Педагогика
УДК 37.013
начальник управления по воспитательной работе Федулова Инесса Владиславовна
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Казань)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГРАЖДАНСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ СРЕДСТВАМИ
ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В связи с новыми социальными вызовами в России, в мире, наблюдается постоянный рост интереса научной и педагогической общественности к проблеме формирования гражданской позиции, социальных базисов в балансе общепринятых взглядов студенческой молодежи [1; 2, С. 18-23; 6; 13]. Понятия «социально-гражданский потенциал молодежи» и «молодёжное волонтерское движение» - фактически переплелись и стали восприниматься, как нечто совершенно новое, уникальное по своему содержанию и сущностным характеристикам [5; 9; 10; 11]. Современный мир потрясен ситуацией с мировой пандемии, глобальные изменения произошли в мировой культуре, экономике, демографии, политике. Потребность в социальных организациях и людях, включённых в работу этих организаций, особенно велика [4; 14; 17]. В данном направлении могут работать только люди, обладающие социально-гражданскими качествами и гражданским потенциалом. При поддержке Министерства здравоохранения Российской Федерации в стране открыты 85 региональных отделений движения, 185 местных отделений, объединяющих более 60 000 волонтеров [3]. В настоящее время, дисциплины в рамках которых изучаются вопросы организации добровольческой деятельности, в разных ее проявлениях, являются частью системы подготовки будущих специалистов в сфере медицины, спорта, педагогики. В статье приводятся методологические основания формирования социально-гражданского потенциала медицинских волонтеров. Выделены значимые аспекты социально-гражданского потенциала волонтеров, выступающие критериями мониторинга педагогического процесса. Представлены результаты проведенного автором педагогического эксперимента на базе Казанского медицинского университета.
Ключевые слова: социально-гражданский потенциал, волонтерство, медицинское волонтерство, молодежное студенческое общественное движение, формирование гражданской позиции.
Annotation. In connection with new social challenges in Russia and in the world, there is a constant increase in the interest of the scientific and pedagogical community to the problem of forming a civic position, social bases in the balance of generally accepted views of students [1; 2, pp. 18-23; 6; 13]. The concepts of "social and civic potential of youth" and "youth volunteer movement" actually intertwined and began to be perceived as something completely new, unique in its content and essential characteristics [5; 9; 10; 11]. The modern world is shocked by the situation with the global pandemic, global changes have occurred in world culture, economy, demography, politics. The need for social organizations and people involved in the work of these organizations is especially great [4; 14; 17]. Only people with social and civic qualities and civic potential can work in this direction. With the support of the Ministry of Health of the Russian Federation, 85 regional branches of the movement, 185 local branches uniting more than 60,000 volunteers have been opened in the country [3]. Currently, the disciplines within the framework of which the issues of the organization of volunteer activity are studied, in its various manifestations, are part of the system of training future specialists in the field of medicine, sports, pedagogy. The article provides methodological grounds for the formation of social and civic potential of medical volunteers. Significant aspects of the social and civic potential of volunteers are highlighted, acting as criteria for monitoring the pedagogical process. The results of the pedagogical experiment conducted by the author on the basis of the Kazan Medical University are presented.
Key words: social and civic potential, volunteering, medical volunteering, youth student social movement, formation of a civic position.
Введение. Волонтёрская деятельность сейчас на обязательной основе входит в образовательные программы многих вузов [8, С. 45].
Мы oпирались на собственные анкетные исследования, которые были направлены на выявление социальных установок и гражданской позиции студентов-медиков. Проведенные нами ряд опросов, в которых были задействованы студенты медицинского колледжа и студенты Казанского государственного медицинского университета и медико-фармацевтического колледжа Казанского ГМУ показали, что принадлежность к добровольческому сообществу помогает современной молодежи в условиях трансформации государственной парадигмы осознать себя неотъемлемой частью своей страны, гражданином России, который своим добровольным трудом может повлиять на качество жизни самых незащищенных слоев населения и улучшить ее [16].
