Научная статья на тему 'Война и идеология'

Война и идеология Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1343
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / SOCIAL CONSCIOUSNESS / СВЯЗЬ ВОЙНЫ И ИДЕОЛОГИИ / THE CONNECTION BETWEEN WAR AND IDEOLOGY / ИНФОРМАЦИОННО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / INFORMATION AND IDEOLOGICAL WEAPON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лопуха Татьяна Леонидовна, Соломатин Евгений Вячеславович

В статье исследуется сущность и содержание идеологии, ее влияние на формирование оборонного сознания населения. Анализируется способность идеологии быть духовным оружием общества. Определяется сущность и направления идеологической деятельности в обществе, в том числе и военной сфере. Делается вывод о своеобразии связи войны и идеологии в различные исторические эпохи. Общественное сознание рассмотрено как основное поле ведения войны невоенными средствами. Отмечается, что в формировании оборонного сознания общества и его граждан особая роль принадлежит системно-организованному воспитанию. Оно должно быть непрерывным, осуществляемым в адекватных формах в течение всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

War and ideology

The article explores the essence and content of ideology, its influence on the formation of the defense consciousness of the population. The ability of ideology to be a spiritual weapon of society is analyzed. The essence and directions of ideological activity in society, including the military sphere, is determined. It is concluded that the connection between war and ideology is unique in different historical epochs. Public consciousness is considered as the main field of warfare by non-military means. It is noted that in the formation of the defense consciousness of society and its citizens, a special role belongs to systematically organized upbringing. It must be continuous, carried out in adequate forms throughout life.

Текст научной работы на тему «Война и идеология»

Неформальный подход к культурно-досуговой деятельности способствует к культивированию среды, в которой рождаются интересы, формируются склонности и потребности, осуществляется пробы собственных возможностей подростков, осуществляется самопознание и саморазвитие.

В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности. Духовность не сводится к нравственности: нравственность является одним из ее проявлений и может быть рассмотрена как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Развитие личности, и в первую очередь, ее духовно-нравственной сферы связывается с построением ее собственной иерархии ценностей - целей, формируемых под воздействием культурных традиций, индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания в семье, школе, в общении со сверстниками, самовоспитания [4].

Выводы. Созданная в школе социокультурная среда должна стать результатом целенаправленной активности личности, освоения и создания подростком своего жизненного пространства как органического единства социально-психологических, духовно-нравственных, событийно-поведенческих и предметно-пространственных условий жизнедеятельности в процессе досуговой деятельности; создания специфического развивающего образовательного пространства, обеспечивающего возможность реализации индивидуальной траектории развития [2].

Поставленные задачи приводят к необходимости разработки и апробации новых технологий организации образовательного пространства, где важным становится обеспечение открытого диалога всех участников образовательных отношений. Компетентностный подход к формированию ценностных ориентаций обучающихся, таким образом, предполагает процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Результатом этого могут стать сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания, богатство духовных запросов, что становится особо важным в условиях поликультурного социума.

Литература:

1. Лопачева K.M., Штанько И.В. Организация досуговой деятельности детей и подростков в условиях ФГОС: метод. рекомендации. - М.: АСОУ, 2016. - 56 с.

2. Романова Г.А. Проблемы формирования социокультурной компетентности обучающихся в условиях инклюзивного образования // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник науч. трудов по мат. Межд. научно-практ. конф.28 ноября 2014 г. - Консалт, 2014. - с. 132-135.

3. Романова Г.А. Развитие социокультурной компетентности обучающихся во внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования // Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития: Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно- практических конференций. - М.: АСОУ, 2015. - 130-135.

4. Романова Г. А. Развитие социокультурной компетентности обучающихся: опыт Л. Н. Толстого и современность // Л. Н. Толстой и русская отечественная мысль о национальном воспитании: сборник научных трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конференции, 19-20 мая 2016 г. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2016. - С. 243-248.

