РОЛАНД СЕРГЕЕВИЧ МУЛУКАЕВ,
главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, доктор юридических наук, профессор Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ МАЛЫГИН,
профессор кафедры истории государства и права, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве.
УДК 34
DOI 10.24412/2072-9391-2022-161-159-166
Дата поступления: 13 января 2022 г.
Дата принятия статьи в печать: 17 марта 2022 г.
ROLAND SERGEEVICH MULUKAEV,
Chief Researcher of the Scientific Center, Doctor of Law, Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
ALEKSANDR YAKOVLEVICH MALYGIN,
Professor of the Department of History of State and Law, Doctor of Law, Professor Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya . Kikot Russian Federation, 117997, Moscow, Akademuka Volgina St., 12 E-mail: [email protected]
Scientific Specialty:
12.00.01 — Theory and History of Law and State; History of the Teachings on Law and the State.
Войска НКВД СССР в решениях и материалах Государственного комитета обороны
NKVD Troops of the USSR in Decisions and Materials of the State Defense Committee
Аннотация
Актуальность: Великая Отечественная война - одно из величайших событий отечественной истории. Опыт, накопленный в годы Великой Отечественной войны, неоценим. Составной частью этого опыта является деятельность органов внутренних дел, войск Народного комиссариата внутренних дел СССР. Его изучение имеет не только познавательное, но и практическое значение. Конкретные формы и методы деятельности войск Народного комиссариата внутренних дел СССР в условиях военного времени заслуживают внимания и глубокого изучения.
Постановка проблемы: в статье поставлена проблема раскрытия одной из многогранных сторон деятельности высшего государственного органа СССР в годы Великой Отечественной войны - Государственного комитета обороны по руководству деятельностью органов внутренних дел, войск На-
Abstract
The relevance: the Great Patriotic War is one of the greatest events in Russian history. The experience gained during the Patriotic War is invaluable. An integral part of this experience is the activity of the internal affairs bodies, the troops of the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR. Its study has not only cognitive, but also practical significance. The specific forms and methods of activity of the troops of the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR in wartime conditions deserve attention and in-depth study.
The problem statement: the article raises the problem of revealing one of the multifaceted aspects of the activities of the supreme state body of the USSR during the Great Patriotic War - the State Defense Committee for the management of the activities of the internal Affairs bodies, the troops of the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR and revealing the sig-
160
родного комиссариата внутренних дел СССР и раскрытия значения этой деятельности для обеспечения победы над гитлеровской Германией.
Цель исследования: восполнить имеющийся пробел в литературе по истории Великой Отечественной войны, показать многогранный всеохватывающий характер деятельности Государственного комитета обороны.
Методы исследования: основной метод, использованный в статье, - метод материалистической диалектики и основанный на нем принцип историзма.
Результаты и ключевые выводы: 1) документальный материал статьи раскрывает ранее практически не исследованную важную составляющую деятельности Государственного комитета обороны - руководство войсками Народного комиссариата внутренних дел СССР; 2) раскрывается конкретное содержание основных направлений деятельности войск Народного комиссариата внутренних дел СССР в годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; Государственный комитет обороны (ГКО); Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД); войска Народного комиссариата внутренних дел СССР.
nificance of this activity to ensure victory over Nazi Germany.
The purpose of the study is to fill the existing gap in the literature on the history of the Great Patriotic War, to show the multifaceted all-encompassing nature of the activities of the State Defense Committee.
The research methods: the main method used in the article is the method of materialistic dialectics and the principle of historicism based on it.
The results and key findings: 1) the documentary material of the article reveals a previously almost unknown important component of the activities of the State Defense Committee -the leadership of the troops of the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR; 2) the material of the article reveals the specific content of the main activities of the troops of the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR during the Great Patriotic War.
Keywords: Great Patriotic War; State Defense Committee (GKO); People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR; troops of the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR.
