Научная статья на тему 'Отношение родителей к потенциальным опасностям при увлечении школьников соцсетями'

Отношение родителей к потенциальным опасностям при увлечении школьников соцсетями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
986
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / РИСКИ И УГРОЗЫ ИНТЕРНЕТ / RISKS AND THREATS IN INTERNET / ДЕТИ В ИНТЕРНЕТ / CHILDREN IN THE INTERNET / РОДИТЕЛИ В СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SOCIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Храмова Марина Викторовна, Пицик Елена Николаевна

Статья посвящена особенностям восприятия родителями деятельности школьников в сети Интернет, в частности, в социальных сетях. Анализируются данные, собранные на основе обзора литературы, в ходе опросов родителей об их отношении к опасностям при увлечении детьми социальными сетями, а также наблюдения поведения участников образовательного процесса в социальных сетях. Опрашивались родители разных сфер деятельности одной из школ крупного города Российской Федерации. Рассматриваются вопросы: отношение родителей к использованию социальных сетей их детьми школьниками, использование социальных сетей самими родителями, контролируют ли родители своих детей в социальных сетях, понимают ли родители суть опасности при использовании детьми социальных сетей. Результаты исследования позволяют сделать выводы о сохранении незначительного разнообразия точек зрения с существенным превалированием мнения родителей об опасностях контента в социальных сетях и необходимости контроля за детьми. Вместе с тем, родители не совсем понимают причинно-следственные связи притяжения детей к социальным сетям и истинные причины попадания ребенка в сложную ситуацию в сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Храмова Марина Викторовна, Пицик Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the features of parents' attitude to the children's activity in the Internet and social networks specifically. There are analyzed data collected based on literature review and during the survey of parents regarding their attitude towards the risks of children's enthusiasm for social networks and observing the behavior of education process members in social networks. The survey involved the parents of students of one of the schools in a large Russian city. The next questions considered parents behavior to children's use of social network, social networks use by the parents themselves, do the parents control their children in social media, do they understand the danger of children's use of social media. Results allows us to conclude that there is a small variety of points of view with a significant prevalence of parents' views about the dangers of content in social networks and the need of monitoring. At the same time parents do not quite understand cause and effect relationships of children's attraction to social networks and the true causes of the child's entry into a difficult situation in the network.

Текст научной работы на тему «Отношение родителей к потенциальным опасностям при увлечении школьников соцсетями»

Отношение родителей к потенциальным опасностям при увлечении школьников соцсетями

Храмова Марина Викторовна канд. пед. наук, кафедра информационных систем и технологий в обучении, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени

Н. Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, (8452) 26 - 16 - 96 [email protected]

Пицик Елена Николаевна магистрантка, кафедра информационных систем и технологий в обучении, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени

Н. Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, (8452) 26 - 16 - 96 [email protected]

Аннотация

Статья посвящена особенностям восприятия родителями деятельности школьников в сети Интернет, в частности, в социальных сетях. Анализируются данные, собранные на основе обзора литературы, в ходе опросов родителей об их отношении к опасностям при увлечении детьми социальными сетями, а также наблюдения поведения участников образовательного процесса в социальных сетях. Опрашивались родители разных сфер деятельности одной из школ крупного города Российской Федерации. Рассматриваются вопросы: отношение родителей к использованию социальных сетей их детьми - школьниками, использование социальных сетей самими родителями, контролируют ли родители своих детей в социальных сетях, понимают ли родители суть опасности при использовании детьми социальных сетей. Результаты исследования позволяют сделать выводы о сохранении незначительного разнообразия точек зрения с существенным превалированием мнения родителей об опасностях контента в социальных сетях и необходимости контроля за детьми. Вместе с тем, родители не совсем понимают причинно-следственные связи притяжения детей к социальным сетям и истинные причины попадания ребенка в сложную ситуацию в сети.

The article considers the features of parents' attitude to the children's activity in the Internet and social networks specifically. There are analyzed data collected based on literature review and during the survey of parents regarding their attitude towards the risks of children's enthusiasm for social networks and observing the behavior of education process members in social networks. The survey involved the parents of students of one of the schools in a large Russian city.

