Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 3 Comprehensive Child Studies, 2020, vol. 2, no. 3 _www.kid-journal.ru
Статьи
УДК 37.06 DOI: 10.33910/2687-0223-2020-2-3-162-169
Дети и город: сложности взаимодействия и практики участия
Е. М. Скрыпниковаш
1 Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28
Сведения об авторе
Екатерина Михайловна Скрыпникова, SPIN-код: 1045-6398, ORCID: 0000-0003-2627-570X, e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Скрыпникова, Е. М. (2020) Дети и город: сложности взаимодействия и практики участия. Комплексные исследования детства, т. 2, № 3, с. 162-169.
DOI: 10.33910/2687-0223-2020-23-162-169
Получена 6 августа 2020; прошла рецензирование 14 августа 2020; принята 10 сентября 2020.
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00654. Права: © Автор (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Аннотация. В статье анализируется участие детей в принятии решений на уровне города на основе исследований в области детства и защиты прав ребенка, интерпретации практики участия в жизни города (на примере г. Новосибирск) и экспертного мнения. Участие актуально на разных уровнях: личном, семейном, школьном, городском, государственном и международном. На сегодняшний момент в теоретическом и практическом планах личное, семейное, школьное участие наиболее освещены и проработаны, в отличие от участия на других уровнях. С одной стороны, это связано с уменьшением спектра вопросов, на которые дети способны оказывать влияние в этих областях. С другой, это проистекает из неосведомленности детей о специфике участия на уровне города, государства и т. д. Участие связано с компетенциями, обеспечивающими принятие оптимальных решений, которые не навредят самому ребенку или другим. И расширение этих компетенций связано с постепенным увеличением круга проблем, решаемых детьми самостоятельно либо в партнерстве со взрослыми. Город является важной площадкой для накопления социального опыта ребенка, формирования необходимых социальных навыков, в том числе навыков участия в принятии решений.
В статье представлен анализ актуальных форм участия детей в принятии решений на уровне города. Одной из форм участия, в которую вовлечены дети, является проектная деятельность. В содержании работы раскрывается ее потенциал для развития детей и городской среды. Проект — это возможность для установления партнерских отношений детей и взрослых, где будут четко распределены обязанности и ответственность каждого в достижении общего результата. Это ключевой аспект в решении затруднений участия, так как, по мнению экспертов, проблема заключается в отсутствии партнеров, поддерживающих участие, неготовности взрослых к партнерству и восприятию мнения детей. В статье рассмотрены такие проблемы, как: неготовность взрослых к поддержке и сопровождению детского и молодежного участия; отсутствие инфраструктуры и партнерства различных социальных институтов в решении вопросов участия детей; заимствование зарубежных идей, не соответствующих нашей социокультурной реальности. Предложены возможные пути решения данных затруднений.
Ключевые слова: дети, город, партнерство, сопровождение участия, формы участия, проектная деятельность, интересы детей.
Children and the city: The complexities of interaction and participatory practices
E. M. Skrypnikova™
1 Novosibirsk State Pedagogical University, 28 Vilyuiskaya Str., Novosibirsk 630126, Russia
Abstract. The article analyses children's participation in decision-making at the city level based on research in the field of childhood and child protection, interpretation of the practice of engagement in city life (on the example of Novosibirsk), and expert opinion. Participation is relevant at different levels: individual, family, school, city, state and international. At the moment, in theoretical and practical terms, the individual, family, and school levels of engagement have been studied closer and implemented wider than participation at other levels. On the one hand, this is due to a smaller range of issues that children are able to influence in those areas. On the other hand, it can also be explained by a lack of awareness regarding the specifics of participatory practices at the level of the city, the state, etc. Engagement is associated with competencies that ensure that ultimate decisions are made that will not harm the child or others. And the expansion of these competences is associated with a gradual increase in the range of problems that are solved by children independently or in partnership with adults. The city is an important platform a the child to acquire and accumulate social experience, to develop essential social skills — the skills of participation in decision-making. The article presents an analysis of the actual forms of children's participation in decision-making at the city level. At the moment, one of the forms of participation in which children are involved is project activity. The content of the activity reveals its potential for the development of both, children and the urban environment. The project is an opportunity to establish cooperation between children and adults, where the duties and responsibilities of each party in achieving a common result will be clearly defined. This is a key element in addressing the challenges of children's engagement, since, according to experts, the main problem lies in the lack of partners who support children's participation, the unwillingness of adults to cooperate and to take children's opinions seriously. Thus, the article focuses on such problems as adults' reluctance to support and accompany children's and youth engagement; the lack of infrastructure and partnerships between various social institutions in addressing issues of children's engagement; borrowing random foreign experience that does not correspond to Russian socio-cultural reality. The author proposes some approaches to solving these difficulties.
