Научная статья на тему 'Вовлеченность в волонтерское движение (на примере студентов СЗИУ РАНХиГС)'

Вовлеченность в волонтерское движение (на примере студентов СЗИУ РАНХиГС) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / гражданская активность / молодежь / студенческая молодежь / волонтерство (добровольчество) / волонтер (доброволец) / вовлеченность в волонтерскую (добровольческую) деятельность / civil society / civic activism / youth / student youth / volunteerism / volunteer / involvement in volunteering

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михаил Витальевич Самулев, Елизавета Михайловна Самохина, Антончева Ольга Алексеевна

В данной работе рассматривается волонтерская деятельность как вид гражданской активности, влияющей на становление гражданского общества. В фокусе исследовательского внимания находится молодежь как специфическая социально-возрастная группа в силу особенностей, связанных с динамикой социального статуса молодых людей. Авторами предложены переменные и индикаторы, позволяющие измерить уровень и степень вовлеченности молодежи в волонтерскую деятельность. На основе данных, полученных в рамках эмпирического исследования студентов СЗИУ РАНХиГС, сделаны выводы о степени их информированности о сущности волонтерства, об основных каналах получения информации о волонтерской деятельности, о мотивах, барьерах и популярных практиках участия в волонтерской деятельности. В статье представлены рекомендации по вовлечению молодежи в волонтерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involvement in the Volunteer Movement (on the Example of Students of the NWIM RANEPA)

This paper deals with volunteering as a type of civic activity that affects the development of civil society. The research focuses on the youth as a special social and age group, its specificity being accounted for by the dynamics of the young people’s social status. The authors suggest variables and indicators to measure the level and degree of the young people’s involvement in volunteering. Based on the data obtained within the framework of the empirical study of the students of the North-Western Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Saint Petersburg, Russian Federation), conclusions have been made concerning the extent of their awareness of the essence of volunteering, the main channels of information, about the motives, barriers and popular practices of participating in volunteering. Some recommendations have been presented for involving young people in volunteering.

Текст научной работы на тему «Вовлеченность в волонтерское движение (на примере студентов СЗИУ РАНХиГС)»

Вовлеченность в волонтерское движение (на примере студентов СЗИУ РАНХиГС)*

Михаил Витальевич Самулев, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; факультет государственного и муниципального управления студент 3-го курса бакалавриата; e-mail: misha.samulev@yandex.ru.

Елизавета Михайловна Самохина, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; факультет государственного и муниципального управления студентка 3-го курса бакалавриата; e-mail: lizasamokhina@yanex.ru.

Научный руководитель:

Антончева Ольга Алексеевна, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; кафедра государственного и муниципального управления (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

доцент кафедры, кандидат политических наук, доцент; e-mail: antoncheva-oa@ranepa.ru.

Аннотация

В данной работе рассматривается волонтерская деятельность как вид гражданской активности, влияющей на становление гражданского общества. В фокусе исследовательского внимания находится молодежь как специфическая социально-возрастная группа в силу особенностей, связанных с динамикой социального статуса молодых людей. Авторами предложены переменные и индикаторы, позволяющие измерить уровень и степень вовлеченности молодежи в волонтерскую деятельность. На основе данных, полученных в рамках эмпирического исследования студентов СЗИУ РАНХиГС, сделаны выводы о степени их информированности о сущности волонтерства, об основных каналах получения информации о волонтерской деятельности, о мотивах, барьерах и популярных практиках участия в волонтерской деятельности. В статье представлены рекомендации по вовлечению молодежи в волонтерство.

Ключевые слова: гражданское общество, гражданская активность, молодежь, студенческая молодежь, волонтерство (добровольчество), волонтер (доброволец), вовлеченность в волонтерскую (добровольческую) деятельность.

Involvement in the Volunteer Movement

(on the Example of Students of the NWIM RANEPA)**

Mikhail V. Samulev, North-Western Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian

* 1-е место в номинации «Научно-исследовательская работа» в конкурсе «Молодой ученый», проводимом в СЗИУ в 2022-2023 учебном году.

** 1st prize in the "Research Work" category in the "Young Scientist" competition held at the North-West Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration in the 20222023 academic year.

Federation; Faculty of Public and Municipal Administration (Saint Petersburg, Russian

Federation)

BA student;

e-mail: misha.samulev@yandex.ru.