The next questions considered parents behavior to children's use of social network, social networks use by the parents themselves, do the parents control their children in social media, do they understand the danger of children's use of social media. Results allows us to conclude that there is a small variety of points of view with a significant prevalence of parents' views about the dangers of content in social networks and the need of monitoring. At the same time parents do not quite understand cause and effect relationships of children's attraction to social networks and the true causes of the child's entry into a difficult situation in the network.

Ключевые слова

социальные сети, риски и угрозы Интернет, дети в Интернет, родители в сети, социальные потребности

social networks, risks and threats in Internet, children in the Internet, social needs

Введение

Известно, что социальные потребности проявляются как внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо и обусловлены общественной природой человека. К социальным обычно относят потребность к общению, к популярности, к господству над другими людьми, принадлежности к определенной группе, потребность в лидерстве и признании, потребности в трудовой деятельности, социально-экономической активности - во всем, что является продуктом общественной жизни. Возможности социальных сетей в удовлетворении потребностей привлекает к ним школьников и молодежь [1, 2].

Современный ребёнок вовлечён в социальные сети с 11-12 лет. Именно на этот возраст приходится «бум» социальных сетей среди сверстников: в школе, в спортивных или творческих секциях, среди друзей и т. д. Даже ребёнок, не имеющий интереса к социальным сетям, рано или поздно оказывается вовлечённым в них под давлением социума. Вместе с тем влияние социальных сетей на детскую и подростковую психику изучено фрагментарно.

Вместе с тем, взгляды родителей на активное присутствие детей в социальных сетях исследовались редко. В своём исследовании мы уточнили мнение родителей по этому поводу.

Методология и/или теоретическая часть

Прежде, чем говорить об отношениях взрослых, в том числе родителей, к социальным сетям, остановимся на некоторых аспектах исследований по данной теме. В философии, психологии, педагогике, социологии и многих других науках сегодня ищутся ответы на вопросы, связанные как с взаимодействием личности в социальных сетях, так и влиянии соответствующих сервисов на различные сферы жизни человека.

Одним из самых популярных направлений исследований являются работы, посвященные влиянию социальных сетей на психологические аспекты личности. Исследования выявили наличие связи между личностью пользователя социальной сети и его активностью в ней [3]. Действительно, на сегодняшний день Интернет является неотъемлемой частью повседневности, и недооценивать его влияние на жизнь человека не только глупо, но и опасно. Психологи могут выявить проблемы в личной жизни отдельного пользователя на основе его деятельности в социальной сети и принять соответствующие меры [4]. Так же в работе [5] авторы рассматривают деструктивное влияние Интернета на развитие личности, а также причины и последствия возникновения Интернет-зависимости, затрагивая при этом социальные сети.

Интернет-зависимость, в целом, представляет собой огромное пространство для исследований. Перед авторами встаёт вопрос: почему, несмотря на равные возможности доступа к Интернету, одни становятся зависимыми от информационных технологий, а другие — нет [6]? Существует ли взаимосвязь между личностными особенностями пользователя социальных сетей и Интернет-зависимостью? Очевидно, она есть: в своём исследовании А. Б. Сорокина приходит к выводу, что зависимость от социальных сетей у подростков тесно связана с экстраверсией и нейротизмом. Таким

образом, использование Интернета и социальных сетей детьми и подростками накладывает определённый отпечаток на развитие их личности [7].

Исследования затрагивают всевозможные составляющие социальных сетей: от используемых аватаров до количества «друзей». В работе [8] проведено исследование, результаты которого позволили сделать вывод: пользователи социальных сетей, имеющие большое количество «друзей», стремятся к самопрезентации и публичности в Интернете. В свою очередь, это может привести к вышеуказанной зависимости от социальных сетей и развитию истероидных черт личности.

Аватары пользователей в сети, в свою очередь, зависят от типа личности пользователя [9]. Исследование показало, что испытуемые с акцентуацией темперамента по гипертимному типу — то есть, личности, которым свойственен оптимизм, жизнерадостность, инициативность — намного чаще испытуемых других типов используют в качестве аватаров фотографии знаменитостей и различные картинки. Испытуемые же с экзальтированным и циклотимическим типами личности обычно используют в качестве аватаров собственные фотографии.

