https://doi.org/10.24412/2412-9062-2024-3-19
УДК 343
ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ И ЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Хавшабова Д.А., Лукки Е.В.
Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin
••••••
INVOLVEMENT OF MINORS IN TERRORIST AND EXTREMIST ACTIVITIES THROUGH SOCIAL NETWORKS
Diana A. Khavshabova, Ekaterina V. Lukki
Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin
Аннотация. В статье рассматривается проблема вовлечения несовершеннолетних в террористическую и экстремистскую деятельность посредством использование социальных сетей. Раскрывается некоторый исторический аспект, который важен для подробного анализа поставленного вопроса. В научной работе дается определение термина «вербовка», а также подробная характеристика и анализ каждого ее этапа. Акцентируется внимание на участие в преступной деятельности несовершеннолетних лиц как уязвимой категории граждан. Рассмотрены пути решения данной проблемы.
Ключевые
слова: вербовка, несовершеннолетние граждане, террористическая деятельность,
правовая неосведомленность.
Abstract. The article deals with the problem of involving minors in terrorist and extremist activities through the use of social networks. Some historical aspect is revealed, which is important for a detailed analysis of the question posed. The scientific work defines the term «recruitment», as well as a detailed description and analysis of each of its stages. Attention is focused on the participation of minors in criminal activities as a vulnerable category of citizens. The ways of solving this problem are considered.
Keywords: recruitment, underage citizens, terrorist activity, legal ignorance.
П
роблема вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность имеет в нашей стране длинную историю. На протяжении многих веков Россия сталкивалась с явлениями терроризма, которые служили способами оказания влияния на власть. Примером может служить серия покушений на императора Александра II, целью которой было уничтожение действующего государственного строя. Примечательно, что первая попытка террористической атаки на императора была совершена 24-летним Игнатием Гриневицким [1].
Таким образом, можно заметить, что проблема вовлечения молодых людей в террористическую деятельность, не является новой. Однако в современной России она приобрела новые формы и может повлечь более тяжелые последствия.
С февраля 2022 г. на территории Российской Федерации было предотвращено 118 террористических актов, исполнителями которых являлись молодые люди и подростки, в том числе и несовершеннолетние [2].
Вербовка, то есть привлечение лица в ряды террористической организации с целью совершения террористических преступлений, состоит из нескольких этапов.
На первом этапе с подростком знакомится некий человек, задача которого заключается в установлении доверия. У него оказываются похожие взгляды на жизнь, интересы, он хорошо понимает подростка и может оказать ему поддержку. Так происходит из-за того, что в социальных сетях достаточно легко отследить жизненные интересы человека, состав семьи, установить родственников, изучив его страницу.
Национальное здоровье / National Health. 2024. № 3
На втором этапе «мотиватор» обещает предоставить подростку то, в чем он нуждается. Так, того, кто остро ощущает жизненную несправедливость, можно заинтересовать моделью другого общества. Лицу, которое потеряло жизненный ориентир, можно предложить помощь в поиске истины. Того, кто желает стать замеченным, заманивают возможностью прославиться.
Мотиватор собирает информацию о подростке и предлагает ему то, что его действительно заинтересует, анализирует его для дальнейшей вербовки.
Третий этап предполагает внушение подростку мысли о том, что мир, который ему кажется настолько несправедливым, можно исправить и именно он может это сделать. Назначается встреча, на которой лицу дают понять, что его выбрали для благой цели. Не исключаются элементы гипноза и использования наркотических средств, которые затуманивают разум и создают положительные эмоции по отношению к вербовщику и ослабляют критическое мышление. Таких встреч проводится несколько, что позволяет создать тесные связи подростка и вербовщика.
На четвертом этапе начинается подготовка к преступлению и само его совершение. Лицо, будучи уверенным в том, что способствует созданию нового, совершенного мира, реализует приготовление к преступлению, и совершает террористический акт.
