Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 3 Comprehensive Child Studies, 2020, vol. 2, no. 3 _www.kid-journal.ru
Статьи
УДК 316 Э01: 10.33910/2687-0223-2020-2-3-184-194
Вовлеченность детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: итоги анкетного опроса
А. В. Высоцкая01
1 Учебный центр ООО «Ресурсы Албазино», 682640, Россия, г. Амурск, ул. Машиностроителей, д. 2
Аннотация. В статье анализируются результаты исследования, посвященного вопросам участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Для выявления уровня активности детей в жизни семьи, школы и города была использована методика расчета индекса вовлеченности по уровню самоощущения ребенка как человека, с мнением которого считаются или не считаются взрослые при принятии решений. Эмпирическим материалом для расчета индексов вовлеченности послужили данные анкетного опроса детей, проживающих в городах и поселках трех регионов РФ — Новосибирской и Архангельской областей, а также Хабаровского края. Для расчетов индексов вовлеченности анализировались три уровня участия: семья, школа, город. На первом этапе в каждом блоке вопросов была построена балльная шкала от 0 до 2 баллов, где 0 баллов — минимальная вовлеченность, 1 балл — средняя, а 2 балла — максимальная вовлеченность ребенка в решение вопроса. Далее ответы участников опроса сопоставлялись с введенной шкалой обозначений, и полученные баллы суммировались по каждому респонденту. Таким образом, минимальная сумма могла быть 0 баллов, а максимальный результат — 6 баллов. Полученные итоги позволили разделить участников анкетирования по уровням вовлеченности. Обозначенные уровни позволили оценить, какие вопросы привлекают внимание детей, в решении каких вопросов они участвуют и на решение каких вопросов хотели бы влиять. Помимо индексного метода, в исследовании использовался корреляционный анализ, выяснялось наличие связей между позициями ребенка в семье, школе и населенном пункте и его половозрастными характеристиками. Анализ полученных результатов позволил выявить закономерности в проявлении активности ребенка в общественной жизни и его взаимодействиях со взрослыми.
Ключевые слова: участие детей, семья, школа, городское пространство, участие, анкетирование, индекс вовлеченности.
Сведения об авторе
Алёна Валерьевна Высоцкая, SPIN-код: 5264-8461, ORCID: 0000-0001-7048-028X, e-mail: al-w-buaa@rambler.ru
Для цитирования:
Высоцкая, А. В. (2020) Вовлеченность детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: итоги анкетного опроса. Комплексные исследования детства, т. 2, № 3, с. 184-194. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-23-184-194
Получена 16 августа 2020; прошла рецензирование 27 августа 2020; принята 27 августа 2020.
Финансирование: Работа поддержана грантом РФФИ № 18-00-00956. Права: © Автор (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Engaging children in solving issues that affect their interests:
Results of a survey
A. V. Vysotskaia™
aining Center, 2 Mashinostroiteley Str., Amursk 682640, Russia
Abstract. The article analyses the results of a study on children's participation in solving issues that affect their interests. To identify the level of children's involvement in the lives of their family, school, and city, the index method was used to calculate the engagement index based on the level of the child's self-perception as an individual whose opinion is considered or not considered by adults when making decisions. The data from the questionnaire given to children living in cities and towns in three regions of the Russian Federation (Novosibirsk and Arkhangelsk Region, and Khabarovsk Krai) served as empirical material for calculating engagement indices. To calculate the indices, three levels of participation were analysed: family, school, and city. At the first stage, each block of questions had a score scale from 0 to 2 points, where 0 points stood for minimum involvement, 1 point for the average, and 2 points signified maximum involvement of the child in the solution of the question. Then the responses of the survey participants were compared with the scale of notation, and the points received were summed up for each respondent. The results obtained allowed us to distribute the survey participants by levels of involvement. Indicated levels allowed us to assess which issues attracted the children's attention, which issues they were involved with, and which solutions they would like to influence. In addition to the index method, the study used correlation analysis to determine whether there are links between the child's positions in the family, school, and locality and their gender and age characteristics.
The analysis of the obtained results allowed us to identify patterns in the manifestation of the child's engagement in public life and interactions with adults.
