Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВЕТСКИХ ПОДРОСТКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1930-х гг.'

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВЕТСКИХ ПОДРОСТКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1930-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2430
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
атеизм / государственная идеология / мировоззрение / патриотизм / религия / социалистическое соревнование / atheism / state ideology / outlook / patriotism / religion / socialist competition

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антимонов М. Ю.

Рассматриваются процессы формирования нового сознания молодого поколения второй половины 1930-х гг., инструменты, с помощью которых происходил это процесс: государственная идеология, социалистическое соревнование, антирелигиозная пропаганда, патриотическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Processes of formation of new consciousness of young generation of the second half of the 1930s have been considered. The tools which helped to implement this process are the state ideology, socialist competition, antireligious propagation, patriotic education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВЕТСКИХ ПОДРОСТКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1930-х гг.»

УДК 94(47)

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВЕТСКИХ ПОДРОСТКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1930-х гг.

М.Ю. Антимонов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета,

Рассматриваются процессы формирования нового сознания молодого поколения второй половины 1930-х гг., инструменты, с помощью которых происходил это процесс: государственная идеология, социалистическое соревнование, антирелигиозная пропаганда, патриотическое воспитание.

Ключевые слова: атеизм, государственная идеология, мировоззрение, патриотизм, религия, социалистическое соревнование.

Руководители СССР в 1930-е гг. поставили перед школой задачу воспитать «нового человека» - человека эпохи социализма, в котором моральные нормы должны были сочетаться с жизненными установками, соответствующими идеям коммунистической партии. Социальные нормы являлись важнейшим средством социального воздействия на индивида, они использовались обществом и группами для формирования необходимых им свойств личности и типа поведения. В процессе деятельности, общения и взаимодействий в обществе и группах у личности вырабатывались нормативно-ценностная система - особое психологическое образование -важнейший компонент внутреннего мира личности, интегративная система внутренних регуляторов поведения человека. Формирование этой системы - основное направление социального развития личности как специфического в психологическом плане процесса становления гражданина. Для этого были выбраны три основных направления в «выведении» человека новой формации: формирование патриотических чувств к новому строю и государству, лишение нового поколения старых ценностных установок в лице Бога, т. е. атеистическое воспитание, и развитие любви и уважения к существующему режиму.

Взяв за основу эти направления, партия и комсомол определили главную задачу своей деятельности. Необходимо было воспитать идейно закалённого бойца, умеющего разбираться в политических и практических вопросах [1, л. 8]. А в основу формирования личности учащегося было положено коммунистическое воспитание. Развитие высокого патриотизма, любовь к вождям партии и правительства, ненависть и презрение к врагам Советского Союза - вот те основные качества, которыми должен был обладать человек коммунистической формации [2, л. 10]. Школьные занятия же должны были способствовать формированию материалистического миропонимания учащихся и иметь связь с современностью. Для этого на уроках использовалось сопоставление фактов современной и общественной жизни с историческими данными. В этом направлении работала учительница средней школы № 1 г. Тамбова Криницкая. Её учащиеся, знакомясь с далёким прошлым Г реции, часто сопоставляли события минувшей старины с военными действиями на Балканском полуострове. Они давали такую идеологически правильную оценку: «Две с половиной тысячи лет тому назад греки вели справедливую войну против нападавших на них персов». Также во всех 5-х классах была проведена беседа о вооружённом конфликте между Англией и Ираком [3, л. 61]. Таким образом, советская

школа была призвана дать учащимся не только знания и навыки, но и воспитать их в коммунистическом духе, сделать из них патриотов своей родины.

Несмотря на поставленные перед школой задачи и работу отдельных учителей по их решению, усвоение школьниками советской истории и политики было неглубоким. Например, многие ученики путали съезды Советов с партийными [3, л. 63].

Если говорить о «пламенной любви» к вождям партии, то следует отметить, что не всегда ученики имели чёткое представление о деятельности лидеров страны. На вопрос «Кто такой Сталин?» ученица Платицина отвечала: «Генеральный секретарь Советского Союза», потом добавила: «Верховного Совета» [3]. А учащиеся школы № 7 г. Тамбова совсем не знали руководителей Советского государства [4, л. 57]. Все ответы экзаменующихся сводились к отрывочным, бессознательно сказанным фразам, но учителя оставались довольными ответами учеников и ставили оценку «отлично».

Помимо этого почти повсеместно плохо была усвоена историческая часть конституции. В лучшем случае учащиеся могли назвать дату того или иного конституционного акта, не зная его содержания и плохо представляя историческую обстановку, в которой он осуществлялся. Очень слабо ученики характеризовали особенности и содержание первых советских конституций, не представляли историю советского периода до образования СССР, не знали об условиях, при которых произошло создание Советского государства. Так, например, ученица неполной средней школы № 17 г. Тамбова отвечала на вопрос об образовании СССР: «СССР образовался по инициативе товарищей Сталина и Ленина. Раньше у нас были капиталисты. Чтобы свергнуть их и взять власть в свои руки, в 1918 г. была гражданская война». После этого она сразу переходила к выделению 11 союзных республик. Девочка ничего не смогла сказать о Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, заявила, что первая конституция РСФСР была принята Лениным и Сталиным. Из этого простого незамысловатого ответа становится ясно, что дети если и запоминали исторические события, то без всякой идеологической подоплёки и на очень банальном уровне.

