Научная статья на тему 'Кафедра философии и истории Отечества РГУПС в панораме эпох'

Кафедра философии и истории Отечества РГУПС в панораме эпох Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
308
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / ГУМАНИТАРНЫЕ КАФЕДРЫ / КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ / ТРАДИЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ / ПЕРЕХОДНЫЕ ЭПОХИ / ЦЕННОСТНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / HIGHER EDUCATION / ROSTOV STATE TRANSPORT UNIVERSITY / SOCIAL SCIENCES / HUMANITIES DEPARTMENTS / PHILOSOPHY DEPARTMENT / TEACHING TRADITIONS / TRANSITIONAL ERAS / TRANSFORMATION OF VALUES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харченко Любовь Николаевна

Рассматривается история основания и деятельности кафедры философии и истории Отечества Ростовского государственного университета путей сообщения, отметившего в октябре 2019 г. 90-летний юбилей. Обозначены основные периоды в истории преподавания общественных наук в системе отечественного высшего образования и, в соответствии с ними, рассмотрены традиции формирования и деятельности кафедр гуманитарных наук в Ростовском государственном университете путей сообщения, которые стали предшественниками современной кафедры философии и истории Отечества. Сделаны выводы о роли руководителей кафедр общественных наук РГУПС в формировании традиций преподавания гуманитарных наук в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND HISTORY OF ROSTOV STATE TRANSPORT UNIVERSITY IN THE PANORAMA OF AGES

This article is devoted to the history of the foundation and activities of the Philosophy and History of the Fatherland Department of the Rostov State Transport University, which celebrated its 90th anniversary in October 2019. The main periods in the history of teaching social sciences in the system of national higher education are outlined and, in accordance to them, the traditions of formation and activity of the departments of humanities in the Rostov State Transport University are considered, which became the predecessors of the modern Department of Philosophy and History of the Fatherland. Conclusions are drawn about the role of heads of departments of Social Sciences of Rostov State Transport University in the formation of traditions of teaching humanities in a technical university.

Текст научной работы на тему «Кафедра философии и истории Отечества РГУПС в панораме эпох»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

УДК 94(47-091) DOI 10.18522/2687-0770-2020-1-73-82

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА РГУПС

В ПАНОРАМЕ ЭПОХ

© 2020 г. Л.Н. Харченко а

а Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону, Россия

THE DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND HISTORY OF ROSTOV STATE TRANSPORT UNIVERSITY IN THE PANORAMA OF AGES

L.N. Kharchenko а

а Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russia

Харченко Любовь Николаевна -доктор исторических наук, профессор, кафедра философии и истории Отечества, Ростовский государственный университет путей сообщения,

пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, г. Ростов-на-Дону, 344038, Россия.

E-mail: kharchenko. liub@yandex. ru

Liubov N. Kharchenko -Doctor of History, Professor, Department of Philosophy and History of the Fatherland, Rostov State Transport University, Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolchenia Sq., 2, Rostov-on-Don, 344038, Russia. E-mail: [email protected]

Рассматривается история основания и деятельности кафедры философии и истории Отечества Ростовского государственного университета путей сообщения, отметившего в октябре 2019 г. 90-летний юбилей. Обозначены основные периоды в истории преподавания общественных наук в системе отечественного высшего образования и, в соответствии с ними, рассмотрены традиции формирования и деятельности кафедр гуманитарных наук в Ростовском государственном университете путей сообщения, которые стали предшественниками современной кафедры философии и истории Отечества. Сделаны выводы о роли руководителей кафедр общественных наук РГУПС в формировании традиций преподавания гуманитарных наук в техническом вузе.

Ключевые слова: высшее образование, Ростовский государственный университет путей сообщения, общественные науки, гуманитарные кафедры, кафедра философии, традиции преподавания, переходные эпохи, ценностные трансформации.

This article is devoted to the history of the foundation and activities of the Philosophy and History of the Fatherland Department of the Rostov State Transport University, which celebrated its 90th anniversary in October 2019. The main periods in the history of teaching social sciences in the system of national higher education are outlined and, in accordance to them, the traditions offormation and activity of the departments of humanities in the Rostov State Transport University are considered, which became the predecessors of the modern Department of Philosophy and History of the Fatherland. Conclusions are drawn about the role of heads of departments of Social Sciences of Rostov State Transport University in the formation of traditions of teaching humanities in a technical university.

Keywords: higher education, Rostov State Transport University, social sciences, humanities departments, philosophy department, teaching traditions, transitional eras, transformation of values.

