Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ, ЗАВЕРШИВШИХ КАРЬЕРУ'

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ, ЗАВЕРШИВШИХ КАРЬЕРУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / ЗАВЕРШИВШИЕ СПОРТИВНУЮ КАРЬЕРУ / СПОРТИВНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА / КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернышева Елена Николаевна, Карасева Елена Николаевна, Карташова Елена Владимировна, Понарина Ольга Станиславовна

Реализация спортивно-игровой деятельности представляет собой взаимосвязанную систему, которая регулируется мотивационно-потребностными установками, сопровождается психологопедагогическими условиями, четко структурированной и является приоритетным направлением в процессе жизнедеятельности. Цель исследования: разработать и научно обосновать эффективность модели двигательного режима оздоровительной направленности на основе спортивно-игровой деятельности. Методы исследования: исследование проведено при участии 30 спортсменов, завершивших спортивную карьеру в возрасте 30-40 лет, занимающихся для поддержки физического тонуса и не ставящих перед собой спортивных целей. Оценка психофизиологического состояния проводилась с применением диагностического аппаратурного комплекса в условиях лаборатории нейрофизиологии НИИ ПСОФК (Великие Луки). Для обоснования проблемы исследования проводился формирующий педагогический эксперимент. Эффективность педагогических воздействий оценивалась по динамике показателей психофизиологического состояния и двигательной подготовленности. Результаты исследования: в результате внедрения специализированных двигательных заданий у занимающегося контингента существенно улучшились показатели психофизиологического состояния и двигательной подготовленности, что свидетельствует о высокой эффективности предложенного подхода. Высокая мотивационная потребность к занятиям игровой направленности адекватна возрастным особенностям и позволяет более эффективно корректировать процесс двигательной подготовки, благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние. Достоверные положительные сдвиги свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях спортивных игр как эффективного средства занятий оздоровительной направленности для спортсменов, завершивших спортивную карьеру, и являться основой для повышения их кинезиологического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернышева Елена Николаевна, Карасева Елена Николаевна, Карташова Елена Владимировна, Понарина Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF SPORTS AND GAME ORIENTATION CLASSES FOR ATHLETES WHO HAVE COMPLETED A SPORTS CAREER

The implementation of sports and gaming activities is an interconnected system that is regulated by motivational and need-based attitudes, accompanied by psychological and pedagogical conditions, clearly structured and is a priority in the process of life. The purpose of the study: to develop and scientifically substantiate the effectiveness of a model of a motor regime of a health-improving orientation based on sports and gaming activities. Research methods: the study was conducted with the participation of 30 athletes who completed their sports career at the age of 30-40 years, engaged in maintaining physical tone and not setting sports goals. The assessment of the psychophysiological state was carried out using a diag nostic hardware complex in the conditions of the neurophysiology laboratory of the PSOFK Research Institute (Velikiye Luki). To substantiate the research problem, a formative pedagogical experiment was conducted. The effectiveness of pedagogical influences was assessed by the dynamics of indicators of psy-chophysiological state and motor readiness. The results of the study: as a result of the introduction of specialized motor tasks, the indicators of the psychophysiological state and motor readiness of the student have significantly improved, which indicates the high efficiency of the proposed approach. The high motivational need for play-oriented classes is adequate to age characteristics and allows you to more effectively adjust the process of motor training, favorably influence the psycho-emotional state. Reliable positive developments indicate significant potential opportunities of sports games as an effective means of recreational activities for athletes who have completed a sports career, and to be the basis for increasing their kinesiological potential.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ, ЗАВЕРШИВШИХ КАРЬЕРУ»

УДК 796.058.2

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ, ЗАВЕРШИВШИХ КАРЬЕРУ

Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, г. Великие Луки; Елена Николаевна Карасева, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Карташова, старший преподаватель, Елецкий педагогический университет им. И.А. Бунина, г. Елец; Ольга Станиславовна Понарина, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий филиал Российский новый университет, г. Елец