Keywords: children's engagement, family, school, urban space, engagement, questionnaire, survey, engagement index.
1 Albazino Resources Tr
Author
Alena V. Vysotskaia, SPIN: 5264-8461, ORCID: 0000-0001-7048-028X, e-mail: al-w-buaa@rambler.ru For citation:
Vysotskaia, A. V.
(2020) Engaging children in solving issues that affect their interests: Results of a survey. Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 3, pp. 184-194. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-23-184-194
Received 16 August 2020; reviewed 27 August 2020; accepted 27 August 2020.
Funding: The research was funded by a RFBR grant No. 18-00-00956.
Copyright: © The Author (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Введение
Развитие различных социальных механизмов, практик и усложнение общественных отношений приводит к тому, что все большую актуальность приобретают вопросы вовлечения детей в общественные процессы. Однако до сих пор в научном сообществе не выработано базового определения «участия детей».
Зарубежные исследователи различных направлений с 60-х гг. прошлого века изучают сущность детского участия, а также анализируют разные формы взаимодействия детей и окружающего пространства. В своих работах Рут Синклер, Малкольм Хилл, Джон Девис, Кая Тисдол, Гарри Шье разделяют прямое и косвенное (консультационное) участие детей. Так, к первому виду участия относят действия, которые могут изменить ситуацию, а под консультированием понимают «поиск мнений», когда дети «не участвуют на этапах фактической
выработки решений» (Sinclair 2004; Hill, Davis, Prout, Tisdall 2004; Shier 2001; Newmann 1992; Arnstein 1969).
В настоящее время большое внимание уделяется проблемам влияния городской среды на формирование личности ребенка. Активно анализируется дружественность городской среды и зонирование городского пространства на сферы «дом/работа/досуг» или «семья/бизнес/ государство» (Филипова, Ракитина 2017; Бесчасная 2019). Также авторами исследуется опыт участия детей в общественной жизни города, формы подготовки детей для участия в общественной жизни, факторы успешности функционирования городского пространства и устанавливаются взаимосвязи между «благополучием детей и спецификой городской территории» (Сибирева 2010; Филипова, Ракитина, Купряшкина 2018; Филипова, Прямикова, Волкова и др. 2020; Corsaro 2018; Sinclair, Cronin, Lanyon et al. 2002).
Методы исследования
Для изучения особенностей участия детей в жизни семьи, школы и города был использован метод анкетирования.
В опросе приняли участие 268 детей в возрасте от 9 до 18 лет, из них 46,3 % мальчиков и 53,7 % девочек. Детальная половозрастная структура опрошенных представлена на рисунке 1.
География респондентов включала опрос детей, проживающих в городах Архангельске и Новосибирске, а также в городах и сельских населенных пунктах Хабаровского края (г. Амурск, г. Комсомольск-на-Амуре, г. Николаевск-на-Амуре, г. Хабаровск, п. Новый мир, п. Солнечный, р. п. Ванино, р. п. Заветы Ильича, с. Бриякон, с. Иннокентьевка, с. Лермонтовка, с. Пивань и с. Хурба).
Результаты пилотажного исследования (тестирования исследовательского инструментария) отражены в публикациях, опубликованных в сборнике материалов конференции «Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: современное состояние, проблемы и перспективы» (Бухтиярова 2019; Высоцкая 2019).
В анкете вопросы были разбиты на три группы, а именно: участие ребенка в решении вопросов:
• семьи;
• школы;
• города (или поселка) проживания.
Вопросы были направлены на описание текущей ситуации и желаемой вовлеченности ребенка в решение разных вопросов, связанных с его жизнедеятельностью.
Анализируя первый блок вопросов «Семья», можно отметить, что на вопрос «Как ты думаешь, кто ты в своей семье?» 47,6 % опрошенных ответили: «Член семьи, с которым обсуждают все важные для жизни семьи дела» и 36,4 % ответили: «Член семьи, с которым обсуждают то, что важно для меня». При этом 92 % детей, выбравших данные ответы, были в возрасте 13 лет и старше, что говорит о восприятии ребенком себя как лица, принимающего решения и активно участвующего в жизни семьи (рис. 2).
Количественное распределение вопросов, в решение которых вовлечены дети в своей семье, представлено в таблице 1.