Вопросам организации и деятельности Государственного комитета обороны (далее — ГКО) посвящено достаточное число публикаций. Наибольший интерес представляют издания документальных источников. В числе первых вышла работа Н. Я. Комарова [8], значительный массив документов помещен в исследовании Ю. А. Горькова [6]. После рассекречивания основной массы материалов ГКО были опубликованы их аннотированные каталоги в двух томах (всего более 2 500 страниц)1. Сейчас постановления и распоряжения ГКО за все время его существования (с 30 июня 1941 г. до 4 сентября 1945 г.) доступны на сайте sovdoc.rusarchives.ru. Отдельные решения ГКО (всего 87) помещены в различных изданиях2.
1 Государственный комитет обороны СССР. Постановления и деятельность. 1941-1945 гг. Аннотированный каталог: в 2 т. Москва, 2015.
2 Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сборник документов. Москва, 1995-2007; 1941 год: в 2 кн. / под общ. ред. А. Н. Яковлева. Москва, 1998;
Из всего массива монографий, пособий, лекций, статей, в которых при освещении истории участия войск Народного комиссариата внутренних дел (далее — НКВД) в Великой Отечественной войне достаточное внимание уделяется ГКО, можно выделить сочинения А. Е. Алексеенкова [1], С. В. Глызина [5], С. Г. Лысенкова и В. П. Сидоренко [10], С. К. Павлова [14], Н. Н. Старикова [15] и другие издания [например: 3; 2]. Несколько публикаций, посвященных проблемам руководства ГКО органами внутренних дел, подготовлено авторами настоящей статьи [11—13].
Исследования истории внутренних войск активизировались в последние годы [9; 4; 7]. Однако внимание авторских коллективов не сосредоточивалось на комплексной ха-
Москва военная. 1941—1945. Мемуары и архивные документы. Москва, 1995; Лубянка в дни битвы за Москву: материалы органов госбезопасности СССР из Центрального архива ФСБ России. Москва, 2002; Войска НКВД в битве за Москву. Москва, 2004; «Вождь». И. В. Сталин в документах и фотографиях. 1917—1953. Историко-документальный проект: в 5 кн. Кн. 4: Вторая мировая: провалы управления и достижения мобилизации. 1939—1945 / отв. ред. А. К. Сорокин. Москва, 2019.
рактеристике разносторонней деятельности именно Государственного комитета обороны по руководству войсками НКВД СССР.
Образованный 30 июня 1941 г. ГКО СССР — универсальный и в то же время уникальный орган. Это единственный орган в истории нашего Отечества, деятельность которого в условиях тяжелой войны охватывала все стороны жизни государства, объединяла их деятельность, подчиняя ее одной цели — достижению победы.
Характерным примером в этом плане является деятельность ГКО по руководству органами НКВД СССР. Как и деятельность других органов Советского государства, деятельность органов внутренних дел, его войсковых подразделений претерпела существенные изменения, обусловливавшиеся потребностями достижения победы в войне.
Войска НКВД СССР включались в число субъектов превентивных мероприятий повышения обороноспособности и укрепления порядка в условиях наиболее напряженной обстановки в связи с приближением врага к столице Союза ССР. Так, Постановлением ГКО от 12 октября 1941 г. НКВД СССР обязывался «взять под особую охрану зону, прилегающую к Москве, с запада и юга по линии Калинин — Ржев — Можайск — Тула — Коломна — Кашира». Организованному при НКВД СССР штабу охраны Московской зоны в оперативном отношении были подчинены расположенные в зоне милиция, районные органы НКВД СССР, истребительные батальоны, заградительные отряды и войска НКВД СССР (6 тысяч человек по особому расчету) [15, д. 22, л. 67—68]. Постановление ГКО от 22 октября 1941 г. предусматривало создание 48 городских комитетов обороны в целях «сосредоточения всей гражданской и военной власти и установления строжайшего порядка». В их состав входили: а) первый секретарь обкома или секретарь горкома ВКП(б) (председатель); б) председатель облисполкома или председатель горисполкома; в) начальник областного НКВД или начальник городского отдела НКВД СССР; г) комендант города. В распоряжение последнего передавались милиция, добровольческие рабочие отряды и войска НКВД СССР [15, д. 23, л. 78-79].
