3. Козлова А.А. Электронный учебник: виды и формы / А.А. Козлова // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. - 2021. - № 21. - С. 164-167.
4. Малютин Д.Ю. Электронные учебники - от идеи к работающему прототипу / Д.Ю. Малютин // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2016. - № 1. - С. 50-57.
5. Мукамбетова А.С. Новые концепции обучения предметным знаниям и необходимость их учета в содержании учебников / А.С. Мукамбетова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2020. - Т. 4, № 2 (14). - С. 117-125.
6. Осмоловская И.М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений / И.М. Осмоловская // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 4 (19).
7. Панюкова Н.Л. Электронные учебники и электронные образовательные ресурсы как один из главных компонентов школьной информационной образовательной среды / Н.Л. Панюкова // Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2017. - С. 121-124.
8. Сергеева М.Г. Электронная форма учебника как инструмент организации современного урока / М.Г. Сергеева // Педагогическое искусство. - 2017. - № 2 (2). - С. 85-93.
9. Трач А.С. К вопросу о концепции смарт-учебника по английскому языку для специальных целей / А.С. Трач, М.Г. Бондарев // Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции под редакцией А.Л. Назаренко. - 2014. - С. 263-272.
REFERENCES
1. Aleksashkina, L.N. and Vorozheikina, N.I. (2017), "Electronic forms of history textbooks: educational potential and use in school practice", Teaching history and social studies at school, No. 2, pp. 2838.
2. Balalaeva, E.Y. (2016), "Analysis of the essence of the concept of "Electronic textbook"", Bulletin of the Mari State University, Vol. 2, No. 4. pp. 5-9.
3. Kozlova, A.A. (2021), "Electronic textbook: types and forms", Readings in memory of Evgeny Petrovich Sychevsky, No. 21, pp. 164-167.
4. Malyutin, D.Yu. (2016), "Electronic textbooks - from an idea to a working prototype", Proceedings of Higher Educational Institutions. Problems ofprinting and publishing, No. 1, pp. 50-57
5. Mukambetova, A.S. (2020), "New concepts of teaching subject knowledge and the need to take them into account in the content of textbooks", Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, Vol. 4, No. 2 (14), pp. 117-125
6. Osmolovskaya, I.M. (2014), "Textbooks of the new generation: search for didactic solutions", Domestic andforeign pedagogy, No. 4 (19).
7. Panyukova, N.L. (2017), "Electronic textbooks and electronic educational resources as one of the main components of the school information educational environment" Modern teacher of disciplines of the natural science cycle, collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, pp. 121-124.
8. Sergeeva, M.G. (2017), "Electronic textbook form as a tool for organizing a modern lesson" Pedagogical art, No. 2 (2), pp. 85-93.
9. Trach, A.S. and Bondarev, M.G. (2014), "On the concept of a smart textbook in English for special purposes", Information and communication technologies in linguistics, linguodidactics and intercultural communication, collection of materials of VI International Scientific and Practical Conference, in Nazarenko, A.L. (Ed.), pp. 263-272.
Контактная информация: pustoshilo.pv@mgusit.ru
Статья поступила в редакцию 16.06.2023
УДК 796.012.1
ВОЗДЕЙСТВИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ
ЗАВЕРШЕНИЯ КАРЬЕРЫ
Павел Васильевич Родичкин, доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; Елена
Николаевна Комиссарова, доктор биологических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург; Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, Великие Луки
Аннотация
Введение. Проблема преодоления кризисных ситуаций после завершения спортивной карьеры обладает определенной новизной и требует детального изучения. В исследовании обосновывается степень воздействия двигательных режимов игровой направленности, на психологическую устойчивость спортсменов, завершивших карьеру. Цель исследования. Изучить воздействие двигательного режима игровой направленности на изменение показателей, характеризующих психологическую устойчивость. Методика и организация исследования. Исследование проведено при участии спортсменов, завершивших карьеру (возраст: 35-40 лет) занимающихся командными видами спорта (баскетбол - n=10, мини-футбол - n=10) с целью поддержки психофизического тонуса. Квалификационный состав: КМС, МС, МСМК. Параметры психологической устойчивости диагностировались аппаратурным методом в специализированных условиях лаборатории нейрофизиологии. Для решения поставленной цели исследования проведен эксперимент, эффективность, которого обосновывалась по показателям психоэмоционального и психофизиологического состояния организма занимающегося контингента. Обработка цифрового материала с последующей интерпретацией выполнена с использованием лицензионного пакета. Результаты исследования и их обсуждение. Высокая моти-вационная потребность к занятиям игровой направленности бывших спортсменов адекватна и проявляется в статистически достоверном диапазоне положительных преобразований в исследуемых показателях, характеризующих психологическую устойчивость. Независимо от вида игровой деятельности состояние психической устойчивости влияет на уровень психической активации и воспринимается как стабильное функционирование основных психических механизмов. Выводы. Двигательные действия игровой направленности формируют динамический стереотип, что способствует уменьшению или исчезновению патологических проявлений.
