварталам соответственно в 1,82, 1,28, 1,17 и 1,1 раза.

Таким образом, установлено, что у детей, переведенных на искусственное вскармливание в более ранние сроки, к концу первого года жизни масса тела была больше, чем у детей, продолжавших получать материнское молоко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.