Множество исследований в области философии так же посвящены социальным сетям. Актуальность таких исследований обуславливается меняющийся статус личности в новом социальном пространстве. В эпоху усиливающегося влияния медиа-пространства на личность человека, можно говорить о роли социальных сетей в формировании системы ценностей у молодёжи [10]. Молодёжь является главным социальным активом постиндустриального общества, черпающая знание в основном из СМИ и социальных сетей. В свою очередь «информация» стала весьма легкодоступной категорией, поскольку в условиях современности общество обладает огромными объёмами информации, «завёрнутой» в лёгкую для восприятия оболочку социальных сетей. Усвоение, запоминание и применение знания отошло на второй план — зачем, если любая информация находится в «шаговой» доступности? Таким образом, мы наблюдаем иллюзию прогресса, в то время как молодёжь, лишённая источника формирования позитивных ценностей, оказывается «беззащитной».

Социальные сети не способны удовлетворить потребность человека в общении в полной мере — это невозможно без общения «с глазу на глаз» [11]. Переписка в социальной сети создаёт иллюзию, «коммуникацию без общения». Автор подчёркивает, что для полноценного общения необходим не только диалог, но и «глаза» - глаза не как орган зрения, но как средство формирования субъекта. Так же важным аспектом является касание, а точнее, «присутствие» собеседника. В социальной сети люди, даже общавшиеся прежде, становятся участниками «мнимой реальности». В сообщества объединяются не люди, а «речевые акты».

Человек утратил чувство причастности к системе общих жизненных ценностей и смыслов, удовлетворить потребность в коммуникации с равными себе оказалось невозможным [11, 12].

Исследователи выделяют так называемый феномен расколотости «сетевой личности», порождаемый несколькими факторами [12]. Во-первых, современное общество воспринимает человека не как цельную личность, а в отдельных его аспектах (человек представляется как водитель автомобиля, налогоплательщик, избиратель и т. д.). Человек оказывается востребованным в отдельных чертах своей личности, что порождает феномен «расколотой» личности на индивидуальном уровне.

На формирование феномена влияет в том числе утрата человеком чувства причастности к системе общих жизненных ценностей и возникновение возможности для автора понаблюдать за собой как за объектом, отождествить себя с наблюдателем.

Среди «минусов» социальных сетей так же отмечают стремительно набирающее обороты чувство внутренней опустошённости, возникающее у активных пользователей [13]. Пользователь социальных сетей пассивен, он действует лишь под воздействием внешних факторов. Пассивность порождает скуку, а скука порождает

внутреннюю опустошённость. Контент социальных сетей стал практически единственным, что может отвлечь молодёжь от своих проблем — недостигнутых целей, неудач в реальной жизни, и преодолеть эту зависимость можно лишь при использовании социальных сетей в качестве средства самовыражения и достижения задуманного.

Деятельность в социальной сети может нести осмысленный, активный характер, если использовать её для достижения каких-либо целей — поиск работы, поиск новых друзей или романтических отношений и т. д.

Так же исследования затрагивают развитие самих социальных сетей. В работе [14] сопоставляется процесс формирования духовно богатой и развитой личности и явление анонимности и идентификации в сети. Автор подчёркивает важность предоставления пользователю как возможности полной анонимности, так и частичной идентификации — т. н. «золотой середины».

Исследователи обращаются к различным аспектам деятельности детей и подростков в сети и соответствующих изменений в их поведении. Например, выделяют основные мотивы использования социальных сетей младшими школьниками: потребность в общении и наличие низкого социального статуса в группе сверстников [15]. Указывается, что время, проведенное в социальных сетях, зависит от социального статуса ребёнка и его личностных характеристик: уровня общительности и направленности личности.

Исследователи [16] сделали выводы, что школьники воспринимают остракизм в социальных сетях как угрозу их психологическим потребностям и чувству собственного достоинства. Кибербуллинг является серьёзной проблемой, способной повлиять на настроение и вызвать депрессию у жертв травли. В работе [17] сообщается, что каждый четвёртый российский школьник сам подвергает кибербуллингу других, как в сети, так и офлайн. При этом каждая третья жертва кибербуллинга переживает случившееся несколько дней и больше. Отмечается, что общение в социальных сетях является такой же важной частью жизни школьника, как и общение в реальной жизни.

Сама по себе интернет-травля имеет следующие причины [18]:

— страх стать жертвой травли (чтобы не стать жертвой травли, чаще примыкают к активной, предположительно сильной группе коллектива);

— потребность самоутвердиться, выделиться;

— скука, чувство безнаказанности;

— чувство собственного превосходства;

— комплекс неполноценности;

— личностный кризис (разрыв любовных отношений, дружбы, чувство ненависти и зависти, неудачи, провалы, ошибки).