Педагогика

УДК 37.017.4

кандидат педагогических наук, доцент Лопуха Татьяна Леонидовна

Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Соломатин Евгений Вячеславович

Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск)

ВОЙНА И ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация. В статье исследуется сущность и содержание идеологии, ее влияние на формирование оборонного сознания населения. Анализируется способность идеологии быть духовным оружием общества. Определяется сущность и направления идеологической деятельности в обществе, в том числе и военной сфере. Делается вывод о своеобразии связи войны и идеологии в различные исторические эпохи. Общественное сознание рассмотрено как основное поле ведения войны невоенными средствами. Отмечается, что в формировании оборонного сознания общества и его граждан особая роль принадлежит системно-организованному воспитанию. Оно должно быть непрерывным, осуществляемым в адекватных формах в течение всей жизни.

Ключевые слова: идеология, общественное сознание, связь войны и идеологии, информационно-идеологическое оружие.

Annotation. The article explores the essence and content of ideology, its influence on the formation of the defense consciousness of the population. The ability of ideology to be a spiritual weapon of society is analyzed. The essence and directions of ideological activity in society, including the military sphere, is determined. It is concluded that the connection between war and ideology is unique in different historical epochs. Public consciousness is considered as the main field of warfare by non-military means. It is noted that in the formation of the defense consciousness of society and its citizens, a special role belongs to systematically organized upbringing. It must be continuous, carried out in adequate forms throughout life.

Keywords: ideology, social consciousness, the connection between war and ideology, information and ideological weapon.

Введение. Ведущее место в духовном потенциале государства занимает идеология. Она оказывает огромное влияние на все сферы жизни и деятельности общества, в том числе и в период войны. Через идеологию воюющие классы и государства стремятся дать ведущейся ими войне такое обоснование, чтобы в

сознании народа сложилось приемлемое для них мнение об этой войне и выработалось положительное отношение к ней. В ходе войны борьба за сознание масс, не знающая перерывов и в мирное время, принимает особенно острый характер. От степени овладения идеологией сознанием народа зависит активность его действий в тылу. В мирное время военно-идеологические установки государства являются основным средством формирования оборонного сознания. Они, в сущности представляют собой идеологическое оружие (в широком смысле система учений, теорий, идей, распространяемых в массах при помощи агитационно-пропагандистских средств и способов). Сегодня театром военных действий становится общественное сознание.

Придавая огромное значение общественным идеям, теориям и взглядам, современные государства встраивают их в государственную систему военной политики и воспитание будущих поколений.

Идеологическая деятельность государств находит свое выражение в развитии социальной теории; воспитании народа, внесении государственной идеологии в сознание населения и его мобилизацию на активную практическую деятельность; борьбе с чуждой идеологией, аргументированному разоблачению враждебных взглядов. Создаются механизмы защиты сознания населения от проникновения чуждых идей, нравов и обычаев в сознание и поведение людей.

Авторы разделяют мнение Ю.Г. Волкова и И.В. Мостовой о том, что «включая в себя систему ценностей, в которых отражаются интересы и потребности, цели и задачи социальных групп и общества в целом, идеология выходит из теоретической сферы в социальную действительность, в практику социальных сфер жизни общества» [1, с. 202].

Особенностью подхода западных исследователей идеологии, таких как Е. Лемберг, К. Мангейм, Т. Адорно, В. Старк, Э. Топич, М. Хоркхаймер, Э. Дюркгейм, Р. Дарендорф, К. Поппер, Р. Фейрчальд, М. Селигер, является отрицание познавательного значения идеологии и сведение ее содержания исключительно к системе ценностей. В. Парето определял идеологию как «остатки», сводя ее к обоснованию нелогических действий индивидов [1, с. 231].

Идеология, по мнению западных ученых, не содержит объективной истины и основывается на субъективных ценностных представлениях. Таким образом, западные исследователи утверждают чисто аксиологический характер идеологии.

По мнению же большинства отечественных исследователей идеологии (Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.А. Ядов, Н.Л. Краев, А.Д. Лопуха, В.Н. Филиппов, В.Н. Гончаров, Ю.Г. Волков, Д.А. Волкогонов, Л.Я. Дятченко и другие) идеология, включая в себя систему ценностей народа, классов и социальных групп и, основываясь на них, представляет собой систему идей, взглядов и теорий, которые через призму интересов данного общества, отражая его объективные интересы, являются руководством к действию, призванным вызвать активные действия масс.