Гипотеза о том, что вовлечение ребенка в решение семейных вопросов зависит от возраста, подтвердилась в отношении выбора места обучения (школа, институт) (уровень значимости а = 0,05, коэффициент корреляции р = -0,333), т. е. чем старше ребенок, тем меньше он вовлечен в решение вопроса о выборе текущего или дальнейшего места обучения. Можно высказать предположение о наличии сильного влияния семьи в определении образовательной траектории подростка после окончания школы. А вот гипотеза о влиянии пола ребенка на степень его вовлеченности в семейные вопросы не подтвердилась.
Рис. 1. Половозрастное распределение участников анкетирования
Рис. 2. Структура ответов на вопрос «Как ты думаешь, кто ты в своей семье?»
Как видно из таблицы 1, более всего респонденты задействованы в решении вопросов, связанных с проведением семейного досуга и отдыха, с учебой и решением бытовых вопросов. Эти же три варианта ответа лидируют среди ответов на вопрос «В решении каких вопросов ты хотел бы принимать участие?». Из анализа ответов видно, что участники анкетирования неактивно принимают участие или не хотят участвовать в решении вопросов, работающих на их перспективу, например, связанных с выбором места обучения.
В качестве ответов в категории «Другое» чаще всего встречается вариант «во всех вопросах» или «денежные вопросы», что может говорить о желании ребенка участвовать во всех аспектах жизни семьи, а не только в решении личных вопросов.
Корреляционный анализ показал, что чаще всего одни и те же дети, выбрав вариант ответа «Дополнительные (внеклассные) занятия», также выбирают ответы «Решение вопросов, связанных с учебой», «Участие в спортивных и творческих мероприятиях», «Покупки для
Табл. 1. Сравнительная статистика вопроса «В решении каких вопросов в семье ты принимаешь / хочешь принимать участие?»
Варианты ответов В решении каких вопросов в семье ты принимаешь участие? В решении каких вопросов ты хотел бы принимать участие?
Частота, чел. Процент, % Частота, чел Процент, %
Проведение семейного досуга и отдыха 250 13,0 224 13,1
Дополнительные (внеклассные) занятия 241 12,6 210 12,3
Выбор места обучения (школа, институт) 239 12,5 215 12,6
Решение вопросов, связанных с учебой 248 12,9 219 12,8
Участие в спортивных и творческих мероприятиях 242 12,6 211 12,3
Решение бытовых вопросов (еда, уборка, перестановка мебели, ремонт и пр.) 243 12,7 219 12,8
Покупки для семьи и детей (вещи, игрушки, техника и пр.) 242 12,6 216 12,6
Другое 214 11,2 198 11,6
■ Ученик, который должен беспрекословно слушаться учителей
■ Ученик, который ощущает, что учителя относятся ко мне с уважением
■ Ученик, которому предоставлено право решать разные школьные вопросы Затрудняюсь ответить
"Другое
Рис. 3. Структура ответов на вопрос «Как ты думаешь, кто ты в своей школе?»
семьи и детей (вещи, игрушки, техника и пр.)» (уровень значимости 0, коэффициент корреляции р = 0,403).
Следующий блок вопросов был связан с таким особенным социальным институтом в жизни ребенка, как школа. На вопрос «Как ты думаешь, кто ты в своей школе?» в 34,8 % случаев дети определяли себя как учеников, которые ощущают, что учителя относятся к ним с уважением, а в 25,8 % отвечали, что им предоставлено право решать разные школьные вопросы (рис. 3). Стоит отметить, что данные ответы выбирали часто ученики в возрасте 17-18 лет. В тоже
время практически 30 % от всех участников опроса выбрали ответ «Ученик, который должен беспрекословно слушаться учителей», и большая часть ответов получена от детей в возрасте 7-14 лет.
Статистически значимая связь (уровень значимости 0, коэффициент корреляции р = 0,277) выявлена между возрастом и социальной позицией ребенка в школе, т. е. чем старше ребенок, тем больше к нему прислушиваются взрослые.
Таблица 2 показывает связь между тем, как ребенок определяет себя в школе, и тем, как он ощущает себя в своей семье. Так, например,
Табл. 2. Таблица сопряженности блоков «Семья» / «Школа»
Как ты думаешь, кто ты в своей семье?
