Научная статья на тему 'Киноволонтерство в Санкт-Петербурге: барьеры и драйверы'

Киноволонтерство в Санкт-Петербурге: барьеры и драйверы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурное волонтерство / некоммерческие организации / социальное кинопроизводство / мотивация к волонтерству / молодежь / cultural volunteering / nonprofit organizations / social filmmaking / motivation for volunteering / youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коровина Анастасия Игоревна, Кузнецов Анатолий Алексеевич

В статье представлены результаты исследования волонтерства в сфере социального кинопроизводства на примере социальной киностудии «Жираф» в Санкт-Петербурге. Целью исследования является выявление стимулов и препятствий для молодых людей к волонтерству в НКО, в том числе в сфере социального кинопроизводства. Подробно рассмотрено центральное для исследования понятие — «киноволонтерство». Основной метод исследования — фокус-групповое интервью. В результате проведенного исследования было определено, что молодежь Санкт-Петербурга не информирована о возможностях киноволонтерства, которые предоставляются различными организациями. Однако опрошенными отмечалось желание поучаствовать в волонтерской деятельности в сфере социального кинопроизводства. Основными причинами интереса к сфере является возможность познакомиться с устройством кинопроизводства изнутри и приобщиться к профессиональному сообществу, поучаствовать в решении социальных проблем, а также в целом необычность сферы волонтерства. Основным препятствием стало отсутствие видимого сразу результата помощи. По результатам исследования были разработаны рекомендации по организации системы поиска волонтеров для киноволонтерства: необходимость создания документа, закрепляющего права и обязанности как организации, так и волонтеров; проведения командообразующих мероприятий для формирования постоянного волонтерского состава; использования нестандартных методов привлечения молодежи и стимулирования. Для оценки эффективности предлагаемых рекомендаций необходимо проведение дальнейшего исследования. В качестве направлений дальнейших исследований могут выступать: подробное изучение практик культурного волонтерства среди российских волонтеров с целью их дальнейшей классификации; изучение социальных характеристик российских культурных волонтеров для составления их обобщенного портрета. Актуальным представляется специальное исследование способов рекрутирования таких волонтеров. Также возможно рассмотрение российских организаций, занимающихся привлечением волонтеров, в сравнении с организациями других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коровина Анастасия Игоревна, Кузнецов Анатолий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Film Volunteering in St. Petersburg: barriers and drivers

The article presents the results of a study of volunteering in the field of social filmmaking on the example of the social film studio “Giraffe” in St. Petersburg. The aim of the study is to identify incentives and obstacles for young people to volunteer in NGOs, including in the field of social film production. The central concept for the study is considered in detail — film volunteering. The main research method is a focus group interview. As a result of the conducted research, it was determined that the youth of St. Petersburg is not informed about the possibilities of film volunteering, which are provided by various organizations. However, the respondents noted a desire to participate in volunteer activities in the field of social filmmaking. The main reasons for the interest in the field is the opportunity to get acquainted with the structure of film production from the inside and join the professional community, participate in solving social problems, as well as the overall uniqueness of the field of volunteering. The main obstacle was the lack of immediately visible results of assistance. Based on the results of the study, recommendations were developed for organizing a volunteer search system using the example of a social film studio: the need to create a document that enshrines the rights and obligations of both the organization and volunteers; conducting team-building activities to form a permanent volunteer staff; using nonstandard methods of attracting young people and stimulating. Further research is needed to assess the effectiveness of the recommendations received. The directions of further research can be a detailed study of practices among Russian volunteers in order to further classify them; the study of the social characteristics of Russian cultural volunteers in order to draw up a portrait of a cultural volunteer. In connection with the hypotheses of the study, the study of the involvement of volunteers by organizations is relevant. It is also possible to consider organizations involved in attracting volunteers in comparison with organizations in other countries.

Текст научной работы на тему «Киноволонтерство в Санкт-Петербурге: барьеры и драйверы»

Киноволонтерство в Санкт-Петербурге: барьеры и драйверы*

Коровина Анастасия Игоревна, Санкт-Петербургский государственный университет; факультет социологии (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

студентка 1-го курса магистратуры, стажер-исследователь Центра прикладной социологии;

e-mail: st076205@student.spbu.ru.

Кузнецов Анатолий Алексеевич, Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии (Санкт-Петербург, Российская Федерация) студент 3-го курса бакалавриата; e-mail: st094258@student.spbu.ru.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования волонтерства в сфере социального кинопроизводства на примере социальной киностудии «Жираф» в Санкт-Петербурге. Целью исследования является выявление стимулов и препятствий для молодых людей к волонтерству в НКО, в том числе в сфере социального кинопроизводства. Подробно рассмотрено центральное для исследования понятие — «киноволонтерство». Основной метод исследования — фокус-групповое интервью.

