Научная статья на тему 'Войны и население Юга России в XVIII - начале XXI В. : демографические процессы и последствия. М. : политическая энциклопедия, 2019. 767 с'

Войны и население Юга России в XVIII - начале XXI В. : демографические процессы и последствия. М. : политическая энциклопедия, 2019. 767 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мининков Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Войны и население Юга России в XVIII - начале XXI В. : демографические процессы и последствия. М. : политическая энциклопедия, 2019. 767 с»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

ЗАМЕТКИ О КНИГАХ BOOKS REVIEW

DOI 10.18522/2687-0770-2020-2-100-103

Войны и население Юга России в XVIII - начале XXI в.: демографические процессы и последствия. М. : Политическая энциклопедия, 2019. 767 с.

The Wars and Population of the South of Russia in the 18th - Early 21st Century: Demographic Processes and Consequences. Moscow: Politicheskaya entsiklopediya Publ., 767 p.

Демографическая история представляет собой одно из главных направлений исторической науки, поскольку занимается исследованием важнейшего объекта ее познания - человека в обществе. За последнее время вопросам демографической истории уделяется значительное внимание в отечественной и зарубежной историографии. Что касается военной истории, то соединение этой, пожалуй, наиболее традиционной проблемы исторической науки с демографической историей представляется исключительно актуальным. Комплексное исследование позволяет более полно, глубоко и конкретно понять последствия войн и военных побед, территориальных присоединений, удержания территорий и защиты так называемых «геополитических интересов».

Ученые ЮНЦ РАН уже длительное время разрабатывают данную тему. Рецензируемая коллективная монография представляет собой концентрированный итог их исследований на материалах, относящихся к Югу России, или к большой части страны, где военные действия были долговременными и интенсивными, а людские потери особенно значительными. При этом исследование проблемы носит сквозной характер. Она не ограничивается каким-либо периодом военной истории, но охватывает все новое и новейшее время, начиная с войн при Петре Великом и заканчивая военными действиями, которые велись после распада СССР на территории Южного региона России и на смежных территориях. Такой подход в научном отношении очень перспективен. С позиций его возможно формирование общего научного представления о демографических последствиях войн для большого региона страны на протяжении трехвекового периода ее истории. Отсюда с неизбежностью вытекает необходимость последующих исследований по выявлению последствий демографических потерь для хозяйственного и социального развития страны, или постановка вопроса об этих потерях как одной из важнейших предпосылок сложностей в экономике региона.

Рассматриваемые в рецензируемой книге вопросы в полной мере соответствуют усилению внимания к историко-антропологической проблематике. Несомненно, что демографические последствия войн стоят на первом месте, поскольку имеют самую тесную связь с вопросом о том, как экстремальные исторические условия военного времени сказывались на положении отдельного человека, на его самочувствии и на самоощущении в обществе, как людские потери влияли на качественные характеристики самого общества.

Изложение материала в книге выстроено по проблемно-хронологическому принципу. В ней выделены четыре части. В первой рассматривается опыт изучения демографических последствий войн и вооруженных конфликтов в южном регионе; во второй дается анализ территориального формирования большого южного региона, территориальных изменений внутри него, анализ системы управления на этой территории и ее изменения. Две последующих части включают в себя историю демографических процессов в регионе, причем третья часть охватывает

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

период Российской империи, а четвертая - советский и постсоветский период за столетие с 1917 по 2017 г. В книгу включены предисловие и послесловие, а также три приложения. В них указаны войны, в которых участвовало население региона, и даются демографические данные. Такая структура позволяет охватить все важнейшие вопросы проблемы.

К первой части относится методологический раздел, где говорится об особенностях изучения демографических вопросов, которое осложнено плохим состоянием источниковой базы или возможностью получения только косвенных сведений о потерях в ходе военных действий. Отсюда представляется приемлемым опора авторов на общий принцип демографических исследований, сформулированный еще Б.Ц. Урланисом, согласно которому социолог, экономист и историк должны «заметить определенные закономерности и сделать определенные выводы», стараться не выходить на уровень бухгалтерской скрупулезности в расчетах, основывающихся на не всегда надежных данных. При этом указывается на ограниченные возможности учетно-статистического метода при расчете боевых потерь и других демографических последствий войны ввиду состояния самих источников. Также обращается внимание на метод ретроспекции при оценке численности горских сообществ в период Кавказской войны с применением данных переписи населения России конца XIX в. о половозрастной структуре проживающих на территориях, где велась эта война. Подчеркивается, что данные о гибели горского населения в ходе войны и от болезней возможно устанавливать методом пропорций, который также обосновывал Б.Ц. Урланис. В целом же при подсчете демографических потерь авторы считают возможным использование комплексной экспертной реконструкции.

