' Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2017. № 2(22)
УАК 159.922
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
© Г. А. Мишакова
Мишакова
Галина Александровна кандидат
психологических наук доцент кафедры обшей и социальной психологии Самарская
гуманитарная академия e-mail: [email protected]
Рассмотрены психологические особенности летей млалшего школьного возраста и процесс их социализации. Изучены факторы социальной срелы, влияющие на личностное и нравственное развитие летей. Провелен анализ вовлеченности млалших школьников в социальные сети. Выявлены факторы риска зависимости летей от социальных сетей.
Ключевые слова: социализация, вовлеченность, социальные сети, младший школьный возраст, зависимость.
Современное поколение воспитывается не только миром взрослых/сверстников, но и виртуальным миром современных технологий. В России проникновение соцсетей оценивается в 47%, аккаунты в них имеют 67,8 млн. россиян. По данным Statista, активнее всего в РФ используют YouTube (63% опрошенных), второе место занимает В Контакте — 61%. Средняя дневная продолжительность пользования соцсетями в России составляет 2 часа 19 минут. Количество интернет-пользователей в 2018 году достигло 4,021 млрд. человек, что на 7% больше в сравнении с прошлым годом. Аудитория социальных сетей в 2018 году насчитывает 3,196 млрд. человек — на 13% выше прошлогодней цифры. Число пользователей мобильных телефонов составляет 5,135 млрд. человек, это означает плюс 4% к значению 2017 года [13].
С 2009 года на сайте «Дети онлайн» (www. detionline.com) открыта линия телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2017. No 2 (22)
психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете. Служба Линия помощи «Дети Онлайн» включена в базу единого федерального номера телефона доверия для детей, подростков и их родителей. Обратиться на Линию помощи можно по телефону, либо по электронной почте: [email protected].
Популярность в Интернете социальные сети начали завоёвывать в 1995 году, с появлением американского портала Classmates.com. Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 года, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook [7].
Facebook был запущен 4 февраля 2004 года Марком Цукербергом вместе с его соседями по комнате в общежитии колледжа. Основатели первоначально ограничивали посетителей ресурса только студентами Гарварда, но позже сделали его доступным для многих других студентов. С 2006 года этот проект стал доступен для всех, кто достиг возраста 13 лет. После регистрации на сайте пользователи могут создавать профиль, добавлять других пользователей в качестве друзей, осуществлять обмен сообщениями, делать обновления статуса, добавлять фотографии, обмениваться видео и получать уведомления от друзей. Кроме того, пользователи могут присоединиться к группам по интересам и классифицировать своих друзей в списках, например, выделить категории «Люди с работы» или «Близкие друзья». Facebook насчитывает более 1,44 млрд. активных пользователей по состоянию на март 2015 года [14].
Блоги и бизнес-сайт Twitter является онлайн-сервисом, который позволяет пользователям отправлять и читать короткие сообщения на 140 символов, называемые твитами. Зарегистрированные юзеры могут читать и писать твиты, незарегистрированные — только читать. В мае 2015 года Twitter насчитывал более 500 миллионов пользователей, из которых более 302 млн. являются активными [7].
Крупнейшей в России социальной сетью является «ВК» (первоначально — «ВКонтакте»), созданной Павлом Дуровым в 2006 году. В настоящее время насчитывает 342 миллиона активных пользователей в месяц. Она доступна на нескольких языках, но особенно популярна среди русскоязычных пользователей, в частности, в России, Украине, Беларуси, Казахстане и Узбекистане. Как и другие аналогичные социально-развлекательные сети, «ВКонтакте» позволяет пользователям отправлять сообщения друг другу публично или в частном порядке, создавать группы, страницы и события, обмениваться изображениями, аудио и видео, а также играть в игры. По состоянию на ноябрь 2014 года сервис имел 280 миллионов учетных записей.
«Одноклассники» (или OK.ru) является сайтом для поиска бывших одноклассников и старых друзей, запущенным в марте 2006 года Альбертом Попковым. Администрация сайта в настоящее время утверждает, что он имеет более 200 миллионов зарегистрированных пользователей и 45 миллионов ежедневных уникальных посетителей. Этот ресурс существует уже восемь лет [14].
