Научная статья на тему 'Социалистическое соревнование в советском вузе на довоенном этапе развития СССР (1929-1941 гг. ): основные направления и показатели деятельности'

Социалистическое соревнование в советском вузе на довоенном этапе развития СССР (1929-1941 гг. ): основные направления и показатели деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ / СОЦСОРЕВНОВАНИЕ / СОВЕТСКИЙ ВУЗ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ДОГОВОР / УДАРНИЧЕСТВО / SOCIALIST COMPETITION / SOTSSOREVNOVANIE / SOVIET UNIVERSITY / SOCIALIST CONTRACT / UDARNIK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверев Р.Ю.

В статье рассматривается феномен соцсоревнования в советском вузе на довоенном этапе развития СССР (1929-1941 гг.). Комплексный анализ архивных материалов позволяет автору статьи выявить основные направления и показатели деятельности соревнующихся. Предпринимается попытка выполнить индивидуальный обзор обязательств по следующим направлениям соцсоревнования: учебной работе и научно-исследовательской деятельности; общественно-политической работе, идейно-политическому воспитанию и массовой культурной деятельности; военно-оборонной и физкультурной; материально-бытовой, административно-хозяйственной и финансовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIST COMPETITION IN SOVIET UNIVERSITIES WHILE PRE-WAR PERIOD OF DEVELOPMENT OF THE USSR (1929-1941): MAIN DIRECTIONS OF AND INDICATORS OF ACTIVITIES

The article deals with the phenomena of socialist competition in Soviet universities while pre-war period of development of the USSR (1929-1941). Comprehensive analysis of archival materials enables to determine main directions and indicators of activities of competitor. In this article the author attempts to perform individual review of obligations in following directions of socialist competition: educational, scientific and research activities; public political work, ideological political education and mass cultural activities; military defense and physical training activities; economic, administrative and financial activities.

Текст научной работы на тему «Социалистическое соревнование в советском вузе на довоенном этапе развития СССР (1929-1941 гг. ): основные направления и показатели деятельности»

Исторические науки

УДК 93/94

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ В СОВЕТСКОМ ВУЗЕ НА ДОВОЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СССР (1929-1941 ГГ.): ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р.Ю. Зверев, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний

Новгород, Россия), e-mail: Zverev_RY@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается феномен соцсоревнования в советском вузе на довоенном этапе развития СССР (1929-1941 гг.). Комплексный анализ архивных материалов позволяет автору статьи выявить основные направления и показатели деятельности соревнующихся. Предпринимается попытка выполнить индивидуальный обзор обязательств по следующим направлениям соцсоревнования: учебной работе и научно-исследовательской деятельности; общественно-политической работе, идейно-политическому воспитанию и массовой культурной деятельности; военно-оборонной и физкультурной; материально-бытовой, административно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Ключевые слова: социалистическое соревнование, соцсоревнование, советский вуз, социалистический договор, ударничество.

SOCIALIST COMPETITION IN SOVIET UNIVERSITIES WHILE PRE-WAR PERIOD OF DEVELOPMENT OF THE USSR (1929-1941): MAIN DIRECTIONS OF AND

INDICATORS OF ACTIVITIES

Abstract. The article deals with the phenomena of socialist competition in Soviet universities while pre-war period of development of the USSR (1929-1941). Comprehensive analysis of archival materials enables to determine main directions and indicators of activities of competitor. In this article the author attempts to perform individual review of obligations in following directions of socialist competition: educational, scientific and research activities; public political work, ideological political education and mass cultural activities; military defense and physical training activities; economic, administrative and financial activities.

Keywords: socialist competition, sotssorevnovanie, soviet university, socialist contract, udarnik.

Одним из наиболее ярких феноменов советского государства и общества по праву можно считать такое явление советской действительности, как социалистическое соревнование1. Идея состязательности, выразившаяся в соперничестве между предприятиями, уч-

1 Понятия «социалистическое соревнование», «соцсоревнование» и «соревнование» будут использоваться здесь как равнозначные. Под социалистическим соревнованием в широком смысле предлагается понимать явление и форму трудовой деятельности, направленной на достижение максимально возможных количественных и качественных показателей в сфере материального и нематериального (духовного) производства, выражающейся в соперничестве предприятий, учреждений, организаций, коллективов и отдельных трудящихся. В узком смысле соцсоревнование рассматривается как движение трудящихся за наивысшие достижения в производстве материальных и духовных благ, выражающееся в форме заключения социалистического договора между соревнующимися сторонами или индивидуально. Соотношение понятия соцсоревнования как в широком, так и в узком смыслах будет применяться здесь соразмерно рассматриваемым аспектам. Кроме того, важно заметить, что соцсоревнование рассматривается автором неразрывно с движением ударничества, определяемого нами как особая форма социалистического соревнования, выражающаяся в движении индивидуальных трудящихся за повышенную производительность труда.

реждениями и организациями, между коллективами и отдельными трудящимися, глубоко прижилась в системе социально-трудовых отношений СССР.

Впервые развернувшись в хозяйственной сфере, движение соцсоревнования со временем распространилось и на другие области человеческой жизнедеятельности, способствуя тем самым вовлечению все больших слоев общества и популяризации явления. Тенденция постепенно нарастающей диффузии идеи состязательности довольно скоро переместилась также и на культурно-образовательные рубежи, а именно - на существующую систему высших учебных заведений СССР.

В течение 30-х гг. в ходе осуществления индустриализации и коллективизации, реализации пятилетних планов развития народного хозяйства, в ходе организации и проведения культурной революции в Советском Союзе, а также строительства и укрепления комплексной системы государственной обороны предельно остро стоял вопрос как подготовки профессиональных кадров, так и выявления потенциально талантливых в той или иной области индивидов.

На этом фоне и происходит значительная активизация соревновательной деятельности вузов, воспринимаемой уже как неотъемлемая составная часть коммунистического воспитания молодежи, как метод стимулирования общественно полезной деятельности трудя-щихся2, способствующий кроме прочего выявлению и развитию наиболее перспективных кадров. Постепенно набирает силу мнение, что «социалистическое соревнование и ударничество стали среди студенчества и педагогического персонала естественным и необходимейшим средством повышения качества работы» [3, С. 130].