Практически с первых дней войны на войска НКВД возлагались все новые обязанности.
В начале августа 1941 г. НКВД СССР представил в ГКО проект постановления об охране важнейших промышленных предприятий. Дело в том, что с началом войны многие ведомства и партийные комитеты начали обращаться с просьбами о принятии под охра-
ну войсками НКВД промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и других учреждений. Между тем удовлетворение уже поступивших заявок требовало увеличения войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности более чем на 60 тысяч человек.
Наркомат внутренних дел СССР полагал, что чаще всего эти просьбы были продиктованы стремлением снять с себя ответственность за охрану соответствующих объектов, тогда как «при внимательном и серьезном отношении к делу» вполне можно обеспечить их должную охрану за счет укрепления имеющейся на этих объектах военизированной или вахтерской охраны.
Вместе с тем НКВД СССР считал возможным принять дополнительно под охрану войск НКВД СССР отдельные имеющие особо важное военно-оборонное значение предприятия Наркомата авиационной промышленности, Наркомата нефтяной промышленности, Наркомата электростанций и Глав-нефтесбыта.
В представленный НКВД СССР проект И. В. Сталин внес ряд поправок. Так, к примеру, в три раза (до 10 тысяч 600 человек) было уменьшено предложение об увеличении численности войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. Именно эта цифра вошла в окончательный текст постановления, которым Наркомат обороны обязывался «призвать дополнительно для войск НКВД 10 тысяч 600 человек, в том числе 1 тысячу 206 человек младшего начсостава и 1 тысячу 6 человек среднего и старшего начсостава по заявкам НКВД СССР, обеспечив этот контингент оружием, боеприпасами, обмундированием и снаряжением по штатам и табелям НКВД СССР» [15, д. 11, л. 98-99, 104-108].
Большое внимание войскам НКВД отводилось постановлением ГКО от 14 декабря 1941 г. о комплексе мероприятий по улучшению охраны железных дорог, инициированным Наркоматом юстиции СССР в связи с ростом хищений на транспортных коммуникациях. Войска НКВД по охране железнодорожных сооружений переименовывались в войска НКВД по охране железных дорог, на которые возлагалась охрана станционных и линейных железнодорожных сооружений, грузов, денежных касс и сопровождение вагонов с важнейшими грузами.
Численность войск НКВД увеличивалась на 40 тысяч человек, из которых 33 тысячи 220 человек укомплектовывались личным составом упраздняемой стрелковой ох-
162
раны Наркомата путей сообщения [15, д. 29, д. 20—26].
Ответственные задачи ставились перед войсками НКВД в освобождаемых от врага городах. По сложившейся к этому времени практике там из личного состава частей РККА, освободивших те или иные населенные пункты, оставлялись гарнизоны. Очевидно, что тем самым ослаблялись армейские подразделения, двигавшиеся вперед. Постановлением ГКО от 4 января 1942 г. подобный порядок признавался нетерпимым. Впредь в освобождаемых Красной Армией городах должны были выставляться гарнизоны из войск НКВД СССР (рота, батальон, полк — в зависимости от значения и размеров города и области).
На них возлагалось «несение гарнизонной службы и оказание органам НКВД помощи в работе по изъятию вражеской агентуры, предателей и других антисоветских элементов» [15, д. 32, л. 11—13].
В представлении НКВД СССР, направленном в ГКО 26 февраля 1942 г., говорилось, что на тот момент численность внутренних войск НКВД СССР, предназначенных для несения гарнизонной службы в городах, освобождаемых от войск противника, и для обеспечения оперативных нужд НКВД СССР во внутренних областях и нацреспу-бликах составляла 133 тысячи 842 человека. Из них к несению гарнизонной службы в городах, освобождаемых от противника, предназначалось 75 тысяч 307 человек, 23 тысячи 257 человек находились в подчинении армейского командования и выполняли боевые задачи, остальные были расквартированы в Москве (22 тысячи 34 человека) и в областях союзных и автономных республик (13 тысяч 244 человека).