С характеристикой методов исследования связана оценка информационного потенциала источников. Общий вывод, что даже в войнах первой половины ХХ в. не было удовлетворительного учета потерь военнослужащих и мирного населения, хорошо обоснован. Подчеркивается значение составления книг Памяти для установления имен погибших, указывается на огромную и очень сложную работу поисковиков, которые много сделали для более полного и конкретного изложения истории событий великой войны. С точки зрения историографического анализа отмечается недостаточность разработки проблемы демографических последствий войн на Юге России как на самой этой территории, так и за ее пределами. Тем самым обосновывается, что последствия войн для демографии российского Юга в новое и новейшее время представляют собой проблему, которая требует специального и тщательного исследования.

Во второй части книги авторы раскрывают смысл понятия «Юг России», начиная с дореволюционного периода, когда к югу стали относить не только Нижнее Поволжье и Северный Кавказ, но и Закавказье, а также Северное Причерноморье. Такое представление о территории и ее рубежах имеет свои основания. В те времена территориальное деление было иным, чем в советское, и тем более чем сейчас, когда произошел распад прежнего имперского пространства и когда на его Юге возникли, помимо России, другие суверенные государства. Юг России до революции и Гражданской войны включал в себя несколько культурно-исторических территорий - Новороссию вместе с Областью войска Донского, Нижнее Поволжье и Кавказское наместничество, в которое входили Кубанская и Терская области. Поэтому процессы, происходившие на территории, которая стала с января 1918 г. называться РСФСР, не были оторваны от процессов на смежных территориях Причерноморья и Закавказья. После завершения Гражданской войны в 1920 г. на основной территории страны Юг России рассматривается уже как южная часть РСФСР. После распада СССР под Югом России понимаются земли, вошедшие в 2004 г. в состав Южного федерального округа, из которого в 2010 г. выделился СевероКавказский федеральный округ. Такое понимание Юга России вполне обосновано. Поэтому при освещении некоторых военных действий происходит неизбежный выход за территориальные рамки, поскольку фактически они разворачивались на других территориях, хотя в них участвовали жители Юга.

Основное содержание книги, относящееся непосредственно к демографическим последствиям войн, сосредоточено в ее третьей и четвертой частях. В третьей части рассматривается демографическая сторона Кавказской войны, которую вела Российская империя. Если ход военных действий этой самой длительной в отечественной истории войны привлекал значительное число исследователей, то демографическая составляющая пользовалась несравненно меньшим

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

вниманием. Анализ событий в свете их демографии дается очень широко. Приводятся результаты потерь не только в ходе военных столкновений, но и смертность от эпидемий, которые охватывали горское население, как вовлеченное в войну, так и мирные сообщества.

С максимальной объективностью авторы дают характеристику последствиям военных действий со стороны русских войск, которые вели к потерям горского населения, и набегам горцев на казачьи станицы и другие русские селения. Тщательный анализ имеющихся данных позволяет утверждать, что на территории Северо-Восточного Кавказа, в пределах Чечни и Нагорного Дагестана, демографические особенности не привели к сколько-нибудь заметному сокращению численности местного населения, несмотря на активность и ожесточенность военных действий. Что касается последствий войны для Северо-Западного Кавказа, то авторы отметили, что потери в ходе военных действий были менее интенсивными, чем на Северо-Восточном Кавказе, а также в результате карательных операций русских войск. Но тяжесть локальных карательных акций ослаблялась благодаря традициям родовой взаимовыручки, сплоченности черкесских сообществ.

Обращается особое внимание на демографические последствия мухаджирства, прослежены факторы, определявшие заинтересованность в переселении черкесского населения в пределы Османской империи русских и турецких властей, а также части верхушки черкесского сообщества. Производят впечатление данные о переселениях адыгских племенных союзов на турецкую территорию, в том числе почти полное переселение натухайцев и шапсугов. И, конечно же, о полном выселении убыхов с Черноморского побережья Кавказа. Отмечается расхождение статистических данных о количестве переселенцев, которые давались российской и турецкой сторонами. Но во всяком случае масштабы этих переселений были очень велики.

Повлияло на демографию региона и усиление урбанизации. Выявлены факторы, способствовавшие ускорению или замедлению роста городов региона. Среди них - развитие страны в пореформенный период, которое, однако, оказало неодинаковое влияние на разные города страны.

В четвертой части, содержащей анализ демографических процессов советского времени и двух с половиной десятилетий после распада СССР, также выявлены особенности этих процессов, относившихся к разным территориям. Указывается на существенный рост миграции в пределы региона беженцев из центральных губерний страны от большевистской власти, а также приток армянских беженцев после турецкого геноцида армян 1915 г. В качестве демографического последствия Гражданской войны оценивается эмиграция части населения за пределы Советской России. Вообще демографические явления в пределах Южного региона в 20 - начале 30-х гг. рассматриваются в книге также в связи с последствиями революции и Гражданской войны. В частности, учитывается и влияние голодомора 1932-1933 гг., масштабы которого были особенно велики на Украине и Кубани. В этом отношении выводы авторов соответствуют характеристикам голодомора в пределах Северо-Кавказского края, который давался ростовским исследователем Е.Н. Осколковым.

