ф
РЕЦЕНЗИИ
Войцех В.Ф. Клиническая суицидология. -
М.: Миклош, 2007. - 280 с.
На обложке рецензируемой монографии запечатлен момент концерта рок-певца Курта Кобейна - одного из знаменитых самоубийц XX в. Тем самым автор и издательство подчеркивают, что тема самоубийства, считавшаяся многими психиатрами исключительно темой психиатрии, имеет гораздо более широкий культурный контекст. На месте образа К. Кобейна вполне мог бы быть образ знаменитого японского писателя, актера и режиссера Юкио Массиа, совершившего в 1970 г. ритуальное самоубийство «сеппуку». Конечно, функционально обложка книги оказалась бы менее узнаваемой. И уж совершенно неузнаваемой обложка книги стала бы в том случае, если бы на ней поместили портрет Жиля Делеза (окончившего жизнь самоубийством в 1995 г.) - современного французского философа, внесшего решающий вклад в формирование новой постмодернистской парадигмы мировоззрения, его основных смыслов и понятий, о котором другой французский философ Мишель Фуко (автор «Истории безумия в классическую эпоху», 1961) сказал, что когда-нибудь XX век будет известен как век Делеза. И хотя автор рецензируемой работы, будучи врачом-психиатром, уделяет достаточное внимание психиатрическим аспектам суицида, исторические, социальные, философские, методологические и другие аспекты, выходящие за пределы клинической психиатрии, занимают в ней больше места.
Всего в монографии 15 глав. Первая глава работы посвящена эпидемиологии суицидов, уровень которых (по оценкам экспертов ВОЗ), превышающий 25-30 на 100 тыс. населения, считается очень высоким, а менее 10 - низким. Всего в мире ежегодно происходит более 800 тыс. самоубийств, которые занимают 13-ю строчку в таблице причин смертности. Наибольшее количество завершенных суицидов совершается людьми в возрасте 35-40 лет, в то же время повсеместно суициды «молодеют»: в некоторых странах количество самоубийств среди молодежи в последнее время утроилось. Самый высокий уровень самоубийств отмечается в восточно-европейских странах, а самый низкий - в Латинской Америке и некоторых странах Азии. Дореволюционная Россия относилась к числу стран с невысоким уровнем самоубийств. В середине 80-х гг. XX века по уровню суицидов наша страна вышла на 2-е место в мире после Венгрии. Особенно большой рост суицидальной активности в России наблюдается с 1990 г., достигнув в 1993 г. «рекордных» цифр - 42 на 100 тыс. населения. Незавидное
2-е место в мире (в последние годы после Литвы) наша страна занимает и в настоящее время.
Вслед за главой, посвященной эпидемиологии самоубийств, автор кратко освещает в историческом плане некоторые социокультуральные аспекты темы, в том числе - отношение ведущих религий к суициду. В главе «Динамика суицидального поведения» обсуждается классификация пресуицидального периода, типология постсуицидальных состояний. В главе «Теоретические концепции суицидального поведения» в историческом и современном контексте анализируются социологическая, биологическая и психологическая концепции. Главы 7 и 15 посвящены изложению теоретических достижений отечественной суицидологии в школе профессора А.Г. Амбрумовой, которая разработала (при участии своих учеников и сотрудников - В.А. Тихоненко и др.) концепцию суицида как следствия социально-психологической дезадаптации личности. В отдельных главах монографии рассматриваются клинико-психологи-ческие особенности и клинико-психопатологичес-кие характеристики суицидентов. Исключительно актуальной является глава «Возрастные особенности суицидального поведения» - и не только в связи с отмеченным выше фактом почти повсеместного роста суицидов среди молодежи, но и из-за неуклонного возрастания значения в современном общественном здравоохранении и обществе в целом проблемы права человека на достойную смерть. Иллюстрацией к сказанному может быть бурное обсуждение в Голландии в начале 2007 г. факта суицида 87-летнего гражданина, который перед смертью дал интервью телевидению, заявив, что он вынужден прибегнуть к самоубийству, поскольку голландский закон об эвтаназии (допускающий активную эвтаназию только при неизлечимой болезни, сопровождающейся невыносимыми страданиями) ограничивает его право на достойную смерть. В главе «Социальные аспекты суицидального поведения» рассматриваются роль семьи в суи-цидогенезе, а также связь проблемы безработицы с суицидальным поведением. В главе, посвященной повторным суицидам у практически здоровых и больных с пограничными нервно-психическими расстройствами, автор использует интересные данные своих исследований (вместе со своими учениками и сотрудниками), проведенных на материале кризисного стационара. Заключительные главы работы посвящены проблемам суицидальной превенции, в том числе - выделения и оценки факторов суицидального риска.