Elizaveta M. Samokhina, North-Western Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; Faculty of Public and Municipal Administration (Saint Petersburg, Russian Federation) BA student;

e-mail: lizasamokhina@yanex.ru. Academic Supervisor:

Olga A. Antoncheva, North-Western Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; Faculty of Public and Municipal Administration (Saint Petersburg, Russian Federation) Associate Professor of the Department, PhD in Political Sciences, Associate Professor; e-mail: antoncheva-oa@ranepa.ru

Abstract

This paper deals with volunteering as a type of civic activity that affects the development of civil society. The research focuses on the youth as a special social and age group, its specificity being accounted for by the dynamics of the young people's social status. The authors suggest variables and indicators to measure the level and degree of the young people's involvement in volunteering. Based on the data obtained within the framework of the empirical study of the students of the North-Western Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Saint Petersburg, Russian Federation), conclusions have been made concerning the extent of their awareness of the essence of volunteering, the main channels of information, about the motives, barriers and popular practices of participating in volunteering. Some recommendations have been presented for involving young people in volunteering.

Keywords: civil society, civic activism, youth, student youth, volunteerism, volunteer, involvement in volunteering.

Одной из важнейших черт демократического государства является развитое гражданское общество, которое обеспечивает диалог между гражданами и органами государственной власти. Это позволяет учитывать интересы первых при решении вопросов общенационального масштаба и осуществлять общественный контроль за деятельностью институтов государства, тем самым поддерживая их развитие [17].

Переход от квазигражданского общества, сформированного в СССР, к новому гражданскому обществу в условиях демократии был осуществлен при активной поддержке государства, последствия которой оцениваются противоречиво [11]. Эти преобразования по включению институтов гражданского общества в систему управления имели негативные последствия, среди которых уменьшение роли гражданских институтов как политических акторов, ориентация государства на взаимодействие с организациями, включенными в структуру партнерских взаимоотношений с государством, но не контакт с «несистемными» организациями, снижение уровня доверия к таким институтам, что обусловило их стагнацию. «Реакцией на этот кризис, связанный с исчерпанностью потенциала их прежних форм, стало развитие волонтерского движения» [11, с. 83]. Поэтому актуальной повесткой в России является не просто формирование облика гражданского

общества, но и создание реально функционирующего в полном объеме механизма самостоятельной организации граждан [4].

М. М. Курячая, изучая вопрос гражданского общества, утверждает: «Развитие гражданского общества, расширение возможностей негосударственных институтов по представлению и защите интересов граждан, формирование новых коммуникационных каналов межличностного взаимодействия между людьми с неизбежностью ведут к росту гражданской активности» [9, с. 109]. К ее проявлениям можно отнести волонтерскую или добровольческую деятельность, оба этих понятия выступают синонимами. Согласно Федеральному закону № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и/или оказания услуг в целях, указанных в ст. 2 настоящего Федерального закона1.

Если обратиться к научной литературе, то можно обнаружить различия в интерпретации сущности волонтерства между зарубежными и российскими исследователями. Первые в лице Р. Стеббинса и К. Бидермана понимают под волонтерством возможность самовыражения и самореализации, а вторые, как отмечают Н. В. Проказина, Н. Ю. Бобылева, Н. Н. Хатнюк, рассматривают волонтерство в качестве социальной работы, подчеркивая значимость добровольчества для коллектива — других людей, общества [17].

По мнению А. В. Кисиленко, на данный момент феномен волонтерства находится в фокусе исследования двух отраслей социологии: экономической социологии и социологии управления [5].

Так, в рамках экономической социологии разрабатывается теория добровольческого труда «как специфической деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества» [5, с. 64]. В зарубежной социологии ее развивают Т. Бауэр и Дж. Бредтманн [23], в отечественной — Л. А. Кудринская, А. А. Шлихтер [8; 21].

Социология управления фокусируется на моделях управления деятельностью волонтеров, а также на проблемах ее институционального регулирования. Эти вопросы отражаются в работах отечественных авторов — М. В. Певной, А. А. Кузьминчука [14], — а также в трудах зарубежных исследователей, среди которых И. Беигбедер, Д. Хаски-Левенталь, С. Штудер [24; 25; 26]. Кроме того, социология управления изучает мотивацию волонтеров [7; 104 13], а также уровень социальной активности и вовлеченности в добровольческую деятельность различных категорий населения [5].

Центральным понятием исследования выступает вовлеченность, представляющая собой предрасположенность человека к участию в той или иной трудовой деятельности, которая состоит из трех переменных: информированности, интереса и результативности [3]. Авторы исследования подчеркивают, что данная категория может быть применима к во-лонтерству с учетом его специфики как деятельности на добровольной и безвозмездной основе по выполнению работ или оказанию услуг, что соответствует сложившемуся экономическому подходу к волонтерству. Кроме того, это понятие согласуется с подходом, разработанным исследователями в области социологии управления.

Итак, данное понятие вовлеченности позволяет объединить уже существующие теоретические взгляды на феномен волонтерства.