Плохо были усвоены учениками вопросы о государстве и диктатуре пролетариата, предусмотренные школьной программой. Причём учащиеся ряда школ не знали высказываний Сталина на XVIII съезде ВКП(б) по этому вопросу (хотя бы в общих чертах) [4, л. 50]. И это после того, как комсомольские учкомы школ разъяснили учащимся решения этого съезда, были образованы кружки по изучению его материалов [4, л. 112]. Пожалуй, подросткам не так уж были интересны эти идеологические догмы, чтобы их запоминать.

В ряде случаев у учащихся встречались неполные представления об изменениях в классовой структуре Советского государства за период с 1926 по 1936 г. Так, ученица 7-го класса неполной средней школы г. Тамбова Халина заявила на испытаниях, что за это время произошли большие изменения в классовом составе населения СССР: в 1924 г. крестьяне ещё не совсем освободились от помещиков и капиталистов. Только по подсказкам учителя она смогла правильно ответить. Ещё более бессмысленным был ответ на этот вопрос учеников Кобяковской неполной средней школы Кирсановского района. По мнению школьницы Бобровой, в 1924 г. в деревне были кулаки и крепостные.

Не меньшая путаница по ряду школ обнаружилась и в представлениях учеников о задачах первых пятилеток [4, л. 52].

Школьники предвоенной поры были несведущими и в вопросах о своих правах, которые им были обеспечены по конституции. Например, ученики неполной средней школы № 9 г. Тамбова так представляли себе вопрос о неприкосновенности жилища: «У нас гражданина не могут выгнать из квартиры, а могут выселить, если ему дано общежитие» [4, л. 55].

Как мы видим, представления школьников о руководителях государства, истории СССР и своих правах были очень слабыми. Сам заместитель председателя Совнаркома РСФСР А.Н. Сухов говорил в защиту старшеклассников, что по курсу истории СССР

нередко ученикам предлагается в короткие сроки усвоить огромный по объёму исторический материал. Перегрузка программ приводила к тому, что преподаватели нередко проходили курс поспешно, формально, не добиваясь от учащихся глубоких и прочных знаний [5, с. 18]. Кроме того, многие учителя не обладали необходимым специальным образованием, отсутствовали стабильные учебники.

Школьники предвоенной поры допускали и хулиганские выходки по отношению к партии и правительству. В пяти школах Невеженского сельского Совета учащиеся на портретах вождя выкалывали и замазывали чернилами глаза, а из учебников истории вырывали страницы с портретами вождей, рвали их и бросали в мусорные ящики [6, л. 18]. Иногда во время перемены распевали антисоветские частушки, оправдывали политику Троцкого, выступали с антисоветскими заявлениями, стреляли в портреты вождей, рисовали фашистские значки [6, л. 143]. Пожалуй, такое поведение школьников можно объяснить как простое хулиганство, озорство, а не как выходку, политически направленную против советского строя.

Но встречались и случаи сознательного отношения учащихся к государственной идеологии. Так, в г. Мичуринске одна учительница в порядке подготовки к празднованию Октябрьской революции дала списать ученику стихотворение «Коммуна» из учебника по ликбезу от 1926 г., в котором был портрет Троцкого. Ученик не вернул ей этот учебник, а «оказался бдительнее, чем учительница», и передал его в органы НКВД [6, л. 11]. Значит, среди школьников были и такие, которые неплохо разбирались в текущей политике и следовали внедряемой в их умы идеологии. Однако полезным и это вряд ли можно признать.

Одним из рычагов вовлечения учащихся в процесс формирования их нового сознания в 1930-е гг. стала практика социалистического соревнования.

Социалистическое соревнование должно было служить стимулом для повышения качества учёбы. Организация соревнования проходила по принципу соревнования учителя с учителем, ученика с учеником, класса с классом, школы со школой. Основными показателями соцсоревнования учащихся являлись:

- повышение качества учёбы;

- улучшение дисциплины;

- хорошая работа в комсомольских и пионерских, школьных ученических организациях и др.;

- активная работа в кружках;

- чтение художественной литературы;

- сдача норм на оборонные и физкультурные значки;

- -активная работа с населением [4, л. 79].

Составлялись индивидуальные и групповые соцдоговоры. Вот один из них,

принадлежащий комсомольской организации Новотомниковской средней школы

Алгасовского района:

- успеваемость 100 %, иметь большинство хороших и отличных отметок, овладеть грамотностью;

- посещаемость занятий 100 %., ликвидация опозданий и пропусков уроков;

- железная комсомольская дисциплина;

- добиться, чтобы с октября каждый комсомолец был подписчиком на газету «Молодой коммунар»;

- вести работу среди несоюзной молодёжи;

- точно и аккуратно выполнять комсомольские и классные обязанности [7, л. 1].

В некоторых договорах, были пункты, запрещающие опаздывать на уроки, обязывающие своевременно платить членские взносы и т. п. [4, л. 85].

