Научная статья на тему 'Мировая практика государственных закупок: Сингапур'

Мировая практика государственных закупок: Сингапур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2018
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ТЕНДЕРЫ / TENDERS / ЗАКУПОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / PURCHASE PROCEDURES / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР / E-BUSINESS CENTER / STATE PURCHASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проданова Наталья Алексеевна, Зацаринная Елена Ивановна

Система государственного заказа объективно необходима в экономике любой страны, так как удовлетворяет потребности федеральных, территориальных и муниципальных структур в соответствующих товарах, работах и услугах. В статье определены особенности сингапурской системы государственных закупок; рассмотрены процедуры закупок в зависимости от оценочной стоимости государственных закупок и регистрации на портале электронного госзаказа. Автором показано, что критическое осмысление опыта страны, менее чем за полвека совершившей рывок от страны третьего мира до одного из самых экономически развитых государств Юго-Восточной Азии, принятие на его основе новых, инновационных и качественно более совершенных, нормативных и технических решений позволит в будущем построить более современную и эффективную систему государственных закупок в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of state order is necessary for economy of any country, as it can satisfy the needs of federal, territorial and municipal structures in relevant goods, jobs and services. The article shows specific features of Singaporean system of state purchase; describes procedures of purchasing subject to imputed cost of state purchase and registration on the portal of e-state order. The author demonstrates that critical perception of experience of the country, which during less than 50 years managed to jump from the level of third-world countries to that of the most developed countries of the Asia-Pacific Region, making innovation and more advanced legislative and technical decisions could allow us in the future to build more developed and efficient system of state purchases in Russia.

Текст научной работы на тему «Мировая практика государственных закупок: Сингапур»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

МИРОВАЯ ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: СИНГАПУР

Проданова Наталья Алексеевна

доктор экономических наук, профессор кафедры государственного финансового контроля, бухгалтерского учета и аудита РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Зацаринная Елена Ивановна

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде.

Адрес: Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде, 347740, Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, д. 21. E-mail: [email protected]

Система государственного заказа объективно необходима в экономике любой страны, так как удовлетворяет потребности федеральных, территориальных и муниципальных структур в соответствующих товарах, работах и услугах. В статье определены особенности сингапурской системы государственных закупок; рассмотрены процедуры закупок в зависимости от оценочной стоимости государственных закупок и регистрации на портале электронного госзаказа. Автором показано, что критическое осмысление опыта страны, менее чем за полвека совершившей рывок от страны третьего мира до одного из самых экономически развитых государств Юго-Восточной Азии, принятие на его основе новых, инновационных и качественно более совершенных, нормативных и технических решений позволит в будущем построить более современную и эффективную систему государственных закупок в России.

Ключевые слова: государственные закупки, тендеры, закупочные процедуры, электронный бизнес-центр.

WORLD PRACTICE OF STATE PURCHASE: SINGAPORE

Prodanova, Natalya A.

Doctor of Economics, Professor of the Department for State Financial Control, Accounting and Auditing of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,

Russian Federation.

E-mail: [email protected]

Zatsarinnaya, Elena I.

PhD, Associate Professor of the Department for Accounting, Analysis and Audit of the Azov-Chernomorskiy Engineering Institute VPO 'Donskoy State Agrarian University' Zernograd. Address: Azov-Chernomorskiy Engineering Institute VPO 'Donskoy State Agrarian University' Zernograd, 21 Lenin Street, Zernograd, 347740, Rostov Region, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The system of state order is necessary for economy of any country, as it can satisfy the needs of federal, territorial and municipal structures in relevant goods, jobs and services. The article shows specific features of Singaporean system of state purchase; describes procedures of purchasing subject to imputed cost of state purchase and registration on the portal of e-state order. The author demonstrates that critical perception of experience of the country, which during less than 50 years managed to jump from the level of third-world countries to that of the most developed countries of the Asia-Pacific Region, making innovation and more advanced legislative and technical decisions could allow us in the future to build more developed and efficient system of state purchases in Russia.

Keywords: state purchases, tenders, purchase procedures, e-business center.

Правительственные закупки, которые, по данным ВТО, в среднем составляют 10-15% ВВП экономики, являются важным сектором рынка и мировой торговли. В настоящее время во многих зарубежных странах сформированы и успешно функционируют государственные контрактные системы. Примерами такого рода стран являются Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Саудовская Аравия, Сингапур, США, Тайвань, Франция.