Идеология, как известно, представляет собой часть общественного сознания, в которой систематизируются и теоретически обосновываются взгляды, идеи, теории и учения того или иного класса об обществе и общественных отношениях [2, с. 80]. Одни и те же социальные явления по-разному отражаются в сознании противоположных классов. Это является причиной возникновения субидеологий, следовательно, субидеология всегда носит глубоко классовый, партийный, либо религиозный, или этнический характер. Её партийность означает выражение и защиту в общественных идеях и теориях коренных интересов определенных классов, этносов, социальных или религиозных групп. Идеологии противостоящих классов порой противоположны. Это требует формирования общего идеологического вектора в рамках всего государства, и, следовательно, эффективной системы государственно-патриотического воспитания населения в течение всей жизни. Можно назвать ее системой непрерывного социального воспитания).

Способность идеологии быть духовным оружием общества вытекает из ее относительной самостоятельности как элемента надстройки над экономическим базисом общества, из особенностей взаимосвязи и взаимовлияния различных форм общественного сознания, а также взаимоотношений между общественным и индивидуальным сознанием.

Обладая относительной самостоятельностью, идеология активно воздействует на породившие ее материальные условия. Она сплачивает или разъединяет, организует или дезорганизует людей, ускоряет или замедляет исторический процесс. Идеология выступает как средство управления поведением масс и как оружие борьбы между социальными силами в обеспечении прогресса общества и достижении целей его отдельных социальных групп.

Большое воздействие на идеологические отношения в обществе оказывает совпадение или несовпадение общественного и индивидуального сознания. Если общественное сознание с необходимостью следует за развитием общественного бытия, то индивидуальное сознание испытывает на себе влияние не только общественного бытия, макросреды, но и условий жизни своего социального слоя и ближайшего окружения, микросреды. Кроме того, на индивидуальное сознание накладывают отпечаток и личностные качества человека. Ввиду этих обстоятельств каждая конкретная личность может полностью воспроизводить в своем индивидуальном сознании общественное сознание всего класса, а может и отходить от него и даже покидать позиции собственного класса. Вполне понятно поэтому стремление классов и их партий бороться средствами пропаганды и агитации за удержание индивидуального сознания своих членов в рамках своей идеологии, общественной психологии и вести борьбу за сознание людей, принадлежащих к иным классам и социальным группам.

Нравственные убеждения формируются путем систематической и целенаправленной пропаганды и агитации, психологического манипулирования, представляющих собой важнейшие средства идеологического и психологического воздействия классов и партий на социальные группы и личности. Посредством разнообразных видов и форм пропаганды и агитации происходит распространение общественных идей, теорий классов, их политических и правовых учений, философских, нравственных и художественных взглядов, религиозных или атеистических воззрений. Идеи превращаются в убеждения личности лишь при активном участии ее в общественной жизни. Соответствующие им ценности осваиваются личностью в процессе воспитания, на их основе формируются соответствующие качества. Это и есть процесс воспитания без идейно-ценностной основы он не возможен.

Идеологическая деятельность классов и партий, способствуя формированию общественных идей и взглядов, одновременно возбуждает социальные чувства конкретной политической направленности: классовые симпатии или антипатии, патриотизм или шовинизм, интернационализм или национализм и т.п.

Формулировка цели статьи. Составляя теоретическую базу для оценки всех явлений и процессов жизни общества, идеология лежит также в основе понимания сущности происхождения войн, их роли в истории, раскрытия первопричины использования войны в качестве средства достижения политических целей определенных классов и государств. Она есть основа формирования оборонного сознания.

Война есть мера политического характера, а политика вырабатывается классами, партиями и их руководителями. Основная направленность политики диктуется экономическими интересами классов. Но сам процесс выработки политики, определения средств и способов её реализации в огромной степени зависит от идеологии и мировоззрения её создателей. Особенность современной военной политики стран Запада заключается в том, что она формируется в интересах завершения глобализации негосударственными транснациональными структурами, стремящимися к мировому господству [3].