В результате проведенного исследования было определено, что молодежь Санкт-Петербурга не информирована о возможностях киноволонтерства, которые предоставляются различными организациями. Однако опрошенными отмечалось желание поучаствовать в волонтерской деятельности в сфере социального кинопроизводства. Основными причинами интереса к сфере является возможность познакомиться с устройством кинопроизводства изнутри и приобщиться к профессиональному сообществу, поучаствовать в решении социальных проблем, а также в целом необычность сферы волонтерства. Основным препятствием стало отсутствие видимого сразу результата помощи.

По результатам исследования были разработаны рекомендации по организации системы поиска волонтеров для киноволонтерства: необходимость создания документа, закрепляющего права и обязанности как организации, так и волонтеров; проведения командообразующих мероприятий для формирования постоянного волонтерского состава; использования нестандартных методов привлечения молодежи и стимулирования. Для оценки эффективности предлагаемых рекомендаций необходимо проведение дальнейшего исследования. В качестве направлений дальнейших исследований могут выступать: подробное изучение практик культурного волонтерства среди российских волонтеров с целью их дальнейшей классификации; изучение социальных характеристик российских культурных волонтеров для составления их обобщенного портрета. Актуальным представляется специальное исследование способов рекрутирования таких волонтеров. Также возможно рассмотрение российских организаций, занимающихся привлечением волонтеров, в сравнении с организациями других стран.

Ключевые слова: культурное волонтерство; некоммерческие организации; социальное кинопроизводство; мотивация к волонтерству; молодежь.

* Статья подготовлена на основании материалов доклада, сделанного авторами на молодежной секции «Повестка социального неравенства в современном мире глазами молодых» VII Международного Невского форума 21-23 июня 2023 г.

Film Volunteering in St. Petersburg: Barriers and Drivers**

Anastasiia I. Korovina, St. Petersburg State University, Faculty of Sociology (St. Petersburg, Russian Federation)

MA student, intern researcher at the Center for Applied Sociology SPbU; e-mail: st076205@student.spbu.ru.

Anatoly A. Kuznetsov, St. Petersburg State University, Faculty of Sociology (St. Petersburg, Russian Federation) BA student;

e-mail: st094258@student.spbu.ru. Abstract

The article presents the results of a study of volunteering in the field of social filmmaking on the example of the social film studio "Giraffe" in St. Petersburg. The aim of the study is to identify incentives and obstacles for young people to volunteer in NGOs, including in the field of social film production. The central concept for the study is considered in detail — film volunteering. The main research method is a focus group interview.

As a result of the conducted research, it was determined that the youth of St. Petersburg is not informed about the possibilities of film volunteering, which are provided by various organizations. However, the respondents noted a desire to participate in volunteer activities in the field of social filmmaking. The main reasons for the interest in the field is the opportunity to get acquainted with the structure of film production from the inside and join the professional community, participate in solving social problems, as well as the overall uniqueness of the field of volunteering. The main obstacle was the lack of immediately visible results of assistance.

Based on the results of the study, recommendations were developed for organizing a volunteer search system using the example of a social film studio: the need to create a document that enshrines the rights and obligations of both the organization and volunteers; conducting team-building activities to form a permanent volunteer staff; using nonstandard methods of attracting young people and stimulating. Further research is needed to assess the effectiveness of the recommendations received. The directions of further research can be a detailed study of practices among Russian volunteers in order to further classify them; the study of the social characteristics of Russian cultural volunteers in order to draw up a portrait of a cultural volunteer. In connection with the hypotheses of the study, the study of the involvement of volunteers by organizations is relevant. It is also possible to consider organizations involved in attracting volunteers in comparison with organizations in other countries.

Keywords: cultural volunteering; nonprofit organizations; social filmmaking; motivation for volunteering; youth.

введение

С начала 90-х гг. XX в. в России стали активно развиваться добровольческие организации в форме НКО — некоммерческих организаций, безвозмездно оказывающих какие-либо услуги. В ст. 2 Федерального закона № 7 некоммерческой организацией признается

** The article is based on the materials of the report made by the authors at the youth section "The Agenda of social inequality in the modern world through the eyes of the young" of the VII International Nevsky Forum on June 21-23, 2023.

организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками1.

В зарубежных странах, таких как Канада и Израиль, доля НКО в экономике составляет 8,1 и 7,1 % соответственно. В России же доля НКО в экономике составляет лишь 0,6 %, в 2020 г. в качестве волонтеров было задействовано 1,9 млн человек. Эти данные говорят о том, что у российских НКО существует большой потенциал, который пока не использу-ется2.

Информированность населения о деятельности НКО в России находится на среднем уровне. Об этом свидетельствует исследование НИУ ВШЭ. Согласно его результатам в 2020 г. об НКО слышали 79 % опрошенных, доверяет им 54 %, участвует в их работе 27 %. Респонденты, отвечая на вопрос о видах НКО в регионе их проживания, отмечали чаще других такие объединения, как садовые товарищества, профсоюзы, общества инва-лидов3.