Изучение опыта Сингапура, связанного с формированием и функционированием такого рода систем, представляется нам особо интересным, поскольку данная страна менее чем за 48 лет прошла путь от страны третьего мира до одного из самых экономически развитых государств Юго-Восточной Азии. Остров, не имеющий никаких природных ресурсов, превратился благодаря слаженной работе правительства во главе с премьер-министром республики Ли Куан Ю в великую финансовую державу. Наряду с Тайванем, Гонконгом и Южной Кореей Сингапур занимает прочные позиции в ряду «азиатских тигров» и по размеру дохода на душу населения (55,3 тыс. долларов в 2014 г.) входит в пятерку самых богатых стран мира. Около

80% экономики работает на удовлетворение внешнего спроса, а объем внешней торговли в 2,5 раза превышает ВВП.

Уровень инфляции в Сингапуре по итогам 2014 г. составил 1%. Сингапуру в 2015 г. в рейтинге удобства для ведения бизнеса Doing Business, составляемого Всемирным банком, было присуждено первое место. По данным Комиссии ООН по торговле и развитию (UNCTAD), в 2014 г. Сингапур привлек прямых иностранных инвестиций в размере 81 млрд долларов.

Сингапур является участником Соглашения о государственных закупках (GPA -Agreementon Government Procurement) в рамках Всемирной торговой организации. Страной - участницей GPA Сингапур стал с 20 октября 1997 г. Соглашение GPA в настоящий момент распространяется на 43 государства (включая 28 стран ЕС).

Многостороннее соглашение GPA регламентирует процесс закупки товаров и услуг государственными организациями стран - членов ВТО. Оригинальная версия соглашения была принята в 1996 г. В 2011 г. текст соглашения был обновлен с учетом современных условий рынка госзакупок. Официально документ вступил в силу лишь в апреле 2014 г. после того, как был

одобрен двумя третьими стран - членов ВТО.

Текст GPA содержит положения, отражающие позитивные современные тенденции в сфере государственных закупок, такие как борьба с коррупцией, активное приобретение технологий по защите окружающей среды и использование систем e-Procurement.

Соглашение рекомендует странам -участникам ВТО ежегодно публиковать в своих официальных электронных изданиях план госзакупок на текущий год (уведомление о планируемых закупках) и список поставщиков, аккредитованных в текущем году, - так называемый список многократного использования (multi-uselist). С помощью таких списков госорганизации смогут обмениваться информацией о проверенных поставщиках.

Основная часть государственных закупок в Сингапуре является децентрализованной. Централизованное приобретение осуществляется для министерств, ведомств и органов государственной власти общих товаров и услуг.

В Сингапуре государственные закупки и тендеры (Government Contracts & Tenders) контролирует департамент, который подчиняется непосредственно премьер-министру.

На рубеже 1970-х гг. в Сингапуре закупками занималась отдельная служба обеспечения - Central Supplies Office, которая предоставляла данные о тендерных заявках за определенную плату. Однако реформа решила эту проблему, и сегодня Сингапур славится низким уровнем коррупции в госсекторе.

Режим закупок Сингапура придерживается следующих фундаментальных принципов:

- прозрачность - открытый режим закупок на всех этапах жизненного цикла закупок;

- честная и открытая конкуренция -поставщикам предоставлены справедливые возможности доступа и конкуренции на равных;

- цена денег - правительство закупает из источников, которые лучше всего отвечают требованиям и предлагают лучшее соотношение выгод и издержек.

В Сингапуре существует портал электронного госзаказа GeBIZ (Government Electronic Businesssystem www.gebiz.gov.sg), принадлежащий Министерству финансов Сингапура, оператором которого является Агентство по науке в сфере защиты и технологий, созданное при Министерстве обороны Сингапура. Электронный бизнесцентр был создан в июне 2000 г., чтобы упростить процедуру ведения государственных закупок и тендерных мероприятий. GeBIZ является общим универсальным порталом, на котором размещены все тендеры и запросы котировок в сфере госзаказа.

Система максимально прозрачна и представляет собой типичный механизм государственных закупок, предлагая такие составляющие, как клиентские приложения для поставщиков и для заказчиков (агентств) и платежную систему.

Электронные документы по закупкам должны храниться на сайте не менее трех лет с момента заключения контракта с исполнителем. Поставщики имеют возможность знакомиться с информацией о государственных закупках, скачивать информацию о тендерах, а также делать свои ставки в режиме онлайн с применением электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

Правительство Сингапура оставляет за собой право пересматривать или отменять проекты без предварительного уведомления.

Бесплатный доступ к информации о проведении торгов имеют только предприятия и организации, прошедшие отбор и получившие официальный статус партнера правительства Сингапура в области размещения государственного заказа.

