Научная статья на тему 'Аналитический обзор Всероссийского с международным участием форума научной общественности Юга России «Потенциал региональной науки как ресурс повышения эффективности в реализации национальных проектов на Юге России» (Ростов-на-Дону, 12-13 ноября 2019 г. )'

Аналитический обзор Всероссийского с международным участием форума научной общественности Юга России «Потенциал региональной науки как ресурс повышения эффективности в реализации национальных проектов на Юге России» (Ростов-на-Дону, 12-13 ноября 2019 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор Всероссийского с международным участием форума научной общественности Юга России «Потенциал региональной науки как ресурс повышения эффективности в реализации национальных проектов на Юге России» (Ростов-на-Дону, 12-13 ноября 2019 г. )»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE

DOI 10.18522/2687-0770-2020-1-103-108

Аналитический обзор Всероссийского с международным участием форума научной общественности Юга России «Потенциал региональной науки как ресурс повышения эффективности в реализации национальных проектов на Юге России» (Ростов-на-Дону, 12-13 ноября 2019 г.)

Analytical Review of the All-Russian Forum of the Scientific Community of the South of Russia with International Participation "Potential of Regional Science as a Resource for Improving Efficiency in the Implementation of National Projects in the South of Russia" (Rostov-on-Don, November 12-13, 2019)

В работе форума приняли участие 139 чел., из них 134 российских исследователя и 5 иностранных. С докладами выступили 24 доктора наук, 21 кандидат наук, 7 научных работников высшей школы, 4 аспиранта, 8 студентов и магистрантов, 11 школьников.

Присутствовали ученые из Германии, Грузии, Украины, Сирии. В числе российских участников - представители Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Грозного, Назрани, Таганрога, Новочеркасска и других городов.

Форум был организован с главной целью: усилить взаимодействие между вузами и промышленными предприятиями региона в реализации национальных проектов. Также преследовалась цель расширения и углубления регионального научного сотрудничества, более полного использования потенциала науки в реализации национальных проектов социально-экономического развития на Юге России.

Юг России обладает высоким потенциалом науки, способным быть действенным ресурсом в реализации национальных проектов в регионе. Вместе с тем в регионе недостаточно развито взаимодействие и сотрудничество различных научно-исследовательских структур; нуждаются в обновлении методологические и методические основания на базе информационных технологий. Опыт развития и реализации научно-исследовательских программ, расширение партнерских отношений науки и бизнеса требуют всеобщего обсуждения.

Доклады и выступления участников форума были посвящены решению следующих задач:

1. Определить перспективы развития научного потенциала Юга России.

2. Обсудить вопросы сотрудничества научных учреждений Юга России.

3. Разработать механизмы координации деятельности исследовательских учреждений.

4. Обобщить опыт разработки и реализации комплексных научных программ.

5. Обсудить вопросы влияния науки на формирование гражданского общества и приобщение молодежи к научной деятельности.

6. Проанализировать и разработать формы, методы, механизмы совместных партнерских отношений между наукой и бизнесом.

В открытии форума приняли участие и.о. проректора по научной и исследовательской деятельности Южного федерального университета (ЮФУ) А.В. Метелица, и.о. проректора по проектно-инновационной деятельности и международному сотрудничеству ЮФУ Е.Л. Муха-нов, директор СКНЦ ВШ ЮФУ, д-р филос. наук М.Д. Розин, д-р филос. наук, проф. Чеченского государственного университета В.Х. Акаев, д-р ист. наук, проф. Грозненского государственного нефтяного технического университета М.Ю. Келигов, председатель Фонда Юрия Андреевича Жданова А.Ю. Жданов.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

Особый акцент в приветственных выступлениях был сделан на вкладе, который внес Юрий Андреевич Жданов - член-корреспондент АН СССР, председатель Северо-Кавказского научного центра высшей школы в развитие науки и образования Юга России в годы своей ректорской деятельности, кроме того, обсуждались вопросы цифровизации и взаимодействия высшей школы с ведущими промышленными предприятиями Юга России.

В своем приветствии к участникам А.В. Метелица (ЮФУ) особо отметил, что благодаря Ю.А. Жданову в нашем университете были созданы научные школы, которые сегодня известны во всём мире, появилась сеть научно-исследовательских институтов, сохранивших научный потенциал РГУ (ныне - ЮФУ), и на его основе мы сегодня занимаем прочные позиции в мировых рейтингах.

