Научная статья на тему 'Исследование практики внедрения и функционирования систем менеджмента качества на машиностроительных предприятиях'

Исследование практики внедрения и функционирования систем менеджмента качества на машиностроительных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1618
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордашникова Ольга Юрьевна

Приводятся результаты исследования проблемной ситуации в области качества на машиностроительных предприятиях в разрезах создания, внедрения и совершенствования системы менеджмента качества (СМК). Выявлены особенности внедрения систем менеджмента качества на предприятиях крупного и малого бизнеса. Рассмотрены пути решения проблем СМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article researches problematic situations in quality control at machine building enterprises through the point of creation, introduction and improvement of quality management system QMS. The peculiarities of the introduction of QMS at the enterprises of small & big businesses are revealed. The ways of QMS problems solving are described here as well.

Текст научной работы на тему «Исследование практики внедрения и функционирования систем менеджмента качества на машиностроительных предприятиях»

УДК 658.652

О.Ю. Гордашникова

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СИСТЕМ

МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ

ПРЕДПРИЯТИЯХ

Приводятся результаты исследования проблемной ситуации в области качества на машиностроительных предприятиях в разрезах создания, внедрения и совершенствования системы менеджмента качества (СМК). Выявлены особенности внедрения систем менеджмента качества на предприятиях крупного и малого бизнеса. Рассмотрены пути решения проблем СМК.

O.Yu. Gardashnikova

INTRODUCTION PRACTICE RESEARCH AND SYSTEM FUNCTIONING OF THE QUALITY MANAGEMENT IN MACHINE BUILDING ENTERPRISES

The article researches problematic situations in quality control at machine building enterprises through the point of creation, introduction and improvement of quality management system - QMS. The peculiarities of the introduction of QMS at the enterprises of small & big businesses are revealed. The ways of QMS problems solving are described here as well.

Анализ производственной деятельности машиностроительного предприятия, осуществляемый в рамках системы менеджмента качества, позволяет выявлять различные проблемные ситуации, т.е. устанавливать проблемы и определять ситуации, в которых возникают или могут возникнуть диспропорции в качественных преобразованиях.

По мнению автора, исследования проблемной ситуации в области качества на машиностроительных предприятиях следует проводить в разрезах создания, внедрения и совершенствования СМК.

Проблемы создания систем менеджмента качества должны решаться как на уровне отдельных предприятий, так и на государственном уровне, что составляет основу национальных экономических программ. Для решения проблем повышения качества и конкурентоспособности отечественной машиностроительной продукции необходимо сконцентрировать усилия органов федерального и местного управления, научнотехнических объединений и организаций на изменение действовавших ранее механизмов управления научно-техническим развитием организации в рамках действовавших в регионах систем менеджмента качества. Данную проблему на сегодняшний день решают органы Госстандарта России - центры стандартизации, метрологии и сертификации.

На уровне отдельных предприятий многие системы менеджмента качества создавались и создаются «по образу и подобию», что предполагает активное использование «систем-аналогов», применяемых на других предприятиях. В данных случаях следует говорить о низкой эффективности таких систем, которые также характеризуются постепенным изменением структуры и характеристик отдельных ее

элементов. Данный подход не эффективен для предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию. Это связано с организационными, техническими, технологическими, социальными и другими особенностями.

К примеру, для малого производственного предприятия это степень документированности и детализации документов, это отсутствие четкости в разделении функций и взаимодействии подразделений и служб [1, с.69]. Это связано с громоздкостью и недостаточной адаптивностью к современным условиям систем управления предприятием. Сложными вопросами при создании СМК являются вопросы миссии, политики, целей в области качества и анализа СМК со стороны руководства. При создании СМК также необходимо обратить внимание на документы, регламентирующие требования к продукции, так как не всегда малое предприятие имеет возможность доказать соответствие всем критериям качества продукции.

Крупным предприятиям необходимо также затрачивать большие усилия на подготовку «среды» для внедрения СМК, основанной на принципах международных стандартов. Это требование необходимой компетентности в вопросах качества всего персонала. Функционирование СМК на предприятиях не может быть эффективным и без единой информационной системы управления качеством. Необходимо также отметить, что на предприятиях, выпускающих продукцию широкого потребления, сложными являются задачи оценки удовлетворенности потребителей.

