Научная статья на тему 'Изъять «Голос церкви», или борьба с колокольным звоном на Тамбовщине'

Изъять «Голос церкви», или борьба с колокольным звоном на Тамбовщине Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
410
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИКОЛОКОЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / CAMPAIGN AGAINST CHURCH BELLS / КОЛОКОЛА / УНИЧТОЖЕНИЕ КОЛОКОЛОВ / DESTRUCTION OF BELLS / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ТАМБОВ / ЗАКРЫТИЕ ХРАМОВ / BELLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасов Священник Георгий, Тарасова Светлана Александровна

Ликвидация традиции колокольного звона и колоколов как ритуального предмета уже не раз становилась предметом историко-культурологических исследований, среди самых ярких трудов на эту тему следует назвать работы В.Ф. Козлова, С.Г. Тосина1. Антиколокольные кампании во времена борьбы с религией в СССР можно разделить на три периода: 1918-1924 гг., конец 1920-х 1930-е, рубеж 1950-1960-х гг. Региональный материал о запрещении колокольного звона на Тамбовщине представлен впервые. Период, о котором пойдет речь конец 1920-х 1930-е гг., в истории Церкви сегодня мало изучен. Научной аудитории эта статья позволит не только пополнить имеющиеся знания, но и даст представление о новых архивных материалах, официальных документах, информации из периодической печати, а также трудах современных авторов, изучающих данное время и явление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confiscate the “Voice of the Church”: the Campaign against Church Bells in the Tambov Region

The state policy against bell ringing and church bells has already been studied by several scholars of history and culture, including the important works of V. Kozlov and S. Tosin. The campaign against church bells during the religious persecutions in the USSR can be divided into three periods: the period between 1918 and 1924, the end of the 1920’s through the 1930’s, and the turn of the 1960’s. In this article, the author presents material about the campaign against church bells in Tambov for the first time. The period under discussion here the late 20’s and 30’s has not yet been well researched. This article not only fills an important lacuna in knowledge, but also presents new types of archival materials, official documents, information from periodicals, and reviews the work of contemporary authors who are studying the period and events under consideration.

Текст научной работы на тему «Изъять «Голос церкви», или борьба с колокольным звоном на Тамбовщине»

Русская Церковь в советский период

Священник Георгий Тарасов, С.А. Тарасова

ИЗЪЯТЬ «ГОЛОС ЦЕРКВИ», ИЛИ БОРЬБА С КОЛОКОЛЬНЫМ ЗВОНОМ НА ТАМБОВЩИНЕ

Ликвидация традиции колокольного звона и колоколов как ритуального предмета уже не раз становилась предметом историко-культурологиче-ских исследований, среди самых ярких трудов на эту тему следует назвать работы В.Ф. Козлова, С.Г. Тосина1. Антиколокольные кампании во времена борьбы с религией в СССР можно разделить на три периода: 1918-1924 гг., конец 1920-х — 1930-е, рубеж 1950-1960-х гг. Региональный материал о запрещении колокольного звона на Тамбовщине представлен впервые. Период, о котором пойдет речь—конец 1920-х — 1930-е гг., в истории Церкви сегодня мало изучен. Научной аудитории эта статья позволит не только пополнить имеющиеся знания, но и даст представление о новых архивных материалах, официальных документах, информации из периодической печати, а также трудах современных авторов, изучающих данное время и явление.

Ключевые слова: антиколокольная кампания, колокола, уничтожение колоколов, Русская Православная Церковь, Тамбов, закрытие храмов.

В истории Русской Православной Церкви, вероятно, не было более тяжелого периода, чем конец 1920-х — 1930-е гг. Это время самых яростных гонений на нее извне (безбожной властью), по своей ожесточенности ничуть не уступающих гонениям первых веков христианства. Все инициированные над Церковью процессы в это время были обдуманы с «утонченной жестокостью».

Священник Георгий Тарасов — магистр богословия, настоятель прихода храма преп. Сергия Радонежского с. Дубровка Тамбовского района Тамбовской области Тамбовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ([email protected]).

Тарасова Светлана Александровна — кандидат исторических наук, методист Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества».

1. Козлов В.Ф. Гибель церковных колоколов в 1920-1930-е годы // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1994. [Вып. 5.] С. 143-161; Тосин С.Г. Уничтожение православной традиции колокольного звона в СССР // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал. М. ИПЦ «Социум». 2009. Вып. № 3(23). С. 91-102.