В докладе «Ю.А. Жданов о роли и значении научных школ» д.ф.н., проф. Г.В. Драч (ЮФУ) отмечает, что «в жизни и творчестве Юрия Андреевича Жданова соединялись идеи, эпохи и мнения, прокладывался путь от прошлого к настоящему. Он всегда оставался представителем науки в системе власти, ученым и гражданином, развивая, обосновывая, отстаивая свои взгляды, отдавая приоритет вопросам развития отечественной науки. По мнению докладчика, Ю.А. Жданов был свидетелем и участником тектонических сдвигов в мировой истории, которые начались еще до его рождения и были ознаменованы Октябрьской революцией в России, Гражданской войной и победой советского строя. Это были трагические события, затронувшие глубокие народные толщи, коренное изменение его настоящего и будущего, обернувшиеся крушением сохранившейся в стране дворянской и развивающейся буржуазной культуры. Но не меньшей трагедией было бы отказываться, и Ю.А. Жданов это понимал уже в период реформ 1990-х г., от исторического опыта России, выстраданного ей, но имевшего не национальное, а мировое значение. Просвещение и наука - это не только прошлое, но, по сути дела, и незавершенный для России проект. Аргументы просвещенческого свойства - гражданского достоинства и свободы, справедливости, просвещения, образования, науки - не могут устареть. Мы еще не раз будем обращаться к идеям Ю.А. Жданова - энциклопедического ученого, глубокого мыслителя и гражданина».

В.М. Таланов (ЮРГТУ (НПИ), Новочеркасск) в докладе «В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов: судьба традиций энциклопедизма и преемственности в российской культуре» отмечает, что сегодня особенно остро мы нуждаемся в мыслителях с широким энциклопедическим кругозором и стратегическим дальновидением, способных предвидеть последствия разлома культуры и выбора нашего дальнейшего пути развития. Вопрос о выборе этого пути, по мнению автора, главный духовный вопрос современной России. Вот почему память о Ю.А. Жданове нам особенно дорога -в его лице мы видим образ мыслителя-энциклопедиста, способного находить пути решения сложных и противоречивых идеологических, культурных, научных и организационно-управленческих проблем общества. Для нас Ю.А. Жданов является примером деятельной пассионарной личности, который инициировал созидательные гуманные идеи и подходы, не разъединившие, а объединившие людей для решения непростых задач, стоявших перед российским обществом.

Е.Л. Муханов (ЮФУ) в ходе выступления поднял проблему современного влияния цифровых технологий на экономику, научную и образовательную деятельности, а также отметил важную роль ЮФУ как флагмана высших образовательных учреждений Юга России.

В докладе А.Ю. Голобородько (Таганрогский институт им. А.П. Чехова, филиал РГЭУ (РИНХ)) «Особенности подготовки педагога в контексте конструирования ландшафта развития современной школы: традиции и инновации в области формирования профессиональной идентичности» подчеркивается, что совершенно справедливо и весьма актуально, среди целевых доминант Национального проекта «Образование», заявлено, что инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать по-настоящему конкурентным обществом в мире XXI века, и главной задачей школы позиционируется воспитание личности гармонично развитой (не может не найти позитивной оценки тот факт, что концепт «гармонично развитой личности» постепенно возвращается в наш профессиональный дискурс после почти трех десятилетий забвения), личности творческой, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Докладчик особо отмечает заинтересованность в расширении набирающего обороты партнерства с нашими коллегами, представляющими ведущие вузы Юга России: мы сообща ищем отве-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

ты на вызовы времени, разрабатываем алгоритмы демпфирования вызовов и угроз современности... Только вместе у нас есть возможность снизить градус напряженности в плане минимизации рисков и угроз современности, в аспекте решения важнейших проблем обустройства нашего общества.

В докладе Л.А. Новосельцевой (ПАО «Роствертол», Ростов-на-Дону) поднимается проблема сотрудничества вузов и предприятий Юга России, раскрывается опыт взаимодействия ПАО РВПК «Роствертол» им. Б.Н. Слюсаря с Донским государственным техническим университетом. Докладчик отмечает, что важным механизмом непрекращающегося получения актуальных знаний и навыков (а значит, и человеческих ресурсов необходимого для предприятия качества) является обучение по принципу «образование на протяжении всей жизни». При этом большое значение, особенно для будущих специалистов, имеет практико-ориентированное обучение, формирующее их полную готовность к профессиональной деятельности. По мнению Л.А. Новосельцевой, одним из оптимальных способов реализации данного принципа является формирование профессионально-образовательной экосистемы, объединяющей предприятие и образовательные организации.

