Научная статья на тему 'Историк и история (аникеев А. А. Заслуженный профессор СКФУ: моя история. Ставрополь : ИП Светличная С. Г. , 2020. 248 с. )'

Историк и история (аникеев А. А. Заслуженный профессор СКФУ: моя история. Ставрополь : ИП Светличная С. Г. , 2020. 248 с. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историк и история (аникеев А. А. Заслуженный профессор СКФУ: моя история. Ставрополь : ИП Светличная С. Г. , 2020. 248 с. )»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

DOI 10.18522/2687-0770-2020-2-111-113

Историк и история (Аникеев А.А. Заслуженный профессор СКФУ: моя история. Ставрополь : ИП Светличная С.Г., 2020. 248 с.)

The Historian and History (Anikeev A.A. Honored Professor of NCFU: My Story. Stavropol: IP Svetlichnaya S.G., 2020. 248 p.)

Издание исторических биографий ученых - довольно редкое явление в наши дни. Именно биографика дает возможность воссоздать групповой портрет общества, исходящий из неповторимых личностей. Биографика занимается не только вопросами происхождения людей, но и изучением их деятельности.

Именно к этому жанру исторического сочинения относится книга профессора А.А. Аникеева, отдавшего 50 лет служению исторической науке и развитию исторического образования на Дону и Северном Кавказе. Автор размышляет о прошлом и настоящем высшей школы, делится своими знаниями, а также впечатлениями о странах, в которых он побывал, о людях, с которыми ему приходилось встречаться, и событиях, свидетелем которых он был.

Воспоминания строятся на осмыслении основных этапов жизни, творческой и педагогической деятельности. При этом автор помнит слова председателя Северо-Кавказского научного центра высшей школы, ректора РГУ Юрия Андреевича Жданова о том, что память не всегда точна в воспроизведении событий прошлого, поэтому он опирается на дневниковые записи, которые велись с 1970 г. - периода обучения в Москве, а также на «архив эпохи», который начал формироваться с 1985 г. - времени избрания М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС. В этот архив попали материалы из отечественных и зарубежных газет и журналов о важнейших событиях в нашей стране и за рубежом.

Литературным источником стали публикации учеников А.А. Аникеева - В.В. Василенко, Е.А. Паламарчука, Г.И. Кольги, И.А. Коробкиной, С.В. Януша.

Работа строится по основным периодам жизни рассказчика: с 40-х гг. в XX в. и до современности.

Вначале упоминаются основные события детства и юности, повествуется о происхождении фамилии Аникеевых, история которой связана с историей становления Российского государства, его культуры и традициями. Ее основателем автор считает Е.И. Аникеева - участника русско-турецкой войны 1877-1878 гг. выходца из Курской губернии, положившего начало на Ставрополье большой семье хлеборобов.

Освещаются жизнь и деятельность родителей, сестры и братьев. Особое внимание уделено гибели отца - А.Е. Аникеева в сентябре 1941 г. на Украине.

Автор с благодарностью вспоминает преподавателей историко-филологического факультета Ставропольского госпединститута: профессоров В.А.Романовского, А.В. Попова, П.А. Шацкого. Именно они привили интерес к историческим знаниям, сформировали широкий взгляд на общественные явления и междисциплинарный подход к событиям прошлого.

После окончания пединститута начинается учеба в аспирантуре Московского педагогического института им. В.И. Ленина («Второй МГУ»). На кафедре новой и новейшей истории, которую возглавлял академик А.Л. Нарочницкий, утвердивший окончательную редакцию темы кандидатской диссертации «Германский фашизм и крестьянство» (1933-1939 гг.), А.А. Аникеев вооружился навыками решения теоретических и методологических вопросов научной работы.

В октябре 1973 г. он защитил кандидатскую диссертацию об аграрной политике германского фашизма с 1933 по 1939 г. В ней раскрыты причины распространения национал-социализма в деревне, основные направления аграрной политики (особенно наследственных дворов и восточных поселений).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

Становление в профессии происходило уже в стенах Ростовского-на-Дону педагогического института по распределению Министерства просвещения.

В книге подробно рассказывается о ростовской школе историков, где трудились А.П. Прон-штейн, П.В. Барчугов, И.П. Хлыстов, Н.А. Акимкина и др. На кафедре истории РГПИ, которую возглавлял проф. В.Г. Мирзоев, активно изучались проблемы методологии и историографии исторической науки. Все доценты кафедры - Г.Г. Бауман, В.Н. Сергеев, Э.А. Шеуджен - подготовили и защитили докторские диссертации. Среди выпускников историко-английского факультета РГПИ многие стали известными исследователями отечественной и зарубежной истории, среди них Е.А. Паламарчук, А.В. Венков, О.В. Будницкий.