Ключевые слова: фактор успешности, психофизиологическая диагностика, психологическая устойчивость, завершение карьеры, деятельность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p329-335
THE IMPACT OF THE MOTOR MODE OF THE GAME ORIENTATION ON THE PSYCHOLOGICAL STABILITY OF ATHLETES AFTER THE END OF THEIR
CAREER
Pavel Vasilyevich Rodichkin , doctor of medical sciences, professor, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Elena Nikolaevna Komissarova, doctor of biological sciences, professor, St. Petersburg State Pediatric Medical University; Helena Nikolaevna Cher-nisheva, candidate of pedagogical sciences, docent, State Agricultural Academy of Velikie Luki
Abstract
Introduction. The problem of overcoming crisis situations after the end of a sports career has a certain novelty and requires detailed study. The study substantiates the degree of influence of motor modes of game orientation on the psychological stability of athletes who have completed their careers.
The purpose of the study. To study the effect of the motor mode of the game orientation on the change of indicators characterizing psychological stability.
Methodology and organization of the study. The study was conducted with the participation of athletes who have completed their careers (age: 35-40 years) engaged in team sports (basketball- n=10, minifootball- n=10) in order to support the psychophysical tone Qualification composition: CMS, MS, MSMC. The parameters of psychological stability were diagnosed by the hardware method in specialized conditions of the neurophysiology laboratory. To solve the research objective, an experiment was conducted, the effectiveness of which was justified by the indicators of the psycho-emotional and psychophysiological state of the body of the student contingent. Processing of digital material with subsequent interpretation is performed using a licensed package.
The results of the study and their discussion. The high motivational need for gaming-oriented classes of former athletes is adequate and manifests itself in a statistically reliable range of positive transformations
in the studied indicators characterizing psychological stability. Regardless of the type of gaming activity, the state of mental stability affects the level of mental activation and is perceived as the stable functioning of the main mental mechanisms. Conclusions. Motor actions of the game orientation form a dynamic stereotype, which contributes to the reduction or disappearance of pathological manifestations.
Keywords: success factor, psychophysiological diagnostics, psychological stability, career completion, activity.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема профессиональной адаптации после завершения спортивной карьеры является значимым переломным периодом (психологическим кризисом) для большинства высококвалифицированных спортсменов и имеет прямую взаимосвязь с показателями психоэмоционального и психофизиологического состояния организма в реальной жизни вне спорта. Причиной возникновения данного периода является необходимость пересмотра ценностно-смысловых ориентаций собственной личности, достижения психологического комфорта и профессионального самоопределения, позволяющей быть более независимыми и самодостаточными в избранной деятельности [2, 3]. Поэтому смена образа жизни, нахождение новой области применения своего профессионального потенциала ставит перед бывшими спортсменами фактически трудоемкие задачи, снижая их психологическую устойчивость [1, 2, 3]. Возможно, психологическая устойчивость, выступает как интегральный показатель, характеризующий готовность решать проблемы, возникшие в новых условиях жизнедеятельности; обеспечивающий адаптацию личности к меняющейся ситуации с использованием приобретенного индивидуального опыта и позволяющий бывшему спортсмену противостоять интенсивным эмоциональным стрессам, не вызывая серьезных последствий для его психосоматического здоровья [2, 3].
