Третий раздел включает в себя список научных трудов Дмитриенко В.А., а так же избранные материалы по программе «Шщерошиюкая школа молодого ученого (Комплексный подход к подготовке сгециашкла-иссвдовагеля)), поддержанной федеральной целевой программой «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997- 2000 гг.» (ФЦП «Интеграция»), что дает хотя бы минимальное представление о научно-организационной деятельности профессора Дмитриенко.
Мы надеемся, что данная компоновка материала позволит хотя бы эскизно набросать портрет В.А. Дмитриенко как личности, ученого и организатора науки.
Раздел I.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЮБИЛЯРЕ ЧЕЛОВЕК. УЧЕНЫЙ. УЧИТЕЛЬ.
В своей жизни я достаточно много встречал интересных людей. Меня бросало по «жизненному морю» от Северных до Южных, от Западных до Восточных границ Советского Союза. Приходилось выращивать хлеб, строить города, работать на заводе, приобщиться к труду ученого. Так что есть с чем сравнивать. Учился я в одном из самых известных университетов страны, бывшем варшавском, а ныне - ростовском государственном, имеющем большие научные традиции и достаточно много интересных философов с * мировыми икенами.
Рабская V Томском политехническом'университете, я больше двадцати лет имею честь быть знакомым и больше десятка лет работать с таким человеком, как Дмитриенко Валерий Александрович. За годы нашего знакомства менялись как функциональные, так и содержательные аспекты. Жизнь нас вместе вела не только в стенах вуза, не только в процессе подготовки специалистов высшей квалификации, но и на общественной, партийной работе. Сегодня об этом, особенно бывшие «активные» стыдливо молчат или клянутся, что всю работу выполняли из-под палки. Мы делали свою работу на совесть. Первое качество, которое подкупает - это честное, добросовестное, бескорыстное отношение к большому или малому делу. Благодаря научному руководству Валерия Александровича, я прошел за относительно короткий временной отрезок путь от ассистента до доцента, защитив кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Его отношение к работе передавалось и нам - его ученикам. Жизнь нас разбросала в разные вузы Я стал доктором наук, профессором, академиком, деканом гуманитарного факультета и считаю, что в этом есть, прежде всего, доля заслуги и Валерия Александровича.
Мне представляется, что единожды выявив для себя формулу личности как чувствующей, познающей, систематизирующей, преобразующей Валерий Александрович следует ей всю свою жизнь.
С моей точки зрения, как человек с обнаженной, чувственной натурой, он не терпит фальши, всех меряет на свой аршин: верит всем, как себе. И на этой его черте характера спекулируют «прилипалы», и ее эксплуатируют бездари и лодыри.
Круг его научных интересов, интеллектуальный потенциал настолько мощный, что порой задаешься вопросом: а что он не знает? Есть ли такие области в гуманитарных науках, по проблемам которых у него нет своей точки зрения? Его научная щедрость дает жизнь новым научно-исследовательским концепциям, теориям, рождая новых ученых и не требуя ничего взамен. Сколько «сырого материала» прошло через его руки, приобретая стройность, гармонию, завершенный вид. Его ученики - это не только плеяда томских философов среднего поколения. Они занимают разные ступени иерархической лестницы
не только в науке, но и в управлении, культуре, искусстве. Границы государств перед напором его таланта стали настолько прозрачны, что почти совсем исчезли. Его знают в Африке и Европе, Азии и США.
Исключительная энергия и неутомимое желание постижения нового воплощаются в реальных делах этого ученого, человека, учителя. Нестандартность мышления, организаторские способности, интеллект делают Валерия Александровича в равной степени хорошим тактиком и стратегом.
Никто не знает, сколько человеку отмерено на этом веке Хотелось бы пожелать Дмитриенко Валерию Александровичу в его юбилейный год и на всю оставшуюся жизнь оставаться самим собой, толковых, способных, благодарных и отзывчивых учеников; новых научных поисков и решений, большого человеческого счастья.
Благодарный ученик - д.ф.н., проф. В. Г. Рубанов
Валерий Александрович - из породы первооткрывателей, и в силу этого препятствий и трудностей в его жизни хватило бы, как представляется, на нескольких человек.
В конце 60-х годов он был, пожалуй, единственным из томичей, который отпра-вился в одну из африканских стран миттиВВВМ. Его преподавательская деятельность там была прервана военным переворотом, вЯШшяшЯшяшршшшшаашяяашшйВ-
ясно, каких
душевных и физических сил стоило пережить все это.