Author
Ekaterina M. Skrypnikova, SPIN: 1045-6398, ORCID: 0000-0003-2627-570X, e-mail: [email protected]
For citation:
Skrypnikova, E. M. (2020) Children and the city: The complexities of interaction and participatory practices. Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 3, pp. 162-169. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-23-162-169.
Received 6 August 2020; reviewed 14 August 2020; accepted 10 September 2020.
Funding: The research was funded by the RFBR (project No. 19-011-00654). Copyright: © The Author (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Keywords: children, city, partnership, support of engagement, forms of engagement, project activities, interests of children.
Введение
Вовлечение детей в принятие решений, затрагивающих их интересы (далее — участие), с момента принятия Конвенции о правах ребенка стало одной из задач в сфере расширения благополучия детей во всем мире (Конвенция о правах ребенка... 2011). «Необходимо предпринимать меры для поддержания и привлечения детей к участию в соответствии с их возрастом и зрелостью. Участие должно соответствовать обеспечению интересов ребенка и способствовать личностному развитию каждого ребенка» (Фэйнштэйн, О'Кэйн 2011, 8).
Участие предполагает достаточный уровень компетенций, чтобы ребенок мог принять
оптимальное решение, которое не навредит ему или другим. Чем шире область компетенций, приобретаемых в ходе освоения социального опыта, тем шире круг вопросов, по которым ребенок способен принимать решения. Спектр компетенций, необходимый для участия, может включать в себя такие компетенции, как организаторские, исследовательские, коммуникативные, творческие и др. В тоже время в ходе вовлечения детей в участие происходит формирование социальных умений и навыков, составляющих социальную компетентность, позволяющую ребенку стать субъектом социума и культуры. Как отмечает Н. В. Калинина, «социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специ-
ально организованной деятельности. Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия» (Калинина 2008, 10). Участие подразумевает активное взаимодействие ребенка с разными субъектами (другие дети, взрослые, организации, социальные институты и др.), значимыми для реализации принимаемых решений, и выступает как механизм личностного и социального развития ребенка. Оно является одной из возможных составляющих социальных отношений и взаимодействий на уровне города, в которые включены дети. Однако в таких сферах, как семья и школа, участие детей происходит более интенсивно, чем на уровне города, общества, государства. В них дети вовлечены в наименьшей степени.
Вовлечение детей в участие на уровне города имеет важное значение как для взрослого сообщества, так и детского. Это связано с тем, что в условиях городской среды происходит социализация детей и подростков, на которую влияют разноплановые социальные институты. Как отмечает Л. П. Селеня, «существуют различные интерпретации определения понятия социализация, но все дефиниции рассматривают процесс развития личности во взаимосвязи с семьей, институтами образования и воспитания, профессиональными и социальными группами, в которые включен человек, социально-экономическими условиями» (Селеня 2011, 93). От специфики взаимодействия между социальными институтами, качеством отношений ребенка и взрослого, предоставления ему возможности принимать какие-либо решения зависит то, насколько успешно ребенок освоит социальный опыт.
Для успешного участия необходимо создание возможностей и условий для проявления детьми гражданской и социальной активности, которая основывается на широком выборе разнообразных видов деятельности в различных сферах жизни города. В зависимости от проблемы, на решение которой направлено участие, дети могут быть привлечены как эксперты либо на консультативном уровне выразить свои запросы и потребности. Также есть деятельност-ный аспект, когда дети способны не только высказать свое мнение по каким-либо вопросам, но и активно помочь в реализации принимаемых решений.
