Научная статья на тему 'Профессорско-преподавательский состав Горьковского государственного педагогического института им. А. М. Горького в 60-е гг. Хх в'

Профессорско-преподавательский состав Горьковского государственного педагогического института им. А. М. Горького в 60-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
872
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА / УЧЕБНАЯ РАБОТА / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирницкий Александр Евгеньевич

В статье исследуются основные направления деятельности преподавателей Горьковского государственного педагогического института им А.М. Горького в 60-е гг. ХХ в. На основе архивных источников и периодической печати автор делает вывод об активном участии преподавателей вуза в научной и учебной работе по подготовке квалифицированных учителей. В этот период времени работники вуза оказывали на студенчество не только профессиональное, но и глубокое нравственное влияние. Многие из них были непосредственными участниками переломных исторических событий в истории нашей страны. Немало преподавателей были участниками Великой Отечественной войны. Несмотря на закрытый статус города, лучшие из преподавателей вуза поддерживали прочные научные связи с зарубежными учеными, а некоторые из них ездили в служебные командировки в зарубежные страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSORS OF GORKY STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED OF A.M. GORKY IN 60-TH OF THE XX CENTURY

The article examines the main directions of activity of teachers of pedagogical institute in the 60ies of XX century. On the basis of regional sources and periodicals, the author concludes that the active participation of teachers in research and academic work on the preparation of highly qualified teachers. In this time employees of the University have given students not only professional, but also a profound moral influence. Many of themwere direct participants in a critical historical events in the history of our country. Many teachers were participants of the Great Patriotic War. Despite the closed status of the city best teachers of the Univercity maintained close scientific ties with foreign scientists, and some of them went to scientific trips to foreign countries.

Текст научной работы на тему «Профессорско-преподавательский состав Горьковского государственного педагогического института им. А. М. Горького в 60-е гг. Хх в»

УДК Г 378.4.

А.Е. СМИРНИЦКИЙ1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

ГОРЬКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. А.М. ГОРЬКОГО В 60-е ГГ. ХХ В.

Аннотация: В статье исследуются основные направления деятельности преподавателей Горьковского государственного педагогического института им А.М. Горького в 60-е гг. ХХ в. На основе архивных источников и периодической печати автор делает вывод об активном участии преподавателей вуза в научной и учебной работе по подготовке квалифицированных учителей. В этот период времени работники вуза оказывали на студенчество не только профессиональное, но и глубокое нравственное влияние. Многие из них были непосредственными участниками переломных исторических событий в истории нашей страны. Немало преподавателей были участниками Великой Отечественной войны. Несмотря на закрытый статус города, лучшие из преподавателей вуза поддерживали прочные научные связи с зарубежными учеными, а некоторые из них ездили в служебные командировки в зарубежные страны.

Ключевые слова: преподаватели вуза, учебная работа, научная деятельность. A.E.SMIRNITSKY1

'Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod Russian Federation

PROFESSORS OF GORKY STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED OF A.M. GORKY IN 60-TH OF THE XX CENTURY

Abstract: The article examines the main directions of activity of teachers of pedagogical institute in the 60- ies of XX century. On the basis of regional sources and periodicals, the author concludes that the active participation of teachers in research and academic work on the preparation of highly qualified teachers. In this time employees of the University have given students not only professional, but also a profound moral influence. Many of themwere direct participants in a critical historical events in the history of our country. Many teachers were participants of the Great Patriotic War. Despite the closed status of the city best teachers of the Univercity maintained close scientific ties with foreign scientists, and some of them went to scientific trips to foreign countries. Keywords: university, professors, activity.

Период 60- х гг. ХХ в. был для нашей страны временем больших свершений и надежд. Уже тогда было ясно, что своими успехами в тот период времени Советский Союз был обязан советской системе образования, в рамках которой формировался не узкий специалист, подобный флюсу, а всесторонне образованная личность. В этой связи более чем актуален вопрос о том, какие люди готовили учителей, которым предстояло дать основы знаний, умений и навыков советским школьникам, насколько они отвечали тем высоким

требованиям, которые предъявляло к учителям учителей советское общество. Цель данной статьи - на основе имеющихся источников дать социально-психологический портрет советского преподавателя педагогического вуза крупного промышленного центра, каким был г. Горький 60-х гг. ХХ в. Данная проблема отчасти была освещена в ряде работ, однако крайне скупо и фрагментарно [1].

