Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ПРЕСТУПНОГО МИРА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ПРЕСТУПНОГО МИРА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ПРЕСТУПНЫЙ МИР / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ТЮРЬМЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / EXTREMISM / IDEOLOGY / UNDERWORLD / COUNTERMEASURES / PRISONS / REFORMATORIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яворский Максим Александрович, Гусева Екатерина Васильевна

Материал посвящен теме, которая в настоящее время мало изучена и требует дальнейших исследований - проблеме противодействия экстремизации мест лишения свободы. В статье актуализируются вопросы организационного противодействия распространению экстремизма и идеологии преступного мира в исправительных учреждениях России, в частности, в воспитательных колониях для несовершеннолетних правонарушителей. Рассмотрены некоторые социальные и личностные детерминанты, а также причины индокринации, связанные с особенностями развития процессов радикализации осужденных в пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних. Авторами предложен ряд организационных и психолого-педагогических мер, направленных на совершенствование этого направления деятельности в современных условиях. Сформулированы антиэкстремистские нормотворческие инициативы и предложения в административно-деликтное законодательство России, а также в приказ ФСИН России, утверждающий перечень должностных лиц учреждений и органов УИС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Реализация предложенных новелл, по мнению авторов работы, может способствовать профилактике проявлений экстремизма и предупреждению распространения криминальной идеологии в воспитательных колониях. Работа носит междисциплинарный характер, поскольку исследует проблему как с юридической, так и с психолого-педагогической точки зрения. Рассматриваемая тема будет интересна широкому кругу специалистов в сфере правоохранительной деятельности, преподавателям цикла дисциплин антиэкстремистского характера, практическим работникам территориальных органов отечественной пенитенциарной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE COUNTER EXTREMISM AND SPREAD OF THE IDEOLOGY OF THE CRIMINAL UNDERWORLD IN JUVENILE CORRECTIONAL FACILITIES

The material is devoted to the topic that is currently poorly studied and requires further research - the problem of countering the extremism in the places of liberty deprivation. The article actualizes the issues of organizational counteraction to the spread of extremism and the ideology of the criminal underworld in correctional institutions of Russia, and, in particular, in reformatories. Some social and personality determinants are examined, as well as the causes of indoctrination, related to the peculiarities of the development of the processes of the radicalization of convicts in prisons for minors. The authors proposed a number of organizational and psychological-pedagogical measures aimed at improving this area of activity in modern conditions. Anti-extremist legislative initiatives and proposals are formulated in the administrative-tort legislation of Russia, as well as in the order of the Federal Penitentiary Service of Russia, approving the list of officials of institutions and bodies of the FPS of Russia authorized to draw up protocols about administrative offenses. The implementation of the proposed innovations, according to the authors of the work, can help prevent the manifestations of extremism and prevent the spread of criminal ideology in educational colonies. The work is interdisciplinary in nature, since it presents a view of the problem, both from the standpoint of legal science and psychological and pedagogical knowledge. The subject under discussion will be of interest to a wide range of specialists in the field of law enforcement, to teachers of disciplines of an anti-extremist nature, useful to practitioners of the territorial bodies of the home penitentiary system.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ПРЕСТУПНОГО МИРА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

DOI 10.37523/SUI.2020.39.3.014 УДК 343.85

Яворский Максим Александрович

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры организации борьбы с экономическими

преступлениями,

Самарский государственный экономический университет,

443090, Россия, г. Самара, ул. Советской Армии, д. 141,

e-mail: yavorm@mail.ru

Maxim A. Yavorskiy

Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of organization for combating economic crimes, Samara State University of Economics, Sovetskaya army str., 141, Samara, Russia, 443090, e-mail: yavorm@mail.ru

Гусева Екатерина Васильевна

кандидат психологических наук,

старший преподаватель кафедры пенитенциарной

психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в,

e-mail: katenysh2005 @yandex. ru

Ekaterina V. Guseva

Candidate of Psychology,

Senior Lecturer of the Department of penal psychology and pedagogics,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: katenysh2005@yandex.ru

к вопросу о противодействии экстремизму и распространению идеологии преступного мира

в исправительных учреждениях для несовершеннолетних

Аннотация. Материал посвящен теме, которая в настоящее время мало изучена и требует дальнейших исследований - проблеме противодействия экстремизации мест лишения свободы. В статье актуализируются вопросы организационного противодействия распространению экстремизма и идеологии преступного мира в исправительных учреждениях России, в частности, в воспитательных колониях для несовершеннолетних правонарушителей. Рассмотрены некоторые социальные и личностные детерминанты, а также причины индокринации, связанные с особенностями развития процессов радикализации осужденных в пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних.