Идеология влияет на выбор объекта, против которого готовится война, а также на методы применения военной силы. Человеконенавистническая идеология фашизма, например, нашла выражение в варварских способах ведения войны германским империализмом (массовые истребления людей, жестокость по отношению к военнопленным, женщинам, престарелым, детям и т.д.). Мессианская протестантская а в последующем либеральная идеология США предопределила жестокость войны в Корее, Вьетнаме, Ираке [4].

В каждую историческую эпоху связь войны с идеологией проявлялась по-разному. Так, при феодализме, когда главенствующее воздействие на общество оказывали религиозная идеология и церковь, экономические интересы отстаивались в кровопролитных войнах между различными сословиями внутри государств и между государствами под религиозным покрывалом.

В эпоху подымавшегося капитализма в связи с процессом складывания наций и национальных государств идейным знаменем освободительных антифеодальных войн был национализм, носительницей которого выступала буржуазия. В наше время многие национально-освободительные войны народов, партизанские движения, также проходят под флагом национализма.

В годы Второй Мировой войны руководители фашистской Германии неоднократно заявляли, что по своей политической и идеологической направленности война с СССР не равна борьбе с Англией и Францией. На одном из крупных военно-политических совещаний накануне нападения на СССР Гитлер сказал, что война против Советского Союза - не просто война двух государств, а война непримиримых мировоззрений, война национал-социализма против большевизма. Эта мысль постоянно подчеркивалась затем в различных изданиях фашистской пропаганды. Например, в брошюре главного командования германской армии «Политическая задача немецкого солдата в разрезе тотальной войны», вышедшей в мае 1943 года, говорилось, что решающим условием победного исхода войны на Востоке служат не только успехи на поле боя, но и «также то обстоятельство, завоюет ли немец сердца народов, до сих пор находившихся под властью большевизма» [6, л. 128].

В войне с Советским Союзом фашистское руководство вынуждено было резко усилить их идеологическую обработку. В секретной брошюре главного управления войск СС, изданной в конце 1943 года, указывалось «Война между двумя мировоззрениями, какой она является между национал-социализмом и больщивизмом, раскрывает самым недвусмысленным образом цель политического воспитания. Ведение тотальной войны требует выдвижения на первый план основных положений политико-воспитательной работы» [6, л. 441]. Идеологическая обработка личного состава германской армии проводилась путем внедрения в его сознание крайне реакционной фашистской идеологии.

Основой воспитания военнослужащих РККА стал патриотизм, ценности русского народа.

После второй мировой войны западные идеологи и военные деятели, рассуждая о природе и особенностях войн между государствами, не ограничиваются подчеркиванием роли и значения в этих войнах идеологического фактора. Они утверждали, что в современную эпоху идеологическая борьба равнозначна войне. Справедливость этого полностью доказана развалом СССР невоенными средствами.

Таковы основные связи войны и идеологии, которые обнаруживаются при рассмотрении данного вопроса под углом зрения причинности войн. Наряду с этим существуют взаимосвязь и взаимовлияние войны и идеологии в процессе войны.

Изложение основного материала статьи. В современной войне противоположные стороны напрягают все свои материальные и духовные ресурсы, чтобы добиться победы. Идеология в этом случае выступает одним из средств мобилизации духовных сил общества, как важный фактор, оказывающий огромное влияние на ход и исход войны.

История дает многочисленные свидетельства использования идеологии в качестве своеобразного оружия в войнах. Но до тех пор пока государства не имели эффективных технических средств распространения идей, а большинство солдат и населения было неграмотно и духовно забито, возможности для идейного воздействия на массы были ограниченными. Устные выступления ораторов перед небольшими группами людей, молитвы и проповеди, распространение слухов, расстановка письменных и предметных символов на пути следования войск, воодушевляющее слово командира перед сражением, звук трубы и бой барабана, военные марши - таков был скромный арсенал средств духовного влияния на массы в войнах прошлого.