В связи с тем, что город является важной площадкой для накопления социального опыта ребенка, формирования необходимых социальных навыков, в т. ч. навыков включения в городские процессы, целью статьи обозначено
выявление форм реализации участия детей в принятии решений на уровне города.
Методы исследования
Ключевым методом исследования стал метод экспертного интервью. Экспертами выступили исследователи и практики в области деятельности детских общественных организаций и социального воспитания из Александрова, Костромы и Москвы (Ы = 5). Гайд экспертного интервью включал такие вопросы, как:
• В чем заключается сущность участия детей в принятии решений?
• Каковы актуальные формы участия на сегодняшний момент?
• В чем сложности и перспективы участия?
Результаты и их обсуждение
В ходе исследования проблемы участия детей в принятии решений в 2016 г. была проведена диагностика в виде анкетирования, изучающего мнение детей по вопросу участия. Диагностика осуществлялась на базе образовательных организаций г. Новосибирска и Новосибирской области. Общий охват исследования составил 246 человек из числа обучающихся 7-11 классов г. Новосибирск, г. Бердск, мкр-н ОбьГЭС. Из числа опрошенных 106 респондентов — мальчики, 140 — девочки, из них 174 — лица от 14 до 16 лет, 72 респондента — старше 16 лет.
Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что на уровне города 43 % опрошенных детей готовы решать вопросы, связанные с тем, «где должны быть рабочие места для подростков в городе». При этом 28 % подростков считают одним из важных приоритетов их участия в жизни города оказание влияния на выбор деятельности, полезной окружающим. Третьей по значимости для большинства детей оказалась возможность оказывать влияние «на то, как должны быть оформлены детские парки в городе», — такую позицию выбрали 63 ребенка, участвовавших в анкетировании (27 %). Эти три позиции показывают, в решении каких вопросов на уровне города дети заинтересованы, осведомлены и готовы принимать участие. Наименьшее количество респондентов хотели бы оказывать влияние в обществе на вопросы, касающиеся того, «какие знаки признания нужно установить для детских общественных объединений (вариант наград для детей и их объединений)» — 7 %, и «на организацию мирных демонстраций» — 10 %. Эти вопросы оказались наименее актуальными для
респондентов. Несмотря на готовность детей участвовать в принятии некоторых решений на уровне города, они не во всех сферах компетентны и не всегда принимают решения самостоятельно. Сказывается отсутствие знаний о том, на какие области жизнедеятельности города дети могут повлиять; слабое понимание и осознание того, как, какими способами они могут оказывать влияние на решение тех или иных вопросов; недостаточный опыт активного участия в принятии решений или его отсутствие. Тем более значение и социальные роли детей в городской среде менее четкие, чем в других сферах жизнедеятельности ребенка: «Здесь ребенок сталкивается со своей повседневной жизнью — он живет в семье, требования родителей определенные, двор и школа — там тоже определенные социальные роли и требования. А вот общество в целом и государство, он еще не осознает систему наказаний и поощрений» (Владимир; Костромской государственный университет, г. Кострома).
Поэтому участие детей в принятии решений на всех уровнях жизни общества, в том числе в городской жизнедеятельности, требует поиска актуальных форм и механизмов информирования, просвещения детей по вопросам, которые они способны решать на уровне города.
Негативную роль играет мнение взрослых, которые считают, что ребенок не способен влиять на жизнедеятельность города, не готов к ответственности за принятые решения на этом уровне; что дети пассивны и не заинтересованы в социально значимых делах. Однако активное развитие детских общественных объединений, волонтерских организаций, городских проектов, реализуемых детьми, указывает на изменение ситуации, в которой ребенок выступает как субъект разнообразных социальных отношений. Это находит отражение во мнении Д. И. Фельд-штейна, исследовавшего изменения современного детства: «Детство не просто усваивает нормы, формы организации Мира взрослых, оно само объективно и весьма активно ставит перед ним все новые и новые задачи, являясь реально действующей составной частью общества» (Фельдштейн 2012, 21). Минимизация негативных факторов, влияющих на отстранение детей от участия в решении вопросов на уровне города, связана с ключевыми позициями самого участия: информирование, консультирование детей, активная деятельность, которые могут реализовываться в разных формах.
