ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.И. ЛАПТЕВ, А.С. СОЛОМЕННИКОВ, А.В. ШЕВЦОВ,
РГУФКСМиТ, г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается воздействие физического воспитания детей дошкольного возраста с применением элементов, используемых в спортивной борьбе, и их влияние на здоровье исследуемого контингента. В работе представлена годовая динамика прироста показателей физической подготовленности и индексов, характеризующих физическое здоровье мальчиков, дошкольников 5-6 лет, занимающихся в различных группах. В ходе педагогического эксперимента выявлено и подтверждено данными двух групп, что развитие физических качеств у детей проходит гетерохронно и гетеродинамно. Изменения, зафиксированные в педагогических тестах, характеризующих физическое развитие, происходят одинаково, независимо от того, в какой группе занимаются дети дошкольного возраста, но наибольшие приросты показателей прослеживаются у детей, где применялась методика с использованием гимнастических упражнений и элементов спортивной борьбы. Авторами доказано положительное влияние методики не только на физические качества, но и физическое здоровье детей изучаемого возраста.
Ключевые слова: спортивная борьба, дети дошкольного возраста, физическое здоровье, физические качества,
юные спортсмены.
IMPACT OF MEANS OF WRESTLING ON PHYSICAL HEALTH OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
A.I. LAPTEV, A.S. SOLOMENNIKOV, A.V. SHEVTSOV,
RSUFCSY&T, Moscow
Abstract
The article deals with the impact of physical education of preschool children, with the use of elements used in wrestling and their impact on the health of the studied contingent. The paper presents the annual dynamics of growth of indicators of physical fitness and indices characterizing the physical health of preschool boys 5-6 years old, engaged in various groups. During the pedagogical experiment revealed and confirmed by the data of the two groups is that the physical development is heterochronic and heterodyne. Changes are recorded in the pedagogical tests that characterize the physical development occur equally regardless of what group do the children of preschool age, but the greatest growth can be traced in children where to apply the techniques using gymnastic exercises and elements of wrestling. The authors proved the positive impact of the technique not only on the physical qualities, but also the physical health of children of the studied age.
Keywords: wrestling, preschool children, physical health, physical qualities, young athletes.
Актуальность
Дошкольный возраст является одним из неизученных периодов в физическом воспитании детей и начала совершенствования в том или ином виде спорта, при этом все понимают, что основа гармоничного физического развития закладывается в данном возрасте [1]. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, при планировании тренировочного процесса необходимо воздействовать в определенном направлении, основываясь на анатомо-физиологические и психологические особенности детей изучаемого возраста [2].
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста происходит активное развитие двигательных и физических качеств, что способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств [3].
Актуальность данной темы не подвергается сомнению в связи с тем, что развитие физических качеств способствует формированию положительного самоощущения
детей от систематических занятий физической культурой, бодрости духа, жизнерадостности, а также развитию высокой работоспособности [4].
Известно, что детям в значительно большей степени, чем взрослым, присуща естественная потребность в движениях, которую обязательно нужно удовлетворять [5]. Движение - необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма человека. Кроме того, во время игр, физических упражнений ребенок познает и активно воспринимает окружающий мир. Все это способствует гармоническому развитию личности ребенка [6]. Одним из подходов развития детей является спортизация процесса физического воспитания, то есть построение тренировочного занятия со спецификой вида спорта [7]. Спортивная борьба является одним из наиболее эффективных видов спорта по развитию общей физической подготовки подрастающего поколения. Чрезвычайно широкий спектр различных средств и методов подготовки спортсменов позволяет применять дифференцированный
подход к выбору этих характеристик тренировочного занятия в соответствии со спецификой контингента занимающихся [2].
Объектом исследования является состояние здоровья детей дошкольного возраста.
Предмет исследовательской работы - процесс формирования физического здоровья детей дошкольного возраста, занимающихся физической культурой с добавлением элементов, используемых в спортивной борьбе.
Цель исследования: изучить влияние элементов, используемых в спортивной борьбе, на состояние физического развития и здоровья детей 5-6 лет.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1) выполнить анализ научной и научно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) выявить методические условия развития физического здоровья у детей дошкольного возраста;
3) выявить воздействие средств спортивной борьбы на воспитание физических качеств детей дошкольного возраста;
4) оценить эффективность воздействия средств спортивной борьбы на воспитание физического здоровья детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение средств спортивной борьбы позволит повысить уровень здоровья детей дошкольного возраста.