НКВД СССР просил увеличить численность внутренних войск на 100 тысяч человек «в целях создания резерва внутренних войск для дальнейшего выделения гарнизонов в освобождаемые от противников города, а также для обеспечения внутренних областей и нац-республик частями внутренних войск». Однако председатель ГКО И. В. Сталин внес правку, и вместо 100 тысяч человек постановлением ГКО от 7 марта 1942 г. была утверждена цифра в 50 тысяч человек [15, д. 41, л. 5—8].
Расширение круга стоявших перед восками НКВД СССР задач потребовало дальнейшего организационного укрепления этих войск. 14 октября 1942 г. ГКО утвердил представленный НКВД СССР проект постановления «О сформировании армии войск Наркомата внутренних дел». Структурно армия состояла из 6 стрелковых дивизий (70 тысяч человек). Ее комплектование должно было произ-
водиться за счет численности как самих войск НКВД СССР (55 тысяч человек: 29 750 — из погранвойск, 16 750 — из внутренних войск и 8 500 — из войск по охране железных дорог), так и направлением из Наркомата обороны 15 тысяч человек «рядового и начальствующего состава артиллерии, связи, инженерных войск и др. по заявке НКВД СССР».
Дивизии армии войск НКВД СССР намечалось формировать в городах Хабаровске, Чите, Новосибирске, Челябинске, Ташкенте, Свердловске. В последнем дислоцировалось командование армии.
Примечательно, что постановление ГКО устанавливало особый статус армии войск НКВД: «Армию зачислить в резерв Главного Командования и приравнять во всех отношениях к гвардейским частям»3 .
Грандиозные задачи перед НКВД СССР встали в связи с освобождением от врага территории Советского Союза и восстановлением границы. 6 апреля 1944 г. в ГКО поступило подписанное наркомом внутренних дел СССР и заместителем начальника Генштаба РККА отношение с обоснованием необходимости восстановления охраны границ СССР и укрепления в связи с этим войск НКВД СССР. В документе говорилось, что до войны западная граница Союза ССР охранялась 38 пограничными отрядами, общей численностью 71 тысяча 859 человек. С началом войны эти отряды были переформированы в пограничные полки войск НКВД СССР и обеспечивали охрану тыла действующей Красной Армии. Весной 1944 г. имелось 47 пограничных полков общей численностью 73 тысячи 281 человек. Теперь необходимо было восстановить охрану государственной границы СССР пограничными войсками НКВД СССР.
Государственный комитет обороны постановил: «по мере освобождения территории Союза ССР от войск противника и продвижения частей Красной Армии за линию государственной границы — восстанавливать охрану границы пограничными войсками НКВД с использованием для этой цели пограничных полков НКВД, несущих охрану тыла дей-
3 В феврале 1943 г. армия войск НКВД была передана в действующую армию и стала именоваться 70-й армией в составе Центрального фронта. Входившие в состав армии дивизии были награждены орденами и медалями и удостоены почетных наименований. Во время Курской битвы она упорно противостояла ударной группировке 9-й немецкой армии, пытавшейся прорваться к Курску, а с переходом советских войск в контрнаступление участвовала в Орловской операции. Впоследствии 70-я армия успешно громила врага в Люблин-Брестской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. К концу войны все 6 дивизий, включенных в состав 70-й армии при ее формировании, были награждены орденами и удостоены почетных наименований. Следует отметить, что за годы войны из состава войск НКВД было сформировано и передано в Красную Армию 29 дивизий [15, д. 32, л. 11—13].
ствующей Красной Армии; для охраны тыла действующей Красной Армии сформировать 35 полков войск НКВД общей численностью 57000 человек». На такое же число увеличивалась штатная численность войск НКВД.