ЦИК СССР, отмечая существенную роль развернувшегося в высших учебных заведениях социалистического соревнования, «содействовавшего поднятию качества учебы, укреплению учебной дисциплины и развертыванию самодеятельности учащихся», указывал на необходимость «решительного искоренения извращений, имеющих место в проведении соцсоревнования, выражающихся в том, что соцсоревнование коллективное исключает и подменяет собой соревнование индивидуальное». Была признана необходимость «сочетать соцсоревнование коллективное (вуза с вузом, факультета с факультетом, группы с группой и т.д.) со всемерным развитием соцсоревнования индивидуального (студент со студентом) с тем, чтобы устранить факты прикрытия недостатков отдельного лица достижениями группы» [2, С. 426].

Стоит добавить, что комбинирование коллективного и индивидуального соревнования было характерно не только для студенчества, но и для профессорско-преподавательского состава, научных работников и аспирантов, административно-технического персонала советского вуза, также включившихся в движение.

Материалы по соцсоревнованию вузов, а именно - индивидуальные договоры, дают четкое представление о том, что помимо соревнования с конкретным соперником (студента со студентом, профессора с преподавателем, бухгалтера с бухгалтером и т.д.), также практиковалась форма, когда индивидом брались те или иные обозначенные им в договоре обязательства, выполнение которых не предполагало состязания с другим лицом. Необходимо отметить, что принятие на себя соцобязательств по соревнованию таким способом, как правило, происходило в рамках проведения уже действующих коллективных соцсоревнований, общественно-политических или общественно-хозяйственных кампаний.

2 Под трудящимися, здесь и далее, понимаются в том числе и учащиеся советских вузов.

Путем проб и ошибок, опираясь на накопленный опыт, на довоенном этапе совершенствовались и развивались не только существующие формы и методы, механизмы организации и проведения соцсоревнования в советских вузах, но и способы стимулирования и мотивации трудящихся. В некоторых случаях соревнующиеся, в первую очередь ударники, начинают пользоваться теми или иными привилегиями, в том числе и юридически закрепленными. Так, например, правом преимущества при зачислении в аспирантуру обладали соревнующиеся ударники [1, С. 62].

Для целостного восприятия исследуемого феномена необходимо предметно рассмотреть все ключевые составляющие механизма организации и проведения соцсоревнования в советской системе высшего образования, а также возникающие в процессе реализации проблемы и осложнения.

Несмотря на то что в течение 30-х гг. в движение были массово включены профессорско-преподавательский состав, научные работники и аспиранты, вместе с административно-техническим персоналом вуза - тем не менее превалирующим субъектом соревнования, безусловно, оставалось студенчество. Однако если рядовые члены других групп заключали между собой как коллективные, так и индивидуальные договоры, то для студентов взятие персонифицированных обязательств по соревнованию является скорее исключением, чем правилом.

По линии студенчества соцдоговоры3 в основном заключались на месячные сроки, а, порой, и на более короткий период. Проверка взятых студентами обязательств, как правило, проводилась на общем собрании учебных групп под руководством профсоюзных и комсомольских организаторов.

Для улучшения самостоятельной работы студентов, обмена опытом, проверки работы, подведении предварительных результатов по соревнованию и отдельно ударничеству периодически организовывались конференции и слеты ударников.

Долгосрочные договоры (более 3 месяцев) прежде всего характерны для массовых коллективных соцсоревнований, проводимых в рамках одного вуза или же на межвузовском уровне. В данном случае проверка выполнения обязательств могла быть многоступенчатой, то есть в зависимости от срока предварительные проверки происходили либо каждый месяц, либо поквартально. Практиковалось очное инспектирование сторонами друг друга в ходе соревнования, что предполагало в том числе и поездки представителей в другой город по специальным командировочным удостоверениям, таким образом некоторые соревнующиеся получали возможность бесплатно путешествовать по стране.

В общем виде комиссия по проверке коллективных договоров состояла из представителей директората института, профкома, месткома, парткома, секции научных работников, ВЛКСМ. В проверяющий состав зачастую входили как руководство вуза, так и председатели-секретари комитетов. Арбитром по соцсоревнованию помимо названных организаций выступали СМИ различного уровня. В соревновании всесоюзного масштаба4 формальным арбитром нередко становились руководители тех или иных наркоматов, а также их заместители.

3 Под социалистическим договором понимается письменное соглашение трудящихся об участии в соцсоревновании, содержащее в себе показатели, по которым должна будет вестись деятельность соревнующихся.

4 Вузы, проявившие себя лучше других в ходе соцсоревнования местного и регионального уровня, становились участниками всесоюзного первенства.

В рабочем порядке проверкой взятых соревнующимися обязательств5, как правило, занимались так называемые ударные бригады6. На заседаниях бригады, собраниях соревнующихся обсуждались не только результаты соцсоревнования, но и возникшие осложнения и проблемы. Пристальное внимание уделялось невыполненным пунктам договора, после детального рассмотрения участники собрания постановляли принять серию практических мероприятий по исправлению ситуации.

Небезосновательно утверждалось, что развертывание соцсоревнования и «тщательная самопроверка через самокритику», наряду с громадным трудовым подъемом и переходом к коммунистическим формам труда являются залогом преодоления всех преград [13, Л. 52].

Для повышения эффективности деятельности работников вуза периодически организовывались конференции по обмену опытом. Существенная роль в этом деле также принадлежит так называемым сквозным бригадам и общественным буксирам, нацеленным в первую очередь на оказание помощи отстающим в соревновании.

Однако несмотря на все предпринимаемые сторонами меры в ходе соревнования, впрочем как и в любом другом виде человеческой деятельности, время от времени возникали некоторые осложнения и проблемы. К наиболее распространенным следует отнести:

1) неполный охват соревнованием, его отдельными пунктами обозначенного в договоре контингента трудящихся;

2) формализм в действиях отдельных представителей коллектива;

3) неспособность объективно оценивать собственные силы и ресурсы при составлении договора, взятии конкретных обязательств;

4) текучесть кадров7;

5) недостаточное финансирование и материальное обеспечение практических мероприятий в ходе организации и проведения соцсоревнований.

