Научная статья на тему 'История и перспективы развития гуманитарного факультета Томского политехнического университета'

История и перспективы развития гуманитарного факультета Томского политехнического университета Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
98
21
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Рубанов В. Г.

Статья посвящается истории преподавания гуманитарных наук в Томском политехническом университете. Сегодня традиции Томского технологического института приобретают новое звучание. Кафедры гуманитарного факультета ставят своей целью подготовку специалистов гуманитарного профиля, соответствующих мировому уровню. Приветственное слово профессора Паоло Сисса (Швейцария) на I Всероссийском молодежном форуме "Сибирские Афины". Слева направо: А.С. Трисс (переводчик, студентка ГФ); профессор Паоло Сисса; Председатель Государственной Думы Томской области Б.А. Мальцев; ректор ТПУ Ю.П. Похолков; декан ГФ В.Г. Рубанов

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «История и перспективы развития гуманитарного факультета Томского политехнического университета»

УДК 62:1/3(09)

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В.Г. Рубанов

Томский политехнический университет E-mail: ruvige@rambler.ru

Статья посвящается истории преподавания гуманитарных наук в Томском политехническом университете. Сегодня традиции Томского технологического института приобретают новое звучание. Кафедры гуманитарного факультета ставят своей целью -подготовку специалистов гуманитарного профиля, соответствующих мировому уровню.

Томский политехнический университет славится многими традициями, одной из которых является пристальное внимание социально-гуманитарным дисциплинам. История становления и развития гуманитарных дисциплин связана с историей страны и вуза. Насчитывает свыше ста лет.

В первом учебном плане на 1900/1901 учебный год для студентов механического и химического отделения среди образовательных дисциплин стояло богословие, как обязательная дисциплина для православных студентов (2 часа в неделю).

Курс богословия читал профессор кафедры богословия Томского университета доктор церковной истории Д.Н. Беликов. В содержание курса входили мировоззренческие проблемы, в том числе учение о религии, ее происхождению и сущности, историю православной церкви, а также вопросы философского, психологического, нравственного характера. Одна из первых лекций была посвящена смыслу жизни.

С 1911 по 1917 год богословие читал профессор, магистр богословия И.Я. Галахов. Курс был элективным и обязательным для православных студентов.

С первых дней занятий в Томском технологическом императора Николая II институте велось преподавание иностранных языков. С 1901 по 1920 год немецкий язык преподавал выпускник Дерптского университета, в будущем крупный ученый-зоолог, Г.Э. Иоганзен. Французский язык с 1903 по 1912 год преподавал выпускник академии г. Пуатье (Франция), Ф.П. Дебец. С 1904 по 1916 год английский язык преподает выпускник училища Лондон-Сити Л.К. Гибсон. Основным требованием было обязательное знание одного иностранного языка выпускником Томского технологического института. Эта идея является ключевой и для современного политехнического университета.

Курс политической экономии вводится в учебный план ТТИ с 1904 г. магистр политэкономии и статистики профессор университета М.Н. Собо-

Приветственное слово профессора Паоло Сисса (Швейцария) на I Всероссийском молодежном форуме "Сибирские Афины". Слева направо: А.С. Трисс (переводчик, студентка ГФ); профессор Паоло Сисса; Председатель Государственной Думы/ Томской области Б.А. Мальцев; ректор ТПУ Ю.П. Похолков; декан ГФ В.Г. Рубанов

лев, впоследствии ставший крупнейшим ученым-экономистом, а также курс законоведения и фабричного законодательства, который читал приват-доцент университета юрист И.В. Михайловский и курс фабричной гигиены, который преподавал экстраординарный профессор Томского университета медик П.В. Бутягин. С 1912/1913 учебного года указанные дисциплины гуманитарного профиля были переведены на факультативное изучение.

После Октябрьской революции в связи с перестройкой всей системы образования и задачами коммунистического воспитания в вузах страны вводится преподавание таких дисциплин как "Развитие общественных форм", "Исторический материализм", "Пролетарская революция", "Политический строй РСФСР". Начало было положено Постановлением СНК от 4 марта 1921 г. - "Об установлении общего научного минимума обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР".