Ключевая роль в развитии и поддержке института волонтерства отводится государству, рассматривающему это направление социальной и молодежной политики как

1 О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве): федер. закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ. Правовая база Консультант: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 04.12.2022).

приоритетное2 и осуществляющему ее посредством нормативных, финансовых, имущественных, организационно-образовательных и информационных инструментов [18].

Добровольчество, как и другие формы активностей, способствует формированию гражданского общества за счет интеграции граждан путем социального сотворчества, что позволяет защищать свои интересы, а также права и свободы на основе самоуправления, ведет к решению общественных проблем [9]. Однако М. Ю. Мартынов и Н. В. Ушакова, оценивания потенциал волонтерства как фактор развития гражданского общества, приходят к выводу о малой роли добровольцев в формировании гражданского общества из-за дефицита альтруистической мотивации членов волонтерского движения. В рамках сравнительного анализа волонтерства в субъектах РФ с разным потенциалом развития гражданского общества авторы приходят к выводу о несамостоятельности волонтерского движения как политического актора, а также о преувеличенной роли НКО по формированию гражданского самосознания [11].

Пристальное внимание в рамках изучения уровня гражданской активности заслуживает молодежь как специфическая социально-возрастная группа в силу особенностей, связанных с переходностью их социального статуса, проявляющейся в высоком динамизме социального положения и возможностях приобретения новых социально значимых признаков [4]. Этот период жизни человека является наиболее активным в формировании мировоззрения, выборе ценностных ориентаций, жизненных принципов и установок.

Низкая активность граждан, в том числе молодежи, в решении общественных проблем, может сигнализировать о низком уровне гражданской активности, что подразумевает отсутствие институтов гражданского общества, наличие которых напрямую влияет на устойчивое развитие общества [17].

Для повышения уровня участия молодежи в волонтерской деятельности необходимо проводить социальную и молодежную политику на основе актуальных данных о вовлеченности молодежи в добровольчество [6; 15; 20]. Эти данные можно получить посредством проведения социологического исследования.

Методология исследования. Ключевым понятием, используемым в настоящем исследовании, являлась вовлеченность в волонтерскую деятельность3, представляющая собой предрасположенность человека к добровольной деятельности, выраженная в форме безвозмездного выполнения работ или оказания услуг.

На основе проведенного анализа литературы авторами была предложена операци-онализация основного понятия, которое состоит из трех переменных: информированности4, интереса3 и результативности [12] (рис. 1).

Каждая из них была представлена в виде индикаторов (табл. 1), сформулированных на основе анализа литературы. Предложенные переменные и индикаторы позволяют измерить уровень и степень вовлеченности молодежи в волонтерскую деятельность, — в этом и состоит научная новизна нашей работы.

Генеральной совокупностью выступает обучающаяся по программам бакалавриата, специалитета очной формы обучения молодежь 18-25 лет СЗИУ РАНХиГС, составляющая, за исключением иностранных граждан, 7197 человек5.

2 Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г.: расп. Правительства РФ от 27 декабря 2018 года № 2950-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804/ (дата обращения: 04.12.2022).

3 Трактовка понятия сформулирована авторами на основе анализа литературы по теме исследования. См., например, [3; 5; 6; 13; 15; 22].

4 Осипов Г. В., Москвичев Л. Н. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М.: Норма: ИНФРА-М, 2022. 608 с.

5 Информация о численности обучающихся. Президентская Академия. Институт управления. РАНХиГС. Санкт-Петербург. URL: https://spb.ranepa.ru/sveden/education/study/ (дата обращения: 30.04.2023).

Рис. 1. Схема взаимосвязи переменных6

Таблица 1

Операционализация понятия «вовлеченность в волонтерскую деятельность»7

Вовлеченность в волонтерскую деятельность

Информированность Интерес Результативность

Сведения о видах волонтерства Мотивы к волонтерству Конкретные практики

Выбор верных суждений о волонтерстве среди предложенных Предпочтения в выборе вида волонтерской деятельности Количество времени, затраченное на во-лонтерство

Выборка из 202 респондентов формировалась методом «снежного кома» с доверительной вероятностью выборки и интервалом, равными 85 и 2,7 % соответственно. Фактическое число респондентов составило 186 человек. Небольшой объем выборки и недобор респондентов связаны с ограниченными сроками проведения исследования и его направленностью на выявление существующих проблем с вовлеченностью студентов СЗИУ РАНХиГС в волонтерскую деятельность. Ответы оставшихся 16 респондентов не оказали бы существенного влияния на выявленные тенденции. Репрезентативная по полу и возрасту выборка позволяет обобщить полученные в ходе исследования результаты на всю генеральную совокупность.