Наркомат обороны СССР обязывался обеспечить пограничные войска НКВД СССР необходимым вооружением, средствами связи, транспортом и т. п. [15, д. 305, л. 149-153]
Скоро выяснилось, что передача всех подразделений войск НКВД СССР, занимавшихся охраной тыла действующей армии, в пограничные войска оказалась неоправданной. Складывающаяся на полях сражений обстановка показывала, что различного рода угрозы тылам действующей армии сохранились. Поэтому 10 октября 1944 г. ГКО издал постановление «О сформировании 7 полков войск Наркомата внутренних дел для охраны тыла фронтов, действующих за границей СССР» [15, д. 394, л. 105-106].
В связи с встретившимися трудностями укомплектования конвойных войск за время войны ГКО пришлось дважды давать указания на этот счет. 12 января 1944 г. последовало распоряжение «О мерах по укомплектованию конвойных войск Наркомата внутренних дел», которым Наркомат обороны обязывался выделить НКВД СССР «8000 человек, годных к нестроевой службе, из числа запасных бригад и лиц, выходящих из госпиталей после выздоровления» [15, д. 265, л. 71]. 5 мая 1944 г. Л. П. Берия обратился в ГКО с письмом, в котором обосновывалась необходимость увеличения численности конвойных войск на 5 тысяч человек, «годных к нестроевой службе и выздоравливающих красноармейцев» для охраны и конвоирования военнопленных, «дополнительно выделяемых на работы Наркомуглю (20 тыс. чел.) и Наркомстрою (в Севастополе - 10 тыс. чел. и в Николаеве -5 тыс. чел.)» [15, д. 330, л. 84-85].
На завершающем этапе войны ГКО все чаще выносил решения о передаче под охрану войск НКВД СССР особо важных объектов. В качестве примера можно привести следующие: постановление от 24 июня 1944 г. «Об организации военизированной охраны Наркомата внутренних дел на взрывоопасных заводах Наркомата боеприпасов» [15, д. 346, л. 57-58]; распоряжение от 4 ноября 1944 г. «О принятии под охрану Наркомата внутренних дел взрывоопасных цехов и складов взрывчатых веществ при заводах № 12, № 15, № 9, № 114, № 255, № 503, № 577, № 582, № 580, № 594, № 612, № 850 Наркомата боеприпасов» [15, д. 410, л. 110, 116-117]; распоряжение от 1 декабря 1944 г. «О переводе Центрального конструкторского бюро № 17 Нар-
комата авиационной промышленности и его опытного завода, организованного на базе завода № 122 Наркомата авиационной промышленности, под охрану войск Наркомата внутренних дел» [15, д. 420, л. 16-17]; распоряжение «О принятии под охрану войск Наркомата внутренних дел завода "Платиноприбор" Управления Гознака Наркомата финансов» [15, д. 429, л. 113]; распоряжение от 6 марта 1945 г. «О мерах по обеспечению охраны строящихся импортных заводов Наркомата нефтяной промышленности», предусматривавшее увеличение штатной численности войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности на 796 единиц [15, д. 457, л. 166].
Большое внимание уделялось совершенствованию правительственной связи, организация которой возлагалась на НКВД СССР. 31 января 1944 г. ГКО издал постановление «О поставке оборудования, аппаратуры, автомобильного транспорта и материалов для фронтовых и вновь организуемых станций правительственной связи Наркомата внутренних дел в освобождаемых от немецких оккупантов городах и об укомплектовании войск правительственной связи Наркомата внутренних дел личным составом», которым, кроме мероприятий по разработке соответствующего оборудования (телеграф, телефон), предусматривалось укрепление войск правительственной связи НКВД (с помощью Наркомата обороны), направление офицеров-специалистов связи (325 человек), 2 тысячи лошадей, почти 800 автомобилей [15, д. 275, л. 51-61].
