УДК 316.334.2:364.467
РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДЕЖИ
Е.С. Трясцына
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В статье даны определения понятиям «активная гражданская позиция», «добровольческая (волонтерская) деятельность». Рассмотрено формирование активной гражданской позиции у такой социально-демографической группы как молодежь. Также изучается роль волонтерского движения, а именно профессионального волонтерства, в формировании активной гражданской позиции молодежи на основе социологического исследования, проведенного среди двух групп молодых людей, и описываются результаты проведенного исследования.
Ключевые слова: активная гражданская позиция, гражданская позиция, волонтерская (добровольческая) деятельность, профессиональное волонтерство, молодежь.
Без института гражданского общества невозможно развитие и функционирование демократического правового государства [1]. Основой такого общества являются граждане, которые проявляют активную гражданскую позицию. Под термином «активная гражданская позиция» ученые понимают «...совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе, проявляющаяся в активной деятельности и определяющая действия и поступки человека в аспекте гражданских ценностей» [2].
Стоит уделить особое внимание формированию активной гражданской позиции у такой социально-демографической группы как молодежь. Именно данной группе свойственны активность, обучаемость высокий уровень мобильности, способность реализовывать себя в различных сферах жизни. Молодежь является активной частью населения страны, которая должна
© Трясцына Е.С., 2022
стать основой формирования гражданского общества, она ответственна за будущее общества и государства [3]. Молодежи должна быть свойственна активная гражданская позиция.
Формирование активной гражданской позиции молодого человека представляет собой сложный процесс развития интегра-тивного качества личности, который характеризуется социальной активностью и инициативностью, сочетанием гражданских и личных ценностей, что предполагает осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни. Формирование активной гражданской позиции осуществляется на протяжении всей жизни человека при взаимодействии с многочисленными институтами [4]. Одним из таких институтов является институт волонтерства или добровольчества.
В ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» дается следующее определение понятию «добровольческая (волонтерская) деятельность»: «Добровольческая (волонтерская) деятельность - добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона» [5].
Для того, чтобы изучить роль волонтерского движения в формировании активной гражданской позиции молодежи, в 2022 г. было проведено социологическое исследование, выборка которого составила 100 чел. Метод исследования - анкетирование.
Было выбрано профессиональное волонтерство, поскольку, на наш взгляд, оно является наиболее перспективным и способствует не только формированию соответствующего мировоззрения, но и содействует получению опыта по избранной специальности. Все это в совокупности может дать наибольший эффект в решении социальных проблем в конкретной сфере. В связи с этим было опрошено две группы респондентов: первая -учащиеся Пермского государственного медицинского университета, которые являются участниками Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики»; вторая - учащиеся Пермского государственного медицинского университета, которые не задействованы в движении «Волонтеры-медики».
В каждой из групп было опрошено по 50 чел. Респонденты были поделены на 3 возрастные группы: 14-18 лет, 19-25 лет, 89
26-35 лет. И в первой и во второй группах большинство респондентов было в возрасте 19-25 лет. В первой группе представителей данного возраста было 92 % (46 чел.), во второй - 90 % (45 чел.). Большинство участников исследования женского пола, то есть 76 % и 80 % в первой и второй группе соответственно.
Первоначально необходимо было узнать, что понимает молодежь под терминами «гражданская позиция» и «гражданская активность». Для этого мы задали следующие вопросы: «Что такое "гражданская позиция" для Вас?» и «Что для Вас обозначает термин "гражданская активность"?». Молодые люди из первой группы под термином «гражданская позиция» чаще всего отмечали, что это целенаправленные действия и участие гражданина в жизни общества, осознание и защита своих прав и обязанностей, обдуманное, осознанное участие человека в жизни общества, осознанный подход к проявлению гражданской активности. Наличие принципов, идеалов, которые человек готов отстаивать в легитимной борьбе. Молодые люди второй группы отмечали, что для них термин «гражданская позиция» - это определенные взгляды на политическую ситуацию в стране, отстаивание своей точки зрения в политическом плане, отношение к государственной политике, знание политических сторон. 4 чел. , которые не занимаются волонтерской деятельностью, отметили, что термины «гражданская позиция» и «гражданская активность» для них равны.