В исследовании применялся онлайн-опрос посредством технологий онлайн-редактора «Google Формы» как метод сбора социологической информации среди молодежи, удовлетворяющей требованиям, на основе принципов добровольности и анонимности.

Основу выборки составили студенты уровня подготовки бакалавриата и специа-литета по следующим направлениям подготовки: «государственное и муниципальное управление» (18 %), «бизнес-информатика» (13 %), «менеджмент организации» и «психология» — по 10 %, «реклама и связи с общественностью» и «международные отношения» — по 7 %, «таможенное дело» (8 %), «политология» и «правовое обеспечение национальной безопасности» — по 5 %, «журналистика» и «юриспруденция» — по 4 %, «экономика», «лингвистика», «социология» и «экономическая безопасность» — суммарно 9 %. Среди респондентов преобладают женщины (82 %), мужчины составляют 18 % от выборки. Средний возраст респондентов — 19 лет.

Составлено (разработано) авторами.

Составлено (разработано) авторами. См. там же [3; 5; 6; 12; 15; 20].

Результаты исследования. Первоначально необходимо было выявить наличие опыта волонтерства: 65 % респондентов ответили утвердительно, а 30 % и 5 % ответили соответственно отрицательно или «затруднились ответить» о наличии добровольческого опыта.

Затем раскрывалась степень осведомленности опрошенных участников о содержании понятий «волонтерство» и «волонтер». Все опрошенные хорошо проинформированы о сущности волонтерства, имеются лишь небольшие вариации в их ответах. Практически половина респондентов — 48 % — указала, что волонтерство — это общественно значимая деятельность, то есть та, что направлена на решение важных социальных проблем и задач. 38 % при выборе ответа подчеркнули, что такая деятельность связана с добровольным и безвозмездным выполнением работ или оказанием услуг. А 12 % понимают волон-терство как помощь конкретным людям, нуждающимся в дополнительной социальной защите и поддержке.

При определении понятия «волонтер» 87 % отметили, что это человек, добровольно и безвозмездно выполняющий какую-либо работу или занимающийся общественной деятельностью. 11 % указали, что волонтер — это неравнодушный к жизни других людей человек.

Волонтерство, как и любая деятельность, подвержена стереотипам, а потому проверка информированности включала в себя выбор суждений, отражающих реальное положение дел в добровольческой деятельности8. При этом учитывалось расхождение в вариантах ответа в зависимости от того, имеют ли люди опыт волонтерства или нет (табл. 2).

Таблица 2

Структура ответов с выбором суждений (N = 186), чел, %9

Укажите суждения, которые, на Ваш взгляд, являются истинными (или соответствуют реальности) Волонтеры Не имеют волонтерского опыта

чел. % чел. %

Любое волонтерство всегда полезно, даже спонтанное 99 83 51 77

Волонтерам могут компенсировать расходы, например на питание или транспорт 94 78 43 65

Волонтер может выработать гибкий удобный для себя график 81 68 45 68

Волонтеры не получают материального вознаграждения 48 40 35 53

Волонтеры — это бесплатная рабочая сила 29 24 13 20

Волонтером считается человек, который имеет документальное подтверждение в виде волонтерской книжки 17 14 22 33

Волонтерам не нужна никакая подготовка 9 8 8 12

Волонтеры работают только в социальной сфере 5 4 4 6

Волонтерство — это только для молодых 1 1 1 2

Среди волонтеров распространено убеждение, что любое волонтерство, в том числе спонтанное, является полезным. Так считают 83 % опрошенных. Это можно рассматривать как распространенное заблуждение, поскольку волонтерство без необходимых знаний, умений и навыков может привести к негативным последствиям по отношению к благополучателям, особенно если оно касается работы, например, с трудными детьми, наркозависимыми, паллиативными больными, а также по отношению к самому добровольцу, морально не готовому к специфическим условиям оказания помощи, что является угрозой для его психического и физического здоровья10. Среди тех, кто не практикует волонтерство, данное суждение выбрали большинство респондентов (77 %).

8 Данное распределение получено по вопросу с возможностью множественного выбора ответов, поэтому общая сумма по вариантам ответов составляет больше 100 %.

9 Составлено (разработано) авторами.

10 На основе материалов платформы Добро.ру, раздел Добро.Университет: https://moserov.ru/ images/1220/Prilozhieniie_compressed_ac5ca.pdf (дата обращения: 30.04.2023).

Представление о волонтерах как о бесплатной рабочей силе разделяет почти четверть (24 %) опрошенных, имеющих опыт волонтерства и пятая часть (20 %) среди лиц, у которых отсутствует опыт волонтерства.