В 1982 г. автор книги возвратился в Ставрополь (в связи с нерешенностью квартирного вопроса). После защиты докторской диссертации об аграрной политике нацистской Германии в годы Второй мировой войны он возглавил кафедру всеобщей истории. Здесь пришлось решать вопросы формирования кафедры преподавателями с учеными степенями, для чего вскоре при кафедре была открыта аспирантура, началась перестройка учебного процесса на основе теории цивилизаций и антропологического подхода.

В 90-е гг. Советский Союз оказался в тяжелой геополитической, социально-политической и идеологической ситуации. Несмотря на кризисные перемены в жизни России, вузы страны продолжали готовить педагогические и научные кадры в условиях рыночной экономики, развития многопартийности, идеологического плюрализма.

«Закон об образовании» от 31 июля 1992 г. провозгласил новые принципы государственной политики в области образования. Опираясь на этот документ, исторический факультет СГПИ одним из первых в России в 1993 г. перешел на многоуровневую подготовку выпускников по направлениям: «Отечественная история», «Всеобщая история». Учебный план включал такие базовые учебные дисциплины, как «Философские проблемы исторической науки», «Проблемы методологии истории», «История России в контексте мировых цивилизаций», «История мировых цивилизаций», «Источниковедение и методы исторического исследования истории России», «Источниковедение и методы исторического исследования всемирной истории», «Архивоведение» и др.

За период с 1993 по 2012 г. на факультете было подготовлено 430 магистров истории. Около 100 из них через 1,5-2 года защитили кандидатские диссертации, а 10 из них в 30 лет стали докторами наук. Благодаря магистратуре, исторический факультет СГУ с 2001 по 2008 г. занимал ведущие места среди университетов Южного федерального округа.

Одновременно на факультете сформировалась научно-педагогическая школа по всеобщей истории. А.А Аникеев входил в состав диссертационных советов по историческим наукам РГУ и СГУ, участвовал в исторических исследованиях, внес свой вклад в развитие региональной истории и создание Северо-Кавказского федерального университета.

В первый состав Совета СГУ вошли: проф. В.А. Шаповалов (руководитель), проф. А.А. Аникеев (зам. председателя), доц. Т.Е. Покотилова (ученый секретарь). Были приглашены ведущие специалисты по отечественной и зарубежной истории: доктора наук А.В. Авксеньтьев, Г.Г. Асриянц, Д.В. Кочура, В.П. Невская и др.

За 15 лет в Совете защитились около 200 исследователей (178 кандидатских и 20 докторских диссертаций).

Современные тенденции в исторической науке, по словам ведущего научного сотрудника Института Всеобщей истории РАН Л.П. Репиной, ведут к единству знаний, к интеграции, междисциплинарному взаимодействию. На второй план в этой связи уходит так называемая проблемная историография, а главное внимание переносится на изучение функционирования трансформационных исторических знаний в функциональном контексте в рамках основных направлений неоклассической историографии: «Новой социальной истории», «Локальной и интеллектуальной истории», «Гендерной истории», «Новой биографической истории», «Глобальной истории», и др.

На рубеже XX - XXI вв. в СГУ была введена специализация бакалавров по исторической информатике, в рамках которой сотни выпускников овладевали компьютерными технологиями,

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

а пять молодых преподавателей успешно защитили кандидатские диссертации по этой теме. Их наработки могут использоваться для развития цифровой истории.

В 2012 г. на базе трех крупнейших вузов Ставрополья - Северо-Кавказского государственного технического университета, Ставропольского государственного университета, Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета - был создан СевероКавказский федеральный университет.

В СКФУ сформировано десять институтов и два филиала в городах Пятигорск и Невинно-мысск.

Существенное место в структуре университета занимает Гуманитарный институт. В соответствии с научными направлениями в институте были определены программы развития бакалавриата и магистерской подготовки, включая «Отечественную историю», «Всеобщую историю», «Историческое образование» и «Международные отношения».

Преподаватели института разрабатывали и апробировали такие курсы, как «Северный Кавказ в интеллектуальном пространстве России XIX - начала XX в.» (проф. М.Е. Колесникова), «Военно-политическая история Северного Кавказа в европейских исследованиях» (проф. Д.С. Ткаченко), «Международные организации: история и современность» (доц. К.Р. Амбар-цумян), «Россия и современный мир» (доц. И.А.Коробкина) и др.

В институте с апреля 1995 г. сформирован и действует Диссертационный совет по истории. Его возглавляет докт. ист. наук проф. И.В. Крючков, заместитель - докт. ист. наук профессор М.Е. Колесникова, ученый секретарь - докт. ист. наук проф. И.А. Краснова. В совете успешно защищают докторские диссертации ученые из Ставрополя, Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга, Грозного и других городов и регионов страны. Диссертации, как правило, отличаются новизной постановки проблем, широкой источниковой базой и основательностью выводов.

В качестве замечания можно рекомендовать добавить в книгу зарисовки повседневной жизни студентов, преподавателей, а также провести дополнительную редакционную правку.

Д.И. Состин,

кандидат исторических наук, доцент, Филиал РТУМИРЭА в г. Ставрополе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.