Авторами предложен ряд организационных и психолого-педагогических мер, направленных на совершенствование этого направления деятельности в современных условиях. Сформулированы антиэкстремистские нормотворческие инициативы и предложения в административно-деликтное законодательство России, а также в приказ ФСИН России, утверждающий перечень должностных лиц учреждений и органов УИС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Реализация предложенных новелл, по мнению авторов работы, может способствовать профилактике проявлений экстремизма и предупреждению распространения криминальной идеологии в воспитательных колониях.

Работа носит междисциплинарный характер, поскольку исследует проблему как с юридической, так и с психолого-педагогической точки зрения. Рассматриваемая тема будет интересна широкому кругу специалистов в сфере правоохранительной деятельности, преподавателям цикла дисциплин антиэкстремистского характера, практическим работникам территориальных органов отечественной пенитенциарной системы.

Ключевые слова: экстремизм, идеология, преступный мир, меры противодействия, тюрьмы, воспитательные колонии.

Summary. The material is devoted to the topic that is currently poorly studied and requires further research — the problem of countering the extremism in the places of liberty deprivation. The article actualizes the issues of organizational counteraction to the spread of extremism and the ideology of the criminal underworld in correctional institutions of Russia, and, in particular, in reformatories. Some social and personality determinants are examined, as well as the causes of indoctrination, related to the peculiarities of the development of the processes of the radicaliza-tion of convicts in prisons for minors. The authors proposed a number of organizational and psychological-pedagogical measures aimed at improving this area of activity in modern conditions. Anti-extremist legislative initiatives and proposals are formulated in the administrative-tort legislation of Russia, as well as in the order of the Federal Penitentiary Service of Russia, approving the list of officials of institutions and bodies of the FPS of Russia authorized to draw up protocols about administrative offenses. The implementation of the proposed innovations,

REVISITING THE COUNTER EXTREMISM AND SPREAD OF THE IDEOLOGY OF THE CRIMINAL UNDERWORLD IN JUVENILE CORRECTIONAL FACILITIES

© 2020 Яворский M. А., Гусева E. В.

ЮРИйИЧЕСКИЕ НАУКИ

according to the authors of the work, can help prevent the manifestations of extremism and prevent the spread of criminal ideology in educational colonies. The work is interdisciplinary in nature, since it presents a view of the problem, both from the standpoint of legal science and psychological and pedagogical knowledge. The subject under discussion will be of interest to a wide range of specialists in the field of law enforcement, to teachers of disciplines of an anti-extremist nature, useful to practitioners of the territorial bodies of the home penitentiary system.

Keywords: extremism, ideology, the underworld, countermeasures, prisons, reformatories.

Участившиеся в последнее время проявления экстремизма в пенитенциарной среде, а также факты распространения идеологии криминального мира среди несовершеннолетних правонарушителей требуют принятия адекватных и, самое главное, эффективных организационно-правовых и психолого-пед^огтеских мер по их предупреждению. Анализ следственно-судебной практики свидетельствует, что с 2013 г. по 2018 г. число ежегодно регистрируемых преступлений экстремистского характера в России, несмотря на общероссийскую тенденцию к снижению количества уголовно наказуемых деяний в целом, выросло почти вдвое - с 896 (2013 г.) до 1521 (2017 г.). В 2018 г. отмечена незначительная динамика снижения преступлений экстремистской направленности (-16,8 %, 1265). Впервые за много лет (в первую очередь в связи с декриминализацией отдельных составов УК РФ) зарегистрированных преступлений экстремистской направленности стало значительно меньше. В январе - октябре 2019 г. выявлено всего 506 фактов, что на 58,1 % меньше, чем за АППГ [1]. Несмотря на этот, безусловно, положительный факт, экстремизм продолжает оставаться проблемой номер один.

На фоне этого наблюдается стремительный рост экстремистских административных правонарушений. Так, по данным Верховного суда РФ только за первое полугодие 2018 г. административных деликтов, предусмотренных ст. 20.29 («Производство, распространение материалов экстремистского характера») и ст. 20.3 («Пропаганда, публичное демонстрирование атрибутики или символики запрещенных организаций») КоАП РФ, было совершено свыше 4 тыс. Принимая во внимание частичную декриминализацию ст. 282 УК РФ и, как следствие, введение нового состава КоАП РФ 20.3.1 («Возбуждение ненависти, вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), можно спрогнозировать значительный прирост экстремистских деликтов в ближайшие несколько лет.