23 марта 1945 г. ГКО принял постановление «Об увеличении численности войск правительственной связи Наркомата внутренних дел» на 13 тысяч человек «для содержания дополнительно сформованных частей войск правительственной связи, ввиду удлинения линий "ВЧ" связи от Москвы до штабов фронтов и армий». А 29 марта 1945 г. состоялось постановление «Об усилении правительственной ВЧ-связи Наркомата внутренних дел с Дальним Востоком». Наряду с детальным указанием о снабжении этих войск различного вида довольствием (например, палатки, хозяйственно-вьючные седла и т. п.) постановление предусматривало для усиления правительственной ВЧ-связи с Дальним Востоком «дополнительно сорок рот правительственной связи численностью 5500 человек, увеличив на это количество общую численность войск НКВД СССР». Наркомат обороны СССР должен был передать в НКВД СССР 200 офицеров связи, 200 общевойсковых офицеров, 800 сержантов и 4 тысячи 300 красно-
164
армейцев. Компенсировалось это сокращение штатной численности РККА следующим образом. НКВД СССР и Прокуратуре СССР разрешалось «освободить в течение II квартала 1945 г. и передать НКО СССР 5500 человек, годных для службы в Красной Армии, из числа лиц, находящихся под следствием и осужденных за мелкие бытовые преступления и за самовольный уход с предприятий оборонной промышленности» [15, д. 464, л. 6—23].
Весной 1945 г. начали осуществляться мероприятия, направленные на техническое обеспечение войск НКВД СССР. В их числе можно назвать комплекс мер, предусмотренных постановлением ГКО от 22 апреля 1945 г. «Об обеспечении восстановления и строительства пограничных застав, зданий войск Наркомата внутренних дел и органов Наркомата внутренних дел — Наркомата государственной безопасности». Планом строительства войск и органов НКВД СССР на 1945 г. предусматривалось выделение 390 млн руб., а органов НКГБ СССР — 45 млн руб. Рабочие, служащие и инженерно-технический персонал, работавший на восстановлении и строительстве пограничных застав, зданий войск НКВД СССР и органов НКВД/НКГБ СССР, а также транспорт и оборудование, находившиеся на указанном строительстве, освобождались от мобилизации в Красную Армию [15, д. 484, л. 53—62]. 24 апреля 1945 г. ГКО отдал распоряжение «О плане постройки кораблей и катеров на заводах Наркомата судостроительной промышленности и Наркомата лесной промышленности и передаче их Наркомату внутренних дел для организации охраны морских границ СССР» [15, д. 485, л. 67—68].
По окончании войны начался массовый вывоз из Германии в СССР различного оборудования, материалов, целых предприятий и производств. В целях наиболее эффективной охраны этих ценностей было признано целесообразным организовать ее следующим образом: на железных дорогах Германии, Польши, Венгрии и Румынии силами Управления тыла Красной Армии, а на железных дорогах СССР — войсками НКВД СССР и вооруженной охраной НКПС СССР, как это предусматривалось постановлением ГКО от 31 мая 1945 г. «Об охране и сопровождении железнодорожных транспортов с оборудованием и материалами, вывозимыми с немецких предприятий» [15, д. 499, л. 41—57, 255—257].
В наиболее напряженный период первого этапа войны, когда потери Красной Армии были особенно велики, во второй половине 1942 г. были приняты два постановления, направленные на то, чтобы в кратчайшие сроки укомплектовать действующие войска до норм
положенности с таким расчетом, чтобы пополнение производилось за счет отвечающих необходимым требованиям лиц.
Как докладывал Генштаб РККА, на июль — сентябрь 1942 г. требовалось 2 миллиона 40 тысяч человек. За счет имевшихся резервов можно было привлечь 870 тысяч человек. Недостающие 1 миллион 170 тысяч человек предлагалось пополнить различными путями, в том числе используя потенциал НКВД СССР. Например, с 20 июля должен был начаться призыв граждан 1924 года рождения (650 тысяч человек), из которых 250 тысяч направлялись в различные рода войск. В войска НКВД СССР — 100 тысяч человек. Такое же число обученного рядового и младшего начальствующего состава из войск НКВД СССР направлялось для укомплектования действующей армии.