Замирание религиозной жизни по всей стране сопровождалось не только репрессиями по отношению к духовенству, верующим мирянам, но и чудовищным отношением к любым материальным проявлениям религиозности: храмам, иконам, церковной утвари и облачению, любой религиозной атрибутике.

Антиколокольная кампания, или, как ее совершенно справедливо именует историк В.Ф. Козлов, «атеистическая колокольная война», сопутствовала делу борьбы с религией в этот период истории Русской Церкви. Ее проявлением стало не только снятие колоколов, но и разрушение звонниц, кирпич которых использовался для нужд культурного строительства, переработка колокольной бронзы, шедшей на нужды индустриализации, — то есть войне сопутствовали не только идеологические постулаты, но и экономические посылы.

Запрет на колокольный звон, выносимый местными органами власти (горсоветами, райисполкомами), стал своеобразным признаком «хорошего тона» и активно приветствовался Союзом воинствующих безбожников и центральной властью. Свой вклад в происходящее внесла и действовавшая с 1922 по 1929 гг. Антирелигиозная комиссия. 4 ноября 1929 г. на своем последнем заседании эта комиссия фиксирует в протоколе №118 следующие положения: «...в отношении к городу: 1. Запретить совершенно так называемый трезвон во все колокола. 2. Разрешить постановлением местных органов власти звон в маленький колокол установленного веса и в установленные часы, по просьбе религиозных организаций, каковое условие вносится в договор на использование молитвенного здания. При сокращении колокольного звона колокола должны быть сняты и переданы в соответствующие государственные учреждения, для использования в хозяйственных целях. В отношении к деревне эти меры принимаются лишь в крупных промышленно-торговых селах и поселениях городского типа...»2.

После знакового решения «ритуально-техническое проявление деятельности религиозных организаций, противоречащее принципу отделения церкви от государства, нарушающее бытовые условия и права широких безрелигиозных трудящихся масс, особенно города, мешающее труду и использованию трудящимся населением его отдыха» было запрещено в кратчайшие сроки в Ярославле, Пскове, Чернигове и Тамбове3.

2. Цит. по: Савельев С.Н. Бог и комиссары // Социс. 1991. № 2. С. 37.

3. ЦыпинВ., прот. История Русской Православной церкви: Синодальный и новейший периоды. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. С. 430.

Отметим, что к моменту принятия местной властью запрещающих директив на территории Тамбова и других городов области уже были приняты соответствующие меры: изъяты колокола со звонниц самых больших храмов, разрушены колокольни, заголовками-лозунгами пестрела местная пресса («Колокола на индустриализацию», «Увеличим металлический фонд страны», «Требуем изъятия колоколов», «Просим правительство быстрее разрешить вопрос об изъятии колоколов и передаче металла в фонд индустриализации»). В 1927 г. была взорвана колокольня Казанского мужского моРис. 1. Колокольня Казанского мужского мо- настыря (рис. 1), расположенного

в центре Тамбова, кирпич разрушенной колокольни был использован на строительство дома культуры в Котовске (городе-спутнике Тамбова), часть колоколов с нее в 1927 г. была передана ремонтным мастерским (ПО «Ревтруд»), другая пополнила хранилища Главнауки в качестве памятников культуры. Борьба с колокольным звоном стала центральным лозунгом антирождественских и антипасхальных кампаний в конце 1920-х гг. в Тамбове, Моршанске и Козлове (с 1932 г. — Мичуринск). Нужно отметить, что уже православное Рождество 1929 г. было объявлено «Днем индустриализаци-и»4.

Центральная пресса публиковала «рапорты» колхозов Центральной России и Урала, в которых торжественно заявлялось, что все колокола на их территориях пущены на лом. Пресса региона постепенно начала откликаться броскими заголовками и периодически печатала новые призывы. Так, «Тамбовская правда» от 4 октября 1929 г. опубликовала предложение

настыря города Фото 1927 г.

Тамбова. Момент взрыва.

4. Слезин А.А. За «новую веру». Государственная политика в отношении религии и политический контроль среди молодёжи РСФСР (1918-1929 гг.). М.: Российская академия естествознания, 2009. С. 195.