Кроме того индивидуальными соревнующимися нередко брались обязательства, идентично совпадающие с их трудовыми обязанностями, тем самым подменялась сама идея состязательности за лучшие показатели.

В рамках многостороннего, в первую очередь межвузовского, соревнования сторона, уклоняющаяся от предоставления предварительных данных и материалов в течение определенного времени, исключалась из рядов участников соревнования.

Разумеется, существовала и практика исключения индивидуальных соревнующихся. Ударные группы студентов и работников, отдельные индивиды могли быть лишены ударного звания или исключены из соревновательного движения только «авторитетной организа-

5 Нередко за каждым конкретным соревнующимся закреплялся отдельный пункт коллективного договора, тем самым устанавливалась персональная ответственность за выполнение взятых обязательств. По внешней форме договоры представляли из себя либо листы, напечатанные на машинке, либо заполненные полностью собственноручно (порой, для этого использовались не только обычные тетрадные или печатные листы, но и клочки, обрывки бумаги). На страницах как коллективных, так и индивидуальных договоров нередко присутствовали следующие пометки: «И», «да», «выполнено», «завершено на 50%» и др., таким образом, в ходе соревнования и при подведении итогов осуществлялась работа непосредственно с самим соцдоговором.

6 Бригадам отводилась следующая роль: они «не должны представлять из себя штабов по соревнованию, а должны являться лишь подсобным органом». Руководство соревнованием должно осуществляться профессиональными и комсомольскими организациями под руководством партийной организации. (См.: ЦАНО. Ф. 377. Оп. 7. Д. 30. Л. 111.).

7 Особенно характерно для долгосрочных многосторонних коллективных соревнований, в ходе которых часть работников вуза могла быть уволена, часть уйти по собственному желанию или по причине каких-либо сложившихся обстоятельств, а третья часть переведена на другое место.

цией» - будь то общее собрание студентов, работников вуза, собрание ударной бригады или собрание представителей комитетов, структурных подразделений вуза и университетского руководства [9, Л. 13].

Г-ч ^ V

В качестве частного примера такой ситуации, можно привести случай исключения ударницы Большаковой из числа ударной бригады Горьковского мединститута. Утверждалось, что у тов. Большаковой «замечаются большие пробелы в работе», «общественной работы она не несет никакой и вообще ударницей себя не проявляет», а потому на заседании ударной бригады было принято решение её исключить8.

Отдельной проблемой организации и проведения соцсоревнования следует назвать освещение процесса в целом, конкретных элементов, результатов средствами массовой информации и средствами массовой презентации. Любопытен факт, что «наилучшее графическое отображение хода соцсоревнования» могло даже стать отдельным пунктом соцдоговора [10, Л. 13].

В конечном счете соцсоревнование, стремительно развернувшееся в системе высшей школы СССР в 30-е гг., со временем было распространено на все ключевые направления деятельности советских высших учебных заведений:

• учебную работу и научно-исследовательскую деятельность;

• общественно-политическую работу, идейно-политическое воспитание и массовую культурную деятельность;

• военно-оборонную и физкультурную деятельность;

• материально-бытовую, административно-хозяйственную и финансовая деятельность9.

Учебная работа и научно-исследовательская деятельность

Выполнение вузом обязательств по учебно-педагогической, учебно-производственной, научно-исследовательской и иным ниже обозначенным направлениям деятельности, в рамках заключенных соцдоговоров, в 30-е гг. становится основным курсом движения в ходе становления и развития социалистического соревнования в советской высшей школе.

Достаточно условно данный блок обязательств можно разбить на несколько разделов10:

I. Обязательства по улучшению методов и качества преподавания;

II. Обязательства по организации самостоятельной работы учащихся;

III. Обязательства в части соблюдения режима и трудовой дисциплины;

IV. Обязательства в части организации производственной практики;

V. Обязательства по научно-исследовательской деятельности;

VI. Обязательства по аспирантуре;

VII. Обязательства по общественной работе;

8 Протокол № 4 Заседания ударной бригады ГМИ от 21/11 1932 г. // ЦАНО. Ф. 2533. Оп. 2. Д. 51. Л. 13.

9 Обязательства по выше обозначенным направлениям деятельности советского вуза фигурировали в соцдоговоре либо в качестве объединенных в тематические блоки (характерно для коллективных договоров), либо в качестве отдельных, формально никак не связанных (характерно в первую очередь для индивидуальных договоров) показателей по соцсоревнованию.

10 Обозначенные, здесь, группы обязательств по разделам III, IV, V, VI и IX в соцдоговорах по соревнованию, как правило, выделялись в отдельные самостоятельные категории, однако, для удобства и целостности восприятия были помещены в единый блок обязательств по учебной работе и научно-исследовательской деятельности.

VIII. Обязательства в части повышения квалификации;

IX. Обязательства по подготовке к новому учебному году.

В основу претворения в жизнь намеченных планов по достижению высокого качества преподавания и улучшению методов обучения должны были лечь следующие составляющие:

1) улучшение качества лекций и семинарских занятий путем применения активных методов преподавания, использования в обучении большего количества наглядных и практических материалов, пособий и т. п.;

2) учет рационализаторских предложений и проведение их в жизнь, изучение лучших методов работы и обмен опытом, максимальное использование в обучении знаний, полученных практическим путем11;

3) организация очных и дистанционных (по почте)12 консультаций с профессорско-преподавательским составом и научными работниками, оказание помощи студенчеству в подготовке к сессии;

Совершенно логично, что основным обязательством по учебной работе в вузе оставалась академическая успеваемость студентов. Организаторы соцсоревнования были устремлены к «максимальному переходу удовлетворительно успевающих в категорию хороших, а хорошо успевающих - в категорию отличных» [12, Л. 79]. Наряду с этим в договорах по соцсоревнованию зачастую провозглашалась необходимость осуществления борьбы за объективную оценку знаний13 и выполнения учебных планов.