Ребенок, мнение которого не спрашивают ни по какому вопросу Член семьи, с которым обсуждают то, что важно для меня Член семьи, с которым обсуждают все важные для жизни семьи дела Затрудняюсь ответить / другое
Ученик, который должен беспрекословно слушаться учителей 9 33 49 1
Ученик, который ощущает, что учителя относятся к нему с уважением 6 38 56 9
Ученик, которому предоставлено право решать разные школьные вопросы 8 31 37 3
Затрудняюсь ответить / другое 3 11 13 5
ребята, с которыми обсуждаются важные для них и для жизни семьи вопросы, также чувствуют уважение учителей к ним. Однако наряду с этим респонденты часто ощущают себя как «ученики, беспрекословно подчиняющиеся учителям», что говорит о доминировании авторитарного стиля взаимодействия педагогов с детьми в российских школах.
Сопоставляя ответы на вопросы «В решении каких вопросов в школе/классе ты участвуешь?» и «В решении каких вопросов в школе/классе ты хотел бы участвовать?» при относительно равном распределении ответов наблюдаются небольшие отклонения (см. табл. 3). Так, наиболее популярными ответами о фактическом участии детей являются: участие в спортивных и общественных мероприятиях / социальных акциях — 10,2 %, выборы актива класса / школы, организация школьных/классных мероприятий, дополнительные занятия и кружки — по 9,2 % ответов.
При выборе желаемой вовлеченности самыми популярными ответами стали: организация школьного питания — 9,7 %, участие в спортивных и общественных мероприятиях / социаль-
ных акциях, а также выбор школьной формы (гимн, эмблема) — по 9,3 % от всех ответов.
Данные несоответствия ответов нельзя назвать критичными, однако очевидно, что вопросы школьного блока носят более индивидуальный характер, чем блок вопросов о семье. Выбор школьного питания или формы одежды в большей мере касается ученика, чем организация школьных мероприятий, и поэтому ребенку хочется проявить свою активность именно в решении данных вопросов, что не всегда понимают взрослые.
Последний блок вопросов связан с территорий проживания и вовлеченностью ребенка в решение вопросов благоустройства/преобразования окружающего пространства.
Самыми популярными вариантами ответов на вопрос «Как ты участвуешь в жизни района/ города?» являются следующие: посещение городских мероприятий (праздники, массовые мероприятия) и выступления на городских/ районных мероприятиях, спортивных соревнованиях, конкурсах. Однако вторым по популярности ответом был «Никак не участвую», что может говорить о привлечении ребенка к организованным взрослыми массовым мероприя-
Табл. 3. Сравнительная статистика вопроса «В решении каких вопросов в школе/классе ты участвуешь / хочешь принимать участие?»
Варианты ответов В решении каких вопросов в школе/ классе ты участвуешь? В решении каких вопросов в школе/ классе ты хотел бы участвовать?
Частота, чел Процент, % Частота, чел Процент, %
Выборы актива класса/школы 232 9,2 223 8,9
Организация школьных/классных мероприятий 232 9,2 230 9,1
Учебные вопросы (выбор профиля класса...) 228 9,1 225 8,9
Дополнительные занятия и кружки 233 9,2 230 9,1
Разрешение конфликтов (ученик/ученик, ученик/учитель) 229 9,1 224 8,9
Школьное питание 217 8,6 245 9,7
Оформление и благоустройство школы / класса / пришкольной территории 230 9,1 230 9,1
Участие в спортивных и общественных мероприятиях / социальных акциях 256 10,2 233 9,3
Выбор школьной формы (гимн, эмблема) 219 8,7 234 9,3
Работа школьных СМИ (стенгазеты, школьные радио/ТВ) 228 9,1 226 9,0
Другое 215 8,5 216 8,6
тиям, часто носящим развлекательный характер, а также об ограниченных возможностях участия детей в «управлении» городом.
Изучая статистику ответов на вопрос «Кто ты в своем городе?», можно увидеть, что чуть более 40 % опрошенных определяют себя как «маленького горожанина, незаметного для большинства». В два раза реже (в 18,77 % случаев) дети выбирают ответ «горожанин, который ощущает себя небольшой, но важной частью» и только 15,16 % отвечают, что они «горожане, активно участвующие в жизни города». При этом самоопределение ребенка в вопросах вовлечения в жизнь города никак не связано с полом или возрастом опрашиваемых (статистически значимой связи не выявлено).