Характеризуя профессорско-преподавательский состав ГГПИ им. А.М. Горького в 60-е гг. ХХ в., следует обратить внимание на те социальные условия, в которых работал вуз. Во-первых, кроме педагогического института в г. Горьком работало еще шесть вузов, в том числе ГГУ им. Н.И. Лобачевского. Условия работы в них были гораздо более выгодными, чем в пединституте. Поэтому в пединститут шли работать либо энтузиасты своего дела, либо те, кто не сумел устроиться в других вузах, что накладывало своеобразный отпечаток на качество преподавания в пединституте: преподаватели были либо мастера своего дела, либо недоучки - «средний» тип преподавателя существенно уступал по численности этим категориям. Данная ситуация сказывалась и на возрастном составе преподавателей: научная молодежь не шла работать в педвуз, так как материальные условия были там существенно хуже, чем в других вузах города. Высокая учебная нагрузка преподавателей затрудняла их научную деятельность. Так, с 1964 по 1967 гг. из 55 чел., окончивших аспирантуру, только 15 чел. завершили подготовку диссертаций [2, с. 39]. Малейшие позитивные изменения в этом направлении деятельности института отмечались в ежегодных отчетах. Так, в 19661967 учебном году аспирант кафедры спорта Р.А. Белов (научный руководитель доцент Б.В. Сермеев) впервые в истории института защитил кандидатскую диссертацию более чем за год до окончания срока пребывания в аспирантуре [3;8]. В 1968 г. из 293 преподавателей лишь 131 чел. имели ученые степени кандидатов и докторов наук [4;83].

Развернутая характеристика кадрового голода, который испытывал институт в начале 60-х гг. ХХ в., была дана в годовом отчете о работе института за 1961-1962 учебный год. «Привлечь со стороны маститых ученых институт не имеет возможности, т.к. не может обеспечить жилплощадью. Отсутствие квартир у института приводит к тому, что вырастающие в его стенах научные работники уходят в другие вузы, предоставляющие им благоустроенные квартиры. Высокий норматив определения штатных работников для педагогических институтов приводит к большой учебной нагрузке преподавателей. Поэтому наиболее способные работники «бегут» в университет и другие вузы, в которых условия работы более выгодны для развития науки, в которых учебная нагрузка преподавателя в 1,52 раза ниже, чем в пединституте. В институте остаются обычно ветераны, проработавшие всю жизнь в его стенах, которым уже нельзя уходить, т.к. скоро надо идти на пенсию. Отсюда основной состав высококвалифицированных работников имеет солидный возраст, а способная научная молодежь уходит на сторону. За 50 лет своего существования Горьковский пединститут подготовил для других вузов страны много ученых, а сам испытывает в них острую нужду».

Кроме того, в то время г. Горький имел статус закрытого города, поэтому возможности института привлечь к работе преподавателей из других регионов страны были минимальны.

Следует отметить, что институт обеспечивал преподавателями не только вузы города, но и вузы зарубежных стран. Как отмечал ректор Горьковского пединститута А.Д. Саблин в письме начальнику Главного управления вузов Н.В. Александрову от 18 февраля 1964 г.: «За

последние 5 лет институт систематически направлял для работы в страны народной демократии лучших преподавателей русского языка и литературы, как на короткое, так и на длительное время» [5;6].

25 февраля 1964 г. руководству Горьковского пединститута было предложено подобрать 1-2 специалистов по современному русскому языку и советской литературе из числа штатных преподавателей. При оформлении партийно-производственной характеристики обязательно указывалось, что данный кандидат политически развит, морально устойчив, характеристика на него обсуждена на парткоме или на партсобрании. К характеристике обязательно прилагался протокол партсобрания. Характеристика должна быть согласована с горкомом или райкомом КПСС (ставилась печать и подпись секретаря), а также с обкомом КПСС. В письме Главного управления вузов на имя ректора обращалось внимание, что «не следует рекомендовать одиноких мужчин или без семьи. Рекомендовать женщин только одиноких, или имеющих свидетельство о расторжении брака» [6;33].