Примечательно, что среди студенчества и аспирантов, профессорско-преподавательского состава и научных работников, сотрудников и служащих вуза одним из наиболее распространенных было обязательство по изучению иностранных языков.

В ходе соцсоревнования пристальное внимание уделялось организации самостоятельной работы учащихся. Помимо пополнения библиотеки учебной и научной литературой и обеспечения доступа к ней14, руководство вуза и отдельных факультетов старалось предоставить студенчеству возможность работы в лабораториях и кабинетах не только в учебное время, но и во внеурочные часы.

В некоторых вузах существовала практика, когда в печатных или стенных институтских газетах выделялся специальные раздел, называемый, например, «Самостоятельная работа студентов» [12, Л. 136], в котором помещались статьи с советами и рекомендациями для учащихся по вопросам методики самостоятельной работы (рациональные методы конспектирования, записи лекций, подготовки рефератов, докладов, методы проведения эксперимента и т. п.) и рационализации времени.

11 Например, методы стахановцев, опыт ударников учебы.

12 Так, например, студенты трех групп заочного факультета Горьковского мединститута заключили соцдоговор с зав. каф. Биологической химии, проф. Городисской (на срок с января 1932 г. по май 1933 г.). Была организована постоянная почтовая связь между студентами-заочниками и проф. Городисской, последняя должна была отсылать ответ не позднее, чем через 24 часа по получении запроса (См.: ЦАНО. Ф. 2533. Оп. 2. Д. 25. Л. 26.).

13 Имеется в виду непредвзятость и максимально возможная объективность, недопустимость либерализма и непотизма при выставлении оценок.

14 Важно понимать, что в начале 30-х гг. далеко не у каждого вуза имелась в наличии собственная библиотека для студентов или читальный зал в ней. Так Горьковский госуниверситет в отчете по выполнению взятых обязательств по Всесоюзному соревнованию вузов (июль 1933 г.) отмечал, что библиотекой университета было приобретено 248 томов технической литературы, 2505 томов по естественным и точным наукам, 1002 томов другой учебной литературы, 116 томов иностранной литературы, однако, при этом читальный зал за отсутствием помещений не был организован (См.: ЦАНО. Ф. 377. Оп. 7. Д. 30. Л. 5.).

Преподавательским составом проводилась проверка качества конспектов и записей лекций, в том числе на грамотность и культуру речи. Например, в Горьковском химико-технологическом институте было организовано15 рецензирование студенческих конспектов с последующим обсуждением лучших и худших [8, Л. 3].

В части соблюдения режима и трудовой дисциплины советские высшие учебные заведения и индивидуальные соревнующиеся брали на себя следующие обязательства:

1) сведение на нет опозданий и прогулов (без уважительных причин), административных взысканий;

2) четкое выполнение правил внутреннего распорядка;

3) строгое ведение учета посещаемости (обязательство работников вуза).

Так, в частности, штаб академ-эстафеты Горьковского мединститута призывал ударников из числа студентов и профессорско-преподавательского состава, «засучив рукава, по-большевистски ринуться в бой за качество учебы, за образцовую трудовую дисциплину, уничтожив на нет, как пережиток прошлого - прогулы, опоздания и разгильдяйство»16.

По части организации производственной практики студентов брались как уже упомянутые обязательства вроде соблюдения правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины, рационализации труда и изучения лучших методов работы, обмена опытом, максимального использования в обучении знаний, полученных практическим путем, так и некоторые другие; соревнующиеся вузы стремились установить тесную связь с производством, добиться лучшей организации прохождения учебно-производственной практики студентов, если нужно, устранив имеющиеся недостатки.

Воплощение в жизнь взятых высшими учебными заведениями обязательств по научно-исследовательской деятельности и аспирантуре представлялось возможным, если будут решены следующие задачи:

1) Обеспечение всех необходимых условий для успешного выполнения научно-исследовательской работы вуза, «полностью подчинив ее задачам социалистического строительства и обороны нашей Родины» [10, Л. 80];

2) Проведение научных конференций, публичных научно-практических и теоретических лекций, докладов;

3) Организация консультационной работы со студентами и аспирантами;

4) Вовлечение студентов и аспирантов17 в совместную исследовательскую деятельность с профессорско-преподавательским составом и научными работниками вуза;

5) Организация научных кружков и обществ при кафедрах, создание кружков и обществ научной самодеятельности, обеспечение внимательного контроля за их деятельностью со стороны преподавателей и научных работников, участия и оказания необходимой помощи в работе;

6) Научное «опекунство и покровительство» над студентами, аспирантами и ассистента-

ми18.

15 В 1933/1934 учебном году.

16 Обращение ко всем ударникам Мединститута (сентябрь 1931 г.) // ЦАНО. Ф. 2533. Оп. 2. Д. 25. Л. 1.

17 В первую очередь вовлечение отлично успевающих как в научно-исследовательскую деятельность, так и в работу научных кружков и обществ при факультетских кафедрах.

18 В ходе соцсоревнования в высшей школе неоднократно декларировалась необходимость выявления среди студентов наиболее успевающих, имеющих склонность к научной работе, изобретениям, людей с большими организаторскими способностями и другими дарованиями, необходимость обеспечения их продвижения и создания всех условий для дальнейшего роста.

К вышеназванному можно добавить такие распространенные обязательства, как сдача в печать определенного количества научных работ, работа с иностранной и специальной литературой, участие в соцсоревнованиях и конкурсах19 по научно-исследовательской деятельности и многие другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По линии аспирантуры можно выделить всего одно существенно отличающееся от ранее упомянутых обязательств - это обещание подготовить диссертационную работу к определенному в соцдоговоре сроку.

Наиболее часто встречающимися обязательствами по общественной работе20 в учебной деятельности следует назвать: оказание помощи отстающим21, организацию деятельности тематических кружков и обществ по различным вопросам учебных дисциплин, проведение академических боев, эстафет и др.; в научно-исследовательской деятельности: установление тесной взаимосвязи с производством и сельским хозяйством, различными учреждениями и организациями в области производственной практики и повышения общенаучной квалификации трудящихся, организацию научных кружков и обществ и осуществление руководства над ними проф. преп. составом и научными работниками.