Травля может как перетечь из реальной жизни в интернет, так и являться следствием непосредственно деятельности ребёнка в сети: публикации записей/фотографий, комментировании и репостах и т. д. В целях защиты от кибербуллинга наиболее действенным способом является обращение к руководству школы.

В ряде публикаций анализируется кибербезопасность и негативные аспекты использования социальных сетей детьми: кибербуллинг, троллинг [19], риски присутствия в социальных сетях [20]. Авторы утверждают, что дети, пользующиеся социальными сетями, подвергаются риску, связанному с негативным контентом, с кибербуллингом и сексуальным контентом (изображения, видео, или сообщения от других пользователей). Выдвинутые авторами гипотезы были подтверждены данными исследования.

В СМИ появляется информация о том, что социальные сети могут быть опасны для подростков. Вместе с тем, отсутствие масштабных исследований и конкретных выводов превращают идею «опасных социальных сетей» в нечто сверхъестественное. Как, например, случилось с, так называемыми, группами смерти [21]. В случае с последними вина за детский суицид лежала на таинственных владельцах групп, обладающими навыками гипноза и внушения, на депрессивных картинках с китами, которые каким-то образом настраивали детей на самоубийство, в общем, на ком угодно — кроме самих родителей.

Как и во всех остальных элементах воспитания, контроль детей в социальных сетях нуждается в мерах предосторожности. Идея огораживания подростков от социальных сетей несёт характер чрезмерного контроля и гиперопеки, которые могут привести к снижению уровня доверия между родителями и детьми. Таким образом, стремление лучше знать своего ребёнка обернётся для родителей ещё большей ошибкой в суждениях — чем больше они стремятся контролировать детей, тем больше последние хранят от них в тайне. В этом случае наиболее «здоровой» тактикой является ненавязчивое наблюдение со стороны с минимальным вмешательством в личную жизнь.

Поскольку родитель, так или иначе, несёт ответственность за деятельность подростка в социальных сетях, ему необходимо понимать, какие именно действия нужно предпринять.

Немаловажен аспект информационной безопасности школьников в социальных сетях. Мошенничество — одна из наиболее опасных интернет-угроз, и легкомысленное отношение к безопасности своих данных может повлечь за собой печальные последствия. Ребёнок, не проинформированный об этом должным образом, может стать жертвой различных преступных действий. Чтобы предотвратить возможные риски, связанные с личной безопасностью ребёнка в социальных сетях, родитель сам должен в этом разбираться. Социальные сети предоставляют возможность настраивать приватность аккаунта: пользователь может ограничить группу людей, которые могут слать ему сообщения «только друзьями» - т. е. переписываться с ним смогут только те пользователи, которых ребёнок знает и доверяет им (родственники, одноклассники, учителя и т. д.). Так же стоит ограничить видимость личных данных и объяснить, какие данные (домашний адрес, телефон, личные фотографии и т.д.) не стоит выкладывать в сеть. Важно дать ребёнку понять (и понимать самим родителям) что никакую информацию из Интернета удалить практически невозможно: при желании можно найти фотографии, которые были удалены из профиля 10 лет назад.

Влияние сети на подростковую психику исследуется учеными разных стран с единогласным результатом: социальные сети не только играют важную роль в жизни подростка, но и оказывают влияние на его психику. При этом каждое новое поколение школьников «приходит» в Интернет раньше предыдущего. Родитель современного ребёнка, сохраняя свою обязанность по обеспечению его безопасности во всех сторонах жизни, не может оставить без внимания факт присутствия ребёнка в социальных сетях, учитывая все опасности и риски последних. Однако, нельзя не отметить недостаток масштабных исследований, касающихся поведения родителей в отношении социальных сетей. В современной науке, если говорить о данной сфере исследований, больше внимания уделяется влиянию социальных сетей непосредственно на психику подростка, на формирование его ценностей, роли социальных сетей в воспитании и т. д., в то время как роль родителя и его отношение к детям в социальных сетях остаётся, как правило, в тени.

Реализация (практическая часть)

Целью настоящего исследования являлось выявление отношения родителей к использованию социальных сетей детьми, а также их действия по предотвращению возможных проблем, и видят ли они проблемы вообще.