Схожее количество респондентов как среди имеющих, так и не имеющих опыт волонтерства (8 % и 12 % соответственно), убеждены, что волонтерам не нужна подготовка. Это еще одно распространенное заблуждение, поскольку неподготовленный человек может непреднамеренно навредить благополучателям. Именно поэтому необходимо иметь хотя бы базовые навыки и общее представление о выбранном направлении добровольческой деятельности.

Основным источником информации о возможностях волонтерской деятельности (рис. 2) для 80 % опрошенных являются социальные сети, на втором месте идут образовательные организации (63 %), на третьем месте — информация, опубликованная на специализированных сайтах и анонсированная на мероприятиях (31 %)11.

Социальные сети

Образовательные организации

Специализированные сайты (например, Добро.ру) и/или мероприятия

Социальная реклама СМИ

Все вышеперечисленное Родители Друзья и знакомые

80

63

31

17 16

12

>

~~l I I I I I I I

10 20 30 40 50 60 70 80 %

Рис. 2. Структура ответов на вопрос «Откуда Вы получаете информацию о возможностях волонтерской деятельности?» (К = 120), чел, %12

Наиболее предпочтительным направлением волонтерской деятельности для значительного большинства респондентов (79 %) является событийное волонтерство13 (рис. 3). На втором месте расположилось экологическое волонтерство (40 %), третьим по популярности является медиаволонтерство (37 %). Патриотическое волонтерство предпочитают 27 % опрошенных, волонтерство в сфере общественной безопасности и в ЧС — 17 %, поисково-спасательное волонтерство — 16 %. Наименее предпочтительным для респондентов является медицинское волонтерство (13 %).

Результаты исследования студентов СЗИУ в целом совпадают с уже существующими тенденциями, выявленными в рамках аналитических отчетов о волонтерстве применительно к Санкт-Петербургу14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опрос показал, что практика волонтерской деятельности среди опрошенных довольно разнообразна. Однако есть ряд наиболее популярных, к которым относятся следующие: работа на мероприятиях, в том числе спортивных и культурных (66 %), участие в субботниках, посадках деревьев (58 %), помощь животным (43 %)15.

11 Данное распределение получено по вопросу с возможностью множественного выбора ответов, поэтому общая сумма по вариантам ответов составляет больше 100 %.

12 Составлено (разработано) авторами.

13 Данное распределение получено по вопросу с возможностью множественного выбора ответов, поэтому общая сумма по вариантам ответов составляет больше 100 %.

14 Аналитика волонтерства. Добро.ру. URL: https://dobro.ru/analytics (дата обращения: 02.12.2023).

15 Данное распределение получено по вопросу с возможностью множественного выбора ответов, поэтому общая сумма по вариантам ответов составляет больше 100 %.

Событийное Экологическое Медиаволонтерство Патриотическое волонтерство

Волонтерство общественной безопасности и в ЧС

Поисково-спасательное волонтерство Медицинское

I 17 16

13

\

10

20

40

37

27

30

40

50

60

70

79

80

%

Рис. 3. Структура ответов на вопрос «Какие направления волонтерской деятельности

Вы предпочитаете?» (К = 120), чел, %16

Можно также отметить расположение молодых людей к решению социально значимых проблем, о чем свидетельствуют следующие практики: помощь пожилым людям (36 %) и помощь ветеранам (35 %).

Наименее популярными практиками среди СЗИУ РАНХиГС являются следующие: оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий и катастроф (2 %); участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, профилактике и тушении пожаров (3 %); поиск останков солдат, погибших в Великой Отечественной войне (3 %) и некоторые другие.

В качестве основного мотива для занятия волонтерством молодые люди называют «возможность почувствовать приобщение к чему-то важному, значимому». Так считают 71 % респондентов17 (табл. 3).

Таблица 3

Структура ответов на вопрос «Что мотивирует Вас участвовать в волонтерской деятельности?» ^ = 120), чел, %

Что мотивирует Вас участвовать в волонтерской деятельности? Волонтеры

чел. %

Приобретение нового опыта и расширение кругозора 86 72

Возможность почувствовать приобщение к чему-то важному, значимому 85 71

Знакомство с новыми людьми, поиск единомышленников 67 56

Неравнодушие к социальным проблемам 67 56

Желание реализовать себя и свои инициативы 43 36

Шанс посетить эксклюзивные мероприятия бесплатно 42 35

Применение профессиональных навыков, получение и развитие новых 41 34

Получение льгот при поступлении в ВУЗ, трудоустройстве 15 13

Признание со стороны общества 15 13

Отсутствие досуга 6 5

Ничего 2 2

Немаловажными для большинства волонтеров (56 %) являются знакомство с новыми людьми, поиск единомышленников и неравнодушие к социальным проблемам. Не менее 35 % респондентов согласны, что волонтерство позволяет реализовать себя, а также дает шанс посетить эксклюзивные мероприятия бесплатно. Волонтерство как платформу для саморазвития рассматривают более трети респондентов (34 %), выбирая в качестве мотивов

16 Составлено (разработано) авторами.