Иные возможности возникли в войнах XX века. Распространение грамотности и культуры среди широких слоев населения, издание огромных тиражей газет, журналов и книг, появление могучих средств формирования общественного мнения - радио, кино, телевидения - открыли невиданные перспективы применения идеологического оружия. В первой и второй мировых войнах, а также в локальных войнах последующих десятилетий воюющие государства в огромных масштабах использовали агитационно-пропагандистские средства влияния на массы. Итогом их умелого применения стал развал СССР и советского блока.

Благодаря современной научно-технической революции технические возможности применения информационно-идеологического оружия необычайно возросли. Достаточно сказать, что регулярные радиопередачи ведут на земном шаре тысячи радиостанций и телевизионных центров. Их программы принимают сотни миллионов радиоприемников и телевизоров, в идеологическую борьбу включен «Интернет», система социальных сетей, западные некоммерческие организации.

Одним из условий успешного использования информационно-идеологического оружия служит правильное уяснение его места среди средств войны. Ранее приоритет здесь принадлежал средствам вооруженного насилия, а все другие, в том числе идеологические, выполняли роль «добавочного» оружия,

хотя сегодня, когда полем битвы стало общественное сознание, именно это зачастую предопределяет неуспехи России в идущей гибридной войне.

Применение идеологического оружия в войне направлено прежде всего на решение трех важнейших взаимосвязанных задач: 1) всемерное повышение оборонного сознания населения и армии своего государства в интересах достижения победы над врагом; 2) подрыв или ослабление морально-политического состояния населения и армии государства противника с целью парализации их воли к борьбе; 3) идеологическими средствами во время войны выполняются задачи формирования благоприятного мирового общественного мнения, мобилизации союзников по коалиции и т.д.

В центре пропагандистского и агитационного воздействия на людей обычно стоят коренные идеологические вопросы. Они связаны с пониманием политических целей войны, характера общественного и государственного строя воюющих стран, коренных жизненных интересов, содержания их внутренней и внешней политики, взаимоотношений в каждой их них между правительством, народом и армией, с оценкой исторического прошлого народов противоборствующих государств, их обычаев, традиций, общественных идеалов и т.п.

Раскрытие этих вопросов основывается на экономических, политических и социальных учениях, философских и религиозных (или атеистических) воззрениях, этических и эстетических взглядах социальных групп общества. Успех пропагандистского влияния обеспечивается при условии, если применяемая аргументация захватывает область основных социально-политических чувств - таких, как национальная гордость, патриотизм, классовая солидарность, ненависть к врагам, гражданский и воинский долг, честь. Это цель политической социализации военнослужащих, достигаемая их воспитанием.

Пропаганда на уровне идеологии и теории приносит результаты, когда общие задачи в войне она связывает с интересами каждого гражданина, солдата, судьбами страны.

Личностные психологические факторы можно поддерживать, укреплять или, наоборот, ослаблять. Люди, убежденные в правоте дела, за которое они борются, способны подавлять отрицательные эмоции, порождаемые стихией войны. Целенаправленная идеологическая работа, государственно-политическое воспитание в сочетании с правильно организованной психологической подготовкой позволяет снижать психологическую напряженность, сохранять высокую боеспособность войск и стойкость населения. Вместе с тем с помощью пропаганды и агитации можно усиливать психологическую напряженность среди войск и населения противника и тем влиять на снижение их морального духа и оборонного сознания. Именно поэтому эта область традиционно подлежит государственному и общественному контролю.

При помощи идеологической подготовки войны преодолеваются антивоенные настроения в собственном государстве, усиливаются патриотические чувства, придается справедливый характер войне, облегчается управление поведением населения в войне. Вместе с тем всячески порочатся цели противника. Предпринимаются усилия к идеологической обработке населения и армии враждебного государства. Для решения всех этих задач современный Запад сегодня использует своих идеологов и разветвленную сеть средств массовой информации. Образцом их слаженной работы является информационно-пропагандистская подготовка вторжений в Югославию, Ирак, Афганистан. Первостепенное значение в информационно-идеологической подготовке народов к участию в войнах всегда придается порочению руководства государств противника, его народа, пропаганде милитаризма, агрессии, культа наживы и военной силы - как в завуалированном, так и в открытом виде. Например, в период между первой и второй мировыми войнами политики, идеологи и военные деятели стран Запада активну прославляли войну. Популярный философ Германии О. Шпенглер утверждал, что война есть вечная форма и высшая ценность человеческого бытия и весь смысл существования государства состоит будто бы в ведении войн [7, с. 44]. Воспеванием культа войны была пронизана книга Гитлера «Майн кампф». В военно-теоретической литературе 30-х годов выдвигался тезис о вечности, неизбежности и благотворности войн.