В анкетировании участвовали 102 родителя учеников 8 и 9 классов Лицея № 62 г. Саратова в ноябре 2016 года. Отметим, что авторы исследования были специально приглашены администрацией школы, в связи с запросами надзорных органов по поводу детских аккаунтов в социальных сетях.

В ходе родительского собрания был представлен доклад «Безопасность детей в Интернете», где освещались основные трудности и опасности, с которыми подростки могут столкнуться в социальных сетях. Родители ответили на вопросы бумажной анкеты.

Анкета была полностью анонимной и содержала пять вопросов, каждый из которых подразумевал выбор одного варианта ответа. Некоторые вопросы содержали вариант ответа «другое», выбрав который, респондент имел возможность предложить свой ответ. Отметим, что многие респонденты оставляли комментарии вне зависимости от того, выбрали они готовый ответ или нет.

Прежде всего, было уточнено, пользуются ли сами родители социальными сетями (рис. 1). Почти 70% родителей зарегистрированы и активно пользуются различными социальными сетями. Вариант ответа «нет» выбрали 20%, зарегистрированы, но не пользуются - 13%. Последний вариант ответа возможен, если родитель зарегистрирован для контроля за своим ребёнком под давлением общества (коллег, родственников, друзей и т. д.), но для себя интереса в них не выявил. 80%

70%

60%

50%

40%

.30%

20%

10%

0%

да нет зарегистрирован, но не пользуюсь

Рис. 1 Пользуются ли родители социальными сетями?

В вопросе отношения к использованию социальных сетей школьниками ответы разделились (рис. 2). Несмотря на то, что большинство родителей сами пользуются социальными сетями, преимущественно выбирались ответы «отрицательное» или «нейтральное». Некоторые родители подчёркивали, социальные сети — это неизбежность, «продиктованная временем», и сделать что-либо, чтобы ограничить ребёнка от них либо очень сложно, либо невозможно вовсе.

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

положигельное отрицательное нейтральное свой ответ Рис. 2 Отношение родителей к использованию социальных сетей детьми

62% родителей время от времени проверяют странички своих детей в социальных сетях (рис. 3). Таких, кто не считает нужным делать этого практически не оказалось — таким образом, лишь 3% родителей целиком доверяют своим детям. Так же 14% — возможно из тех, кто не зарегистрированы или не пользуются своими аккаунтами в социальных сетях — отметили, что не знают, каким образом можно следить за своим ребёнком в социальных сетях. 70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

а о в г

Рис. 3 Контролирует ли родитель деятельность своего ребенка в социальных

сетях?

а — слежу постоянно; б — время от времени проверяю;в — не считаю нужным

этого делать; г — не знаю как

Родителями практически единогласно было признано: социальные сети могут стать «лакмусовой бумажкой» подростковых проблем (рис. 4). Они согласились с тем, что, отслеживая социальные сети, смогут увидеть проблемы и помочь ребёнку справиться с ними до наступления последствий — этот вариант ответа выбрали 83% респондентов. Речь идёт о таких явлениях, как кибербуллинг (интернет-травля),

депрессия, суицидальные наклонности и т. д. Так же 9% считают, что социальные сети нельзя считать показателем проблем.

Рис. 4 Считают ли родители, что отслеживать деятельность детей в социальных

сетях нужно?

а — да, это может помочь увидеть многие проблемы (интернет-травля, депрессия, суицид и т. д.); б — нет, социальные сети — не показатель; в —

другое.

На вопрос «Уверены ли вы, что хорошо знаете своего ребёнка», родители ответили следующим образом (рис. 5). Большинство (72%) опрошенных считают, что ребёнок найдёт способ сохранить что-либо в тайне. Интересно, что во многих анкетах с этим вариантом ответа родители тоже придерживались положительного или нейтрального отношения к использованию социальных сетей детьми, а также отмечали, что социальные сети помогают выявить проблемы детей.

а о в г д

Рис. 5 Уверены ли вы, что вы хорошо знаете своего ребёнка? а — да, на 100%; б — я знаю всё, что мне нужно знать; в — невозможно знать всё, ребёнок всегда найдёт способ сохранить что-то в тайне; г — иногда кажется, что совсем не

знаю; д - другое.