Рис. 2. Сторожевская Николаевская церковь в городе Мичуринске. Построена в 1772 г. В 1849 г. на средства прихожан к ней была пристроена трапезная. Каменная, теплая. Имела пять престолов. Главный престол—Воскресения Христова и придельные святых апостолов Петра и Павла и Тихвинской иконы Божией Матери. В трапезной — святого Василия, Хар-лампии и Николая Чудотворца. В 1943-1944 гг. церковь была взорвана. Фото начала XX в.

о передаче колоколов со всех церквей в фонд «индустриализации» (которая шла полным ходом и стала стержнем концепции первого пятилетнего плана октябрь 1928 — октябрь 1933 гг.); основным стимулом к этому решительному шагу должен был послужить постулат «страна переживает металлический голод». Для прочей убедительности замечалось, что «религиозный человек и без колокола будет знать (по часам) время начала службы»5.

Органы Объединенного государственного политического управления по своей линии проводили в эти годы «необходимую работу» по изъятию «враждебных элементов», организующих выступления против снятия колоколов.

В Моршанске антиколокольная кампания началась со снятия колоколов «на дело всемирной революции». Местные комсомольцы и комму-

5. Колокола в фонд индустриализации страны // Тамбовская правда. 1929. 4 октября.

КОЗ. ЮНЪ. — КОН£01 Г. .V КЗ !

Рис. 3. Никитская (Вознесенская) церковь. Церковь была заложена в 1772 г. на добровольные пожертвования граждан и расписана в 1825 г. мастером изобразительного искусства и иконописцем Афанасием Дмитриевичем Надеждиным. Взорвана в 1930 г. Фото конца XIX — начала XX в.

нисты приурочили акцию к Страстной и Пасхальной неделям в начале мая 1929 г. Проведя накануне православных праздников собрание, они приняли решение о снятии колоколов с местных городских церквей. В снятии колоколов традиционно участвовали местные безбожники, добровольцы из комсомольского актива. Софийская соборная церковь лишилась своей звонницы в Лазареву субботу6. Майская акция по снятию колоколов с Никольской церкви вызвала протест со стороны священства и верующих города Моршанска. 8 мая 1929 г. возле Никольской церкви, пытаясь сопротивляться беззаконию, собрались более 200 человек. Протоиерей Василий Алабовский выступил с церковного амвона с очень резкой проповедью, в которой современное положение в стране назвал «безбожием, лживо прячущимся за благосостояние народа, новыми нероновскими гонителями...», предал анафеме инициаторов снятия колоколов. Его поддержали пастыри и в других храмах. Власти же давно следили за братством Никольской церкви города, считая его «оплотом тихоновцев, где группируется вся ре-

6. Озарнов И.А., Федосеева Н.Л., Левин О.Ю. Моршанск православный. Тамбов: Пролетарский светоч, 2010. С. 83.

акционная каста бывших людей со своими священниками»7 во главе с протоиереем Василием Алабовским. Массовая поддержка санкционировала обращение протеста в контрреволюционное дело, названное «делом федо-ровцев».

С 1926 г. в Воронежской области и на Тамбовщине шли аресты последователей юродивого Федора Рыбалкина, который среди местного населения проповедовал, возвещая о пришествии антихриста, снятии благодати с Церкви и скором конце света. На фоне коллективизации, антицерковных репрессий и обновленчества проповедь Рыбалкина снискала широкую популярность среди местного населения, особенно крестьянства. Массовая кампания против последователей проповеди юродивого началась в регионе в 1929 г.: «прочесывались» районы, зараженные идеей «непротивления злу». Большинство сторонников Федора Рыбалкина якобы арестам не противились, а с молитвами-призывами давали себя арестовать, в суде вели себя спокойно. Ввиду того, что братство Никольской церкви и так было признано властями оплотом тихоновцев, а «федоровщина», по мнению той же власти, была подпольем контрреволюционной тихоновской церкви, то существенной разницы при вновь открывшемся факте власти не обнаруживали.