Соцсоревнованием пытались охватить даже родителей учащихся. Но результат был незначительным, за исключением отдельных школ (Тамбовская средняя школа № 1 им. А.С. Пушкина) [4, л. 85].

Социалистические соревнования проходили по четвертям и полугодиям и представляли своего рода эстафету. Так, ученица 7 класса Попова, подписавшая соцдоговор, одновременно вызвала на соревнование свою одноклассницу Трясунову, которая в свою очередь вызвала на соцсоревнование Хнычкину, а та уже следующую участницу. Предметом их договора было обязательство во 2-й четверти не иметь плохих отметок по геометрии, истории, конституции, химии, биологии учиться только на «хорошо» [8, л. 11]. Возникал принцип состязательности, кто лучше выполнит свои обязательства.

В школах Гавриловского района в 1939 и 1940 учебном году учителями и классными руководителями было организовано социалистическое соревнование между учащимися, классами и с другими школами. В классах вывешивались письменные соцдоговора и списки соревнующихся между собой учащихся [9, л. 74].

В 1940 и 1941 учебном году школьники моршанских школ приняли вызов учащихся тамбовских школ и бросили аналогичный вызов Кирсановскому району. Моршанцами тут же был оформлен соцдоговор и доведён до общественности района [9, л. 68-69].

Ученики школы № 8 г. Тамбова в свои обязательства включили пункты об успеваемости, посещаемости, дисциплине, участии в общественной жизни школы, о чтении художественной литературы, об оказании помощи отстающим, об активном участии в выпуске стенной школьной газеты. Ученические соцобязательства в этой школе проверялись каждую неделю. Результаты проверки соцдоговоров записывались на другой страничке соцобязательства, обсуждались на классных ученических собраниях, освещались в стенных газетах (классной и общешкольной). Все результаты проверки по классам заносились на Доску учёта соцсоревнования. Проверку соцобязательств проводили классные организаторы и комсорг. При проверке присутствовали директор и завуч школы. Сюда же приглашались соревнующиеся. В случае невыполнения договора выяснялись причины, оказывалась данному ученику соответствующая помощь (снабжение учебниками, помощь сильных учеников, дополнительные занятия учителей и др.). Директор и завуч советовали соревнующимся, как лучше организовать соревнование, указывали, какие могут быть ошибки и как их избежать [3, л. 117-118]. Благодаря такой работе коллективом учащихся и учителей школа заняла первое место в г. Тамбове по всем показателям.

Но политико-массовая работа в отдельных школах была поставлена неудовлетворительно. В 1939 г. в Ранинской средней школе не проводилось никакой работы в связи с открытием XVIII съезда ВКП(б), не было предсъездовского соревнования; в Степанищевской неполной средней школе эта работа была проведена только по некоторым классам. Договоры между школами и классами не проверялись, повседневного учёта результатов индивидуального соревнования учителей и учащихся не велось. Отсутствовала работа с учащимися-отличниками, их успехи не отмечались школой [11, л. 45]. Аналогичная обстановка была и в Терновской неполной средней школе Хоботовского района, Черкинской средней школе Моршанского района и в других. В отдельных школах отсутствовал даже договор, например, в средних школах Никифоровского, Избердеевского и других районов [4, л. 85].

К числу недостатков в организации соцсоревнования можно отнести и элементы формализма. Обязательства учащихся ряда школ оказывались шаблонными и неконкретными. В большинстве случаев в соцобязательства учащиеся включали пункты, которыми перечисляли свои прямые обязанности, конечные цели своей работы, но не намечали мероприятия, которые способствовали бы росту их знаний. Нередко подача соцобязательств не сопровождалась массовым подъёмом среди учащихся и превращалась в обязанность (школы Никифоровского, Платоновского, Мучкапского районов) [3, л. 119].

Главным недостатком в работе значительной части школ в учебном году было отсутствие систематического общественного контроля над выполнением принятых соцобязательств.

Но несмотря на недостатки в работе по соцсоревнованию, по политической пропаганде, коммунистическому воспитанию, происходило формирование у школьников марксистско-ленинского мировоззрения. А это в свою очередь усиливало борьбу с религиозной идеологией.

Советской властью была поставлена задача «по окончательному разрушению религиозных верований во всех видах среди рабочих и крестьянских масс» [12, с. 63]. Однако обескровленная, почти физически уничтоженная церковь продолжала существовать как носительница духовного потенциала русского народа. В связи с этим одним из основных направлений воспитательной работы среди школьников стала антирелигиозная пропаганда, которая была направлена на формирование у них научного атеистического мировоззрения. По Декрету от 23 января 1919 г. и первой Конституции СССР церковь была отделена от школы. А.В. Луначарский считал, что «партия должна стремиться не только сама, не только своими силами бороться с религиозными предрассудками и устарелыми верованиями, но и использовать для этой цели как можно шире государственный просветительный аппарат. Народное образование должно было сделать всё, чтобы выбросить из головы школьника религиозный хлам и заменить его светом науки» [13, с. 195-196].