Вернувшись в Томск, Валерий Александрович опять берется за сложное дело -пишет новаторскую работу по науковедению, защищает докторскую диссертацию Первопроходцев далеко не всегда увенчивают лаврами, ВАК несколько лет не может принягь решение по его диссертации - ни положительного, ни отрицательного: борьба научных школ - не пустой звук. Однако Дмитриенко не отчаялся и дает согласие возглавить кафедру философии в Томском политехническом институте За годы его руководства она превратилась в серьезный научный центр: проводились интереснейшие конференции, издавались сборники научных трудов и монографий. Всем, у кого было стремление к научной работе, была предоставлена эта возможность: творческие отпуска, докторантура, издание монографий, командировки на конференции - за всем этим стоит личность Валерия Александровича.
Благодаря ему стал возможен научный рост преподавателей кафедры: стали докторами наук А.П Моисеева, Л.С. Сысоева, A.A. Корниенко, В П. Каширин, И.Б Сесюнина, В.Г. Рубанов, А Д. Московченко.
Много усилий приложил зав. кафедрой, чтобы на протяжении многих лет его руководства в коллективе сохранилась атмосфера благожелательности, научной требовательности, уважительною отношения друг к другу.
Получив из ВАК утверждение докторской диссертации, Дмитриенко В.А. через некоторое время опять занимается новым делом - командируется на несколько лет в Красноярск, чтобы возглавить кафедру в институте космических исследований. Много сил и труда стоило Валерию Александровичу поднять преподавательский и научный потенциал новой кафедры И опять - бурная организационная деятельность, и опять он во главе проведения республиканских и региональных конференций, научных изданий. Что значит теперь «пробить» издание периодического научного журнала и газеты с бюджетным финансированием, объяснять не надо. Как ни трудно это было сделать, но академик
Дмитриенко «запустил» выход и научного журнала «Образование в Сибири», и соответствующей газеты. Во многом все приходилось делать самому - и отбирать статьи со всего региона, и редактировать их, и гранки вычитывать.
И вот через несколько лет красноярская кафедра окрепла, появился, защитившись, «свой» доктор наук, а также и кандидаты; Дмитриенко В. А. избирается вице-президентом Сибирского отделения Российской Академии Образования, с «нуля» организует его'рабо-ту. Отладив «механизм» его деятельности, неутомимый Дмитриенко возвращается в Томск. И опять новое дело: работа зам. директора по научной работе НИИ развития школ Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. И опять - организация новых отделов, привлечение серьезных кадров, воссоздание аспирантуры и докторантуры в НИИ.
Организационных планов у Валерия Александровича по изменению подхода к системе образования - громадье. Поэтому закономерно стал переход Дмитриенко на новый плацдарм - на заведование кафедрой-лабораторией педагога-исследователя в Педагогический университет, открытие аспирантур и докторантуры по новым специальностям, подготовка к открытию Ученого Совета по защитам диссертаций по новым направлениям в стенах института.
Трудно, наверное, найти в Томске философа, который бы с таким энтузиазмом, оптимизмом, с такой затратой сил и энергии занимался бы практическим воплощением своих научных и организационных идей в жизнь. Он убежден в них сам и умеет убедить других - и административное сословие от Москвы до Томска, и своих коллег, и многочисленных учеников.
Как человек порядочный, он доверчив к людям, стремится помочь им по мере сил, тем горше бывает, когда приходит порой разочарование в ком-то, кто поступил против чести и совести.
Как любой человек, он «не пряник», чтобы всем нравиться, и никогда не ставил это своей задачей, делая дело.
День его «расписан» по часам и минутам, но в нем всегда найдется время поговорить с человеком «по душам», помочь в жизненной ситуации словом и делом
Многое уже в этой жизни сделано В.А. Дмитриенко, и многое еще - в планах и проектах. 60 лет - это не так много для энергичного Лнвннаш, это лишь возраст научной и человеческой зрелости.
Д.ф.н., профессор И.В. Сесюнина
Д.ф.н. профессор A.A. Корниенко
О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ ИЛИ ОКОЛОНАУЧНЫЙ ОЧЕРК ПО ПОВОДУ 60-ЛЕТИЯ Д.Ф.Н., ПРОФ., ЧЛ.-КОРР. РАО ДМИТРИЕНКО В.А.
Прежде чем начать развивать тему этого полушутливого и настолько же серьезного очерка, позвольте высказать свое мнение по поводу юбилеев, публикаций о юбилярах, другими словами, коснуться этого вопроса с философско-методологических позиций.
Даже не очень наблюдательный человек может заметить, что сейчас юбилеев, так же, как и праздников, вдруг стало очень много. Пышно отмечают десятилетие факультета, пятилетие кафедры, тридцатитрехлетие завода, пятидесятипятилетие области и т.д. Что это? Пир во время чумы? Возможно, до некоторой степени, и это. Хотя чаще всего юбилей - это возможность что-то выклянчить у "власть предержащих", повод обратиться