УДК 62:1/3(09)
ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В.Г. Рубанов
Томский политехнический университет E-mail: ruvige@rambler.ru
Статья посвящается истории преподавания гуманитарных наук в Томском политехническом университете. Сегодня традиции Томского технологического института приобретают новое звучание. Кафедры гуманитарного факультета ставят своей целью -подготовку специалистов гуманитарного профиля, соответствующих мировому уровню.
Томский политехнический университет славится многими традициями, одной из которых является пристальное внимание социально-гуманитарным дисциплинам. История становления и развития гуманитарных дисциплин связана с историей страны и вуза. Насчитывает свыше ста лет.
В первом учебном плане на 1900/1901 учебный год для студентов механического и химического отделения среди образовательных дисциплин стояло богословие, как обязательная дисциплина для православных студентов (2 часа в неделю).
Курс богословия читал профессор кафедры богословия Томского университета доктор церковной истории Д.Н. Беликов. В содержание курса входили мировоззренческие проблемы, в том числе учение о религии, ее происхождению и сущности, историю православной церкви, а также вопросы философского, психологического, нравственного характера. Одна из первых лекций была посвящена смыслу жизни.
С 1911 по 1917 год богословие читал профессор, магистр богословия И.Я. Галахов. Курс был элективным и обязательным для православных студентов.
С первых дней занятий в Томском технологическом императора Николая II институте велось преподавание иностранных языков. С 1901 по 1920 год немецкий язык преподавал выпускник Дерптского университета, в будущем крупный ученый-зоолог, Г.Э. Иоганзен. Французский язык с 1903 по 1912 год преподавал выпускник академии г. Пуатье (Франция), Ф.П. Дебец. С 1904 по 1916 год английский язык преподает выпускник училища Лондон-Сити Л.К. Гибсон. Основным требованием было обязательное знание одного иностранного языка выпускником Томского технологического института. Эта идея является ключевой и для современного политехнического университета.
Курс политической экономии вводится в учебный план ТТИ с 1904 г. магистр политэкономии и статистики профессор университета М.Н. Собо-
Приветственное слово профессора Паоло Сисса (Швейцария) на I Всероссийском молодежном форуме "Сибирские Афины". Слева направо: А.С. Трисс (переводчик, студентка ГФ); профессор Паоло Сисса; Председатель Государственной Думы/ Томской области Б.А. Мальцев; ректор ТПУ Ю.П. Похолков; декан ГФ В.Г. Рубанов
лев, впоследствии ставший крупнейшим ученым-экономистом, а также курс законоведения и фабричного законодательства, который читал приват-доцент университета юрист И.В. Михайловский и курс фабричной гигиены, который преподавал экстраординарный профессор Томского университета медик П.В. Бутягин. С 1912/1913 учебного года указанные дисциплины гуманитарного профиля были переведены на факультативное изучение.
После Октябрьской революции в связи с перестройкой всей системы образования и задачами коммунистического воспитания в вузах страны вводится преподавание таких дисциплин как "Развитие общественных форм", "Исторический материализм", "Пролетарская революция", "Политический строй РСФСР". Начало было положено Постановлением СНК от 4 марта 1921 г. - "Об установлении общего научного минимума обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР".
Началом преподавания общественных наук в ТТИ следует считать 1923/1924 учебный год, когда в учебные планы были включены некоторые из перечисленных курсов и сохранились сведения об экзаменах по этим дисциплинам в зимнюю экзаменационную сессию. Из-за отсутствия своих штатных преподавателей для чтения курсов привлекались работники партийного и советского аппарата г. Томска.
В 1925 году в соответствии с решением XIII съезда и специального Постановления ЦК ВКП(б) "Об общественном минимуме и пропаганде ленинизма в вузах" стали создавать кафедры социально-экономических наук, в программу преподавания вводятся "История РКП(б) и ленинизм", "Диалектический и
и II »»ТТ II
исторический материализм" и "Политэкономия". Начал формироваться собственный штат преподавателей социально-экономических дисциплин.