Идеология милитаризма внедрялась с помощью формулы: «война - отец созидания и мать культуры». В Италии Муссолини в 1933 году говорил: «Мы всегда были и остаемся прежде всего военной нацией». Значительные масштабы приобрела милитаристская пропаганда в Англии и США. «История показывает, -писал У. Черчилль, - что война - удел человеческой расы» [8, с. 44].

Развитые государства предпринимают серьезные усилия для защиты оборонного сознания населения от влияния враждебной идеологии. Так поступали тоталитарные Германия, Италия, Япония, сталинский Советский Союз, демократические Англия и США.

Особенно обстоятельно идеологическую подготовку войны против СССР проводила в 30-е годы гитлеровская Германия. Геббельсовская пропаганда сумела вытравить из сознания немецкого народа симпатии к народам Советского Союза, втянуть его в подготавливавшуюся фашизмом войну против СССР. Всякое сопротивление этой политике и идеологии жестоко подавлялось гестапо.

После заключения в 1939 году пакта о ненападении между Советским Союзом и Германией официальная нацистская пропаганда изменила тактику: она открыто не возбуждала антисоветских настроений, но зато усилила скрытую подготовку идеологического оружия для применения его в войне с СССР. Были разработаны специальные указания о пропаганде по варианту «Барбаросса» (документ С-26). В этих указаниях, состоявших из 14 пунктов, раскрывались общие задачи пропаганды против Советского Союза и содержались конкретные оперативные распоряжения и пропагандистских пунктах связи, местах передачи информации, характере листовок и методах их распространения, применения громкоговорителей, обязанностях рот пропаганды и т.п. [9, с. 573-577].

Основные направления идеологического воздействия пропаганды на общественное сознание, сложившиеся в предвоенные годы, сохраняются и в период войны. Пропагандистские службы поддерживают в своих странах милитаристские настроения, используя для этого средства массовой информации. В центре внимания этих служб стоит вопрос о целях войны. Идеологи стремятся с помощью националистических, религиозных, расовых, психологических и прочих концепций обосновать справедливость войны. Пропаганда прибегает к разнообразным приемам, чтобы, с одной стороны, морально и психологически подавить противника, а с другой стороны, ободрить население и армию своего государства.

Первая и вторая мировые войны свидетельствуют о том, что основное место в психологических акциях противоборствующих империалистических государств занимают аргументы не идеологического, а психологического порядка. В агитационно-пропагандистской деятельности первостепенное значение придается воздействию на психологию наций, а также небольших групп населения. Особенно «масштабно»

этот опыт был использован в Холодной войне. Были реанимированы межнациональные и религиозные конфликты задействованы оппозиционные силы, преступность, коллаборационистские структуры.

В 60-80-е годы в СССР большое внимание уделялось техническому оснащению войск. В этом плане добились многого - был установлен военно-стратегический паритет с Западом. Позднее, включившись в процесс «мирного сосуществования», руководство СССР разрушило в ходе деидеологизации оборонное сознание населения, идеи и ценности, без которых воспитание невозможно.

Утратило идеалы и ценности и проиграло наше идеологическое оружие, после чего СССР и «социалистический лагерь» были повержены в Ill Мировой - информационно-психологической войне.

В современном мире значимость идеологии и политического воспитания населения только усилилась. Вполне очевидно, что все последние успешные войны коллективного Запада связаны с разрушением оборонного сознания стран-жертв гибридной войны. Во всех случаях, от войны в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, до современных событий в Сирии и на Украине изначально полем битвы становилось общественное сознание. Только затем вступали в бой местные коллаборационисты и последние очаги сопротивления подавляли НАТОвские бомбардировщики.