Представляется интересным обязательство проф. преп. состава и научных работников по выполнению, досрочному погашению облигации займа пропаганды науки и техники.

Отдельные вузовские структурные подразделения (кафедры, факультеты) и индивидуальные соревнующиеся брали на себя обязательства в части повышения квалификации. В редких случаях в соцдоговорах также присутствовал раздел, посвященный обязательствам по работе с кадрами.

Раздел «Подготовка к новому учебному году» включал в себя: проведение массовой разъяснительной работы среди поступающих, организацию вербовки и приема, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу с учащимися в летний период, ряд мероприятий по снабжению, оборудованию и технической подготовке помещений учебного заведения и общежитий.

Разумеется приведенный здесь перечень обязательств не является полностью исчерпывающим, поскольку существовали многочисленные деления вузов и втузов по отраслям, специальностям, направлениям подготовки, что, порой, предполагало наличие некоторых специфичных показателей, однако, выделенные нами разделы подчинены единому скрепляющему стержню, а обозначенные направления, если угодно, составляют тот фундамент, на котором зиждилась «колоссаль» советской системы высшего образования.

Общественно-политическая работа и массовая культурная деятельность

Вовлечение студенчества, преподавателей и научных работников, служащих и хозяйственно-технический персонал в общественную жизнь вуза стало одним из ключевых направлений для соревнующихся при составлении соцдоговоров в высших учебных заведениях. Обязательства по общественно-политической работе и массовой культурной встречают-

19 В частности, Горьковский госуниверситет включился в работу по составлению Энциклопедии Горьковского края в ходе краевого конкурса на лучшую кафедру 1933/1934 учебного года (См.: ЦАНО. Ф. 377. Оп. 7. Д. 30. Л. 159.).

20 Обязательства и показатели по общественно-политической работе и массовой культурной деятельности в советском вузе будут подробно изложены далее.

21 Под отстающими понимались не только студенты с неудовлетворительными оценками, но и те, кто, имея все данные для повышения показателей учебы, ограничивался удовлетворительными оценками.

ся в большинстве коллективных соцдоговоров, а также были довольно распространены в индивидуальных договорах.

В авангарде осуществляемой деятельности становился принцип несения не менее одной общественной нагрузки трудящимся. Советский вуз в течение 30-х гг., методом проб и ошибок, проходит длительный путь рационализации и гармонизации уровня соотнесения академической и общественной нагрузок.

В рамках соцсоревнования студенты и аспиранты, профессорско-преподавательский состав и научные работники принимали активное участие по оказанию помощи нуждающимся: в первую очередь отстающим в учебе. Кроме того существовала практика организации товарищеской помощи «наименее материально обеспеченным, слабым по здоровью, не по своей вине отстающим в учебе» [5, Л. 20].

В большинстве вузов в обязанность ударникам и соревнующимся ставились:

а) «активное участие в общественной работе с обязательным посещением собраний, совещаний и проч.»22;

б) обеспечение максимального участия в организуемых хозяйственно-политических кампаниях, в демонстрациях, в субботниках и т. п.

Одним из направлений в общественной работе внутри или вне вуза в 30-е гг. становится выпуск стенных и печатных газет, журналов. Декларировалась необходимость вовлечения в корреспондентскую деятельность студентов и аспирантов, преподавателей и научных работников, служащих советской высшей школы. Так, студенты нескольких групп Нижегородского вечернего инженерного института в ходе соцсоревнования 1932 г. обязались передавать свои заметки в каждый номер стенгазеты [4, Л. 1]. А преподавательницы иностранных языков при Горьковском сельскохозяйственном институте пообещали силами студенчества выпустить к 1 мая 1935 г. стенгазету на английском и немецком языках [6, Л. 8].

Интересно, что соревнующиеся из Горьковского мединститута и Горьковского сельскохозяйственного института в 1937 г. предлагали положить в основу всей общественно-политической работы «воспитание большевистской бдительности, изучение людей, их политического лица, их отношения к выполнению порученного дела, интересов, настроений и бытовой обстановки». «Широко практиковать в этих целях беседы в студенческих группах и общежитиях, на кафедрах, беседы с отдельными людьми и быстрое реагирование на сигналы в институтских газетах и, особенно, стенных газетах общежитий, быстрое рассмотрение поступающих жалоб, систематическое подведение итогов и освещение в печати результатов общественно-политических кампаний» [10, Л. 75].

Ключевым показателем вневузовской деятельности по обязательствам соцдоговора следует назвать организацию просветительской работы и шефства.

Предполагалась оказание помощи на селе (помощь крестьянской бедноте, ликвидация безграмотности и малограмотности), шефство над колхозами и совхозами (работа в поле и по хозяйству, починка сельхоз средств, чтение лекций, проведение бесед, консультационная работа и прочее). Так, например, в рамках соцсоревнования профессор Горьковского сельскохозяйственного института - тов. Ордынский вместе с другими специалистами Горьковского края в 1936-1937 гг. проводил занятия «по вопросам селекции, семеноводства и агротехники Арзамасского лука» со стахановцами Арзамасского района [5, Л. 22].

22 См., например: Обязанности ударника (1931 г.) // ЦАНО. Ф. 2533. Оп. 2. Д. 51. Л. 2.

Осуществляемая по соцобязательствам вуза работа в городе, помимо деятельности по ликвидации безграмотности и малограмотности, предполагала шефство над предприятиями (чтение лекций, проведение бесед в рабочих клубах и цехах, консультационная работа), шефство над школами (работа с учителями, обмен опытом, чтение лекций для школьников) и военными частями (санпросвет и культпросвет, организация кружков первой помощи). Также силами студенчества, профессорско-преподавательского состава, научных работников и служащих проводилась общественная работа в районных городских и сельских клубах; соревнующиеся принимали участие в деятельности добровольческих и общественных организаций.