Изучая ответы детей об интересных событиях в жизни своего города / района проживания, в которых он(а) хотел(а) бы участвовать (рис. 4), видно, что чаще всего детей привлекает возможность высказать свою точку зрения по вопросам безопасности и профилактики правонарушений, создания общественных пространств, а также размещения спортивных и досуговых объектов.
Статистически значимая связь была выявлена между возрастом ребенка и его желанием поучаствовать в организации спортивных, общественных, патриотических мероприятий, что говорит о желании детей в более старшем возрасте не только проявить физическую активность, но и оказать влияние на качество организации и проведения мероприятий (уровень значимости а = 0,01, коэффициент корреляции р = 0,204). Также отмечено, что девочки чаще хотят участвовать в благотворительных акциях, нежели мальчики (уровень значимости а = 0,01, коэффициент корреляции р = -0,215).
Сопоставив самоопределение ребенка в семье, школе и городе, можно заключить, что наибольшую активность в жизни города проявляют дети, с которыми обсуждают все важные для жизни семьи и самого ребенка дела и которые в школьной жизни чувствуют уважительное отношение учителей к себе. Наименьшую активность проявляют (или совсем не участвуют) в городской жизни дети, чье мнение в семейных и школьных вопросах никак не учитывается.
Анализируя ответы о возможностях, которые дает детям «участие в жизни общества/города/ школы/класса» (рис. 5), можно отметить, что
10,45%
- —_ _
Инн
Организация
Охрана Организация городских/ Доступная
безопасности Создание Размещение спортивна районный с Размещен Планирование Д среда
и профилактика общественных ^^^общеавенных дворовых °ф°рмление Озеленение транспортных и органация
правонару- для ^Г панически* мероприятий льные акции маршрутов дорожного
шений д мероприятий по интересам щ д движения
семьи и детей
■ Значение 10,44% | 10,27% | 10,23% 10,23% | 10,14% | 10,02% | 9,80% 9,80% 9,59% 9,46%
Рис. 4. Диаграмма распределения ответов на вопрос «На решение каких вопросов в своем городе / районе проживания ты хотел(а) бы влиять?»
Рис. 5. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Участие в жизни общества/города/школы/класса — это для тебя...»
больше всего дети ценят возможность «принести пользу стране/городу/району» (17,16 %), а также «возможность весело/активно провести время» (17,09 %) и «возможность принести пользу другим детям» (16,82 %). При этом распределение ответов не зависит ни от пола, ни от возраста респондентов.
В исследовании была испробована семисту-пенчатая лестница принятия решений. В основе предложенной модели лежат различные механизмы и формы оценки уровня участия граждан, в т. ч. детей, в общественной жизни общества (Arnstein 1969; Hart 1992; Newmann 1992).
Участников исследования просили выделить ступень, которая в большей степени отражает
их социальные взаимодействия со взрослыми (рис. 6).
Большинство респондентов (21,72 %) определили себя на шестой ступени — «Я сам принимаю решения, консультируясь со взрослыми». Практически равное число ответов оказалось у пятой ступени — «Инициатива исходит от взрослых, но мы вместе принимаем решения» (21,35 %). На третьем месте по популярности (16,10 %) была четвертая — «Взрослые интересуются моим мнением, прислушиваются к нему». Наименее популярный ответ был «Взрослые привлекают меня к решению отдельных вопросов» — третья ступень, его выбрали 8,61 % опрошенных.
Рис. 6. Лестница принятия решений Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 3
Рис. 7. Оценка индекса вовлеченности
Также для оценки степени вовлеченности детей в жизнь семьи, школы и города были рассчитаны индексы вовлеченности по следующему алгоритму: если ребенок определял себя как человека, с мнением которого не считаются или считаются, но крайне редко, и он ощущает себя малозначимым, тогда указанным ответам присваивалось промежуточное значение 1. Если с мнением ребенка считаются в решении разных вопросов, то присваивалось промежуточное значение 2. Если же ребенок активно принимает участие в жизни семьи, школы или города, то устанавливается промежуточное значение 3.