Гуманитарные науки всегда являлись неотъемлемой частью системы отечественного образования, так как имели важное значение в формировании личностных качеств обучавшихся. При этом исторически так сложилось, что система высшего образования в свою очередь осуществляет не только подготовку узких специалистов по определенным отраслям, но и выполняет важные воспитательные функции в от-

ношении студенческой молодежи, фактически участвуя в формировании будущей элиты общества. Отсюда вытекают ее глобальные задачи, как-то: трансляция не только накопленных обществом знаний, но и культурных ценностей, содействие формированию у будущих специалистов системности и концептуальности в оценке событий, явлений и процессов развития общества.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

В разные исторические эпохи отношение к социально-гуманитарным наукам не было однозначным, оно менялось вместе с глобальными общественно-политическими изменениями, а также в процессе эволюции научного потенциала общества, где существенную роль играло складывание и развитие методологии гуманитарного знания. На заре XX в. Г. Риккерт, рассуждая о значимости для развития общества социально-гуманитарных наук, разделил все феномены бытия в зависимости от их отношения к ценностям на две категории: связанные с ценностями и не связанные с ними. При этом те из них, которые связаны с ценностями, он назвал благами. Следовательно, Г. Риккерт полагал, что во всех объектах культуры заложены ценности: «... если от объекта культуры отнять всякую ценность, то он станет частью самой природы» [1, с. 55]. Таким образом, социально-гуманитарное знание, участвовавшее в процессе трансляции ценностей, возводилось им на уровень блага.

В усложняющемся мире революции и войны стали обычным явлением: одна их разновидность преследует цели изменения политического устройства государств и перекраивания политической карты мира, другая - изменение сознания и переформатирование культурного кода. Иными словами, происходит постоянное усложнение задач, которые необходимо решать человечеству. Согласимся с мнением современных авторов о том, что со времени возникновения социально-гуманитарных наук они призваны были не только направлять свое внимание на познание общества, но и активно участвовать «в его регуляции и преобразовании» [2, с. 34]. Словом, социально-гуманитарные науки являются неотъемлемой частью разработки стратегии развития общества и способствуют пониманию человеком его места в социальной среде.

В настоящее время социально-гуманитарные науки сохраняют статус значимых, хотя, в сравнении с советской эпохой, утратили приоритетные позиции, перестав играть идеологическую роль. В данном контексте представляется небезынтересным обращение к истории возникновения и деятельности гуманитарных кафедр как структурных подразделений вузов, что позволит существенно дополнить сведения не только об истории складывания и деятельности системы отечественного высшего образования, но и культурного климата конкретной эпохи.

Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС - ранее - РИИПС -

РИИЖТ) отмечает 90-летний юбилей. Кафедра философии и истории Отечества (ФИО) в настоящее время - одна из семи кафедр, входящих в структуру гуманитарного факультета вуза, является общеуниверситетской. Она начала свою самостоятельную деятельность в 1992 г., т. е. в первый год постсоветской истории нашего государства, когда вслед за политическими и социально-экономическими изменениями последовали большие изменения и в системе образования, в корне менялось отношение к пониманию роли гуманитарных дисциплин. Тем не менее генетически она связана со своими предшественниками, ведущими начало от 1929 г., времени основания вуза (табл. 1).

В целом кафедра повторила судьбу университета, пройдя через горнило глобальных исторических событий, сотрясавших нашу страну в XX в. Ее не обошли ветры политических перемен, о чем можно судить по прежним названиям (табл. 1). В истории кафедры можно выделить несколько основных периодов, тесно связанных с общественно-политическими и духовными процессами в стране: 1) 1929-1938 гг. - период основания и накопления научного потенциала; 2) 1938-1958 гг. - развитие кафедры в предвоенный и послевоенный период в условиях дог-матизации марксизма-ленинизма; 3) 19581968 гг. - период реорганизации сталинской и выработка новой модели образования при усилении воспитательного значения общественных наук; 4) 1969-1986 гг. - период идеологизации при доминировании общественных наук;

5) 1987-1992 гг. - переходный период, связанный с разрушением советской системы;

6) 1992 г. - по настоящее время - современный период.

В 1929 г. - первой половине 1930-х гг., т. е. в начальный период деятельности Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС, с 1934 г. - РИИЖТ) не располагал собственными преподавательскими кадрами. Поэтому в институт были приглашены крупные ученые Северо-Кавказского государственного университета (СКГУ - РГУ) и Донского политехнического института (ДПИ - НПИ), ставшие его первыми преподавателями. Они заложили основы правильной организации не только учебного процесса, но и научно-исследовательской деятельности. Среди них были профессора Д.Д. Мордухай-Болтовский, Е.В. Богословский, Н.Н. Стасевич и др. В 1930 г. 11 из 19 кафедр института возглавили профессора [4, с. 15].

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

Таблица 1

Этапы трансформации гуманитарных кафедр РИИЖТа [3, л. 3] / Stages of transformation of humanitarian departments of Rostov State Transport Institute

Наименование кафедры Период деятельности Заведующий кафедрой Сведения о преобразовании

Социально-экономические науки 1929-1931 М.А. Готлобер Диалектический и исторический материализм

Диалектический и исторический материализм 1931-1938 Ф.Т. Мисник Основы марксизма-ленинизма

Основы марксизма-ленинизма 1938-1958 В.А. Ветчинкин (1938-1944) Разделена на две: 1) История КПСС и философия

П.Я. Студеникин (1944-1949)

Ф.Т. Мисник (1949-1958)

2) Политическая экономия и экономика ж-д транспорта

История КПСС и философия 1958-1964 Ф.Т. Мисник -

Политическая экономия и экономика ж-д транспорта 1958-1964 Д.А. Давыдов Соединена с кафедрой История КПСС. Новое название: История КПСС, философия и научный коммунизм