В нашей работе мы использовали методы, которые дают полную картину в исследованиях с поставленной целью и задачами:
1) анализ литературных источников;
2) антропометрия;
3) тестирование физической подготовленности;
4) метод экспресс-оценки физического здоровья [8];
5) математико-статистическая обработка данных.
Организации исследования
При формировании хода педагогического эксперимента для оценки эффективности применения средств спортивной борьбы на физическое здоровье детей 5-6 лет было скомплектовано две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). По своему контингенту, уровню физического развития и двигательной подготовленности группы однородны, по количественному составу: в КГ - 13, в ЭГ - 12 мальчиков. В занятия КГ входили общие физические упражнения, применяемые в условиях дошкольного образовательного учреждения. ЭГ была сформирована из детей, посещающих секцию общей физической подготовки с элементами борьбы, организованной на базе училища олимпийского резерва № 1 г. Москвы. В обеих группах занятия проводились два раза в неделю по 60 мин. Все занятия КГ соответствовали программе физического воспитания, принятой в ДОУ и носили базовый характер. Занятия ЭГ имели специальную направленность и проводились в зале борьбы на борцовском ковре с акробатическими элементами и элементами спортивной борьбы.
Исследование проводилось на протяжении всего учебного года - с сентября по июнь. В педагогическом процессе по двум временным срезам (в начале и конце эксперимента) оценивали уровень физической подготовленности и экспресс-оценки физического здоровья, состоящих из пробы Штанге и четырех индексов (Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой) [8].
Результаты тестирования
Оценка изучаемых показателей, проведенная в начале года показала, что количественный состав изучаемых групп распределен однородно по своему составу, и группы практически ничем не различались между собой по уровню физической подготовленности и физическому развитию.
В таблице 1 представлены данные физического развития детей контрольной и экспериментальной групп и динамика показателей во время эксперимента.
На рисунке 1 показана динамика физической подготовленности детей дошкольного возраста: скорост-
ные способности в ЭГ повысились на 12,34%, в КГ -на 7,27%, у ЭГ прирост выше на 5,07%, чем у КГ; показатель силовой подготовленности в ЭГ повысился на 38,57%, в КГ - на 28,7%, в ЭГ прирост выше (на 9,87%); в скоростно-силовых способностях показатель в ЭГ повысился на 9,92%, в КГ - на 4,87%, разница в приросте составила 5,05%; в координационных способностях в ЭГ прирост составил 6,29%, в КГ - 3,84%, ЭГ превышает КГ на 2,45%; в гибкости в ЭГ прирост - 37,03%, в КГ -26,08%, разница в приросте - 10,95%.
Таблица 1
Динамика показателей физической подготовленности детей дошкольного возраста
№ п/п Показатель До эксперимента (М ± т) После эксперимента (М ± т) Изменение %
1 Бег на 30 м (с) ЭГ 11,4 ± 0,39 10,0 ± 0,22 1,4 12,34*
КГ 11,3 ± 0,34 10,5 ± 0,33 0,8 7,27*
2 Отжимание от пола (кол-во раз) ЭГ 8,51 ± 1,24 11,79 ± 1,28 3,28 38,57*
КГ 8,83 ± 1,22 11,36 ± 1,31 2,53 28,70*
3 Прыжок в длину с места (см) ЭГ 118 ± 5,08 131 ± 5,01 13 9,92*
КГ 117 ± 4,26 123 ± 5,24 6 4,87*
4 Бег 3x9 м (с) ЭГ 13,5 ± 0,4 12,7 ± 0,3 0,8 6,29
КГ 13,5 ± 0,3 13,0 ± 0,3 0,5 3,84
Окончание табл. 1
№ п/п Показатель До эксперимента (М ± m) После эксперимента (М ± m) Изменение %
5 Тест на гибкость (у.е.) ЭГ 0,34 ± 0,026 0,54 ± 0,033 0,20 37,03* х
КГ 0,34 ± 0,029 0,46 ± 0,052 0,12 26,08*
Примечание:
* - различия достоверны в показателях до и после эксперимента (при Р < 0,05). х - различия достоверны между экспериментальной и контрольной группами (при Р < 0,05).
■ ЭГ □ КГ
Бег на 30 м
Отжимание
Прыжок в длину с места
Бег на 3x9 м
Тест на гибкость
Рис. 1.
Изменение показателей в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента
Проведя сравнительный анализ результатов проведенных исследований, мы выяснили, что дети экспериментальной группы превосходят контрольную группу. При этом следует отметить, что в контрольной группе также прослеживается увеличение результатов в педагогических тестах. В четырех из пяти тестах результаты прироста достоверны между измерениями до и после педагогического тестирования, но лишь в тесте на гибкость результаты имеют достоверность различий между КГ и ЭГ.