Началом преподавания общественных наук в ТТИ следует считать 1923/1924 учебный год, когда в учебные планы были включены некоторые из перечисленных курсов и сохранились сведения об экзаменах по этим дисциплинам в зимнюю экзаменационную сессию. Из-за отсутствия своих штатных преподавателей для чтения курсов привлекались работники партийного и советского аппарата г. Томска.

В 1925 году в соответствии с решением XIII съезда и специального Постановления ЦК ВКП(б) "Об общественном минимуме и пропаганде ленинизма в вузах" стали создавать кафедры социально-экономических наук, в программу преподавания вводятся "История РКП(б) и ленинизм", "Диалектический и

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

и II »»ТТ II

исторический материализм" и "Политэкономия". Начал формироваться собственный штат преподавателей социально-экономических дисциплин.

В конце 20-х и начала 30-х гг. XX века на кафедре работали преподаватели, которые имели специальное образование: И.И. Копьев, О.И. Лаптева, М.И. Василиев, Ф.Б. Грунес, М.Н. Иванов, П.З. Захаров, М.Д. Елетин, Г.С. Айвазьян и др. Многие из них в середине 30-х гг. подверглись репрессиям. И.М. Копьев - расстрелян, М.И. Мясниковская -расстреляна; были арестованы О.И. Лаптева (1937 г.), Ф.Б. Грунес (1935 г.), П.И. Смолин (1933 г.), Е.Н. Кибирева (1953 г.). В последствии все были освобождены и реабилитированы.

Со второй половины 1938/39 учебного года в вузах страны установлен новый порядок преподавания общественных наук: на младших курсах вводится курс "Основы марксизма-ленинизма", на старших курсах в экономических и юридических вузах -диалектический и исторический материализм. В Томском индустриальном институте изучение курса "Основ марксизма-ленинизма" началось в 1939/40 учебном году. Курс, объемом 220 часов включал изучение истории партии, диалектический и исторический материализм (в рамках IV гл. "Краткого курса ВКП(б)"). Была создана кафедра марксизма-ленинизма, которую возглавил П.З. Захаров.

В 1942/43 учебном году во всех вузах страны на старших курсах было введено преподавание политической экономии. И в 1946 году в институте была организована кафедра политэкономии. Ее возглавлял П.З. Захаров, а кафедру марксизма-ленинизма возглавил сначала В.П. Скударь, а затем Г.В. Васильев.

Со второй половины 50-х гг. XX века началась перестройка преподавания общественных наук. Ее целью явилось изменение содержания изучаемых предметов в связи с ликвидацией культа личности И.В. Сталина.

В крупных вузах страны, в том числе и в Томском политехническом институте, с 1 сентября 1957 г. в Томском политехническом институте стали функционировать кафедра истории партии и кафедра исторического и диалектического материализма вместо кафедры марксизма-ленинизма. Их возглавили доцент, к.и.н. О.Н. Тутолмина и доцент, к.и.н. М.А. Бабушкина. С этого времени в вузах было введено преподавание трех самостоятельных курсов: история партии, диалектический и исторический материализм и политическая экономия, что способствовало расширению гуманитарной подготовки студентов и развертыванию научно-исследовательской работы.

В ТПИ, как в одном из крупнейших вузов страны, в числе первых были созданы и начали функционировать три самостоятельные кафедры, которые возглавляли ведущие обществоведы города.

Перестройка преподавания общественных наук продолжилась в связи с введением в сентябре 1963 г. преподавания во всех вузах страны курса научного коммунизма. Сначала при кафедре истории партии была создана секция по этой дисциплине, которую возглавил доцент, к.и.н. И.Ф. Лившиц, а в 1964 г. была организована кафедра научного коммунизма.

Образование самостоятельных кафедр натолкнулось на такую трудность как нехватка квалифицированных кадров. Так, например, при создании кафедры истории партии в ее штате состояли 23 преподавателя, из них один доцент, кандидат наук, 4 старших преподавателя кандидата наук и 14 ассистентов, не имеющих ученой степени. Такие же трудности испытывали кафедра диалектического и исторического материализма и кафедра научного коммунизма. Немало усилий было приложено заведующими кафедрами О.Н. Тутолминой, Д.В. Коломиным, А.В. Гагариным, М.А. Бабушкиной, А.А. Фурманом, А.Н. Книгиным, В.А. Дмитриенко, Ю.С. Нехоро-шевым, И.Ф. Лившицем, Л.А. Горбуновой по повышению уровня квалификации преподавательского состава кафедр общественных наук.