Изложение основного материала статьи. В педагогических источниках мы можем увидеть такое определение гражданственности, которое учитывает степень соответствия субъекта системе существующих социально-политических отношений и интериоризацию принципов общественного устройства [7; 9; 12]. Для формирования социально-гражданского потенциала студенческой молодежи в условиях современной волонтерской деятельности нами были определены организационно-педагогические условия, способствующие этому формированию:
1) вовлечение студентов медиков в инновационные российские программы, обладающие социально-гражданским значением в условиях современных мировых вызовов и требований (студенты медики, под управлением вызов, активно принимают участие в таких добровольческих инновационных федеральных программах как волонтерско-образовательная программа «Свои», программа объединяющая регионы «Ресурсные центры добровольчества», программа «Вместе против ВИЧ», всероссийский проект «ДоброВСело», чемпионате мира по рабочим профессиям World skills [16];
2) создание эффективного механизма наставничества в процессе вовлечения студенческой молодежи в волонтерскую деятельность на основе наглядности работы со стороны ординаторов и педагогического состава вуза (в Татарстане реализуется на примере внедрения системы наставничества в лечебно-профилактических учреждениях г. Казани);
3) разработка и внедрение инновационной авторской Программы, ориентированной на формирование милосердия и социально-гражданского потенциала студентов-медиков (автором разработана и внедрена программа социального волонтерства в Казанском ГМУ «Наш выбор») [15];
4) создание в вузе стратегии управления волонтёрским движением, позволяющей формировать социально-гражданские основы студентов-медиков (волонтерское движение является одним из базовых стратегических элементов развития внеучебной деятельности Казанского ГМУЮ имеет свою стратегию, и внутренний орган управления);
5) наличие педагогической модели осуществления студентами-медиками полноценной волонтерской деятельности в особых современных условиях, включающей содержательные составляющие, формы и методы волонтерской деятельности, способствующие формированию социально-гражданского потенциала молодежи (представленная нами авторская наша
модель включает в себя ориентировано-целевой компонент, содержательный компонент, технологический компонент, оценочно-результативный компонент).
Комплексный подход к формированию социально-гражданского потенциала студентов-медиков средствами волонтерской деятельности, включающий выделение организационно-педагогических условий данного процесса, авторскую педагогическую модель и авторскую программу развития социально-гражданского потенциала студентов-медиков «Наш выбор» прошел апробацию в Казанском государственном медицинском университете.
Опытно-экспериментальное исследование по проверке эффективности данного комплекса проводилось на протяжении 4 лет (с 2017 по 2021 гг.) с студентами КГМУ, Казанского медицинского колледжа и Медико-фармацевтическом колледжа г. Казани. В опытной работе участвовали 1120 человек в возрасте от 17 до 24 лет. Участники были разделены на контрольную и экспериментальную выборку (в каждой по 560 человек).
Анализ позволил отметить «удельный вес» того или иного компонента, влияющего на формирование социально-гражданского потенциала молодёжи через включение их в процесс развития социального и медицинского волонтёрства и формирование социально-гражданских качеств молодежи. Относительно комплекса формирующихся в процессе эксперимента социально-гражданских позиций студенческой молодежи в системе волонтерской работы, и демонстрируемой субъектами позиций в гражданско-социальном поле, было принято решение оценить сформированность социально-гражданского потенциала у студентов, включившихся в волонтерское движение на трех иерархических уровнях.
Мы предположили, что высокий уровень сформированности социально-гражданского потенциала студентов показывал наличие у молодых людей стойкого и позитивного опыта социально-гражданского поведения. Данной категории студентов была присуща полная приверженность ценностным социальным директивам, гражданственность, глубокое чувство ответственности, законопослушность, выполнение трудовых и общественных обязательств. Для студента с высоким уровнем сформированности социально-гражданского потенциала естественно триединство социальной мотивации, сознания и поведения в волонтерской деятельности. Студенты, которых мы отнесли к группе с высоким уровнем сформированности социально-гражданского потенциала, отличаются качеством выполнения порученных заданий, данная категория молодых людей наделена высокой степенью ответственности и инициативы, в своей деятельности они проявляли активность и творчество, гуманность к людям, нуждающимся в оказываемой помощи.