В конце 20-х и начала 30-х гг. XX века на кафедре работали преподаватели, которые имели специальное образование: И.И. Копьев, О.И. Лаптева, М.И. Василиев, Ф.Б. Грунес, М.Н. Иванов, П.З. Захаров, М.Д. Елетин, Г.С. Айвазьян и др. Многие из них в середине 30-х гг. подверглись репрессиям. И.М. Копьев - расстрелян, М.И. Мясниковская -расстреляна; были арестованы О.И. Лаптева (1937 г.), Ф.Б. Грунес (1935 г.), П.И. Смолин (1933 г.), Е.Н. Кибирева (1953 г.). В последствии все были освобождены и реабилитированы.
Со второй половины 1938/39 учебного года в вузах страны установлен новый порядок преподавания общественных наук: на младших курсах вводится курс "Основы марксизма-ленинизма", на старших курсах в экономических и юридических вузах -диалектический и исторический материализм. В Томском индустриальном институте изучение курса "Основ марксизма-ленинизма" началось в 1939/40 учебном году. Курс, объемом 220 часов включал изучение истории партии, диалектический и исторический материализм (в рамках IV гл. "Краткого курса ВКП(б)"). Была создана кафедра марксизма-ленинизма, которую возглавил П.З. Захаров.
В 1942/43 учебном году во всех вузах страны на старших курсах было введено преподавание политической экономии. И в 1946 году в институте была организована кафедра политэкономии. Ее возглавлял П.З. Захаров, а кафедру марксизма-ленинизма возглавил сначала В.П. Скударь, а затем Г.В. Васильев.
Со второй половины 50-х гг. XX века началась перестройка преподавания общественных наук. Ее целью явилось изменение содержания изучаемых предметов в связи с ликвидацией культа личности И.В. Сталина.
В крупных вузах страны, в том числе и в Томском политехническом институте, с 1 сентября 1957 г. в Томском политехническом институте стали функционировать кафедра истории партии и кафедра исторического и диалектического материализма вместо кафедры марксизма-ленинизма. Их возглавили доцент, к.и.н. О.Н. Тутолмина и доцент, к.и.н. М.А. Бабушкина. С этого времени в вузах было введено преподавание трех самостоятельных курсов: история партии, диалектический и исторический материализм и политическая экономия, что способствовало расширению гуманитарной подготовки студентов и развертыванию научно-исследовательской работы.
В ТПИ, как в одном из крупнейших вузов страны, в числе первых были созданы и начали функционировать три самостоятельные кафедры, которые возглавляли ведущие обществоведы города.
Перестройка преподавания общественных наук продолжилась в связи с введением в сентябре 1963 г. преподавания во всех вузах страны курса научного коммунизма. Сначала при кафедре истории партии была создана секция по этой дисциплине, которую возглавил доцент, к.и.н. И.Ф. Лившиц, а в 1964 г. была организована кафедра научного коммунизма.
Образование самостоятельных кафедр натолкнулось на такую трудность как нехватка квалифицированных кадров. Так, например, при создании кафедры истории партии в ее штате состояли 23 преподавателя, из них один доцент, кандидат наук, 4 старших преподавателя кандидата наук и 14 ассистентов, не имеющих ученой степени. Такие же трудности испытывали кафедра диалектического и исторического материализма и кафедра научного коммунизма. Немало усилий было приложено заведующими кафедрами О.Н. Тутолминой, Д.В. Коломиным, А.В. Гагариным, М.А. Бабушкиной, А.А. Фурманом, А.Н. Книгиным, В.А. Дмитриенко, Ю.С. Нехоро-шевым, И.Ф. Лившицем, Л.А. Горбуновой по повышению уровня квалификации преподавательского состава кафедр общественных наук.