Исходя из содержания интервью с экспертами, мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний момент наиболее распространенной
формой участия детей в жизни города является проектная деятельность.
«Я вижу только одну форму — это проектная деятельность. Социальное, образовательное проектирование, исследовательская деятельность — это самая прорывная технология, тем более она поддерживается государством» (Ирина; Российская академия образования, г. Москва).
Проектная деятельность в городском пространстве выступает актуальной формой участия детей в принятии решений в силу ее потенциала. «Это, прежде всего, социально значимые проекты, помочь детям найти такой предмет, который бы имел какую-то значимость» (Андрей; МКУ «Комитет по социальной политике Александровского района», г. Александров). Эта значимость связана как с потребностями самого ребенка, так и со значимыми изменениями, которые произойдут в самом городе с улучшением жизни. Поэтому в проектной деятельности реализуются интересы, потребности ребенка и достигаются социальные цели. В том числе она дает возможность подрастающему поколению активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности. Проектная деятельность должна сопровождаться взрослым, который поможет на разных этапах проекта и сформирует проектные навыки у детей, если их нет.
Но стоит отметить, что проектирование в большей степени выступает следствием других форм участия детей, например ученического самоуправления. Т. е. в пространстве школы появляются группы детей, заинтересованных в решении конкретных проблем микросоциума, и в этом случае органы самоуправления способны принять решения по реализации каких-либо проектов, решающих проблему.
«Общаясь с современными старшеклассниками, они выдают любопытную конструкцию, которая для меня была неожиданная. Они претендуют на принятие решения, и тогда возникают формы. И вопрос про детское самоуправление, неожиданным образом для меня, это поколение рассматривает всерьез как возможность принятия решений, которые затрагивают не только их, а на самом деле еще и других субъектов. И тогда детское самоуправление — это переговоры и согласование по поводу принятия решений. И это другой механизм. Более того, это коллективная конструкция принятия решений, требующая согласований внутри группы, технических, переговорных
вещей» (Кирилл; Высшая школа экономики, г. Москва).
В таком ключе одна форма участия в принятии решений может соединяться с другой.
Участие детей на уровне города может осуществляться в проектной деятельности, в реализации социально значимой деятельности, а также другими путями. Это может быть творческая деятельность: постановка спектаклей, танцев, написание песен, проведение дебатов для привлечения внимания сверстников, членов семьи, школы и населения города к вопросам защиты прав ребенка или городских проблем. Дети могут высказывать свое мнение по различным проблемам на форумах и мероприятиях, участвовать в роли консультантов для других детей и др. «В своем городе или поселке дети могут активно участвовать в общественной жизни и проявлять общественную инициативу и активную гражданскую позицию путем:
• создания городского (поселкового) детского клуба или детско-юношеского объединения и привлечения новых членов в состав детского клуба;
• информирования населения о правах ребенка через распространение печатных материалов о правах ребенка, размещения правовых статей в стенгазетах, участия в радио- и телевизионных программах и т. д.;
• распространения информации о деятельности детского клуба или детско-юношеского объединения и планируемых мероприятиях;
• организации встреч с родителями, учителями и другими взрослыми для обсуждения вопросов, связанных с правами ребенка;
• организации городских (поселковых) мероприятий в поддержку прав ребенка, призванных повысить осведомленность жителей населенного пункта в вопросах прав детей;
• информирования населения о проблеме безнадзорных детей и небезопасной уличной среде;
• распространения информации о недопустимости насилия над детьми и важности ненасильственного поведения и ненасильственного воспитания и обучения детей» (Фэйнштэйн, О'Кэйн 2011, 17).