Выделяя путем анкетирования и применения педагогических методик уровни сформированности социально-гражданского потенциала студентов в процессе волонтерской деятельности, мы также смогли выделить категорию молодых людей со средним уровнем интересующих нас качеств. Средний уровень связан со стабильным законопослушным поведением, устойчивым механизмом саморегуляции, при этом не гарантирует идеальность социально-гражданской позиции в отношении к деятельности, которая предполагает заведомо высочайший уровень альтруистической мотивации проявленной инициативности, твердости убеждений и принципов волонтерства. Студентам представленной группы не хватало, по нашему мнению, не столько энтузиазма, сколько социально-организационного опыта.
Среди студентов с начальным уровнем сформированности социально-гражданского потенциала отмечались невысокая и неустойчивая мотивация, иногда базирующаяся на ситуативных мотивах добровольческой деятельности, свободное обращение с нормами и принципами волонтерского труда, сниженные ответственность, самоконтроль, инициативность. Их деятельность должна была подвергаться направлению, контролю и стимуляции с поддержкой руководства и опытных наставников.
Представленные уровни сформированности социально-гражданского потенциала у социальных и медицинских волонтеров-студентов разграничивают и описывают сферы требуемого воздействия при формировании их социально-гражданского потенциала.
Проведя анализ и обобщив все данные, полученные в ходе диагностики участников экспериментальных и контрольных групп на начальном этапе, мы распределили респондентов по трем уровням (высокий, низкий и средний уровень), исходя из уровня сформированности их социально-гражданского потенциала.
Исходные уровни сформированности социально-гражданского потенциала студентов-медиков, занимающихся волонтерской деятельностью на современном этапе в экспериментальной и контрольной группах до эксперимента представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Уровни сформированности социально-гражданского потенциала студентов-медиков (начальный срез)
Группы/Уровни Высокий Средний Низкий
Контрольная 1 22,5% 32,5% 45,0%
Экспериментальная 1 23,2% 33,6% 43,2%
В начале экспериментальной работы распределение студентов по уровням социально-гражданского потенциала студенческой молодежи было одинаковым на статистическом уровне достоверности.
Для анализа были выделены наиболее значимые аспекты социально-гражданского потенциала, в ходе которых прослеживался процесс их изменения:
1) активность в овладении новыми социально-значимыми знаниями, влияющими на процесс становления и формирования личностно-гражданских оснований молодого человека;
2) самостоятельность в принятии решений, социальная активность действий и инициатива в деятельности; владение межличностной коммуникацией; деловые качества в процессе самостоятельного принятия конкретных решений;
3) опора на знаниевый потенциал наставника влияющая на становление жизненных и профессиональных ориентиров;
4) сформированность ценностных социальных ориентаций в интересующей профессиональной области. Результаты проведенного эксперимента показали существенное увеличение данных параметров в экспериментальной
группе (рис. 1; рис. 2; рис. 3).
Оценку своих поступков и понимания, как их оценивают другие?
Готовность к проявлению инициативы в гражданском отношении н в реализации своих взглядов п убеждений?
Готовность к самоанализу самоконтролю, и контролю своего поведения?