Между результатами можно проследить взаимосвязь. 20% родителей не пользуются социальными сетями, и при этом практически все (83%) считают, что следить за детьми в социальных сетях — это важно. Вероятно, в те 20% входят родители (или бабушки и дедушки), которые не знают/не умеют пользоваться Интернетом. Так же представляется возможным, что круг из 28% отрицательно относящихся к использованию социальных сетей детьми, в значительной мере пересекается с теми, кто сам не сидит в социальных сетях и не знает, как можно «присматривать» за своим ребёнком в Интернете. Те сведения, которые далёкие от социальных сетей родители черпают из новостей и слухов, создают негативный образ опасного места, полного троллей и злоумышленников. Сам факт того, что ребёнок проводит много времени с тем, чего они не понимают, вызывает вполне оправданное беспокойство у родителей.

На основании вышесказанного можно предположить, что большая часть зарегистрированных в социальных сетях родителей имеют положительное или нейтральное отношение к использованию социальных сетей детьми.

Во-первых, у них создаётся впечатление, что ребёнок «всегда рядом»: его страничка находится в открытом доступе, что позволяет родителям умеренно следить за его деятельностью, жизнью и настроением. Во-вторых, родитель, вовлечённый в социальную сеть, лучше понимает её характер и суть, что не только позволяет ему в некоторой мере освободиться от стереотипов и страха «неизвестности», но и открывает ему дополнительный путь для взаимодействия с ребёнком, стать ближе к нему, уделять ему больше внимания.

В последнем вопросе большинство родителей сошлись во мнении, что ребёнок всегда найдёт способ сохранить что-либо в тайне, поэтому знать о нём всё невозможно. В таком случае возникает вопрос: есть ли смысл вообще следить за ребёнком в социальной сети? Родитель, который захочет знать всё, должен иметь доступ к личным сообщениям, комментариям ребёнка в закрытых сообществах, скрытым альбомам и т. д.: зачастую, без этой информации увидеть полную картину невозможно. Однако результаты опроса, а также анализ различных комментариев, которые родители писали в графе «другое», показывает, что в целом отношение родителей к социальным сетям осторожное: они понимают, что существуют определённые риски, однако не знают, что делать, чтобы их предотвратить (или избежать).

Заключение

Было проведено исследование в форме анкетирования с целью выявить отношение родителей к потенциальным опасностям социальных сетей и степень их участия в защите детей от таких опасностей. Результаты опроса оформлены в виде диаграмм и проанализированы, сделаны следующие выводы.

Отношение родителей к использованию социальных сетей детьми колеблется, от отрицательного к нейтральному. Обусловлен результат тем, что родители, в большинстве своём, признают те риски, которые несут в себе социальные сети. Они обеспокоены тем, как Интернет и социальные сети влияют на подростковую психику, и считают своей обязанностью в той или иной форме контролировать действия своих детей онлайн.

Информация, поступающая из различных источников — от новостных ресурсов до научных — вызывают определённые опасения среди родителей. Они не только признают, что Интернет-активность детей должна находиться под контролем — они сами осуществляют этот контроль (по результатам опроса, большинство родителей либо постоянно следят за детьми в социальных сетях, либо делают это время от времени).

Особенно важным представляется воспитать в ребёнке отношение к Интернету как к "общественному месту". Необходимо, чтобы ребёнок понимал: всё, что он скажет, будет услышано огромным количеством людей, поэтому подходить к этому нужно с умом. Действенны правила "никогда не пиши то, чего ты не смог бы сказать вслух перед большой группой людей", и "не говори того, чего не смог бы сказать человеку в лицо". Интернет и реальная жизнь, несомненно, разные вещи, однако поступки в сети могут иметь долгоиграющие последствия, способные оказать влияние и на реальную жизнь.