В частности Горьковский мединститут в течение 30-х гг. неоднократно выполнял следующие обязательства по соцдоговорам: принятие участия, совместно со студенчеством, в организации кружков первой помощи на предприятиях, в вузах, колхозах, военных частях; подготовка актива РОКК23 из студенчества для руководства кружками первой помощи и сандружин; вовлечение профессорско-преподавательского состава и административно-технического персонала в ячейки РОКК и его работу [10, Л. 21-23].

Ко всему вышеназванному следует добавить, что за пределами вуза ударники и соревнующиеся (в основном из среды профессорско-преподавательского состава) принимали активное участие в работе так называемых «антирелигиозных университетов» и «университетов выходного дня», занимались чтением публичных лекций.

В рамках обязательств по массовой культурной работе также предполагалось ведение систематической работы по повышению общего культурного уровня студенчества «путем борьбы за повышение грамотности и культуры речи и письма, организации культурного досуга и художественного воспитания» (посещение театров, концертов, выставок, лекций, организации кружков самодеятельности и культурных мероприятий, экскурсий и загородных прогулок и пр.) [10, Л. 76].

Примечательно, что в ходе Всесоюзного соревнования ВУЗов, ВТУЗов и техникумов 1933/1934 учебного года каждый студент Горьковского химико-технологического института обязался прочесть не менее четырех книг художественной литературы за II полугодие [8, Л. 4]. А, например, Горьковский сельскохозяйственный институт, включившись в производственный поход имени VII Съезда Советов24, обязался «для обеспечения культурного роста студентов организовать: выписку газеты или журнала на каждого студента и преподавателя, провести не менее 20 организованных посещений театра, 10 посещений музеев, 10 посещений заводов города, устроить не менее как трижды за год в каждой группе (всего 33) литературных читок новейших произведений литературы, договорившись и установив шефство над своей группой одного из краевых писателей» [5, Л. 20].

В целом же выполнение обязательств по общественно-политической работе и массовой культурной деятельности позволяло участникам соцсоревнования не только удовлетворять собственные потребности (социальные, культурно-эстетические и др.), позволяло не только активно вливаться в жизнь вуза, города, края (области, республики), всей страны, но и оказывать существенное воздействие в той или иной степени на формирование окружающей их действительности.

23 Российское общество Красного Креста.

24 1934/35 учебный год.

Идейно-политическое воспитание

Следующий блок обязательств по соцсоревнованию, тесно связанный с предыдущим, касался идейно-политического воспитания студентов, административно-технического персонала, молодых научных работников и служащих, профессорско-преподавательского состава.

В рамках деятельности по овладению большевизмом студенты и работники высших учебных заведений уделяли в первую очередь внимание следующим показателям при составлении соцдоговоров.

1) Организация работы по усвоению марксизма-ленинизма и диалектического материализма путем изучения первоисточников, аккуратного и тщательного разбора трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина, проведения систематических консультаций, лекций и семинаров, бесед и встреч, конференций, агитационной и пропагандистской работы, выпуска стенных и печатных газет, журналов;

2) Всестороннее и глубокое изучение решений Всесоюзных съездов Советов25, съездов ВКП(б), изучение Сталинской конституции 1936 г., положения о выборах в Верховный Совет СССР 1937 г. и др., развертывание массовой работы по разъяснению путем лекций, кружковых занятий, бесед в учебных заведениях и в общежитиях.

Выполнение обязательств по всеобщему охвату политпросвещением и повышению политической грамотности внутри вуза предполагалось осуществлять через:

• политучебу и деятельность политкружков, парткабинетов;

• проведение политбоев и просветительских мероприятий (политбеседы, политвечера и прочее);

• организацию красных уголков в учебных заведениях и общежитиях;

• организацию подписки на определенные в соцдоговоре газеты и журналы, чтение периодики и литературы.

В качестве примера можно разобрать деятельность Горьковского госуниверситета в ходе Всесоюзного соревнования ВУЗов, ВТУЗов и техникумов: в период с I/I по I/VII 1933 г. в ГГУ действовало 14 политкружков, из них: девять ленинских школ, четыре комсомольских кружка, один кружок текущей политики (для аспирантов); также работал семинар для научных работников по диалектическому материализму. За указанный период было проведено два общевузовских политбоя, один межвузовский и ещё один с военной школой. К окончанию соревнования политической учебой были охвачены все студенты (см. Таблицу 1 и Диаграмму 1) [12, Л. 1, 7, 9-10].

На довоенном этапе среди вузов также довольно распространенными обязательствами по идейно-политическому воспитанию в соцдоговорах были: активное участие в антирелигиозной пропаганде, втягивание профессорско-преподавательского состава и молодых научных работников в работу общества Воинствующих материалистов диалектов, организация изучения истории народов СССР, истории партии путем проведения лекций и кружковых занятий.

25 Последний - VIII Всесоюзный съезд Советов в 1936 г.

Диаграмма 1.

400 300 200 100 0

□ Общее количество студентов в ГГУ

□ Студентов, охваченных политучебой

□ Аспирантов, охваченных политучебой

На I/I

На I/IV

На I/VII

Таблица 1

На I/I: На I/IV: На I/VII:

Общее количество студентов в Горьков-ском госуниверситете 364 313 292

Политической учебой охвачено:

Студентов 299 305 292

Аспирантов 20 20 20

Воплощение в жизнь взятых высшими учебными заведениями обязательств во многом способствовало всестороннему развитию советских граждан и воспитанию у них высоких морально-политических качеств, так необходимых государству в проведении социалистического строительства, в ходе индустриализации и коллективизации, культурной революции, в преддверии приближающейся военной опасности к границам Советского Союза.

Военно-оборонная и физкультурная деятельность

В 30-е гг. комплекс обязательств по военно-оборонной и физкультурной деятельности советского вуза является одним из ключевых блоков в социалистических договорах по соцсоревнованию.

С течением времени становится заметным постепенное нарастание количественных и качественных внутриинститутских и межвузовских обязательств по оборонному и военному делу. Такая тенденция объясняется несколькими взаимосвязанными факторами: 1) решение общегосударственной задачи по укреплению обороноспособности страны (фактор внешней

угрозы); 2) увеличение опыта участия советских вузов в соцсоревновании, опыта его организации, а следовательно постепенное развитие отдельных форм, методов, элементов соревнования; 3) нарастающая популярность среди населения отдельных военно-физкультурных комплексов (ГТО, ГСО, П.В.Х.О., В.С. и др.), пропаганда ЗОЖ и занятия спортом в СССР.