Аннотация

Реализация спортивно-игровой деятельности представляет собой взаимосвязанную систему, которая регулируется мотивационно-потребностными установками, сопровождается психолого-педагогическими условиями, четко структурированной и является приоритетным направлением в процессе жизнедеятельности. Цель исследования: разработать и научно обосновать эффективность модели двигательного режима оздоровительной направленности на основе спортивно-игровой деятельности. Методы исследования: исследование проведено при участии 30 спортсменов, завершивших спортивную карьеру в возрасте 30-40 лет, занимающихся для поддержки физического тонуса и не ставяшдх перед собой спортивных целей. Оценка психофизиологического состояния проводилась с применением диагностического аппаратурного комплекса в условиях лаборатории нейрофизиологии НИИ ПСОФК (Великие Луки). Для обоснования проблемы исследования проводился формирующий педагогический эксперимент. Эффективность педагогических воздействий оценивалась по динамике показателей психофизиологического состояния и двигательной подготовленности. Результаты исследования: в результате внедрения специализированных двигательных заданий у занимающегося контингента существенно улучшились показатели психофизиологического состояния и двигательной подготовленности, что свидетельствует о высокой эффективности предложенного подхода. Высокая мотивационная потребность к занятиям игровой направленности адекватна возрастным особенностям и позволяет более эффективно корректировать процесс двигательной подготовки, благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние. Достоверные положительные сдвиги свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях спортивных игр как эффективного средства занятий оздоровительной направленности для спортсменов, завершивших спортивную карьеру, и являться основой для повышения их кинезиологического потенциала.

Ключевые слова: спортсмены, завершившие спортивную карьеру, спортивно-игровая деятельность, методика, комплексная диагностика, психофизиологическое состояние.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p473-479

METHODS OF SPORTS AND GAME ORIENTATION CLASSES FOR ATHLETES WHO HAVE COMPLETED A SPORTS CAREER

Elena Nikolaevna Chernysheva, the candidate of pedagogical sciences, docent, State Agricultural Academy of Velikie Luki, Velikie Luki; Elena Nikolaevna Karasyova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Vladimirovna Kartashova, the senior teacher, The Yelets State University of I.A. Bunin, Yelets; Olga Stanislavovna Ponarina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Yelets branch of Russian New University, Yelets

Abstract

The implementation of sports and gaming activities is an interconnected system that is regulated by motivational and need-based attitudes, accompanied by psychological and pedagogical conditions, clearly structured and is a priority in the process of life. The purpose of the study: to develop and scientifically substantiate the effectiveness of a model of a motor regime of a health-improving orientation based on sports and gaming activities. Research methods: the study was conducted with the participation of 30 athletes who completed their sports career at the age of 30-40 years, engaged in maintaining physical tone and not setting sports goals. The assessment of the psychophysiological state was carried out using a diag-

nostic hardware complex in the conditions of the neurophysiology laboratory of the PSOFK Research Institute (Velikiye Luki). To substantiate the research problem, a formative pedagogical experiment was conducted. The effectiveness of pedagogical influences was assessed by the dynamics of indicators of psychophysiological state and motor readiness. The results of the study: as a result of the introduction of specialized motor tasks, the indicators of the psychophysiological state and motor readiness of the student have significantly improved, which indicates the high efficiency of the proposed approach. The high motivational need for play-oriented classes is adequate to age characteristics and allows you to more effectively adjust the process of motor training, favorably influence the psycho -emotional state. Reliable positive developments indicate significant potential opportunities of sports games as an effective means of recreational activities for athletes who have completed a sports career, and to be the basis for increasing their kinesiological potential.

Keywords: athletes who have completed their sports career, sports and gaming orientation, methodology, complex diagnostics, psychophysiological condition.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивно-игровая деятельность выступает как социокультурный феномен и представляет собой взаимосвязанную, которая регулируется мотивационно-потребностными установками, сопровождается социально-психологическими и психолого-педагогическими явлениями. Занятия оздоровительной направленности при комплексном решении проблем, связанных с психофизиологическими состояниями спортсменов, завершивших спортивную карьеру, на фоне удовлетворения естественных биологических потребностей в движении являются целесообразными для стабилизации кинезиологиче-ского потенциала и позволяющими расширить арсенал двигательный действий с учетом возрастных особенностей.