Из числа мужчин до 40 лет, содержащихся в лагерях НКВД, предполагалось отобрать 50 тысяч человек, годных для службы в армии.
Намечалось к призыву 50 тысяч из 423 тысяч человек, забронированных за милицией, лагерями, исправительно-трудовыми колониями и учреждениями НКВД СССР с заменой их негодными к строевой службе после ранений, нестроевыми военнообязанными и женщинами.
В эти цифры были внесены правки, и постановлением ГКО от 26 июля 1942 г. предусматривалось, что призывников 1924 года рождения в войска НКВД СССР направляется 75 тысяч человек. (Столько же передавалось из войск НКВД СССР в РККА, в том числе из конвойных войск — 4 320, из войск по охране железных дорог — 6 673, из войск по охране особо важных предприятий промышленности — 5 414, из погранвойск — 7 тысяч. Остальные — из стрелковых дивизий и иных частей внутренних войск.) Число призываемых, забронированных за милицией, лагерями, исправительно-трудовыми колониями и учреждениями НКВД СССР с заменой их негодными к строевой службе после ранений, нестроевыми военнообязанными и женщинами, также сокращалось до 35 тысяч человек, равно как и число предполагаемых к досрочному освобождению из мест лишения свободы и передачи в армию — до 30 тысяч человек [15, д. 83, л. 70—87].
14 октября 1942 г. ГКО принял решение выделить войскам НКВД СССР 50 тысяч призывников 1925 года рождения и 14 тысяч специалистов рядового и младшего начальствующего состава. Однако постановлением ГКО от 20 декабря 1942 г. эта цифра была понижена до 20 тысяч человек рядового состава, годного к строевой службе. Этим же по-
становлением НКВД СССР и Прокуратура СССР обязывались «пересмотреть до 25 января 1943 года в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР заключенных мужчин в возрасте до 40 лет, осужденных за бытовые и имущественные преступления, с целью досрочного освобождения и передачи в Армию 30000 человек, годных к несению строевой службы» [15, д. 117, л. 62-70].
Основное внимание авторы сосредоточили на изложении решений ГКО СССР, ко-
торыми определялись конкретные задачи НКВД СССР и его органов по обеспечению мероприятий, связанных с потребностями действующей Красной Армии и укреплением тыла. Эти сведения будут способствовать более глубокому и полному раскрытию роли ГКО и НКВД СССР по решению конкретных задач, направленных на достижение главной цели военного времени - победы над гитлеровской Германией. Этот опыт представляет не только исторический интерес, но и сохраняет свое практическое значение.
Список литературы:
References:
1. Алексеенков А. Е. Внутренние войска в годы Великой Отечественной войны. Санкт-Петербург, 2005.
2. Внутренние войска. Исторический очерк /
B. П. Баранов [и др.] Москва, 2007.
3. Внутренние войска. История и современность. Популярный очерк / под общ. ред.
C. Ф. Кавуна. Москва, 2001.
4. Войска НКВД в Великой Отечественной войне: военно-исторический труд в трех томах / Ю. А. Марценюк [и др.]. Москва, 2015.
5. Глызин С. В. Войска называются внутренними. Москва, 2007.
6. Горьков Ю. А. Государственный комитет обороны постановляет (1941-1945). Цифры, документы. Москва, 2002.
7. История внутренних войск МВД России: военно-исторический труд в пяти томах / В. Ю. Новожилов [и др.]. 3-е изд., доп. Москва, 2016.
8. Комаров Н. Я. Государственный комитет обороны постановляет. Документы, воспоминания, комментарии. Москва, 1990.
9. Краткая история внутренних войск: учебное пособие / С. В. Бунин, Ю. А. Марценюк [и др.]; под ред. В. В. Золотова. Москва, 2015.
10. Лысенков С. Г., Сидоренко В. П. Внутренние войска. Страницы истории. Санкт-Петербург, 2001.