В подавляющем большинстве случаев в международной практике для размещения заказа применяются три вида процедур: открытые торги, открытые двухэтапные торги, закрытые двухэтапные торги.

В Сингапуре список процедур можно дополнить такими смешанными типами процедур, как:

- открытые торги среди предприятий, зарегистрированных в качестве официального партнера правительства в области закупок;

- открытые двухэтапные торги среди предприятий, зарегистрированных в качестве официального партнера правительства в области закупок;

- открытые торги с проведением переговоров среди предприятий, зарегистрированных в качестве официального партнера правительства в области закупок.

Организации, не прошедшие регистрацию в качестве официального партнера правительства в области закупок, не допускаются к участию к вышеупомянутым торгам.

Не всегда открытая и конкурентоспособная процедура закупок является предпочтительной, например, когда проект касается национальной безопасности или прав на интеллектуальную собственность или произведения искусства. В данном случае при принятии решения о наиболее соответствующем подходе к закупкам принимаются во внимание такие факторы, как стоимость, риск, характер и сложность закупок.

Непосредственно процедуры государственных закупок в Сингапуре классифицируются в зависимости от их оценочной стоимости. Процедура закупки может быть принята в качестве малой стоимости покупки путем приглашения к участию в котировках или тендерах (таблица).

Подходы к закупкам

Оценочная стоимость закупок, сингапурский долл. Подход к закупкам Описание Методы

До 3 000 Малая стоимость покупок (SVP) Может осуществляться непосредственно органом по покупке 1. Устные или письменные котировки. 2. Имеющиеся в продаже. 3. СеВЕ - электронный каталог

От 3 001 до 70 000 Приглашение к участию в котировках (ITQ) 1. Открытые котировки, приглашаются все заинтересованные в котировках поставщики 1. Приглашение к участию в котировках. 2. Запрос котировок. 3. Долгосрочный договор. 4. Рамочные соглашения

2. Ограниченные котировки, один или несколько выбранных поставщиков будут приглашены к участию в котировках Запрос котировок

Свыше 70 000 Приглашение к участию в тендерах (ITT) 1. Открытые торги, приглашаются все заинтересованные в торгах поставщики в соответствии с указанными требованиями 1. Приглашение к участию в торгах. 2. Запрос тендеров. 3. Долгосрочный договор. 4. Рамочные соглашения

2. Селективные торги, исключаются поставщики, которые не соответствуют минимальным требованиям, проводятся в два этапа Выражение интереса к дальнейшему конкурсу для квалифицированных поставщиков

3. Ограниченные торги, один или несколько выбранных поставщиков будут приглашены на торги Тендер выдается выбранному поставщику

Сингапур имеет одну из лучших в мире систем защиты прав интеллектуальной собственности, поэтому большинство транснациональных корпораций, особенно в электронике и биомедицине, размещают здесь центры НИОКР и уникальные производства.

Для того чтобы участвовать в государственных проектах, нужно зарегистрироваться на СеВЕ в одном из следующих качеств:

1. СеВЕ - торговый партнер.

С 1 апреля 2005 г. поставщики получили одну бесплатную СеВЕ - учетную запись. Для второго и последующих счетов годовая абонентская плата установлена на уровне 280 сингапурских долларов за счет. Учетная запись дает доступ к архивам информации о тендерах.

Преимущества ОвВ1Х - торгового партнера:

- неограниченный доступ к бизнес-возможностям, доступным на СеВЕ;

- участие в тендерах и котировках, скачивание документов;

- подробная информация о конкурсах;

- прием заказов и предоставление счетов-фактур в электронном виде для покупок.

Зарегистрировавшись СеВЕ - торговым партнером, поставщик выбирает свое направление бизнеса:

- главная категория (уровень 1);

- субкатегории (уровень 2).

2. ЕРРИ-поставщик. Некоторые тендеры требуют, чтобы поставщики были зарегистрированы ЕРРИ, с тем чтобы их квалифицировать. ЕРРи оценивает поставщиков товаров и услуг с точки зрения достаточности финансовых ресурсов для проведения государственных контрактов. Недавно образованные компании должны иметь оплаченный капитал не менее 5 000 сингапурских долларов. Чтобы быть поставщиком ЕРРИ, необходимо для начала зарегистрироваться СеВЕ - торговым

партнером. Сбор за обработку для ЕРРИ-регистрации поставщика - 58,85 сингапурских долларов за заявление.