Таким образом, в школе с первых лет советской власти вместо религиозного стали формировать марксистско-ленинское мировоззрение, т. е. показывать «антинаучную» и «реакционную» сущность религии. На доступном учебном материале пытались убедить учащихся в «нелепости» религиозных воззрений и создать «верное научное миропонимание».

Антирелигиозное воспитание проводилось на уроках биологии в связи с изучением курсов ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, основ дарвинизма, минералогии и геологии. На таких занятиях демонстрировались опыты, доказывающие несостоятельность религиозных предрассудков и суеверий, которые наблюдались в среде учащихся, особенно сельских местностей. В 5-м классе при изучении семени преподаватели опытным путем разъясняли учащимся материальность процесса прорастания семян, значение подготовки их к посеву, противопоставляя эти знания «вреду» религиозных предрассудков, связанных с посевом.

Школьникам разъяснялось значение обработки земли и внесения удобрений для жизни растения, подтверждая при этом «нелепость» предрассудков и зависимость урожая от Бога. Преподаватели доказывали неправильность учения о влиянии сверхъестественных сил на развитие растений, при изучении растительного и животного мира противопоставляли религиозному видению сотворения мира научные данные. На примерах достижений советских учёных - Мичурина, Лысенко, Цицина, Державина и Иванова - последовательно проводилась идея о возрастании роли человека в выведении новых сортов растений и пород животных [3, л. 75-76].

Антирелигиозное воспитание проходило и за стенами школы. Устраивались такие праздники, как антипасха, антирождество. Создавались антирелигиозные кружки, но они не во всех школах систематически работали. Например, в Кочетовской средней школе Хоботовского района в таком кружке за год было только 8 занятий, тогда как в Шехманской школе Шехманского района - 15 занятий. В целях расширения

антирелигиозной пропаганды среди населения на эти вечера приглашались и родители учащихся. На занятиях читали книги, слушали лекции, проделывали опыты (обновление икон) и другие, коллективно смотрели картины («Праздник святого Иоргена») и т.д. [3, л. 109]. Но в ряде источников отмечались случаи плохого руководства антирелигиозными кружками со стороны райсовета Союза воинствующих безбожников и комсомольских организаций [14, л. 33]. Отсутствие или наличие антирелигиозных кружков в корне не меняло отношение людей к вере в Бога. Школьники могли не выражать своё несогласие с

доводами проводимой пропаганды, а в душе оставаться верными убеждениям, которые им прививались дома, продолжали соблюдать религиозные традиции, связанные с церковными праздниками. Вот что вспоминает М.И. Шилкина из села Покрово-Алексино Знаменского района: «Вечером перед Рождеством ходили ряженые колядовать. Это 13-15 лет и девчата, и ребята. Заходили в дом и колядки пели. А им за это давали мелкие деньги, пирожки и другое. Всё это приготавливалось заранее. После 24 часов приходили взрослые

- славить. Это уже были 16-20 летние» [15, с. 104].

Пользовались популярностью в молодёжной среде и гадания, особенно перед Новым годом. Бросание валенка через старый дом - один из видов гадания [15, с. 106].

Советская власть к концу 1930-х гг. так и не смогла окончательно искоренить из умов народа веру в Бога. Вот что говорилось в протоколах заседания бюро Бондарского райкома комсомола за 1938 г.: «Религиозные пережитки в сознании трудящихся мешают многим из них стать до конца последовательными, сознательными строителями социализма. Поэтому перед нами стоит определённая задача - по-боевому развернуть антирелигиозную пропаганду, разоблачить перед верующими трудящимися классовую эксплуататорскую сущность религии, вскрыть реакционный характер деятельности религиозных организаций» [16, л. 117об.].

В предвоенные годы была проделана огромная работа по ликвидации церквей. Так, в 1939 г. перестали существовать 95 больших и малых церквей в Тамбове, Мичуринске, Рассказове, Моршанске, Масловке, Пересыпкине, Софьинке, Лермонтове Чембарского района, Ржаксе, Ольшанке, Токарёвке, Золотовке, Громушке, Сосновке, Нижне-Спасском. В следующем году список пополнили ещё 78 церквей: в Русском, Гаритове, Кулеватове, Большой Липовице, Дмитриевщине, Алгасове, Пичаеве и т.д. [17, с. 181]. Ещё ранее такая же участь постигла тамбовские кладбищенские церкви. Сначала закрыли Успенскую, в 1936 г. - Крестовоздвиженскую, в 1938 г. - Петропавловскую. Кладбищенские ограды были расхищены, уход за территориями более не производился [17, с. 49]. Повсеместно в зданиях бывших церквей размещали школы, а в худшем случае разрушали их. В Тамбове в 1937 г. официально насчитывалось два православных прихода и две секты баптистов. Им противостояло 29 ячеек СВБ (Союз воинствующих безбожников) общей численностью 1 575 чел. [18, с. 117].

Но несмотря на все гонения на церковь, в народе сложно было пересилить тягу к религиозным культам и обрядам. Встречались случаи крещения и похорон ребёнка по религиозным обрядам родителями-комсомольцами, посещения монашками пленумов сельсовета. Даже происходило явное неповиновение властям - в Бондарском районе верующие во время Всесоюзной переписи населения отказывались отвечать на вопросы переписного листа или отвечали «контрреволюционно», а во время выборов депутатов СССР отдельные сектанты агитировали против представителей власти [16, с. 117об.].