Общеизвестно, что молодые люди наиболее подвержены экстремистским настроениям. Именно молодежь представляет собой категорию уязвимой для идеологии экстремизма «группы риска». Проведенный Ю. В. Сергеевой анализ материалов уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности, совершенных в период с 2003 по 2013 гг., показал, что свыше 80 % лиц, совершивших указанные деликты, - молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет [2, с. 3]. Анализ преступности последующих лет только подтверждает эти данные. Такой высокий процент подростковой экстремизации связан с тем, что именно возраст от 14 до 18 лет наиболее оптимален для «впитывания» радикальных идей. Это касается и определенной идеологии, неких «этических норм» криминальной субкультуры, «системы ценностей» и неписаных неформальных правил и поведенческих атрибутов преступного мира. Известно, что данный возраст считается наиболее сложным возрастным периодом. На этом жизненном этапе происходит развитие и становление личности; формируются основы нравственности, социальные установки; отношение к себе, к людям, к обществу; также заканчивают корректироваться индивидуальные особенности личности и социального взаимодействия. Подростковый возраст характеризуются активным развитием организма как в физическом, так и в психическом направлении: происходит изменение структуры сознания, становление восприятия окружающего мира, качественно изменяется вся психическая деятельность. В результате таких изменений отмечается общий подъем жизнедеятельности, который проявляется в излишней активности, «кипящей энергии», инициативности, что не всегда соответствует физическим силам и возможностям. Подростки часто могут игнорировать просьбы о послушании, не подчиняться установленному укладу из-за излишней активности, неусидчивости, преобладания процессов возбуждения над процессами торможения. У подростков сознание и интеллектуальное развитие переходит на новый уровень функционирования, благодаря чему совершенно по-новому происходит оценка своих поступков и действий окружающих, что неизбежно сказывается на отношении к социуму.

В случае полноценного развития у подростков формируется сознательность, надежность, серьезность и обязательность во всех сферах жизнедеятельности, что в свою очередь влияет на развитие способностей анализировать свои поступки и действия. Сформированность морального и правового сознания подростка является критерием успешности его социализации, достаточной развитости внутреннего и внешнего контроля, что создает психологические (личностные) предпосылки ответственности за свое поведение, в том числе и правоправное [3, с. 117].

Несовершеннолетних данной возрастной категории, причастных к различным видам правонарушений, отличают несформированность личности, отставание в психическом и нравственном развитии. Эмоциональная сфера более подвижна, подростки более агрессивны, неспособны управлять своими эмоциями и чувствами. Связано это и с тем, что несовершеннолетние правонарушители чаще всего воспитывались в неблагополучных семьях, видели и испытывали агрессивное поведение родителей и родственников (как между собой, так и в отношении самих детей). Для этого возраста характерно формирование психологического императива: агрессия - есть нормальный, порой единственный способ взаимодействия и коммуникации. Таким образом, характерологические и индивидуальные особенности формирования личности подростка, специфика внутрисемейных взаимоотношений влияют на адекватное восприятие воздействия социума, может способствовать появлению агрессивных тенденций в подростковой среде.

Стоит также отметить, что индоктринации новых субъектов экстремистской деятельности способствует повсеместное развитие цифровых технологий, массовый доступ к Интернету, который без преувеличения стал основным источником информации и главным средством коммуникации. Эксперты Антитеррористического центра государств - участников СНГ применительно к глобальной сети Интернет, активными пользователями которой в большей части являются именно молодые люди, подчеркивают опасность так называемой «самовербовки», когда идеологические, политические, религиозные воззрения прививаются под влиянием распространяемой в виртуальном пространстве пропаганды «ценностей» преступного мира, насилия, неонацизма, интолерантности [4, с. 11]. И если вопросы противодействия экстремизму в исправительных колониях для взрослых являются предметом достаточно серьезного внимания российских правоведов, практиков, то проблемы борьбы с распространением экстремистских проявлений в среде несовершеннолетних осужденных к лишению свободы не получили достаточной разработки в научной литературе.

В настоящее время в системе исполнения наказаний России функционируют 23 воспитательные колонии, из которых 2 (в Белгородской и Томской областях) - для содержания несовершеннолетних женского пола.

Статистические данные свидетельствуют об общей тенденции снижения численности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. По данным ФСИН России, количество таких осужденных за последнее годы снизилось более чем в десять раз - с 14 545 чел. в 2005 г. до 1155 чел. (по состоянию на 1 января 2020 г.). Несмотря на очевидную тенденцию снижения числа несовершеннолетних преступников, в 2019 г. в следственных изоляторах и тюрьмах, а также в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО и тюрем, содержались еще свыше 1000 молодых людей в возрасте до 18 лет.