3. Поставщик ВСА. Поставщики должны быть зарегистрированы в ВСА (если иное не указано в тендерах) для того, чтобы принять участие в строительстве или связанных со строительством государственных проектах. Орган (ВСА) оценивает и утверждает государственные контракты для всех строительных организаций. Все зарегистрированные поставщики заносятся в реестр. Стоимость регистрации - от 540 до 3 600 сингапурских долларов.

Поставщики могут быть отстранены от присуждения контрактов учреждениями государственного сектора (т. е. министерств, ведомств, органов государственного и уставных советов), если не нарушено хотя бы одно из тринадцати недопущений, отраженных в руководстве для поставщиков, участвующих в государственных закупках.

Список отстраненных подрядчиков недоступен для общественности.

Открытая экономика Сингапура привлекает поставщиков со всего мира. Страна является одним из лучших рынков в Азии для американских компаний, надеющихся расширять свое проникновение на рынок по всей Азии. Иностранные компании пользуются национальным режимом при участии в тендерах на госзакупки. Все проекты, связанные с привлечением прямых инвестиций со стороны иностранных компаний, одобряются Советом экономического развития Сингапура (агентством в структуре Минторгпрома). Их условия оговариваются в рамках действующих схем и программ на двусторонней основе.

Сегодня, превратившись в одного из «азиатских тигров», Сингапур развивается быстро и динамично, хотя и эта страна не лишена многочисленных проблем. Несмотря на либеральный торговый режим, иностранные компании сталкиваются с препятствиями в определенных секторах

услуг, таких как платное телевидение, аудиовизуальные и медиауслуги, юридические услуги, банковская деятельность, он-лайн-лицензирование новостных сайтов, облачные вычисления для учреждений в

области финансов и здравоохранения. Но даже это не может помешать Сингапуру быть примером для других стран, по крайней мере в части научно-технологического и экономического развития.

Список литературы

1. Белоусов Ю. В. Специфика размещения заказа - зарубежный опыт // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. - 2010. - № 21. - С. 64-75.

2. Касьянова Л. Соглашение ВТО об электронных госзакупках вступило в силу. - URL: http://www.cnews.ru/news/top/soglashenie_vto_ob_elektronnyh_ goszakupkah

3. Обзор ситуации в области электронной торговли / Ассоциация электронных торговых площадок. - URL: http://www.minsk2014-conference.ru/common/upload/pr4.pdf

4. Стырин Е. М. Государственные закупки правительства Сингапура - система GeBiz. -URL: http://www.gosbook.ru/node/12171

5. ФАС России и Департамент госзакупок Сингапура обменялись опытом. - URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_32931.html (дата обращения: 10.04.2012).

6. A Guide for Suppliers: Participating in Singapore Government Procurement Opportunities. - URL: http://www.mof.gov.sg/Portals/0/M0F%20For/Businesses/ Supplier_Guide_Detailed.pdf

References

1. Belousov Yu. V. Spetsifika razmeshcheniya zakaza - zarubezhnyy opyt [The Specifics of Placing the Order - Foreign Experience]. GOSZAKAZ: upravlenie, razmeshchenie, obespechenie [GOSZAKAZ: Management, Deployment, Maintenance], 2010, No. 21, pp. 64-75. (In Russ.).

2. Kas'yanova L. Soglashenie VTO ob elektronnykh goszakupkakh vstupilo v silu [Agreement on Electronic Public Procurement Entered into Strength]. (In Russ.). Available at: http://www.cnews.ru/news/top/soglashenie_vto_ob_elektronnyh_ goszakupkah

3. Obzor situatsii v oblasti elektronnoy torgovli [Review of the Situation in the Field of e-Commerce], Assotsiatsiya elektronnykh torgovykh ploshchadok [Association of Electronic Trading Platforms]. (In Russ.). Available at: http://www.minsk2014-conference.ru/common/ upload/pr4.pdf

4. Styrin E. M. Gosudarstvennye zakupki pravitel'stva Singapura - sistema GeBiz [Public Procurement by the Singapore Government - a System GeBiz]. (In Russ.). Available at: http://www.gosbook.ru/node/12171

5. FAS Rossii i Departament goszakupok Singapura obmenyalis' opytom [FAS Russia and the Department of Procurement of Singapore Shared Experience]. (In Russ.). Available at: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_32931.html (accessed 10.04.2012).

6. A Guide for Suppliers: Participating in Singapore Government Procurement Opportunities. Available at: http://www.mof.gov.sg/Portals/0/MOF%20For/Businesses/ Supplier_Guide_Detailed.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.