Одним из примеров участия детей в жизни города выступают Детские Общественные Советы при Уполномоченном по правам ребенка. Например, в г. Новосибирске такой совет был создан в 2014 г. Его цель заключалась в «раз-
витии процесса принятия решений по вопросам, затрагивающим интересы детей, а также обеспечения взаимодействия Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области с несовершеннолетними в области защиты их прав, свобод и законных интересов, выработки предложений по совершенствованию данной деятельности, организации просветительской работы по вопросам прав детей» (Положение о детском общественном Совете при Уполномоченном по правам ребенка в Новосибирской области 2014). Результаты участия членов Совета многообразны: самостоятельная подготовка и распространение листовок с информацией о правах детей, распространение среди сверстников информации о деятельности Уполномоченного по правам ребенка, проведение внеклассных мероприятий на правовую тематику в школах, проведение городских конкурсов, таких как: «Сделай селфи, сохранив жизнь!», «Я рисую Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области», «Я ребенок, я имею право...». Для выявления проблем, волнующих подрастающее поколение, и аспектов в городской среде, на которые стоит обратить внимание, в 2015 г. состоялся Открытый правовой Форум детей и молодежи Новосибирской области «О правах ребенка — во весь голос!». Участники форума, как взрослые, так и дети, призывали к установлению партнерских отношений для объединения усилий в создании благоприятной, комфортной городской среды.
Также к формам участия детей можно отнести городской конкурс социальных проектов «Мастерская добрых дел», ежегодно проводимый на базе Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» г. Новосибирска. Он проводится с целью установления партнерских и дружеских отношений между активами образовательных организаций и общественных объединений. Здесь происходит обмен опытом социального проектирования, в котором участвуют активы образовательных организаций на уровне города. Участие детей в конкурсах выступает как средство творческого и социального развития детей.
Для успешной реализации участия детей на уровне города нужна не только инициатива детей и их компетенции, но и готовность взрослых взаимодействовать с детьми. «Неготовность слушать детей — это даже первая причина, которая затрудняет этот процесс» (Анатолий; Костромской государственный университет, г. Кострома). Если мнение детей не учитывается, участия детей не происходит. Только взрослый способен быть посредником между иници-
ативами детей и ресурсами, необходимыми для их реализации, так как дети в силу своего возраста и опыта не всегда способны довести принятое решение до завершения.
«Современные формы, все эти молодежные парламенты... Я скажу так, что специалисты в администрации по работе с молодежью не всегда являются теми, кто может работать в молодежном парламенте, т. е. человек должен быть способен на партнерские отношения, на диалог. Если он может заниматься медиацией, тогда все получится, а если он как эксперт, наставник функционирует, то ничего не происходит» (Андрей; МКУ «Комитет по социальной политике Александровского района», г. Александров).
Партнерство детей и взрослых в решении вопросов, касающихся жизни города, выступает важным механизмом, обеспечивающим освоение ребенком опыта построения эффективных коммуникаций, нахождения компромиссов и совместного принятия решений с учетом мнения всех сторон. Взрослый играет значимую роль в подготовке детей к принятию решений. «Вопрос — как сделать так, чтобы человек захотел научиться? Тут уже наступает профессионализм. Без взрослого сложные конструкции не возникают» (Кирилл; Высшая школа экономики, г. Москва).
Очень важно наличие подготовленных взрослых, способных сопровождать процесс участия, готовых выслушать мнение ребенка. Ключевой проблемой тут может выступать неготовность взрослого к участию детей. «Обычно взрослые говорят: "Дети хотят вот этого", — у детей не спрашивая. Взрослые проецируют свои представления или свою даже собственную историю» (Кирилл; Высшая школа экономики, г. Москва). В таком случае самостоятельность детей теряется, они вынуждены выполнять то, что предлагают взрослые, и мнение детей не учитывается. С приобретением негативного опыта участия у детей может исчезнуть дальнейшая мотивация.