История КПСС, философия и научный коммунизм 1964-1969 Ф.Т. Мисник Разделена на две: 1) История КПСС и научный коммунизм 2) Марксистско-ленинская философия

История КПСС и научный коммунизм 1969-1981 Ф.Т. Мисник (1969-1972) Разделена на две: 1) История КПСС 2) Научный коммунизм

М.Т. Узнародов (1972-1981)

Марксистско-ленинская философия 1969-1987 А.В. Шугайлин Реорганизована. Новое название: Философия

История КПСС 1981-1987 М.Т. Узнародов Объединена с кафедрой философии и реорганизована Новое название: Философия и история Отечества

Философия 1987-1992 Е.Г. Родчанин (1987-1992) Соединена с кафедрой История КПСС и реорганизована. Новое название: Философия и история Отечества

Философия и история Отечества 1992-2007 Е.Г. Родчанин

2007 - наст. время В.Г. Тахтамышев

Первым руководителем кафедры социально-экономических наук стал профессор М.А. Готло-бер. В свое время Михаил Абрамович окончил экономический факультет Липецкого университета (1903) и юридический факультет Москов-

ского университета (1913), служил в различных учреждениях земской статистики в Москве, был увлечен социал-демократическими идеями и занимался революционной деятельностью. В первые годы советской власти работал юрискон-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

сультом Украинского табачного треста, а затем Крымского табачного треста. С 1922 г. М.А. Гот-лобер жил в Ростове-на-Дону и первоначально являлся заместителем председателя областной Коллегии адвокатов, а затем был включен в состав Юго-Восточного ЦК РКП(б), в штате которого работал до его упразднения (1924 г.) [5, с. 258]. Это был достаточно сложный период для партийных организаций Юго-Востока России, когда перед ними стояла задача претворения в жизнь новой экономической политики, обозначенной X съездом РКП(б) и призванной стать своего рода антикризисной программой по восстановлению экономики после событий Гражданской войны. В августе - октябре 1921 г. была проведена чистка партийных организаций Юго-Востока, ставшая частью общероссийской кампании, в результате которой на Дону, например, из рядов РКП(б) были исключены 4724 человека (44,7 %) из 10 тыс. членов партии. Тем не менее задачи хозяйственного развития требовали постоянного внимания и для их решения применялись так называемые кампании, когда партийные работники, проявившие себя как грамотные руководители, перебрасывались с одного участка работы на другой. Подобная ситуация была характерным явлением периода «военного коммунизма» и стала меняться после XI съезда РКП(б) [6, с. 110].

С 1924 г. М.А. Готлобер преподавал хозяйственное право, экономическую политику и политэкономию на факультетах экономическом и общественных наук Донского университета (с 1929 г. - СКГУ). В 1929 г. он был приглашен руководством РИИПСа для организации учебного процесса по циклу гуманитарных дисциплин. Таким образом М. А. Готлобер стал руководителем, фактически создавшим первую гуманитарную кафедру.

В 1931 г. кафедра социально-экономических наук была переименована и получила название «Диалектический и исторический материализм». Ее руководителем стал старший преподаватель Ф.Т. Мисник, сменивший профессора М.А. Готлобера и заведовавший кафедрой до 1938 г. [7, л. 1]. Биография Федора Трофимовича, происходившего из семьи крестьян-бедняков, как нельзя лучше соответствовала условиям формирования новой отечественной интеллигенции. Анализируя его биографические сведения, можно сказать, что Ф.Т. Мисник сделал себя сам, пройдя сложный жизненный путь от рабочего по найму в сельской местно-

сти до заведующего кафедрой крупного транспортного вуза страны. За школьную парту он сел в 17-летнем возрасте, а затем много, успешно и целенаправленно учился, совмещая этапы своего профессионального роста с активной общественной работой, будучи членом ВЛКСМ, а затем - ВКП(б) (КПСС). Следует отметить, что Ф.Т. Мисник в течение своей трудовой деятельности в РИИЖТе (РГУПСе) неоднократно выдвигался на должность заведующего кафедрой и занимал ее: 1) в 19311938; 2) 1949-1958; 3)1958-1964; 4) 19641969; 5) 1969-1972 гг. [7] (см. табл. 1), что свидетельствует о его организаторских способностях и таланте руководителя, который в плане профессионального совершенствования задавал тон всей кафедре, способствуя тем самым росту ее научного потенциала.

Второй период (1938-1958) истории кафедры совпал с непростой идеологической обстановкой в стране. 1938 г. стал отправной точкой в жесткой идеологизации советского общества, догматизации марксизма-ленинизма и истории ВКП(б), а вслед за ними и обществоведческих дисциплин. Данный процесс проходил параллельно с репрессиями против кадров старой интеллигенции, которая являлась носителем мировоззренческих установок досоветской эпохи и представлялась опасной. В первых рядах репрессированных находились преподав а-тели вузов. Таким образом, начало данного периода было ознаменовано сменой профессорско-преподавательского состава и утверждением нового кадрового потенциала, основу которого составили специалисты, имевшие в основном рабоче-крестьянское происхождение и не вызывавшие сомнения в идеологической лояльности.