Оптимальный результат в избранном виде деятельности напрямую зависит от выбора индивидуальных эффективных средств и методов управления процессом двигательной подготовки бывших спортсменов. Этот процесс периодически нуждается в последовательных педагогических решениях, основанных на знании механизмов построения оздоровительных программ с использованием соответствующего инструментария; в формировании/восполнении физкультурно-спортивных способностей и условий их реализации в соответствии с целевыми задачами, которые, в свою очередь, направлены на поддержание двигательной подготовленности и психофизиологического состояния организма. В связи с этим усиливается тенденция учёта информации о параметрах структуры двигательных заданий в качестве наиболее важных методических предпосылок, обеспечивающих решение проблемы реализации кинезиологического потенциала, оптимизации двигательных возможностей и оптимального удовлетворения физкультурно-спортивных способностей мотивационно-потребностной сферы деятельности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При организации исследования использовались методы: психофизиологические методы исследования, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Инструментальные методы проводились на базе Научно -исследовательского института проблем спорта и оздоровительной физической культуры (НИИ ПСОФК «ВЛГАФК») в лаборатории нейрофизиологии при участии спортсменов, завершивших спортивную карьеру (возраст мужчин 30-40), занимающихся для поддержки физического тонуса, не ставящих перед собой спортивных целей.

Программа занятий оздоровительной направленности предполагает три цикла: первый цикл - подготовительный (втягивающий), длительность составляет 4-6 недель, независимо от уровня физического состояния. Дозирование двигательной нагрузки осуществлялось индивидуально и регламентировалось частотой сердечных сокращений (ЧСС занимающихся поддерживалось на уровне 180 - биологический возраст) уд/мин; второй цикл - основной (оздоровительно-тренирующего воздействия), длительность 8-16 недель. Нагрузка характеризовалась ЧСС (200 - биологический возраст); третий цикл -

поддерживающий, критерием величины двигательной нагрузки являлась ЧСС на уровне (220 - биологический возраст) уд/мин.

По структуре занятие делилось на 3 блока: первый блок - «общая физическая подготовка» (90 минут); второй блок - «технико -тактических действий» (40 минут) включал: подготовительные упражнения без предмета и с предметом, специальные и игровые упражнения специфической направленности; третий блок - «игровой» (45 минут): двусторонние игры (упрощенные, учебные, соревновательные), общеразвивающие упражнения в активной паузе отдыха и заминку. Общая продолжительность занятия - 85-90 минут. Комплекс упражнений программы был разделен на группы: циклические и ациклические упражнения общеразвивающего характера; подвижные и спортивные игры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Моделирование двигательного режима на основе спортивно-игровой направленности включала: предпосылки к проектированию процесса технико-тактической подготовки; технологию поэтапного формирования специфических технико-тактических действий; методику технико-тактической подготовки; оценку сформированного уровня и эффективности технико-тактических действий в процессе избранного вида игровой деятельности. Основной комплекс средств специальной двигательной подготовки, предлагаемый для спортсменов, завершивших спортивную карьеру, составляют физические упражнения в форме двигательных заданий, сформированные в соответствии с закономерностями и требующие: максимального усилия при достижении оптимально -индивидуальных для возраста результатов деятельности; мощности метаболических процессов, обеспечивающих работоспособность выполнения физических упражнений в избранном виде деятельности.

Средствами воздействия в основной части занятия являлась: игровая деятельность на спортивной площадке; розыгрыш различных тактических комбинаций во время игры; отработка технических элементов; взаимосвязь и взаимообусловленность технико-тактических игровых действий; групповые и командные действия в нападении и защите с учетом специфики игры в баскетбол или мини-футбол. Закрепление технико-тактических действий проходило в условиях реализации алгоритма: определение времени выполнения упражнения и постановки конкретной цели для ее достижения; постепенного повышения сложности, соблюдения условий выполнения задания, упрощение правил путем исключения наиболее сложных требований к участникам игры, интегрирование отдельно изучаемых компонентов игровой деятельности в единое целое - в виде игрового приема.