По динамике развития физических качеств прослеживается идентичное изменение в группах, в большей степени произошли приросты по показателям, характеризующим силовые способности и гибкость.
Для оценки физического здоровья детей дошкольного возраста использовали метод экспересс-оценки, описанный в методическом пособии С.Д. Полякова, С.В. Хрущева, И.Т. Корнеевой и др. [8] Результаты экспресс-оценки представлены в табл. 2.
Таблица 2
Изменение показателей, характеризующих физическое здоровье мальчиков-дошкольников
контрольной и экспериментальной групп
№ п/п Показатель До эксперимента (М ± m) После эксперимента (М ± m) Изменение %
1 Длина тела ЭГ 111,3 ± 2,1 114 ± 2,4 2,7 2,4
КГ 112,6 ± 1,4 113,4 ± 2,0 0,8 0,7
2 Масса тела ЭГ 20,5 ± 1,3 21,9 ± 1,6 1,4 6,4
КГ 20,1 ± 1,5 21,4 ± 2,2 1,3 6,1
3 ЖЕЛ ЭГ 1200 ±30 1300 ± 30 100 7,7*
КГ 1200 ±30 1200 ± 30 0 0,0
4 ЧСС ЭГ 92 ± 1,8 88 ± 1,7 -4 4,5
КГ 91 ± 2,1 89 ± 2,1 -2 2,2
5 АД сист. ЭГ 96 ± 3,1 94 ± 2,2 -2 2,1
КГ 97 ± 2,8 95 ± 3,1 -2 2,1
6 АД диаст. ЭГ 52 ± 2,2 56 ± 3,1 4 7,1
КГ 56 ± 4,1 56 ± 3,6 0 0,0
7 Проба Штанге ЭГ 50 ± 3,1 53 ± 4,2 3 5,7
КГ 48 ± 3,3 50 ± 3,8 2 4,0
8 Индекс Кетле ЭГ 16,5 ± 2,3 16,9 ± 3,0 0,4 2,4
КГ 15,9 ± 3,1 16,6 ± 3,1 0,7 4,2
Окончание табл. 2
№ п/п Показатель До эксперимента (М ± т) После эксперимента (М ± т) Изменение %
9 Индекс Робинсона ЭГ 88,3 ± 4,2 82,7 ± 4,8 -5,6 6,8
КГ 88,3 ± 4,7 84,6 ± 4,9 -3,7 4,4
10 Индекс Скибинского ЭГ 652,2 ± 21,8 783,0 ± 30,7 130,8 16,7*х
КГ 633,0 ± 35,3 674,2 ± 36,2 41,2 6,1
11 Индекс Шаповаловой ЭГ 87,3 ± 3,9 95,8 ± 4,0 8,5 8,9*
КГ 89,4 ± 3,7 91,2 ± 3,9 1,8 2,0
12 Индекс Руфье ЭГ 15,3 ± 2,1 12,5 ± 2,2 -2,8 22,4* х
КГ 15,5 ± 3,0 13,1 ± 3,6 -2,4 18,3*
Примечания:
* - различия достоверны в показателях до и после эксперимента (при Р < 0,05). х - различия достоверны между экспериментальной и контрольной группами (при Р < 0,05).
По результатам педагогического эксперимента показатели физического здоровья, выраженные в индексах, улучшились в обеих группах. Достоверно значимые изменения произошли в ЭГ по показателям ЖЕЛ - на 7,7%, индексу Скибинского - на 16,7%, индексу Шаповаловой -на 8,9%, индексу Руфье - на 22,4%.
После оценки каждого показателя в баллах рассчитывали общую сумму баллов, которая и определяет уровень физического здоровья детей (табл. 3).
По результатам тестирования и оценки здоровья детей видно, что после педагогического эксперимента дети ЭГ по набранной сумме баллов имеют высокий уровень физического здоровья, а дети КГ по общим набранным баллам остались на том же уровне, что и до эксперимента.
Выводы
1. Подход в оптимизации тренировочного процесса детей 5-6 лет при помощи гимнастических упражнений и элементов спортивной борьбы позволил разнообразить и дополнить уровень физической нагрузки для детей дошкольного возраста, что отразилось в позитивной динамике показателей физической подготовленности. Статистически достоверно улучшились результаты во всех тестируемых упражнениях - дети экспериментальной группы превосходят своих сверстников из контрольной группы. Так, прирост тестовых результатов при системном использовании средств спортивной борьбы в тренировочной деятельности детей дошкольного возраста в среднем составил: в ЭГ - от 6,29 до 44,57%, в КГ, где занятия проводились с использованием физической культуры, - от 3,84 до 32, 93%.