Одним из способов участия граждан в работе НКО является волонтерство. Волонтерское движение в России стало развиваться относительно недавно — с конца 1990-х гг. До 2010 г. добровольчество4 было преимущественно локальным, на базе образовательных организаций. Основные области — донорство, благоустройство территории, помощь детским домам [3, с. 217]. С 2018 г. Россия поднялась в рейтинге благотворительности с 124-го на 67-е место5. Три показателя, в рамках которых проводилось измерение, — денежные пожертвования, помощь незнакомым людям и волонтерство — выросли совокупно на 33 %.

Государство стремится поддерживать волонтерские организации и самих волонтеров. Так, например, 2018 г. был объявлен Годом добровольца в России. В течение года проводились различные мероприятия, направленные на популяризацию волонтерства. Волонтерство (добровольчество / волонтерская / добровольческая деятельность) в некоммерческих организациях — добровольная деятельность людей, выраженная в форме безвозмездного выполнения работ или оказания услуг в рамках функционирования некоммерческих организаций6.

По мнению М. В. Певной, определяющими характеристиками волонтерства являются следующие:

1. Волонтерство должно быть включено в контекст социальных, экономических, политических отношений.

2. Необходимо нормативное регулирование, в основе которого лежат общечеловеческие и гуманистические ценности.

3. Волонтерство может быть формой взаимодействия на основе его национальных и международных проявлений.

1 О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. от 14.07.2022). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 02.08.2023).

2 Деготькова И. Минэкономики оценит вклад волонтеров и благотворителей в российский ВВП [Электронный ресурс]. РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/24/06/2022/62b459249a79471e6dac694c (дата обращения: 01.08.2023).

3 Мерсиянова И. Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет [Электронный ресурс]. Национальный исследовательский университет ВШЭ: [сайт]. URL: https://www.hse.ru/news/community/428795755. html (дата обращения: 06.06.2023).

4 В настоящем исследовании понятия «волонтерство» и «добровольчество» являются синонимичными.

5 World Giving Index 2022. Charities Aid Foundation. URL: https://www.cafonline.org/docs/default-source/ about-usresearch/caf_world_giving_index_2022_210922-final.pdf (дата обращения: 06.10.2023).

6 О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве): федер. закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/?ysclid=llz192ttgt810004703 (дата обращения: 02.08.2023).

4. Волонтерство должно иметь процессуальный характер.

5. Добровольчество реализуется в свободное от работы время, в организованном порядке для общественной пользы [8, с. 116].

В рамках настоящего исследования авторы сосредоточили внимание на таком виде волонтерства, как культурное волонтерство. Согласно определению Т. В. Антоновой культурное волонтерство — это традиционно добровольное проявление инициативы по развитию культурных учреждений, помощь на фестивалях и праздниках [1, с. 74]. Направление культурного волонтерства стало выделяться в Российской Федерации в 2014 г. Его обособление в отдельное направление связано с искусством, культурой и кинематографом (2015 г. в России был признан Годом литературы, 2016 г. — Годом российского кинематографа). Впервые культурное волонтерство начал развивать ресурсный центр «Мосволонтер», до этого оно существовало в формате студенческих клубов при крупных музеях, помощь волонтеров носила временный и нерегулярный характер [1, с. 74].

Помимо работы в музеях, на фестивалях и в театрах культурное волонтерство включает в себе и относительно новое направление — киноволонтерство. В настоящем исследовании под киноволонтерством авторы понимали добровольное проявление инициативы в сфере социального кинопроизводства, помощь в создании кино и других форм контента, в том числе с участием социально незащищенных групп населения, направленных на освещение проблем данных социальных групп.

Для осуществления своей деятельности некоммерческим организациям необходима помощь волонтеров. Однако для их привлечения НКО необходимо предоставлять им определенные стимулы, а также учитывать возможные препятствия к волонтерской деятельности. В связи с этим существует необходимость проведения прикладных социологических исследований, нацеленных на определение всевозможных мотивов и барьеров для современных волонтеров.

Описанное в статье исследование проводилось по заказу автономной некоммерческой организации Социальной киностудии «Жираф». Заказчик обратился в Социологическую клинику прикладных исследований СПбГУ с проблемой нехватки волонтеров в сфере социального кинопроизводства и недостатка информации о способах их привлечения.