В 1938 г. кафедра диалектического и исторического материализма была реорганизована в кафедру основ марксизма-ленинизма (ОМЛ) и в таком виде она действовала до 1958 г. В разные годы ее возглавляли В.А. Ветчинкин (1938-1944), П.Я. Студеникин (1944-1949), Ф.Т. Мисник (1949-1958) (см. табл. 1). Следует отметить, что в период с 1931 по 1949 г. кафедрой ОМЛ руководили преподаватели, не имевшие ученых степеней. Ф.Т. Мисник первым защитил кандидатскую диссертацию уже после Великой Отечественной войны.

Второй период истории кафедры ОМЛ связан с тяжелым военным и послевоенным временем, когда кафедра вместе с институтом была

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

эвакуирована в Тбилиси (октябрь 1941 г.) и находилась там до лета 1944 г. После первого освобождения Ростова-на-Дону на базе РИИЖТа открылся филиал, где осуществлялся набор студентов. Для работы в филиале вместе с другими сотрудниками вуза вернулся из эвакуации и старший преподаватель кафедры ОМЛ Ф.Т. Мисник, но в июле 1942 г. он снова возвратился в Тбилиси [7, л. 5].

Находясь в эвакуации, преподаватели института наряду со своей прямой деятельностью по подготовке специалистов железнодорожного транспорта вносили посильный вклад в приближение победы, работая на оборонных предприятиях и в научных лабораториях, выступая с лекциями по актуальным проблемам перед тружениками тыла, в том числе и на линии железной дороги. Так, заведовавший кафедрой технологии металлов доцент М.И. Спеваков разработал технологию изготовления пружин для термических мин. По его инициативе и под его руководством была оборудована лаборатория, в которой наладили производство по изготовлению данных деталей. Лаборатория функционировала с начала 1942 по сентябрь 1943 г. круглосуточно в три смены. В ней трудились более 30 преподавателей РИИЖТа, в числе которых и преподаватели кафедры ОМЛ Ф.Т. Мисник, П.Я. Студеникин [4, с. 63].

После войны по возвращении в Ростов-на-Дону из эвакуации преподавательский корпус РИИЖТа столкнулся с ситуацией, когда учебно-лабораторная база полностью отсутствовала, а корпуса вуза были разрушены. 1944 г. стал самым сложным в жизни и преподавателей, и студентов. Учебные занятия проходили в помещениях, где отсутствовало отопление (температура доходила до минус 12 градусов), и совмещались с тяжелой работой по восстановлению разрушенной инфраструктуры. Таким образом, были широко развернуты ремонтно-восстановительные работы, положительные результаты которых стали ощутимы уже к началу 1947-1948 учебного года с введением в строй 31 учебной аудитории и 17 кабинетов и лабораторий [4, с. 69].

Еще одной существенной проблемой стала нехватка научно-педагогических кадров высокой квалификации. Для работы на специальных кафедрах вновь были привлечены профессора Ростовского государственного университета А.П. Коробов, Д.Н. Горячев, Д.Н. Дьяков и др. Что же касается кафедры ОМЛ, то одним из инициаторов повышения ее научного потенциала

стал Ф.Т. Мисник, в 1947 г. командированный в Москву на курсы диссертантов в Академию общественных наук при ЦК ВКП(б). В мае 1948 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию и постоянно повышал свою квалификацию в ведущих вузах страны. В 1949 г. Ф.Т. Мисник вновь возглавил кафедру [7, л. 8]. В 1957 г. уже пять из десяти преподавателей кафедры ОМЛ имели ученые степени кандидатов наук [7, л. 40].

Третий период (1958-1968) в сфере преподавания обществоведческих дисциплин стал временем ревизии и пересмотра прежних установок. В данный период произошло закрепление на длительное время идеологических постулатов [8, с. 31]. После XX съезда КПСС в преподавании общественных дисциплин начались изменения, связанные с культом личности Сталина. Пересматривались программы гуманитарных дисциплин и в первую очередь «Краткий курс Истории ВКП(б)», а в 1959 г. было подготовлено новое издание «История КПСС» под редакцией академика Б.Н. Пономарева. XXI съезд КПСС разработал программу построения в СССР коммунистического общества и в этой связи решение важнейших задач, поставленных правительством, возлагалось и на преподавателей гуманитарных дисциплин. В 1959 г. Совет Министров СССР принял постановление «О перестройке руководства высшими и средними специальными учебными заведениями СССР» в целях совершенствования системы высшего и среднего специального образования. В 1964 г. после ухода с политической арены Н.С. Хрущева в преподавании общественных наук вновь произошли изменения. Отправной точкой в этом отношении стало заседание Идеологической комиссии при ЦК КПСС, когда наметился отход от политики десталинизации. В 1964-1965 гг. последовало преобразование кафедр истории КПСС в кафедры истории КПСС и научного коммунизма [8, с. 31].