Подростки, имея статус уязвимой категории граждан, а также в силу своей неосведомленности, могут не сразу распознать, что их действия содержат в себе признаки состава преступления. Например, они могут фотографировать работников охранного предприятия, чтобы понять возможность оказания ими сопротивления, изучать расписание проведения массовых мероприятий, что уже формирует пособническую деятельность. Казалось бы, Уголовный кодекс Российской Федерации действительно не содержит наказания за данные деяния, однако все эти действия направлены на облегчение совершения такого преступления как террористический акт, что является особо тяжким преступлением, за приготовление к которому предусмотрена уголовная ответственность.
Непосредственно перед совершением террористического акта либо во время приготовления вербовщики могут угрожать физической расправой, если лицо попытается отказаться от совершения данных действий.
Существует несколько причин, по которым именно подростки оказываются втянуты в преступную деятельность:
Во-первых, преимущественно они являются пользователями социальных сетей. Подростки склонны распространять информацию о себе, делиться своими интересами, хобби, поэтому с ними намного легче войти в преступный контакт.
Во-вторых, подростки чаще нуждаются в поддержке. Во многих семьях родители не уделяют должного внимания ребенку, они долгое время находятся на работе и заняты бытовыми делами. По этой причине молодые люди склонны искать некого наставника в социальных сетях, который сможет дать им заботу, направить на путь, выслушать и помочь.
В-третьих, подростки не обладают должным уровнем правового сознания. Они не знают, что совершаемые ими, казалось бы, безобидные действия, могут стать основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Данную проблему необходимо решать комплексно, вовлекая в процесс не только представителей государственных органов, но и родителей, учителей, педагогов, которые должны следить за поведением и действиями подростков.
Со стороны государства необходимо проводить мероприятия, которые будут направлены на ознакомление подростков со способами вербовки, методами противостояния им. Кроме того, требуется повышать осведомленность подростков о террористических и экстремистских преступлениях, их формах и наказаниях за их совершение.
Родители, в свою очередь, должны исполнять свою конституционную обязанность и заботиться о психическом, духовном и нравственном развитии детей. Необходимо уделять время своему ребенку, разговаривать с ним, следить за его поведением. В случаях появления тревожных знаков в поведении, например, чрезмерная изоляция от общества, нежелание с кем-либо общаться, вспышки гнева, чрезмерное агрессивное поведение, необходимо обращаться к специалисту.
Учителя и педагоги, как субъекты профилактической деятельности, также должны обращать внимание на поведение учеников и не допускать издевательства и унижения в коллективах.
Совершение тяжкого преступления в раннем возрасте ломает дальнейшую жизнь подросткам. Они в силу своей правовой неграмотности и неосознанности допускают страшные ошибки, которые лишают их будущего. Необходимо принять всевозможные меры для недопущения дальнейшего вовлечения подростков в столь трагичные преступные деяния.
Не указан
Конфликт интересов
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. История России : учебник / И.А. Петрова, Г.П. Кибасова, О.В. Галкова, Г.С. Ковтюх. -2017. - С. 299.
2. Российская газета. 2023.11 апреля.
3. Кудрявцев В.Л. «Склонение, вербовка или иное вовлечение лица» как альтернативные действия объективной стороны содействия террористической деятельности / В.Л. Кудрявцев // Адвокат. - 2012. - № 5. - С. 21-25.
References:
1. History of Russia : textbook / I.A. Petrova, G.P. Kibasova, O.V. Galkova, G.S. Kovtyukh. -2017. - P. 299.
2. Rossiyskaya Gazeta. 2023. April 11.
3. Kudryavtsev V.L. «Persuasion, recruitment or other involvement of a person» as alternative actions of the objective side of promoting terrorist activities / V.L. Kudryavtsev // Advocate. - 2012. -№ 5. - P. 21-25.
Информация об авторах
Хавшабова Диана Александровна
студентка 3 курса юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина БРИЧ-код: 6914-9344 [email protected]
Лукки Екатерина Валерьевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
Diana A. Khavshabova
3rd year Student of the Faculty of Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin SPIN-toa: 6914-9344 [email protected]
Ekaterina V. Lukki
Candidate of Law Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin