■ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Нагаева Т.А., Балашева И.И., Закирова Л.М., Семенова А.А.
Сибирский государственный медицинский университет,
г. Томск
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Изучен эмоционально-психологический профиль у 118 первоклассников в возрасте 6-8 лет в период адаптации к обучению в образовательных учреждениях общего типа и с повышенной учебной нагрузкой, из которых 76 гимназистов и 42 ученика общеобразовательной школы. Полученные результаты свидетельствуют о существенных нарушениях течения адаптационного процесса среди учащихся гимназии. В связи с повышенными учебными нагрузками у гимназистов чаще наблюдаются сниженное настроение, проявления усталости, снижается интерес детей к учебе, ухудшается дисциплина.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: первоклассники; адаптация; эмоционально-психологический профиль.
Nagaeva T.A., Balasheva I.I., Zakirova L.M., Semenova A.A.
Siberian State Medical University, Tomsk
FEATURES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST-GRADERS
Emotional and psychological profile is studied in process of adaptation to learning in educational institutions of general type and with the raised academic load at 118 first-graders at the age 6-8 years (76 students of gymnasium and 42 students of general type schools). The results testify about infringements of a current of adaptable process among pupils of a gymnasium.
In connection with the raised academic loads at gymnasiums students more often observed the lowered mood, fatigue, interest to study decreases, decreases the discipline.
KEY WORDS: first-graders; adaptation; emotional and psychological profile.
Согласно данным литературы, в последние годы отмечается рост функциональных нарушений со стороны нервно-психической сферы детей и подростков, особенно в период получения ими общего и профессионального образования. При этом более раннее начало школьного обучения, интенсификация учебного процесса предъявляют все большие требования к механизмам стрессоустойчи-вости организма ребенка [1-5].
В профилактической педиатрии особенно актуальной является проблема адаптации учащихся первых классов. Начало обучения, как правило, сочетается не только с выраженным психоэмоциональным напряжением первоклассников, но также с сокращением продолжительности сна, двигательной активности детей, времени пребывания их на свежем воздухе, что обуславливает снижение общей резистентности организма, формирование различных функциональных отклонений с переходом впоследствии в хроническую патологию. Повышенная учебная нагрузка у многих детей приводит к нарушению эмоционально-поведенческих реакций, особенно при обучении в школах «нового» типа (гимназии, лицеи) [3, 6].
Цель исследования — изучить эмоционально-психологический профиль первоклассников в процессе адаптации к обучению в зависимости от типа учебного заведения.
Корреспонденцию адресовать:
НАГАЕВА Татьяна Александровна,
634050, Россия, г. Томск, Московский тракт, 2,
ГОУ ВПО «СибГМУ Росздрава».
Тел.: дом. 8 (3822) 52-10-34; сот. +7-913-108-20-21. E-mail: nagaev@mail.tomsknet.ru
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Проведено обследование состояния здоровья 118 первоклассников, из них 76 детей, обучающихся в гимназии № 1 г. Томска (основная группа) и 42 ученика общеобразовательной школы № 1 г. Томска (группа сравнения), а также анкетирование их родителей, с учетом мнения педагога и психолога. Анкетирование проводилось с использованием «Шкалы для оценки эмоционального профиля первоклассников в школе» (Рзянкина М.Ф., 2005) дважды: в начале и в конце учебного года. Статистический анализ данных проводили при помощи пакета программ Б1а-И8Йса у6.0. Для каждого показателя в группах наблюдений вычислялись: среднее значение (Х) и стандартная ошибка среднего (т). Достоверность различий для зависимых и независимых выборок между двумя средними оценивались по 1-критерию Стъюдента в случае нормального распределения и непараметрического и-критерия Манна-Уитни в случае отклонения от нормального. Различия между средними величинами в сравниваемых группах считались достоверными при р < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ
На основании комплексной оценки состояния здоровья обследуемые первоклассники были распределены на группы здоровья. Установлено преобладание детей со II группой здоровья (63,5 % в гимназии и 69,3 % в общеобразовательной школе), т.е. имеющих отягощенный анамнез, различные функциональные отклонения, и составляющих группу риска. Остальные первоклассники уже на данном этапе обу-
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ _____________АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
чения имели те или иные хронические заболевания, что позволило отнести их к III группе здоровья (36,5 % и 30,6 %, соответственно). Обращал на себя внимание тот факт, что среди учащихся первых классов, как в гимназии, так и в общеобразовательной школе, не было выявлено ни одного ребенка с I группой здоровья.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что в начале учебного года среди детей-гим-назистов благоприятное течение адаптации наблюдалось у 79,3 %, условно-благоприятное — у 20,7 % первоклассников. В группе сравнения адаптационные процессы отличались незначительно: благоприятное течение адаптации отмечалось у 82,1 % детей, условно-благоприятное — у 17,9 % учащихся. Неблагоприятный вариант течения адаптации не был зарегистрирован ни в одном случае. Статистически зна-
чимых отличий между группами по данным параметрам не выявлено.
Изучая структуру эмоционально-поведенческих расстройств среди первоклассников в начале обучения, достоверные отличия были зарегистрированы в категориях: «Познавательная деятельность», «Дисциплина», «Реакции агрессии и гнева», «Общее самочувствие» (табл.). Среди гимназистов отмечены: более высокий интерес к занятиям, усидчивость детей, старательность, исполнительность. Учащиеся гимназии отличались от школьников отсутствием беспричинного гнева, умением все решить мирно, не унижая своего достоинства (р < 0,002). Вместе с тем, у детей обеих групп выявлено снижение общего самочувствия, обусловленное, прежде всего, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем, а также низким пока-
Таблица
Показатели шкалы оценки эмоционального профиля у гимназистов-первоклассников и учащихся общеобразовательной школы в начале и конце учебного года, Х ± m
Гимназисты (n = 76) Школьники (n = 42)
Показатели (в баллах) начало года конец года начало года конец года Р
1 2 3 4
Депрессия 7,65 і 0,45 7,13 і 0,79 8,91 і 0,68 9,10 і 0,44 Р2-4 - 0,046
Социальные контакты 6,58 і 0,61 5,12 і 0,99 8,09 і 0,61 6,20 і 1,13
Познавательная деятельность 6,46 і 0,43 3,25 і 1,34 4,54 і 1,02 6,20 і 0,81 Р1-2 - 0,005 Р1-3 - 0,043
Дисциплина 7,17 і 0,37 3,17 і 1,23 4,82 і 0,68 6,45 і 0,65 Р1-2 - 0,001 Р1-3 - 0,002 Р2-4 - 0,041
Реакции агрессии и гнева 4,65 і 0,71 -0,54 і 0,92 8,41 і 0,59 3,55 і 0,77 Р1-2, 3-4 - 0,001 Рі-3, 2-4 - 0,002
Страх 6,92 і 0,55 6,42 і 0,77 5,59 і 1,01 7,50 і 0,57
Игровая деятельность 5,52 і 0,28 5,88 і 0,42 6,32 і 0,48 5,65 і 0,74
Двигательная активность 5,39 і 0,27 5,79 і 0,41 5,41 і 0,39 5,40 і 0,54
Общее самочувствие 6,83 і 0,62 6,33 і 0,86 7,00 і 0,92 9,10 і 0,32 Р3-4 - 0,04 Р2-4 - 0,008
Общая сумма 57,17 і 2,6 42,54 і 5,48 59,09 і 3,11 59,15 і 3,69 Р1-2 - 0,008 Р2-4 - 0,02
Сведения об авторах:
НАГАЕВА Татьяна Александровна, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней, ГОУ ВПО «СибШУ Росздрава», г. Томск, Россия. E-mail: nagaev@mail.tomsknet.ru
БАЛАШЕВА Ирина Ивановна, доктор мед. наук, профессор, кафедра факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета, ГОУ ВПО «СибШУ Росздрава», г. Томск, Россия. E-mail: polped@ssmu.tomsk.ru
ЗАКИРОВА Лилия Mугимовна, аспирант, кафедра поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней, ГОУ ВПО «СибШУ Росздрава», г. Томск, Россия. E-mail: za<irovalilja@mail.ru
СЕMЕНОВA Анастасия Анатольевна, студентка, 3 курс, педиатрический факультет, ГОУ ВПО «СибШУ Росздрава», г. Томск, Россия. E-mail: pol-ped@ssmu.tomsk.ru
Information about authors:
NAGAYEVA Tatiana Alexandrovna, doctor of medical sciences, professor, head of the outpatient pediatric department that includes a course of propaedeutics of childhood diseases, Siberian State Medical University, Tomsk, Russia. E-mail: nagaev@mail.tomsknet.ru
BALASHEVA Irina Ivanovna, doctor of medical sciences, professor, pediatrics department with a course of childhood diseases, Siberian State Medical University, Tomsk, Russia. E-mail: polped@ssmu.tomsk.ru
ZAKIROVA Lily Mugimovna, post-graduate student, the outpatient pediatric department that includes a course of propaedeutics of childhood diseases, Siberian State Medical University, Tomsk, Russia. E-mail: zakirovalilja@mail.ru
SEMENOVA Anastasiya Anatoljevna, student, 3rd year, department of pediatrics, Siberian State Medical University, Tomsk, Russia. E-mail: pol-ped@ssmu.tomsk.ru
■ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ______________
зателем координации различных систем организма между собой.