В соответствии с данными обстоятельствами в 1958 г. кафедра основ марксизма-ленинизма РИИЖТа подверглась реорганизации и разделению на две кафедры: истории КПСС и философии и кафедру политической экономии и экономики железнодорожного транспорта. Первую возглавил доцент Ф.Т. Мисник, а вторую - доцент Д.А. Давыдов. В 1964 г. состоялась вторая реорганизация, в результате которой две вышеназванные кафедры были объединены в кафедру истории КПСС, философии и научного коммунизма. До 1972 г. ее возглавлял Ф.Т. Мисник (см. табл. 1).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

Во второй половине 1960-х гг. на этой кафедре трудились 16 преподавателей: один профессор -В.Д. Кивенко, девять доцентов - в том числе Ф.Т. Мисник, В.П. Алеков, В.П. Горячев, И.П. Ткачев и др., два старших преподавателя и четыре ассистента. Костяк кафедры составляли ветераны Великой Отечественной войны, задававшие высокий темп не только в учебной и научной, но и общественной работе. Кафедра издавала научный сборник «Вопросы теории и практики коммунистического строительства» [9, л. 142].

Четвертый период в истории кафедры философии и истории Отечества (ФИО) продлился около 20 лет (1969-1986 гг.). В 1969 г. кафедра истории КПСС, философии и научного коммунизма РИИЖТа была разделена на две: кафедру истории КПСС и научного коммунизма и кафедру марксистско-ленинской философии (МЛФ), которая была основана в соответствии с Приказом МПС СССР № Е-24000 от 05.09.1969 г. «в целях улучшения учебно-методической и научно-исследовательской работы и повышения уровня преподавания общественных дисциплин...» [10, с. 39].

На должность заведующего кафедрой философии был назначен Александр Васильевич Шугайлин, доктор философских наук, профессор. В целом на преподавательской работе в РИИЖТе он находился 21 год, из которых 18 лет руководил кафедрой. Являясь представителем первого поколения советской интеллигенции, вместе с Советским государством он прошел все непростые этапы его исторического пути. Свою трудовую деятельность он начал в 15-летнем возрасте в колхозе, затем учился в ФЗУ при Ростсельмаше, работал на Ростсель-маше и МТС г. Кизляра и т.д. Накануне войны окончил физико-математический факультет Дагестанского педагогического института. В годы войны А.В. Шугайлин прошел фронтовыми дорогами, освобождая Анапу, Тамань, Новороссийск и другие населенные пункты в составе Закавказского, Северо-Кавказского и 1 -го Украинского фронтов. Войну завершил в Берлине.

В 1947 г. А.В. Шугайлин окончил ассистентуру по кафедре физики Ростовского государственного университета, а затем - аспирантуру Института философии АН СССР по отделению философии естествознания (1949-1952), защитил кандидатскую (1952), а затем - докторскую (1961 ) диссертации и работал последовательно: в Институте философии АН УССР, в Киевском государственном университете [11, л. 3]. В

1962-1963 гг. он читал лекции на кафедре философии Берлинского университета [11, л. 3].

Первоначально штат сотрудников кафедры МЛФ состоял из шести человек. Помимо заведующего А.В. Шугайлина в ее состав вошли преподаватели, переведенные с кафедры истории КПСС и научного коммунизма: профессор В.Д. Кивенко и доценты П.Я. Студеникин и Н.Н. Харин (табл. 2) [11, л. 20]. В последующие годы А.В. Шугайлин как опытный руководитель занимался укреплением кадрового и научного потенциала кафедры, повышением ее авторитета в научном сообществе Ростова-на-Дону. Уже в первой половине 1970-х гг. на кафедру пришли талантливые аспиранты, одним из которых являлся Ю.В. Баскаков, подготовивший и защитивший кандидатскую диссертацию и работающий на кафедре в настоящее время.

В штате кафедры истории КПСС и научного коммунизма в 1969/70 учебном году работали 12 преподавателей, десять из которых имели ученые степени (табл. 2). Первоначально кафедру возглавлял Ф.Т. Мисник, а в 1972 г. на эту должность получил назначение талантливый ученый и администратор М.Т. Узнародов, работавший на аналогичной должности в Ростовском инженерно-строительном институте (РИ-СИ) в 1953-1967 гг. На работу в РИИЖТ он поступил в 1967 г., самостоятельно подготовил и защитил докторскую диссертацию на тему: «Деятельность Кавказского и Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б) по руководству партийными организациями Юго-Востока России в 19201924 гг.». Мирон Титович стал крупным ученым в области исторических наук, основавшим собственную научную школу. Подготовкой аспирантов он стал заниматься с 1953 г., еще работая в РИСИ. В РИИЖТе он активизировал данную работу, в 1967-1972 гг. подготовив 9 аспирантов, а к 1987 г. - 29 аспирантов [12].

М.Т. Узнародов, стремясь придать научной деятельности кафедры системность и организованность, в 1967-1972 гг. инициировал закрепление госбюджетной научной проблемы «Партийно-политическая работа на железнодорожном транспорте», над которой кафедра работала под его руководством. Следует отметить, что в течение пяти лет по отдельным вопросам данной проблемы под руководством М.Т. Узнаро-дова подготовили и защитили кандидатские диссертации: О.А. Серебряков, В.Д. Кураев, А.И. Петров, А.И. Зубков, А.Г. Багаев, А.С. Ди-денко [14, л. 174].