От взрослых передавалась детям и вера в Бога. В Платоновском районе в Саюкинской школе на ёлке висели модели церквей и мечетей [6, с. 142]. Наблюдались случаи посещения в Бондарском районе пионерами церкви [19, л. 121]. По религиозным убеждениям дети часто пропускали занятия. Например, ученики Дегтянской средней школы Братищев и Донских бросили учиться, так как их родители решили, что дети и так смогут читать Евангелие [Там же, л. 18об.]. В Кирсановском районе в Марьинке сектанты Петровы и Перетокины не пускали своих детей в школу [9, л. 168]. О влиянии родителей на формирование религиозных воззрений у детей вспоминает житель села Туголуково И.С. Плещеев: «Мои родители были, как и основная масса, умеренно верующими. Так и нас, детей, воспитывали. У нас был молитвенник, и я его читал, даже мог читать на церковно-славянском языке, хотя никто меня специально не учил. Я знал несколько молитв, в том числе “Отче наш” - главную молитву на все случаи жизни. Я ее и теперь помню.... А Ваня, старший брат, относился к церкви нормально, с любопытством... У дедушки Николая Библия имелась, глубокомысленная, загадочная книга. Я читал ее отдельные части и не все понимал. Помню, в 1935 - 1936 гг., когда дедушка болел, он

просил меня читать отдельные места из Библии. В ней много поучений и пророчеств, которые, казалось, сбываются» [21, с. 110].

Во многих домах, где жили дети, можно было встретить иконы, которые заменяли неграмотным людям Библию. Они не умели читать, но библейские сказания оживали перед ними на иконах. В то же время икона, висевшая дома, была для них знаком связи со своими предками, от которых она перешла к ним, защитой от напастей [22, с. 97]. Пожалуй, это связано с тем, что до революции 1917 г. православие было одним из старейших общественных и государственных устоев, и быстро искоренить его влияние на умы верующих было не так просто. Огромное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создаёт свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определённые нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является её регулирующей функцией [23, с. 500]. Да к тому же сами руководители колхозных и партийных организаций нарушали и тормозили работу по антирелигиозной пропаганде [11, л. 54].

Влияние окружающей среды - частично атеистическое со стороны школы и религиозное со стороны семьи - формировало у подростков двойственное отношение к Богу, заставляя их втайне следовать таким религиозным культам, как крещение, посещение церкви, похороны по христианским канонам. Пожалуй, Василий Кубанёв более чётко это подметил в письме, написанном в 1938 г.: «.и как нечто само разумеющееся принимал существование Бога, которого я представлял всезнающим, всемогущим и чрезвычайно непостоянным - то добрым, то злым, то щедрым, то скупцом, то печальным, то весёлым. И мне казалось, что он меняется для того, чтобы лишний раз увериться в своём всемогуществе. Позже, когда я стал ходить в школу, верить в Бога уже невозможно было: я узнал, что ему в небе негде помещаться! Но след веры в Бога, если это можно назвать верой, остался в виде убеждения в разумности природы. “Бог” стал для меня обозначать “разумную природу”. Я не мог представить, что всё движется само собой, никем не руководимое, не направляемое. Меня смущала очевидная целесообразность и взаимозависимость всего сущего, это невольно наталкивало меня на мысль о каком-то вселенном, вездесущем разуме, который проявляет себя в природе. И я - правда, не очень ясно - думал, что все явления природы - проявление этого разума. Такое убеждение я хранил до самых последних лет. А жизнь постаралась так, чтобы это убеждение разрослось» [24, с. 103-104]. Веру в Бога в поэте сформировала его бабушка, которая была «религиозной до фанатизма» и занималась его воспитанием. И после того как он пошёл в школу, вера в Бога стала деформироваться в связи с антирелигиозной пропагандой.

Кубанёв чуть позже всё-таки принимает сторону де-юре победителя - государства, что отразилось в его поэзии:

Кой прок в крестах? К чему жалеть Неуцелевшие скрижали?

Они достойны умереть,

Коли себя не удержали [25, с. 65].

Итак, вторая половина 1930-х гг. была одной из трагических страниц в истории Русской православной церкви. На неё, в общем, как и на весь советский народ, обрушились многострадальные несчастья. Видимо, русский религиозный мыслитель Н.А. Бердяев был прав, считая, что истоки кризиса цивилизации состояли в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Вместо истинной духовной человечество стало создавать механическую культуру, устремлённость которой антирелигиозна и античеловечна [23, с. 301]. Как показала дальнейшая история, веру в Бога так и не удалось искоренить из сознания советских граждан. По официальным данным конца 1930-х гг., половина населения СССР оставалась верующей [26, с. 45]. В Тамбовской области тоже были сильны религиозные традиции. Говоря о живучести

церкви как религиозного института, можно согласиться с Е.С. Громовым, что самодержавный хозяин страны (И.В. Сталин) не ставил себе задачу полного искоренения религии. Политически это было нецелесообразно, могло вызвать лишние волнения в народе и возмущение за рубежом. Его отношение к церкви в главных параметрах определялось соображениями политической целесообразности, как он её понимал в различные периоды своего правления [27, с. 49 - 50].