Несмотря на значительные успехи машиностроительных предприятий в направлении внедрения зарубежных систем сертификации, следует отметить, что процесс внедрения систем качества, проведение добровольной сертификации производства идет медленно. Сказываются сложное экономическое положение, недостаточная заинтересованность самих предприятий. Сегодня крайне необходимо создание системы экономических мер, стимулирующих машиностроительные предприятия выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию. Нужно дать возможность предприятиям-изготовителям использовать часть прибыли, получаемой за счет увеличения объемов производства, на финансирование работ по повышению технического уровня и качества продукции, проведение сертификации продукции и систем управления качеством, развитие сервисного обслуживания.

В этой связи показателен опыт предприятий машиностроения и металлообработки, на которых были осуществлены за последние два года новые проекты по модернизации производства и вводу новых мощностей:

- на Энгельсском ОАО «Трансмаш» введен новый корпус для организации вагонного производства;

- на Саратовском ОАО «СЭПО» произведено техническое переоснащение конвейера по производству холодильников, введены в эксплуатацию линия пайки печатных плат в водородной среде, а также автоматизированный участок оцинкования изделий, что увеличило производительность труда и повысило качество продукции для АвтоВАЗа;

- на Саратовском ГНПП «Контакт» создан фонд развития, на средства которого разработаны и освоены в производстве новые типы приборов; введены в строй новые объекты: водородно-кислородная станция, технологическая линия порошковой окраски, комплект оборудования для лазерного раскроя листового материала.

Опыт разработки и внедрения СМК на машиностроительных предприятиях показал, что зачастую эта работа не приводит к достижению ожидаемой результативности и тем более эффективности в производственной деятельности. Хотя следует заметить, что система менеджмента качества на машиностроительном предприятии является механизмом, гарантирующим повышение организационнотехнического уровня управления производством, улучшение качества создаваемой продукции, повышение конкурентоспособности. Следовательно, возникает необходимость постоянного исследования функционирования системы менеджмента

качества, проведение которого обеспечит объективную основу для разработки мероприятий, направленных на улучшение работы и самой системы, и предприятия в целом.

В ходе работы проведено исследование по оценке функционирования систем менеджмента качества на 15 машиностроительных предприятиях крупного и среднего бизнеса Саратовской области. Сводные результаты исследования даны в таблице.

Результаты оценки функционирования СМК машиностроительных предприятий Саратовской области

Общие требования Результаты, %

Предложен инструмент, позволяющий выполнить соответствующее требование Частично предложен инструмент, позволяющий выполнить соответствующее требование Отсутствует инструмент, позволяющий выполнить соответствующее требование

Разработка политики и целей в области качества 100 - -

Установление процессов СМК предприятия 73,3 26,7 -

Разработка методики оценки удовлетворенности потребителей 66,7 20,0 13,3

Разработка методики оценки удовлетворенности персонала 46,7 40,0 13,3

Разработка методики оценки результативности и эффективности внутрипроизводственных процессов 66,7 33,3 -

Разработка методики оценки финансовых результатов предприятия 93,3 6,7 -

Разработка методики оценки результативности СМК 53,3 40,0 6,7

Разработка методики оценки эффективности СМК 52,1 46,6 1,3

Кроме того, анализ практической деятельности машиностроительных предприятий Саратовской области позволил сделать следующие выводы:

1) предприятия испытывают реальную нехватку опытного и квалифицированного персонала;

2) персонал вовлекается в систему управления качеством принудительно;

3) в полном объеме система поощрения, внесения персоналом инноваций, предложений в совершенствование работы по качеству отсутствует;

4) обучение персонала на регулярной основе отсутствует.

Практика показывает, что среди наиболее важных причин появления проблем при оценке эффективности СМК следует выделить проблемы информационного, технического и организационного характера [2, с.54].

Так, «узкими местами» в системе менеджмента качества Саратовского

машиностроительного предприятия ОАО «Проммаш» являются:

- организация досуга и отдыха на предприятии;

- уровень заработной платы;

- социальная политика предприятия;

- возможность продвижения по службе.