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2020. № 1

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

Таблица 2

Профессорско-преподавательский состав кафедр общественных наук РИИЖТа в первой половине 1970-х гг. [13, л. 1] / Faculty of the departments of social sciences of Rostov State

Кафедра Доктора наук Доценты Ст. препод. Ассистенты Всего

1969/70 учебный год

Марксистско-ленинская философия 2 2 - 2 6

История КПСС и научный коммунизм 1 9 - 2 12

Политэкономия - 3 1 4 8

1973/74 учебный год

Марксистско-ленинская философия 2 2 - 3 7

История КПСС и научный коммунизм 1 5 2 3 11

Политэкономия - 6 1 4 11

В отчетной документации РИИЖТа за 1973/74 учебный год отмечалось, что институт испытывал недостаток в кадрах высшей квалификации, хотя положительная динамика в данном направлении отмечалась (табл. 3). На кафедру были зачислены ассистенты А.С. Диден-ко, В.Д. Кураев, А.Н. Рубаник, а в 1974/75 учебном году - ассистенты В.Ф. Малая, Т.В. Павленко, О.А. Серебряков [14, л. 91]. В звании

профессора был утвержден М.Т. Узнародов, кандидатскую диссертацию защитил А.Н. Руба-ник, в 1993 г. основавший гуманитарный факультет и ставший его первым деканом [14, л. 91]. Кафедра истории КПСС интенсивно обновлялась молодыми кадрами.

Таким образом, в первой половине 1970-х гг. происходит интенсивное развитие кафедр общественных наук в целом и кафедры философии в частности.

Таблица 3

Преподавательский состав кафедр общественных наук РИИЖТа в соответствии с научной квалификацией к 1 июля 1975 г. [15, л. 7] / The teaching staff of the departments of social sciences of Rostov State Transport Institute in accordance with the scientific qualification to July 1, 1975

Кафедра Доктора наук Доценты Ст. препод. Ассистенты Всего % со-отн.

Марксистско-ленинская философия 2 2 - - 7 57

История КПСС и научный коммунизм 1 3 2 1 15 47

Политэкономия - 5 1 - 10 60

В этот период актуальным для них являлся вопрос о повышении научной квалификации преподавательского состава, над которым каждая кафедра целенаправленно работала (табл. 2, 3). Большая заслуга в этом отношении принадлежала руководителям кафедр.

Пятый период (1987-1992 гг.) можно назвать переходным, так как в это время происходило разрушение тех традиций, которые сложились в преподавании общественных наук в нашей

стране, и постепенное выстраивание новой системы их преподавания. Данный процесс был тесно увязан с прекращением политической истории Советского государства, формированием новой политической системы и новых общественных отношений. Общеизвестно, что переходные эпохи всегда сопровождаются ценностными трансформациями. Радикальные изменения социально-экономической и общественно-политической ситуации неизбежно влекут за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

собой ревизию прежних ценностных установок и как следствие выработку в общественном и частном сознании ценностного восприятия адекватного действительности [16, с. 3]. В указанный период характерная для советской эпохи идеологизация в преподавании общественных наук была устранена, пересмотрен и в корне изменен не только спектр преподававшихся дисциплин, но и их наполняемость.

В 1987 г. кафедра марксистско-ленинской философии была реорганизована и вместо нее основана кафедра философии, которую возглавил профессор Е.Г. Родчанин до этого заведовавший кафедрой философии в Тираспольском государственном педагогическом институте и защитивший докторскую диссертацию в Московском государственном педагогическом институте. Евгений Георгиевич - автор первой в нашей стране монографии, посвященной философским воззрениям В.А. Сухомлинского. Его работа получила высокую оценку не только в СССР, но и за рубежом (США, Канада) [17, с. 3]. В общей сложности Е.Г. Родчанин руководил кафедрой на протяжении 20 лет (табл. 1).

В период с 1987 по 1992 г. кафедра обладала достаточно высоким научным потенциалом, в ее штате работали: один доктор наук и семь кандидатов наук. Разрабатывались и внедрялись новые учебные курсы и рабочие программы. В течение указанных пяти лет преподаватели кафедры издали 41 учебно-методическое пособие, из которых семь подготовил Е.Г. Родчанин. Дисциплинами, преподававшимися кафедрой, являлись философия, этика, эстетика и др. В частности, зав. кафедрой Е.Г. Родчанин разработал новый курс «История мировой и Отечественной культуры» и рабочую программу для него.

Шестой, современный период, начался в 1992 г., т. е. в первый год постсоветской истории и продолжается по настоящее время. В 1992 г. гуманитарные кафедры вновь подверглись реорганизации. В итоге состоялось объединение двух кафедр: истории КПСС и философии в одну, получившую название «Философия и история Отечества» (ФИО), которая действует и ныне. С 1992 по 2007 г. кафедрой руководил профессор Е.Г. Родчанин, на долю которого выпал довольно сложный период становления и развития кафедры в новых условиях функционирования отечественной системы

высшего образования в целом и общественных наук в частности: внедрялись новые образовательные стандарты, менялись учебные планы, вводились новые дисциплины, которые необходимо было обеспечить новыми учебно-методическими комплексами, и т.д.

