Научная статья на тему 'Ученый. Организатор. Общественный деятель. Наставник'

Ученый. Организатор. Общественный деятель. Наставник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Люрья Надежда Абрамовна, Ревякина Валентина Ивановна

Памяти В. А. Дмитриенко (1938–2011),заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондентаРоссийской академии образования, доктора философских наук, профессора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученый. Организатор. Общественный деятель. Наставник»

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

УЧЕНЫЙ. ОРГАНИЗАТОР. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ. НАСТАВНИК

Памяти В. А. Дмитриенко (1938-2011), заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии образования, доктора философских наук, профессора

2 марта 2013 г. исполнилось бы 75 лет выдающемуся ученому, новатору, блестящему лектору, искусному организатору, неутомимому проповеднику новых идей, воспитателю новой научной и педагогической элиты и просто замечательному Человеку с большой буквы - Валерию Александровичу Дмитриенко. Его неожиданный уход 8 января 2011 г. потряс всех, знавших искрометную энергетику этого человека. Всегда полный энтузиазма и творческих планов, никогда не бравший больничных листов, бодрый, только вчера шутивший и вдруг умолкший, он так внезапно покинул земной мир. Но такие люди не умирают, их плодотворные идеи продолжают поступательно развиваться и полноценно жить. Масштаб деятельности Валерия Александровича невозможно осветить в полной мере в одном очерке, поэтому мы лишь скорбно склоняем головы, отдавая дань памяти масштабной личности этого человека.

Вся жизнь Валерия Александровича является примером воплощения достижения намеченного им идеала, который звучит так: «Смысл жизни -универсальная творческая самореализация Человека», чему он неукоснительно пытался следовать в своих различных начинаниях. Его судьба также уникальна, как и творческая жизнь. В тяжелые для страны 1930-е гг. его семья переехала из станицы Куринской Краснодарского края, где он родился, в Сибирь, и впоследствии город его студенческой юности Томск навсегда стал родным домом. Окончив в 1961 г. экстерном с отличием экономикоюридический факультет Томского государственного университета, он начал педагогическую и научную деятельность ассистентом кафедры философии в этом вузе.

Преподаватель Валерий Александрович Дмит-риенко обладал стратегическим мышлением. Неслучайно он выбрал философию в качестве фундамента образования, что позволяло ему, используя свои незаурядные теоретические и практические способности, находить оригинальные решения во многих областях. В области науки достижения Валерия Александровича определились его позицией ученого: он придавал науке первостепенное значение и считал, что наука должна существовать как

системное целое и функционировать как социальный институт общества в соответствии с реалиями текущего момента. Стержнем его научной и практической деятельности была идея совершенствовать институт науки как: а) источник постоянно обновляющегося знания, необходимого человечеству, б) организационную структуру, пронизывающую все сферы деятельности общества, в) как содружество субъектов этого института с определенными нравственными принципами, служащими на благо государства, личности, всего человечества. И эту свою стратегическую задачу он воплощал как в теории, так и на практике.

В этом направлении В. А Дмитриенко - новатор: в теоретическом аспекте он является одним из основателей отечественного науковедения (общей теории науки как совершенно нового направления - науки о науке), создателем Сибирской школы ученых-науковедов. Он один из первых в России стал разрабатывать проблемы философии образования. В. А. Дмитриенко - автор первых в нашей стране диссертаций по науковедению - кандидатской (1967 г.) и докторской (1975 г.). Им создано новое комплексное направление в науке: философско-социологическое и педагогическое науковедение, ядром которого является социокультурная концепция образования. Им опубликовано более 400 научных трудов, под его руководством было подготовлено 20 докторов и 53 кандидата наук.

Его бесконечное стремление реализовать себя проявилось и в работе за границей, где он, в совершенстве овладевший профессиональным французским языком в сфере философских, гуманитарных и социальных наук, преподавал в вузах африканских стран: Гвинеи (1968-1969), Мали (19701971), Конго (1977-1978).

С 1978 по 1988 г. В. А. Дмитриенко работал в качестве заведующего кафедрой философии в Томском политехническом институте. Здесь он создал единый, дружный коллектив, в котором царила атмосфера творческого подъема, взаимной поддержки и неизменно глубокого заслуженного уважения к заведующему, который хотя и был иногда чрезмерно строг и требователен к сотрудникам, к их дисциплине и культуре поведения, но все понимали, что

требования эти идут от стремления улучшить жизнь коллектива. При своей исключительной занятости он всегда находил время поговорить с человеком по душам, подбодрить, принять посильное участие в его судьбе. Он никогда не забывал поздравить с днем рождения каждого сотрудника, от лаборанта до доктора, а всю кафедру - с очередным праздником. В годы его работы на кафедре не только научная деятельность сотрудников приобрела определенную системность и результативность, но и учебный процесс обогатился новыми методами преподавания. Была создана школа молодого ученого института, которая явилась одной из первых в нашей стране инновационных образовательных форм по подготовке научно-исследовательских кадров высшей квалификации. Обладая высоким как теоретическим, так и организационным потенциалом, он стал научным руководителем ассоциации молодых ученых. Деятельность школы молодого ученого ТПУ получила положительную оценку ВАК и Минобразования СССР. Всесторонняя деятельность кафедры была представлена на ВДНХ, где получила высокую оценку Министерства высшего образования страны. За свою научнопедагогическую деятельность в 1988 г. В. А. Дмит-риенко был награжден серебряной медалью ВДНХ. Но это было только начало. Главные достижения были впереди...