По «делу» в самом Моршанске было арестовано несколько десятков человек из числа священнослужителей и мирян, а сам протоиерей Василий Алабовский в ноябре 1929 г. был расстрелян (по данным Тамбовского мартиролога — расстрелян 11 февраля 1930 г.)8. Моршанцы, как и несколько десятков арестованных по данному делу, не имели отношения к «федоров-цам», их просто «пришили» к делу, сфабриковав обвинение в терроризме. Сам процесс был широко использован в декабрьско-январской антирождественской кампании 1929-1930 гг. в качестве примера разоблачительной работы против «церковников» и сектантов9. Моршанские верующие в 1929 г. практически полностью лишились звонкого и мелодичного «голоса Церкви», колокола им пришлось заменить кусками железнодорожных рельсов («звонили» слесарным молотком, а также в сохранившиеся небольшие колокола)10.

7. Там же.

8. Левин О.Ю. Религиозный подъем в 1922-1929 годы // История Тамбовской митрополии: документы, исследования, лица. URL: http://www.tambovdoc.ru/issledovamya/20-religioznyiy-podem-v-1922-1929-godyi.php (дата обращения: 29.06.2013 г.); Алабовский Василий Петрович // Тамбовский мартиролог (1917-1953 гг.). Тамбов, 2007. С. 26.

9. ТОГУ ГАСПИТО. Ф. П. 835. Оп. 1. Д. 191. Л. 14.

10. Моршанск православный... С. 83.

Рис. 4. Площадь у Спасо-Преображенского собора города Тамбова. Учения пожарников. Фото 1924 г.

15 декабря 1929 г. агитационно-пропагандистский отдел Козловского окружкома ВКП(б) делает всем районным комитетам ВКП(б) рассылку с новыми указаниями на предстоящую антирождественскую кампанию (с 20 декабря 1929 г. по 21 января 1930 г.). Разоблачение классовой роли религии и религиозных организаций на практике планировалось совместить с новой задачей — провести среди населения агитацию, сбор подписей за снятие колоколов, за сдачу их на нужды индустриализации, за недопущение обхода квартир священниками и сектантами с рождественскими молебными визитами11.

Труженики города Козлова в январе 1930 г. были вызваны собранием города Раненбурга (с 1948 г. — Чаплыгин) на соцсоревнование по снятию колоколов и переливку их на трактора, а также по закрытию храмов12.

Местные безбожники сбросили колокола с храма в честь пророка Илии, хотя еще в 1924 г. этот храм был внесен в список архитектурных па-

11.ТОГУ ГАСПИТО. Ф. П. 835. Оп. 1. Д. 191. Л. 13-14.

12. Коробов Д. Дело № 2-510 // Липецкая газета. Итоги недели. Информационно-аналитический журнал. URL: http://itogi.lpgzt.ru/atide/30803.htm (дата обращения: 30.06.2015).

мятников, находящихся под охраной государства. В марте 1930 г. со Сторо-жевской Николаевской церкви был снят 85-пудовый колокол. Была взорвана Никитская (Вознесенская) церковь (рис. 2, 3).

Ликвидации подлежали не только колокола, но и паникадила, подсвечники, хоругви, купели, бронзовые решетки. Все это, по предварительным подсчетам властей, должно было принести в казну государства немалый доход. Впрочем, оказалось, что промышленность не была готова сразу переработать такое количество металла, поэтому разбитые колокола еще долго лежали во дворах заводов и рядом с храмами. Несмотря на это, кампания по изъятию колоколов 1929 г., как констатировали тамбовские власти, пополнила казну местного бюджета13.

Подобные, с точки зрения властей — эффективные, формы и методы атеистической деятельности не способствовали привлечению на сторону новой власти широких масс, скорее, наоборот, приводили к протесту: в правительственные и местные инстанции хлынул поток жалоб на притеснения, начались массовые восстания. По статистике, которую приводят западные и отечественные исследователи, около 14% крестьянских бунтов, возникших в стране в исследуемое нами время, имели первопричиной закрытие храмов, снятие колоколов, притеснения верующих и духовенства (цифра средняя, исчисляется из динамики народных волнений). Так, например, Виола Линн приводит следующие данные: «В 1929 г. 23,5% народных волнений связано с "религиозными мотивами" (к ним относились притеснения верующих и духовенства, а также закрытие церквей). <...> В 1930 г. 10,8% бунтов обусловливались гонениями на религию (закрытием церквей, снятием колоколов и арестами священников)»14. На Тамбовщине и в некоторых других регионах это явление получило наименование «бабий бунт».