Ютьюб (ютуб) — сайт, где можно поделиться своим видео и посмотреть ролики других. Это могут быть как короткие видео, снятые на телефон, так и профессиональные фильмы. Адрес сайта: youtube.com
Инстаграм — социальная сеть для обмена фотографиями и видео при помощи мобильных телефонов и планшетов. Адрес в Интернете: instagram.com
Вайбер — это уникальное приложение, которое позволяет поддерживать связь с родными и друзьями. Благодаря Вайберу люди из всех стран мира могут звонить друг другу, писать сообщения, присылать фото и изображения. Приложение является бесплатным. Единственным условием является наличие интернета и установленной программы на телефоне или компьютере. Передача трафика происходит при помощи GPRS. Разработка программы проходила в Минске и в 2010 году, когда выпустили пробную версию программы, многие пользователи были приятно удивлены возможностями нового приложения. Еще из крупных можно выделить Google+ и Мой мир на Mail.ru [7].
В настоящее время существует множество социальных сетей по интересам, хобби, профессиональной принадлежности и другим критериям.
Существуют даже специальные социальные сети для детей.
Интернет делает доступным информационное пространство. За доли секунды можно узнать все, что тебя интересует на любом уровне сложности, можно виртуально побывать в любом уголке мира, посетить любой музей, историческое место, послушать концерт, прочитать любую книгу и многое другое. Социальные сети помогают завести новых друзей-единомышленников, найти старых, поучаствовать в мастер-классах, пообщаться с интересными людьми. При всех плюсах виртуальной жизни, влияние ее до сих пор подробно не изучено, чаще говорят о появлении зависимости [13].
Понятие «интернет-зависимость» было открыто в 1995 году. Оно означает навязчивое желание пользоваться всемирной паутиной и болезненную неспособность от нее отключиться. По разным данным, интернет-зависимы в мире около 10% пользователей. Есть страны, в которых проблема признана. В Китае, признавшем ее в 2008-м, работает клиника, где лечат, в том числе, электрошоком. У нас статус интернет-зависимости как психического расстройства формально не установлен, однако психотерапевты достаточно часто имеют дело с такими пациентами [14].
Интернет-зависимость условно делят на 6 основных типов: веб-сёрфинг — бесцельное блуждание в поисках чего-нибудь; виртуальное общение — соцсе-ти, чаты; игровая зависимость — компьютерные игры; финансовая зависимость — покупки в Интернете, в том числе, ненужные; пристрастие к просмотру фильмов online; и, наконец, киберсексуальная зависимость [13].
Веб-сёрферов в России, по данным психотерапевта Александра Макарова, порядка 20% от всех имеющих доступ к соцсетям, то есть каждый пятый. Самый главный враг зависимого — уход от реальности: его жизнь перемещается в телефон, в планшет, в ноутбук, теряя твердую почву живого общения. По данным российских психиатров, около 15% пользователей соцсетей, при отсутствии доступа к ним, испытывают синдром отмены [13].
Также пользователи соцсетей могут столкнуться с травлей, критикой, «нелестными отзывами» и необоснованными слухами. Многие люди не понимают, что информация, размещённая ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, не обязательно с благими намерениями.
К. Фукс в ходе онлайн-опроса немецких и австрийских студентов получил следующий список рисков: конфиденциальность данных, распространение спама, возможность потери личной информации, создание негативного имиджа, интернет-зависимость. Опрос, проведенный на портале ГУ-ВШЭ, показал, что, по мнению респондентов, сети «затягивают» и отнимают слишком много времени, вытесняют реальное общение, обеспечивают «избыточность общения и информации» [8].
Вовлеченность подростков в социальные сети изучена многими современными отечественными психологами, так феномена интернет-аддикции подробно изложен в работах А. Е. Войскунского, Т. В. Панковой, Н. В. Сергеевой, виртуальная коммуникация — О. Н. Арестовой, Е. П. Белинской, А. Е. Жич-киной. К проблеме особенностей Я-концепции личностей, использующих интернет, обращалась Н. В. Чудова, Н. С. Козлова, Е. Е. Чёрная [10].
Таким образом, очевидно, что социальные сети стали важным звеном социального и личностного развития подрастающего поколения. Однако механизм влияния и вероятностные последствия остаются неизученными.