Большую помощь кафедрам оказал Томский государственный университет, который в разные годы окончили многие преподаватели этих кафедр, заканчивали аспирантуру на кафедрах истории КПСС, истории СССР, философии, политэкономии, успешно защищали кандидатские диссертации.
С 1957 по 1992 г. кафедры носили название кафедры общественных наук (КОН). Это кафедры:
- истории КПСС (с 1989 г. политической истории, с 1991 г. политической истории и политологии);
- марксистско-ленинской философии;
- политической экономии;
- научного коммунизма.
В 1992 г. КОН, которые возглавляла д.ф.н., проф. А.П. Моисеева, были преобразованы в отделение гуманитарного образования (ОГО), в которое вошли следующие кафедры:
- истории;
- философии;
- социологии, психологии, педагогики и права;
- экономики;
- менеджмента;
- английского языка;
- немецкого языка;
- французского языка;
- русского языка;
- экологии и безопасности жизнедеятельности.
В 1995 г. отделение гуманитарного образования, которое возглавил доктор философских наук, профессор, действительный член Российской академии гуманитарных наук академик В.Г. Рубанов, разделилось на собственно ОГО и инженерно-экономический факультет (ИЭФ), который возглавил к.т.н., доцент В.А. Бутенко. В структуру ИЭФ вошли кафедра экономики, социологии, менеджмента,
экологии и безопасности жизнедеятельности. От кафедры философии отделилась как самостоятельная кафедра культурологи и социальной коммуникации (д.ф.н., проф. А.П. Моисеева).
В мае 1997 г. из структуры ОГО отделились языковые кафедры, и было создано отделение языковых коммуникаций (ОЯК), а в 1998 г. оно было преобразовано в факультет языковых коммуникаций (ФЯК), который возглавил доцент Н.А. Качалов.
В 1998 г. ОГО было преобразовано в гуманитарный факультет (ГФ) в составе кафедры истории и политологии (к.и.н., доц. М.В. Иванова), кафедры философии (д.ф.н., проф. А.А. Корниенко), кафедры культурологии и социальной коммуникации (д.ф.н., проф. А.П. Моисеева), кафедры социологии, психологии и педагогики (д.ф.н., проф. Э.Н. Камышев).
В последние пять лет деятельность кафедр была направлена на решение "Комплексной Программы Развития ТПУ - 2001-2005".
Проблемная ситуация в инженерной деятельности была связана с реформированием образования, его гуманизацией и гуманитаризацией, формированием нравственных основ специалиста и студента, предотвращением и преодолением технократизма в их мировоззрении. Гуманитарная компонента стала основополагающей в подготовке специалиста, в саморазвитии и самореализации личности в последующей творческой деятельности. Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин в Томском политехническом университете формируется на основании Государственного Образова-
Круглый стол молодежного форума. Слева направо: начальник департамента по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области В.И. Зинченко;
губернатор Томской области В.М. Кресс; Председатель комитета по труду и социальной политике областной государственной Думы, проректор по учебной работе ТПУ П. С. Чубик; декан ГФ В.Г. Рубанов
тельного Стандарта с учетом федеральной, региональной и университетской составляющей.
Гуманизация образования - это такая технология подготовки кадров, которая основывается на гуманных принципах, где духовное богатство личности становится ее сущностной характеристикой. Гуманизация образования - это уход от авторитарных методов обучения и образования к демократическим, предполагающим отношение к студенту как к личности, формирование высокой интеллектуальности и духовности, гражданского мужества, патриотизма в лучших традициях отечественной культуры, создание атмосферы, пронизанной высокой нравственностью, охватывающей все сферы формирования и развития личности специалиста, преодоление технократической эйфории.
Сегодня гуманитарный факультет осуществляет не только программу обеспечения всех специальностей всех факультетов университета циклом гуманитарных дисциплин, но и ведет подготовку собственных студентов-гуманитариев по следующим специальностям: 350500 - социальная работа; 350400 - связи с общественностью; 230500 - социально-культурный сервис и туризм; 061100 - менеджмент организации; 350300 - регионоведение; 350700 - реклама.