17 Данное распределение получено по вопросу с возможностью множественного выбора ответов, поэтому

общая сумма по вариантам ответов составляет больше 100 %.

приобретение нового опыта и расширение кругозора, а также применение профессиональных навыков вместе с получением и развитием новых. Каждый восьмой (13 %) в качестве мотивов волонтерской деятельности назвал признание со стороны общества или получение льгот при поступлении в ВУЗ, трудоустройстве. Отсутствие досуга является малозначимым мотивом для молодых людей (5 %) при осуществлении волонтерской деятельности.

Большинство людей, не занимающихся волонтерской деятельностью по той или иной причине, предполагают, что в будущем могут начать эту деятельность (91 %). Всего 5 % респондентов указали, что ни при каких условиях не намерены участвовать в волонтерской деятельности18. При этом из результатов опроса можно предположить, что данная группа респондентов ставит в приоритет собственную выгоду при рассмотрении возможности участия в волонтерской деятельности. Например, личный интерес к предлагаемой деятельность может сподвигнуть 71 % опрошенных к участию; 46 % рассматривают выгоду получения полезных связей; 35 % учитывают пользу от волонтерской деятельности при устройстве на работу или в процессе трудовой деятельности. Осознание общественной значимости при осуществлении волонтерской деятельности может стать ведущим мотивом для 52 % участников анкетирования.

Согласно полученным данным (табл. 4) главным барьером к участию в волонтерской деятельности, по мнению опрошенных, занимающихся добровольческой деятельностью, является отсутствие информации о возможностях волонтерства19 (40 %). Немаловажными факторами, препятствующими добровольчеству, также являются гражданская пассивность и представление о волонтерах как о бесплатной рабочей силе: с этим согласны 39 % опрошенных. Более трети респондентов (36 %) отмечают отсутствие доверия к организациям, занимающимся добровольческой деятельностью. Барьером для каждого пятого члена (20 %) данной группы является негативный опыт волонтерства.

Таблица 4

Структура ответов на вопрос «Какие барьеры препятствуют участию в волонтерской деятельности?» (N = 186), чел, %20

Какие барьеры препятствуют участию в волонтерской деятельности? Волонтеры Не волонтеры

чел. % чел. %

Отсутствие информации о возможностях волонтерства 48 40 32 49

Гражданская пассивность 47 39 46 70

Отталкивающее представление волонтеров как бесплатной рабочей силы 47 39 29 44

Отсутствие доверия к организациям, занимающимся волонтерской деятельностью 43 36 23 35

Разобщенность людей и низкий уровень доверия друг к другу 36 30 32 49

Отсутствие поддержки со стороны государства 29 24 15 23

Преобладание индивидуалистских установок в общественном сознании 28 23 24 36

Негативный опыт волонтерства 24 20 9 14

Несовершенство законодательства 14 12 8 12

Низкий уровень жизни населения 10 8 11 17

Отсутствие времени 4 3 1 2

Многих людей интересуют только деньги! Такие люди не могут быть волонтерами 1 1

Ничего 1 1

Отсутствие желания 1 2

Другие интересы 1 2

18 Данное распределение получено по вопросу с возможностью множественного выбора ответов, поэтому общая сумма по вариантам ответов составляет больше 100 %.

19 Данное распределение получено по вопросу с возможностью множественного выбора ответов, поэтому общая сумма по вариантам ответов составляет больше 100 %.

20 Составлено (разработано) авторами.

Большинство молодых людей (70 %), не вовлеченных в волонтерскую деятельность, в качестве основного барьера определило гражданскую пассивность. Практически каждый второй (49 %) назвал разобщенность людей и низкий уровень доверия друг к другу в качестве такого препятствия. Только треть опрошенных (35 %) говорят об отсутствии доверия к организациям, занимающимся добровольческой деятельностью, как о проблемном факторе. При этом, как и практикующие волонтерство, они обращают внимание на отсутствие информации о возможностях добровольчества (49 %), а также на представление о волонтерах как о бесплатной рабочей силе (44 %).

Наименее значимыми для обеих групп являются барьеры, связанные с «несовершенством законодательства» и «отсутствием времени». Каждый пятый волонтер и «не волонтер» (24 % и 23 % соответственно), отметил в качестве преграды к занятию добровольчеством «отсутствие поддержки со стороны государства». 23 % респондентов среди волонтеров называют в качестве проблемного фактора преобладание индивидуалистских установок в общественном сознании. С этим согласны более трети (36 %) никогда не занимавшихся добровольчеством девушек и юношей.