В процессе экспериментального обоснования использовалась диагностическая система оценки с учетом специфики спортивно-игровой деятельности: а) в баскетбол, б) в мини-футбол:

а) эффективность воздействия двигательного режима основывается на комплексной оценке объективных параметров психофизиологического состояния, двигательной подготовленности, сформированности технических навыков в баскетболе и проявляется в статистически достоверном диапазоне положительных преобразований в показателях (таблица 1):

- двигательной подготовленности: силы мышц брюшного пресса (ЭГ- 34,54 %; КГ- 12,44 %), силы мышц верхнего плечевого пояса (ЭГ - 38,69%; КГ- 18,27%), силы мышц нижних конечностей (ЭГ - 21,28%; КГ- 7,48%), общей выносливости (ЭГ-36,87%; КГ- 11,1%), координации движений (ЭГ - 4,01%; КГ-1,73%);

- технической подготовленности: передаче мяча (ЭГ- 25,47 %; КГ- 10,18%); бросковых упражнениях (штрафной бросок - ЭГ- 34,84%; КГ- 14,54%; бросок в прыжке: трех очковый - ЭГ- 69,38%; КГ- 26,11%; двух очковых - ЭГ- 31,2%; КГ-31,95%; обводке стоек с броском - ЭГ - 8,22%; КГ- 6,22%); ведении мяча (ЭГ-5,42%; КГ-2,23%) (р<0,01;

<0,05);

- психофизиологического состояния: улучшение работы дыхательной (ЭГ-19,65%; КГ-6,92%) и сердечно-сосудистой системы (ЭГ-5,55-10,1%; КГ-1,62-3,75%); уровня физического (ЭГ-21,6%; КГ-16,6%) и психоэмоционального состояния (ЭГ -19,65%; КГ- 6,92%); снижение простудных заболеваний при регулярном воздействии занятий оздоровительной направленности (ЭГ - на 54,0%; КГ - 48,41%);

- функционального состояния центральной нервной системы: повышение подвижности, лабильности, уравновешенности и силы нервных процессов: реакция на движущийся объект (ЭГ-28,57%; КГ-0,74% ); простая двигательная реакция (ЭГ-11,66%; КГ-2,96%;) (р<0,01; р<0,05); КЧРСМ: для правого глаза при красном (ЭГ-13,1%; КГ-1,68%) и зелёном (ЭГ-15,3%; КГ-5,14%) сигналах; для левого глаза при красном сигнале (ЭГ-6,6%; КГ-2,3%) и зелёном (ЭГ-9,1%; КГ-4,3%); при достоверных значениях наблюдалось снижение абсолютного времени последовательного торможения и латентного периода реакции с выбором (р<0,05).

Таблица 1 - Комплексная диагностика психофизиологического состояния и двигательной подготовленности бывших спортсменов/ баскетболистов

Показатели Экспериментальная группа Конт рольная группа

Исход. этап | Завер. этап Изм. Исход. этап Завер.этап Изм.

М±0 % М±0 %

Физическое состояние

Масса тела, кг 93,3±5,7 89,4±4, 68 4,18 85,8±2,6 82,4±5,75 4,12

ЧСС в покое, уд/мин 82,8±4,8 78,2±6,61 5,55 86,2±4,6 84,8±3,47 1,62

САД, мм.рт.ст 129,0±11,1 120,0±4,58 10,1 120,0±9,07 117,0±5,27 2,5

ДАД, мм.рт.ст 84,0±2,60 80,0±4,38 8,51 80,0±4,84 77,0±4,1 3,75

ЖЕЛ, мл 4900±13,38 5863±13,52 19,65 3800±13,7 4063±13,4 6,92

Становая сила, кг 146,9±5,1 178,9±4,41 21,78 100,2±2,1 102,5±9,52 1,65

ОГК вдох, см 108,4±3,2 115,66±6,6 6,69 100,2±2,1 102,5±9,52 2,29

ОГК выдох, см 98,3±3,2 101,9±3,2 3,66 90,1±1,9 92,1±1,2 2,21

Экскурсия, см 14,1±0,6 16,1±0,6 14,18 11,4±0,5 12,1±1,5 6,14

Кистевая динамометрия, кг правая 62,21±2,70 73,5±4,31 32,1 35,25±1,75 43,2±4,87 22,55