По мнению опрошенных нами работников, основные причины сбоев в работе СМК вызваны формальным подходом руководства, недостаточной мотивацией. Здесь можно выделить две группы машиностроительных предприятий с различной мотивацией высшего руководства. Суть различия состоит в направленности их деятельности: приобретению сертификата и совершенствованию управления качеством, соответственно.

1. Предприятия, руководство которых ориентировано на стандарт 180 9001 непосредственно для сертификации системы качества. Тип мотивации связывается с ожиданиями быстрого эффекта от сертификации системы качества по 180 9001. Данный тип мотивации в меньшей степени ориентирован на совершенствование работы по качеству, и потому развертывание стратегии перехода на международные стандарты 180 серии 9000 осуществляется труднее, ибо оно не отражает общей стратегии развития предприятия.

2. Предприятия, руководство которых ориентировано на стандарт 180 9004 для учета рекомендаций по постоянному совершенствованию. Основным мотивом топ-менеджмента предприятий, внедряющих 180 9004, является самореализация через постоянное улучшение, стремление к совершенству. Эта мотивация во многом обращена внутрь организации. Поэтому наиболее результативным и эффективным методом освоения этого стандарта является самооценка.

Анализ анкет также показал, что необходимо тщательнее прорабатывать вопросы материального стимулирования труда. Это необходимо для того, чтобы принцип СМК -удовлетворенность персонала - работал на повышение качества труда и эффективности системы менеджмента качества в целом, т. е. система материальной заинтересованности должна выстраиваться как система инвестирования в качество машиностроительной продукции. На взгляд автора, необходимо развитие общих принципов построения системы мотивации руководителей среднего звена.

На предприятиях необходимо усилить действия вовлеченности персонала в управление качеством:

1) прохождение обучения на внешних курсах;

2) ознакомление рядовых сотрудников с документацией по качеству;

3) выполнение исследования удовлетворенности работников.

Основываясь на данных высказываниях, следует отметить, что от компетентности и квалификации высшего руководства машиностроительного предприятия, а также от мотивации персонала различных уровней непосредственно зависит успех внедрения систем качества по 180. Высокой результативности СМК можно добиться, сосредоточив внимание на потребностях и ожиданиях каждого сотрудника.

Проведенный автором анализ системы менеджмента качества предприятия ОАО «Электротерм-93» показал, что предприятие ведет планомерную и активную работу в этом направлении. На предприятии разработана, задокументирована, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии единая система менеджмента качества. Все требования стандарта ИСО 9001:2000 учтены.

Среди недостатков действенности СМК следует назвать:

1) небольшое количество внутренних аудиторов;

2) недостаточный входной контроль на материалы и комплектующие изделия из-за нехватки денежных средств на приобретение необходимого оборудования для проведения испытаний;

3) недоступность в электронной базе данных документов о СМК для всех подразделений предприятия.

На основе проведенного исследования по макроокружению и выявлению сильных и слабых сторон во внутренней среде предприятия, с использованием сводной матрицы выявлены те цели, которые предприятию необходимо незамедлительно достичь с учетом своих преимуществ и недостатков для повышения эффективности и действенности системы менеджмента качества на предприятии.

1. Провести обучение персонала предприятия для внутренних проверок состояния СМК на предприятии. Основными формами повышения квалификации следует считать производственно-технические курсы, школы по изучению передовых методов труда, курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и специальностями, курсы целевого назначения на предприятиях, институты и факультеты повышения квалификации ИТР и др.

Повышение квалификации в области качества становится в современных условиях объективно необходимой частью производственной деятельности и уже не рассматривается только как желательная, необязательная форма этой деятельности. Нежелание работников повышать свою квалификацию расценивается как нарушение производственной дисциплины со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Обучение персонала в области качества должно находиться в центре внимания руководителей предприятия и его подразделений. Именно они осуществляют систематическую оценку соответствия приобретенных работниками знаний и умений потребностям предприятия в обеспечении качества. Результаты обучения учитываются при аттестации.

Основными причинами, обусловливающими необходимость обучения и переподготовки кадров непосредственно на Саратовском предприятии ОАО «Электротерм-93», являются:

- конкуренция, требующая сокращения затрат и более эффективного использования трудовых ресурсов;

- появление новых производственных процессов;

- технологические изменения, требующие овладения новыми знаниями и переподготовки работников;

- недостаток квалифицированной рабочей силы на национальном уровне;

- социальная ответственность предприятия за своих работников и др.