Все эти факторы влияли на кадровый состав вуза. Можно без преувеличения сказать, что работа вуза держалась на отдельных преподавателях, имевших высокий профессиональный и научный статус. Так, когда в 1958 г. ушел из жизни член-корреспондент АН СССР С.И. Архангельский, вуз был переведен во вторую категорию. Соответственно было сокращено финансирование и материальное обеспечение. Так, в 1963 г. аспирантская подготовка осуществлялась лишь на 13 из 25 кафедрах вуза. За 1958-1962 гг. из института выбыло 4 профессора, 32 кандидата наук и доцента. За тот же период в институт поступило 13 кандидатов наук и доцентов [7;1]. В отчете отмечалось, что уход работников вызван, как правило, отсутствием квартир. Однако руководство вуза в меру своих возможностей стремилось улучшить материальное положение преподавателей, в том числе в сфере жилищного обеспечения. Так, в 1969 г. партбюро института составило список преподавателей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В список вошло 90 чел., в том числе 40 остронуждающихся. В него вошли преподаватели, живущие в общежитии, в зданиях института, а также те, которые имели жилье, непригодное для проживания. При составлении очереди на получение жилья учитывался стаж работы в вузе и степень нуждаемости работника в обеспечении жильем. В апреле 1970 г. завершилось строительство жилого дома для сотрудников пединститута. Партбюро создало комиссию для составления списка. Партбюро предложило при составлении списка руководствоваться следующими принципами: 1) степень нуждаемости в жилье; 2) стажем работы в институте; 3) производственной и общественной значимостью работника. Было решено 80% распределяемой жилплощади в новом доме предоставить преподавателям. В результате 45 преподавателей и сотрудников смогли получить жилье или улучшить свои жилищные условия [8;14].

Тем не менее ГГПИ имел довольно сильный кадровый состав. Значительная часть преподавателей была богата не только интеллектуальным потенциалом, но и жизненным опытом. В вузе работали незаурядные люди, имевшие за плечами боевой опыт не только Великой Отечественной, но и гражданской войны. В 1970 г. в вузе работало около 60 ветеранов Великой Отечественной войны [9;1]. Именно этот костяк фронтовиков, пришедших в науку, определял нравственную атмосферу в ГГПИ в 60-е гг. Стремление не только дать студентам прочные знания, но и воспитать их настоящими людьми, душевная широта и бескорыстие были свойственны этим людям.

В этой связи характерны биографии отдельных преподавателей вуза. Так, профессор, доктор исторических наук Н.М. Добротвор в годы гражданской войны редактировал армейскую дивизионную газету, декан историко-филологического факультета И.А. Кирьянов был участником советско-финской и Великой Отечественной войн, М.В. Студеникин -доцент биолого-географического факультета - служил во флоте на о. Рыбачьем. Участником Великой Отечественной войны, награжденным боевыми орденами, был ректор Горьковского педвуза А.Д. Саблин

Не случайно, что именно в те годы было принято решение создать в институте мемориальную доску, посвященную погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, преподавателям и студентам пединститута. Решением партбюро института в 1968 г. была создана комиссия, которая проделала большую работу по сбору данных о погибших. Были проведены беседы, отправлены письма родным, причем от них комиссия получила 70 ответов и товарищам погибших, от которых было получено 100 писем. Преподаватели института Лебединский и Доленко с группой студентов занимались изучением биографии Героя Советского Союза Емельянова, учившегося в институте. По материалам этого поиска газета «Ленинская смена» напечатала статью, а Горьковское телевидение устроило телепередачу [10;71].