В 1988 г. Валерий Александрович был командирован в г. Красноярск во вновь создаваемый Институт космической техники (сейчас Сибирский государственный аэрокосмический университет), где занимал должности заведующего кафедрой и декана гуманитарного факультета. Он приложил много сил и энергии в организацию научного фундамента института. В. А. Дмитриенко разработал проект Сибирского отделения РАО и в 1993 г. был избран его вице-президентом, начав работу СО РАО фактически с нуля.

В 1992 г. В. А. Дмитриенко вернулся в г. Томск и в роли заместителя директора по научно-исследовательской работе НИИ развития школ Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО развернул активную деятельность по развитию научных исследований в области философии образования. Валерий Александрович распространил свою научную деятельность и за пределы г. Томска. Ареал его творческой деятельности охватывал многие регионы бывшего СССР: Москва, Ленинград, Алма-Ата, Барнаул, Вильнюс, Владивосток, Улан-Удэ и др. С 1993 г. он работал научным консультантом Алтайского экономико-юридического института, а с 1992 по 1995 г. был первым заместителем председателя Президиума СО РАО.

Со времени перехода в 1995 г. в Томский государственный педагогический университет и до по-

следнего дня своей жизни все свои силы и таланты Валерий Александрович реализовывал в этом старейшем в Сибири учебном заведении. Состояние вуза с точки зрения оснащенности научными кадрами в целом было неплохое, однако на том этапе не было стабильности в подготовке научно-педагогических кадров. Валерий Александрович начал с фундамента, т. е. с создания необходимых условий для совершенствования системы подготовки научных педагогических кадров высшей квалификации. По его инициативе в вузе были созданы единственная в стране оригинальная кафедра-лаборатория педагога-исследователя, лаборатория непрерывного образования немецкого населения Сибири, гуманитарный совет ТГПУ, Институт теории образования, создан рупор научной жизни вуза -журнал «Вестник ТГПУ». Кафедра-лаборатория педагога-исследователя, возглавляемая В. А. Дмит-риенко, явилась своего рода моделью для разработки научно-исследовательского Института фундаментальных и прикладных проблем педагогического творчества ТГПУ В педагогическом университете были открыты аспирантура по четырем специальностям (теория и методика профессионального образования, философия и история религии, философская антропология и философия культуры, социальная философия, философия науки и техники) и два диссертационных совета - по педагогике и философии, а также вошла в традицию практика проведения ежегодных научных конференций молодых ученых, которая до сих пор является неотъемлемой частью созданной им сибирской школы молодого ученого. Таким образом, был заложен фундамент для планомерного, стабильного и успешного осуществления замысла непрерывной подготовки научно-педагогических кадров, начиная с первых опытов молодежи в научных студенческих конференциях и в итоге заканчивая защитой докторской диссертации.

Уникальны педагогические качества В. А. Дмитриенко. При всех от природы щедро данных научных и организационных талантах без его педагогических качеств выдающиеся успехи не могли бы быть столь весомы. Валерий Александрович обладал редким даром предвидеть потенциальные возможности и перспективы человека. У него существовала собственная методология подхода к каждому, и в этом заключалось его педагогическое искусство. Обладая колоссальной эрудицией почти во всех гуманитарных областях, он часами мог беседовать с искателями истины, освещая перед ними широкое поле существующих достижений, обозначая возможные варианты подходов и перспективы исследования. Другим он передавал личный опыт, третьих сурово порицал только для того, чтобы взбодрить дремлющий разум. При этом он

точно рассчитывал возможности собеседника и, ориентируясь на его личностные качества, выстраивал индивидуальную траекторию научного роста начинающего молодого ученого. Безмерно дороживший временем, он культивировал точность и дисциплину. По нему можно было сверять часы. Его педагогический талант может служить примером для педагогов всех поколений.

Достижения Валерия Александровича как организатора науки поражают своим масштабом. По его инициативе и при его участием созданы Томское отделение Национального объединения Института философии, естествознания и техники АН СССР, пять лабораторий и семь научно-образовательных центров Сибирского отделения РАО, Институт стратегии развития, управления и прогнозирования образования в Сибири СО РАО (г. Красноярск), Институт фундаментальных и прикладных проблем научного творчества (ТГПУ). В.А. Дмит-риенко являлся организатором многих научных конференций регионального, всероссийского, международного уровней, а также международных конгрессов. Его биография включена в энциклопедию «Ученые России». Его дальновидные решения подтверждаются практикой существования и дальнейшего развития перечисленных и других структур.

Его заслуги были оценены как российским, так и зарубежным сообществом ученых и различными организациями. В. А. Дмитриенко награжден сере-

бряной медалью ВДНХ СССР, нагрудным знаком «За отличные успехи в работе» МВ и ССО СССР (1983 г.), ему присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ». Он был избран Американским биографическим институтом (АВ1) человеком десятилетия и внесен этой организацией за большие научные и организаторские достижения в список выдающихся людей столетия. В этой связи в США Валерий Александрович Дмитриенко был награжден специальной золотой медалью, а в Великобритании ему присуждены медаль и диплом по номинации «2000 выдающихся ученых» в г. Кембридже и по номинации «2000 выдающихся интеллектуалов» - в Оксфорде.

Ученым советом ГОУ ВПО «Томский государственный университет» в 2010 г. принято решение о назначении стипендии имени В. А. Дмитриенко студентам и молодым ученым ТГПУ, добившимся наиболее значимых результатов в научно-исследовательской деятельности в области гуманитарных наук.

Ушел из земной жизни Педагог, Ученый, Мыслитель, Человек.

Он продолжает жить в умах своих учеников, коллег и последователей, в памяти тех, кто хоть однажды в жизни столкнулся с этим замечательным человеком, а для сотрудников созданного им Института теории образования Валерий Александрович остается мерилом и эталоном научного подвижничества.

Н. А. Люрья, В. И. Ревякина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.