Научная статья на тему 'Философия смысл и ценность жизни'

Философия смысл и ценность жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
434
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корниенко А. А., Квеско Р. Б.

Рассматривается процесс формирования научных направлений кафедры философии Томского политехнического университета с позиции реализация жизненных ценностей и смысла жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy meaning and value of life

Process of forming scientific areas of philosophy department at Tomsk Polytechnic University has been considered from the position of realization of life values and meaning of life.

Текст научной работы на тему «Философия смысл и ценность жизни»

УДК 1:372.8;1.007;101.1:1 (092)

ФИЛОСОФИЯ - СМЫСЛ И ЦЕННОСТЬ жизни

A.A. Корниенко, Р.Б. Квеско

Томский политехнический университет E-mail: kveskö@tpu.ru

Рассматривается процесс формирования научных направлений кафедры философии Томского политехнического университета с позиции реализация.жизненных ценностей и смысла жизни.

Томский политехнический университет богат традициями в развитии образования, науки и воспитания. Корпоративная культура крупнейшего вуза страны включает в себя уважение не только к техническим и естественным наукам, составляющим стержень технического университета, но и к гуманитарным дисциплинам, осуществляющим важнейшую задачу обучения студентов - задачу гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Уже с момента создания Томского технологического института (ныне Томский политехниче-

ский университет) духовно-гуманитарная составляющая была представлена богословием и иностранными языками.

С 1937 г. было введено преподавание основ марксизма-ленинизма, в рамках которого велось и преподавание философии. Заведующей кафедрой основ марксизма-ленинизма с 1953 по 1957 гг., а с 1957 г. заведующей созданной кафедрой марксистско-ленинской философии была Мария Алексеевна Бабушкина, кандидат философских наук, профессор. Состав кафедры был представлен в то вре-

Коллектив кафедры философии (2007 г.) во главе с зав. кафедрой A.A. Корниенко.и деканом гуманитарного факультета В. Г. Рубановым. Слева направо: первый ряд - доц. Н.И. Макаренко, доц. Р.Б. Квеско, доц. Ю.С. Плотников, декан ГФ, проф. В. Г. Рубанов, зав. каф., проф. A.A. Корниенко, доц. И. В. Брылина. Второй ряд ~ ст. преп. О.И. Тюкульмина, асс. Н.М. Панькова, доц. В.Н. Фадеева, ст. преп. Н.В. Погукаева, ст. преп. П. Б. Тычкин, доц. М.А. Макиенко, ст. преп. H.A. Вторушкин. Третий ряд ~ доценты И.Б. Ардашкин, Е.В. Рубанова, А.Ю. Чмыхало, Т.К. Гульбин

Страницы истории IПУ

Заведующий кафедрой философии А.А. Фурман с молодыми преподавателями (1970 г.)

мя выпускниками философских факультетов Московского и Ленинградского университетов, многие из которых стали крупными учеными. В.А. Смирнов, ставший доктором наук, возглавил впоследствии научное направление логики и гносеологии познания Института философии РАН. На кафедре в те годы работал и И.С. Ладенко, занимавшийся проблемами искусственных интеллектуальных систем, вскоре возглавивший это направление в Сибирском отделении РАН. Свои научные направления сформировали и другие члены кафедры: Э.В. Бурмакин, К.Т. Виниченко, Т.А. Горяйно-ва, АБ. Зельманов, Е.Д. Клементьев, А.Н. Книгин, в 1974 г. возглавивший кафедру, H.H. Колесников, И.Г. Рубинов, Б.И. Тарельник. Многие из них занимались проблемами логики и методологии науки, гносеологии познания, были учениками и последователями Томской научной школы П.В. Коп-нина и А. К. Сухотина. Были и другие направления. Так, H.H. Колесников и Э.В. Бурмакин, возглавивший в дальнейшем межвузовскую кафедру этики и эстетики Томского государственного университета, занимались проблемами эстетики, К.Т. Виниченко

- семейно-брачными отношениями, в области социальной философии, общественного сознания работал B.C. Буточкин.

В 70-90-е гг. продолжала развиваться научная школа философов-политехников. Разве могут забыть студенты тех лет В.И. Ратницкого, на лекции которого и в учебной аудитории, и в общежитии собиралось так много слушателей, что они не умещались часто в помещении. В.И. Ратницкий являлся не только прекрасным оратором, обладая великолепными риторическими способностями, но и проявил себя глубоким исследователем, обладая не только фундаментальными знаниями, но и широкой эрудицией в различных областях знания. Э.В. Бурмакин умело сочетал в себе философа и писателя, сумев создать интересный стиль литератора - философичный.

Научно-педагогический коэффициент кафедры создавался в 50-60-е гг. усилиями ее первых заведующих - М.А. Бабушкиной и A.A. Фурманом. Александр Александрович Фурман не просто продолжил дело М.А. Бабушкиной, а дал новый виток

Обсуждение результатов олимпиады по философии (1976 г.). В центре доц. Р. Б. Квеско

Известия Томского политехнического университета. 2007. Т. 311. № 7

Обсуждение сборника статей (1996 г.). Слева направо: О. Т. Лойко, Л.С. Сысоева, Р. Б. Квеско, И.Б. Сесюнина, А. А. Корниенко

развитию и становлению научной школы. A.A. Фурман, будучи не просто преподавателем, а интересным и глубоким мыслителем, умел выявлять в сотрудниках их креативные возможности, позволяющие проявить себя в различных областях философского знания, умело формируя научную школу в ее многообразных проявлениях - от историко-философских проблем до решения сугубо философско-эвристических задач. Будучи в докторантуре он не оставлял кафедру и оставался ее душой и мозгом даже в то время, когда ею руководила Клавдия Трофимовна Виниченко, величайшей заслугой которой явилось то, что она сумела сохранить созданную предыдущими заведующими кафедральную атмосферу. Агьберт Николаевич Книгин, будучи строгим логиком по своему стилю мышления, сумел сформировать научные основы для развития методической и педагогической деятельности, заложив предпосылки для развития инновационных технологий в области социально-гумани-тарного и философского образования. В.А. Дми-триенко, возглавивший кафедру вслед за А.Н. Кни-гиным, окончательно сформировал школу науковедения и философии науки.