левая 59,45±2,10 63,9±5,01 45,1 33,5±2,51 40,12±4,37 19,76

Достоверность различий р>0,05; <0,05 р>0,05; <0,05

Двигательная подготовленность

Прыжок вверх, см 44,0±6,00 48,9±6,32 11,13 42,0±4,70 43,80±5,05 4,28

Тест Купера, км 1,79±0,37 2,45±0,39 36,87 1,62±0,19 1,80±0,27 11,11

Челночный бег 4х9 метров, сек 8,72±0,22 8,37±0,21 4,01 8,65±0,25 8,5±0,23 1,73

Подтягивание, раз 8,72±0,21 12,4±1,68 42,2 8,42±0,68 9,61±1,09 14,13

Прыжок в длину с места, см 178,0±14,2 215,0±15,0 20,78 187,0±21,6 201,0±14,4 7,48

Подъем туловища в сед за 1 мин, р 30,54±3,53 41,09±3,53 34,54 34,0±2,34 38,23±5,72 12,44

Сгибание-разгибание рук в упоре, р 30,54±3,53 41,09±3,53 35,18 21,4±2,50 26,2±2,12 22,42

Гибкость, см 12,5±3,4 16,5±5,2 32,0 11,3±2,15 12,4±1,71 9,73

Спортивно-игровые/технические действия

Передачи мяча 2 руками от груди в стенку (передач за 30 сек) 20,73±2,34 26,01±2,50 25,47 21,60±3,02 23,80±2,60 10,18

Штрафной бросок (кол-во попаданий из 10 бросков) 6,60±1,40 8,9±0,90 34,84 5,50±0,90 6,30±1,10 14,54

Обводка стоек с броском, сек 14,95±0,86 13,72±0,79 8,22 14,93±1,03 14,03±1,02 6,22

Бросок в прыжке трех очковый, р 3,07±1,62 5,20±0,56 69,38 1,80±1,15 2,27±0,96 26,11

Бросок в прыжке двух очковый, р 5,13±0,92 8,27±0,96 31,2 4,60±0,96 6,07±0,99 31,95

Ведение мяча ведущей рукой в беге на 10 метров с изменением направления движения, сек 9,59±0,18 9,07±0,13 5,42 9,41±0,16 9,20±0,15 2,23

средний высокий средний уровень

Достоверность различий р>0,05; <0,05 р>0,05; <0,01

Психоэмоциональное состояние, баллы

Психическая активизация 18,50±0,57 5,08±0,42 72,54 15,00±0,54 14,50±0,5 3,33

Эмоциональный тонус 17,00±0,38 7,00±0,51 58,82 11,90±0,71 13,00±0,67 9,24

Состояние стресса 2,67±0,26 1,25±0,20 53,18 2,75±0,30 2,5±0,31 9,08

Комфортность 17,20±0,47 7,08±0,54 58,83 13,20±0,49 11,70±0,67 11,36

Показатели Экспериментальная группа Конт рольная группа

Исход. этап | Завер. этап Изм. Исход. этап Завер.этап Изм.

М±0 % М±0 %

Оценка интереса 11,30±0,7 | 5,92±0,58 53,18 9,10±0,33 | 8,00±0,27 12,08

Достоверность различий р>0,05; <0,05; <0,01 р>0,05; <0,05

Психофизиологическое состояние

Реакция на движущийся объект, мс 42,55±2,18 54,71±5,9 28,57 49,83±2,31 50,2±1,2 0,74

Простая двигательная реакция, мс 167,2±2,18 186,71±6,6 11,66 158,5±1,5 163,2±2,12 2,96