Что касается Великой Отечественной войны, то установлены колоссальные масштабы гибели населения в период немецко-фашистской оккупации. Сюда же можно добавить и уход с отступавшими немецкими войсками лиц, сотрудничавших с оккупантами, а также депортацию ряда народов региона.

Исследования по истории депортации велись в разных автономных республиках РСФСР, ликвидированных после войны и восстановленных в 1956 г. Авторы уточняют масштабы этой формы репрессий против целых народов. Власти стремились заменить депортированное население переселенцами из разных областей РСФСР и Грузинской ССР, из Дагестана и Северной Осетии. Последствия этой меры требуют дальнейшего изучения, особенно после возвращения депортированных на прежние места жительства и возникновения в этой связи коллизий во взаимоотношениях с переселенцами.

Авторы проследили воздействие на демографию не только войн нового и новейшего времени, но и вооруженных конфликтов, которых было множество в истории советского периода начиная с 20-х гг. и еще больше в постсоветский период. Для современного читателя, особенно для жителей Юга России, представит большой интерес обзор этих межэтнических и территори-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

альных конфликтов в регионе. Тем более что они вели к людским потерям. Сделанный в книге исторический анализ таких конфликтов показывает, насколько напряженным является общее положение в регионе, насколько недостаточно сделано для стабилизации ситуации, насколько слабы в этом отношении чисто военно-полицейские методы или финансовые вливания в бюджеты отдельных субъектов федерации. Кризисное состояние в регионе не преодолено, а это грозит новыми демографическими потерями.

Начало исследования демографических процессов в регионе относится к XVIII в. С учетом состояния источниковой базы за более ранний период такая хронология представляется правомерной. В то же время, что касается XVII в., то некоторые сведения, относящиеся к демографии на данной территории, в источниках можно найти. Так, в историографии даются оценки численности казаков в войске Донском за разные периоды, начиная со Смутного времени вплоть до петровского царствования. Тем более есть разнообразные сведения в письменных и картографических источниках о донских казачьих поселениях, которыми были укрепленные городки. По-видимому, было бы желательно учесть демографические последствия разгрома донского казачества в период подавления Булавинского восстания, когда в ходе карательной экспедиции лейб-гвардии майора князя В. Долгорукова было истреблено множество казаков, а часть казаков ушла в пределы Крымского ханства на Кубань во главе с атаманом И. Некрасовым.

Вероятно, не вполне понятным может быть для читателя связь в книге географических рамок и ее содержания. В книгу, посвященную демографическим процессам на Юге России, включен материал, относящийся к союзным республикам, а затем к суверенным государствам за пределами Российской Федерации. Он необходим, чтобы понять сущность и характер демографических процессов, происходивших на самом Юге России. Но тогда было бы желательным как-то упомянуть в названии о соседних с Югом России странах.

Как исключительно глубокое исследование, опирающееся на прочную базу исторических и демографических фактов, установленных в результате комплексного анализа широкого круга источников, данная книга имеет в современной культурно-исторической и историографической ситуации немалое методологическое значение. В условиях, когда оживилось представление об истории как не о науке, но как о придатке идеологии, книга наглядно свидетельствует о самом высоком научном потенциале исторического исследования. Это не случайно, поскольку научное исследование основывается на всесторонней обработке эмпирического материала, дает в конечном счете достоверные факты, поддающиеся верификации. Книга о демографии Юга России нового и новейшего времени, созданная коллективом ЮНЦ РАН, имеет все признаки такого исследования. Оно открывает новую страницу в истории Южного региона страны и его населения.

Н.А. Мининков,

доктор исторических наук, профессор, Южный федеральный университет

18 января 2020 г исполнилось 70 лет Николаю Александровичу Мининкову, доктору исторических наук, профессору кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений Южного федерального университета. Николай Александрович - признанный специалист по вопросам истории Дона и донского казачества, а также истории исторической науки в России и на Дону, методологии истории и методики исторического исследования, автор более 250 научных работ. Он подготовил и воспитал немало учеников в этой области. Десятки лет Николай Александрович является членом редколлегии журнала «Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки». Участие Н.А. Мининкова в рецензировании огромного количества материалов, его доброжелательные, но принципиальные отзывы о статьях способствовали появлению ярких исследовательских работ как аспирантов, так и маститых

ученых на страницах нашего журнала.

Члены редколлегии журнала «Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки» и сотрудники редакции желают ему здоровья, счастья, творческих успехов, оптимизма, долгих-долгих лет жизни и работы на благо отечественного просвещения!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.