ISSN 1994-5094 ♦-
55 -♦
Maria Mikhailovna Ivashina,
PhD in Economics,
associate professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 658.310.9
Мария Михайловна Ивашина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
ВОВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Работники предприятия являются одним из основных ресурсов в системе менеджмента качества. При совершенствовании данной системы именно социальные факторы часто являются основными. А такие факторы, как правило, связаны с персоналом предприятия. В статье рассматривается вопрос вовлечения работников в систему менеджмента качества предприятия. Выделена роль личного вклада работника в процесс совершенствования системы менеджмента качества. Предложен механизм внедрения программы мотивации персонала в рамках системы менеджмента качества промышленного предприятия, в основе которого лежит стандарт ИСО. Подчеркивается роль мотивации и стимулирования труда персонала с целью повышения заинтересованности в участии процесса совершенствования СМК промышленных предприятий.
Ключевые слова: система менеджмента качества, процессы, мотивация, стимулирование.
INVOLVEMENT OF PERSONNEL IN IMPROVING QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN INDUSTRIAL ENTERPRISES
The article states that company's employees are one of the main resources in the quality management system. When the system needs improvement, social factors are often the main ones. And such factors are usually associated with the company's employees. The article discusses employee involvement in the company's quality management system. Role of individual contributions of employees in the process of improving the quality management system is highlighted. A mechanism for introducing of a personnel motivation program within the framework of the quality management system of an industrial enterprise based on the ISO standard is suggested. The author emphasizes the role of motivation and incentives for employees in order to increase employee involvement in the process of improving the QMS of industrial enterprises.
Keywords: quality management system, processes, motivation, incentives.
Рост требований потребителей к товарам, необходимость выделения сегментов идентификационного потребления, рост индивидуализации и изменение потребностей клиентов, необходимость достижения баланса между потребностями, ожиданиями и реальным качественным содержанием товара, развитие технологий и систем менеджмента существенно меняют подходы к формированию управленческого воздействия на процессы обеспечения качества, осуществляемого посредством выполнения ряда функций, трансформируемых от классических функций управления. Данные обстоятельства приводят к необходимости поиска новых эффективных схем, моделей и инструментов управления процессами обеспечения качества на основе клиентоориентированного подхода, что является актуальной экономической задачей [2, с. 28].
Кроме того, успешность функционирования системы менеджмента качества на предприятии определяется не только правильностью соответствующий технологический и организационных решений, но и тем, в какой степени удается вовлечь персонал в эту деятельность.
Персонал в системе управления качеством рассматривается как один из ключевых ресурсов [1, с. 69].
Наибольшее влияние на нарушения в системе менеджмента качества предприятий оказывают следующие причины:
- отсутствие понимания важности СМК на предприятии;
- некорректность, неактуальность, неадекватность требований внешних и внутренних документов СМК предприятия;
- низкий уровень мотивации к качеству;
- недостаточность требований внешних и внутренних документов [4, с. 128].
К сожалению, на многих предприятиях уровень вовлеченности персонала в совершенствование СМК очень низок. Сотрудники предприятия не осознают степень важности управления качеством и не пытаются внести личный вклад в процесс совершенствования СМК.
На сегодняшний день на предприятиях сложилась ситуация, когда необходимость поддержания и совершенствования СМК не осознается большей частью работников. Основными причинами, которые препятствуют заинтересованности работников в процессе управления качеством, являются слабая мотивации и отсутствие осознания ими важности СМК и ее совершенствования.
56 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
Исходя из этого, одной из важнейших задач в рамках совершенствования системы менеджмента качества на промышленных предприятиях является разработка программы повышения мотивации работников, степени их вовлеченности в улучшение функционирования СМК.
По результатам анализа системы менеджмента качества ряда промышленных предприятий Саратовской области и, в частности, анализа реализации принципа «Вовлечение работников» была разработана и предложена программа по повышению степени вовлеченности работников в совершенствование СМК (рис. 1).
Основополагающим документом при разработке программы мотивации работников должен стать ГОСТ Р ИСО 10018 - 2014 «Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности».
Процесс вовлечения работников в совершенствование СМК должен иметь следующий вид (рис. 2).
После разработки мотивационной программы по вовлечению сотрудников в совершенствование СМК необходимо определить ответственных за каждый этап внедрения.
Первый этап предполагает ознакомление сотрудников с предстоящей программой по повышению их вовлеченности. На данном этапе следует посвятить работников в цели разработки программы мотивации, указать на то, что при совершенствовании мотивации не только повысится качество выполняемых работ, но и приблизится общая цель - совершенствование системы менеджмента качества на промышленном предприятии.
Цели программы мотивации работников могут быть следующими:
- совершенствование системы менеджмента качества как основополагающая цель;
- повышение безопасности труда;
- сокращение потерь, рабочего времени и расходных материалов;
- повышение эффективности работы;
- улучшение и оптимизация производственных процессов.
Информация о предполагаемом внедрении программы мотивации должна стать общедоступной и быть донесена до каждого из сотрудников.
На втором этапе предполагается анализ систем мотивации у передовых промышленных предприятий. Анализ систем мотивации целесообразно проводить у прямых конкурентов.