литературньш обзор

и и и и

Волонтерство представляет собой важный социальный институт, который регулирует имеющийся добровольческий потенциал волонтеров7. Трудно представить себе какое-либо крупное мероприятие, организаторы которых не привлекали бы к своей деятельности волонтеров. Волонтерство также является одним из элементов, способствующих вторичной социализации членов общества. Существует множество различных подходов к определению понятия волонтерства, единой точки зрения среди исследователей общественных наук, в том числе социологов, нет. Важно отметить, что также не существует единой социологической теории волонтерства, работа в направлении ее создания ведется до сих пор. Наиболее характерной для социологии трактовкой представляется определение во-лонтерства как социальной общности8. Подобная трактовка находит отражение в общественном подходе к добровольчеству как к социальному явлению [11, с. 1]. Классификация

7 Мерсиянова И. Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет [Электронный ресурс]. Национальный исследовательский университет ВШЭ: [сайт]. URL: https://www.hse.ru/news/community/428795755. html (дата обращения: 06.06.2023).

8 Там же.

М. В. Певной [8, с. 118] была взята за основу исследовательской группой, и при рекру-тинге информантов учитывалась их принадлежность к одному из следующих типов волонтеров: на фокус-группах присутствовали как настоящие и потенциально активные волонтеры, так и потенциально пассивные волонтеры и полуволонтеры.

Другую классификацию предложил американский социальный психолог Луис Пен-нер [14, с. 649]. Он выделял следующие признаки волонтерства, отличающие его от других просоциальных действий:

— Волонтерство — это продуманная заранее акция, поскольку индивид планирует свое участие в нем.

— Волонтерство — это долгосрочное поведение, люди занимаются этой деятельностью в течение продолжительного периода времени.

— Волонтерство предполагает необязательную помощь, которую индивиды в обычной жизни оказывать не склонны.

— Организованность деятельности: подавляющее большинство индивидов занимается добровольческой деятельностью в рамках отдельных организаций, которые привлекают волонтеров к своей работе.

Однако в последнее время волонтерство перестает быть долгосрочной деятельностью и превращается в эпизодическую. Это виды волонтерства, в которых индивид принимает участие непродолжительное время. Например, благотворительные марафоны или волон-терство на спортивных мероприятиях.

Видом эпизодического волонтерства является культурное волонтерство. В соответствии с Концепцией развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г. в его задачи входит9:

— поддержка деятельности организаций культуры;

— содействие в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры;

— участие в осуществлении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

— вовлечение деятелей культуры и искусства в добровольческую (волонтерскую) деятельность.

Добровольчество в сфере культуры является механизмом, при помощи которого формируется кадровый резерв сотрудников культурных учреждений. Участвуя в подобных мероприятиях, волонтеры могут приобщиться к профессиональной сфере.

Типологический подход подразумевает классификацию видов добровольчества как социального явления [11, с. 2]. Сразу отметим, что единой социологической классификации видов волонтерской деятельности в российской социологии не существует, все имеющиеся на сегодняшний день типы являются так называемыми народными категориями, которые не дают социологического объяснения феномена [8, с. 118]. На сайте dobro.ru — одном из основных русскоязычных источников о волонтерстве — представлен перечень видов волонтерской деятельности: дети и молодежь, образование, здравоохранение, природа, животные, поиск пропавших, медиа, спорт и события, срочная помощь (ЧС), права человека, помощь лицам с ОВЗ, культура и искусство, ветераны и историческая память, старшее поколение, интеллектуальная помощь, урбанистика, наука10. Исследовательской группой было принято решение о типологизации киноволонтерства как одного из видов культурного волонтерства.

9 О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве): федер. закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/?ysclid=llz192ttgt810004703 (дата обращения: 02.08.2023).

10 Организаторам [Электронный ресурс]. Добро.ру. URL: https://orgs.dobro.ru/?utm_source=dobroru&utm_ medium=users&utm_campaign=dobrotoorgs&utm_content=header (дата обращения: 05.08.2023).

Поиск волонтеров является непростой задачей, в особенности в связи со спецификой деятельности подобных организаций, а также с ограниченностью ресурсов для предоставления как материальных, так и нематериальных стимулов добровольцам. Это актуализирует проблему мотивирования к волонтерству. Мотивация является субъективным конструктом, по этой причине как российские, так и зарубежные социологи солидарны во мнении о том, что сформировать единый перечень мотивов к добровольчеству не представляется возможным [3, с. 20]. Каждый человек обладает индивидуальными мотивами, влияние на которые оказывает слишком большое количество различных факторов. При этом среди современных исследователей наиболее распространенным является функциональный подход к волонтерству. Отмечается, что наиболее эффективным методом привлечения волонтеров и борьбы со сложившимися стереотипами является регулярная просветительская работа в вопросах добровольчества как со стороны самих организаций, так и централизованно со стороны государства11.

Исходя из всего вышеизложенного, исследовательский вопрос был сформулирован следующим образом: что влияет на вовлеченность молодежи Санкт-Петербурга в волонтерскую деятельность в сфере социального кинопроизводства.

