Научная статья на тему 'Война глазами финансиста'

Война глазами финансиста Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
235
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сапегина О.А., Кузнецова В.А.

На примере Второй мировой войны показаны финансовые последствия, которые сказываются на экономике стран-участников военных действий по-разному: одни разоряются, другие обогащаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Война глазами финансиста»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

Классификация тендеров

Признак классификации Тип тендеров

Способ привлечения участников Открытые тендеры - это те, при проведении которых делаются публичные объявления в прессе, Интернете и т. д. с приглашением участвовать всех желающих, соответствующих определенным требованиям. При проведении закрытых тендеров приглашается только узкий круг избранных участников, отобранных организаторами торгов. Также встречаются тендеры с ограниченным участием (круг участников точно не определен, но ограничен какими-либо условиями)

Организация проведения Одноэтапные тендеры - вид тендера, который проводится в один этап. В данном виде тендера переговоры запрещены Двухэтапные тендеры - вид тендера, который проходит в два этапа, включая этап предварительного отбора, в ходе которого разрабатывается первоначальный вариант технического задания (на его основе поставщики готовят первоначальные тендерные заявки без указания цены и других коммерческих условий). Далее организатор тендера проводит переговоры. Затем - финальный конкурс между отобранными участниками. Двухэтапные тендеры используются достаточно редко, в основном это касается сложной (уникальной) дорогостоящей продукции

Стоимость участия В бесплатных тендерах может участвовать любая организация, а в платных - только те, которые оплатили первоначальный взнос

Все это позволяет заметно сократить затраты предприятия: грамотное применение тендерных процедур позволяет снижать затраты на закупки на 10-20 %, а учитывая, что затраты на закупки в среднем составляют не менее 50 % от выручки предприятия, тендеры позволяют увеличить рентабельность предприятия как минимум на 5-10 % [2].

Все большее количество предприятий переходит на использование тендеров, в том числе и электронных, в своей закупочной деятельности. Тем не менее, в их проведении отмечаются недостатки. Так, открытые тендеры зачастую не обладают достаточной степенью прозрачности, и практически все виды тендеров часто не имеют четких критериев отбора победителя. Некоторые участники тендеров указывают на то, что в условиях проведения конкурса содержатся завышенные требования к участникам размещения заказа.

Стоит также отметить, что довольно часто на рынках, которые только стремятся к цивилизованности и законности, кроме честных тендеров существуют, так называемые «откатные» и даже фиктивные тендеры, проводимые в корыстных целях [3]. Но ужесточение законодательной базы вносит надежду, что будет сделано все необходимое для согласования правил проведения тендеров с существующими мировыми стан-

дартами в целях наиболее полноценного сотрудничества с зарубежными партнерами в рамках ВТО. Для цивилизованного рынка постановка вопроса проводить или не проводить тендеры, в принципе невозможна, так как и заказчики, и участники нуждаются в них.

Таким образом, тендер, во-первых, позволяет значительно оптимизировать затраты, как финансовые, так и временные, и трудовые ресурсы. И помимо этого, выявляет максимально эффективных предприятий-снабженцев, способных предложить наиболее выгодные условия, что собственно и ведет к выигрышу тендера.

Библиографические ссылки

1. Тендерный словарь // Закупки-тендеры РФ http://zakupki-tendery.ru/dictionary?start=100 (дата обращения: 10.03.2014).

2. Закупки коммерческих организаций [Электронный ресурс]. URL: http://zmsystems.ru/zakupki-kom-mercheskih-organizaciy (дата обращения: 10.03.2014).

3. Честные и «откатные тендеры [Электронный ресурс]. URL: http://www.ats-tender.ru/articles/87.html (дата обращения: 10.03.2014).

© Никитина Н. В., 2014

УДК 336

О. А. Сапегина Научный руководитель - В. А. Кузнецова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВОЙНА ГЛАЗАМИ ФИНАНСИСТА

На примере Второй мировой войны показаны финансовые последствия, которые сказываются на экономике стран-участников военных действий по-разному: одни разоряются, другие обогащаются.

Любая война - это всегда многочисленные жертвы, гибель людей. Причем эти жертвы в большей или меньшей степени несут все страны-участники воен-

ных действий. Понятно, что страдает и экономика этих стран. Военные действия, развернувшиеся на территории многих государств Европы, Азии, Север-

Секция «Финансы и кредит»

ной Африки и на морских просторах, потребовали колоссальных материальных затрат и сопровождались огромными потерями, небывалыми разрушениями.