К основным показателям по физической культуре, обозначенным в соцдоговорах, следует отнести:

• посещаемость занятий и успеваемость по практической и теоретической физкультуре;

• участие в спортивных секциях, кружках, организациях, физкультурных коллективах вуза;

• организация соревнований по всем видам спорта и обеспечение участия в них студенчества, профессорско-преподавательского состава, молодых научных работников и служащих;

• сдача спортивных норм и нормативов;

• участие в тренировках в выходные дни.

Наиболее распространенными показателями по военно-оборонному делу следует назвать выполнение норм военно-физкультурных комплексов («Готов к труду и обороне», «Готов к санитарной обороне», «Готов к противовоздушной и противохимической обороне», «Ворошиловский стрелок» и др.) и получение соответствующих значков, а также подготовка студенчества (в большей степени), преподавательского состава, молодых научных работников и служащих по определенным спортивным дисциплинам и военно-учетным специальностям (в качестве примера см. Таблицу 2).

Подготовка значкистов по комплексу «Готов к труду и обороне» была настолько массовой, что даже среди пунктов ежемесячной сводки (ежемесячного отчета) по Всесоюзному соцсоревнованию ВУЗов, ВТУЗов и техникумов фигурировал среди прочих N-й пункт «Количество студентов, сдавших нормы на значок ГТО».

Ко всему вышеназванному стоит добавить, что в рамках соцсоревнования осуществлялась практика просветительской работы среди военнослужащих и шефства над частями Красной Армии.

Так, например, работники акушерско-гинекологической и детской клиник совместно со студентами Горьковского мединститута занимались санитарно просветительской работой по линии охраны материнства и детства среди семей военнослужащих [10, Л. 12-13]; научные работники вуза совместно со студенчеством принимали участие в организации кружков первой помощи в военных частях [10, Л. 21]. А кафедра иностранных языков Горьковского госуниверситета в 1933/34 учебном году обязалась за три с половиной месяца научить на немецком языке писать и читать, иметь активный запас в 100 слов специальных терминологий командный состав батальона связи [12, Л. 140].

Таблица 226.

Обязательства по соревнованию Горьковского индустриального института имени А.А. Жда-

_нова на II полугодие 1938/39 учебного года:_

Обязательство иметь к концу учебного года:

1 Значок «Готов к труду и обороне» I ступени 280 человек

2 Значок ГТО II ступени 20 человек

26 Составлена по материалам ЦАНО. Ф. 2464. Оп. 4. Д. 260. Л. 53-54.

3 Значок «Ворошиловский стрелок» I степени 500 человек

4 Значок «В.С.» II степени 50 человек

5 Знак «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» I ступени 300 человек

6 Знак «Готов к П.В.Х.О.» II ступени 50 человек

Обязательство подготовить к концу учебного года:

1 Парашютистов I категории 200 человек

2 Парашютистов II категории 30 человек

3 Мотоциклистов 200 человек

4 Инструкторов-мотоциклистов 11 человек

5 Инструкторов стрелкового спорта 19 человек

6 Ворошиловских пулеметчиков 120 человек

7 Снайперов 15 человек

8 Водителей автомашин (в порядке шефства над частями РККА) 100 человек

Любопытным представляется тот факт, что в пунктах соцдоговоров и материалах по соревнованию неоднократно прямо или косвенно упоминается об опасности, исходящей от распространения фашизма, угрозы усиления милитаристских Германии и Японии. Так, в договоре27 между Горьковским мединститутом и Горьковским сельскохозяйственным институтом значился следующий пункт: «систематически ознакомлять студенчество, профессорско-преподавательский состав и служащих путем лекций и изучения литературы с целями и задачами, практикой и техникой вредительско-диверсионной и шпионской работы японо-германских разведок и их троцкистско-бухаринской агентуры» [5, Л. 2]. В данном контексте можно также привести фрагмент из обращения28 студенчества, профессоров и преподавателей, рабочих и служащих Медицинского и Сельскохозяйственного институтов ко всему студенчеству, профессорам и преподавателям вузов г. Горького: «В то время как фашизм губит миллионы человеческих жизней, разрушает культурные и научные ценности, воскрешая самые мрачные страницы средневековья - Советский Союз является светочем подлинного гуманизма и культуры, неприступной крепостью социализма, оплотом и надеждой трудящихся и угнетенных народов всего мира» [10, Л. 79].

Итак, массовое среди молодежи выполнение норм по различным военно-физкультурным и медико-санитарным комплексам в течение 30-х и начала 40-х гг. в рамках соцсоревнования в советских вузах, а также деятельность студенчества, преподавательского состава, молодых научных работников и служащих по определенным военно-спортивным дисциплинам, занятия по военно-учетным специальностям во многом позволили советскому обществу, и, в частности, молодому поколению, подготовиться в той или иной степени к надвигающимся угрозам военного времени.

Материально-бытовая, административно-хозяйственная и финансовая деятельность

Последним, но не по значению, следует назвать блок обязательств высших учебных заведений и индивидуальных соревнующихся по части их материально-бытовой, административно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Для достижения высоких показателей и результатов, эффективности функционирования вуза трудящимися предлагалось акцентировать внимание на двух ключевых механиз-

27 Заключенном в 1937/38 учебном году.

28 1937 года.

мах осуществления практических мероприятий, а именно - рационализации и оптимизации труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неоднократно декларировалось, что «вопросу рационализации должны придавать особое значение, практически сосредоточиваться на использовании даже малейших к тому возможностей, продвигать в жизнь мероприятия, не вызывающие на свое проведение особых затрат...», а кроме того «принимать меры к сокращению содержания аппарата за счет уплотнения рабочего дня, рационального использования каждого работника, проверке штата, их возможного сокращения, а также снижения зависимых накладных расходов по электроосвещению, телефону и ремонту» [11, Л. 2]. Учет рационализаторских предложений и проведение их в жизнь, экономия материальных ресурсов и бережное отношение к оборудованию, - всё это ставилось во главу движения соцсоревнования, непременно фигурируя и в индивидуальных договорах трудящихся.