Х. Харниш (Берлин, Германия) в своем докладе поднимает проблему развития эффективной инфраструктуры и межвузовской университетской кооперации в Германии в условиях федеративного государственного устройства, а также выявляет место Германии (и России) в международном рейтинге университетов. Автор указывает как на сильные, так и на проблемные места в системе университетского образования Германии. К таковым, по мнению Х. Харниш, относятся: 1) Проблема долгосрочных контрактов преподавательского и научного персонала. В настоящее время 90% сотрудников имеют лишь временные (до 5 лет) контракты или контракты по конкретным проектам; 2) Постоянно наблюдается рост числа студентов, бросающих учебу до окончания вуза. В частности, у студентов математических факультетов это число достигает 50 %! Автор отмечает, что в настоящее время в Германии ведется серьезная дискуссия о создании мощного государственного университета по примеру Швейцарии, которая несколько десятилетий тому назад поставила перед собой задачу выдвинуть Цюрихский университет в мировые лидеры университетского образования. И успешно решила эту задачу. Сегодня Цюрихский университет занимает 14-е место в рейтинге THE. С 1-го по 13-е место в этом рейтинге занимают университеты Великобритании и США. Лидирует Оксфордский университет.

А.М. Старостин (РГЭУ (РИНХ)) в докладе «Научное и социальное проектирование в эпоху глобализации: опыт и риски больших проектов» подчеркивает, что анализ развития современного общества все отчетливее показывает значимость целенаправленного, конструктивистского начала в организации различных сфер деятельности в противоположность стихийному или, даже напротив, устоявшемуся, инерционному подходу. Прежде всего, по мнению автора, это отразилось в различных парадигмах модернизации и неомодернизации. Он также отметил, что в современных условиях, когда быстрые социальные изменения вышли на глобальный уровень, значимость социального и инженерного проектирования на средне- и дальнесрочную перспективу только возрастает.

В докладе М.Д. Розина (ЮФУ) и В.П. Свечкарева (ЮФУ) поднимается остроактуальный вопрос создания научных проектов как акселераторов роста социально-экономического развития региона. В докладе отмечается, что современная стратегия социально-экономического развития региона выстраивается с учетом факторов регионального развития, которые имеют территориальные локализованные конкурентные преимущества, имеющие устойчивый характер и не зависящие от внешних условий. При построении такой стратегии авторы доклада, в первую очередь, предлагают концентрировать внимание на механизмах формирования интеграционных проектов на основе точек роста.

В ходе форума были организованы дискуссионные и образовательные площадки, секции и круглые столы («Творческое наследие Ю.А. Жданова в контексте современных проблем развития науки и образования» на базе Института философии и социально-политических наук; «Научная и научно-производственная кооперация. Развитие научной инфраструктуры» в Институте высоких технологий и пьезотехники; «Цифровизация экономики, научной и образовательной среды» на базе Института математики, механики и компьютерных наук; «Формирование современной шко-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

лы, развитие детей и поддержка семей» на площадке Академии психологии и педагогики ЮФУ). Основная тематика секций была посвящена обсуждению вопросов, связанных с профилактикой идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде, геополитической конкуренцией, этно-политическими процессами и субъектами публичной дипломатии на Кавказе.

Заседание секции «Творческое наследие Ю.А. Жданова в контексте современных проблем развития науки и образования» открыл проф. В.Д. Бакулов (ЮФУ), который подчеркнул значение творческого наследия Ю.А. Жданова для решения остроактуальных проблем развития науки и образования в регионе. На секции выступили:

Е.А. Паламарчук (Ростовский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)), д.и.н., доцент, в докладе «Научно-образовательный потенциал государства и проблемы обеспечения национальной безопасности» показал значение развития научно-образовательного потенциала государства как ключевой проблемы обеспечения национальной безопасности.

A.В. Белов (ЮФУ), д.филос.н., проф., в докладе «Ю. А. Жданов - ректор РГУ, организатор науки и образования на Юге России» осветил деятельность Ю.А. Жданова на посту ректора РГУ, оценив его вклад в развитие науки и образования на Юге России.