Социальную сеть можно назвать лакмусовой бумажкой подростковой психики. Странно, но все те вещи, о которых ребёнок не хочет разговаривать с родителями, т. к. считает это частью своей личной жизни — он с удовольствием выставляет напоказ в социальных сетях. В этом случае, если родитель хорошо осознаёт важность интернет-активности своих детей и соблюдает меры предосторожности, он может вовремя обратить внимание на проблемы, которых, на первый взгляд, не существует. К таким проблемам можно отнести депрессию, травля среди сверстников (причём ребёнок может быть как жертвой, так и участником травли), увлечение наркотиками или публикация экстремистских материалов. Социальная сеть может стать ещё одним каналом, с помощью которого родитель может лучше узнать его внутренний мир, увлечения, друзей. Здесь можно вместе разбирать различные жизненные ситуации. Здесь удобно обмениваться интересной информацией и связываться с близкими по духу сообществами. В конечном счёте, именно взрослый своим личным примером и в совместной деятельности может показать ребёнку, что делать с социальной сетью: «зависать» в ней или использовать как инструмент для работы с более интересными задачами.

Отдельные результаты получены при финансовой поддержке РФФИ по проекту: «Социологический анализ интернет-пространства как индикатора социокультурной динамики развития открытого образования», № 16-06-00176, 20162018. Некоторые результаты получены при финансовой поддержке РГНФ по проекту "Инновационный подход к формированию образовательной среды в вузе и его реализация в 1Т- сервисах", № 15-06-10306, 2015-2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Чванова М.С., Храмова М.В., Михайлова Д.И., и др. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России // Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society)

(http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html), 2014. Т.17. №3. С. 472-493.

2. Чванова М.С., Храмова М.В., Слетков И.А., Киселева И.А., Молчанов А.А. Исследование влияния интернета на социальные потребности пользователей. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 12 (164). С. 7-25.

3. Gosling S.D., Augustine A.A., Vazire S., Holtzman N., Gaddis S. Manifestations of Personality in Online Social Networks: Self-Reported Facebook Related Behaviors and Observable Profile Information // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. №9. 2011. P. 483-488.

4. Демдоуми Н.Ю., Денисов Ю.П. Социальная сеть как аспект суицидальной активности среди детей и молодёжи (на основе анализа социальной сети «ВКонтакте») // Научно-практический журнал «Суицидология». 2014. Том 5. №2(15). С. 47-54.

5. Кушнир Н.В., Кушнир А.В., Шульга М.Н., Юрченко А.А. Негативное влияние интернета в формировании личности // Научные труды КубГТУ. 2015. №5. - C. 472480.

6. Сорокина А.Б. Интернет в жизни современных детей и подростков: проблема и ресурс // Электронный журнал «Современная зарубежная психология». 2015. Том 4. № 1. С. 45-64.

7. Шахмартова О. М., Болтага Е. Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 1002-1008.

8. Козлова Н.С. Количество «друзей» в социальных сетях как отражение психологических особенностей личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 10(45). - Новосибирск: СибАК, 2014. - C. 137-142.

9. Обидина Т.В., Использование аватаров в социальных сетях интернет-среды подростками разных типов личности / / Информация и образование: границы коммуникаций. - 2014. - № 6 (14). - С. 208-210.

10. Заморский В.В. Роль социальных сетей в ценностных трансформациях молодёжи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 5 (31). C. 60-63.

11. Ханнанов И.Д. Симулятивный характер социальных сетей: коммуникация без общения // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 09 (21) / URL: http://nauka-rastudent.ru/21/2921/

12. Семенов Е.Е. «Расколотая личность» в пространстве социальных сетей глобального мира // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №4(2). С. 239-242.

13. Макеев С.Н., Макеев А.Н. Проблемы идентификации личности в социальных сетях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8 (58). C. 127-129.

14. Рябов Д.Ю. Пассивность и внутренняя опустошённость как источники аддикции к социальным сетям // Сборник материалов IV Международной научно-практической Интернет-конференции. 2012. С. 87-88.

15. Шахмартова О. М., Недошивина И. В. Исследование мотивов использования социальных сетей младшими школьниками // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28 С.1348-1353.

16. Smith R., Morgan J., Monks C. Students' perceptions of the effect of social media ostracism on wellbeing // Computers in Human Behavior. №68. 2017. P. 276-285.

17. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. №3 (15). С.36-48.

18. Willard N.E. Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress // Research Press, 2007.

19. Челышева И. В. Социальные сети в жизни современных школьников // Медиаобразование. 2014. №2 С.121-126.

20. Staksrud E., Olaffson K., Livingstone S. Does the use of social networking sites increase children's risk of harm? // Computers in Human Behavior. №29. 2013. P. 40-50

21. Мурсалиева Г. Группы смерти (18+) / Г. Мурсалиева // Новая газета. - 2016. - 16 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.