Набор студентов осуществляется на очную форму обучения с 1998 г. и на очно-заочную (вечернюю) с 1997 г. По дистанционной форме через институт дистанционного образования (ИДО) студенты-гуманитарии обучаются в городах Кузбасса на Севере Томской области.
Гуманитарный факультет имеет свою философскую аспирантуру по специальностям "Социальная философия" и "Онтология и теория познания".
В настоящее время на факультете обучается 1500 студентов очного, очно-заочного отделения. Через институт дистанционного образования в различных городах Сибири обучаются специалисты по специальностям и направлениям гуманитарного профиля.
В составе кафедр гуманитарного факультета работают 13 докторов наук, профессоров, 35 кандидатов наук, доцентов.
Кафедры гуманитарного факультета осуществляют научную работу по следующим направлениям: "История и этнография Сибири", "Межэтнические и межконфессиональные отношения в российском обществе и толерантность", "Становление гражданского общества в России (региональный аспект)", "Философия и методология науки", "Философия образования", "Социально-философские проблемы экологии", "Современная аналитическая философия", "Феноменология", "Неклассическая и постнекласси-ческая философия", "Социология образования".
Гуманитарный факультет установил международные связи с Кипром, Польшей, Болгарией, США, Германией. Преподаватели и аспиранты проходят стажировки в дальнем Зарубежье. За свои научные разработки неоднократно получали гранты Сороса, Дидро, "Вспульты Польской", DААD, фонда "Джонсон-Уильсон", Союза сибиряков Польши. Гуманитарный факультет прошел международную аккредитацию.
Студенты имеют возможность обучаться в вузах Китая, Германии, Франции, США. Преподаватели проходят зарубежные стажировки. Ежегодно гуманитарный факультет выступает организатором научно-методических, научно-практических конференций различного уровня по философским проб-
Рабочий момент форума
лемам социально-гуманитарных наук, где активное участие принимают студенты. 16-20 февраля 2004 г. в рамках Международного молодежного проекта "Политика XXI век. Будущая элита России и СНГ" гуманитарный факультет провел I Всероссийский молодежный форум "Сибирские Афины". С приветственным словом к участникам форума выступили Председатель Государственной Думы Томской области Б.А. Мальцев, ректор ТПУ Ю.П. Похолков. С лекциями выступили и приняли участие в дискуссиях губернатор Томской области В.М. Кресс, зам. главы Администрации Томской области, начальник департамента по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию В.И. Зинченко, Председатель комитета по труду и социальной политике областной государственной Думы, проректор по учебной работе ТПУ П.С. Чубик. В работе форума принимали участие студенты, молодые ученые, представители пятнадцати городов России, Москвы, Санкт-Петербурга. Из иностранных гостей с лекциями выступал Пао-ло Сисса, доктор политических наук университета международных исследований г. Женевы.
Перед гуманитарным факультетом стоят большие задачи. Его стратегия и тактика развития обусловлены общими планами развития Томского политехнического университета. Миссия ГФ включает в себя следующие элементы:
1. Формирование гармонически развитой личности, мотивированной развитием и внедрением современных технологий организационно-технологического управления процессами в социальной среде.
2. Воспроизводство кадров социальной сферы, способных решать стоящие перед обществом задачи по организации социальной жизни граждан, функционирования организаций, предприятий.
3. Удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием, научных и педагогических кадрах высшей квалификации в области социальной сферы.
4. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии и получение высшего образования и квалификации в выбранной области.
5. Непрерывное совершенствование образовательных услуг на основе системной структуризации человеческих знаний.
6. Формирование системного мировоззрения клиентов с использованием новейших достижений технологии социальной деятельности.
Таким образом, история становления гуманитарных кафедр связана с историей становления Томского политехнического университета - вместе с ним модернизировались и развивались, приобретали опыт, сегодня ставят задачи, сообразно требованиям времени.