Научный потенциал кафедры был разнообразным и многосторонним. Семейно-брачными отношениями стала успешно заниматься А.П. Ощепко-ва, социально-психологические проблемы были в центре внимания Э. Н. Арличенковой и Г.В. Щербаковой, вопросы исторического познания стали объектом исследования О.И. Пастиковой. АГ. Са-венко исследовала деятельностные аспекты науки, A.A. Корниенко - проблемы социологии и философии науки; вопросами деятельности ученого занималась Т.Н. Саломатова, которая продолжает работать над решением данных проблем в Институте философии Сибирского отделения РАН. Проблемами социальной материи, преемственности в области научного знания, культурологии, филосо-

фскими проблемами техники, теории культуры занимались Е.В. Водопьянова, Н.П. Кнехт, Н.А. Ко-лодий, ЛА. Коробейникова, О.Т. Лойко, НЛ. Плю-снина, В.Г. Рубанов, являющийся в настоящее время деканом гуманитарного факультета ТПУ. Вопросы духовной культуры и эстетики стали предметом научных интересов И.Б. Сесюниной, В.Н. Скворцовой и Л.С. Сысоевой, проблемы истории философии и философии образования - в центре внимания исследований Р.Б. Квеско. А.П. Моисеева и Г.Ю. Тихонова занимались проблемами философии религии. Все научные изыскания нашли отражение в публикациях, в том числе и за рубежом (в Великобритании, Хорватии, Польше, Австралии, Южной Корее), в реализации грантов, в том числе зарубежных, участии в конференциях и конгрессах различного уровня.

Ректор Ю. П. Похолков вручает студентке Е. С. Дементьевой Диплом лауреата Премии Томской области в сфере образования и науки (2002 г.)

Страницы истории ТПУ

Существенный скачок в работе с позиции развития и становления информационных технологий в образовании, воспитании и науке связан с именем Валерия Александровича Дмитриенко, который, обладая развитым креативным подходом к любой деятельности в вузе, создал Школу молодого ученого, явление новое и оригинальное в обучении аспирантов и молодых преподавателей. Совместно с профессором, доктором физико-матема-тических наук Сергеем Александровичем Воробьевым он сформировал научно-образовательную программу обучения аспирантов в течение всех трех лет подготовки. Сам В.А. Дмитриенко наглядно демонстрировал свое отношение к преподаванию философии не только как учебной дисциплине, но, в первую очередь, как определенного стиля мышления в науке и жизни. Он стремился в каждой ситуации найти серьезные философские проблемы и учил слушателей и сотрудников кафедры их решать. Валерий Александрович явился основателем аспирантуры при кафедре философии, что явилось существенным вкладом в развитие научной школы. Агнесса Петровна Моисеева заложила основы научной школы в сфере философии культуры, что впоследствии привело к созданию кафедры культурологии.

Коллектив кафедры философии всегда уверенно и целенаправленно шел к достижению высокой цели в деле подготовки кадров для страны. Под руководством Аллы Александровны Корниенко кафедра начала подготовку бакалавров и специалистов по социальной работе и менеджеров по управлению персоналом. Кафедра в настоящее время не только ведет преподавание философии для всех направлений и специальностей университета, но и стала кафедрой, осуществляющей подготовку студентов для профессиональной социальной деятельности. Кафедра продолжает развитие международного сотрудничества, в котором принимают участие и студенты, и аспиранты, проходящие обучение и стажировку за рубежом. География достаточно широка: это и Германия, и США, и Польша, и Болгария. Серьезно работает профессорско-преподаватель-

ский коллектив в области научных исследований. Благоприятно то, что уровень творческого интеллектуального потенциала определяется не только эвристическими возможностями и способностями, но и внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В настоящее время на кафедре работают два Заслуженных работника высшей школы РФ (В.Г. Рубанов, A.A. Корниенко), два Почетных работника высшего профессионального образования РФ (A.A. Корниенко, РБ. Квеско). В.Г. Рубанов - академик Академии гуманитарных наук, A.A. Корниенко, Р.Б. Квеско - академики Российской академии социального образования, Р. Б. Квеско также является академиком Международной академии искусства, образования, науки и промышленности (США).

Кафедра обладает серьезным креативным потенциалом, сохраняя преемственность в преподавании и научных исследованиях: над докторскими диссертациями работают И.Б. Ардашкин, И.В. Брылина, Г.К. Гульбин, М.А. Макиенко, Ю.С. Плотников, Е.В. Рубанова, В.Н. Фадеева, А.Ю. Чмыхало. Основным научным направлением кафедры является философия науки. Научно-обра-зовательная атмосфера кафедры благотворно влияет на научно-исследовательскую деятельность студентов, которые успешно выступают в олимпиадах, конкурсах; студенты кафедры становятся лауреатами Премии Томской области в сфере науки и образования и других конкурсов. На кафедре создано волонтерское движение, участники которого занимаются благотворительной деятельностью, а также научными исследованиями, разрабатывая проекты, выступая на конкурсах с презентациями проектов. Совместная научно-исследовательская работа студентов, аспирантов и преподавателей формирует чувство гражданской ответственности перед коллективом, университетом, обществом, формирует корпоративную культуру кафедры как единую культуру студенческого, аспирантского и преподавательского сообщества.

Поступила 29.10.2007г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.