Социальная среда определяет и направляет процесс формирования личности ребенка и способствует его дальнейшей социализации, определяет ее продуктивный или деструктивный характер. В человеческой практике исторически сложилась естественная форма передачи знаний, умений и навыков, осуществляемая в ходе совместной деятельности людей, через их взаимозависимое участие в различных жизненных ситуациях. Это стало возможным благодаря сформировавшейся в ходе эволюции рецептивной обучаемости человеческого индивида. Функционирующий на этой психофизиологической основе механизм социальной преемственности и воспроизводства межличностной среды можно считать древнейшим методическим средством воспитания и обучения, а также обмена опытом между членами любых человеческих групп. Ю. Н. Емельянов предлагает именовать непроизвольное усвоение индивидом целостного социального опыта, результат интериоризации согласованной деятельности окружающих его людей — эффектом трансситуационного научения (т. е. совокупностью обстоятельств, ситуаций, возникающих в результате взаимодействия или прохождения через ситуацию) [6, с. 53—66].
Несмотря на необычайно широкое употребление, понятия «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Д. Ж. Маркович под окружающей средой подразумевает совокупность условий и влияний, окружающих человека [1]. В. А. Ясвин подчеркивает, что среда человека охватывает совокупность природных условий (физических, химических, биологических и др.) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей [16, с. 10].
В исследованиях Е. А. Аракина, Л. С. Выготского [3], Г. С. Костюка раскрывались проблемы организации среды, создания окружения, способного оказать максимальное влияние на развитие личности. Достижениями глубокого исследования «среды» являются выявление следующих закономерностей:
— среда оказывает воспитывающее влияние на ребенка не сама по себе, а в результате его взаимодействия с ней (А. А. Бодалев) [2]; использование
воспитательного потенциала среды предполагает организацию активных форм работы с детьми;
— среда может оказывать как воспитательное, так и антивоспитательное влияние на ребенка, поэтому необходимо, изучив среду, организовать детскую жизнь таким образом, чтобы компенсировать отрицательное влияние среды на ребенка и поддержать положительные [11];
— организатором среды является взрослый, однако важна активность детей и самой среды. Л.С. Выготский писал о трехсторонней активности воспитательного процесса, когда активны взрослый, ребенок и «заключенная между ними среда» [3].
Важным этапом развития теории среды стала разработка концепции сре-дового подхода (Ю. С. Бродский, Ю. С. Мануйлов, Г. Г. Шеек [1] и др.). В научном плане этот подход представляет теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка.
В современной практике отечественной психологии образовательная среда представляется рядом исследователей (Д. Н. Кавтарадзе, Д. Ж. Маркович, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.) «как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [12, с. 201].
Рассматривая структуру «среды существования и развития», Е. А. Климов выделяет социально-контактную, информационную, соматическую и предметную части среды [9, с. 169].
1) Социально-контактная часть среды в вою очередь включает:
— личный пример окружающих, их культуру, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничества, взаимопомощи, господства);
— учреждения, организации, группы и их представителей, с которыми человеку приходится взаимодействовать;
— устройство группы, с которой контактирует человек, реальное место человека в структуре своей группы, включенность его в другие виды групп, уровень его защищенности в данном коллективе от различного рода посягательств.
2) Информационная часть среды содержит:
— правила внутреннего распорядка, устав, законы;
— «неписанные законы», традиции, фактически принятые нормы отношения к людям, их мнениям;
— правила личной и общественной безопасности;
— средства наглядности, любые идеи, выраженные в той или иной форме;
— требования, приказы, советы, пожелания, поручения, т. е. персонально адресованные воздействия.
3) Соматическую часть среды по отношению к психике человека составляет собственное тело и его состояния.
4) В предметную часть среды включаются:
— материальные условия жизни, учебы, работы, быта;
— физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и др.).
В качестве движущих сил личностного развития ребенка выступают, с одной стороны, те внутренние противоречия, с которыми он сталкивается в процессе взросления, а с другой стороны, внешние стимулы, побуждающие его изменяться как личность. Этапы личностного развития ребенка несколько отличаются от тех этапов, через которые он проходит, совершенствуясь интеллектуально. Во-первых, этапы личностного развития длиннее. Во-вторых, они не совпадают по времени с этапами развития интеллекта. В-третьих, они занимают, как правило, более значительный период в жизни человека, чем процесс его интеллектуального развития. Если последний в основном заканчивается к подростковому возрасту (время оформления теоретического мышления и проявления имеющихся способностей), то процесс личностного развития здесь еще активно продолжается [3].