События в мире в конце 1930-х гг. с каждым днём усиливали военную угрозу и оказывали влияние на жизнь советского общества. Ощущение надвигающейся войны, которая приближалась к границам СССР, вызывало тревогу и беспокойство у населения.

И не случайно лозунгом предвоенных лет стали слова Александра Невского «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет», прозвучавшие в фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.). Лейтмотивом этого фильма была извечная борьба русского народа с иноземцами, особенно с немецкими захватчиками.

Воспитание пламенных патриотов своей Родины - одна из основных задач, которая была поставлена перед учебными и общественными учреждениями того времени. Это направление в работе школы сказывалось во всём: на уроках использовались тексты, воспитывающие любовь к Родине; на классных часах проводились диспуты, пионерские сборы, беседы, встречи с участниками Гражданской войны; выпускались стенные газеты, посвящённые политическим событиям в мире; функционировали кружки различных направлений; проводились военно-спортивные праздники, военизированные игры и соревнования, воздушные учебные тревоги. Вспоминает З.С. Каляскина: «Если я и родители были дома, то по тревоге все бежали по своим местам: я - в школу, отец - на работу, мама оставалась дома. Все относились к этому серьезно, как будто уже шла война».

С февраля 1941 г. в г. Тамбове был организован детский лекторий, где учащиеся старших классов прослушивали лекции, которые поднимали патриотический дух учащихся, прославляли силу и мощь русской армии [3, л. 106].

О героическом прошлом и преданности советских солдат, готовых отдать жизнь, защищая родную землю, рассказывали командиры Красной Армии, выступая в кинотеатрах перед началом детских сеансов.

В ряде школьных библиотек области ко всем памятным датам, годовщинам и праздникам оформляли книжные витрины - выставки, литературные монтажи, фотовитрины. Так, в школе № 8 г. Тамбова была проведена фотовыставка, посвящённая дню Красной Армии [3, л. 112]. Фотоснимки должны были наглядно продемонстрировать непобедимость Советской Армии и готовность русского народа отразить любые нападки врага.

Примерами для подражания молодому поколению были Н. Островский, В. Чкалов, бойцы, сражавшиеся у озера Хасан, папанинцы и стахановцы. Их жизнь-подвиг ученики изучали на занятиях литературного кружка Рассказовской средней школы № 3 [4, л. 93], а героическому перелёту Гризодубовой, Осипенко и Расковой был посвящён торжественный вечер [1, л. 69].

Для допризывников проводились специальные конференции [28], беседы на тему «Закон о всеобщей воинской повинности» [29]. Молодёжь проходила и допризывную подготовку. На занятиях знакомились с материальной частью оружия, обучались ходьбе на лыжах [30], сдавали нормы по военной топографии и связи [31].

Для поднятия престижа службы в армии Тамбовским обкомом комсомола было дано предписание всем секретарям ГК и РК ВЛКСМ обеспечить праздничные проводы призывников в части. [32, л. 19].

Чтобы молодёжь была физически подготовленной, крепкой, здоровой, умела метко стрелять, была готова к защите своей Родины, каждый комсомолец должен был принять активное участие в оборонно-физкультурной работе [33, л. 20].

Оборонная работа в школах организовывалась главным образом через ячейки ОСО, физкультурные кружки, которые готовили учащихся к сдаче норм ГТО и БГТО. Каждая школа имела добровольные общества: СВБ, ОСО, МОПР, РОКК, и их число постоянно росло. Наиболее охотно ребята работали в добровольном обществе ОСО. В нём численный состав был выше, чем в других.

Успешно проводила оборонную работу комсомольская организация Бондарской средней школы: была организована военная комната, имелись наглядные пособия, макеты и разрезные противогазы, учебная и мелкокалиберная винтовки [16, л. 117].

В ряде школ ребята, организуя военизированные походы, демонстрировали населению обращение с противогазами. Учащиеся 9 - 10 классов Моршанской школы № 2 и кирсановских школ провели военизированный поход на 25 км. Чибизовская неполная средняя школа (Жердевский район) провела поход в противогазах на 4 км [4, л. 89].

Военное дело ребята изучали с большой охотой. В средних школах кружки вели военруки и учащиеся старших классов. В неполных средних школах военруков не хватало, и их заменяли преподаватели других предметов, представители ОСО и РОККА. В ряде школ из-за отсутствия квалифицированных кадров спортивные кружки работали под руководством учеников старших классов. В Мичуринской средней школе № 1

физкультурные кружки вел ученик 10-го класса Кузьмин [4, л. 91].

Были случаи, когда оборонной работой школы руководили командиры Красной Армии. Так, в Мичуринской школе № 5 кружком «Ворошиловский стрелок» руководил командир отделения воинской части т. Алексеев. В развитии оборонно-массовой работы в школе главное - это наличие инициативного руководителя, каким оказался военрук этой же школы Фокин-Дмитриев, который развернул массовую оборонную работу. От ребят не было отбоя при записи в кружки, в которых за год получили 95 значков «Противовоздушная химическая оборона», 50 - «Готов к труду и обороне» и 30 -«Ворошиловский стрелок» [4, л. 87].