Гражданскую ответственность (готовность анализировать свои поступки, соотносить и согласовывать свое поведение с
Готовность реализовать свой гражданский долг (понимание и принятие гражданских требований общества и государства,
I не повысилась да. повысилась ■ повысилась не в полной мере
Рисунок 1. Сформированность социально-гражданского потенциала после участия в мероприятиях программы
«Наш выбор»
60.0%
повысилась не в да, повысилась не повысилась
полной мере
Насколько взаимодействие с наставником повысило вашу готовность к выполнению гражданского долга
Насколько взаимодействие с наставником повысило вашу гражданскую ответственность (готовностью анализировать свои поступки)
Рисунок 2. Сформированность социально-гражданского потенциала после взаимодействия с наставником
Рисунок 3. Сформированность социально-гражданского потенциала после участия в инновационных
международных и Российских программах
В процессе включения молодых людей в волонтёрское движение у участников экспериментальных групп активно возросла роль различных умений и навыков, от которых зависит успешность процесса формирования социально-гражданского потенциала. После выполнения всех педагогических условий повысилась готовность анализировать свои поступки, соотносить и согласовывать свое поведение с существующими в социуме правилами, нормами в среднем у 48,48% опрошенных в экспериментальной группе. Готовность к проявлению инициативы в гражданском отношении и в реализации своих взглядов и убеждений повысилась у 52,37% респондентов, понимание и принятие гражданских требований общества и государства, проявление уважения к государственным законам и осознанное подчинение правовым нормам повысилось в среднем у 46,93%. Применение методик диагностики, анкетирования, бесед, аналитических действий позволило нам диагностировать заключительные показатели по высокому, среднему и низкому уровням. Уровни сформированности социально-гражданского потенциала студенческой молодежи, занимающейся волонтёрством в современных условиях в России в экспериментальной и контрольной группах в формирующем эксперименте представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Уровни сформированности социально-гражданского потенциала в процессе волонтерской деятельности в контрольной и экспериментальной группах (заключительный срез)
Группы/У ровни Высокий Средний Низкий
Контрольная 25,7% 37,5% 36,8%
Экспериментальная 47,5% 32,9% 19,6%
В экспериментальной группе существенно больше всего испытуемых находится на высоком уровне 47,5% по сравнению с контрольной 1 группой 25,7%. На среднем и низком уровне в экспериментальной 1 группе намного меньше испытуемых чем в контрольной 1 группе: на среднем уровне на 4,6% меньше, а на низком уровне на 17,1% меньше. Статистическая проверка достоверности различий показала что уровни сформированности социально-гражданского потенциала студенческой молодежи в экспериментальной и 1 контрольной группах после эксперимента отличаются сильно.
Выводы. Социально-гражданский потенциал волонтёрского движения в студенческой среде следует рассматривать как комплекс психологических качеств, мотивационных оснований и нравственных возможностей современного студента в процессе добровольческой деятельности, обеспечивающий формирование и развитие у молодого человека набора личностных качеств, умений в выбранном сегменте волонтерства и профессионально-знаниевых компетенций, необходимых современному волонтеру, включенному в социально-гражданскую деятельность на благо граждан России. Результат разработанных и внедрённых организационно-педагогических условий продемонстрировал, что студенческая молодежь, вовлеченная в социально-медицинское волонтерство, способна развивать в социуме свой социально-значимый
потенциал, разбираться в современных социально-экономических условиях, демонстрировать различные качества, позволяющие грамотно осуществлять свои социальные обязанности.
Литература:
1. Аманбаева, Л.И. Теоретические основы гражданского воспитания/ Л.И. Аманабаева. - М.: Якутск, 2001. - 310 с.
2. Белов, А.А. Организация студенческой волонтёрской деятельности в высшем учебном заведении / А.А Белов, А.А. Фокин // Инновационный потенциал молодежи: патриотическое сознание и практика гражданского участия. -Екатеринбург. - 2012. - С. 18-23.
3. Газетная статья «Медицинское волонтерство: поддержка в трудное время в непростом месте». - [Электронный ресурс]. - (дата обращения: 03.03. 2020). - URL: https://sn.ria.ru/20180322/1517000016.html
4. Ермолаева, В.Ю. Добровольческий центр «под ключ, или руководство по организации и деятельности добровольческих центров: учебно-методическое пособие / В.Ю. Ермолаева, Д.Ю. Латыпова, К.А. Спиридонова,
A.Г. Синеглазова. - Казань: Издательство «Скрипта», 2012. - 112 с.
5. Волонтерство в пространстве регионального управления (кейс Свердловской области) / Г.Е. Зборовский, М.И. Певная, А.А. Ведерников // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018. - №4. - С. 10-25.