Таким образом, непредсказуемость дальнейшего самоопределения, наличие спонтанно возникающих кризисов и возможных путей векторных изменений затрудняют процесс управления самоорганизующейся системой и требуют воспроизводства адекватных программ оздоровительной направленности для спортсменов после завершения карьеры.
Цель исследования: изучить особенности проявления психологической устойчивости спортсменов, завершивших карьеру, под воздействием двигательного режима игровой направленности.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Среди многообразия современных методов диагностики избраны методики, определяющие: психоэмоциональное состояние (цветовой тест Люшера; опросник Спилбергера - Ханина; САН); психофизиологическое состояние (реакция на движущийся объект [РДО], простая зрительно-моторная реакция [ПЗМР], сложная зрительно-моторная реакция [СЗМР], критическая частота слияния световых мельканий [КЧСМ]. Обработка цифрового материала с последующей интерпретацией выполнена с использованием лицензионного пакета Statistica 10.0.
Исследование проведено при участии бывших спортсменов (возраст мужчин: 30-40 лет) занимающихся командными видами спорта с целью поддержки физического тонуса (баскетбол: n=10, мини-футбол: n=10). Квалификационный состав: КМС, МС, МСМК. Параметры психологической устойчивости диагностировались аппаратурным комплексом в специализированных условиях лаборатории нейрофизиологии НИИ ПСОФК (Великие Луки). Для решения поставленной цели проведены исследования эмпирического характера, эффективность которых обосновывались показателями психоэмоционального и психофизиологического состояния организма занимающегося контингента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оценка психоэмоционального и психофизиологического состояния организма является индикатором, который указывает на его достоверные изменения, происходящие под
воздействием игровой деятельности обеспечивая индивидуальные проявления в показателях, отражающих психологическую устойчивость контингента:
а) психоэмоциональное состояние:
- в группе баскетбола диагностированы положительные изменения в показателях: «психической активизации» (72,5%) от неблагоприятного до умеренного уровня; «интереса» (53,2%) от исходного среднего до высокого уровня; состояния «эмоционального тонуса» и «комфортности» от низкого до высокого уровня (58,8%); стрессоустойчивое состояние (53,2%) и общее психическое состояние (42,86%) достигло от умеренного состояния до благоприятного (р<0,05; р<0,01; р<0 ,001); состояние ситуативной (9,6%) и личностной (7,9%) тревожности выражались от уровня выраженного состояния до умеренного проявления (р<0,05); порог восприимчивости зрительного анализатора находятся в зоне физической работоспособности (42,9%) и говорит о повышенном тонусе симпатической нервной системы; аутогенная норма как показатель нервно-психического благополучия из эмоционального дискомфорта перешел в комфортное состояние (22,8%) (р<0,05; р<0,01); повысилась личностная самооценки: самочувствие (38,1%), активность (41,1%), настроение (66,6%) (р<0,05) (таблица 1);
Таблица 1 - Результаты оценки психоэмоционального состояния
Показатели Группа: баскетбол Группа: мини-футбол
Исходный этап | Заверш. этап Изм. Исходный этап | Заверш. этап Изм.