2. Использование элементов спортивной борьбы в ходе эксперимента позволило помимо достоверных положительных сдвигов в физическом развитии добиться достоверных положительных сдвигов (при р < 0,05) в физи-
Таблица 3
Уровень физического здоровья детей экспериментальной и контрольной групп
Индекс здоровья Этап эксперимента ЭГ КГ
Кетле До 5 5
После 5 5
Робинсона До 3 3
После 3 3
Скибинского До 5 5
После 5 5
Шаповаловой До 3 3
После 4 3
Руфье До 3 3
После 4 3
Итого До 19 19
После 21 19
ческом здоровье детей дошкольного возраста по параметрам:
• характеризующим функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества по индексу Скибинского - на 16,7%;
• характеризующим развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса по индексу Шаповаловой - на 8,9%;
• характеризующим функциональное состояние по пробе Руфье - на 22,4%.
3. Рациональное использование элементов спортивной борьбы с учетом возрастных особенностей при работе с детьми дошкольного возраста помогает формировать представление о виде спорта, направлять в специфику вида спорта, получать большое количество двигательных навыков, при этом формировать и укреплять здоровье детей.
Литература
1. Драговоз, Л.А. Педагогические условия обучения старших дошкольников двигательным действиям: авто-реф. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Уральская гос. акад. физ. культуры / Драговоз Лидия Анатольевна. - Челябинск, 2003. - 20 с.
2. Лаптев, А.И. Формирование здоровья детей дошкольного возраста с использованием элементов подготовки в спортивных единоборствах / А.И. Лаптев, Д.Ф. Джафаров, Е.В. Соловьева // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2018. -№ 1. -21 с.
3. Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. -52 с.
4. Лямцева, И.В. Пути оптимизации двигательной деятельности детей / И.В. Лямцева // Молодой ученый. -2015. - № 2. - С. 104-106. - URL http://moluch.ru/ archive/82/14977/
5. Кудинова, Ю.В. Развитие общей выносливости у дошкольников с помощью кружковой работы / Ю.В. Кудинова, Л.А. Иванова, Н.Е. Курочкина // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Том 7. - № 1 (2015). - URL http://naukovedenie.ru/PDF/37PVN115.pdf
6. Салманова, Г.А. Некоторые аспекты содержания и методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста / Г.А. Салманова // Вестник физической культуры и спорта. - 2016. - № 3. -С. 83-92.
7. Иванова, Л.А. Одно из направлений здоровьесбе-регающей, оздоровительно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении / Л.А. Иванова, О.В. Савельева, Т.А. Звонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 72-77.
8. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников / С.Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева и др. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 96 с.
References
1. Dragovoz, L.A. (2003), Pedagogical conditions of teaching senior preschool children motor actions: abstract. ... PhD (Pedagogics), Chelyabinsk: Ural state Academy of Physical culture, 20 p.
2. Laptev, A.I., Dzhafarov, D.F. and Solovyova, E.V. (2018), Formation of health of children of preschool age with use of elements of preparation in single combats, Fizicheskaya kul'tura: obrazovanie, vospitanie, trenirovka, no. 1, 21 p.
3. Kozhukhova, N. (2000), Some aspects of physical education of preschool children, Doshkol'noe vospitanie, no. 3, 52 p.
4. Lyamtceva, I.V. (2015,) Ways of optimization of motor performance in children. Molodoj uchenyj, no. 2, pp. 104106, URL https://moluch.ru/archive/82/14977/
5. Kudinov, Yu.V., Ivanova, L.A. and Kurochkin, N.E. (2015), Development of General endurance in preschool
children through group work, Internet-zhurnal "NAU-KOVEDENIE", vol. 7, no. 1, URL http://naukovedenie.ru/ PDF/37PVN115.pdf
6. Salmanova, G.A. (2016), Some aspects of the content and methodological features of physical education of preschool children, Vestnik fizicheskoy kul'tury i sporta, no. 3, pp. 83-92.
7. Ivanova, L.A., Savelyeva, O.V. and Zvonova, T.A. (2013), One of the directions of health-saving, health-improving and developing work in preschool educational institution, Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 3 (97), pp. 72-77.
8. Polyakov, S.D., Khrushchev, S.V., Korneeva, I.T. et al. (2006), Monitoring and correction of physical health of schoolchildren, Moscow: Iris-press, 96 p.
e*)