С 2007 г. кафедру ФИО возглавляет профессор В.Г. Тахтамышев. Сегодня на кафедре работают два профессора, шесть доцентов, два старших преподавателя и один ассистент. Учебные дисциплины, преподаваемые кафедрой: философия, логика, культурология, история и философия науки, история, история железнодорожного транспорта, и др. Профессорско-преподавательский коллектив кафедры с большим уважением относится к сложившимся в вузе на протяжении почти вековой его истории традициям и стремится их приумножить.

В разные годы в штате рассмотренных выше кафедр трудились преподаватели, являвшиеся участниками Великой Отечественной войны (табл. 4). В мирной жизни, так же как и на фронте, всю свою энергию они направляли на эффективное решение поставленных задач, во многом являясь примером для коллег. Всех их отличало то, что в настоящее время принято называть активной жизненной позицией. Помимо преподавательской работы, они участвовали в общественной жизни, выступали с лекциями от общества «Знание» на различных предприятиях и в населенных пунктах региона.

Таким образом, кафедры общественных наук стали частью хорошо отлаженной системы, исправно функционировавшей на протяжении советского периода отечественной истории, что отмечают, опираясь на подлинные материалы, даже консервативно настроенные авторы [18, с. 64].

На кафедры общественных наук возлагались функции идеологического воспитания молодежи, поэтому к их комплектованию кадрами предъявлялись повышенные требования. Кандидатуры претендентов на должность заведующих кафедрами общественных наук, в отличие от других кафедр, утверждались соответствующим министерством или ведомством с учетом рекомендаций обкомов и райкомов КПСС (ВКП(б)). В отношении руководителей таких кафедр в транспортных вузах решения принимало Главное управление учебными заведениями Министерства путей сообщения (ГУУЗ МПС).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

Таблица 4

Преподаватели гуманитарных кафедр - участники Великой Отечественной войны / Lecturers of humanitarian departments - participants of the Great Patriotic War

№ п/п Ф.И.О. Время работы в РИИЖТе-РГУПСе Кафедра Должность Фронт

1 А.Г. Воронов 1952-1969 ОМЛ Доцент Ленинградский

2 П.И. Давыденко 1977-2003 Политэкономия Доцент Дальневосточный

3 И.П. Заметин 1971-2001 История КПСС и научный коммунизм Доцент Ленинградский, Волховский, Северо-Кавказский

4 В.Д. Кивенко 1965-1979 История КПСС, философия и научный коммунизм Профессор Закавказский

5 Н.П. Мазин 1963-1972 Политэкономия Доцент Нач. штаба партизанского движения Северо-Осетинской АССР

6 Р.П. Михальков 1966-1973 Политэкономия, История КПСС и научный коммунизм Доцент Южный

7 Г.И. Овчаров 1967-1986 Филиал РИИЖТа в Грозном Доцент 4-я Воздушная армия

8 Г.В. Прозоровский 1954-1969 Политэкономия Доцент 2-й, 3-й Украинские, 1-й Белорусский

9 В.И. Рыбаков 1953-1966 Политэкономия Доцент Волховский, Ленинградский, 2-й Белорусский

10 И.П. Ткачев 1948-1969 ОМЛ Доцент Северо-Кавказский

11 А.В. Шугайлин 1969-1990 Марксистско-ленинская философия Профессор Закавказский, 1-й Украинский

12 М.Т. Узнародов 1967-1987 История КПСС Профессор Южный, Юго-Западный, 1-й Белорусский, 4-й Украинский

На протяжении всех этапов функционирования кафедры философии РГУПС и кафедр общественных наук в целом, как и ее предшественниц, возглавляли крупные ученые, определявшие основные направления деятельности в фарватере общегосударственных задач, стоявших перед системой отечественного высшего образования в конкретный исторический период. Коллектив кафедр всегда формировался в соответствии с требованиями, предъявлявшимися к высшей школе, и был в состоянии решать поставленные перед ним задачи, что подтверждается не только его высокой профессиональной квалификацией, но и общественной активностью, которая неоднократно удостаивалась

поощрений и наград как регионального уровня, так и правительственного.

Литература

1. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М. : Республика, 1998. 413 с.

2. Цвык В.А. Роль социально-гуманитарных наук в формировании профессионала // Вестн. РУДН. Социология. 2017. № 1. С. 34-44.

3. Архив РГУПС. Ф. Р-4235. Оп. 2. Д. 776.

4. Страницы истории Ростовского государственного университета путей сообщения (19291999) / О.А. Серебряков. Ростов н/Д. : РГУПС, 1999. 148 с.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

5. Гонтмахер М.А. Евреи на Донской земле: История. Факты. Биографии. Ростов н/Д. : Ростиздат, 2007. 857 с.

6. Узнародов М.Т. Деятельность Кавказского и Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б) по руководству партийными организациями Юго-Востока России в 1920-1924 гг. Орджоникидзе : Ир, 1968. 207 с.