Научная активность преподавателей ГГПИ была весьма высокой, особенно, если учесть их высокую учебную нагрузку по сравнению с другими вузами. Так, за 1968-1969 гг. был издан 21 выпуск «Ученых записок», 6 методических пособий и 4 монографии. В январе 1970 г. в издательстве «Знание» вышла в свет брошюра доцента ГГПИ Л.Л. Трубе и Б.С. Хорева - заведующего сектором проблемной лаборатории МГУ им. М.В. Ломоносова «Новые города на карте Родины». В этом же году были защищены докторские диссертации В.П. Киселевым и Л.М. Фарбером. Последний пользовался у студентов большим авторитетом, как преподаватель и человек. «Задания не даю - берите с собой голову», -говорил он студентам. Весьма активно проводилась хоздоговорная деятельность. На кафедре физической географии в 1964-1965 учебном году 10 преподавателей участвовали в разработке проблемы «Изучение и оценка природно-географических условий г. Горького и его природных зон в связи с проблемой градостроительства» [11;11]. На кафедре химии под руководством профессора, доктора химических наук Г.Г. Петухова началась разработка большой комплексной проблемы, посвященной исследованию металлоорганических соединений и их практического использования в промышленности. По этой теме заключен хозяйственный договор с одним из московских предприятий на сумму 23 тыс. руб., в связи с чем в институте впервые открыт научно- исследовательский сектор на 7,5 штатных единиц [12; 10]. В 1967 г. был подготовлен и заключен договор между Советом спортивных обществ и кафедрой теоретических основ физического воспитания на сумму 2000 руб. по проблеме «Научное обоснование средств и методов развития физических качеств спортсменов» [13; 13]. В 1968 г. институтом были выполнены три хоздоговорные работы. Два договора выполнила кафедра химии на общую сумму около 7500 руб. («Разработка электрохимического метода нанесения контактных поясков» и «Разработка и внедрение таблетированных дегазаторов и модификаторов для алюминиевых сплавов») [14;8]. Кафедра ботаники выполнила хоздоговорную тему «Исследование хода роста сосняков в окрестностях г. Дзержинска в связи с загазованностью». В 1969-1970 учебном году учеными института было издано 140 печатных листов научной продукции. От реализованной

продукции (18 тыс. экз.) получено 12 тыс. руб.[15;59]. В 1969-1970 учебном году велось три исследования, выполняемых кафедрами физики и химии по договорам с предприятиями на сумму 16 тыс. руб. Как видно из отчета, суммы были сравнительно невелики, однако следует учитывать, что хоздоговорная деятельность, проводимая преподавателями института, не была приоритетным направлением работы вуза. Так, в 1969 г. в план научной работы института входило 362 темы, из них: по педагогическим наукам - 112, научно-теоретических - 196, народно-хозяйственных - 44. Тем не менее количество народнохозяйственных тем постоянно росло [16; 8].

Серьезная работа велась преподавателями по улучшению системы обучения и подготовки учительских кадров. Так, в 1967г. в институте была создана комплексная лаборатория ТСО, включающая лингофонный кабинет, фотолабораторию, кабинет учебного кино, фонотеку и класс программированного обучения. В этом же году под руководством доцента Зеленцова студенты подготовили два диафильма «Памятники архитектуры нашего города» и «Наш край в древности» [17;30].

По данным Горьковского областного института усовершенствования учителей преподаватели кафедр приняли активное участие в переподготовке за 1965-1970 гг. более 30 тыс. учителей, работников дошкольных учреждений и органов народного образования. На факультетах Университета научных и педагогических знаний (работающего на общественных началах) в течение 1966-1970 гг. переподготовлено около 1200 учителей города [18;57].

Одним из направлений деятельности преподавателей института в те годы была общественная работа. Она проводилась весьма интенсивно, имела разнообразные формы, выходила далеко за рамки института и занимала много времени у преподавателей. Последнее обстоятельство вызывало недовольство педагогов. Содержание общественной работы отражало политические события и курс руководства страны в то время. Так, после событий в Чехословакии в 1968 г. и появлении в университете листовок антисоветского содержания, а также в связи с событиями на о. Даманском в 1969 г. со студентами пединститута преподавателями были проведены беседы, разъясняющие суть событий [19;15]. В 1968г. было решено проводить регулярные политинформации для студентов [20;16].

Активное участие преподаватели вуза принимали участие в антирелигиозной пропаганде. Эта работа проводилась как со студентами, так и с населением города и области. Сложилось правило, что студент и преподаватель в течение учебного года должен был провести хотя бы одну лекцию по антирелигиозной тематике.