Оборонные кружки в ряде школ на первомайской демонстрации выступали в военизированной колонне. Например, в Тамбове, Кирсанове, Ржаксинском районе и т. д. [4, л. 89].

В 29 районах прошли военные игры «На штурм» и «Разведчики» в которых действовали 7 250 чел. Ребята много и упорно трудились по изготовлению оружия, пулемётов, по подготовке самого участка (места боя) [3, л. 110]. При школе был организован штаб, возглавляемый младшим лейтенантом запаса С. Кривошеевым. Сформирован батальон, командиром которого назначен ученик 9-го класса Василий Мохов. Командиры отделений проводили строевую подготовку. Систематически осуществлялись политбеседы, на которых политруки освещали международное положение. Подготовка к военной игре тесно сочеталась с повышением успеваемости и дисциплины среди учащихся. Так, например, юнармейцы 1-й роты после ознакомления с Присягой воина РККА дали следующие обязательства: быть дисциплинированными; во второй четверти не иметь ни одной плохой отметки [34].

В 1937-38 учебном году внешкольные учреждения приняли активное участие в проведении трех военно-физкультурных соревнований пионеров и школьников. Был организован приём норм на значки ПВХО, ВС, ГСО и БГТО [3, л. 105], проведена большая разъяснительная и практическая работа по школам. Пионеры и школьники были ознакомлены с положением о соревнованиях на комсомольских и классных собраниях. В школах ребята создавали команды, изготавливали деревянные ружья и пулемёты [3, л. 109].

В оборонных соревнованиях в 1940-41 учебном году участвовали школы всей области. Из 363 школ в этих состязаниях приняли участие 224 школы, охвативших 25 000 учащихся. Во время оборонных соревнований лишь по 23 районам, давшим сведения, было подготовлено 19 719 значкистов в том числе: БГТО - 4 628, ГТО - 2 764, ВС - 1 503, ЮВС - 2 175, БГСО - 3 092, ГСО - 5 557, всего 19 719 человек. Кроссы и гимнастические

соревнования проходили при большой активности старшеклассников [35, л. 16]. За апрель 1941 г. только по 7 районам сдали нормы на значки ВС - 1 207, ПВХО - 2 350, ГСО - 230, всего 3 787 [3, л. 110]. В школе № 8 г. Тамбова за первое полугодие 1939-40 учебного года подготовлено 587 значкистов ПВХО и 168 ГТО [20, л. 24 об.]. Число значкистов быстро росло. Из-за такой популяризации оборонно-спортивных значков было престижно иметь их не менее двух, особенно для тех, кто собирался поступать в военное училище.

В школах проводились вечера с выступлениями командиров РККА. В Мичуринске перед окончанием учебного года состоялось общегородское собрание выпускников, где выступили майор Глушков и капитан Волков, которые ознакомили школьников с правилами приёма в военные учебные заведения и работой командира РККА [4, л. 91]. Учащиеся 10-х классов даже не посещали школу из-за выезда на подготовительные курсы для поступления в военные училища. Так, только из одного Волчковского района выехали в военные школы и на курсы 12 чел. [9, л. 47-47об.].

Профессия военного стала мечтой многих. Образ воина был овеян романтикой побед, мужеством, честью. А молодое поколение страны горело желанием найти своё место в жизни, чтобы принести пользу Родине.

Оборонная работа среди молодёжи, патриотическая пропаганда, активная спортивная жизнь, страстное желание быть полезным Родине - всё это сформировало и сделало особенным предвоенное и военное поколение.

Итак, на основе рассмотренных материалов можно дать психологический портрет школьника 1930-х гг. В массе своей молодое поколение Тамбовской области было всё-таки аполитично, несмотря на активную коммунистическую пропаганду. В какой-то степени это происходило в силу их возрастных особенностей, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой: от детства к взрослости.

В то же время, подростки владели незначительной информацией о руководителях партии и правительства, имели слабые знания по истории партийного и государственного строительства. Даже если и находились среди них сведущие в политических вопросах, то, пожалуй, в силу тех условий, которые их окружали, а не фанатичной веры. Школьников больше занимали бытовые проблемы и свойственные их возрасту развлечения. А искреннее увлечение политикой им было чуждо.

Несмотря на проведение в школах области социалистического соревнования, у учащихся это большого энтузиазма не вызывало, но, конечно, имело результат. Происходило улучшение показателей, за которые приходилось бороться. На фоне проводимой антирелигиозной работы, привития коммунистической морали, самоотверженной любви к своей Родине подростки оставались частично верующими и одновременно атеистами. Им приходилось, как хамелеону, перекрашиваться. Дома они верующие, соблюдающие родительские заветы, а в школе атеисты. В результате получался непонятный сплав образа мыслей подрастающего поколения, своего рода двойная вера в двух разных богов - Сталина и Христа - бога нового и бога старого, который во внешнем мире постепенно отмирал, но во внутреннем мире подростков продолжал существовать.