Сегодня широкое распространение в среде осужденных получает вербовка новых сторонников экстремистских и террористических организаций, насаждение определенной категории осужденных экстремистских взглядов, идеологии криминальной субкультуры. Эти негативные процессы связаны с определенным сходством постулатов криминогенной среды, которой, безусловно, является среда осужденных, с экстремистскими идеологиями [5, с. 9]. Как показывает практика, вербовщики экстремистских и террористических организаций осуществляют «новооб-ращенцам» широкую поддержку (оказывают защиту, материальную финансовую помощь). Зачастую в местах лишения свободы и изоляции от общества приобщение к радикальным взглядам происходит под влиянием «сокамерников» в результате психологического манипулирования и «идеологического промывания мозгов». К слову, эти процессы происходят и в пенитенциарных учреждениях по всему миру, не случайно в зарубежных странах вместе с термином Recruitment (вербовка) [6] используются конструкты Indoctrination (целенаправленное распространение и навязывание) или Brainwashing (идеологтеская обработка) [7] применительно к вербовке новых сторонников радикальных течений.

Еще одна проблема - это распространение в среде осужденных полиграфической продукции (книги, брошюры, газеты и пр.), аудио- и видеоматериалов, содержание которых признано экстремистским. Размещение в Интернете материалов, направленных на возбуждение расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды, призывающих к осуществлению террористической деятельности и оправдывающих терроризм, романтизирующих и эстетизирующих уголовный мир, приобрело масштабный характер. Поэтому вызывает обоснованное опасение возможность доступа осужденных к ресурсам Интернета, несмотря на то, что действующие правила внутреннего распорядка учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (и воспитание), запрещают осужденным получать и покупать средства связи, сотовые телефоны и коммуникаторы, обеспечивающие доступ к информационной сети.

ЮРИйИЧЕСКИЕ НАУКИ

Необходимо с предельно точно установленной периодичностью осуществлять проверку библиотечного фонда воспитательных колоний на предмет выявления экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, каналов ее поступления. Приказ ФСИН России от 24.11.2017 № 1111 «Об организации мероприятий по противодействию терроризму, экстремистской деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы» предусматривает среди прочих мероприятий организацию формирования библиотечных фондов, направленных на недопущение распространения экстремистской идеологии в учреждениях УИС России. При этом:

1) периодичность внутренних проверок библиотек ведомственным приказом не установлена (справедливости ради отметим, что письмо заместителя директора ФСИН России от 20.08.2015 №0353277 обязывает проводить такие проверки ежеквартально);

2) по смыслу приказа формирование фондов должно осуществляться только «с учетом рекомендованной для комплектования библиотек исламской литературы».

В целях повышения эффективности мер, направленных на противодействие различным проявлениям экстремизма (в том числе и таких его видов, как политический, националистический, расовый и др.), а также распространению криминальной идеологии, считаем необходимым:

1. Установить актом (приказом) Минюста России или ФСИН России строгую периодичность проверки библиотечных фондов на предмет наличия экстремистских материалов: не реже 1 раза в квартал, а при поступлении в учреждения УИС России новой литературы - при включении ее в фонд библиотеки.

2. К проверке библиотечных фондов, фондов литературы религиозных сооружений, расположенных на территории пенитенциарных учреждений, должны привлекаться представители религиозных организаций, сотрудничающих с территориальными органами УИС России на основании договоров, а также представители общественных советов по проблемам деятельности УИС.

3. Формирование фондов должно осуществляться как «с учетом рекомендованной исламской литературы», так и с учетом рекомендаций представителей других мировых конфессий (христианства, иудаизма, буддизма), политически значимых интересов государства. Очевидно, что не только литература, признанная на основании судебного акта экстремистской, не должна находиться в фонде библиотеки, но и печатные издания, которые, например, романтизируют криминальный мир; сознательно искажают (фальсифицируют) исторические факты, посягают на историческую память народов, населяющих Россию.

4. Фонды литературы, аудио- и видеоматериалов должны быть проанализированы психологами с целью правильного подбора и комбинации материалов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетних осужденных. Такие материалы должны учитывать психические патологии и эмоциональное состояние несовершеннолетних осужденных, способствовать формированию содержательного поведения с учетом информационного противодействия вербовке молодежи в экстремистские и террористические организации; пропаганде криминальной субкультуры.

5. Принимая во внимание отсутствие в штате учреждений УИС России переводчиков (финансирования для оплаты их труда), считаем оправданным изъятие:

1) литературы на иностранном языке (например, на арабском) в случае обнаружения такой литературы в фонде библиотеки (у осужденных) и при наличии оснований полагать, что в ней могут содержаться материалы, возбуждающие социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть или вражду;

2) литературы, содержащей информацию, популяризирующую псевдосоциальные, псевдокультурные, ложные морально-эттесте нормы и идеалы преступного мира, направленные на формирование привлекательности антисоциального и криминального образа поведения.