Так было и с расчленением СССР, от военной фазы такой войны нас спасло наличие ядерного оружия, а в последующем появление государственно-ориентированного руководства страны. Но на этом геополитическое противоборство в мире не окончилось. На повестке дня - гибридная война, в котором основные театры и средства войны находятся в принципиально новых соотношениях.

Выводы. Главное поле битвы - общественное сознание, средства - идеология. Социальная психология, информация. Такая война, по мнению К. Сивкова «Эффективна только против тех народов и государств, которые к ней «приготовлены», где разрушена или ослаблена система идентификации «свой-чужой», где развита «толерантность» и «свобода совести» на пару со «свободой слова». Нашему обществу безусловно нужна идейная консолидация, которую способно обеспечить только системное воспитание.

Сегодня, когда мир стоит на пороге большой войны нам необходимо возродить в обществе и, особенно, в армии государственно-политическое воспитание на идее патриотизма, которую В.В. Путин определил как национальную идею России, и ценностях российского народа.

Литература:

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для ВУЗов. - М.: Гардарики, 1998. - 390 c.

2. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Ларина. - М.: Политиздат. 1989. - 479 с.

3. Султанов Ш. Оружие «гуманной» войны // Завтра. - 2014. - № 47.

4. Голдберг Д. Либеральный фашизм. История левых сил от Муссолини до Обамы / Пер с англ. - М.: Рид Групп, 2012. - 512 с.

5. Печуров С. «Расовые» фантазии англосаксов // Независимое военное обозрение. - 2014. - № 10.

6. ЦАМО СССР. ф. 32, оп. 11309, д. 240.

7. Шпенглер О. Закат Гвропы. - М.: Мысль, 1998. - 606 с.

8. История Второй Мировой войны. 1939-1945 В 12 т. Т. 1. - М.: Воениздат, 1975.

9. Нюрнбергский процесс. В 8 т. Т. II. - М.: Юридическая литература, 1958. - 680 с.

10. XXI век: войны и оружие / Круглый стол экспертов Изборского клуба // Завтра. - 2015. - № 19.

Педагогика

УДК 36.373

аспирант Лысенко Нина Александровна

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ - МУЗЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается понятие культурно-образовательной среды. Как с ее помощью создаются музеи в дошкольных образовательных учреждениях. Музей, является средством адаптации в культурной среде где его пространство освещено в музейных предметах и констатирует опыт культуры. В личностном развитии ребёнка большая роль отводится музейному искусству, при помощи, которого происходит формирование внутреннего мира ребенка, определяется система ценностей. Ребенок погружается в образовательную среду, в которой изучает культуру и историю, музеи становятся одним из первых источников знакомства с традициями и ценностями человека и общества.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, музейная педагогика, культурная среда, мини-музей, предметно-пространственная среда, музей, федеральный образовательный стандарт, культура, дошкольное образовательное учреждение, культурное пространство, личностный потенциал, развитие творческой личности, патриотическое воспитание.

Annotation. The article deals with the concept of cultural and educational environment. As with its help, museums are created in pre-school educational institutions. The Museum is a means of adaptation in the cultural environment where its space is illuminated in Museum objects and States the experience of culture. In the personal development of the child, a large role is played by the Museum art, with the help of which the formation of the inner world of the child is determined by the system of values. The child is immersed in the educational environment, where he studies culture and history, museums become one of the first sources of acquaintance with the traditions and values of man and society.

Keywords: cultural and educational environment, Museum pedagogics, cultural environment, mini-Museum, subject and spatial environment, Museum, Federal educational standard, culture, preschool educational institution, cultural space, personal potential, development of creative personality, Patriotic education.

Введение. В связи с модернизацией современной системы образования [3] дошкольная педагогика активно осуществляются поиск способа удовлетворения потребностей ребенка в знаниях об окружающем мире в историческом аспекте. У него появляется шанс стать, интеллектуальным человеком приобщаясь к культуре в пространстве музея. С принятием Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) [5]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.