М±о % М±о %
Психоэмоциональное состояние, баллы
Психическая активизация 18,50±0,57 5,08±0,42 72,5 15,00±0,54 14,50±0,5 3,4
Эмоциональный тонус 17,00±0,38 7,00±0,51 58,8 11,90±0,71 13,00±0,67 9,3
Состояние стресса 2,67±0,26 1,25±0,20 53,2 2,75±0,30 2,5±0,31 9,1
Комфортность 17,20±0,47 7,08±0,54 58,8 13,20±0,49 11,70±0,67 11,4
Оценка интереса 11,30±0,7 5,92±0,58 53,2 9,10±0,33 8,00±0,27 12,1
Достоверность различий р>0,05;<0,05;<0,01 р>0,05;<0,05
Цветовой тест Люшера, ус. ед
Вегетативный коэффициент 0,84±0,03 1,2±0,07 42,9 0,85±0,03 1,1±0,1 29,4
Аутогенная норма 15,8±1,26 12,2±0,86 22,8 12,6±1,72 10,9±0,92 13,5
Опросник Спилбергера-Ханина, ус. ед
Ситуативная тревожность 38,4±3,09 34,7±2,15 9,6 39,9±2,63 34,8±2,18 12,8
Личностная тревожность 38,4±3,09 34,7±2,15 7,9 44,7±1,71 39,1±1,15 12,5
Достоверность различий р<0,05;<0,01 р<0,05;<0,01
Личностная самооценка: САН, баллы
Самочувствие 3,33±1,95 4,6±1,24 38,1 3,53±2,06 4,2±1,28 19,0
Активность 3,9±0,88 5,1±0,51 41,1 3,8±2,17 4,8±1,26 26,3
Настроение 3,0±1,81 5,0±0,41 66,6 4,1±2,0 5,1±1,06 24,4
Достоверность различий р<0,05 р<0,05
- в группе мини-футбола наблюдались по отношению к исходным данным следующие изменения: стабильно-умеренное общее психическое состояние (5,44%) и психическая активация (3,4%); стрессоустойчивое состояние (9,1%); средний (стабильный) уровень эмоционального тонуса (9,3%) и комфортности (11,4%); высокий уровень интереса (12,1%) (р>0,05;<0,05); умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности (12,8%; 12,5%); вегетативный баланс из зоны «усталости, склонности к сохранению и накоплению сил» изменился до уровня «физической работоспособности» (29,4%) (р<0,05;<0,01); аутогенная норма находится в стабильном состоянии «психологического комфорта» (13,49%) (р<0,05); изменилась личностная самооценка: «самочувствие» (19,0%), «активность» (26,3%) и «настроение» (24,4%) (р<0,05);
б) психофизиологическое состояние указывает на изменения следующего порядка:
- показатель ПЗМР характеризует подвижность нервной системы, определяет скорость двигательных действий и качество реагирования на зрительный стимул. Сравнительный анализ результатов исследования выявил, что среднестатистическое значение ПЗМР практически одинаково независимо от амплуа и вида игровой деятельности. Установлено
снижение абсолютного времени последовательного торможения и латентного периода реакции с выбором (баскетболисты - 9,49%; футболисты - 3,41%;) (р<0,01; р<0,05);
- значениями РДО определялась оценка уравновешенности нервных процессов: в группе баскетболистов зарегистрировано 57,8% точечных реакций; 25,2% опережающих и 17,0% запаздывающих реакции; в группе футболистов соответственно: 48,9%; 31,0% и 20,1%. Результаты указывают на средний уровень уравновешенности нервных процессов, что обуславливает эмоциональную сдержанность занимающегося контингента, обеспечивая оптимальную работоспособность в процессе игровой деятельности;
- сложная зрительно-моторная реакция, предполагает различение предъявляемых сигналов и выбор способов поведенческого реагирования. Результаты СЗМР (реакция различения) позволяют диагностировать активность правого или левого полушария при выполнении сенсомоторных реакций в процессе игровой деятельности, так как требует высокого уровня концентрации внимания, быстрого реагирования и мгновенной перестройки моторных программ. Установлен средний уровень переработки информации правым полушарием (баскетболисты - 50,2%; футболисты -71,1%) и левым полушарием (баскетболисты - 49,8%; футболисты - 28,1%);