заключение

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы относительно вовлеченности студентов СЗИУ РАНХиГС в волонтерскую деятельность:

1. Большая часть респондентов принимала участие в волонтерской деятельности. Предпочтительными направлениями являются событийное, экологическое и социальное волонтерство. Скорее всего, популярность данных направлений среди студентов связана, с одной стороны, с возможностью реализации мотивов участия в добровольчестве, а с другой — с отсутствием необходимости специфической подготовки или наличия особых навыков.

2. Социальный портрет добровольца, следующий: девушка 19 лет, обучающаяся по программам бакалавриата либо специалитета, которая занимается событийным волонтерством. Такой результат в целом совпадает с уже существующими тенденциями, выявленными в рамках аналитических отчетов о волонтерстве как в Санкт-Петербурге21, так и в целом по России22.

3. Все респонденты хорошо проинформированы о сущности добровольчества, при этом стереотипы относительно статуса волонтеров, их подготовки и сферы деятельности, а также о формах их вознаграждения больше характерны для лиц, которые не принимали участия в волонтерской деятельности.

4. Мотивами, способствующими участию большинства студентов в волонтерстве, являются личностное развитие, альтруизм и самореализация. При этом эгоистические мотивы не являются ведущими для уже занятых добровольческой деятельностью, но они являются значимыми при принятии решения об участии в во-лонтерстве для ранее не вовлеченных в такую деятельностью.

5. Среди молодежи, не занимающейся волонтерской деятельностью, основным барьером к участию в добровольчестве, является гражданская пассивность. Среди волонтеров основной фактор, препятствующий добровольчеству, — отсутствие информации о возможностях волонтерства. Немаловажными препятствиями для них также являются гражданская пассивность и представление о волонтерах как о бесплатной рабочей силе.

21 Аналитика волонтерства. Добро.ру. URL: https://dobro.ru/analytics (дата обращения: 02.12.2023).

22 Аналитика волонтерства. Добро.ру. URL: https://dobro.ru/analytics (дата обращения: 02.12.2023).

Рекомендации. Опираясь на результаты исследования, можно предложить следующие рекомендации для СЗИУ РАНХиГС и организаций, привлекающих молодежь для волонтерской деятельности, по повышению уровня участия в волонтерской деятельности среди тех, кто не вовлечен в такую деятельность, а также для удержания тех, кто уже занимается добровольчеством.

В рамках информационной политики необходимо развенчивать стереотипы о добровольчестве как о бесплатной рабочей силе, показав альтернативную возможность вознаграждения труда волонтеров как в материальной23 (питание, бесплатный проезд, билеты на культурные мероприятия, сувенирная продукция, стипендии), так и в нематериальной (признание со стороны общества, получение и развитие новых навыков, приобретение новых социальных контактов и связей) формах [22].

Для этого заинтересованные лица могут создавать контент, направленный на изменение представлений о волонтерстве, распространять его через социальные сети. Следует объяснить, что спонтанное добровольчество может иметь негативные последствия, сформировав убеждение о необходимости базовой подготовки к волонтерству, особенно в ситуациях смены направления добровольческой деятельности, например, посредством прохождения образовательных курсов о волонтерстве в конкретной сфере деятельности.

Поскольку уже существует единая информационная сеть (платформа Добро.ру) по ре-крутингу волонтеров и организации добровольческой деятельности, то необходимо повысить осведомленность о ней через социальные сети. Например, через социальную рекламу в социальной сети «ВКонтакте»24.

Также следует продолжать создавать контент о людях, которым помогают волонтеры (условия жизни до помощи волонтеров и в результате их деятельности), что позволит сформировать адекватное представление о волонтерстве без предубеждений. Все это удовлетворит запрос на желание почувствовать значимость общественной деятельности у тех молодых людей, которые еще не практиковали волонтерство, но готовы им заняться. Для определенной категории молодых людей нужно позиционировать волонтерство как возможность приобрести новые знакомства, навыки и, кроме того, льготы при поступлении в вуз или при трудоустройстве. Для той части молодых людей, которая уже имеет опыт волонтерства, важно продвигать его как платформу для профессионального и личностного развития.

Литература

1. Горлова Н. И. Современные тенденции развития института волонтерства в России. Вестник КГУ, 2017. № 3. С. 77-80.

2. Готовцева Я. В., Севрюкова Н. Н., Барсукова А. С. Развитие Олимпийского волонтерского движения в России. Олимпизм: истоки, традиции и современность, 2020. С. 280-284.