Г.А. Матвеев (ЮФУ), к.и.н., проф., в докладе «Ю.А. Жданов о проблемах развития кавказоведения и его роли в современною эпоху» обратился к истории становления кавказоведения в нашей стране, показав огромную роль Ю. А. Жданова в генезисе и развитии данной отрасли науки.

B.Д. Бакулов (ЮФУ), д.филос.н., проф., С.В. Силенко (ЮФУ), к.ф.н., доц., в докладе «Специфика университетского образования: основные вариации ее понимания» проанализировали специфику университетского образования, её теоретическое осмысление, привели классификацию современных типов и видов университетов.

Е.Ю. Липец (ЮФУ), к.филос.н., доц., доклад «Особенности становления и развития философ-ско-культурологической школы: современный взгляд». Автор на примере Ростовской научно-культурологической школы осветила определенные закономерности становления и развития фи-лософско-культурологических школ на современном этапе.

В.К. Королев (ЮФУ), д.филос.н., проф., в докладе «Теория культуры и региональная "культурная политика"» показал определённые коллизии, связанные с недостаточной обоснованностью региональной культурной политики с теоретико-концептуальным осмыслением природы культуры.

А.Г. Новохатько (ЮФУ), ст. преподаватель, в докладе «Воспитание - образование - диалектика в идейном наследии Ю.А. Жданова» обратился к философской составляющей творческого наследия Жданова, показал его значительный вклад в развитие философии в 80-90-е гг. ХХ в.

И.Ф. Водяникова (ЮФУ), к.филос.н., доц., в докладе «Учение В.И. Вернадского в наследии Ю.А. Жданова» подчеркнула то огромное значение, которое Ю.А. Жданов придавал научному наследию Вернадского, развитие Ю. А. Ждановым ряда фундаментальных идей выдающегося отечественного ученого.

И.К. Гончарова (ЮФУ), ст. преподаватель, в докладе «Ю.А. Жданов о неразрывной связи науки и образования» показала глубокую проработку Ю.А. Ждановым постулата о неразрывной связи науки и образования, подчеркнула то, что данный постулат выступал определяющим принципом его научно-организационной деятельности.

Т.С. Киенко (ЮФУ), к.социол.н., доц., в докладе «Образование горожан как призма оценки аудиовизуальной среды южнороссийских городов: по материалам социологического исследования» на основе обширного эмпирического материала продемонстрировала роль и значение образования жителей городов Юга России для идентификации и самоидентификации относительно городской среды, дала определённую их классификацию в зависимости от образовательного уровня.

Н.И. Стешенко (ЮФУ), к.филос.н., доц., в докладе «Ю.А. Жданов о рационализме» показал значения принципов классического рационализма для теоретико-концептуальных и методологических работ Ю. А. Жданова, посвященных современной науке.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

Д.А. Бабина (ЮФУ), преподаватель, в докладе «Диалог как средство научного творчества» рассмотрела процесс научного творчества и его структуру, проанализировала диалог как важнейшую детерминанту процесса научного творчества.

Н.М. Ладыгина (ЮФУ), магистрант, в докладе «Понятия веры и воображения в работах Д. Юма» остановилась на недостаточно исследованном аспекте творческого наследия Д. Юма, провела сравнительный анализ понятий «вера» и «воображение».

И.О. Кузнецов (ЮФУ), магистрант, в докладе «Неклассическая эпистемология: отечественный аспект» провел сравнительный анализ парадигм современной эпистемологии. Показал, что таким парадигмальным статусом обладают социальный и культурно-исторический подходы к определению «эпистемология».

В ходе работы секции «Цифровизация экономики, научной и образовательной среды» были рассмотрены такие актуальные проблемы, как «Цифровизация и информатизация в образовании: история и современность», «Перспективы занятости в цифровой экономике», «Цифровая экономика: энергетические аспекты», «Модели управления устойчивым развитием активных систем», «Цифровая трансформация университетов - инициативы и пилотные сервисы», «Кадры для цифровой экономики: опыт создания и развития инфраструктуры взаимодействия образования и бизнеса в Ростовской области», «Тенденции виртуализации современной науки и образования» и др.