Данная практика имеет свои примеры почти повсеместно. Так Горьковским мединститутом [10, Л. 21] и Горьковским сельскохозяйственным институтом [5, Л. 21] на 1934/35 учебный год было принято обязательство организовать сбор рационализаторских предложений по работе столовой, удешевлению и улучшению качества питания, строительству и оборудованию помещений.

Кроме того советскими вузами время от времени брались обязательства по предоставлению помещений, обязательства по их оборудованию или дооборудованию, обеспечению материальными средствами тех или иных организованных структур под определенные в соцдоговоре цели и задачи.

Не менее важными являются обязательства по повышению материально-культурного уровня, в первую очередь студенчества, и улучшению санитарно-бытовых условий.

Представляется примечательным то, что в 30-е гг. советские вузы довольно часто обязались радиофицировать комнаты в общежитиях, а также кинофицировать одно или не-

Ч/ г—ч I— Ч/ V V

сколько помещений. В частности Горьковский сельскохозяйственный институт по взятым обязательствам запланировал оборудовать зал для демонстраций, где должны были показать не менее 5 кинокартин в течение 1934/35 учебного года [5, Л. 19].

Пристальное внимание уделялось вопросам санитарии и гигиены. Прежде всего это выражалось в проведении санитарных минимумов в пределах целого вуза или отдельных помещений, а также в проведении соревнований между студентами, комнатами или же отдельными этажами общежития на лучшее санитарное состояние и бытовое обслуживание.

В соцдоговорах, преимущественно индивидуальных, кроме прочего выделялся пункт по выполнению финансовых обязательств. Под этим, главным образом, подразумевалась ликвидация задолженностей (по членским взносам, дифпаю, взносам добровольных обществ и др.). В начале 30-х гг. в рамках соцсоревнования работники вуза также принимали на себя обязательство становиться вкладчиками сберкасс.

Разумеется приведенный выше перечень обязательств по ключевым направлениям деятельности советских вузов и показателям соцдоговоров не является полностью исчерпывающим. С одной стороны это связано с существующей спецификой отдельных высших учебных заведений, с другой - с тем, что поскольку показатели заключаемых соцдоговоров касались почти всех сторон университетской действительности, то и многие обязательства по различным направлениям деятельности соревнующихся были напрямую или опосредованно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Нередко целая серия параллель-

но действующих соцсоревнований, как ранее завершенных, так и ныне активных, различных коллективных и индивидуальных соцдоговоров в конечном счете вела советский вуз единым курсом. Что позволяло не только тактически разрешить определенные частные задачи на местном и региональном уровнях, но и добиться успеха в достижении стратегически важных для государства целей, имеющих место в долгосрочной перспективе.

Литература:

1. О подготовке научных и научно-педагогических работников. 13 января 1934 г.: Постановление СНК СССР // Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР. - 1934. № 3. Ст. 29. - С. 61-63.

2. Постановление ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». - 19 сентября 1932 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Л.Ф. Литвинов, Ф.И. Пузырев. - М.: Педагогика, 1974. - С. 420-426.

3. Университеты и научные учреждения / Ред. коллегия: Р.И. Белкин, Г.И. Бройдо, Х.З. Габидуллин и др.; Наркомпрос РСФСР. - 2-е изд. - М.; Л.: Объедин. науч.-техн. изд-во, 1935. - 583 с.

4. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 1011. Оп. 1. Д. 83.

5. ЦАНО. Ф. 2375. Оп. 1. Д. 81.

6. ЦАНО. Ф. 2375. Оп. 2. Д. 8.

7. ЦАНО. Ф. 2464. Оп. 4. Д. 260.

8. ЦАНО. Ф. 2464. Оп. 4. Д. 85.

9. ЦАНО. Ф. 2479. Оп. 1. Д. 70.

10. ЦАНО. Ф. 2533. Оп. 2. Д. 25.

11. ЦАНО. Ф. 2533. Оп. 2. Д. 51.

12. ЦАНО. Ф. 377. Оп. 7. Д. 30.

13. ЦАНО. Ф. 377. Оп. 9. Д. 120.

References:

1. O podgotovke nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih rabotnikov. 13 janvarja 1934 g.: Postanovlenie SNK SSSR // Sobranie zakonov i rasporjazhenij raboche-krest'janskogo pravitel'stva SSSR. - 1934. № 3. St. 29. - S. 61-63.

2. Postanovlenie CIK SSSR «Ob uchebnyh programmah i rezhime v vysshej shkole i tehnikumah». - 19 sentjabrja 1932 g. // Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshheobrazovatel'naja shkola. Sbornik dokumentov. 1917-1973 gg. / Sost. A.A. Abakumov, N.P. Kuzin, L.F. Litvinov, F.I. Puzyrev. - M.: Pedagogika, 1974. - S. 420-426.

3. Universitety i nauchnye uchrezhdenija / Red. kollegija: R.I. Belkin, G.I. Brojdo, H.Z. Gabidullin i dr.; Narkompros RSFSR. - 2-e izd. - M.; L.: Ob#edin. nauch.-tehn. izd-vo, 1935. - 583 s.

4. Central'nyj arhiv Nizhegorodskoj oblasti (CANO). F. 1011. Op. 1. D. 83.

5. CANO. F. 2375. Op. 1. D. 81.

6. CANO. F. 2375. Op. 2. D. 8.

7. CANO. F. 2464. Op. 4. D. 260.

8. CANO. F. 2464. Op. 4. D. 85.

9. CANO. F. 2479. Op. 1. D. 70.

10. CANO. F. 2533. Op. 2. D. 25.

11. CANO. F. 2533. Op. 2. D. 51.

12. CANO. F. 377. Op. 7. D. 30.

13. CANO. F. 377. Op. 9. D. 120.

— • — Сведения об авторе

Роман Юрьевич Зверев, магистрант Института международных отношений и мировой истории, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.