Российский психиатрический журнал № 4, 2008
99
ЯРО 4 2008 БЮК соИ.Ш 99
06.08.2008 10:56:00
$
РЕЦЕНЗИИ
В данной рецензии мы подробнее остановимся на некоторых философских аспектах суицидоло-гии. Уже во введении рецензируемой монографии автор приводит соответствующие суждения классиков философии (А. Камю, К. Ясперса и др.). В главе 2 выделяется специальный параграф (к сожалению, слишком краткий) «Философские аспекты проблемы». Особенно важной, с нашей точки зрения, является ссылка автора на специальную работу английского философа XVIII в. Давида Юма «О самоубийстве» (Сочинения в двух томах. Т.2. М.: «Мысль», 1965. - С. 806-817). Юм оправдывал суицид как моральный выбор личности в определенной жизненной ситуации, обосновав, что такой выбор не есть нарушение долга перед богом, ближними или самим собой. Это был рационально-философский, рационально-научный подход виднейшего философа эпохи Просвещения к проблеме, отягощенной вековыми мифологическими представлениями, религиозными запретами и т.д. Рост числа самоубийств в современном мире свидетельствует, в частности, о возрастающем авторитете такой позиции и действенной силе его аргументации. В то же время для современного человека очевидна ограниченность отношения Юма к проблеме самоубийства. Тема смерти для нас пронизана глубоким экзистенциальным напряжением, видится в исторической ретроспективе и перспективе, наполнена многообразием культуральных смыслов.
Если же говорить о современном враче, то «Лиссабонская декларация о правах пациента» Всемирной медицинской ассоциации (Revised Declaration of Lisbon on the Rights of the Patients //
Bull. Med. Eth. - 1996. - January. - P. 8-10) предписывает ему, имея дело с клиническим случаем незавершенного суицида, оказывать такому пациенту весь объем медицинской (реанимационной) помощи. Наряду с этим в современной медицинской этике происходит, скажем так, легитимизация понятия «право человека на смерть». Это понятие имеет следующее содержание: 1) право умирающего больного, с учетом строгих клинических и возрастных критериев, на легальную активную эвтаназию (например, в Голландии и Бельгии); 2) право на пассивную эвтаназию, т.е. отказ от экстраординарных методов терапии и ухода у терминальных (умирающих) больных (практикуется практически во всех развитых странах); 3) право терминальных (умирающих) больных на суицид с помощью врача (например, в штате Орегон в США). Что же касается всех других случаев суицида, то с позиции профессиональной этики для врача существует только «право на жизнь», но никак не «право на смерть».
В заключение несколько критических замечаний. Вопрос о самоубийстве Ж.-Ж. Руссо - весьма и весьма спорный, во всяком случае Л. Фейхтвангер в своем биографическом романе о жизни и смерти философа говорит об этом, как о слухах. Формально говоря, смерть Сократа можно назвать суицидом, поскольку он сам выпил яд цикуты, но ведь по существу его смерть была смертной казнью. К сожалению, в книге есть и досадные опечатки (которые, конечно, на совести издательства): например, год рождения Платона указан - 247 (вместо 427!) до н.э.
Профессор А.Я. Иванюшкин (Москва)
100
Российский психиатрический журнал № 4, 2008
RPG 4 2008 BLOK coll.indd 100
06.08.2008 10:56:00