Большое внимание в общественной работе уделялось поддержанию преемственности поколений. Руководство вуза и отдельные преподаватели регулярно проводили встречи в стенах института с участниками Великой Отечественной войны, воспитанниками А.С. Макаренко, участниками революций 1905 и 1917 гг. и гражданской войны. Эти встречи вызывали живой интерес у студентов и преподавателей.

Судя по источникам, общественная работа была не всегда эффективна. Преподаватели жаловались на низкую явку студентов на многие общественные мероприятия, студентам был невыносим формализм и скука, царящая на многих из них. Бывшие студенты и преподаватели института ныне с содроганием вспоминают многочасовые заседания по всякому поводу и без повода. Профессор кафедры всеобщей истории В.П. Кустов жаловался,

что некоторые студенты предпочитают в качестве источника информации по политическим проблемам не средства массовой информации СССР, а западные радиоголоса [21;5].

Тем не менее следует отметить, что в тех случаях, когда общественная работа основывалась не на очередной политической кампании, а на профессиональной деятельности, она вызывала большой интерес у студентов и населения. Так, например преподаватели весьма охотно сотрудничали в печати, публикуя там материалы, связанные с профессиональной деятельностью. В институтской многотиражке «За учительские кадры» и газетах города и области регулярно появлялись стихи А.Л. Ященко, краеведческие очерки И.А. Кирьянова и Л.М. Фарбера и многих других преподавателей вуза. Большой популярностью у студентов пользовалась Школа юных историков, которой руководила тогда молодой преподаватель кафедры Истории СССР О.Н. Лебедева.

Таким образом, деятельность профессорско-преподавательского состава Горьковского государственного педагогического института им. А.М. Горького была сложной и многогранной. Имея большую учебную и общественную нагрузку, чем преподаватели других вузов, преподаватели пединститута добивались высоких результатов в подготовке учителей, активно осваивали новые методы обучения, участвовали в хоздоговорной деятельности. Тот уровень промышленного развития, который имели наша страна и Горьковская область в 60- е гг. ХХ в. и в последующее время была достигнута в немалой степени благодаря учителям, подготовленным в стенах Горьковского пединститута. Лучшие из преподавателей вуза не были узкими специалистами, замкнувшимися в сфере своей научной тематики. Они вели широкую и плодотворную общественную работу и внесли немалый вклад в общественную и культурную жизнь города и области.

ЛИТЕРАТУРА

1.См. Зеленцов В.Д., Селезнев К.Г., Русов Ю.В. Горьковский педагогический институт за 50 лет. Краткий исторический очерк. Горький,1961; Школа учителей: Очерк истории Горьковского государственного педагогического института (1911-1986). Горький,1986; Век на педагогической ниве. К 100-летнему юбилею НГПУ: монография / под общей редакцией Л.Е. Шапошникова. Н.Новгород,2011.

2. ГОПАНО ф.932, оп.1, д.178.

3. ЦАНО ф.2734, оп.9, д.690.

4. ГОПАНО ф.932, оп.1, д.178.

5. ЦАНО ф.2734, оп.9, д.428.

6. Смирницкий А.Е. Международные связи ГГПИ им. А.М. Горького в 60-е гг. ХХ в. // Вестник Мининского университета. 2014. № 2.

7. ЦАНО ф.2734, оп.9, д.320.

8. ГОПАНО ф.932, оп.1, д.190.

9. «За учительские кадры»,1970,14 мая.

10. ГОПАНО ф.932, оп.1, д.191.

11. ЦАНО ф.2734, оп.9, д.498.

12. Зеленцов В.Д., Селезнев К.Г., Русов Ю.В. Горьковский педагогический институт за 50 лет. Краткий исторический очерк. Горький, 1961-176 с.

13. ЦАНО ф.2734, оп.9, д.690.

14. ЦАНО ф.2734, оп.9, д.874.

15. ГОПАНО ф.932, оп.1, д.192.

16. Школа учителей: Очерк истории Горьковского государственного педагогического института (1911-1986). Горький, 1986.-212 с.