методология исследования

Настоящее исследование опирается на концепцию серьезного досуга Р. Стеббинса, а также на различные подходы к типологизации феномена волонтерства и самих добровольцев. Обратимся к темпоральному подходу к добровольчеству. Основным ресурсом, который тратит социальная общность волонтеров на свою деятельность, является время. Согласно концепции серьезного досуга Р. Стеббинса, особенно применимой к добровольчеству в НКО, серьезным досугом занимаются члены общества, не являющиеся профессионалами в той или иной деятельности, однако имеющие к ней настолько большой интерес и желание реализации в выбранной сфере, что занимаются этим довольно квалифицированно [10, с. 68]. Приходя в НКО, волонтер редко обладает особыми навыками в той деятельности, помощь в рамках которой ему предстоит, однако постепенно он начинает разбираться в специфике деятельности и получает возможность выполнять ее на достаточно высоком уровне. При этом важно также отметить, что со стороны организаторов волонтерам не поручаются задачи, требующие специализированных знаний и навыков, которые необходимо приобретать заранее.

Оказание волонтерской помощи, в основе которой лежат эмпатия и альтруизм, помимо тех, на кого оно направлено, важно и самому добровольцу. Оно способствует укреплению моральных ценностей: гуманности, справедливости, бескорыстия, честности, милосердия, а также расширению социальных связей и получению новых знаний. Основным мотивом, которым руководствуются волонтеры, обращающиеся к эпизодическому волон-терству, является социальный мотив, идет процесс вторичной социализации [13, с. 431]. Так, волонтерство влияет на формирование развитой личности и ее вхождение в систему общественных отношений. Занимаясь волонтерской деятельностью, можно завести полезные знакомства в кругу единомышленников, освоить нормы и ценности волонтерского сообщества, воспитать в себе нравственные качества.

В качестве теоретических оснований исследования также была выбрана концепция Д. Хоманса. Согласно мнению социолога в случае получения человеком вознаграждения

11 МерсияноваИ. Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет [Электронный ресурс]. Национальный исследовательский университет ВШЭ: [сайт]. URL: https://www.hse.ru/news/community/428795755. html (дата обращения: 06.06.2023).

по результатам осуществления той или иной деятельности он с большей вероятностью согласится на повторное выполнение схожих задач. Таким образом, при поощрении волонтеров различными способами, как материальными (предоставление сувениров, билетов на мероприятия), так и нематериальными (социального одобрения, общественного признания), организации повышают вероятность получения повторной помощи от тех же волонтеров.

В процессе проведения исследования были сформулированы две основные гипотезы:

1) Молодежь Санкт-Петербурга не знает о существовании «киноволонтерства».

2) Представители социальных киностудий не занимаются поиском волонтеров на систематической основе.

Основной целью исследования является выявление стимулов и препятствий для молодых людей к волонтерству в НКО, в сфере социального кинопроизводства.

Объектом настоящего исследования является обучающаяся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры молодежь 17—24 лет, проживающая в Санкт-Петербурге.

Предметом настоящего исследования является вовлеченность обучающейся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры молодежи 17—24 лет, проживающей в Санкт-Петербурге, в деятельность НКО в качестве волонтеров.

Основной метод исследования — фокус-групповое интервью. Данный метод является качественным методом исследования и позволяет узнать непосредственно личный опыт информантов. Метод фокус-групп предполагает проведение беседы одновременно с несколькими людьми (от 6 до 12 человек) под руководством модератора по заранее разработанному гайду [6, с. 115].

результаты исследования и их анализ

Основной сбор данных проходил с 21 ноября по 9 декабря 2022 г. В ходе исследования было проведено пять фокус-групп среди 45 информантов в возрасте от 17 до 24 лет, постоянно проживающих в Санкт-Петербурге: две фокус-группы с участниками, имеющими опыт волонтерства в НКО, три фокус-группы с информантами без опыта добровольчества в НКО. Всего 18 информантов имели опыт волонтерства в НКО. Рекрутинг проводился с помощью скрининг-анкеты, заполняя которую потенциальный участник указывал информацию о наличии или отсутствии опыта волонтерства в НКО. Дополнительно в июне 2023 г. была проведена еще одна фокус-группа из шести информантов с участниками без опыта волонтерства в НКО, в связи с необходимостью получения дополнительной информации об отношении молодых людей к киноволонтерству.

Путеводитель фокус-групп для участников с опытом волонтерства в НКО состоял из следующих смысловых блоков: опыт волонтерства в НКО; информированность о деятельности НКО; каналы получения информации о возможностях волонтерства в НКО и самих НКО; рекомендации по повышению вовлеченности молодежи в волонтерство в третьем секторе; обсуждение важных, по мнению информантов, социальных проблем и выделение тех областей, в которых молодые люди хотели бы поработать как волонтеры; информированность о социальном кинопроизводстве и функционале волонтера в сфере социального кинопроизводства; стимулы, препятствия к волонтерству в НКО, в частности в сфере социального кинопроизводства, и ожидания от данной деятельности. Путеводитель для информантов без опыта волонтерства включал те же смысловые блоки, за исключением изучения предыдущего опыта волонтерства в НКО.