11. Малыгин А. Я. К вопросу о руководстве Государственным комитетом обороны органами внутренних дел в начальный период Великой Отечественной войны // «Поклонимся великим тем годам...» (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне): сборник материалов всероссийской научной конференции. Москва, 2020.
12. Малыгин А. Я., Мулукаев Р. С. Вопросы руководства милицией в решениях Государственного комитета обороны // Труды
1
3.
6.
Alekseenkov A. E. Vnutrennie vojska v gody Ve-likoj Otechestvennoj vojny. Sankt-Peterburg, 2005.
Vnutrennie vojska. Istoricheskij ocherk / V. P. Baranov [i dr.] Moskva, 2007. Vnutrennie vojska. Istoriya i sovremennost'. Populyarnyj ocherk / pod obshch. red. S. F. Ka-vuna Moskva, 2001.
Vojska NKVD v Velikoj Otechestvennoj voj-ne: voenno-istoricheskij trud v trekh tomah / Yu. A. Marcenyuk [i dr.]. Moskva, 2015. Glyzin S. V. Vojska nazyvayutsya vnutrennimi. Moskva, 2007.
Gor'kov Yu. A. Gosudarstvennyj komitet obo-rony postanovlyaet (1941—1945). Cifry, doku-menty. Moskva, 2002.
Istoriya vnutrennih vojsk MVD Rossii: voenno-istoricheskij trud v pyati tomah / V. Yu. Novo-zhilov [i dr.]. 3-e izd., dop. Moskva, 2016. Komarov N. Ya. Gosudarstvennyj komitet obo-rony postanovlyaet. Dokumenty, vospominani-ya, kommentarii. Moskva, 1990. Kratkaya istoriya vnutrennih vojsk: uchebnoe posobie / S. V. Bunin, Yu. A. Marcenyuk [i dr.]; pod red. V. V. Zolotova. Moskva, 2015.
10. Lysenkov S. G, Sidorenko V. P. Vnutrennie vojska. Stranicy istorii. Sankt-Peterburg, 2001.
11. Malygin A. Ya. K voprosu o rukovodstve Go-sudarstvennym komitetom oborony organami vnutrennih del v nachal'nyj period Velikoj Otechestvennoj vojny // «Poklonimsya ve-likim tem godam...» (k 75-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne): sbornik material-ov vserossijskoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2020.
Malygin A. Ya., Mulukaev R. S. Voprosy ruko-vodstva miliciej v resheniyah Gosudarstvenno-go komiteta oborony // Trudy Akademii uprav-leniya MVD Rossii. 2021. № 2 (58). Malygin A. Ya., Mulukaev R.. S. Oboronno-proizvodstvennaya deyatel'nost' GULAG NKVD SSSR v 1941-1945 gg. v materialah
9.
12
13
Академии управления МВД России. 2021. № 2 (58).
13. Малыгин А. Я., Мулукаев Р. С. Оборонно-производственная деятельность ГУЛАГ НКВД СССР в 1941—1945 гг. в материалах Государственного комитета обороны // Вопросы истории. 2021. № 5-2.
14. Павлов С. К. История строительства внутренних войск. Москва, 2007.
15. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 644. Оп. 2.
16. Стариков Н. Н. Войска НКВД на фронте и в тылу. Москва, 2014.
Gosudarstvennogo komiteta oborony // Vo-prosy istorii. 2021. № 5-2.
14. Pavlov S. K. Istoriya stroitel'stva vnutrennih vo-jsk. Moskva, 2007.
15. Russian State Archive of Socio-Political History. F. 644. Op. 2.
16. Starikov N. N. Vojska NKVD na fronte i v tylu. Moskva, 2014.
Для цитирования:
For citation:
Роланд Сергеевич Мулукаев, Александр Яковлевич Малыгин. Войска НКВД СССР в решениях и материалах Государственного комитета обороны // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1 (61). С. 159—166.
Roland Sergeevich Mulukaev, Alexander Yakovlevich Malygin. NKVD Troops of the USSR in Decisions and Materials of the State Defense Committee // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 1 (61). P. 159-166.
1бб