Сложная зрительно-моторная реакция, мс правая рука 222,2±19,6 225,4±18,4 1,44 226,9±17,4 227,2±16,4 0,13

левая рука 224,5±20,7 227,5±19,2 1,33 227,2±18,6 228,6±18,2 0,61

Критич. частота световых мельканий, Гц Красный цвет правая рука 41,09±0,6 46,48±0,74 13,1 40,32±0,88 41,0±0,86 1,68

левая рука 42,12±0,7 44,90±0,83 6,6 42,14±0,89 43,11±0,93 2,3

Зеленый цвет правая рука 40,65±0,7 46,89±1,39 15,3 41,0±0,86 43,11±0,93 5,14

левая рука 42,07±0,6 45,9±0,84 9,1 38,68±1,30 40,34±0,71 4,3

Достоверность различий р>0,05; <0,05 р>0,05; <0,01

Примечание: жирный шрифт - показатель в норме.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о комплексном характере воздействия двигательной модели, способствующей повышению показателей общей и специальной двигательной подготовленности, психофизиологического состояния, расширению диапазона двигательных действий с учетом кинезиологического потенциала бывших спортсменов и эмоциональной устойчивости к новым условиям профессиональной деятельности;

б) эффективность воздействия двигательного режима на диагностические изменения показателей психофизиологического состояния и двигательной подготовленности бывших спортсменов футболистов - результат двигательной подготовки, отражающей достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыков, способствующих эффективности целевой деятельности в строго регламентированных условиях:

- психофизического состояния: наблюдается положительная динамика в работе дыхательной (ЭГ - 30,7%; КГ - 9,72%) и сердечно-сосудистой системы (ЭГ - 15,7%; КГ -11,83%); повысился уровень физического (ЭГ - 21,6%; КГ - 16,6%) и психоэмоционального (ЭГ - 47,1%; КГ - 11,96%) состояния (р>0,05; р<0,05);

- двигательной подготовленности: улучшились скоростные (ЭГ - 8,62-18,27%; КГ - 6,06-10,0%), координационные (ЭГ - 10,38-12,04%; КГ - 5,12-6,22%) и силовые возможности (ЭГ - 13,37-25,69%; КГ - 14,19%-20,62%), гибкость (ЭГ - 37,12%; КГ -15,0%) (р>0,05; р<0,05);

- технической подготовленности: повысилась результативность бега с ведением мяча (ЭГ - 6,71-10,76%; КГ - 6,95-4,62%); жонглирования мячом (ЭГ - 35,6-39,8%; КГ -15,9-25,3%); ведения мяча (ЭГ - 8,66-9,08%; КГ - 7,16-8,38%); удара по мячу после ободки (ЭГ - 12,84%; КГ - 7,42%) (р>0,05; р<0,05) (таблица 2).

Таблица 2 - Комплексная оценка показателей психофизиологического состояния и двигать_

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

Исход. этап | Завер. этап Изм. Исход. этап | Завер. этап Изм.

М±0 % М±0 %

Физическое состояние

Масса тела, кг 80,4±4,68 76,53±2,75 4,8 86,4±5,75 83,8±2,6 3,0

ЧСС в покое, уд/мин 82,11±4,8 78,23±6,61 4,7 84,8±3,47 80,2±4,6 5,42

САД, мм. рт. ст 145,6±10,1 119,7±4,58 17,7 137,1±5,27 120,8±9,0 11,8

ДАД, мм. рт. ст 88,4±2,60 80,5±4,38 8,93 86,6±3,84 84,0±4,12 3,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПД, мм. рт. ст 57,2±6,69 39,2±6,14 31,5 50,5±8,82 36,8±7,98 27,1

ЖЕЛ, мл 4050±13,38 5163±13,52 27,5 3900±13,7 4193±13,4 7,51

Жизненный индекс, мл/кг 50,37±6,77 67,46±10,1 33,9 45,13±6,8 50,03±9,6 10,8

Становая сила, кг 98,84±11,1 156,8±4,56 58,6 103,76±9,0 131,7±5,2 26,9

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

Исход. этап | Завер. этап Изм. Исход. этап | Завер. этап Изм.