3. Долгая А. А. Развитие вовлеченности персонала методами горизонтального управления. Вестник университета, 2017. № 9. С. 10-16.

4. Зырянов С. Г. Основные функции гражданского общества: теоретический аспект / С. Г. Зырянов, А. Н. Лукин // Социум и власть, 2017. № 2 (64). С. 15-20.

23 На основе материалов платформы Добро.ру, раздел Добро.Университет: https://edu.dobro.ru/upload/ uf/caa/caa4671e3c5cf694b246505d3a9d4bc4.pdf (дата обращения: 03.12.2023).

24 Например, для НКО есть возможность воспользоваться специальным грантом на рекламу от ВК. См.: Продолжаем помогать: VK запустила кампанию в поддержку НКО [Электронный ресурс]. URL: https:// vk.company/ru/press/releases/11105/ (дата обращения: 30.04.2023).

5. Кисиленко А. В. Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. Т. 4. № 1. 2018. C. 63-71.

6. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Говин О. Современное волонтерство в воспитании просоциального поведения личности. Образование и наука, 2019. Т. 21. № 6. С. 122-146.

7. Коган Е. А. Отношение студенческой молодежи к волонтерской деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 4 (36). С. 144-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика// Социологические исследования. 2006. № 5. С. 15.

9. Курячая М. М. Гражданская активность как фактор формирования и развития гражданского общества в современной России. Государство и право, 2021. № 5. С. 108-117.

10. Мазниченко М. А., Папазян Г. С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтерской деятельности. Высшее образование в России, 2018. Т. 27. № 2 (220). С. 103-113.

11. Мартынов М. Ю., Ушакова Н. В. Политические аспекты взаимодействия государства и институтов гражданского общества с волонтерским движением (кросс-региональный анализ). Вестник МГОУ, 2020. № 4.

12. Медведев В. Ю. Эффективность и результативность: соотношение понятий и методы их оценки / В. Ю. Медведев, Э. Г. Гаспарян, А. Р. Панкова // Молодой ученый, 2021. № 11 (353). С. 64-65.

13. Певная М. В. Студенческое волонтерство в России: особенности деятельности и мотивации волонтеров. Высшее образование в России, 2015. № 6. С. 81-88.

14. Певная М. В., Кузьминчук А. А. Динамика студенческого волонтерства в Свердловской области. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки, 2016. № 4. С. 135148.

15. Певная М. В., Тарасова А. Н., Телепаева Д. Ф. [и др.] Волонтерская деятельность учащейся молодежи: социальная значимость и основания мотивированного отказа. Образование и наука, 2022. Т. 24. № 10. С. 200-230.

16. Попова С. Ю., Селезнева А. В. Социально-политическая и гражданская активность молодежи: между массовизацией и индивидуализацией // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер.: Акмеология образования. Психология развития, 2021. № 1 (37) С. 12-22.

17. Проказина Н. В., Бобылева Н. Ю., Хатнюк Н. Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России // Научный результат. Социология и управление, 2019. Т. 5. № 2. С. 47-56.

18. Семенова И. Ю. Волонтерство (добровольчество) как элемент механизма гражданского общества и правового государства. Oeconomia et Jus, 2019. № 1.

19. Сунгуров А. Ю. Общественная палата РФ: возникновение и этапы развития / А. Ю. Сунгуров // Общественные науки и современность, 2021. № 6. С. 104-118.

20. Харьковская Е. В., Белецкая Е. А., Посохова Н. В. [и др.] Формирование гражданской активности молодежи в процессе волонтерского движения. Современные наукоемкие технологии, 2019. № 7. С. 230-234.

21. Шлихтер А. А. Направления и механизмы взаимодействия социально-ответственного бизнеса с некоммерческим сектором США. М., 2010.

22. Шульгина Т. А., Кетова Н. А. «Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтеры. Высшее образование в России, 2020. Т. 29. № 1. С. 116-124.

23. Bauer Th. K., Bredtmann J., Schmidt Ch. M. Time vs. Money: The Supply of Voluntary Labor and Charitable Donations across Europe. Discussion Paper, 2012. № 6701.

24. Beigbeder Y. The Role and Status of International Humanitarian Volunteers and Organisations: The Right and Duty to Humanitarian Assistance. Dordrecht, 1991.

25. Haski-Leventhal, D., Meijs, L., Hustinx, L. (2009) The Third-party model: Enhancing volunteering through governments, corporations and educational institutes. Journal of Social Policy. No. 39 (1).

26. Studer S., Schnurbein G. Organizational factors affecting volunteers. A Literature Review on Volunteer Coordination. Voluntas, 2013. № 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.