17. ЦАНО ф.2734, оп.9, д.690.

18. ЦАНО ф.2734, оп.9, д.1035.

19. ГОПАНО ф.932, оп.1, д.189.

20. Смирницкий А.Е. Институт первой категории // Век на педагогической ниве. К 100-летнему юбилею НГПУ: монография / под общей редакцией Л.Е. Шапошникова.

H. Новгород, 2011. 220 с.

21. ГОПАНО ф.932, оп.1, д.187.

REFERENCES

I. Zelencov V.D., Seleznev K.G., Rusov Ju.V. Gor'kovskijpedagogicheskij institut za 50 let. Kratkij istoricheskij ocherk. Gor'kij,1961; Shkola uchitelej: Ocherk istorii Gor'kovskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo instituta (1911-1986). Gor'kij,1986; Veknapedagogicheskoj nive. K 100-letnemu jubileju NGPU [The Gorky pedagogical college for 50 years. Short-story historical essay. Gorky 1961 School of teachers essay of history of the Gorky state pedagogical college (1911-1986) Gorky 1986 Age on the pedagogical field. To the 100-years old anniversary of NGPU]. Edited by L.E. Shaposhnikov. Nizhni Novgorod, 2011. (In Russian)

2. GOPANO [The Gopala]. F. 932, op.1, d.178. (In Russian)

3. CANO [TSANO]. F.2734, op.9, d.690. (In Russian)

4. GOPANO [Gopal]. F. 932, op.1, d178. (In Russian)

5. CANO [TSANO]. F. 2734, op.9, d.428. (In Russian)

6. Smirnickij A.E. Mezhdunarodnye svjazi GGPI im. A.M. Gor'kogo v 60-e gg. HH v. [International relations GGPI them. AM Bitter in the 60s. Twentieth century]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 3 (in Russian).

7. CANO [TSANO]. F. 2734, op.9, d.320 (in Russian).

8. GOPANO [Gopal]. F. 932 ,op.1, d.190 (in Russian).

9. «Za uchitel'skie kadry»,1970,14 maja ["For the teaching staff1', in May 1970.14]. (In Russian)

10. GOPANO [Gopal]. F.932 op.1, d 190 (in Russian).

11. CANO [TSANO]. F. 2734, op.9, d498 (in Russian).

12. Zelencov V.D., Seleznev K.G., Rusov Ju.V. Gor'kovskij pedagogicheskij institut za 50 let. Kratkij istoricheskij ocherk [Gorky Pedagogical Institute for 50 years. A brief historical sketch]. Gorky, 1961. 176 p. (In Russian)

13. CANO [TSANO]. F.2734 ,op.9 ,d 690 (in Russian).

14. CANO [TSANO]. F.2734 ,op.9, d.874 (in Russian).

15. GOPANO [Gopal]. F.932, op.1 ,d.192 (in Russian).

16. Shkola uchitelej: Ocherk istorii Gor'kovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta (1911-1986) [School Teachers: A Short History of the Gorky State Pedagogical Institute (19111986)]. Gorky, 1986. 212 p. (In Russian)

17. CANO [TSANO]. F.2734 ,op.9, d690 (in Russian).

18. CANO [TSANO]. F.2734 ,op.9,d.1035 (in Russian).

19. GOPANO [Gopal]. F.932, op.1, d.189 (in Russian).

20. Smirnickij A.E. Institutpervoj kategorii. Vek na pedagogicheskoj nive. K 100-letnemu jubileju NGPUN [Institute of the first category. Age on educational field. On the 100th anniversary of NSPU]. Edited by L.E. Shaposhnikov. N. Novgorod, 2011. 220 p. (In Russian)

21. GOPANO [Gopal]. F. 932, op., d.187 (in Russian).

© Cмирницкий А.Е., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Смирницкий Александр Евгеньевич-кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России и вспомогательных исторических Дисциплин Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: ya.alex-smir1974@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Smirnitsky Alexander Evgenievich - Candidate of Historical Sciences assistant of department of History of Russia and the auxiliary historical disciplines Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail ya.alex-smir1974@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.