6. В психолого-педагогическом обеспечении работы с несовершеннолетними осужденными необходимо разрабатывать и применять комплекс обучающих программ для координации и регулирования психических и познавательных процессов воспитанников, действовать согласно требованиям, которые касаются организации воспитательного и педагогического процессов. Необходимо проводить анализ деятельности сотрудников с той или иной категорией несовершеннолетних осужденных с составлением алгоритмов действий в повторяющихся моментах и ситуациях на основе выбора наиболее актуальных методов и тактик воздействия.

В завершение сформулируем ряд нормотворческих инициатив и предложений по изменению нормативных актов, которые, по нашему мнению, в условиях обновления и развития уголовно-исполнительной системы России будут способствовать профилактике проявлений экстремизма в воспитательных колониях.

1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2003 г. № 680 «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» органы и учреждения УИС России не отнесены к основным субъектам противодействия экстремистской деятельности. Считаем необходимым внести изменения в Указ Президента, включив ФСИН России в перечень активных субъектов противодействия экстремизму.

2. Считаем необходимым наделить сотрудников УИС России правами по составлению протоколов о правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 20.3, 20.3.1 и 20.29 КоАП РФ.

С этой целью следует:

1) дополнить п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях» указанными составами экстремистских административных правонарушений;

2) внести изменения в приказ ФСИН России, утверждающий перечень должностных лиц учреждений и органов УИС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, изложив его в новой редакции: «В соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица УИС России в пределах своей компетенции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 19.3, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 и 19.12, статьями 20.3. и 20.29 Кодекса».

Библиографический список

1. Состояние преступности [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://MBfl^/reports/2 (дата обращения: 20.12.2019).

2. Сергеева Ю. В. Административно-правовое регулирование противодействия молодежному экстремизму органами внутренних дел: дис. .. .канд. юрид. наук. М., 2014. 172 с.

3. Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 285 с.

4. Предупреждение вовлечения молодежи в террористические и экстремистские организации: методические рекомендации. М.; СПб., 2016. 55 с.

5. Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Проблемы противодействия рекрутированию «новых воинов джихада» II Военно-юрвдтесмй журнал. 2015. № 2. С. 9-12.

6. Masys AJ (2014) Radicalization and Recruitment: A Systems Approach to Understanding Violent Extremism // International Journal of Systems and Society (USS). № 1(2). P. 51-65.

7. Ozlem Ttizirner (2018). Indoctrination (Brainwashing) in Terror Organizations And Protection of Personality // The Journal of Academic Social Science Studies. № 73. P. 255-270.

References

1. Sostoyanie prestupnosti [The state of crime]. Oficial'nyj sajtMVD Rossii [Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. URL: https://MBfl^/reports/2 (Accessed: 20.12.2019) [in Russian].

2. Sergeeva Yu. V. Administrativno-pravovoe regulirovanie protivo-deistviya molodezhnomu ehkstremizmu organami vnutrennikh del. Diss. kand. yurid. nauk [Administrative and legal regulation of counteraction to youth extremism by internal Affairs bodies. Candidate's of Law thesis]. Moscow, 2014, 172 p. [in Russian].

3. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti [Consciousness of the personality]. Moscow, 1983, 285 p. [in Russian].

4. Preduprezhdenie vovlecheniya molodezhi v terroristicheskie i ehkstremistskie organizatsii: metodicheskie rekomendatsii [Prevention of youth involvement in terrorist and extremist organizations: methodological recommendations]. Antiterroristicheskii tsentr gosudarstv-uchastnikov SNG [CIS Anti-Terrorism Centre]. Moscow; Saint-Petersburg, 2016, 55 p. [in Russian].

5. Spasennikov B. A., Tsaturov A. V. Problemy protivodeistviya rekrutirovaniyu «novykh voi-nov dzhikhada» [Problems of counteracting recruitment of «new jihad warriors»]. Voenno-yuridicheskii zhurnal [Military juridical journal], 2015, no. 2, pp. 9-12 [in Russian].

6. Masys AJ (2014) Radicalization and Recruitment: A Systems Approach to Understanding Violent Extremism. International Journal of Systems and Society (IJSS), no. 1 (2), pp. 51-65 [in English].

7. Ozlem Tuztmer (2018). Indoctrination (Brainwashing) in Terror Organizations And Protection of Personality. The Journal of Academic Social Science Studies, no. 73, pp. 255-270 [in English].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.