В рамках проведенных фокус-групп информантам были заданы вопросы о социальном кинопроизводстве в целом, а также о стимулах и препятствиях к волонтерству в данной

области. В целом многие информанты имели представление о социальном кино, в частности соотносили его с социальной рекламой, поэтому представления являются довольно общими.

«Я не слышал конкретно об этом термине, но я, как бы, слышал, иногда сталкивался со всякими видеороликами, которые производят организации, чтобы ну там распространять информацию о каких-то социальных проблемах, так что я знаком, как бы, более-менее с этим видом деятельности» (юноша, 19 лет, не имеет опыта волонтер-ства в НКО).

Однако о возможностях волонтерства и роли волонтера в сфере социального кинопроизводства они не знают. Лишь один информант имел опыт участия в съемке социальных роликов, однако не идентифицировал это с волонтерской деятельностью.

В связи с тем что заказчиком исследования является НКО, было принято решение изучить стимулы и препятствия не только к киноволонтерству, но и к волонтерству в НКО в целом. Было определено, что предоставление поощрения разного рода влияет на выбор информантами организации для последующего волонтерства. При этом важно делать акцент как на материальных стимулах, связанных с денежной или неденежной формами поощрения, так и на нематериальных, затрагивающих эмоциональную сферу или позволяющих впоследствии приобрести дополнительные выгоды, связанные с опытом волонтерства. Важнейшим материальным стимулом являются грамоты и сертификаты об участии в волонтерской деятельности. При обсуждении материальных стимулов часто называлась возможность подать документы на повышенную государственную академическую стипендию или получить скидку при оплате общежития. В качестве неденежных материальных стимулов упоминался мерч организации, формирование портфо-лио, которое поможет волонтеру стать более конкурентоспособным при трудоустройстве на работу или поступлении в университет.

«Создание сильного резюме — это тоже как цель, потому что для участия в международных форумах фестивалях, для учебы за рубежом это очень важный аспект» (девушка, 24 года, имеет опыт волонтерства в НКО).

Практика, при которой волонтеры получают возможность посещения мероприятий, в рамках которых можно работать как волонтер, также является привлекательной для опрошенных.

«В принципе, когда приглашают волонтеров для помощи, обычно дают остаться на самом мероприятии» (девушка, 20 лет, не имеет опыта волонтерства в НКО).

Одним из важных нематериальных стимулов является совпадение интересов волонтера и организации, в которой он планирует осуществлять деятельность, единый взгляд на социальную проблему и оказание помощи.

«Я бы пошла волонтерить в НКО, которая делает что-то близкое мне» (девушка, 24 года, не имеет опыта волонтерства в НКО).

В процессе волонтерской деятельности волонтерам также предоставляется возможность получить новые знания и опыт, которые могут быть полезны не только в обыденной жизни и при дальнейшем волонтерстве, но и в рамках работы. Большую роль в вовлечении в волонтерскую деятельность играет и подражательный опыт. Молодые люди склонны к выбору той организации, опыт волонтерства в которой уже был у их друзей. Также отмечалось и желание волонтерить совместно со знакомыми людьми. Важную роль играет социальное взаимодействие, возможность выстроить эффективные социальные связи и найти близких по духу людей.

«Я бы приняла участие, если бы у меня был человечек, который туда пошел бы» (девушка, 19 лет, не имеет опыта волонтерства в НКО).

Нельзя не отметить и искреннее желание молодежи помогать людям, преображать окружающий их мир. В том числе имеет значение солидарность с представителями социальной группы, на которую направлена помощь НКО.

«Без грамот, то есть чисто на собственной инициативе, помочь НКО чуть-чуть сделать мир лучше» (юноша, 21 год, имеет опыт волонтерства в НКО).

При обсуждении с информантами волонтерства поднимался и вопрос использования цифровых технологий и игровых практик. Получая различные виртуальные достижения, например на сайте dobro.ru, волонтеры могут делиться ими с другими, обмениваясь опытом участия в волонтерской деятельности.

«Да, мотивация есть — приятно посмотреть, что там рядом с твоим профилем значок стоит какой-то» (юноша, 23 года, не имеет опыта волонтерства в НКО).

В качестве препятствий часто упоминалась неинформированность молодых людей о возможностях волонтерства, а также невовлеченность в деятельность НКО. Упоминалось и нежелание помогать определенным категориям населения по тем или иным причинам. Волонтеры также боятся подвести работников НКО в связи со своей некомпетентностью, поскольку, по их мнению, волонтерство в НКО требует большего количества знаний и навыков, а также ответственности, нежели волонтерство в коммерческих организациях.