В связи с этим взрослый тоже должен обладать компетенциями (личностными, социальными, профессиональными) для того, чтобы вовлечение детей в участие происходило эффективнее. Для того чтобы прийти к какому-либо решению, дети должны выразить свою мысль, идею, желания, проблему и т. п. Не каждый ребенок подготовлен таким образом, чтобы четко обозначить, что затрагивает его интересы. Ориентир в этом пространстве способен задавать взрослый. «Задача взрослого — создать такие условия, чтобы они четко проговаривали
свои желания, а не просто растекались мыслью по древу, а четко отвечали на вопросы» (Андрей; МКУ «Комитет по социальной политике Александровского района», г. Александров).
Также задачами взрослых в стимулировании участия детей на уровне города являются:
• поощрение и развитие активности и творчества детей и молодежи, для того чтобы они могли принимать деятельное участие в жизни города;
• оказание внимания и поддержки в получении доступа к ресурсам, необходимым для решения затрагивающих их вопросов;
• разработка и осуществление программ, направленных на содействие конструктивному участию детей в процессах принятия решений на уровне города.
Помимо готовности взрослых взаимодействовать с детьми в решении вопросов относительно городской жизнедеятельности, есть проблема выстраивания механизмов такого взаимодействия. «Самая большая трудность — выстроить партнерскую сеть, показать еще тех, кто ребенку может помочь. Это очень сложная проблема. Предположим, дети хотят работать, летняя работа, трудовая проблема — это везде. Найти партнера-работодателя, который пошел бы тебе навстречу — это практически невыполнимая задача, потому что нет таких. Я понимаю, там закон, график работы, наказания и т. д. Но сам факт: ребенок хочет, он бы много чего мог сделать, но эти ограничения не позволяют. Общество не готово пока что в полном масштабе поддерживать и реализовывать эти инициативы» (Андрей; МКУ «Комитет по социальной политике Александровского района», г. Александров).
Отметим, что участие детей как социальный процесс и как правовой аспект стали активно транслироваться в нашей культуре с 2000-х гг. Только после принятия Национальной стратегии действий в интересах детей в 2012 г. начинается основательное исследование данной тематики и адаптация ее под наши социокультурные реалии.
«Мне кажется, самая большая проблема в том, что тема участия — это тема, пришедшая к нам из международной практики. Мы переносим механизмы, лекала, которые были высказаны мировой культурой по отношению к молодым людям. Но, если мы посмотрим структуру поддержки в любой европейской стране, там, начиная от государственных органов, заканчивая общественными некоммерческими объединениями, все иначе: ребенок может пойти и попросить о чем-либо» (Андрей;
МКУ «Комитет по социальной политике Александровского района», г. Александров).
Данная тематика на сегодняшний момент находится в процессе разработки, происходит поиск путей и механизмов, обеспечивающих участие детей на уровне города и в других сферах. Опираясь на мнения экспертов в данной тематике, отметим, что ключевыми проблемами эффективного участия детей в жизни города являются: неготовность взрослых к поддержке и сопровождению детского и молодежного участия; отсутствие инфраструктуры и партнерства различных социальных институтов в решении вопросов участия детей; заимствование зарубежных идей, несоответствующих нашей социокультурной реальности.
Поэтому приоритетными направлениями в этой области являются:
• подготовка взрослого к построению партнерских отношений с детьми в решении вопросов, касающихся их жизни и жизнедеятельности города: «В нашем опыте все-таки только организованная группа детей через педагогическую поддержку взрослого может по-настоящему участвовать» (Андрей; МКУ «Комитет по социальной политике Александровского района», г. Александров);
• создание инфраструктуры участия, системного взаимодействия социальных институтов для наилучшего обеспечения интересов ребенка и нахождения ресурсов, обеспечивающих достижение результата принятых решений;
• адаптация идей участия с использованием сложившихся форм и традиций отдельных городов и регионов с увеличением аспекта активности и субъектности ребенка в участии.
«Я вижу только один путь — это путь поддержки, не разрушения, не создания чего-то нового, а поддержки того, что есть. У нас очень много что есть, много тех объединений, которые никогда не выпячиваются... Те люди, которые занимаются участием, добровольчеством, социально-ориентированными организациями, сначала анализируют, что есть, а потом создают реальные проекты. Участие должно быть поддержано» (Ирина; Российская академия образования, г. Москва).