Таким образом, путем перекодирования полученных результатов и суммирования полученных значений по каждому ребенку были получены индексы вовлеченности. Если сумма промежуточных баллов от 0 до 2, то вовлеченность ребенка оценивается как «низкая». Если значение индекса составляет 3-4 балла, то индекс вовлеченности — «средний», если сумма набранных промежуточных баллов больше 5, значит, оцениваем вовлеченность как «высокую».
Из данных, представленных на рисунке 7, видно, что практически половина (48,58 %) опрошенных детей демонстрируют низкую во-
влеченность в жизнь семьи, школы или своего населенного пункта. Гипотеза, что степень вовлеченности зависит от половозрастных критериев, не подтвердилась. Однако была выявлена зависимость между индексом вовлеченности и выбором ребенком ступени на лестнице принятия решений (уровень значимости а = 0, коэффициент корреляции р = 0,232), что позволяет сделать вывод о достоверности ответов респондентов, прошедших двойную проверку самооценки собственной вовлеченности.
Заключение
Таким образом, результаты исследования показали, что детское участие необходимо развивать одновременно на нескольких уровнях (в семье, школе, населенном пункте) в постоянном диалоге детей и взрослых. На каждом отдельном уровне в зависимости от имеющихся ресурсов, потребностей и опыта формируемые ценности преобразовываются в социальную инициативу (активную позицию), ответственное отношение к другим детям и взрослым, своей семье, школе, месту проживания.
Литература
Бесчасная, А. А. (2019) Образ детства в зеркале урбанизации: от традиций к мозаике. Человек. Культура.
Образование, № 4 (34), с. 174-187. Б01: 10.34130/2233-1277-2019-4-174-187 Бухтиярова, И. Н. (2019) Смыслы социального участия детей: по материалам анкетного опроса. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: современное
состояние, проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», с. 76-79. Высоцкая, А. В. (2019) Участие детей в жизни семьи, школы, города по материалам анкетного опроса: итоги пилотажа. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: современное состояние, проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», с. 207-213. Сибирева, М. Ю. (2010) Влияние мегаполиса на социализацию ребенка. Социологические исследования, № 7, с. 147-150.
Филипова, А. Г., Прямикова, Е. В., Волкова, О. А. и др. (2020) Технологии вовлечения детей в решение вопросов, затрагивающих их интересы. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 200 с.
Филипова, А. Г., Ракитина, Н. Э. (2017) Городская «доброжелательность» к детям: от неравенства к соучаствующему проектированию городской среды (на материалах городов юга Дальнего Востока). Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 188 с. Филипова, А. Г., Ракитина, Н. Э., Купряшкина, Е. А. (2018) Новые исследовательские ориентации в социологии
детства. Социологические исследования, № 3, с. 86-93. DOI: 10.7868/S0132162518030091 Arnstein, S. R. (1969) A ladder of citizen participation. Journal of American Institute of Planners, vol. 35, no. 4,
pp. 216-224. DOI: 10.1080/01944366908977225 Corsaro, W. A. (2018) The sociology of childhood. 5th ed. Thousand Oaks: Sage Publ., 376 p. Hart, R. A. (1992) Children's participation: From tokenism to citizenship. Florence: International Child Development Centre Publ., 42 p.
Hill, M., Davis, J., Prout, A., Tisdall, K. (2004) Moving the participation agenda forward. Children and Society,
vol. 18, no. 2, pp. 77-96. DOI: 10.1002/chi.819 Newmann, F. M. (1992) Student engagement and achievement in American secondary schools. New York: Teachers College Press, 240 p.