«Тоже имеет значение страх ошибиться, страх сделать что-то не то, кого-то подвести» (девушка, 19 лет, не имеет опыта волонтерства в НКО).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом одним из основных препятствий является временной барьер, что обуславливается темпоральным подходом к волонтерству, то есть тем аспектом, что время представляется основным ресурсом участников волонтерской деятельности.

«Нехватка времени. Когда у тебя очень много пар, а ты еще и работаешь, то на волонтерскую деятельность не остается времени» (девушка, 22 года, имеет опыт волонтерства в НКО).

В рамках исследования также было важно определить, хотели бы молодые люди быть волонтерами в сфере социального кино. Большинству информантов было бы интересно принять участие в социальном кинопроизводстве, однако для принятия решения молодежи важно понимать и тему, которой будет посвящено кино. Причинами интереса к такому волонтерству являются возможность приобщиться к киноиндустрии, узнать эту сферу изнутри, возможность участия в распространении информации о важной проблеме и в ее решении, привлечение к ней внимания, развитие навыков в сфере кинопроизводства и волонтерства, уникальность сферы волонтерства.

«Ну да, это просто было бы прикольно посмотреть, как все это делается, поучаствовать в процессе» (юноша, 20 лет, не имеет опыта волонтерства в НКО).

«Ну во имя чего-то более хорошего, какого-то специального прогресса. Так что, я думаю, мне было бы потенциально интересно» (юноша, 19 лет, не имеет опыта волонтерства в НКО).

При этом также были выявлены препятствия к данному виду волонтерства. Причинами отсутствия интереса к социальному кинопроизводству являются долгий процесс помощи без видимого скорого результата и отсутствие возможности видеть того, на кого направлена помощь. Также среди причин было отмечено отсутствие интереса к сфере кинопроизводства.

«Какая-то долгая цепочка помощи получается. Мне важно общаться напрямую с теми, кому я помогаю» (девушка, 18 лет, имеет опыт волонтерства в НКО).

В ходе проведения фокус-групп респондентам также предлагалось определить сферы, в которых они хотели бы быть волонтерами в НКО, а затем на основании их ответов был составлен топ-8 наиболее популярных сфер, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ популярных сфер волонтерства среди информантов, имеющих и не имеющих опыт волонтерства в НКО12

Топ, составленный на основе ответов информантов с опытом волонтерства в НКО: Топ, составленный на основе ответов информантов без опыта волонтерства в НКО:

1. Сироты 2. Экология 3. Старшее поколение 4. Ветераны и историческая память 5. Здравоохранение и ЗОЖ 6. Животные 7. Люди с различными зависимостями 8. Жертвы домашнего насилия 1. Ветераны и историческая память 2. Старшее поколение 3. Люди с психологическими проблемами 4. Бездомные 5. Сироты 6. Экология 7. Жертвы домашнего насилия 8. Люди с различными зависимостями

Наиболее предпочтительными сферами волонтерства у участников с опытом волон-терства в НКО являются помощь сиротам, старшему поколению и ветеранам, а также экологическое волонтерство. При этом информанты без опыта волонтерства в НКО скорее готовы помогать ветеранам и пожилым людям, а также хотели бы быть волонтерами в сфере помощи людям с психологическими проблемами, что не упоминалось среди информантов с опытом волонтерства в НКО. Желание помогать старшим может быть связано с распространенностью подобного волонтерства в период пандемии СОУГО-19, когда пожилым людям необходима была помощь с покупкой и доставкой продуктов питания.

В рамках фокус-групп информанты в качестве желаемого направления добровольчества не назвали не только волонтерство в сфере социального кинопроизводства, но и культурное волонтерство, на основании чего можно сделать вывод об отсутствии связи культурного волонтерства и НКО в сознании молодых людей.

заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что сфера социального кинопроизводства знакома большинству молодых людей, однако они не осведомлены о потребности организаций в волонтерах. У молодежи нет четких представлений о функционале волонтера в сфере социального кинопроизводства, что затрудняет привлечение волонтеров в организации, занимающиеся подобной деятельностью.

Обе гипотезы исследования подтвердились. Молодежь Санкт-Петербурга действительно не информирована о возможностях волонтерства в сфере социального кинопроизводства. При разговоре с заказчиком выяснилось, что социальная киностудия не интегрирована в общую систему поиска волонтеров и различные рассылки от крупных волонтерских организаций, а также имеет слабую информированность о методах привлечения волонтеров.

Исследовательской группой был дан ряд рекомендаций заказчику — Социальной киностудии «Жираф».

1. Разработать и принять «Положение о добровольческой деятельности», которое закрепляло бы права и обязанности как волонтеров, так и самой организации. В данном документе следует также описать роль волонтера и функционал, который он может выполнять.

2. Для того чтобы иметь постоянный состав волонтеров, необходимо проводить различные командообразующие мероприятия, направленные на единение коллектива добровольцев.

Источник: составлено авторами.