По уточненным подсчетам, совокупные материальные издержки на подготовку и ведение войн, происходивших в первой половине XX века (включая вторую мировую войну), а также на ликвидацию последствий этих войн составили около 4,7 трлн долл. Подавляющая часть этой поистине астрономической суммы (4 трлн долл.) приходится на Вторую мировую войну [1]. Это объяснялось небывалым размахом, напряженностью и продолжительностью войны, огромным количеством материальных затрат, использованных на ее ведение, резко возросшей мощью средств вооруженной борьбы. Следует заметить, что издержки войны отражают затраты и потери не только за военный период, но и охватывают расходы предвоенных лет (накопление резервов, материальное обеспечение и подготовка вооруженных сил, оборудование театров военных действий и т. п.), а также послевоенного периода (восстановление разрушенного, проценты по военным займам, выплата пособий и пенсий).

Тяжелое бремя военных расходов серьезно отразилось на экономике воевавших стран. Доля военно-бюджетных издержек в национальном доходе США составила 43,4 %, Англии - 55,7 %, Германии - 67,8 %, Японии - 49,7 %, а доля прямых военных расходов СССР достигала 55 % национального дохода. Такое увеличение военно-бюджетных издержек было вызвано прежде всего резким возрастанием материальных затрат на военные нужды. Война потребовала от Советского Союза широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения победы. Объем ресурсов государственного бюджета, использованного на военные нужды в 1941-1945 гг. составил 582,4 млрд рублей [2].

Особый урон народному хозяйству наносили действия немецко-фашистских войск. Варварскому разграблению были подвергнуты временно оккупированные области СССР, поскольку гитлеровская армия применяла тактику «выжженной земли». СССР потерял за годы войны около 30 % национального богатства [3]. В Советском Союзе основным источником средств покрытия издержек войны являлся на только государственный бюджет, но и доходы, накопления и сбережения колхозов, коопераций, населения.

В то же время страны фашистского блока широко использовали для покрытия военно-экономических издержек и своего обогащения принудительный труд иностранных рабочих и военнопленных, безжалостно грабила народы оккупированных территорий. А ряд крупных корпораций в целом не столько теряли на войне, сколько извлекали для себя выгоды, усовершенствовав методы получения миллионных доходов путем усиления военного регулирования экономики.

Материальных потерь, по существу, избежали США. Они составили лишь 1,3 млрд долл., или 0,4 % общей стоимости потерь материальных ценностей всех стран за время войны. Согласно статистике,

в каждом долларе, израсходованном США на военные цели в годы второй мировой войны, 25 центов составляли сверхприбыли военно-промышленных корпораций, 18 центов пошло на создание запасов вооружения и стратегического сырья для будущих войн, 8 центов - на строительство военных заводов, проданных по окончании войны за бесценок монополиям, 5 центов - на строительство военных баз, не имевших прямого отношения к борьбе против стран фашистского блока [4].

Можно вспомнить и золотой запас Польши, Бельгии, Норвегии, Нидерландов и Франции, который оказался в хранилищах Форт-Нокса. Кроме того, надо отметить, что золото, серебро и различные драгоценности из Европы, как бы сами стекались в Соединенные Штаты. Их владельцы, частные лица, фирмы, переводили свои сбережения в безопасное место -США, так как в Европе бушевала война.

Необходимо также учесть, что американские фирмы заработали на финансировании Третьего рейха. Во время войны США обогащались, поставляя вооружение и военные материалы союзникам. Когда война закончилась, США давали разоренным войной европейским странам займы, на которые европейцы покупали американские товары. Экономика США росла, деньги возвращались и их снова инвестировали в экономику уже младших партнёров.

В 1947 году государственный секретарь Дж К. Маршалл выдвинул «Программу восстановления Европы» (план Маршалла). План вступил в действие в 1948 году и охватил 17 европейских государств. Фактически США поставили их под свой финансово-экономический контроль [5].

Таким образом, США стали после Второй мировой войны самой богатой страной мира, предварительно ограбив, обворовав и закабалив значительную часть мира. Необходимо также учесть и тот факт, что для этого американские финансово-промышленные группы приняли активнейшее участие в подготовке и разжигании пожаров Первой и Второй мировых войн. Две мировые войны позволили США установить финансовый контроль над планетой.

Библиографические ссылки

1. Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1938-2002. М. : Аспект-Пресс, 2012.

2. Валлерстайн И. Америка и мир: сегодня, вчера и завтра // Свободная мысль. 1995. № 2.

3. История России: ХХ век : курс лекций / под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург : УГТУ, 2010.

4. Новейшая история Отечества. ХХ век. Т. 2 : учебник для студентов вузов /под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. М. : Владос, 2009.

5. Протопопов А. С., Козьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2000) : учебник для вузов / под ред. А. С. Протопопова. М. : Аспект Пресс, 2011.

© Сапегина О. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.