Большую помощь кафедрам оказал Томский государственный университет, который в разные годы окончили многие преподаватели этих кафедр, заканчивали аспирантуру на кафедрах истории КПСС, истории СССР, философии, политэкономии, успешно защищали кандидатские диссертации.

С 1957 по 1992 г. кафедры носили название кафедры общественных наук (КОН). Это кафедры:

- истории КПСС (с 1989 г. политической истории, с 1991 г. политической истории и политологии);

- марксистско-ленинской философии;

- политической экономии;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- научного коммунизма.

В 1992 г. КОН, которые возглавляла д.ф.н., проф. А.П. Моисеева, были преобразованы в отделение гуманитарного образования (ОГО), в которое вошли следующие кафедры:

- истории;

- философии;

- социологии, психологии, педагогики и права;

- экономики;

- менеджмента;

- английского языка;

- немецкого языка;

- французского языка;

- русского языка;

- экологии и безопасности жизнедеятельности.

В 1995 г. отделение гуманитарного образования, которое возглавил доктор философских наук, профессор, действительный член Российской академии гуманитарных наук академик В.Г. Рубанов, разделилось на собственно ОГО и инженерно-экономический факультет (ИЭФ), который возглавил к.т.н., доцент В.А. Бутенко. В структуру ИЭФ вошли кафедра экономики, социологии, менеджмента,

экологии и безопасности жизнедеятельности. От кафедры философии отделилась как самостоятельная кафедра культурологи и социальной коммуникации (д.ф.н., проф. А.П. Моисеева).

В мае 1997 г. из структуры ОГО отделились языковые кафедры, и было создано отделение языковых коммуникаций (ОЯК), а в 1998 г. оно было преобразовано в факультет языковых коммуникаций (ФЯК), который возглавил доцент Н.А. Качалов.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В 1998 г. ОГО было преобразовано в гуманитарный факультет (ГФ) в составе кафедры истории и политологии (к.и.н., доц. М.В. Иванова), кафедры философии (д.ф.н., проф. А.А. Корниенко), кафедры культурологии и социальной коммуникации (д.ф.н., проф. А.П. Моисеева), кафедры социологии, психологии и педагогики (д.ф.н., проф. Э.Н. Камышев).

В последние пять лет деятельность кафедр была направлена на решение "Комплексной Программы Развития ТПУ - 2001-2005".

Проблемная ситуация в инженерной деятельности была связана с реформированием образования, его гуманизацией и гуманитаризацией, формированием нравственных основ специалиста и студента, предотвращением и преодолением технократизма в их мировоззрении. Гуманитарная компонента стала основополагающей в подготовке специалиста, в саморазвитии и самореализации личности в последующей творческой деятельности. Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин в Томском политехническом университете формируется на основании Государственного Образова-

Круглый стол молодежного форума. Слева направо: начальник департамента по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области В.И. Зинченко;

губернатор Томской области В.М. Кресс; Председатель комитета по труду и социальной политике областной государственной Думы, проректор по учебной работе ТПУ П. С. Чубик; декан ГФ В.Г. Рубанов

тельного Стандарта с учетом федеральной, региональной и университетской составляющей.

Гуманизация образования - это такая технология подготовки кадров, которая основывается на гуманных принципах, где духовное богатство личности становится ее сущностной характеристикой. Гуманизация образования - это уход от авторитарных методов обучения и образования к демократическим, предполагающим отношение к студенту как к личности, формирование высокой интеллектуальности и духовности, гражданского мужества, патриотизма в лучших традициях отечественной культуры, создание атмосферы, пронизанной высокой нравственностью, охватывающей все сферы формирования и развития личности специалиста, преодоление технократической эйфории.