3. Для преодоления барьера, связанного с информированностью, важно распространять сведения о студии путем сотрудничества со студенческими организациями и СМИ, использовать нестандартные методы привлечения молодежи через игровые стратегии и digital-технологии, развивать собственные социальные сети.

4. Ключевую роль в процессе привлечения волонтеров в студию играют стимулы, поэтому необходимо зарегистрироваться на популярных добровольческих площадках, предоставлять благодарности и грамоты, а также мерч организации, заниматься фандрайзингом и привлекать дополнительные финансовые средства для создания базы для материальных и нематериальных поощрений.

Исследования мотивации к волонтерской деятельности не потеряют своей актуальности в ближайшем будущем в связи с постоянным развитием гражданского общества в России. Важным аспектом является изучение непопулярных, но основополагающих видов волонтерства, которые на сегодняшний день являются так называемыми белыми пятнами. Например, одним из неразвитых видов добровольчества можно считать научное волонтерство. Согласно статистике с сайта dobro.ru волонтерство в сфере науки является наименее популярным у волонтеров среди всех проанализированных видов добровольчества. Однако привлечение научных волонтеров может способствовать решению большого количества задач в разных областях науки. В частности, при проведении социологических и психологических исследований при изучении определенных групп населения важно соблюдать единство терминологического понимания ученых и их респондентов [5, с. 118]. В таких случаях оптимальным решением представляется привлечение волонтеров из исследуемой социальной группы.

ограничения исследования

Важно отметить, что проведенное исследование имело ряд ограничений:

1. Выборка смещена в сторону информантов женского пола, обучающихся преимущественно в СПбГУ.

2. Полученные результаты исследования отражают позиции молодых людей, которые учатся в вузах и проживают на территории Санкт-Петербурга, и могут быть ограниченно распространены на всю молодежь 17—24 лет.

3. Особенности проведения фокус-групповых интервью не дают возможности сохранения анонимности участников, что могло привести к смещению ответов информантов к социально одобряемым и заведомо «правильным».

Направлениями дальнейших исследований по тематике киноволонтерства могут стать: подробное изучение данных практик среди российских волонтеров с целью их дальнейшей классификации; изучение социальных характеристик российских культурных волонтеров, анализ их возрастных, образовательных, профессиональных характеристик для составления портрета культурного волонтера. Актуальным представляется исследование интегрированности организаций, занимающихся привлечением волонтеров к своей деятельности, в систему поиска добровольцев. Также возможно рассмотрение организаций, занимающихся привлечением волонтеров в сравнении их с организациями других стран.

Литература

1. Антонова Т. В. Культурное волонтерство: социальная сущность и основные задачи / Т. В. Антонова // Культура, наука и искусство — современные векторы развития вуза культуры: материалы Международной научно-практической конференции. Орел, 15— 16 марта 2018 г. Орел: Орловский государственный институт культуры, 2018. С. 73—76.

2. Горлова Н. И. Современные тенденции развития института волонтерства в России. Вестник КГУ, 2017. Т. 23. № 3. С. 77-80.

3. Зборовский Г. Е. Проблема волонтерства в структуре социологического знания. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, 2017. № 3. С. 8-23.

4. Клюев А. В., Ткач С. Опыт участия студентов СЗИУ в реализации социального проекта. Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС, 2019. № 1. С. 83-89.

5. Клюско Е. М. Альтернативные подходы к определению понятия «культура досуга» (по материалам зарубежных исследований). Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2010. № 5 (37). С. 112-120.

6. Методология и методы социологических исследований: учебник / В. В. Василькова, С. В. Дамберг, В. И. Дудина [и др.]; под редакцией В. И. Дудиной, Е. Э. Смирновой. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. 388 с.

7. Невский А. В. Социология волонтерства: определение границ исследования. Вестник Института социологии, 2020. Т. 11. № 1. C. 32-48.

8. Певная М. В. Волонтерство как социологическая проблема. Социологические исследования, 2013. № 2 (346). С. 110-119.

9. Проказина Н. В., Бобылева Н. Ю., Хатнюк Н. Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России. Научный результат. Социология и управление, 2019. Т. 5. № 2. С. 47-56.

10. Стеббинс Р. А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / пер. с англ. Д. А. Кувардиной // Социологические исследования. Социология культуры, 2000. № 7. С. 64-72.

11. Сухарькова М. П. Подходы к изучению мотивации участия в практиках волонтерства. Теория и практика общественного развития, 2017. № 9. С. 12-16.

12. Butcher J., Einolf C. J. (ed.). Perspectives on volunteering. Cham: Springer, 2017. С. 1-297.

13. Dunn J., Chambers S. K., Hyde M. K. Systematic review of motives for episodic volunteering. VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 2016. Т. 27. С. 425-464.

14. Penner L. A. Volunteerism and social problems: Making things better or worse? Journal of Social issues, 2004. Т. 60. № 3. С. 645-666.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.