2 марта 1930 г. И.В. Сталин в своей статье «Головокружение от успехов» критиковал снятие колоколов, относя его к числу «перегибов». Таким образом, эта статья означала изменение курса партии, в том числе на «религиозном фронте». На местах закрытие церквей приостановили. Но это была лишь короткая передышка — уже в 1931 г. закрытие и ликвидация храмов и колоколен, а вместе с ними и изъятие материального имущества Церкви, продолжились с большим напором.

Так, вынесенное еще до статьи «Головокружение от успехов», постановление президиума городского совета от 26 ноября 1929 г. о судьбе

13. Кученкова В. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992. C. 24, 33, 43, 109.

14. Линн В. Крестьянский бунт в эпоху Сталина // Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.mfo/Hbr_mm/03_v/ü/a_1.htm#1 (дата обращения: 20.06.2013).

Рис. 5. Спасо-Преображенский собор города Тамбова. Фото начала 1930-х гг.

колокольни Спасо-Преображенского кафедрального собора: «1) Возбудить [вопрос] в срочном порядке перед ОкрИком о необходимом сносе колокольни; 2) поручить Горко в 2-х недельный срок дать свои соображения о возможной разбивке сквера по Октябрьской площади вплоть до берега р. Цны. Сквер должен служить местом отдыха трудящихся города, имея при этом в виду и устройство на берегу реки пристани. Сек. горсовета Насонов», — было принято к исполнению в 1931-1932 гг.: колокольню разобрали, а на ее фундаменте соорудили центральную трибуну, перед которой на площади рядом устраивали митинги и демонстрации (рис. 4, 5)15.

Следует отметить, что антиколокольная кампания не была временным явлением, а реализовывалась на всем протяжении 1930-х гг., изъятие колоколов обыкновенно проводилось вкупе с закрытием храма. Однако не все колокола уничтожались или шли на переплавку. Маленькие колокола

15. ГАТО Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 117. Л. 1.

могли быть отданы в школы, пожарным службам, а некоторые сохранялись самими жителями16.

Таким образом, ко второй половине 1930-х гг. «голоса Церкви» лишились многие храмы городов Тамбовщины. Подсчитано, что к этому времени по всей стране было разбито и переплавлено около 400 тыс. колоколов. Свой вклад внесли и тамбовцы.

Источники и литература

Источники

Государственный архив Тамбовской области (ГАТО)

1. Ф. Р-2 — Тамбовский Исполнительный комитет окружных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 1. Д. 117.

Государственный архив социально-политической истории Тамбовской

области (ТОГУ ГАСПИТО)

1.Ф. П. 835 — Козловский окружной комитет ВКП(б). Оп. 1. Д. 191.

2.Ф. Р-2453. Оп. 2. Д. 20.

Периодическая печать

1. Колокола в фонд индустриализации страны // Тамбовская правда. 1929. 4 октября.

Литература

1. Тамбовский мартиролог (1917-1953 гг.) / Под общ. ред. С.А. Чеботарева. Тамбов, 2007. 213 с.

2. Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной церкви: Синодальный и новейший периоды / 3-е изд., испр. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 815 с.

3. Кученкова В. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992. 184 с.

4. Озарнов И.А., Федосеева Н.Л., Левин О.Ю. Моршанск православный / [подгот. к изданию протоиереем Александром Сарычевым]. Тамбов: Пролетарский светоч, 2010. 326 с.

5. Слезин А.А. За «новую веру». Государственная политика в отношении религии и политический контроль среди молодёжи РСФСР (1918-1929 гг.). М.: Российская академия естествознания, 2009. 242 с.

16. ГАТО Ф. Р-2453. Оп. 2. Д. 20. Л. 23а.

6. Козлов В.Ф. Гибель церковных колоколов в 1920-1930-е годы // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1994. [Вып. 5.] С. 143-161.

7. Савельев С.Н. Бог и комиссары // Социс. 1991. № 2. С. 34-45.

8. Тосин С.Г. Уничтожение православной традиции колокольного звона в СССР // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал. М. ИПЦ «Социум». 2009. Вып. № 3(23). С. 91-102.

9. Коробов Д. Дело №2-510 // Липецкая газета. Итоги недели. Информационно-аналитический журнал. URL: http://itogi.lpgzt.ru/aticle/30803.htm (дата обращения: 30.06.2015).

10. Линн В. Крестьянский бунт в эпоху Сталина // Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/libr_min/03_v/il/a_ 1. htm# 1 (дата обращения: 20.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.