Shier, H. (2001) Pathways to participation: Openings, opportunities and obligations. Children and Society, vol. 15,
no. 2, pp. 107-117. DOI: 10.1002/chi.617 Sinclair, R., Cronin, K., Lanyon, L. et al. (2002) Aim high stay real: Outcomes for children and young people:
The views of children, parents and professionals. London: Children and Young People's Unit, 140 p. Sinclair, R. (2004) Participation in practice: Making it meaningful, effective and sustainable. Children and Society, vol. 18, no. 2, pp. 106-118. DOI: 10.1002/chi.817
References
Arnstein, S. R. (1969) A ladder of citizen participation. Journal of American Institute of Planners, vol. 35, no. 4,
pp. 216-224. DOI: 10.1080/01944366908977225 (In English) Beschasnaya, A. A. (2019) Obraz detstva v zerkale urbanizatsii: ot traditsij k mozaike [The image of childhood in the urbanization mirror: From tradition to mosaic]. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie — Human. Culture. Education, no. 4 (34), pp. 174-187. DOI: 10.34130/2233-1277-2019-4-174-187 (In Russian) Bukhtiyarova, I. N. (2019) Smysly sotsial'nogo uchastiya detej: po materialam anketnogo oprosa [Meanings of social participation of children: On the materials of the questionnaire]. In: A. G. Filippova (ed.). Uchastie detej v reshenii voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy: sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Participation of children in solving issues affecting their interests: Current state, problems and prospects. Proceedings of the international scientific conference]. Saint Petersburg: Scientific and Information Technologies Center Asterion Publ., pp. 76-79. (In Russian) Corsaro, W. A. (2018) The sociology of childhood. 5th ed. Thousand Oaks: Sage Publ., 376 p. (In English) Filipova, A. G., Pryamikova, E. V., Volkova, O. A. et al. (2020) Tekhnologii vovlecheniya detej v reshenie voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy [Technologies for involving children in solving issues affecting their interests]. Saint Petersburg: Scientific and Information Technologies Center Asterion Publ., 200 p. (In Russian) Filipova, A. G., Rakitina, N. E. (2017) Gorodskaya "dobrozhelatel'nost'"k detyam: ot neravenstva ksouchastvuyushchemu proektirovaniyu gorodskoj sredy (na materialakh gorodov yuga Dal'nego Vostoka) ["Child-friendliness" of cities: From inequality to co-design of the urban environment (On the materials of the cities of the South of the Far East)]. Vladivostok: Far Eastern Federal University Publ., 188 p. (In Russian) Filipova, A. G., Rakitina, N. E., Kupryashkina, E. A. (2018) Novye issledovatel'skie orientatsii v sotsiologii detstva [New research orientations in sociology of childhood]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 3, pp. 86-93. DOI: 10.7868/S0132162518030091 (In Russian) Hart, R. A. (1992) Children's participation: From tokenism to citizenship. Florence: International Child Development
Centre Publ., 42 p. (In English) Hill, M., Davis, J., Prout, A., Tisdall, K. (2004) Moving the participation agenda forward. Children and Society, vol. 18, no. 2, pp. 77-96. DOI: 10.1002/chi.819 (In English)
Newmann, F. M. (1992) Student engagement and achievement in American secondary schools. New York: Teachers
College Press, 240 p. (In English) Shier, H. (2001) Pathways to participation: Openings, opportunities and obligations. Children and Society, vol. 15,
no. 2, pp. 107-117. DOI: 10.1002/chi.617 (In English) Sibireva, M. Yu. (2010) Vliyanie megapolisa na sotsializatsiyu rebenka [The influence of the metropolis on the socialization of the child]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 7, pp. 147-150. (In Russian)
Sinclair, R., Cronin, K., Lanyon, L. et al. (2002) Aim high stay real: Outcomes for children and young people: The views of children, parents and professionals. London: Children and Young People's Unit, 140 p. (In English) Sinclair, R. (2004) Participation in practice: Making it meaningful, effective and sustainable. Children and Society,
vol. 18, no. 2, pp. 106-118. DOI: 10.1002/chi.817 (In English) Vysotskaya, A. V. (2019) Uchastie detej v zhizni sem'i, shkoly, goroda po materialam anketnogo oprosa: itogi pilotazha [Participation of children in the life of the family, school, city based on the materials of the questionnaire survey: The results of aerobatics]. In: A. G. Filippova (ed.). Uchastie detej v reshenii voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy: sovremennoe sostoyanie, problemy iperspektivy. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Participation of children in solving issues affecting their interests: Current state, problems and prospects. Proceedings of the international scientific conference]. Saint Petersburg: Scientific and Information Technologies Center Asterion Publ., pp. 207-213. (In Russian)