Л. С. Выготский указывал, что скрытое формирование мировоззрения и морали приходится на младшие школьные годы и охватывает возраст от 6-7 до 11-12 лет. В этом возрасте ведущей является учебно-познавательная деятельность, а в связанном с ней общении ребенка с взрослыми и сверстниками закладываются основы нравственной позиции индивида. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Из «натуральных», по Л. С. Выготскому, эти процессы к завершению этого возрастного периода должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные [3]. Этому способствуют основные виды деятельности: учение, общение, игра и труд.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития любознательности, настойчивости, самооценки, стремления к успехам, общительности, отзывчивости, доброты, а также нравственных качеств личности, которые, прежде всего, проявляются в отношении к людям: порядочности, честности и др. Личностное развитие в этом возрасте происходит не только под влиянием взрослых людей, но и сверстников, с которыми много и разнообразно играет в сюжетно-ролевые игры по правилам (как старший дошкольник). К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается. Послушание младших школьников проявляется как в поведении (среди них трудно найти злостных нарушителей дисциплины), так и в самом процессе учения (В. С. Герасимова [5]).
Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля над своими действиями и суждениями. Особенностью нравственного развития детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образам родителям и учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его
оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.
Еще одна личностная характеристика младших школьников — подражательность, которая может служить источником успехов и в то же время иногда приводит к поверхностному восприятию событий жизни (М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова) [4].
Таким образом, младший школьный возраст, знаменующий переход от детства к взрослости, можно рассматривать как сензитивный период для формирования базовых оснований личности, в том числе и духовной культуры. Утверждение исключительной роли данного возрастного этапа в нравственно-эстетическом развитии отражено в научных взглядах ведущих психологов России В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, П. П. Блонского.
Д. И. Фельдштейн отмечает, что в данном возрасте происходит становление качественно новой позиции «Я и общество», связанное с актуализацией деятельности, направленной на усвоение норм человеческих взаимоотношений, обеспечивающей осуществление процесса индивидуализации [15]. Развертывание определенной позиции ребенка — по отношению к «предметному миру» и к «миру людей» — каждый раз связывается с необходимостью и возможностью реализации накопленного социального опыта в такой деятельности, которая наиболее адекватно отвечает общему уровню психического и личностного развития.
Таким образом, дети не только подражают поведению взрослых, но и интериоризируют их систему ценностей, интересов и потребностей.
В настоящее время при 100% вовлеченности младших школьников в социальные сети отсутствуют исследования этого взаимодействия, не изучено влияние виртуального общения на психическое, личностное и социальное развитие детей.
Целью пилотажного исследования является: определение роли социальных сетей в развитии ребенка. Гипотезой нашего исследования является предположение, что социальные сети, являясь актуальными для детей, формируют их интересы и потребности.
Методика исследования
Для изучения влияния социальных сетей на развитие детей были разработаны анкеты для школьников и их родителей. Всего в нашем исследовании приняло участие 27 детей (14 девочек и 13 мальчиков возраст 10-11 лет) и 26 родителей (матерей). Результаты обработанных анкет подвергались частотному анализу.
Результаты исследования
Анкетирование школьников показало, что у 100% детей есть сотовые телефоны, в среднем телефоны появились у детей в 7 лет. При этом 96,3% учеников пользуются интернетом (только 1 ребенок не пользуется самостоятельно интернетом), 81,5% из них может выходить в интернет со своего мобильного телефона. В изучаемой группе нет ни одного ребенка, который был бы не знаком с социальными сетями, и не был бы зарегистрирован хотя бы в одной. Кроме того, среднее время нахождения в социальных сетях составляет
более 40 минут в день, при этом 2 ученика весь день не расстаются с телефоном и постоянно контролируют свои аккаунты на предмет новых сообщений. Родители в среднем проводят по 72 минуты в социальных сетях, причем 28% из всех опрошенных проводят по 2-3 часа в день. Дети в среднем, по мнению родителей, проводят по 65 минут в день, что в полтора раза выше, чем думают сами дети. При этом респондентами не учитывается время на проверку и ответ на вновь пришедшие сообщения, а только время, которое они тратят на просмотр новостей, поиск информации и обновление своего профиля. Очевидно, что как родители, так и дети склонны субъективно занижать время нахождения в социальных сетях. Если учесть общую занятость детей в школе (5-6 часов), выполнение уроков (2-3 часа), время сна и приема пищи (10-12 часов), посещение спортивных секций и кружков, то получается вместо чтения, отдыха и игры, школьники проводят все оставшееся время в интернет-сообществах.