Положительный баланс эмоционально-поведенческих реакций (общая сумма баллов от +67 до +86) означает, что ребенок полностью адаптирован к учебному процессу и не имеет эмоционально-поведенческих отклонений. При сравнении данного показателя между группами в начале обучения статистически значимых различий выявлено не было — 40,4 % и 40,9 % среди гимназистов и школьников, соответственно.
В конце обучения (апрель-май) благоприятный тип адаптации определялся у 54,2 % гимназистов, условно-благоприятный — у 41,7 % детей, неблагоприятный тип — у 4,1 % учащихся. Среди первоклассников общеобразовательной школы адаптация протекала более успешно. Так, благоприятный тип адаптации определялся у 95 % детей, условно-благоприятный — у 5 %, неблагоприятный тип адаптации не зарегистрирован. В структуре эмоционально-поведенческого профиля (табл.) у детей основной группы относительно группы сравнения наблюдались: изредка сниженное настроение («Депрессия», р < 0,046), нарушения дисциплины из-за несобранности («Дисциплина», р < 0,041), проявления рабочей усталости («Общее самочувствие», р < 0,008). Также у гимназистов выявлено снижение интереса к учебе (по сравнению с началом года, р < 0,005), дети не проявляли признаков агрессии и гнева из-за наличия легкой преходящей депрессии (р < 0,002).
Существенные различия наблюдались в исследуемых группах при сравнительном анализе числа детей с положительным балансом эмоционально-поведенческих реакций: среди гимназистов в конце учебного года выявлено всего 25 % детей, успешно адап-
тировавшихся к учебному процессу, тогда как среди школьников их число осталось прежним (40 %).
ВЫВОДЫ:
Таким образом, большая часть первоклассников имеют различные функциональные отклонения в состоянии здоровья и составляют группу риска по формированию хронической патологии. Уже на данном этапе развития более 30 % детей-гимназистов и учеников общеобразовательной школы страдают теми или иными хроническими заболеваниями (III группа здоровья). В начале учебного года у большей части первоклассников обеих групп наблюдалось благоприятное течение адаптации. При этом высокие показатели среди детей-гимназистов в категориях «Познавательная деятельность» и «Дисциплина» могут быть обусловлены большей мотивацией, оптимальным уровнем подготовки к обучению в школах «нового типа».
Результаты изучения шкалы эмоционального профиля первоклассников в конце учебного года свидетельствуют о существенных нарушениях течения адаптационного процесса среди учащихся гимназии. В связи с повышенными учебными нагрузками, не соответствующими физиологическим возможностям ребенка, зарегистрированы падение интереса детей к учебе, ухудшение дисциплины, чаще выявлялись сниженное настроение, проявления усталости.
Полученные данные указывают на необходимость оптимизации учебного процесса в гимназиях и организации медико-педагогического и психологического сопровождения учащихся с внедрением здоровьесберегающих технологий, начиная с первого года обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руков. для врачей / Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. - М., 2008. - 432 с.
2. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации /Агафонова И.Н. //Начальная школа. - 1999. -№ 1. - С. 61-63.
3. Кучма, В.Р. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников /Кучма В.Р., Звездина И.В., Жигарева Н.С. //Вопр. соврем. педиатрии. - 2008. - Т. 7, № 4. - С. 9-12.
4. Исаев, Д.Н. Психосоматические расстройства у детей /Исаев Д.Н. - СПб., 2000. - 507 с.
5. Twisk J.W., Kemper H. C., van Mechelen W. et al. //Am. J. Epidemiol. - 1997. - V. 145. - P. 888-898.
6. Десять лет наблюдения за здоровьем школьников, обучающихся по разным программам /Теппер Е.А., Захарова Л.Б, Фефелова В.В. и др. //Педиатрия. - 2006. - № 4. - С. 102-104.