В докладе Т.Г. Лешкевич (ЮФУ), д.филос.н, проф., «Проблемы цифровизации и большая наука» предпринимается попытка диагностировать современность с точки зрения «большой науки». Автор отмечает, что современная эпоха оперирует огромным объемом данных и связана с необходимостью обработки колоссальных массивов информации, это принципиально меняет научный подход к исследованию. И если ранее в науке были соотнесены два уровня: теоретический и эмпирический, причем первый отвечал за движение мысли, как говорится, «на кончике пера», а второй непосредственно за опытные и экспериментальные исследования, то сейчас направленность подходов меняется. Осуществлен поворот к цифровизации научных данных, и именно цифровизация выступает исходным пунктом и основной моделью исследований.

В докладе В.Ю. Калачева (ЮФУ), к.э.н., доц., проведен актуальный анализ проблемы подготовки кадров для цифровой экономики, а также проанализирован опыт создания и развития инфраструктуры взаимодействия образования и бизнеса в Ростовской области.

В докладе О.В. Катаевой (ЮФУ), к.э.н., доц., «Тенденции виртуализации современной науки и образования» отмечается, что процессы информатизации, цифровизации, виртуализации понимаются как объективный, закономерный процесс развития науки, техники и технологий. В связи с этим современный человек оказывается в ситуации необходимого принятия технических достижений, их распространения и влияния. Наука и образование также испытывают воздействие данных процессов.

В работе секции «Преемственность в развитии региональной науки: роль молодых ученых» приняли участие профессора, научные работники, преподаватели школ, аспиранты и студенты ЮФУ, а также более 50 ростовских школьников (школа № 93, школа № 115, школа № 80).

С приветственным словом к участникам секции, молодым ученым выступили: Г.В. Драч -научный руководитель ИФиСПН ЮФУ, заслуженный деятель науки РФ, д.ф.н., проф.; В.Х. Акаев - д.филос.н., проф. Чеченского государственного университета; М.Ю. Келигов - д.и.н., проф. Грозненского государственного нефтяного технического университета; Г.А. Матвеев - к.и.н., проф. ЮФУ; И.А. Пехтерева - редактор журнала «Научная мысль Кавказа».

Е.В. Чапны (ЮФУ), к.ф.н., с.н.с., в докладе «Преемственность в развитии региональной науки» проанализировала многолетний положительный опыт проведения молодежных секций и круглых столов в рамках ежегодной научной конференции «Ждановские чтения», высказала предложение о разработке и проведении серии тематических лекториев для школьников и студентов ЮФУ на базе Мемориального кабинета Ю.А. Жданова с целью более глубокого изучения научного наследия Юрия Андреевича.

В ходе работы секции «Преемственность в развитии региональной науки: роль молодых ученых» с докладами выступили учителя (Н.А. Степаненко, Г.А. Кибалова) и учащиеся (В. Арутюнов, В. Абрамова, Э. Авдеев, А. Воронов, П. Жукова, И. Капустин, Е. Ляшенко, А. Новиков,

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

Е. Рыбченко, В. Симавонова, Д. Ткачева) с 7-го по 11-й классы из трех ростовских школ (школа № 93, школа № 115, школа № 80).

Все участники секции «Преемственность в развитии региональной науки: роль молодых ученых» сошлись во мнении, что многогранность и актуальность идей в научном наследии Ю.А. Жданова не перестает вызывать огромный интерес, как у научной элиты, так и студенческой молодежи.

Кроме того, была положительно отмечена тенденция активного участия молодых ученых, аспирантов, студентов и школьников региона в работе форума. Основными проблемами для обсуждения на секциях стали:

• Научный потенциал региона: динамика развития.

• Условия для наращивания потенциала науки в регионе, опыт взаимоотношений научных учреждений и региональных органов власти.

• Опыт использования междисциплинарного подхода при изучении важных народнохозяйственных проблем.

• Роль и место науки в развитии цифровой экономики.

• Научное наследие Ю.А. Жданова как источник развития науки Юга России.

• Наука и бизнес: проблемы сотрудничества.

• Межнациональные отношения и национальная идентичность на Юге России.

В докладах и сообщениях участников форума научной общественности Юга России отчетливо просматривается стремление проникнуть в методологию творческого наследия Ю.А. Жданова в контексте современных проблем развития науки и образования, показать роль молодых ученых в преемственности и развитии региональной науки, установить и попытаться разрешить трудные проблемы цифровизации экономики, научной и образовательной среды, а также научной и научно-производственной кооперации.

Доклады и выступления участников, а также рекомендации, содержащиеся в них, вошли в сборник статей по итогам форума.

Е.В. Чапны,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Северо-Кавказский научный центр высшей школы Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.