Большинство детей (44,5%) отдают предпочтение общению, 18,6% поиску полезной информации, остальные играют (18,6%), смотрят видео, в том числе юмористическое, кто-то обменивается домашней работой (7,4%). В процессе общения в школьных группах у детей часто возникают конфликты, в которых различия во мнениях быстро переходят на личные оскорбления. Виртуальные конфликты переносятся в реальную жизнь, к их решению подключаются родители и учителя. Так одной из причин ссор является переписка в позднее время (после 22.00). Также родители отмечают упрощенную, обедненную речь, множество орфографических ошибок и опечаток в сообщениях, которые не замечаются и не исправляются школьниками. Интересно, что 7,4% учеников проводят время в социальных сетях от скуки. Вне школы со своими одноклассниками общаются по телефону 81,5% детей, тогда как лично уже 74,1%. Это также отражает тенденцию к подмене личного общения — виртуальным.
Полученные данные показывают, что 70,4% учеников используют интернет в развлекательных целях, и лишь 29,7% для учебы (см. рис. 1). Причем учебой интересуется 46,2% мальчиков и 71,5% девочек.
познавательн оо 22% б
hoi ода 7%
игры 11%
юмор 19%
музыка 15%
■количество учеников
х/Ф 15%
Рис. 1. Предпочтения детей в социальных сетях
Возможно поэтому 52% родителей, как указывают сами дети, не нравится, что дети пользуются интернетом. Отношение к социальным сетям у большинства родителей (84%) при этом положительное.
Большинство родителей (88,9%) также имеют свои аккаунты в социальных сетях, 77,8% из них знакомы со страницами в социальных сетях своих детей. Мамы регулярно проверяют группы, в которых состоят их дети, знакомятся с перепиской, подписаны на некоторых друзей, также отслеживают фотографии, которые дети выкладывают в своих профилях. Для 88,9% одноклассников важно мнение и родителей, 85,2% из них советуются с ними. Однако лишь 55,6% детей общаются с родителями в социальных сетях. Интересно, что две трети опрошенных детей считают социальные сети необходимостью и связывают их с собственным социальным имиджем. Одной из частых причин, по которым дети заводят новые аккаунты в других социальных сетях, является наличие у их друзей и знакомых таких профилей. Стремление соответствовать определенным социальным ожиданиям, увеличивает не только зависимость от лайков, но связывает самооценку с мнением других людей. Только треть ребят критично относятся к внешним оценкам и относят популярность социальных сетей к модным веяниям.
Для половины младших школьников наибольшей ценностью и условием счастья является семья, гармоничные отношения с родителями, теплые отношения с друзьями, большую роль играют также школьные успехи (см. рис. 2). Интернет и социальные сети занимают пятое место, опережая ценность здоровье, собственного интеллектуального развития и общения как такового.
семья 48%
собственные дети ^ 1 друзья 37%
диван 4% успехи о учебе 33%
машина 4% л , X еда 26% : ♦ Количество учеников
подарки 7% интернет 22%
питомцы 7% общение 7% здоровье 15% ум 11%
Рис. 2. Критерии счастья для детей младшего школьного возраста
Интересно отметить, что, по мнению родителей, интернет используется детьми в большей степени для учебной деятельности, чем, по мнению самих детей.
Приятно отметить, что большинство родителей 77% интересуются жизнью своих детей в социальных сетях и регулярно посещают их страницы. Свыше 80% родителей уверены в своем авторитете и считают, что и дети прислушиваются к их советам. По мнению же учащихся, они в 85,2% случаев советуются с родителями и учитывают их мнения. Это указывает на большой потенциал доверительных детско-родительских отношений в процессе личностного и социального развития младших школьников. Однако взрослые склонны упрощать влияние социальных сетей и интернета, считая увлеченность, не аддикцией, данью моде.