М±0 % М±0 %

Становая сила, усл. ед 1,22±0,35 2,04±0,76 67,2 1,2±0,36 1,57±0,51 30,8

Кистевая динамометрия, кг правая 35,45±2,10 45,68±4,2 28,8 33,25±1,75 40,2±4,17 20,9

левая 31,5±2,14 38,2±4,01 21,3 32,5±2,21 36,2±3,3 11,38

Силовой индекс, % 47,82±7,87 66,37±9,94 38,8 40,79±9,69 51,55±8,1 26,4

Индекс Робинсона (2 произведение), усл. ед 119,5±6,39 93,64±11,9 21,6 116,2±6,42 96,88±9,0 16,6

уровень ниже среднего уровень ниже среднего

Адаптационный потенциал 2,62 - практически здоров 2,98 - практически здоров

Достоверность различий р>0,05; <0,05 р>0,05; <0,05

Двигательная подготовленность

Бег 6 метров, сек 1,97±0,09 1,61±0,09 18,27 2,2±0,05 1,98±0,09 10,0

Бег 30 метров, сек 5,22±0,26 4,77±0,19 8,62 5,11±0,26 4,80±0,19 6,06

Бег по зигзагу 2х30 метров, сек 14,53±0,71 12,78±0,32 12,04 14,93±0,69 14,00±0,28 6,22

Бег «елочка» 4х19 метров, сек 49,5±5,91 44,36±5,7 10,38 51,5±5,71 48,86±8,4 5,12

Прыжок в длину с места, см 166,0±16,1 188,2±13,0 13,37 164,8±16,1 188,2±13,0 14,19

Подъем туловища в сед за 1 мин, раз 35,88±4,0 45,1 ±2,39 25,69 36,65±4,1 44,21±2,39 20,62

Гибкость, см 13,2±2,4 18,1±1,64 37,12 12,±2,15 13,8±1,41 15,0

Достоверность различий р>0,05; <0,05 р>0,05; <0,05

Техническая подготовленность

Жонглирование мячом ногами, раз 23,5±10,7 31,87±9,9 35,6 23,9±10,7 27,7±9,9 15,9

Жонглирование (комплексное), раз 18,5±10,7 25,87±9,61 39,8 20,35±10,7 25,5±9,61 25,3

Бег 30 метров с ведением мяча, сек 5,36±0,45 5,46±0,45 6,71 5,00±0,24 5,08±0,24 6,95

Бег 5x30 метров с ведением мяча, сек 30,2±2,61 26,95±2,97 10,76 29,17±2,61 27,82±2,97 4,62

Ведение мяча по «восьмерке», сек 19,38±1,4 17,7±1,23 8,66 19,54±1,62 18,14±1,23 7,16

Ведение мяча по штрафной площади, сек 23,0±2,13 20,91±2,14 9,08 23,15±2,13 21,21±2,14 8,38

Удар по мячу после обводки, сек 7,86±0,39 6,85±0,24 12,84 8,76±0,39 8,11±0,24 7,42

Достоверность различий р>0,05; <0,05 р>0,05; <0,05

Личностная самооценка (САН, баллы)

Самочувствие 3,93±1,4 5,90±1,9 50,12 4,18±1,8 4,32±1,7 3,34

Активность 3,62±1,6 5,70±1,7 57,45 5,39±1,6 5,70±1,6 5,75

Настроение 4,03±1,8 5,40±1,3 33,99 4,59±1,3 5,82±1,2 26,79

Достоверность различий р<0,05 р<0,05

Примечание: жирный шрифт - показатель в норме.

Результаты исследования указывают на достоверное преимущество занимающихся экспериментальной группы вследствие рационального планирования занятий и воздействия нагрузок тренирующего характера, определяемых в рамках игровой модели.