Однако независимо от такого двоеверия, Советское государство всё-таки смогло воспитать истинных патриотов и защитников Родины. Вероятно, в данном случае сыграла главную роль не только идеология, но и то, что в подростках было развито чувство любви к своей Отчизне, к той, какая она была, со всеми её достоинствами и недостатками. Родину не приходится выбирать. К тому же школьникам 1930-х гг. постоянно внушалась теория Сталина, по которой весь народ нужно держать было в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности нападения, чтобы никакая случайность и никакие шаги внешних врагов не смогли застигнуть советских людей врасплох.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. 1184. Оп. 1. Д. 96.

2. Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 18.

3. ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д.42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6.

5. О задачах Наркомпроса РСФСР. Речи на собрании актива

Наркомпроса РСФСР 9-10 апреля 1940 г. М., 1940.

6. ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 1.

7. ГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 14.

8. ГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 169.

9. ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 18.

10. ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 73.

11. ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 9.

12. О религии и церкви: сб. высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М.: Политиздат, 1981.

13. Луначарский А.В. Религия и просвещение. М.: Просвещение, 1985.

14. ГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 97.

15. Черноземье. История семьи Шилкиных // Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах. М.: Аспектпресс, 1996.

16. ГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 82.

17. Кученкова В. Тамбовские православные храмы. Тамбов : обл. тип. отдела печати и инф. Адм. обл., 1992.

18. Слезин А.А. «Безбожие» в 1930-е годы: апогей или кризис? // Труды кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета: сб. науч. ст. СПб.: Нестор, 2005. Вып. 3.

19. ГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 67.

20. ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д.26.

21. Гибшман К.А., Плещеев И.С. История с. Туголуково и окрестных селений. Михайловка. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999.

22. Левин М. Деревенское бытие: нравы, верования, обычаи // Крестьяноведение. Теория.

История. Современность: ежегодник. М.: Российская политическая энциклопедия

(РОССПЭН), 1997.

23. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.: Просвещение, 2003.

24. КубанёвВ. Стихи, дневники, письма. М.: Молодая Гвардия, 1981.

25. Кубанёв В. Кто знает, что значит любить? Лирический дневник. Воронеж: Центр. -чернозём.кн.изд-во, 1987.

26. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927-1943 годах // Вопросы истории. 1994. №4.

27. ГромовЕ.С. Сталин: искусство и власть. М.: Эксмо, 2003.

28. Большевик. 1939. 21 февр.

29. Большевик. 1939. 26 сент.

30. Колхозная заря. 1941. 23 февр.

31. Каменская правда. 1940. 28 февр.

32. ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 15.

33. ГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 196.

34. Каменская правда. 1940. 18 дек.

35. ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 41.

FORMATION OF OUTLOOK OF SOVIET TEENAGERS OF THE SECOND HALF OF THE 1930s

M.Y. Antimonov, PhD in History, Associated Professor of the Department of History and Philosophy, Tambov State Technical University

Processes of formation of new consciousness of young generation of the second half of the 1930s have been considered. The tools which helped to implement this process are the state ideology, socialist competition, antireligious propagation, patriotic education.

Keywords: atheism, state ideology, outlook, patriotism, religion, socialist competition.

УДК 93/94 “1920/1930”

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ ВКП(б) И СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ В КОНЦЕ 1920-х - НАЧАЛЕ 1930-х гг.

Т.А. Мельникова, кандидат исторических наук, первый проректор Северо-Кубанского гуманитарно-технологического института

Рассматривается политика партии большевиков и Советского правительства в деревне в 1920-х - начале 1930-х гг. Дан подробный анализ изменения трудовых отношений в сельском хозяйстве в период коллективизации и индустриализации сельскохозяйственного производства. Рассмотрен процесс аграрных преобразований в стране, направленный на превращение крестьянского мира в часть государственной системы и постановки сельскохозяйственного производства под контроль бюрократического аппарата. Показано противостояние крестьянских масс натиску большевиков, социальное и имущественное расслоение в деревне и борьба интересов различных социальных групп.

Ключевые слова: деревня, аграрный сектор, имущественное расслоение,

крестьянство, община, крестьянский вопрос, коллективизация, индустриализация, социальная стратификация, трудовые отношения, бюрократия.

Начавшаяся осенью 1927 г. сталинская «революция сверху» привела к разработке специальных докладов «о классовой борьбе», «об антисоветской деятельности», «о кулацком сопротивлении» и т.п. Эти материалы анализировались Информационным отделом ЦК ВКП(б), который на их основе составлял развернутые обзоры о настроениях, господствующих в деревне, о формах и методах противодействия властям.

Изучив сведения, предоставленные ОГПУ о перевыборах в Советы (1927-1928 гг.), Информотдел ЦК ВКП (б) суммировал основные требования, выдвигаемые верхушкой деревни, и методы борьбы за их осуществление. К политическим были отнесены следующие требования (здесь и далее сохранена формулировка документов):

1) свержение Советской власти;

2) Советы без коммунистов; тайное голосование и свобода для всех политических партий; пропорциональное представительство в Советах рабочих и крестьян;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.