6. Каримов, В.Р. Развитие волонтёрской компетенции студентов педагогических вузов: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.08. / Каримов Вадим Раулевич. - Челябинск, 2011. - 35 с.
7. Капустина, З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России / З.Я. Капустина // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 45-49.
8. Масленцова, Н.Ю. Проблемы социальной работы с молодежью: учебное пособие / Н.Ю. Масленцова. -Екатеринбург: Российский гос. проф.-пед. ун-т, 2008. - 120 с.
9. Ольховая, Т.А., Гаврилова, Н.А. Субъектность как основа становления гражданской позиции студентов университета. - 2016. - №2. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24437
10. Онищенко, Е.В. Перспективы развития волонтерского движения в России / Е.В. Онищенко // Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. - 2011. - № 2. - С. 183-187.
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации № от 27 декабря 2018 г. № 2950-р «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года». - 2018. - URL: http://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf . - Текст: электронный.
12. Сикорская, Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи / Л.Е. Сикорская,
B.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №4. - С. 126.
13. Сикорская, Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: диссертация ... д-ра педагогических наук: 13.00.01 / Сикорская Лариса Евгеньевна. - Москва, 2011. - 421 с.
14. Федулова, И.В. Добровольческая деятельность студентов в условиях пандемии, как фактор повышения социально-гражданской активности молодежи / И.В. Федулова // Научно-исследовательские решения современной России в условиях кризиса: материалы XXVI Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2020.
15. Федулова, И.В. Милосердие, как знак современного успеха / И.В. Федулова: авторская программа. - Казань. -КГМУ. - 2020. - 42 с.
16. Федулова, И.В. Практико-ориентированный подход к процессу формирования профессиональных компетенций студентов-медиков средствами волонтерской деятельности (на примере ЧМ по рабочим профессиям World skills) / И.В. Федулова, О.А. Калимуллина. // Научные тенденции: Педагогика и психология»: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Изд. ЦНК МОАН, 2020. - 24 с.
17. Яницкий, О.Н. Волонтеры: гражданские и государственные / О.Н. Яницкий // Социологическая наука и социальная практика. - 2014. - Т. 5. - № 1. - С. 71-89.
Педагогика
УДК 159.9
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики Фетисов Александр Сергеевич
Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж); преподаватель кафедры психологии и педагогики Гладких Иван Георгиевич
Воронежский институт МВД России (г. Воронеж)
ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Аннотация. В статье раскрываются актуальность проблемы творчества в профессиональной деятельности социального работника. Раскрыта сущность творчества в реализации технологий социальной работы. Определена психологическая структура творческого компонента профессиональной компетентности социального работника. Выявлены психологические детерминанты развития творческого компонента в структуре профессиональной компетентности социального работника. Ключевые слова: социальный работник, компетентность, творчество педагога.
Annotation. The article reveals the relevance of the problem of creativity in the professional activity of a social worker. The essence of creativity in the implementation of social work technologies is revealed. The psychological structure of the creative component of the professional competence of a social worker is determined. Psychological determinants of the development of the creative component in the structure of professional competence of a social worker are revealed. Key words: social worker, competence, creativity of a teacher.
Введение. Развитие социальной сферы российского общества, его прогресс во многом обеспечиваются не только профессионализмом, но и творческой активностью социальных работников в осуществлении профессиональных функций и реализации социальных ожиданий общества.
Творчество в профессиональной деятельности социального работника, выступает, во-первых, как всеобщий механизм прогрессивного развития данной профессиональной сферы, и, во-вторых, как путь достижения конкретным специалистом вершины в личностно-профессиональном развитии (Н.Р. Битянова, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Г.П. Медведева, Я.А. Пономарев и др.). Профессиональная подготовка социальных работников, способных, применяя творческий подход, решать на практике постоянно усложняющиеся социальные задачи, должна быть основана на признании творчества как важнейшей составляющей профессиональной компетентности, непосредственно влияющей на эффективность и конечный