Сегодня гуманитарный факультет осуществляет не только программу обеспечения всех специальностей всех факультетов университета циклом гуманитарных дисциплин, но и ведет подготовку собственных студентов-гуманитариев по следующим специальностям: 350500 - социальная работа; 350400 - связи с общественностью; 230500 - социально-культурный сервис и туризм; 061100 - менеджмент организации; 350300 - регионоведение; 350700 - реклама.

Набор студентов осуществляется на очную форму обучения с 1998 г. и на очно-заочную (вечернюю) с 1997 г. По дистанционной форме через институт дистанционного образования (ИДО) студенты-гуманитарии обучаются в городах Кузбасса на Севере Томской области.

Гуманитарный факультет имеет свою философскую аспирантуру по специальностям "Социальная философия" и "Онтология и теория познания".

В настоящее время на факультете обучается 1500 студентов очного, очно-заочного отделения. Через институт дистанционного образования в различных городах Сибири обучаются специалисты по специальностям и направлениям гуманитарного профиля.

В составе кафедр гуманитарного факультета работают 13 докторов наук, профессоров, 35 кандидатов наук, доцентов.

Кафедры гуманитарного факультета осуществляют научную работу по следующим направлениям: "История и этнография Сибири", "Межэтнические и межконфессиональные отношения в российском обществе и толерантность", "Становление гражданского общества в России (региональный аспект)", "Философия и методология науки", "Философия образования", "Социально-философские проблемы экологии", "Современная аналитическая философия", "Феноменология", "Неклассическая и постнекласси-ческая философия", "Социология образования".

Гуманитарный факультет установил международные связи с Кипром, Польшей, Болгарией, США, Германией. Преподаватели и аспиранты проходят стажировки в дальнем Зарубежье. За свои научные разработки неоднократно получали гранты Сороса, Дидро, "Вспульты Польской", DААD, фонда "Джонсон-Уильсон", Союза сибиряков Польши. Гуманитарный факультет прошел международную аккредитацию.

Студенты имеют возможность обучаться в вузах Китая, Германии, Франции, США. Преподаватели проходят зарубежные стажировки. Ежегодно гуманитарный факультет выступает организатором научно-методических, научно-практических конференций различного уровня по философским проб-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Рабочий момент форума

лемам социально-гуманитарных наук, где активное участие принимают студенты. 16-20 февраля 2004 г. в рамках Международного молодежного проекта "Политика XXI век. Будущая элита России и СНГ" гуманитарный факультет провел I Всероссийский молодежный форум "Сибирские Афины". С приветственным словом к участникам форума выступили Председатель Государственной Думы Томской области Б.А. Мальцев, ректор ТПУ Ю.П. Похолков. С лекциями выступили и приняли участие в дискуссиях губернатор Томской области В.М. Кресс, зам. главы Администрации Томской области, начальник департамента по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию В.И. Зинченко, Председатель комитета по труду и социальной политике областной государственной Думы, проректор по учебной работе ТПУ П.С. Чубик. В работе форума принимали участие студенты, молодые ученые, представители пятнадцати городов России, Москвы, Санкт-Петербурга. Из иностранных гостей с лекциями выступал Пао-ло Сисса, доктор политических наук университета международных исследований г. Женевы.

Перед гуманитарным факультетом стоят большие задачи. Его стратегия и тактика развития обусловлены общими планами развития Томского политехнического университета. Миссия ГФ включает в себя следующие элементы:

1. Формирование гармонически развитой личности, мотивированной развитием и внедрением современных технологий организационно-технологического управления процессами в социальной среде.

2. Воспроизводство кадров социальной сферы, способных решать стоящие перед обществом задачи по организации социальной жизни граждан, функционирования организаций, предприятий.

3. Удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием, научных и педагогических кадрах высшей квалификации в области социальной сферы.

4. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии и получение высшего образования и квалификации в выбранной области.

5. Непрерывное совершенствование образовательных услуг на основе системной структуризации человеческих знаний.

6. Формирование системного мировоззрения клиентов с использованием новейших достижений технологии социальной деятельности.

Таким образом, история становления гуманитарных кафедр связана с историей становления Томского политехнического университета - вместе с ним модернизировались и развивались, приобретали опыт, сегодня ставят задачи, сообразно требованиям времени.