Анализ систем мотивации предприятий-конкурентов позволит перенять наилучший опыт мотивации работников.
Кроме того, в качестве нововведения на предприятиях Саратовской области предлагается внедрить передовой опыт зарубежных компаний в отношении повышения вовлеченности персонала в совершенствование СМК. Речь идет о кружках качества.
Все вышеперечисленные мероприятия позволят разработать комплексную программу по повышению вовлеченности сотрудников в совершенствование СМК.
Следующий этап состоит в разработке и внедрении программы мотивации сотрудников. Суть данной программы заключается в сборе идей работников по улучшению работы предприятия. Для внедрения и проведения данной мотивационной программы необходимо создать регламент, который будет четко определять процедуру отправки предложений, конкретизировать предложения, устанавливать балльную систему для каждого из них и сумму денежных выплат. За каждое полезное предложение работнику будут начисляться баллы,
Рис. 1. Механизм внедрения программы мотивации персонала в рамках СМК промышленного предприятия
Рис. 2. Процесс вовлечения работников в совершенствование СМК
ISSN 1994-5094 ♦-
57 -♦
каждые полгода баллы будут складываться, и в соответствии с предложенной системой работники будут получать денежное вознаграждение.
Также предлагается распространение информации о тех сотрудниках, которые набрали наибольшее количество баллов. Это является еще одним методом нематериального стимулирования.
Такой подход будет способствовать развитию здоровой конкуренции между персоналом, а также непременно повлияет на вовлеченность сотрудников в совершенствование системы менеджмента качества на предприятии.
Балльная оценка предложений работников позволит количественно и объективно оценить вклад в развитие СМК каждого из сотрудников. Разработку предложения и балльную систему оценки целесообразно совместить с кружками качества. Кружки качества необходимо проводить в рабочее время инициативной группой, заинтересованной развитием СМК на предприятии.
Предлагается внедрить пятибалльную систему оценивания (табл. 1).
Таблица 1
Балльная оценка предложений работников промышленных предприятий Саратовской области
По истечении полугода баллы каждого из сотрудников суммируются и сопоставляются с денежным вознаграждением, закрепленным в регламенте (табл. 2).
Таблица 2
Начисление баллов и выплата вознаграждения осуществляются только в том случае, если предложение применимо, ново и направлено на улучшение производственного процесса и условий труда, влияющих на производительность, качество выпускаемой продукции, экономию материальных
ресурсов и оптимизацию бизнес-процессов в подразделениях предприятия и дающее любой положительный эффект.
Для оценки предложений следует создать специальную комиссию, включающую в себя руководство предприятия. В задачи комиссии будет входить:
- оценка актуальности выдвинутого предложения;
- анализ возможности применения предложения;
- оценка новизны предложения.
После оценки всех выдвинутых предложений комиссией составляется лист с объяснением причин в случае отказа предложения.
Заключительным этапом внедрения программы мотивации работников в рамках совершенствования СМК на промышленном предприятии является контроль и корректировка выдвинутой программы. Необходимо понимать действенность разработанной программы, выявлять недочеты и устранять их.
На основе исследования экспертов Pricewater-house Coopers прирост прибыли от повышения вовлечения персонала в совершенствование СМК на основе внедрения программы мотивации составляет 1-9%. Умение эффективно управлять персоналом, который обеспечивает прибавочную стоимость, является основой деятельности при формировании менеджмента устойчивого успеха в организации [3, с. 110].
Таким образом, проблема низкой вовлеченности сотрудников в совершенствование СМК для промышленных предприятий Саратовской области является достаточно сложной. В связи с этим нами предлагается внедрение программы мотивации, позволяющей повысить степень вовлеченности сотрудников в совершенствование СМК. Механизм внедрения данной программы состоит из четырех этапов. Суть программы мотивации заключается в создании кружков качества на предприятиях, на которых сотрудники будут разрабатывать предложения по совершенствованию СМК на предприятии. За каждое предложение, оцененное комиссией положительно, сотрудник будет получать определенные баллы. Эффективность данного предложения может быть оценена по истечении некоторого времени (минимально 8 месяцев).
1. ГригорянЕ.С., ГолубковаИ.В. Управление качеством на основе компетентности персонала // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 4 (73). С. 69-74.
2. Дулин Ю.В. Клиентоориентированный подход к системе управления качеством на предприятии // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 28-32.
3. Игнатова Г.В. Влияние резервов качества на повышение конкурентоспособности предприятия // Наука и общество. 2015. № 2 (21). С. 103-110.
4. ЯшинН.С., Попова Л. Ф., Бочарова С.В. Анализ проблем функционирования СМК предприятий ОПК и пути их решения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 125-131.
Предложение Баллы
Улучшение условий труда 1
Оптимизация рабочего пространства 2
Повышение качества выпускаемой продукции 5
Устранение потерь и брака 4
Экономия ресурсов 3
Совершенствование инструментов и приспособлений 3
Сопоставление баллов сотрудников и вознаграждений
Накопленные баллы Вознаграждение, руб.
1-2 балла 500
3-4 балла 1500
5-8 баллов 4000
9-12 баллов 8000