Таким образом, мы видим, что представители первой группы более полно понимают сущность понятия «гражданская позиция». Они отмечают, что это не только участие гражданина в политической сфере, но и в других сферах жизни общества. Представители второй группы склонны к тому, что термин «гражданская позиция» связан только с политической сферой жизни общества. Кроме этого, некоторые респонденты данной группы отметили, что термины «гражданская позиция» и «гражданская активность» для них являются тождественными.
Таблица 1. «Есть ли у Вас гражданская позиция?», данные в %
1 группа 2 группа
Да 98 36
Нет 2 64
Результаты ответа на вопрос «Есть ли у Вас гражданская позиция?» (табл. 1) говорят нам о том, что большинство молодых людей, не занимающихся волонтерской деятельностью, отмечает, что у них нет гражданской позиции, а именно 64 % или 32 чел., и 36 % или 18 чел. имеют гражданскую позицию. Молодые люди, которые отметили, что имеют гражданскую позицию, проявляют ее следующим образом: хожу на выборы/ отдаю предпочтение определенному кандидату на выборах, хожу на уличные акции, подписываю петиции. Важно отметить, что 25 чел. из 32, которые указали, что они имеют гражданскую позицию, проявляют ее только участием в выборах.
Респондентам, которые указали, что у них есть определенная гражданская позиция, предлагалось ответить на вопрос «Считаете ли Вы себя человеком, который имеет активную гражданскую позицию?». На этот вопрос большинство опрошенных ответили отрицательно (10 чел.), 6 чел. затруднились с ответом и только 1 чел. указал, что он имеет активную гражданскую позицию. Человека с активной гражданкой позицией мотивирует к ее проявлению желание что-то поменять в жизни своей страны, как-то помочь ей, преобразовать в лучшую сторону, но в первую очередь это отчет перед самим собой, что я попытался, а не сидел на месте. Среди причин, которые препятствуют проявлению гражданской активности, молодые люди второй группы указывали нехватку времени, окружение, лень, а также некоторые указали, что они затрудняются ответить на вопрос (8 чел.).
Абсолютно противоположные ответы на вопрос «Есть ли у Вас гражданская позиция?» были получены от группы, респонденты которой занимаются добровольческой деятельностью. Почти все представители этой группы, за исключением одного человека, отметили, что они имеют гражданскую позицию. Молодые люди указали, что они проявляют ее в следующем: участвую в волонтерском движении, руковожу крупнейшим добровольческим движением в сфере здравоохранения в Пермском крае, реализую свои идеи и помогаю реализоваться участникам команды и партнерам, участница общественно-политического движения и волонтерского движения, помогаю в организации мероприятий. Респондент, который отметил, что не имеет гражданской позиции обосновал это тем, что ее проявлению препят-91
ствует неготовность административного сектора региона к прозрачному взаимодействию.
Далее респонденты отвечали на вопрос «Считаете ли Вы себя человеком, который имеет активную гражданскую позицию?». 45 чел. считают, что они имеют активную гражданскую позицию, а 4 чел. указали, что не имеют. При этом были перечислены следующие мотивы к проявлению гражданской активности: собственные побуждения, желание помогать / желание улучшить свою жизнь и жизнь других, помощь людям, возможность самореализации, осознание проблем и желание жить в лучшем обществе.
Таблица 2. «Были ли Вы участником или инициатором коллективных действий за последние 2-3 года?», данные в %
1 группа 2 группа
Да 94 74
Нет 6 26
После требовалось ответить на вопрос, который звучал следующим образом: «Были ли Вы участником или инициатором коллективных действий за последние 2-3 года?» (табл. 2). Как мы видим из таблицы, молодые люди 1 группы чаще, чем молодежь 2 группы, становилась участником или инициатором коллективных действий. Молодые люди первой группы указывали, что эта деятельность проявлялась в организации волонтерских акций, взаимодействии со школьниками, студентами, сотрудниками предприятий и другими группами населения, организации информационных кампаний, организации социально-значимых мероприятий на базе университета. Чаще всего представители данной группы были в роли организаторов коллективных действий. Молодежь второй группы указала, отвечая на вышеупомянутый вопрос, что обычно при коллективных действиях является участником, так ответило 30 чел., а 7 чел. указало, что они являлись организаторами и участниками. Их деятельность заключалась в помощи на мероприятиях, помощь на выборах (была общественным наблюдателем), участие в мирных митингах и шествиях.