7. Архив РГУПС. Ф. Р-4235. Оп. 2. Д. 608.

8. Опиок Т.В. Преподавание общественных дисциплин в вузах БССР (1930-1980-е гг.) // Итоги научных исследований ученых МГУ им. А.А. Кулешова 2018 г. : материалы науч.-метод. конф., 25 января -7 февраля 2019 г. / под ред. Е.К. Сычевой. Могилев, 2019. С. 31-33.

9. Архив РГУПС. Ф. Р-4235. Оп. 2. Д. 280.

10. Харченко Л.Н. А.В. Шугайлин: к вопросу о реконструкции биографии ученого в панораме XX в. // Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества : материалы Междунар. науч. -практ. конф. 17 декабря 2018 г. Магнитогорск, 2018. Т. 3. С. 38-47.

11. Архив РГУПС. Ф. Р-4235. Оп. 4. Д. 123.

12. Архив РГУПС. Ф. Р-4235. Узнародов М.Т.

13. Архив РГУПС. Ф. Р-4235. Оп. 2. Д. 387.

14. Архив РГУПС. Ф. Р-4235. Оп. 2. Д. 558.

15. Архив РГУПС. Ф. Р-4235. Оп. 2. Д. 615.

16. Вильданов Х.С. Ценность как предмет философского анализа : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Магнитогорск, 2009. 36 с.

17. Родчанин Е.Г. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В.А. Сухомлинского. М. : Педагогика, 1991. 107 с.

18. Конохова А.С. Колеблясь вместе с линией партии: изменения в преподавании общественных дисциплин в вузах СССР 1953-1964 гг. // Новейшая история России. 2014. № 2 (10). С. 64-72.

References

1. Rickert G. (1998). Science about nature and sciences about culture. Moscow, Respublika Publ., 413 p. (in Russian).

2. Tsvyk V. A. (2017). The role of social and humanitarian sciences in the formation of a professional. Vestnik RUDN. Sociology series, no. 1, pp. 34-44. (in Russian).

3. Аrchive of Rostov State Transport University. Fund R-4235. In. 2. File 776. (in Russian).

4. Pages of history of the Rostov State Transport University (1929-1999). (1999). O.A. Serebryakov. Ros-

tov-on-Don, Rostov State Transport University Press, 148 p. (in Russian).

5. Gontmacher M.A. (2007). Jews on the Don land: History. Evidence. Biographies. Rostov-on-Don, Rosti-zdat Publ., 857 p. (in Russian).

6. Uznarodov M.T. (1968). Activities of the Caucasian and South-Eastern Bureau of the Central Committee of the RCP(b) on the leadership of party organizations of the South-East of Russia in 1920-1924. Ordzhonikidze, Ir Publ., 207 p. (in Russian).

7. Аrchive of Rostov State Transport University. Fund R-4235. In. 2. File 608. (in Russian).

8. Opiok T. V. (2019). Teaching of social disciplines in the universities of the BSSR (1930-1980s). Itogi nauchnykh issledovanii uchenykh MGU im. A.A. Kuleshova 2018 g. [Results of scientific research of scientists of the Kuleshov Moscow State University, 2018]. Proceedings of the Scientific and Methodological Conference, January 25 - February 7. Ed. by E. K. Sycheva. Mogilev, pp. 31-33. (in Russian).

9. Аrchive of Rostov State Transport University. Fund R-4235. In. 2. File 280. (in Russian).

10. Kharchenko L. N. (2018). A.V. Shugaylin: On the reconstruction of the scientist's biography in the panorama of the 20th century. Stanovlenie i razvitie novoi paradigmy innovatsionnoi nauki v usloviyakh sovremennogo ob-shchestva [Formation and development of a new paradigm of innovative science in modern society]. Proceedings of the Scientific and Methodological Conference. December 17, 2018. Magnitogorsk, vol. 3, pp. 38-47. (in Russian).

11. Аrchive of Rostov State Transport University. Fund R-4235. In. 4. File 123. (in Russian).

12. Аrchive of Rostov State Transport University. Fund R-4235. Uznarodov M. T. (in Russian).

13. Аrchive of Rostov State Transport University. Fund R-4235. In. 2. File 387. (in Russian).

14. Аrchive of Rostov State Transport University. Fund R-4235. In. 2. File 558. (in Russian).

15. Аrchive of Rostov State Transport University. Fund R-4235. In. 2. File 615. (in Russian).

16. Vildanov H.S. (2009). Value as a subject ofphil-osophical analysis. Dissertation Thesis. Magnitogorsk, 36 p. (in Russian).

17. Rodchanin E.G. (1991). Humanist. Thinker. Educator. On the ideals of V. A. Sukhomlinsky. Moscow, Pedagogika Publ., 107 p. (in Russian).

18. Konokhova A.S. (2014). Hesitating with the party line: changes in the teaching of social disciplines in the universities of the USSR 1953-1964. Noveishaya istoriya Rossii, no. 2 (10), pp. 64-72. (in Russian).

Поступила в редакцию / Received

2 декабря 2019 г. / December 2, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.