Только во взаимосвязи при системном подходе в решении данных затруднений можно ожидать выстраивания более эффективного механизма вовлечения детей в участие в жизни города.
Заключение
Таким образом, исследование экспертных интервью и анализ проблемы участия показывают, что практики участия детей в жизни города связаны с компетентностью детей и их готовностью принимать решения, нести за них ответственность, а также с компетентностью взрослых, которые обеспечивают создание партнерской сети. Эффективное взаимодействие взрослых и детей позволяет достигнуть позитивных результатов их участия в жизни города. На сегодняшний момент имеется много форм участия детей на уровне города: клуб, объединения, творческая и социально значимая деятельность, форумы, мероприятия, конкурсы. Наиболее актуальной и поддерживаемой выступает проектная деятельность, перспективы которой связаны с реализацией как личных интересов детей, так и социальных целей.
Литература
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (1989) Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 09.06.2020). Калинина, Н. В. (2008) Социальная компетентность младшего школьника: формирование конструктивных поведенческих стратегий. Ученые записки педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика, т. 2, № 3-4, с. 7-13. Положение о детском общественном Совете при Уполномоченном по правам ребенка в Новосибирской области. (2014) Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: http://nskdeti.nso.ru/page/103 (дата обращения 09.06.2020). Селеня, Л. П. (2011) Социализация детей и подростков в условиях городской среды. Социальная политика
и социология, № 7 (73), с. 91-97. Фельдштейн, Д. И. (2012) Современное детство как социокультурный и психологический феномен. Universum:
Вестник Герценовского университета, № 1, с. 20-29. Фэйнштэйн, К., О'Кэйн, К. (2011) Участие детей: Методические материалы. Мурманск: Фабрика рекламы, 56 с.
E. M. CKpunuuKOBa
References
Konventsiya o pravakh rebenka. Prinyata rezolyutsiej 44/25 General'noj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 g. [Convention on the rights of the child. Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly resolution 44/25 of 20 November 1989]. (1989) Organizatsiya Ob'edinennykh Natsij [United Nations]. [Online]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 09.06.2020). (In Russian) Kalinina, N. V. (2008) Sotsial'naya kompetentnost' mladshego shkol'nika: formirovanie konstruktivnykh povedencheskikh strategij [Social competence of an elementary school pupils: Developing constructive behavior strategies]. Uchenye zapiski pedagogicheskogo instituta SGU im. N. G. Chernyshevskogo. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika, vol. 2, no. 3-4, pp. 7-13. (In Russian) Polozhenie o detskom obshchestvennom Sovete pri Upolnomochennom po pravam rebenka v Novosibirskoj oblasti [Regulation on the children's public council under the commissioner for the rights of the child in the Novosibirsk region]. (2014) Upolnomochennyj po pravam rebenka v Novosibirskoj oblasti [Children's rights ombudsman in the Novosibirsk region]. [Online]. Available at: http://nskdeti.nso.ru/page/103 (accessed 09.06.2020). (In Russian)
Selenya, L. P. (2011) Sotsializatsiya detej i podrostkov v usloviyakh gorodskoj sredy [Socialization of children and adolescents in urban environments]. Sotsial'naya politika i sotsiologiya — Social Policy and Sociology, no. 7 (73), pp. 91-97. (In Russian)
Feinstein, K., O'Kain, K. (2011) Uchastie detej: Metodicheskie materialy [Participation of children: Methodical
materials]. Murmansk: Fabrika reklamy Publ., 56 p. (In Russian) Feldshtein, D. I. (2012) Sovremennoe detstvo kak sotsiokul'turnyj i psikhologicheskij fenomen [Modern childhood as a socio-cultural and psychological phenomenon]. Universum: VestnikGercenovskogo universiteta — Universum: Bulletin of the Herzen University, no. 1, pp. 20-29. (In Russian)