Формирование интернет-культуры и культуры общения в социальных сетях в настоящее время вопрос все еще открытый. Нормы виртуального об-
щения размыты и ситуативны, поэтому детям сложно самим разобраться, что «хорошо», а что «плохо». Повышение осознанности и критичности восприятия информации, развитие навыков противодействия психологическому давлению — это основа виртуальная безопасности и самосохранения, которые важно развивать как у взрослых, так и у детей.
Все респонденты, принявшие участие в нашем исследовании, как взрослые, так и дети, активные пользователи социальных сетей и интернета. Прежде всего, виртуально удовлетворяются потребности в общении и новых впечатлениях, что отчасти заменяет и подменяет реальную жизнь. Субъективно и родители, и дети занижают время, проведенное в социальных сетях, что указывает на недооцененность влияния и зависимости от интернет-ресурсов.
Поэтому по результатам исследования нами был проведен классный час «Я в социальных сетях», на котором обсуждались не только результаты исследования, но и проблемы планирования собственного времени и поддержания здорового образа жизни. Проблема виртуальной безопасности нашла свое отражение в составлении рекомендаций для школьников.
Выводы
— социальные сети играют большую роль в жизни, как детей, так и родителей;
— основной целью, которую преследуют дети в социальных сетях, является общение, что интересно, в основном со своими же одноклассниками и близкими знакомыми;
— лишь треть учеников используют возможности интернета для учебы и познавательной информации, тогда как в основном играют и развлекаются (смотрят видео, фильмы, мультфильмы и т. д.);
— родители контролируют процесс общения детей в социальных сетях и оставляют за собой право вето.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акопов Г. В. Социальная психология образования. Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2000. 296 с.
2. Бодалев А. А. Об усилении воспитательного воздействия микросреды на личность // Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3-5 декабря 1996 г.). Москва : Институт психологии РАО, 1996. С. 8—15.
3. Выготский Л. С. Проблемы сознания // Вопросы теории и истории психологии / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. Собр. соч. : в 6 т. Т. 1. Москва, 1982. С. 157—167.
4. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. Москва : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
5. Герасимова И. А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. 1995. № 6. С. 87—98.
6. Емельянов Ю. Н. Эффект трансситуационного научения // Психология социальных ситуаций / сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 268—279.
7. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+. Москва : Альпина Паблишер, 2013. 357 с.
8. Ефимов Е. Г., Кузнецов А. А. Виды кризисного потенциала социальных сетей как региональных социально-экономических систем // Инновационный потенциал современного региона: проблемы региональной безопасности и внутрирегиональной интеграции на постсоветском пространстве : матер. Всерос. науч.-практ. конф., 28-29 октября 2011 г. Волгоград : Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. C. 144—145.
9. Климов Е. А. О среде обитания человека глазами психолога // Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3-5 декабря 1996 г.). Москва: Институт психологии РАО, 1996. С. 15—19.
10. Козлова Н. С., Чёрная Е. Е. Изучение специфики вовлеченности подростков в социальные сети // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1740-1744. URL https://moluch.ru/ archive/91/19656/ (дата обращения: 16.04.2018).
11. Панов В. И. Введение в экологическую психологию : учеб. пособие. Часть 1. Москва : Изд-во МНЭПУ, 2001. 144 с.
12. Парыгин Б. Д. Социальная психология : учеб. пособие. Санкт-Петербург : СПбГУП, 2003. 616 с.
13. Сергеева Ю. Социальные сети в 2018 году: Глобальное исследование URL: https:/ /web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-issledovanie/ (дата обращения: 23.01.2018).
14. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Л. Н. Верченов, Д. В. Ефременко, В. И. Тищенко. Москва : ИНИОН РАН, 2013. 360 с.
15. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1997. 160 с.
16. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва : Смысл, 2001. 365 с.
REFERENCES
1. Akopov G. V. Social'nayapsihologiya obrazovaniya [Social psychology of education]. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut: Flinta, 2000. 296 p. (in Russian).
2. Bodalev A.A. Vystuplenie na plenarnom zasedanii Pervoj rossijskoj konferencii po ehkologicheskoj psihologii (Moskva, 3-5 dekabrya 1996g.) [Speech at plenary session of the First Russian conference on ecological psychology (Moscow, December 3-5, 1996)]. Moskva: Institut psihologii RAO, 1996. Pp. 8-15. (in Russian).