- критическая частота световых мельканий, характеризует способность глаза воспринимать низкочастотные периодические прерывания светового раздражителя, её величина определяется лабильностью нервных процессов в корковом отделе зрительного анализатора. Результаты свидетельствуют о среднем уровне лабильности, указывают на повышенную чувствительность зрительного анализатора к восприятию стимулов. Объяснить данный факт, возможно тем, что в процессе занятий игровой деятельностью увеличивается поле зрения центра и периферии сетчатки глаза, что помогает лучше ориентироваться на игровой площадке и обеспечивает возможность постоянно отслеживать передвижение мяча, увеличивается точность передач;
- помехоустойчивость, отражает силу нервных процессов и показывает, что время реакции при наличии отвлекающих факторов не зависимо от вида игровой деятельности находится на среднем уровне. В процессе занятий игроки реагируют увеличением скорости реакции при наличии разного рода помех (баскетболисты - 6,81%; футболисты -5,09%;) (р<0,01; р<0,05) (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты оценки сенсомоторных реакций спортсменов, завершивших карьер___
Показатели Группа: баскетбол, М±о Группа: мини-футбол, М±о
Исходный этап Заверш. этап Исходный этап Заверш. этап
Реакция на движущийся объект, мс 5,56±2,18 4,31±5,9 5,33±2,31 4,20±1,2
Простая зрительно-моторная реакция, мс 216,7±26,6 236,2±22,2 223,2±12,2 235,5±21,5
Сложная зрительно-моторная реакция, мс пр. рука 222,2±19,6 225,4±18,4 225,9±17,4 227,2±16,4
лев. рука 224,5±20,7 227,5±19,2 227,2±18,6 228,6±18,2
Критическая частота слияния световых мельканий, Гц красный цвет пр. глаз 41,09±0,6 46,48±0,74 40,32±0,88 41,0±0,86
лев. глаз 42,12±0,7 44,90±0,83 42,14±0,89 43,11±0,93
зеленый цвет пр. глаз 40,65±0,7 46,89±1,39 41,0±0,86 43,11±0,93
лев. глаз 42,07±0,6 45,9±0,84 38,68±1,30 40,34±0,71
Помехоустойчивость, мс 237,9±21,9 254,1±22,8 238,1±20,4 251,2±21,9
достоверность различий р>0,05;<0,05 р>0,05;<0,01
Исследования функционального состояния ЦНС позволяет оценить качество регу-ляторных механизмов в организме, определяющих формирование адекватного адаптационного ответа организма на изменяющиеся внешне средовые условия (таблица 3).
Оценочные характеристики отражают средний уровень функционального состояния ЦНС по всем исследуемым показателям вне зависимости от вида игровой деятельности, что находит свое отражение средними значениями и малыми колебаниями в исследуемых
показателях. Установлен в основном промежуточный тип высшей нервной деятельности (между инертным и подвижным типом). Результаты проведенного исследования свидетельствуют о положительном характере воздействия двигательного игрового режима, способствующего повышению психофизиологического состояния и эмоциональной устойчивости в изменяющихся условиях деятельности.
Таблица 3 - Оценочные характеристики функционального состояния ЦНС
Показатели Группа Критерии оценки, усл. ед
Функциональный уровень системы Уровень функциональных возможностей Устойчивость системы
РДО Баскетбол 4,05±0,321 3,10±0,30 1,76±0,52
Мини-футбол 4,21±0,31 3,38±0,32 1,70±0,71
Уровень Средний
ПЗМР Баскетбол 4,14±0,20 3,22±0,31 1,68±0,35
Мини-футбол 4,30±0,28 3,30±0,28 1,84±0,48
Уровень Средний
СЗМР Баскетбол 4,24±0,14 2,80±0,54 1,68±0,31
Мини-футбол 4,10±0,12 2,57±0,22 1,75±0,70
Уровень Средний
Помехоустойчивость Баскетбол 4,21±0,10 2,89±0,51 1,85±0,61
Мини-футбол 4,32±0,50 3,21±0,30 2,00±0,48
Уровень Средний
КЧСМ Баскетбол 4,45±0,12 2,75±0,42 1,85±0,40
Мини-футбол 4,60±0,20 2,83±0,50 1,74±0,24
Уровень Средний
ВЫВОДЫ
Двигательные действия игровой направленности формируют динамический стереотип, что способствует уменьшению или исчезновению патологических проявлений. Независимо от вида игровой деятельности состояние психологической устойчивости влияет на уровень психической активации и воспринимается как стабильное функционирование основных психических механизмов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комиссарова Е.Н. Двигательная активность женщин и мужчин зрелого возраста с учетом типа телосложения и нозологии : монография / Е.Н. Комиссарова, Г.Н. Пономарев, П.В. Родичкин. -Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2020. - 144 с.