Таким образом, мы видим, что молодежь первой и второй группы участвует в коллективных действиях, но отличаются ви-
ды деятельности и роли при проявлении и участии в этих действиях. Так молодежь первой группы больше занимается общественно-полезной деятельностью, организует и реализует общественно-значимые проекты и программы, то есть их деятельность больше направленна на изменение, улучшение общества, а деятельность молодежи второй группы больше касается личных интересов и проведения досуга.
Таблица 3. «Как Вы считаете, нужно ли привлекать молодежь к участию в волонтерской деятельности?», данные в %
1 группа 2 группа
Да 98 88
Нет 2 12
Мнение респондентов первой и второй групп на вопрос «Как Вы считаете, нужно ли привлекать молодежь к участию в волонтерской деятельности» (табл. 3) оказалось почти одинаковым. Ответ «да» дали 49 и 44 чел. из первой и второй группы, соответственно. Удивительно, что разрыв ответом у первой и второй группы, не значительный, но при этом респонденты второй граппы не являются участники волонтерского движения и не занимаются волонтерством самостоятельно.
Таким образом, мы видим, что респонденты двух групп понимают значимость и необходимость привлечения молодежи к участию в волонтерской деятельности, но в то же время молодые люди второй группы, понимая это, не являются участником волонтерских действий.
Представили двух групп на вопрос «Как Вы думаете, как нужно привлекать молодежь к участию в волонтерской деятельности?» дали схожие ответы. Отмечалось, что следует проводить грамотное информационное сопровождение, данный ответ был наиболее популярным среди опрошенных двух групп. Респонденты предлагали проводить информационное сопровождение через такие каналы как ТВ, браузер, социальные сети, агитации во всех учебных заведениях. Также предлагалось привлекать молодежь через наставничество и трансляцию успешного опыта добровольчества: сформировать сплоченную команду,
транслировать успешный опыт реализации добрых дел, быть наставником для новичков волонтерского движения.
Таким образом, активная гражданская позиция - это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Оно меняется в зависимости от условий, в которых находится человек. Трудность заключается в том, что нужно найти ту силу, те условия, которые будут содействовать формированию и поддерживанию мотивации к гражданской активности. Такой силой и условиями может стать волонтерство (добровольчество), именно добровольчество в современной России, особенно молодежное, становится все более заметным явлением и социальной практикой.
Анализ исследования позволяет сделать вывод о том, что роль волонтерского движения в формировании активной гражданской позиции молодежи очень значима и велика, поскольку молодые люди первой группы, респонденты которой являются участниками Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики», имеют более выраженную и сформированную гражданскую позицию и активную гражданскую позицию, а у молодежи второй группы, которая не участвует в волонтерском движении, гражданская позиция менее сформирована, поэтому следует больше вовлекать молодежь в участие в деятельности волонтерских (добровольческих) организаций, движений.
Библиографический список
1. Кирсанов А.Ю. Институты гражданского общества в демократическом правовом государстве // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 4. С. 47-50.
2. Власова О.Г. Методическое пособие для педагогов: понятие активной гражданской позиции. М.: Педагогика, 2017. 57 с.
3. Нургалиева Ф.В., Владимиров И.А. Роль молодого поколения в формировании гражданского общества // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 24-25. URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1314/ (дата обращения: 03.06.2022).
4. Плотникова Л.Н. Формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 3(39). С. 43-44.
5. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волон-терстве)». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения 02.06.2022)
THE ROLE OF THE VOLUNTEER MOVEMENT IN THE FORMATION OF AN ACTIVE CIVIC POSITION OF YOUNG PEOPLE
E.S. Tryastsyna
Perm State University
The article provides definitions for the concepts of «active citizenship», «voluntary (volunteer) activity». The formation of an active civic position in such a socio-demographic group as youth is considered. The role of the volunteer movement, namely professional volunteering, in the formation of an active citizenship of young people is also studied on the basis of a sociological study conducted among two groups of young people, and the results of the study are described.
Keywords: active civic position, civic position, volunteer (volunteer) activity, professional volunteering, youth.