3. Vygotskij L.S. Voprosy teorii i istorii psihologii / Pod red. A.R.Luriya, M.G.YAroshevskogo. Sobr.soch.: v 6t., t.1 [Questions of theory and history of psychology / edited by A. R. Luria, M. G. Yaroshevsky. Coll.Op.: V. 6, vol.1]. Moskva, 1982. Pp. 157-167. (in Russian).
4. Gamezo M.V., Gerasimova V.S., Orlova L.M. Starshij doshkol'nik i mladshij shkol'nik: psihodiagnostika i korrekciya razvitiya [The Senior preschool and younger school student: psycho-diagnostics and correction of development]. Moskva: Izd-vo «Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh: NPO «MODEHK», 1998. 256 p. (in Russian).
5. Gerasimova I.A. Voprosy filosofii [Questions of philosophy]. 1995. No. 6. Pp. 8798. (in Russian).
6. Emel'yanov YU.N. Psihologiya social'nyh situacij/ Sost. i obshchaya redakciya N.V. Grishinoj [Effect transsituational of learning / Psychology social situations / Sost. and General edition N. In. Grishina]. Sankt-Peterburg: Piter, 2001. Pp. 268-279. (in Russian).
7. Ermolova N. Prodvizhenie biznesa v social'nyh setyah Facebook, Twitter, Google+ [Business promotion in social networks Facebook, Twitter, Google+]. Moskva: Al'pina Pablisher, 2013. 357 p. (in Russian).
8. Efimov E.G., Kuznecov A.A. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Innovacionnyj potencial sovremennogo regiona: problemy regional'noj bezopasnosti i vnutriregional'noj integracii na postsovetskom prostranstve», 28-29 oktyabrya 2011g [Materials
of the all-Russian scientific and practical conference «Innovative potential of the modern region: problems of regional security and intraregional integration in the post-Soviet space», 28-29 October 2011]. Volgograd: Izd-vo FGOU VPO VAGS, 2011. Pp. 144-145. (in Russian).
9. Klimov E.A. Vystuplenie na plenarnom zasedanii Pervoj rossijskoj konferencii po ehkologicheskojpsihologii (Moskva, 3-5 dekabrya 1996g.) [Speech at the plenary session of the First Russian conference on environmental psychology (Moscow, December 3-5, 1996)]. Moskva: Institut psihologii RAO, 1996. Pp. 15-19. (in Russian).
10. Kozlova N.S., CHyornaya E.E. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2015. No. 11. Pp. 1740-1744. Available at: https://moluch.ru/archive/91/19656/ (accessed: 16.01.2018). (in Russian).
11. Panov V.I. Vvedenie v ehkologicheskuyu psihologiyu. CHast'1 [Introduction in environmental psychology. Part1]. Moskva: Izd-vo MNEHPU, 2001. 144 p. (in Russian).
12. Parygin B.D. Social'nayapsihologiya [Social psychology]. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2003. 616 p. (in Russian).
13. Sergeeva YU. Social'nye seti v 2018 godu: Global'noe issledovanie. [Social network in 2018: Global research]. Available at: https://web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-issledovanie/ (accessed: 23.01.2018) (in Russian).
14. Social'nye seti i virtual'nye setevye soobshchestva / otv. red. L.N. Verchenov, D.V. Efremenko, V.I. Tishchenko [Social networking and virtual online communities / ed. edited by L. N. Verchenova, D. V. Efremenko, V. I. Tishchenko]. Moskva: INION RAN, 2013. 360 p. (in Russian).
15. Fel'dshtejn D.I. Social'noe razvitie vprostranstve-vremeni Detstva [Social development in the space-time of Childhood]. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Flinta, 1997. 160 p. (in Russian).
16. YAsvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. Moskva: Smysl, 2001. 365 p. (in Russian).
INVOLVEMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN SOCIAL NETWORKS
G. Mishakova
The psychological features of children of primary school age and the process of their socialization are considered. The factors of the social environment influencing personal and moral development of children are studied. The analysis of the involvement of younger students in social networks. Risk factors of children's dependence on social networks are revealed.
Key words: socialization, involvement, social network, primary school age, dependence.