2. Применение средств соревновательно-игровой методики в подготовительной части занятия по физической культуре в вузе и их влияние на интерес студентов / О.П. Степченкова, П.В. Родичкин, А.С. Яцковец, А.М. Фокин // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сборник научных статей XII Международной научно-практической конференции. - Воронеж, 2023. - С. 419-424.
3. Шихвердиев С.Н. Карьерные и смысложизненные ориентации спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры / С. Н. Шихвердиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 437-440.
4. Моделирование двигательных режимов оздоровительной направленности на основе спортивно-игровой деятельности / Е.Н. Чернышева, В.Г. Никитушкин, Е.Н. Карасева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С.475-481.
REFERENCES
1. Komissarova, E.N., Ponomarev, G.N. and Rodichkin, P.V. (2020), Motor activity ofwomen and men of mature age taking into account body type and nosology, monograph, publishing house of Saint Petersburg Electrotechnical University "LETI", St. Petersburg.
2. Stepchenkova, O.P., Rodichkin, P.V., Yatskovets, A.S. and Fokin, A.M. (2023), "The use of means of competitive-gaming techniques in the preparatory part of physical culture classes at the university and their influence on the interest of students, Medical-biological and pedagogical foundations of adaptation, sports activity and healthy lifestyle, collection of scientific articles of the XII International Scientific
and Practical Conference, Voronezh, pp. 419-424.
3. Shikhverdiev, S.N. (2021), "Career and life-meaning orientations of athletes at the stage of completing a sports career", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 437-440.
4. Chernysheva, H.N., Nikitushkin, V.G., Karasyova, H.N., Kartashova, H.V. and Erastov, A.E. (2021), "Modeling of motor modes of health-improving orientation on the basis of sports and gaming activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 475-481.
Контактная информация: elena.chernishowa@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.06.2023
УДК 378.145
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Анна Юрьевна Романенко, кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического управления, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва
Аннотация
Введение. Инклюзивное образование нуждается в развитии и корректировке в связи с постоянно меняющимися факторами, влияющими на организацию процесса обучения при реализации образовательных программ высшего образования. С каждым годом возрастает контингент поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в организации, осуществляющие образовательную деятельность. Не исключением являются образовательные организации, учредителем которых выступает Министерство спорта Российской Федерации. Появляющиеся новые или дополнительные требования законодательных актов, информационных мониторингов, проверяющих органов определяют тенденцию развития инклюзивного образования, в том числе при реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта. Анализ литературных источников свидетельствует о наличии различных проблем при организации условий для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь - это создание адаптированных образовательных программ и их реализация. Многие сложности вызваны недостатком информации у профессорско-преподавательского состава о созданной в образовательной организации инклюзивной среде, отсутствием опыта создания адаптированных материалов и (или) взаимодействия с обучающимися разных нозологических групп, имеющих проблемы со здоровьем.
Цель исследования - определение наличия у группы образовательных организаций адаптированных образовательных программ в сфере физической культуры и спорта, а также выявление их особенностей.
Методика и организация исследования. Первый этап исследования заключался в выявлении количества поступающих и обучающихся в образовательные организации в течение трех последних лет. Второй этап проводился путем анализа сайтов четырнадцати образовательных организаций, реализующих образовательные программы спортивной направленности.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование показало, что большинство образовательных организаций имеет сложности в создании и глубинной проработанности содержания адаптированных образовательных программ.
Выводы. Требуется создание определенных условий, в том числе со стороны руководства образовательных организаций, для решения текущих сложностей обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: высшее образование, инклюзивное образование, адаптированные образовательные программы, физическая культура и спорт, лица с ограниченными возможностями здоровья.