Таким образом, эффективное внедрение системы менеджмента качества требует обучения руководителей различных уровней машиностроительного предприятия. Обучение должно проходить в свете объяснения смысла современных концепций управления качеством, необходимости обеспечения эффективности и гибкости реального управления качеством.

Решение данной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основных направлениях - повышении качества и конкурентоспособности отечественного машиностроения. В связи с этим необходимо использовать весь опыт и потенциал науки, техники, промышленности, все знания и умения.

2. Изыскать необходимые средства на приобретение оборудования для проведения испытаний материалов и комплектующих изделий.

На предприятии необходимо внедрить новые средства измерения, которые имеют особое значение, так как многие сведения о готовности материалов, производственном процессе зависят от экспериментальных замеров. К источникам этих замеров относят приборы, размещенные на технологическом оборудовании или вблизи от него, а также испытательную аппаратуру по управлению качеством и испытательные лаборатории.

На предприятии необходимо разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры статистического регулирования, технического обслуживания, калибровки и проверки контрольного, измерительного и испытательного оборудования.

Для каждого средства измерений, используемого в целях обеспечения качества, на предприятии должна быть установлена документированная процедура его калибровки с отдельными сведениями: о типе средства, объеме калибровки, интервалах и методах калибровки, критериях выдачи разрешения на его использование и о проведенных с ним

мероприятиях при его неудовлетворительном техническом состоянии. Предприятие должно обеспечить соблюдение этой процедуры на протяжении всего срока служба средства измерений. Неисправные или с истекшим сроком калибровки средства измерений должны быть изолированы и защищены от доступа к ним неуполномоченных лиц.

3. Внедрить электронный документооборот в связи с медленным прохождением документов по службам предприятия.

4. Разработать и внедрить статистические методы контроля качества.

5. Разработать и провести комплекс мер по повышению культуры производства на предприятии, соблюдению порядка, производственной санитарии, техники безопасности и охране труда.

6. Разработать систему мотивации и материального стимулирования на предприятии.

В целом можно отметить, что совершенствование системы менеджмента качества на Саратовском машиностроительном предприятии ОАО «Электротем-93» позволит:

- во-первых, упорядочить работу структурных подразделений, улучшить взаимодействие работников предприятия;

- во-вторых, повысить ответственность персонала высшего и среднего звена;

- в-третьих, улучшить трудовую дисциплину;

- в-четвертых, повысить эффективность машиностроительного производства;

- в-пятых, повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции и открыть доступ на международные рынки.

Авторский анализ требований стандартов 180 серии 9000 позволяет предложить ряд мероприятий в целях устранения вышепредставленных недостатков, повышения эффективности СМК на машиностроительных предприятиях, которые можно рассматривать как на макро-, так и на микроуровне по отношению к предприятию.

В первом случае это разработка и внедрение в действие концепции национальной политики в области качества, учет сертифицированных СМК при заключении контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных, муниципальных государственных нужд или госзаказа.

Во втором случае это соблюдение требований к персоналу, т. е. введение в практику требования наличия дополнительного образования в области управления качеством, а также разработка системы мотивирования персонала.

Проведенное автором исследование на ряде машиностроительных предприятий свидетельствует, что неотъемлемым элементом стратегии развития современных машиностроительных предприятий является решение проблемы внедрения и совершенствования системы менеджмента качества. Рассмотрение теоретических вопросов повышения эффективности СМК, реализация их на практике позволит машиностроительным предприятиям добиться значительных успехов в области повышения качества выпускаемой продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галеев В. Менеджмент качества в малых организациях / В. Галеев, В. Устинов // Стандарты и качество. 2007. № 3. С. 68-70.

2. Киселев Э.В. Возможности использования информационных технологий при оценке эффективности системы менеджмента качества / Э.В. Киселев, Е.Н. Смирнова // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 2. С. 51-57.

Гордашникова Ольга Юрьевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг»

Саратовского государственного социально-экономического университета Статья поступила в редакцию 04.09.07, принята к опубликованию 15.01.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.