ВЫВОДЫ

Диагностические изменения показателей психофизиологического состояния и двигательной подготовленности - результат двигательной подготовки, отражающий достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности в строго регламентированных условиях. Высокая мотивационная потребность к занятиям игровой направленности адекватна возрастным особенностям, позволяет более эффективно корректировать и замедлять инволюционные изменения, благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние. Достоверные положительные сдвиги свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях спортивных игр как эффективного средства для занятий оздоровительной направленности для спортсменов после завершения спортивной карьеры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитушкин В.Г. Содержательные аспекты мониторинга психофизического состояния ветеранов спорта / В.Г. Никитушкин, Е.Н. Чернышева // Современные аспекты педагогической науки: материалы научно-практической конференции. - Москва, МПИФК, 2014. - С. 55-60.

2. Чернышева Е.Н. Мониторинг параметров физического состояния и психомоторных / Е.Н. Чернышева, В.Г. Никитушкин, Э.Э.Нестерова // III Международная научно-практическая конференция «Здоровье для всех». - Пинск, Беларусь, 2011. - часть 1. - С. 197-200.

3. Чернышева Е.Н. Оценка функционального состояния нервно -мышечной системы при выполнении технических приёмов сборной команды по мини-футболу / Е.Н. Чернышева, И.С. Примак, С.А. Смирнова // Всероссийская научно-практическая конференция «Всероссийский физ-культурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: Опыт прошлого, взгляд в будущее». -Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. - С. 197-206.

4. Моделирование двигательных режимов оздоровительной направленности на основе спортивно-игровой деятельности / Е.Н. Чернышева, В.Г. Никитушкин, Е.Н. Карасева Е.В. Карташо-ва, А.Е. Эрастов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3(193). - С. 475481.

REFERENCES

1. Nikitushkin, VG., Chemysheva, E.N., (2014), "Substantive aspects of monitoring the psychophysical state of sports veterans", Modern aspects of pedagogical science: materials of the scientific and practical conference, Moscow, pp. 50-60.

2. Nikitushkin, V.G., Chernysheva, E.N., and Nesterova, E.E., (2011), "Monitoring of parameters of physical condition and psychomotor", "III International scientific and practical conference "Health for all", Pinsk, Belarus, part 1., pp. 197-200.

3. Chernysheva, E.N., Primak, I.S, and Smirnova, S.A., (2015), "Assessment of the functional state of the neuromuscular system when performing techniques of the national team in mini-football", "All-Russian sports complex "Ready for work and defense", The experience of the past, a look into the future", Yelets, pp. 197-206.

4. Chernysheva, E.N., Nikitushkin, V.G., Karaseva, E.N., Kartashova, E.V, and Erastov, A.E., (2021), "Modeling of motor modes of health-improving orientation based on sports and gaming activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 475-481.

Контактная информация: eleckaraseva@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2022

УДК 371.3

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕДОСТУПНЫХ КУРСОВ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОЛЛЕДЖАХ И ВУЗАХ НА ОСНОВЕ ПОДДЕРЖКИ КОНЦЕПЦИИ OBE

Чжоу Цзыкай, аспирант, Российский университет дружбы народов, Москва

Аннотация

Государственные курсы физического воспитания в колледжах и университетах являются одним из основных предметов санитарного просвещения студентов колледжей. Здоровое тело и дух являются основным требованием для талантов, культивируемых в высших учебных заведениях различных стран. Тем не менее, «Результаты Восьмого национального исследования физической подготовки и здоровья студентов в Китае» показали, что состояние физического здоровья китайских студентов колледжей продолжает ухудшаться. Это показывает, что общедоступные курсы физического воспитания в колледжах и университетах, как последний этап развития мысли о физическом воспитании студентов колледжей на протяжении всей жизни, имеют определенные проблемы во многих аспектах, от разработки содержания и структуры курса до выбора и применения методов обучения. В этой статье концепция OBE (образование ориентированное на результат) применяется к построению системы преподавания курсов физического воспитания в колледжах и принимает ожидаемые результаты — оценку обучения — учебную деятельность в качестве основы для перепроектирования системы преподавания общедоступных курсов физического воспитания в китайских колледжах и университетах.

Ключевые слова: колледжи и университеты, общеобразовательные курсы физической культуры, система обучения, строительство, OBE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.